Научная статья на тему 'Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми'

Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
278
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ — БУДУЩИЕ УПРАВЛЕНЦЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ И ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРЫ / STUDENTS-FUTURE MANAGERS / SPECIALISTS IN THE FIELD OF PEOPLE MANAGEMENT / SOCIABILITY / SELF-DISCIPLINE / RESPONSIBILITY / COMPARATIVE ANALYSIS / CONCEPTUAL-SEMANTIC CHARACTERISTICS / INSTRUMENTAL-STYLISTIC COMPONENTS / CORRELATION AND FACTOR STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алейкин Андрей Геннадьевич

В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми. Проанализированы сходства и различия выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также корреляционных и факторных структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Comparative Analysis of the Characteristics and Psychological Structures of Sociability, Self-Discipline and Responsibility of StudentsFuture Managers and Specialists in the Field of People Management

The article presents the results of the comparative analysis of systematic study of sociability, self-discipline and responsibility of students-future managers and specialists in the field of people management: similarities and differences in the manifestation of the conceptual-semantic and instrumental-stylistic characteristics, as well as correlation and factor structures.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ особенностей и психологических структур общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми»

СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СТРУКТУР ОБЩИТЕЛЬНОСТИ, ОРГАНИЗОВАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УПРАВЛЕНЦЕВ И СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЛЮДЬМИ

А.Г. Алейкин

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Свободы, 46, Рязань, Рязанская область, Россия, 390000

В статье представлены результаты системного исследования общительности, организованности и ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми. Проанализированы сходства и различия выраженности содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также корреляционных и факторных структур.

Ключевые слова: студенты — будущие управленцы, специалисты в области управления людьми, общительность, организованность, ответственность, сравнительный анализ, содержательно-смысловые характеристики, инструментально-стилевые составляющие, корреляционная и факторная структуры.

В современных экономических условиях главным ресурсом общества в целом и любой организации является человек, и прежде всего руководитель. В связи с этим к руководителям различного уровня предъявляются достаточно высокие требования. Для организации эффективной профессиональной деятельности менеджеров различных уровней, осуществляемой в процессе взаимодействия с людьми, необходимыми профессионально важными свойствами личности (среди многих других) являются общительность, организованность и ответственность.

Общительность как проявление активности в коммуникативной сфере, стремление и готовность к процессу взаимодействия с людьми способствует налаживанию межличностных отношений и в конечном счете эффективной профессиональной деятельности. Организованность как способность к упорядочиванию, планированию и реализации действий при минимальном расходовании времени и средств также является необходимым, профессионально значимым свойством личности управленцев. Ответственность как обобщающая характеристика волевого поведения, синтезирующая в себе проявления различных волевых, мораль-

но-волевых и нравственных качеств личности, являясь показателем социальной зрелости специалистов в сфере управления людьми, позволяет им легко справляться с требованиями окружающей действительности, согласовывать эти требования и собственные желания, отвечать за результаты своей работы, деятельность каждого подчиненного и коллектива в целом.

Формирование сильной личности, обладающей названными свойствами и способной грамотно и эффективно управлять людьми, осуществляется в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе, а затем и самой профессиональной деятельности. В связи с этим требует решения проблема формирования профессионально-личностной компетентности студентов — будущих управленцев и развития личностного потенциала специалистов различного уровня, уже имеющих опыт в управлении людьми, и претендентов на руководящие должности, которые соответствовали бы предъявляемым рынком серьезным требованиям, на самих предприятиях и в учреждениях.

Нами под руководством Н.А. Фоминой осуществлено исследование общительности, организованности и ответственности 120 студентов различных вузов г. Рязани, обучающихся по специальности «Управление персоналом», и 51 специалиста в сфере управления людьми различных предприятий г. Рязани. Данные свойства рассматривались в рамках концепции многомерно-функционального строения черт личности и индивидуальности А.И. Крупнова как системные образования, включающие в себя содержательно-смысловые (мотивационно-целевые, когнитивные и продуктивные) и инструментально-стилевые (динамические, эмоциональные и регулятивные) характеристики в их единстве и взаимосвязях [2].

В данной статье представлены результаты сравнительного анализа особенностей и психологических структур вышеназванных свойств личности студентов и специалистов.

В содержательно-смысловом аспекте общительности студентов и специалистов в сфере управления людьми статистически значимые различия обнаружены между переменными всех компонентов.

