Научная статья на тему 'Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов'

Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / НАСТОЙЧИВОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ / ТЕМПЕРАМЕНТ / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / PERSISTENCE / INDIVIDUALLY-TYPICAL FEATURES / PERSONALITY TRAITS / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ирина Александровна, Шляхта Дмитрий Александрович, Баранова Светлана Васильевна

В статье рассмотрена проблема выявления индивидуально-типических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Представлены основные количественные и качественные характеристики инструментально-смыслового, избирательного, мотивированно-агармонического и слабомотивированного типов настойчивости, рассматриваемой как системно-функциональной черты личности. Проанализирована специфика данных типов в соотношении с особенностями темперамента, которая уточняет их психологические характеристики, а также конкретизирует возможности психокоррекционной работы с представителями каждого из типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relations of Individually-Typical Features of Persistence with Temperament Properties in Students

The problem of revealing the individually-typical features of persistence within the framework of the system-functional approach is discussed in the article. The four basic types of the persistence of students are described. A special attention is given to the comparative research of the said types and the specificity of the temperament which allows defining their psychological characteristics, and also elaborates on the possibility of the psychological correction work with the representatives of each of the types.

Текст научной работы на тему «Соотношение индивидуально-типических особенностей настойчивости и свойств темперамента студентов»

СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ НАСТОЙЧИВОСТИ И СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА СТУДЕНТОВ

И.А. Новикова, Д.А. Шляхта, С.В. Баранова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассмотрена проблема выявления индивидуально-типических особенностей настойчивости в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова. Представлены основные количественные и качественные характеристики инструментально-смыслового, избирательного, моти-вированно-агармонического и слабомотивированного типов настойчивости, рассматриваемой как системно-функциональной черты личности. Проанализирована специфика данных типов в соотношении с особенностями темперамента, которая уточняет их психологические характеристики, а также конкретизирует возможности психокоррекционной работы с представителями каждого из типов.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, настойчивость, индивидуально-типические особенности, личностные черты, темперамент.

Настойчивость в рамках системно-функционального подхода к исследованию черт личности [4] рассматривается как система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, обеспечивающих длительность удержания субъектом цели и преодоление препятствий на пути к ней. Согласно предлагаемой А.И. Крупновым восьмикомпонентной модели анализа, каждая личностная черта (в том числе и настойчивость) изучается как комплексное и системное образование, в структуре которого выделяются два блока: мотивационно-смысловой (ус-тановочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты) и инструментально-стилевой (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный компоненты). Каждый компонент, в свою очередь, содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать его более содержательно [3; 4].

Исследования индивидуально-типических особенностей настойчивости на основе системно-функционального подхода с использованием разных критериев и способов типологизации ведутся с начала 1990-х гг. [7].

Так, О.Б. Барабаш в основу типологизации был положен характер соотношения переменных внутри каждого компонента настойчивости [1]. Гармонический тип характеризовался доминированием гармонических переменных внутри большинства переменных; дисгармонический тип — доминированием дисгармонических переменных; конкурирующий тип — примерным равенством гармонических и дисгармонических переменных внутри всех компонентов; к смешанному типу отнесены все оставшиеся варианты соотношения переменных. Основное внимание в исследовании было уделено разработке рекомендаций и упражнений по самокоррекции и самовоспитанию настойчивости в рамках выделенных типов.

В работе И.А. Пономаревой [7; 9] в основу типологии были положены степень количественной выраженности переменных внутри каждого компонента и харак-

тер доминирования тех или иных компонентов в целостной структуре настойчивости. Было выделено шесть основных типов настойчивости студентов.

Интернально-эргический тип характеризуется максимальной выраженностью у его представителей динамических, продуктивных, мотивационных, когнитивных проявлений настойчивости, абсолютным преобладанием интернальности и минимальным количеством трудностей. Его представители были названы «напористыми» из-за постоянной нацеленности на завершение всех своих дел и даже некоторой «зацикленности» на процессе деятельности.

У студентов с избиратальным типом настойчивости также на очень высоком уровне выражена динамика и интернальная регуляция, но зафиксированы низкие показатели мотивации («избирательность») и средние показатели продуктивности и трудностей настойчивости. Им подходит название «рационалисты», так как они склонны проявлять настойчивость в нужных для них лично делах, но могут быть не столь упорными в выполнении тех дел, которые не приносят ощутимой пользы или смысл которых им не ясен.

Для представителей интернально-субъектного типа характерно доминирование интернальности над экстернальностью (хотя и менее выраженное, чем в предыдущих группах), преобладание субъектности и эгоцентрической мотивация, средний уровень выраженности динамических показателей настойчивости и трудностей. Их настойчивость наиболее ярко проявляется в сфере самовоспитания и саморазвития, поэтому они были названы «самосовершенствующимися».

