ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Н.А. Фомина, О.В. Теняева
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000
В статье представлены общие и специфические особенности корреляционных и факторных структур ответственности мальчиков и девочек подросткового возраста с девиантным поведением.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, ответственность, инструментально-стилевые и содержательно-смысловые характеристики, корреляционная и факторная структура.
Ответственность является важнейшим свойством личности, позволяющим ей принимать ценности и идеалы общества, в котором она живет, легко справляться с его требованиями.
Воспитание ответственности происходит на протяжении всей жизни человека. С самого раннего детства, получая за свои поступки поощрения или наказания, ребенок приучается к ответственному поведению. Однако особое значение для формирования различных сторон личности, а особенно волевых свойств, к которым относится и ответственность, имеет подростковый возраст — особая фаза психического развития личности, формирования психологической зрелости как сознательной регуляции собственного поведения. Чувство ответственности проявляется у подростка в глубоком эмоциональном ощущении своей принадлежности к обществу, в глубоко личном принятии его ценностей и идеалов [2].
Однако в этом возрасте часто возникают нарушения социальной адаптации личности, одним из проявлений этого является девиантное поведение подростков. Проблема девиантного поведения подростков, деструктивного как для личности, так и для общества в целом, является одной из острейших проблем современности, вызывающих повышенный интерес в различных областях жизни, в частности психологии. Однако особенности ответственности подростков с девиантным поведением не были предметом специального изучения.
Среди подростков растет число как мальчиков, так и девочек, которые попадают под влияние асоциальных личностей, втягивающих их в противоправную деятельность, и проявляют девиации в поведении из-за недостатков семейного воспитания, разрушения семейных устоев, роста пьянства и наркомании, пропаганды вседозволенности средствами массовой информации. В связи с этим большой интерес вызывают гендерные особенности личности подростков с девиантным поведением.
Особенностями личности мальчиков-подростков с отклоняющимся поведением являются двойственность мировоззренческих взглядов, несамостоятельность в принятии решений при ярко выраженном стремлении к неформальному груп-
повому общению и поведению. Они хотели бы быть умными, добрыми, честными и сильными, но ничего не делают для того, чтобы стать такими. Их слова часто расходятся с делом: они употребляют различные психоактивные вещества, несмотря на то, что считают алкоголизм и наркоманию серьезной проблемой.
Девочки-подростки с отклоняющимся поведением часто оказываются втянутыми в асоциальные группировки из-за неуверенности в собственной женской привлекательности, которая требует постоянного подтверждения со стороны лиц противоположного пола. Желая предстать в более выгодном свете, не показать свою ущербность, они часто лгут, подавляют свою индивидуальность, чтобы быть принятыми в своей микросреде, группе, попасть в которую они хотели бы. При этом они понимают свое социальное неблагополучие, восприимчивы и уязвимы [1].
В данной статье представлены гендерные различия психологической структуры ответственности 76 подростков (55% из них мальчики, 45% девочки) в возрасте 12—16 лет с девиантным поведением, из них 83% были исключены из массовых школ за нарушение правил поведения, 66% не успевали по различным предметам и были оставлены на повторное обучение (некоторые по несколько раз), 20% состоят на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних, 26% имеют судимость.
Ответственность как система устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих состояние готовности и стремление субъекта к ответственному поведению [3], исследовалась в контексте многомерно-функционального подхода А.И. Крупнова [6]. С инструментально-стилевой стороны ответственность характеризовалась постоянством стремления к ответственному поведению или, напротив, его неустойчивостью (эргич-ностью/аэргичностью динамического компонента), модальностью эмоциональных переживаний (стеничностью/астеничностью), внутренней, активной или внешней, пассивной саморегуляцией (интернальностью/экстернальностью), а с содержательно-смысловой — направленностью мотивации (социоцентричностью/эгоцент-ричностью), сферой приложения результата ответственных действий (предметной или субъектной), степенью осознанности (осмысленностью/осведомленностью) [5].
В корреляционной структуре ответственности девочек-подростков с девиантным поведением было выявлено 17 корреляций. Больше всего (6 корреляций) связей с различными переменными образовала эргичность их ответственности, также достаточно тесно связанными с другими переменными оказались аэргич-ность, доминирующая предметность, интернальность, астеничность и социоцент-ричность (4 корреляции). При этом внутри содержательно-смыслового аспекта обнаружена лишь 1 положительная корреляция между предметностью и социо-центричностью ответственности, которая указывает на стремление подростков реализовать ответственное поведение ради других, из чувства долга в общественно значимых сферах.
