Научная статья на тему 'Особенности и психологическая структура ответственности студентов - будущих медицинских работников'

Особенности и психологическая структура ответственности студентов - будущих медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ БУДУЩИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / STUDENTS - FUTURE MEDICAL WORKERS / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT PERSONALITY TRAIT / RESPONSIBILITY / MOTIVATIONAL-CONCEPTUAL / INSTRUMENTAL-STYLE COMPONENTS / CORRELATION AND FACTORIAL STRUCTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Зуева Мария Николаевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры ответственности студентов будущих медицинских работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Наталья Александровна, Зуева Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and Psychological Structure of Future Medical Workers' Responsibility

This article introduces the results of the empirical investigation of psychological features and the structure of future medical workers' responsibility.

Текст научной работы на тему «Особенности и психологическая структура ответственности студентов - будущих медицинских работников»

ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Н.А. Фомина, М.Н. Зуева

Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000

В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей и структуры ответственности студентов — будущих медицинских работников.

Ключевые слова: студенты — будущие медицинские работники, профессионально важное свойство личности, ответственность, мотивационно-смысловые характеристики, инструментально-стилевые составляющие.

В стремительно развивающихся социально-экономических условиях современного общества возрастает роль учреждений высшего и среднего профессионального образования в процессе формирования личностных качеств будущих специалистов. Одним из важнейших профессионально важных свойств специалиста любого профиля является ответственность как обобщающая характеристика волевого поведения, синтезирующая в себе проявления различных морально-волевых и нравственных качеств личности [1].

Профессия медицинского работника, которая относится к группе профессий «человек — человек», предъявляет к личности особые требования, в числе которых не только профессиональные знания и умения, опыт, но и определенное мировоззрение, установки, ценностные ориентации и личностные качества, в том числе волевые. Представители данной профессии должны обладать потребностью в общении, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроения других людей, уметь разбираться в их взаимоотношениях, мысленно ставить себя на место другого человека, хорошо помнить информацию о многих людях, обладать устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми [2], быть добрыми, сердечными, заботливыми, внимательными, чуткими, отзывчивыми. Медицинский персонал нередко имеет дело с капризными и очень тяжелыми больными, поэтому уход за ними требует терпения, такта и сострадания. И, конечно же, медикам должна быть свойственна ответственность, которая, являясь интегративной характеристикой личности, раскрывает отношение к социальной среде и прежде всего к своей роли в обществе.

Ответственность как одно из важных морально-нравственных волевых свойств служит внутренним условием организации и успешности деятельности человека, а также существенно влияет на особенности становления личности. Ответственность медицинских работников за слова, действия и их последствия, за быстрое принятие правильных и ответственных решений, от которых зависят здоровье и жизнь людей, особенно велика.

Фомина Н.А., Зуева М.Н. Особенности и психологическая структура ответственности студентов.

Как известно, волевая сфера личности, морально-нравственные чувства формируются в подростковом и юношеском возрасте. Именно в этот период происходит интенсивное нравственное развитие, формирование самосознания, отношения к себе и к окружающему миру, ценностных ориентаций, принципов, идеалов, поиски смысла существования, своего места в социуме, жизненное и профессиональное самоопределение, развитие стремления к самосовершенствованию.

В связи с этим предметом нашего исследования являются особенности ответственности как профессионально важного свойства личности студентов — будущих медицинских работников, которое формируется и развивается у них в процессе обучения и воспитания в медицинском колледже.

Ответственность рассматривалась в рамках системно-функционального подхода к исследованию свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова [4] как система инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регулятивных и рефлексивно- оценочных) и мотивационно-содержательных или содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) характеристик, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность субъекта брать на себя обязательства и качественно выполнять их [3].

В эмпирическом исследовании принимали участие 115 студентов 2—3-го курсов Рязанского медико-социального колледжа в возрасте от 17 до 19 лет (7 юношей и 108 девушек).

Как видно из табл. 1, в содержательно-смысловом блоке ответственности студентов — будущих медицинских работников доминируют личностно значимые цели, социоцентричность и осмысленность, в инструментально-стилевом — эр-гичность, стеничность и интернальность. Значит, студенты, понимая значимость ответственности в жизни и деятельности человека, готовы к реализации ответственного поведения, стремятся исполнять обещанное, выполняют ответственные задания самостоятельно и независимо от ситуации и обстоятельств, не надеясь на других, испытывая чувство долга перед самими собой и окружающими. От предстоящего и успешного выполнения серьезных и ответственных дел они переживают эмоции удовлетворения, радости, гордости и т.д. Они проявляют ответственность, руководствуясь как социоцентрическими мотивами (решить коллективные задачи, оказать помощь другим людям, не подвести их, не огорчать близких), так и личными целями, связанными к обретением самостоятельности и независимости, самовыражением и самосовершенствованием и т.д.

