Научная статья на тему 'Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента у подростков'

Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
624
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭКСТРАВЕРСИЯ / ИНТРОВЕРСИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ / КОРРЕЛЯЦИОННАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Окунева Надежда Викторовна

В статье рассматриваются вопросы особенностей структуры общительности как черты личности в соотношении со свойствами темперамента, таких как экстраверсия интроверсия, эмоциональная лабильность и устойчивость в специфике проявления инструментально-стилевых характеристик личности. Эмпирические данные были подвергнуты качественному и количественному анализу с помощью факторного и корреляционного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента у подростков»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ПОДРОСТКОВ Окунева Н.В.

Окунева Надежда Викторовна - аспирант, кафедра технологии и психолого-педагогических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы особенностей структуры общительности как черты личности в соотношении со свойствами темперамента, таких как экстраверсия - интроверсия, эмоциональная лабильность и устойчивость в специфике проявления инструментально-стилевых характеристик личности. Эмпирические данные были подвергнуты качественному и количественному анализу с помощью факторного и корреляционного анализа.

Ключевые слова: темперамент, общительность, регуляторно-динамический аспект, экстраверсия, интроверсия, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность, корреляционнальный анализ, факторный анализ.

УДК 159.92

В психологии подростковый период жизни составляет переходный этап между детством и зрелостью. И границы данного возраста в современной отечественной медицинской, педагогической, социологической и юридической литературе понимаются по-разному. Так в психологической литературе подростковым возрастом называют период 12-17 лет, а в данных периодизациях возраст начала и конца подросткового периода не отличается для мальчиков и девочек [2]. Исследователи психологии отрочества так или иначе находят сходства в признании того огромного значения, которое

152

имеет для подростков общение со сверстниками [4; 9]. Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Например, в своих исследованиях Л.И. Божович отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то уже у подростков, будет наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками [1; 3; 8].

Стоит отметить, что тут общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент, в то время как саму деятельность можно рассматривать как условие общения [5].

Наконец, общение можно интерпретировать как особый вид деятельности. Внутри этой точки зрения выделяются две ее разновидности: в одной из них общение понимается как коммуникативная деятельность, или деятельность общения, выступающая самостоятельно на отдельном этапе онтогенеза, например у дошкольников и особенно в подростковом возрасте, но в другой - общение в общем плане понимается как один из видов деятельности (имеется в виду прежде всего речевая деятельность), и относительно нее отыскиваются все элементы, свойственные деятельности вообще (действия, операции, мотивы и пр.) [9].

Следует заметить, что и общительность относится к числу наиболее общих и первичных черт характера. Так, по мнению Ананьева Б.Г., Мерлина В.С., общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом [10]. Как известно, психика каждого человека уникальна и ее неповторимость связана как с особенностями биологического, так и физиологического строения и развития организма, но и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. Если рассматривать с этой точки зрения, то в основном темперамент относят к биологически обусловленным подструктурам личности,

поэтому можно утверждать, что проблема взаимосвязи общения подростков и типов темперамента является до сих пор актуальной.

В нашем исследовании общительность будет рассматриваться в рамках концепции целостно -функциональной организации единства когнитивных, мотивационных, динамических, регулятивных,

эмоциональных и продуктивных характеристик, рассматривая их как единую систему. Кроме этого, необходимо иметь представление о том, что динамические, эмоциональные и регулятивные показатели в большей степени обусловлены свойствами темперамента и нервной системы и с этой точки зрения являются индивидуальными, относительно неизмененными характеристиками; когнитивные, мотивационные и продуктивные переменные отражают личностный аспект общительности и, соответственно, являются более пластичными и изменчивыми.

Другими словами, каждая переменная общительности выступает как инструментально-смысловая система психологических признаков, обеспечивающих стремление и готовность субъекта к реализации того или иного межличностного взаимоотношения определенным способом (А.И. Крупнов).