В инструментально-стилевом аспекте этого свойства личности выявлено 7 корреляций (5 положительных и 2 отрицательные); 3 связи с другими перемен-
ными обнаружены у невысоких, но более выраженных, чем у мальчиков, эргич-ности и интернальности, а также астеничности; 2 — у аэргичности и экстерналь-ной регуляции ответственности, лишь 1 связь образовала стеничность. Выявлено 9 межаспектных положительных связей в структуре ответственности девочек с девиантным поведением. Больше всего корреляций (по 3) выявлено у гармонической инструментально-стилевой переменной — эргичности (с осмысленностью, со-циоцентричностью и предметностью), а кроме того предметности (помимо эргич-ности с астеничностью и интернальностью) и социоцентричности (с эргично-стью, стеничностью и экстернальностью), которые способствуют формированию ответственного поведения. Помимо этого аэргичность их ответственности положительно коррелирует с осведомленностью и субъектностью.
Таким образом, повышение стремления к проявлению ответственности у де-вочек-подростков с девиантным поведением напрямую зависит от понимания, осознания ими необходимости такого поведения (недостаточное, поверхностное знание об ответственном поведении может вызвать желание избегать ответственности, откладывать выполнение порученных дел), желания выполнить взятые на себя обязательства ради помощи значимым для них людям, достижения успеха группы в общественно значимых сферах жизнедеятельности и достаточной саморегуляции. В этом случае реализация ответственного поведения вызывает у них радость, удовлетворение от достижения желаемого результата, хотя зачастую ситуация ожидания от них ответственного поведения, вызванного доверием со стороны окружающих, пугает их, вызывает чувство неуверенности.
В корреляционной структуре ответственности мальчиков-подростков с девиантным поведением было выявлено 18 корреляций. Как и у девочек, меньше всего связей (3 корреляции) между переменными содержательно-смыслового аспекта и значительно больше связей внутри инструментально-стилевого аспекта (6 корреляций) и межаспектных (7 корреляций).
При этом максимальное количество связей (по 5 корреляций) у эргичности и стеничности, 4 корреляции обнаружено у предметности, по 3 — у аэргичности, астеничности, экстернальности, социоцентричности, осмысленности данного свойства личности. В содержательно-смысловом аспекте ответственности 2 корреляции образовала социоцентричность (с осмысленностью и предметностью) и 1 — осведомленность (с субъектностью).
В инструментально-стилевом блоке корреляционным ядром является сте-ничность, у которой обнаружены 4 связи (с астеничностью, экстернальностью, эргичностью и личностными трудностями). Кроме того, по 2 положительные корреляции у астеничности, эргичности и экстернальной регуляции и по 1 — у личностных трудностей и аэргичности ответственности.
Межаспектных связей в структуре их ответственности больше всего у невыраженной эргичности (с осмысленностью, социоцентричностью и предметностью) и доминирующей предметности (кроме эргичности с аэргичностью и сте-ничностью). Таким образом, можно сделать вывод о том, что ответственность мальчиков с девиантным поведением прежде всего определяется стилевыми, а не содержательно-смысловыми характеристиками, важную роль среди которых
играют агармонические переменные. Помимо этого, эгоцентричность положительно коррелирует с операциональными трудностями и экстернальностью, а аэр-гичность отрицательно — с осмысленностью.
Повышение стремления мальчиков-подростков к добросовестному выполнению порученных дел, ответственному поведению прежде всего связано с повышением осмысленности, осознанности его значимости, важности и необходимости, особенно ради достижения коллективных целей в общественно значимой предметной сфере деятельности, увеличением положительных эмоций в случае достижения желаемого результата.
Анализ факторных структур ответственности девочек и мальчиков подросткового возраста с девиантным поведением подтвердил наличие у них как общих, так и специфических особенностей (табл. 1).
Таблица 1
Факторные структуры ответственности девочек и мальчиков подросткового возраста с девиантным поведением
Переменные Девочки Мальчики
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 1 Ф 2 Ф 3
Эргичность 0,856 0,89
Аэргичность 0,445 0,651 -0,524
Социоцентричность 0,647 0,572
Эгоцентричность 0,432 0,996
Осмысленность 0,521 0,638
Осведомленность 0,44
Предметнсть 0,867 0,581
Субъектность 0,957 0,54
Стеничность 0,532 0,712
Астеничность 0,664 0,508
Интернальность 0,59
Экстернальность 0,62 0,556
Операциональные трудности 0,522
Эмоционально-личностные трудности 0,543
В факторной структуре ответственности девочек выделились три фактора. В первый общественно-динамический фактор (фактор ответственности, по В.П. Прядеину) у девочек вошли гармонические переменные инструментальностилевого (эргичность с наибольшим атомным весом и интернальность) и содержательно-смыслового (предметность, социоцентричность и осмысленность) аспектов этого свойства, а также агармонические переменные регуляторного и эмоционального компонентов (экстернальность и астеничность).