У студентов по сравнению со специалистами-управленцами более выражены обе характеристики целевого компонента, эгоцентрическая направленность мотивации, простая осведомленность об этом свойстве и продуктивность в субъектной сфере. Для них более значимы как общественные, так и личные цели, связанные с удовлетворением своих планов и желаний, достижением общественного признания в группе, успехов в учебной деятельности, совершенствованием себя и своих способностей, обретением хороших и верных друзей, получением знаний и опыта, поддержанием своего здоровья, обретением самостоятельности и независимости, достижением материального благополучия и т.д. Скорее всего, эта двойственность связана, с одной стороны, с привычкой студентов работать в группе, зависеть от нее, а с другой — с наличием личных планов и сценариев их претворения в жизнь, что выражается и в эгоцентрической направленности мотивации общительного поведения, т.е. в желании развлечься и повеселиться, стремлением быть среди людей, избежать чувства одиночества и т.д. Доминирование эгоцентрических мотивов приводит и к наибольшей продуктивности общительности в лич-ностно значимой, субъектной сфере: это свойство в большей мере способствует

развитию у них новых интересов, формированию жизненной позиции, приобретению широкого круга друзей и т.д. Скорее всего, это может быть связано с формированием жизненной позиции, рефлексии по поводу своей прошлой и дальнейшей жизни и планов на нее в студенческом возрасте (табл. 1).

Таблица 1

Особенности общительности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми

Компоненты Переменные общительности Студенты Специалисты Г-критерий Стьюдента Уровень значимости Р

Целевой Общественно значимые цели 34 27 4,679 0

Личностно значимые цели 36 32 3,257 0,002

Мотивационный Социоцентричность 32 33 -0,641 0,523

Эгоцентричность 31 26 3,596 0,001

Когнитивный Осмысленность 35 34 0,471 0,639

Осведомленность 17 21 -2,977 0,004

Продуктивный Предметность 35 36 -0,833 0,407

Субъектность 37 29 4,588 0

Динамический Эргичность 29 26 1,553 0,124

Аэргичность 15 20 -2,741 0,008

Эмоциональный Стеничность 35 29 4,105 0

Астеничность 18 19 -0,116 0,908

Регуляторный Интернальность 32 31 0,692 0,490

Экстернальность 17 14 1,949 0,054

Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 12 11 1,035 0,303

Эмоционально-личностные трудности 13 9 2,339 0,021

Примечание: достоверные различия выделены жирным шрифтом и серым фоном.

Управленцам же, как ни удивительно, более, чем студентам, свойственна простая осведомленность об общительности, неверное представление о ней как о врожденной, передающейся по наследству природно-заданной особенности человека.

В инструментально-стилевом блоке общительности студентов и руководителей статистически значимые различия обнаружены между аэргичностью, сте-ничностью и показателями эмоционально-личностных трудностей.

У студентов более выражено стремление к общению, более широкий круг общения, заинтересованность в его обновлении и т.д., больше стенических эмоций при знакомстве с новыми людьми, в окружении других людей, при нахождении в центре внимания и т.д., несмотря на переживания смущения, стеснения, страха того, что их могут неправильно понять и т.д. И это не случайно: студенческий возраст — это этап познания себя и мира в процессе общения, период радостных надежд и жизненных планов на будущее.

В корреляционной структуре общительности студентов и специалистов в области управления людьми обнаружены тесные связи между содержательно-смысло-

выми переменными. Однако у студентов большее количество связей в целом, в особенности у осмысленности с мотивационным и продуктивным компонентами данного свойства. Внутри инструментально-стилевого блока общительности у обеих групп испытуемых одинаково тесно связаны все агармонические переменные и трудности. Межаспектных связей у руководителей в три раза больше, чем у студентов. Ядро их и у одних, и у других составляет стеничность, однако у специалистов в области управления она связана с эгоцентричностью, субъектностью и обеими переменными целевого, а у студентов — мотивационного и продуктивного компонентов.

В факторной структуре общительности и студентов, и специалистов в сфере управления первый фактор содержит обе переменные продуктивного компонента, эгоцентричность и стеничность; второй — обе рефлексивно-оценочные характеристики, экстернальность и аэргичность; третий — общественно значимые цели и эгоцентричность. В четвертый фактор у студентов входит только эргичность, а у специалистов в области управления — переменные целевого компонента.

