ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
Н.А. Фомина, Т.А. Арутюнян
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000
В статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры общительности как системного свойства личности и тревожности подростков.
Ключевые слова: личность, подростки, общительность, системное образование, содержательно-смысловые и инструментально-стилевые характеристики, тревожность.
Как известно, одним из приоритетных направлений исследований в современной психологической науке является изучение особенностей развития личности как особого системного качества, приобретаемого индивидом в многообразных социальных отношениях, в которые он вступает в процессе своей деятельности, становясь личностью, развиваясь как личность (Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шоро-хова и др.).
Особую значимость в процессе формирования и развития личности имеет подростковый возраст, представляющий собой остро протекающий и противоречивый переход от детства к взрослости: возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, формируется нравственно-волевая сфера, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям, а самое главное — ребенок выходит на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества [5. С. 31].
Важнейшей сферой жизнедеятельности для подростка является общение, особенности которого имеют огромное значение для формирования основных структурных компонентов личности в подростковом возрасте. С одной стороны, у подростков отмечается расширение сферы общения, что проявляется в увеличении времени, которое расходуется на это, существенном расширении его социального пространства (среди ближайших друзей подростков и старшеклассников учащиеся других школ, училищ, студенты, рабочие, военнослужащие), расширении географии общения и, наконец, особом феномене, получившем название «ожидание общения» и выступающем в самом поиске его, в постоянной готовности к контактам. С другой стороны, наблюдается растущая индивидуализация отношений, о которой свидетельствует высокая избирательность в дружеских привязанностях, подчас максимальная требовательность к общению в диаде. В поиске
общения выражается потребность подростков пережить новый опыт, испытать себя в новой роли, а в избирательности — потребность в самовыявлении и встречном понимании. Обе эти потребности носят настоятельный характер, и то, как они удовлетворяются (или не удовлетворяются), вызывает у них глубокие переживания [1. С. 58].
В связи с этим весьма актуальным, на наш взгляд, является изучение особенностей общительности как важнейшего свойства личности и тревожности подростков, проявляющихся в процессе общения их со сверстниками и взрослыми и во многом определяющих и этот процесс, и формирование их личности в целом. Это особенно важно на данном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
В данной статье представлены некоторые результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры общительности как системы устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъекта к межличностному взаимодействию, выполненного в рамках многомерно-функционального подхода А.И. Крупнова [2; 3; 4], и тревожности подростков 13—14 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе — комплексе № 51 и лицее № 4 г. Рязани.
У подростков достаточно противоречив содержательно-смысловой аспект данного свойства: внутри мотивационного, продуктивного и когнитивного компонентов между гармоническими и агармоническими переменными отсутствуют значимые различия (табл. 1). При проявлении общительности они руководствуются как социоцентрическими, так и эгоцентрическими мотивами, что соответственно проявляется как в общественно значимых, так и в личностно значимых сферах их жизнедеятельности. 42% подростков свойственен высокий уровень со-циоцентрической, а 37% — эгоцентрической направленности мотивации; у 21% обнаружена средняя выраженность социоцентрических, а у 26% — эгоцентрических мотивов; у 37% выявлена средняя социоцентричность и эгоцентричность. У 47,1% подростков высокий уровень субъектности, а у 44,5% — предметности; средняя выраженность продуктивности в личностной сфере у 16,8%, а в общественно-значимой — у 23,5%. В этом, по всей видимости, отражается известная особенность подросткового возраста, связанная, с одной стороны, со стремлением к общению со сверстниками, которое становится основным способом социального моделирования отношений, важного для становления личности подростков, с другой — с желанием разрешить в процессе общения свои личные проблемы, разобраться в себе, самоутвердиться, выразить себя, не отстать от других, завоевать уважение.
Одной части подростков свойственно глубокое понимание общительности как средства взаимодействия с людьми, познания и понимания себя и других, другой — поверхностное представление об этом важнейшем свойстве, неумение разграничивать его с другими. Высокий уровень осмысленности выявлен у 37,8%, а простой осведомленности — у 49,6%, средняя осмысленность — у 27,7%, а осведомленность — у 17,6% подростков.