Субъектный фактор сосредоточил в себе агармонические переменные содержательно-смыслового (субъектность с наибольшим весом и эгоцентричность) и инструментально-стилевого (аэргичность) аспектов ответственности.
Третий аэргичный фактор (или фактор безответственности, по В.П. Прядеину) составили агармонические характеристики инструментально-стилевого (аэргичность) и содержательно-смыслового (осведомленность) аспектов.
У мальчиков в первый осмысленно-динамический фактор, или фактор ответственности, как и у девочек, вошли такие гармонические переменные обоих аспектов, как эргичность (с наибольшим атомным весом), осмысленность,
предметность и социоцентричность, а кроме них — стеничность и аэргичность (с отрицательным знаком). Второй эмоционально-стилевой фактор составили в основном инструментально-стилевые характеристики ответственности: обе переменные эмоционального компонента (причем стеничность с наибольшим весом), эмоционально-личностные трудности и экстернальность, а также субъектность (как и у девочек), а третий эгоцентричный фактор — эгоцентричность и операциональные трудности при реализации ответственности.
Как видим, стремление к ответственному поведению и многие содержательно-смысловые характеристики, вошедшие в первый фактор ответственности, например, осмысленность, социоцентричность и предметность, у мальчиков и девочек схожи, т.е. индифферентны к гендерным свойствам подростков, однако второй фактор у девочек определяется более всего субъектностью, т.е. содержательно-смысловой характеристикой, а у мальчиков — эмоционально-стилевыми особенностями, а третий фактор — у девочек связан с аэргичностью и осведомленностью, в то время как у мальчиков — с операциональными трудностями и эгоцентричностью ответственности.
Возможно, сходство в структурах ответственности мальчиков и девочек подросткового возраста с девиантным поведением можно объяснить значимостью и большей или меньшей осмысленностью для всех подростков интересов, мотивов группы сверстников и, следовательно, результатов проявления ответственного поведения в общественной сфере. В подростковом возрасте основными мотивами коммуникативно-личностной деятельности являются стремление определить свое место в группе, осознание своего Я, сравнение своих качеств с качествами окружающих людей, анализ своих поступков с точки зрения одобрения этих поступков значимыми для них людьми. Поскольку подросткам необходимо общественное признание результативности их деятельности, они сознательно и с удовольствием принимают участие в мероприятиях, обладающих значимостью для референтной группы, осознают необходимость ответственного поведения, переживают положительные эмоции в ходе его реализации, хотя неудачи в коллективной деятельности более склонны оправдывать внешними обстоятельствами, чем собственными промахами.
В то же время девочки могут уклоняться от ответственности не только из-за неустойчивости сознательного самоконтроля, но и из-за недостаточного понимания сути ответственности как свойства личности, необходимости его реализации в деятельности или в связи с тем, что результат не является для них личностно значимым.
У мальчиков безответственное поведение чаще определяется различного рода трудностями в процессе его реализации, недостаточным доверием со стороны окружающих.
Таким образом, результаты проведенного нами исследования позволяют сделать вывод о существовании гендерных различий в психологической структуре ответственности подростков с девиантным поведением, которые необходимо знать и учитывать в процессе воспитательной работы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Башкатов И.П. Гендерные различия в личностных характеристиках несовершеннолетних осужденных // Девиантное поведение подростков: гендерное измерение. Теоретические и прикладные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушительницами: Сб. научных статей / Под ред. А.А. Романова, Т.В. Калашниковой. — Рязань: РГПУ, 2003.
[2] Башев В.В. Психологические условия формирования ответственного действия в подростковом возрасте: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2000.
[3] Беспалова Т.М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.
[4] Воловик А.К., Романов А.А. Гендерные исследования как составная часть парадигмы «Педагогика XXI века» // Девиантное поведение подростков: гендерное измерение. Теоретические и прикладные аспекты работы с несовершеннолетними правонарушительницами: Сб. научных статей / Под ред. А.А. Романова, Т.В. Калашниковой. — Рязань: РГПУ, 2003.
[5] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2007.
[6] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М.: Изд-во РУДН, 1993.
[7] Прядеин В.П. Ответственность как предмет психологического исследования. — Екатеринбург, 2007.
GENDER DIFFERENCES OF PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF RESPONSIBILITY OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR
N.A. Fomina, O.V. Tenyaeva
Department of Psychology of Personality,
Special Psychology and Corrective Pedagogy Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000
The article considers general and specific features of correlation and factor structures of responsibility of adolescent boys and girls with deviant behavior.
Key words: adolescent, deviant behavior, responsibility, instrumental-style and semantic-content characteristics, correlation and factor structure.