Таблица 1

Особенности ответственности студентов — будущих медицинских работников

Блок Компонент Переменные Средние значения f-крите-рий Стью-дента Уровень значимости (р)

Содержательно-смысловой Установочно-целевой Общественно значимые цели 31,98 6,211 0,00

Личностно значимые цели 37,05

Мотивационный Социоцентричность 36,37 6,238 0,00

Эгоцентричность 31,13

Когнитивный Осмысленность 36,64 9,630 0,00

Осведомленность 28,02

Продуктивный Предметность 33,52 2,031 0,43

Субъектность 35,31

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2012, № 3

Окончание

Блок Компонент Переменные Средние значения Г-критерий Стьюдента Уровень значимости (р)

Инструментально-стилевои Динамический Эргичность 31,44 5,538 0,00

Аэргичность 25,85

Эмоциональный Стеничность 34,79 2,822 0,05

Астеничность 32,04

Регуляторный Интернальность 37,38 9,360 0,00

Экстернальность 30,17

Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 27,72 0,496 0,620

Личностные трудности 27,23

Примечание: Полужирным шрифтом выделены значимые различия.

Отсутствие значимых различий между переменными продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов свидетельствует о том, что в результате реализации ответственного поведения студенты успешно выполняют коллективные дела, налаживают межличностные отношения, а также развивают самостоятельность, независимость, уверенность своих силах, повышают самооценку и т.д., несмотря на то, что испытывают немало трудностей, обусловленных несформи-рованностью волевых привычек и навыков, а также эмоционально-личностных проблем из-за тревожности и неуверенности в себе (их уровень выше среднего).

В корреляционной структуре ответственности студентов-медиков между переменными внутри содержательно-смыслового блока обнаружено 12 корреляций (более всего у составляющих мотивационного компонента, особенно эгоцентрич-ности), а внутри инструментально-стилевого — 10 (наибольшее их количество у астеничности). Ядром межаспектных связей является эргичность, образовавшая 8 корреляций со всеми гармоническими и агармоническими переменными содержательно-смыслового аспекта.

В факторной структуре ответственности студентов выделилось три фактора (табл. 2).

Таблица 2

Факторная структура ответственности студентов — будущих медиков

Переменные Факторы

Ф 1 Ф 2 Ф 3

Общественно значимые цели ,676 -,240 -,489

Личностно значимые цели ,663 -,184 -,438

Социоцентричность ,646 -,290 -,045

Эгоцентричность ,655 ,215 -,098

Осмысленность ,630 -,314 ,116

Осведомленность ,384 ,251 ,211

Предметность ,722 -,296 -,035

Субъектность ,726 -,128 -,191

Эргичность ,582 -,217 ,321

Аэргичность ,047 ,767 -,093

Стеничность ,676 -,086 ,309

Астеничность ,515 ,551 ,360

Интернальность ,401 -,249 ,566

Экстернальность ,422 ,599 -,162

Операционные трудности ,298 ,733 -,188

Эмоционально-личностные трудности ,315 ,738 ,140

Примечание: Нули опущены; статистические значимые факторы веса выделены полужирным шрифтом.

Фомина Н.А., Зуева М.Н. Особенности и психологическая структура ответственности студентов..

В очень насыщенный продуктивно-противоречивый фактор вошли почти все характеристики содержательно-смыслового аспекта ответственности, за исключением осведомленности (обе переменные продуктивного компонента с наибольшими весами, установочно-целевого, мотивационного компонентов), а также эргичность и обе эмоциональные составляющие, что еще раз подчеркивает значимость содержательно-смысловых, особенно продуктивных, и эмоциональных характеристик этого свойства.

Агармонический фактор, свидетельствующий о трудностях при реализации студентами ответственного поведения, сосредоточил в себе агармонические инструментально-стилевые переменные: аэргичность с наибольшим весом, асте-ничность, экстернальность и обе составляющие рефлексивно-оценочного компонента.

Интернальный фактор включил в себя лишь одну характеристику, определившую его название.

Все вышеизложенное позволяет представить целостную психологическую характеристику ответственности студентов — будущих медиков и определить пути дальнейшего ее развития и коррекции.

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что у студентов — будущих медицинских работников в процессе профессиональной подготовки в медицинском колледже формируется такое профессионально важное личностное свойство, как ответственность. Способствуют этому понимание его важности и необходимости для успешной жизнедеятельности, в том числе и для будущей профессии, стремление к тому, чтобы брать на себя ответственность за успехи и неудачи, внутренняя саморегуляция, положительный эмоциональный фон, превалирование социоцентрических мотивов, а затрудняют этот процесс недооценка общественно значимых целей и результативности ответственного поведения в предметной сфере, а также различного рода трудности в процессе его осуществления.

Следовательно, педагогам и психологам при организации учебно-воспитательной и развивающей работы с ними необходимо повышать значимость для них общественных целей, продуктивность ответственности в предметной сфере, а также уменьшать количество операциональных и личностных трудностей за счет развития навыков ответственного поведения, повышения уверенности в себе и успехе при снижении тревожности и т.п.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: Дисс. ... докт. психол. наук. — М., 2005.

[2] Казанцева О.А. Индивидуально-типические особенности ответственности личности студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Новосибирск, 2008.

[3] Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессии. — Обнинск, 1993.

[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

Вестннк Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 3

FEATURES AND PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF FUTURE MEDICAL WORKERS' RESPONSIBILITY

N.A. Fomina, M.N. Zuyeva

Chair of Personality Psychology, Special Psychology and Corrective Pedagogy Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work Ryazan State University named after S.A. Esenin Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000

This article introduces the results of the empirical investigation of psychological features and the structure of future medical workers' responsibility.

Key words: students — future medical workers, professionally significant personality trait, responsibility, motivational-conceptual, instrumental-style components, correlation and factorial structure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.