В связи с этим мы исходили из того, что особенности общительности у подростков взаимосвязаны со свойствами темперамента, носят динамичный и зигзагообразный характер, поскольку в каждом возрасте процесс развития зависит от общих закономерностей развития всех сфер личности, особенно мотивационно потребностной и ценностной (В.В. Знаков).

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №152 г. Челябинска. В эксперименте приняли участие 65 учеников 8-х классов из них 35 юношей и 30 девушек.

Цель исследования состояла в том, чтобы изучить особенности взаимосвязи общительности со свойствами темперамента у подростков.

• Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: Бланковый тест А.И. Крупнова «Общительность» [7];

• Опросник для повторного измерения общительности А.И. Крупнова [7];

• Ретестовая надежность «Опросника для повторного измерения общительности» проводилась на тех же самых учащихся посредством повторного тестирования [8].

• Для изучения свойств темперамента была использована методика «Личностный профиль по Айзенку» [6], которая позволила выделить группы респондентов с признаками экстравертной - интровертной направленности, аналогично были определены группа респондентов с эмоциональной неустойчивостью и эмоциональной стабильностью. Распределение испытуемых по группам проведено с учетом допустимых отклонений от эталонных величин по показателям направленности и эмоциональности, и в соответствии с рекомендациями методики.

На первом этапе, использовался тест А.И. Крупнова [7], что позволило оценить инструментально - стилевые (индивидуальные) и мотивационно - смысловые (личностные) особенности проявления общительности у подростков с различными векторами направленности психической активности и эмоциональности, а также с признаками нервной системы различной силы. Анализ мотивационно - смысловых и инструментально- стилевых переменных общительности в группах респондентов со свойствами нервной системы различной силы выявил отсутствие статистически значимых различий в количественных показателях переменных общительности. Этот факт указывает на то, что сила- слабость нервной системы может являться ведущим основание для формирования различных стилей проявления общительности. На это так же указывают результаты факторного анализа, которым были установлены различия в структуре общительности, выраженные значимыми весовыми коэффициентами инструментально - стилевых

переменных. В группе респондентов с экстравертной и интровертной направленностью существуют различия на статистически значимых уровнях в инструментально-стилевых переменных любознательности по эргичности (при р<0,1,г=0,31), стеничности интернально-рефлексивной регуляции, и переменной трудностей операциональных, количественные данные переведены в проценты по основным показателям и наглядно представлены в табл. 1.

Таблица 1. Структура общительности и темпераменталъные составляющие у разных групп испытуемых (%)

Особенности

^темперамента

Экстраверсия Интроверсия

Переменны^, общительности

Стеничность 37 26

Интернальность 50 41

Социоцентричность 24 19

Осмысленность 34 36

Предметность 35 31

Трудности операциональные 5 14

Эргичность предметная Коммуникативно- речевая 36 22

Данные показывают, что экстраверсия и интроверсия определяют выраженность силы, устойчивость и интенсивность проявления общительности (эргичность); эмоциональную регуляцию, то есть умение радоваться достижениям и адекватно реагировать на неудачи (стеничность) и интернально - рефлексивную регуляцию свойства (рис. 1).

Рис. 1. Среднее значение переменных общительности между группами респондентов с экстравертной и интровертной

направленностью

В группе с экстравертной направленностью качества выражены более высокими показателями, когда в группе с интровертной направленностью эти же показатели значительно ниже.

Причина различий кроется в психической активности, то есть экстравентальная направленность рассматривает общительность, как средство коммуникации, которое упрощает поиск необходимой информации. Интровентальная направленность несет ограничение межличностных контактов, это видно по пониженным показателям стеничности, интернальности и эргичности. Наиболее низкий показатель стеничности указывает, что эмоциональная

сдержанность выражена у респондентов с интровертной направленностью.

Таким образом, у интровертной и экстравертной направленности испытуемых отмечается специфическое влияние свойств темперамента на переменные регуляторно -динамического и продуктивно -смыслового аспектов, это указывает на возможности саморегуляции, успешности и управляемости в достижении личностно значимых целей.