В содержательно-смысловом блоке организованности студентов и специалистов-управленцев статистически различаются показатели переменных целевого компонента, а также социоцентричности (табл. 2).

Таблица 2

Особенности организованности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми

Компонеты Переменные организованности Студенты Специалисты Г-критерий Стьюдента Уровень значимости Р

Целевой Общественно значимые цели 35 28 4,697 0

Личностно значимые цели 37 34 3,187 0,002

Мотивационный Социоцентричность 34 38 -2,754 0,007

Эгоцентричность 37 35 1,687 0,095

Когнитивный Осмысленность 36 35 1,112 0,268

Осведомленность 14 15 -0,616 0,539

Продуктивный Предметность 34 35 -0,289 0,773

Субъектность 35 36 -1,625 0,106

Динамический Эргичность 32 31 1,129 0,261

Аэргичность 19 11 5,547 0

Эмоциональный Стеничность 34 36 -2,037 0,043

Астеничность 23 22 0,566 0,573

Регуляторный Интернальность 32 33 -0,865 0,389

Экстернальность 19 15 2,084 0,039

Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 17 15 1,247 0,215

Эмоционально-личностные трудности 17 12 2,816 0,006

Примечание: достоверные различия выделены жирным шрифтом и серым фоном.

У студентов в процессе организованного поведения, как и общительного, более выражены цели, установки, намерения, интересы как личного, так и общественного характера. Они уже в какой-то мере сформировали свои цели на будущее, в том числе профессиональную деятельность, но все еще очень зависят от окружения, пытаются работать в команде. Специалисты в силу специфики своей управленческой деятельности при реализации организованного поведения чаще студентов руководствуются стремлениями реализовать намерения коллектива, его членов, помочь им, заслужить уважение, сплотить коллектив и т.д.

В инструментально-стилевом блоке организованности у студентов по сравнению со специалистами более выражены агармонические переменные всех компонентов. Аэргичность данного свойства свидетельствует о том, что они чаще испытывают недостаток времени для четкой организации дела, предварительно не продумывают дальнейшие шаги, задумывают больше, чем воплощают в жизнь, не стремятся организовать свое время, что, возможно, может быть результатом недостатка жизненного опыта. Они надеются на везение, случай или судьбу, не верят в свои силы и способности, поэтому испытывают больше эмоционально-личностных трудностей, обусловленных повышенной тревожностью, неуверенностью в себе и пр.

Специалисты в сфере управления чаще, чем студенты, испытывают положительные эмоции от процесса реализации организованности, поскольку им удается организовать и сделать дела в срок, четко упорядочить свою жизнь и т.д.

В корреляционной структуре организованности студентов и специалистов в области управления людьми выявлено почти одинаковое количество связей, хотя у специалистов в области управления большее, чем у студентов, количество корреляций в содержательно-смысловом блоке этого свойства. При этом у всех наибольшее количество связей имеют эгоцентричность, субъектность и общественно значимые цели, а у специалистов кроме этого — социоцентричность, личностно значимые цели и предметность. В инструментально-стилевом аспекте данного свойства и у одних, и у других больше корреляций между агармоническими переменными и различными трудностями. При этом специалисты в сфере управления людьми имеют большее количество связей между аэргичностью, эмоционально-личностными трудностями и астеничностью, а студенты — аэргичностью и обеими характеристиками рефлексивно-оценочного компонента. Межаспектных связей больше у студентов (с интернальностью, стеничностью и эргичностью), чем у специалистов в области управления (ядром у которых является стеничность).

В факторной структуре организованности студенты и руководители имеют достаточно похожие первые два фактора: в первый входят почти все переменные содержательно-смыслового блока (кроме осведомленности) и стеничность; во второй — агармонические инструментально-стилевые составляющие и различные трудности.

Содержательно-смысловые (целевые, мотивационные, когнитивные и продуктивные) характеристики ответственности студентов и специалистов в области управления не различаются на значимом уровне между собой, в то время как в инструментально-стилевом блоке достоверные различия обнаружены между

показателями агармонических переменных динамического, эмоционального, ре-гуляторного компонентов и обеими рефлексивно-оценочными характеристиками (табл. 3).