В подгруппу с результативно-смысловым типом были включены студенты со средними показателями динамического компонента, занимающие промежуточное положение на шкале интернальности-экстернальности, но имеющие высокие показатели продуктивности настойчивости. Условно они были названы «самомотивирующимися», так как в большинстве случаев им удается добиваться запланированного благодаря сильно развитой мотивации, упорному стремлению к цели, умению использовать помощь других людей, обстоятельств, извлекать пользу из сложившейся ситуации, желанию преодолеть возникающие препятствия и трудности (объективного и субъективного характера).

Представители аэргического типа характеризуются наименее выраженными динамическими и продуктивными показателями настойчивости и максимальными показателем трудностей. Им присущи низкая самооценка, неуверенность в себе, своих силах, сомнения в успехе своих дел и даже в существовании у себя настойчивости как таковой, поэтому они были названы «сомневающимися».

Группу настойчивости экстернального типа составили студенты с ярко выраженной экстернальной (непроизвольной, внешней) регуляцией и низкими показателями продуктивного и мотивационного показателей настойчивости. При достижении каких-либо целей представители данной группы больше надеются на судьбу, везение, обстоятельства, а не на настойчивость и упорство, поэтому они были названы «плывущими по течению».

Исходя из психологической специфики каждого типа настойчивости, были разработаны и экспериментально апробированы основные направления по ее гармонизации и развитию, которые доказали свою эффективность [7; 9].

В работе Н.А. Фоминой [10] для выделения типов был использован кластерный анализ. С его помощью были выделены интернально-эргический, интер-нально-субъектный, результативно-смысловой, избирательный и аэргический типы организаций общительности, настойчивости и инициативности. По количественным и качественным характеристикам полученные с помощью кластерного анализа типы настойчивости близки к описанным выше.

В последние годы было выполнено несколько работ, в которых изучался вопрос об индивидуально-типических сочетаниях в реализации личностных черт. Кластерный анализ в таком случае обычно проводился по комплексным показателям, включающим несколько переменных каждой черты, в том числе настойчивости. Н.В. Каргиной [2] было выявлено шесть вариантов индивидуально-типических сочетаний в реализации настойчивости, общительности и любознательности, которые были охарактеризованы в сопоставлении с результатами учебной деятельности студентов. Е.Н. Полянская [8] изучала индивидуально-типические особенности в проявлениях черт, относящихся к волевой сфере личности, — настойчивости и инициативности. Было выявлено три типа со сходными характеристиками проявлений настойчивости и инициативности. Для психологической характеристики представителей каждого типа были использованы данные диагностики карьерных ориентаций (по Э. Шейну) и параметры учебной деятельности студентов.

Итак, в работах, посвященных данной проблематике, было выделено от трех до шести типов реализации настойчивости. Некоторые из выделенных типов обладают сходством, но полное сопоставление результатов проведенных исследований затруднено, так как в них использовались разные методы диагностики настойчивости, различные основания типологии, а в некоторых работах настойчивость изучалась в комплексе с другими личностными чертами. Для уточнения специфики индивидуально-типических особенностей настойчивости нами было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из двух основных этапов.

В первом этапе исследования участвовало 207 студентов РУДН в возрасте от 17 до 25 лет, из них 147 девушек и 60 юношей. Для диагностики настойчивости использовалась бланковая методика, разработанная А.И. Крупновым [5]. Данные были подвергнуты кластерному анализу методом ^-средних. В результате была получена четырех кластерная структура, которая, как показали предварительные расчеты, дает наибольшую долю значимых попарных различий (по отношению к максимально возможному их количеству) между средними значениями переменных по кластерам [11]. Достоверность различий между кластерами в целом определялась с помощью F-критерия Фишера (все различия достоверны на 1% уровне достоверности).

Таким образом было выявлено четыре основных индивидуально-типических варианта реализации настойчивости [12].

Инструментально-смысловой тип настойчивости демонстрирует максимальный уровень выраженности мотивационных, целевых, результативных, смысловых (за исключением осведомленности) и результативных характеристик. У представителей этого типа максимально выражены переменные, представля-

ющие активно-регуляторный комплекс, — эргичность, стеничность и интерналь-ность. Напротив, агармонические переменные (аэргичность, экстернальность и личностные трудности) выражены минимально. Следовательно, представители данного типа максимально активны в волевой сфере при преодолении внешних и внутренних препятствий и им подходит название «напористые».

Показатели мотивационно-смысловой подсистемы у представителей моти-вировано-агармонического типа настойчивости уступают по выраженности лишь результатам, полученным для инструментально-смыслового типа, в то же время, для них характерна максимальная астеничность, экстернальность и трудности, при повышенном, но не максимальном уровне аэргичности. Студентам этого типа не хватает силы, напористости для активного волевого поведения. Они «хотят, но не могут» достичь желаемого, при этом очень часто им мешают препятствия субъективного характера — тревожность, неверие в свои силы, невысокая самооценка и т.п., поэтому им подходит название «неуверенные».