Таблица 1
Особенности общительности подростков
Компонент Переменные Среднее значения Г-критерий Уровень значимости различий
Мотивационный Социоцентричность 37,67 2,593 0,361
Эгоцентричность 34,71
Когнитивный Осмысленность 47,47 2,228 0,221
Осведомленность 45,04
Продуктивный Предметность 38,66 -5,476 0,823
Субъектность 44,71
Регуляторный Интернальность 40,29 13,014 0,000
Экстернальность 22,23
Динамический Эргичность 41,96 11,664 0,000
Аэргичность 24,52
Эмоциональный Стеничность 49,23 21,388 0,000
Астеничность 15,77
Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 12,55 -1,311 0,192
Личностные трудности 13,71
Примечание. Значимые различия выделены полужирным шрифтом.
В инструментально-стилевом аспекте общительности, в отличие от содержательно-смыслового, гармонические переменные всех входящих в него компонентов (эргичности в динамическом, интернальности в регуляторном и стенич-ности в эмоциональном), способствующие формированию и развитию данного свойства, явно доминируют над агармоническими.
Показатели эргичности общительности, т.е. стремления к общению, инициативности в завязывании знакомств, энергичности в общении намного выше показателей аэргичности. У 42% подростков обнаружен высокий уровень эргичности и у 16,8% — средний, что подтверждает общеизвестный вывод о присущей подросткам общительности и выходе общения со сверстниками на первый план в качестве ведущего вида деятельности.
При проявлении общительного поведения подростки переживают стенические эмоции более чем в 3 раза чаще, чем астенические. У 45,4% подростков высокий уровень стеничности и у 23,5% — средний. В процессе общения при взаимодействии с окружающими, знакомстве с новыми интересными людьми, которые помогают открывать подросткам мир, а также столь важные для него новые грани своего Я, они испытывают чувства радости, удовлетворения, восхищения и т.д.
Доминирование интернальной, внутренней саморегуляции общительности (у 37% подростков выявлен ее высокий уровень, у 29,4% — средний) свидетельствует о том, что, несмотря на переходный возраст (от детства к юности), большинству подростков свойственна самостоятельность, убежденность в том, что от них самих зависит, как сложатся отношения с другими людьми, что уважение со стороны других людей — это результат направленных усилий самого человека и т.д.
Невысокие значения обеих переменных рефлексивно-оценочного компонента и отсутствие между ними значимых различий свидетельствуют о том, что в процессе общения подростки иногда испытывают чувства смущения, стеснения при нахождении в центре внимания компании или группы, боязнь оказаться в неловком положении, а иногда им не хватает умений организовать эффективное общение.
В корреляционной структуре общительности подростков выявлено 20 положительных связей, причем больше всего связей (11) — между переменными содержательно-смыслового аспекта, значительно меньше (5) — внутри инструментально-стилевого блока и 4 межаспектные связи.
Теснее всех с различными переменными общительности связаны субъект-ность (7), предметность (5), эгоцентричность (4) и наиболее выраженная среди всех стеничность (4 связи, 3 из которых межаспектные).
Это еще раз подтверждает значимость для подростков получения результата от процесса общения, особенно в личностной сфере для самовыражения, познания себя и самовоспитания, и переживание множества эмоций, чаще всего положительных, в коммуникативном процессе. Переживание негативных эмоций связано с экстернальной регуляцией и проблемами, как личностного характера, так и связанными с неумением поддержать разговор.
В факторной структуре общительности подростков выделились 4 фактора (табл. 2).
Таблица 2
Факторная структура общительности подростков
Переменные Факторы
Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4
Социоцентричность 0,140 0,375 0,533 0,223
Эгоцентричность — 0,268 0,903 —
Осмысленность 0,143 0,359 0,322 0,864
Осведомленность -0,136 0,271 0,632 0,255
Предметность — 0,580 0,395 0,117
Субъектность — 0,596 0,517 0,139
Интернальность — 0,550 — 0,127
Экстернальность 0,553 — 0,276 —
Эргичность -0,366 0,638 0,329 —
Аэргичность 0,437 — — —
Стеничность — 0,659 0,261 —
Астеничность 0,823 — — —
Операциональные трудности 0,648 -0,207 -0,194 —
Личностные трудности 0,866 -0,136 — -0,130
Примечание. Серым цветом и полужирным шрифтом выделены статистически значимые факторные
веса.