У экстравертной направленности свойства темперамента в большей мере соотносятся с регуляторно - динамическими переменными, определяя эмоциональную общительности и непроизвольность. А у интровертной направленности же продуктивно - смысловые переменные определяют взаимосвязь со свойствами темперамента.

На проявление общительности особое влияние оказывает эмоциональная стабильность и неустойчивость личности. Эмоциональная неустойчивость личности проявляется в перемене настроений, определенных переживаниях и слабой адаптации эмоциональной сферы как в обычных, так и в стрессовых условиях. Эмоциональная стабильность характеризуется устойчивостью положительных эмоций, сбалансированностью между таким процессами как возбуждение и торможение, и адекватностью реакций.

Можно предположить, что переменные нейротизма, то есть эмоциональной неустойчивости - тревожность, неполноценность и подавленность могут быть связаны с агармоническими переменными общительности. Были установлены особенности в психологической структуре общительности, которые обусловлены эмоциональной стабильностью и эмоциональной неустойчивостью личности. Эти различия были зафиксированы на статистически значимых уровнях и локализированы в агармонических переменных общительности, если рассматривать, то в динамическом (эргичность, при р< 0,1, г=0,28), эмоциональном (астеничность, при р< 0,1 г=0,4) и регуляторном (экстернально- импульсивная регуляция, при р< 0,1 г=0,3), а также по дополнительной шкале трудностей

(трудности операциональные при р< 0,1, г=0,31, личные трудности, при р< 0,1, г=0,31), они наглядно представлены на рис. 2.

Рис. 2. Психологические особенности проявления общения, определяемые эмоциональной стабильностью -эмоциональной неустойчивостью

Результаты анализа корреляции подтверждают, что такие переменные эмоциональной нестабильности, как тревожность, подавленность и неполноценность находятся в прямой связи с агармоническими инструментально -стилевыми переменными - астеничностью, аэргичностью и экстенально - импульсивной регуляцией общительности. Напротив же, эмоциональная стабильность определяет значительно низкие значения аэргичности, меньшую частность астенических эмоций и существенное превосходство положительных, стенических эмоций, незначительность экстернально - импульсивной регуляции свойства. Также факторным анализом была выявлена практически полная идентичность в психологической структуре общительности в группе эмоционально

стабильных респондентов и группе с повышенным значением эмоциональной неустойчивости.

Таким образом, эмоциональная стабильность определяет значительно низкие значения агармонических инструментально-стилевых переменных и большую вариативность мотивационно - смысловых переменных общительности, а эмоциональная неустойчивость, наоборот, обуславливает более высокие значения агармонических инструмантально - стилевых переменных и выраженную избирательность мотивационно - смысловых переменных общительности. Данные факты подтверждают, что рассмотренные индивидуально - типологические особенности играют огромную роль в проявлении общительности личности и определяют ее специфику и своеобразие.

Проведенное исследование вносит вклад в обоснование и решение проблемы общительности у подростков. Успешным направлением научных исследований возможен дальнейший научный иск и разработка новейших методов и технологий благополочного развития черт личности.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Б.Г. Ананьев. СПб. Питер, 2002.

2. Белоус В.В. Опыт построения психологии полиморфной индивидуальности // Психологический журнал, 2002. Т. 23. № 5. С. 100-1007.

3. Болдалёв А.А. Феномен понимания другого и определяющие его факторы // Мир психологии, 2001. № 3. С. 12-16.

4. Жемчугова Н.А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов: автореф.дис. ...канд. психол. наук :19.00.07 / Н.А. Жемчугова; УрГПУ. Екатеринбург, 2009. 21с.

5. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // психол. журнал, 2003. Т. 24. № 2. С. 95-106.

6. Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойство // Вестник РУДН. М., 2006. № 1 (3). С. 63-73.

7. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности / Крупнов А.И. // М.: УДН, 1994. С. 9-23.

8. Кудиное. С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности / С.И. Кудинов // Сибирский педагогический журнал, 2007. № 11. С. 337-346.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.:Питер, 2009.

10. Русалое В.М. О природе темперамента и его место в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии, 1985. № 1. С. 19-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.