Таблица 3

Особенности ответственности студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми

Компоненты Переменные ответственности Студенты Специалисты Г-критерий Стьюдента Уровень значимости р

Целевой Общественно значимые цели 35 34 0,815 0,417

Личностно значимые цели 38 37 0,326 0,745

Мотивационный Социоцентричность 35 36 -1,272 0,206

Эгоцентричность 31 29 1,088 0,279

Когнитивный Осмысленность 37 36 0,889 0,376

Осведомленность 14 16 -0,976 0,332

Продуктивный Предметность 36 38 -1,802 0,074

Субъектность 37 36 0,623 0,535

Динамический Эргичность 30 32 -1,706 0,091

Аэргичность 17 8 6,303 0

Эмоциональный Стеничность 34 32 1,352 0,179

Астеничность 27 24 2,181 0,031

Регуляторный Интернальность 37 37 0,298 0,766

Экстернальность 23 15 5,868 0

Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 22 16 3,003 0,003

Эмоционально-личностные трудности 17 10 4,325 0

Примечание: достоверные различия выделены жирным шрифтом и цветным фоном.

Аэргичность и экстернальная регуляция данного свойства у студентов в два раза выше, чем у руководителей. Студенты избегают ситуаций, в которых нужно брать ответственность на себя, часто забывают про свои обещания, совершают важные и ответственные поступки только в воображении и т.д. Они склонны винить окружающих и обстоятельства в провалах при реализации ответственного поведения вместо того чтобы брать ситуацию в свои руки, уповая на собственные силы. Возможно, в юношеском возрасте из-за отсутствия жизненного опыта и не-сформированности до конца жизненной позиции человек боится взять ситуацию в свои руки, так как это может вызвать последствия, которые могут повлиять на его жизнь; в этой ситуации ему проще обвинить судьбу или других людей. При выполнении ответственных заданий они чаще испытывают чувство неуверенности, страха, тревогу по мере приближения срока отчетности. В связи с этим у студентов больше, чем у специалистов, различного рода трудностей (как операциональных, так и эмоционально-личностных).

В корреляционной структуре ответственности специалистов в области управления людьми по сравнению со студентами было выявлено большее количество

связей. При этом внутри содержательно-смыслового блока переменные более тесно связаны у студентов (наибольшее количество связей у гармонических переменных: осмысленности, предметности и общественно — значимых целей). В структуре ответственности руководителей больше корреляций у агармонических составляющих: эгоцентричности, субъектности и личностно значимых целей. В инструментально-стилевом аспекте у специалистов в два раза больше связей, чем у студентов. У обеих групп наибольшее количество корреляций имеют экстерналь-ность и эмоционально-личностные трудности. Межаспектных связей в два раза больше у руководителей (хотя и у одних, и у других их ядром является стенич-ность).

В факторной структуре ответственности и студентов, и руководителей первый фактор включает в себя обе переменные продуктивного компонента, эргич-ность, стеничность и интернальность; второй — аэргичность, астеничность, экс-тернальность. Кроме того, у студентов во второй фактор вошли различные трудности, в третий — обе переменные целевого компонента и эгоцентричность, в четвертый — различные трудности.

Таким образом, в результате проведенного сравнительного анализа выявлены сходство и различия в выраженности и соотношениях мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых особенностей, а также специфика структурной организации общительности, ответственности и организованности у студентов — будущих управленцев и специалистов в области управления людьми.

Общими особенностями всех трех свойств личности у студентов — будущих управленцев и специалистов в сфере управления являются сила, устойчивость и постоянство стремлений к их реализации, преобладание личностно значимых целей при реализации общительного, ответственного и организованного поведения, глубокое и осмысленное представление о всех рассматриваемых свойствах, ярко выраженные стенические эмоции, интернальная регуляция и низкие показатели различных трудностей. Кроме того, в факторной структуре организованности студентов и специалистов в сфере управления обнаружены идентичные первый фактор, который объединяет большинство содержательно-смысловых характеристик и стеничность, и второй, содержащий агармонические переменные инструментально-стилевого аспекта и трудности.

Различия проявляются в том, что специалисты в области управления, реализуя общительность в общественно-полезной сфере деятельности, руководствуются социоцентрической мотивацией, а студенты — как общественными, так и личными мотивами, получая результаты прежде всего в личностно значимой сфере жизнедеятельности. Эгоцентрические мотивы доминируют у студентов, в отличие от специалистов, и при реализации организованности. Кроме того, у студентов в корреляционной структуре общительности более связаны между собой переменные внутри содержательно-смыслового, а у специалистов-управленцев — инструментально-стилевого блоков.