Обращает на себя внимание первый астенично-оценочный (затрудняющий) фактор общительности подростков, в который вошли агармонические переменные эмоционального и регуляторного и обе составляющие рефлекторно-оценоч-ного компонента (с наибольшим весом эмоционально-личностные трудности и ас-теничность). Второй стенично-динамический (или гармонично-стилевой) фактор данного свойства образовали гармонические переменные регуляторного, динамического и эмоционального и обе характеристики продуктивного компонентов. Третий эгоцентрично-смысловой фактор составили содержательно-смысловые характеристики общительности: обе переменные мотивационного компонента, осведомленность и субъектность (эгоцентричность с наибольшим весом).
В четвертый осмысленный фактор вошла только одна переменная, определившая его название.
Поскольку состояние эмоциональной сферы подростков во многом определяет их поведение, нами с помощью методики многомерной оценки детской тревожности Е.Е. Ромициной были исследованы особенности их общего эмоционального состояния в условиях взаимодействия с окружающими (сверстниками, родителями, учителями), а также в ситуациях самовыражения и оценки качества знаний, специфика их эмоционально-личностного реагирования на успех, психофизиологического и нейровегетативного реагирования в стрессогенных ситуациях.
Анализ полученных результатов показал, что при нормативном или низком уровне общей тревожности, связанной с особенностями их самооценки, уверенности в себе (у 84%), тревожности в отношениях со сверстниками (у 82%), тревоги, связанной с оценкой окружающих, ожиданием негативных реакций с их стороны (у 72%) или успешностью в обучении, потребностью в успехе, достижении высоких результатов (у 76%), а также вегетативной реактивности, обусловленной тревожностью (у 80%), почти половине подростков (47%) свойственен повышенный или высокий уровень тревоги во взаимоотношениях с родителями, в том числе в связи с оценкой их родителями; у трети (36%) обнаружены признаки снижения психической активности, астении в ответ на тревожные факторы среды, влияющие на их приспособляемость к стрессогенным ситуациям, а для 30% характерна тревога во взаимоотношениях с учителями и в успешность обучения (табл. 3). Возможно, это связано с трудностями взаимодействия подростков с родителями и учителями из-за смены значимых лиц, появления потребности в освобождении от контроля и опеки старших и т.д.
Таблица 3
Особенности тревожности подростков
Показатель Шкала
Общая Тревога Трево- Тре- Тре- Трево- Трево- Тре- Сниже- Повы-
тре- в отно- га, вога вога га, свя- га вога ние шенная
вож- шениях свя- в от- в от- занная в си- в си- психи- вегета-
ность со занная ноше- ноше- с ус- туаци- туа- ческой тивная
сверст- с оцен ниях ниях пеш- ях са- циях актив- реактив-
никами кой с учи- с ро- ностью мовы- про- ности, ность,
окру- теля- дите- в обу- раже- верки обус- обус-
жа- ми лями чении ния зна- лов- ловлен-
ющих ний ленное ная тре-
трево- вогой
гой
Среднее значение 2,9 3,1 4 3,6 5,3 3,8 3,3 4,2 4,7 2,8
Отсутствие трево- 84 82 72 70 53 76 77 70 64 80
ги или норматив-
ный ее уровень, %
Повышенный или 16 18 28 30 47 24 23 30 36 20
высокий уровень
тревожности, %
В факторной структуре тревожности подростков выделились 3 фактора. В первый самый насыщенный фактор социальной тревожности вошли тревожность, возникающая в ситуациях самовыражения (с наибольшим весом), тревожность во взаимоотношениях со сверстниками, общая тревожность и тревожность
в связи с оценкой окружающих. Это подчеркивает, с одной стороны, значимость, с другой, — эмоциональную сложность самопрезентации, самовыражения, демонстрации своих возможностей в подростковом возрасте, особенно среди референтной для подростков группы сверстников, строго оценивающей их достоинства и недостатки, что может провоцировать общее тревожное состояние. Второй фактор тревожной психосоматики составили повышение вегетативной реактивности (с наибольшим весом) и снижение психической активности, связанное с тревогой, отражающие характерные для подростков особенности приспособляемости к факторам стрессогенного характера. Третий фактор образован тревожностью при достижении успехов в учебе. Как известно, в процессе взросления, во время кризиса подросткового возраста на первый план выходят новые приоритеты — общение со сверстниками, познание себя, появляется ощущение взрослости, отвлекающие подростков от образовательного процесса. В то же время важное значение для подростков имеет успех, достижение высоких результатов, в том числе и в учебе, к которым они привыкли с младшего школьного возраста, а, кроме того, требования учителей и учебной программы возрастают, что вызывает у них тревожное состояние (табл. 4).
Таблица 4
Факторная структура тревожности подростков
Шкала Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3
Общая тревожность 0,601 0,359 0,304
Тревожность во взаимоотношениях со сверстниками 0,682 — 0,296
Тревожность в связи с оценкой окружающих 0,589 0,383 0,316
Тревожность во взаимоотношениях с учителями 0,452 0,267 0,260
Тревожность во взаимоотношениях с родителями 0,399 0,303 0,191
Тревожность, связанная с успешностью в обучении 0,263 0,227 0,937
Тревожность, возникающая в ситуациях самовыражения 0,801 0,190 —
Тревожность, возникающая в ситуации проверки знаний 0,481 0,435 0,320
Снижение психической активности, связанное с тревогой 0,398 0,511 0,153
Повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой — 0,816 0,124
Примечание. серым цветом и полужирным шрифтом выделены статистически значимые факторные веса.
Таким образом, на основании анализа всех вышеизложенных результатов исследования можно сделать следующие выводы.
1. При проявлении общительности подростки руководствуются как социо-центрическими, так и эгоцентрическими мотивами, что проявляется как в общественно, так и в личностно значимой сферах их жизнедеятельности. В этом, по всей видимости, отражается известная особенность подросткового возраста, связанная, с одной стороны, с огромной важностью для них общения со сверстниками, значимостью коллективных интересов и дел, с другой — с выраженным стремлением разобраться в себе, самоутвердиться, выразить себя, не отстать от других, завоевать уважение.
2. В процессе общения при взаимодействии с окружающими, знакомстве с новыми интересными людьми, которые помогают открывать подросткам мир и самих себя, они испытывают чувства радости, удовлетворения, восхищения и т.д. Хотя иногда в процессе общения они испытывают эмоционально-личностные трудности (чувство смущения, стеснения при нахождении в центре внимания
компании или группы, боязнь оказаться в неловком положении) или операциональные трудности, связанные с недостатком навыков реализации общительного поведения.
3. Для гармонизации общительности подростков педагогам и психологам при организации учебно-воспитательной и развивающей работе с данной категорией учащихся необходимо повышать уровень социоцентрической мотивации, продуктивности и осмысленности (снижая, соответственно, эгоцентричность и субъ-ектность) этого свойства. Кроме того, следует снижать уровень тревоги во взаимоотношениях с родителями, учителями и в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, влияющую на успешность обучения, которая возникает в связи со сменой значимых лиц, появлением потребности в освобождении от контроля и опеки старших и т.д., помогать преодолевать сложности самопрезентации, самовыражения, особенно среди референтной группы сверстников, строго оценивающей их достоинства и недостатки.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987.
[2] Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 63—74.
[3] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[4] Новикова И.А., Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности личностной активности в коммуникативной сфере // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2009. — № 1. — С. 36—40.
[5] Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 1987.
[6] Реан А.А. Психология подростка. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.
PECULIARITIES OF SOCIABILITY AND ANXIETY IN TEENAGERS
N.A. Fomina, T.A. Arutyunyan
Department of Psychology of Personality, Psychology of Special Needs and Corrective Pedagogy Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonsky Str., 18, Ryazan, Russia, 390000
The results of empirical research of psychological peculiarities and structures of sociability as a system attribute of personality and anxiety of teenagers are presented in the article.
Key words: personality, teenagers, sociability, system formation, semantic-content and instrumental-style characteristics, anxiety.