В корреляционной структуре организованности специалистов-управленцев большее количество связей внутри обоих аспектов, а студентов — межаспектных корреляций. В структуре ответственности студентов больше всего связей у гар-

монических переменных содержательно-смыслового блока, а специалистов-управленцев — у агармонических составляющих обеих блоков (эгоцентричности, личностно значимых целей и субъектности. Кроме того, у руководителей более тесно, чем у студентов, связаны между собой инструментально-стилевые составляющие общительности, а также переменные различных аспектов этого свойства.

Факторные структуры общительности и ответственности студентов и специалистов в области управления также имеют различия. У студентов в первый фактор общительности вошли в основном содержательно-смысловые характеристики, а у специалистов-управленцев — инструментально-стилевые. Первый фактор ответственности студентов включает в себя большее количество переменных, среди которых доминируют содержательно-смысловые, а первый фактор специалистов-управленцев — характеристики обоих блоков. Во втором факторе студентов — трудности, а специалистов-управленцев — обе переменные мотиваци-онного компонента и осмысленность этих свойств.

Таким образом, студенты — будущие управленцы общительность проявляют чаще всего в личностно значимой, субъектной сфере, руководствуясь как лич-ностно значимыми, так и общественно значимыми целями и в большей степени эгоцентрической мотивацией, встречаясь при этом с эмоционально-личностными трудностями. При реализации организованного поведения у них также выражены и общественно, и личностно значимые цели, встречаются эмоционально-личностные трудности, однако меньше, чем у руководителей, выражено стремление к организованности, а больше — внешняя, экстернальная регуляция данного свойства. Их ответственность характеризуется большей, чем у специалистов, выраженностью агармонических инструментально-стилевых характеристик, т.е. слабой готовностью брать на себя ответственность, астеническими эмоциями, внешней, экстерналь-ной саморегуляцией и различными трудностями при ее проявлении.

Специалисты имеют более поверхностное представление об общительности, и, возможно, поэтому менее выраженное стремление к его проявлению. Реализуя организованное поведение, они демонстрируют большую выраженность социо-центрической направленности мотивации и переживают больше стенических эмоций, чем студенты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в целом у студентов — будущих управленцев и специалистов в сфере управления людьми сформированы такие профессионально важные личностные свойства, как общительность, организованность и ответственность. Их развитию способствуют глубокое понимание, осознание важности этих свойств для успешной деятельности, в том числе профессиональной, переживание положительных, стенических эмоций в процессе их проявления и внутренняя саморегуляция. Однако и студентам в процессе профессиональной подготовки в вузе, и специалистам в области управления людьми в процессе их профессиональной деятельности для повышения ее эффективности необходима целенаправленная работа по гармонизации общительности, ответственности и организованности. И одним, и другим необходимо повышать продуктивность в общественно значимой сфере и социоцентрическую мотивацию, а так-

же уменьшать количество как операциональных, так и эмоционально-личностных трудностей. Кроме того, студентам следует повышать стремление к организованному и ответственному поведению и активную его саморегуляцию, а специалистам — готовность к общению.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1999.

[2] Крупное А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.

THE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CHARACTERISTICS

AND PSYCHOLOGICAL STRUCTURES OF SOCIABILITY, SELF-DISCIPLINE AND RESPONSIBILITY OF STUDENTS -FUTURE MANAGERS AND SPECIALISTS IN THE FIELD OF PEOPLE MANAGEMENT

A.G. Aleykin

The Department of Psychology of the Personality, Special Psychology and Correctional Pedagogy Ryazan State University named after S.A. Esenin.

Svoboda St., 46, Ryazan, Ryazan region, Russia, 390000

The article presents the results of the comparative analysis of systematic study of sociability, self-discipline and responsibility of students-future managers and specialists in the field of people management: similarities and differences in the manifestation of the conceptual-semantic and instrumental-stylistic characteristics, as well as correlation and factor structures.

Key words: students-future managers, specialists in the field of people management, sociability, self-discipline, responsibility, comparative analysis, conceptual-semantic characteristics, instrumental-stylistic components, correlation and factor structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.