Для слабомотивированного типа настойчивости в мотивационно-смысловой подсистеме характерна минимальная осмысленность, в инструментально-стилевой — минимальная эргичность, стеничность и интернальность, максимальная аэргичность, средняя астеничность. Значения трудностей не максимальные, но относящиеся к очень высокому уровню. У студентов этого типа недостаточно развита мотивационно-потребностная сфера, особенно общественно значимые целей и мотивы. Трудности в проявлении настойчивости у представителей этого типа связаны с проблемой концентрации, нехваткой приемов и навыков, отсутствием систематичности, постоянства в проявлениях волевой активности. На основании количественных и качественных характеристик можно назвать представителей данного типа «инертными».

У представителей избирательного типа настойчивости переменные лич-ностно значимые цели, социоцентричность и осмысленность имеют низкий уровень выраженности, предметность и субъектность — средний уровень выраженности, осведомленность — минимальна по выборке. Гармонические переменные стилевой подсистемы имеют среднюю выраженность, агармонические — выражены на уровне ниже среднего. Невысокие значения типичны для таких студентов по переменным астеничность и трудности. Настойчивость представителей данного типа побуждается в основном эгоцентрическими мотивами. Для них характерна избирательность мотивации и достаточно высокий уровень динамических проявлений активности в волевой сфере. Следовательно, их можно назвать «прагматичными», так как они стремятся к реализации тех целей и планов, в которых видят смысл и выгоду для себя.

На втором этапе исследования мы сравнили выраженность переменных темперамента (диагностируемых также по методике А.И. Крупнова [5], включающей параметры эргичность — аэргичность, пластичность — ригидность, стеничность — астеничность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, интроверсия — экстраверсия) в подгруппах студентов с описанными выше вариантами реализации настойчивости. В этой части исследования приняло участие 104 студента РУДН в возрасте от 19 до 21 года, из них — 68 девушек и 36 юношей (все они принимали участие в первой части исследования).

Для выявления различий в выраженности переменных темперамента между группами студентов с разными типами настойчивости использовался непараметрический критерий Краскелла-Уоллиса. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице.

Таблица

Статистическая оценка значимости различий переменных темперамента между подгруппами студентов, относящихся к различным индивидуально-типическим вариантам настойчивости (Kruskal-Wallis test: H, n = 104)

Переменные темперамента Тип настойчивости

1. Инструментально-смысловой 2. Мотивиро-ванно-агар-монический 3. Слабо-мотивированный 4. Избирательный Kruskal-Wallis Test H Уровень значимости

Психомоторная эргичность 30,282 20,17 1 4 27,13 31,38 2 13,76 0,00

Психомоторная аэргичность 16,24 24,83 20,65 17,50 7,30 0,06

Интеллектуальная эргичность 30,92 29,92 30,81 32,91 2,15 0,54

Интеллектуальн. аэргичность 9,20 12,33 13,03 9,41 4,75 0,19

Коммуникативная эргичность 25,52 19,67 4 26,42 30,09 2 11,08 0,01

Коммуникативн. аэргичность 15,36 22,08 4 14,81 9,94 2 11,01 0,01

Психомоторная пластичность 32,88 27,25 28,03 4 33,03 3 10,62 0,01

Психомоторная ригидность 19,44 19,92 22,77 17,71 5,35 0,15

Интеллектуальн. пластичность 29,84 26,08 24,77 4 29,06 3 8,39 0,04

Интеллектуальн. ригидность 18,16 16,25 20,36 20,32 4,56 0,21

Коммуникативн. пластичность 22,76 22,58 23,87 25,68 1,49 0,68

Коммуникативн. ригидность 21,20 24,58 20,84 20,91 1,32 0,72

Психомоторная стеничность 30,36 27,08 27,23 4 33,35 3 11,02 0,01

Психомоторная астеничность 20,84 23,50 20,26 23,21 2,27 0,52

Интеллектуальн. стеничность 32,92 33,08 29,32 4 35,00 3 8,31 0,04

Интеллектуальн. астеничность 18,842 27,33 1 24,61 24,56 8,63 0,03

Коммуникативн. стеничность 32,48 30,42 35,00 34,82 5,33 0,15

Коммуникативн. астеничность 16,08 21,75 19,71 20,65 3,28 0,35

Экстраверсия 26,28 28,42 26,52 29,65 3,14 0,37

Интроверсия 19,44 27,08 22,87 21,74 5,44 0,14

Примечания

Полужирным шрифтом выделены статистически значимые показатели критерия Краскелла-Уоллиса. Нижние индексы обозначают номера групп, различия между которыми статистически значимы на уровне p < 0,05 (Multiple Comparisons).

Как видно из таблицы, статистически значимые различия между подгруппами выявлены по восьми переменным темперамента из двадцати, при этом различия обнаружены во всех сферах темперамента.

Самые высокие показатели психомоторной эргичности (активности и энергичности в действиях, легкости и непринужденности выполнения работы и т.п.) характерны для представителей избирательного и интрументально-смыслового типов настойчивости, а самые низкие — для представителей мотивированно-агармонического типа. Аналогичные различия (с небольшими вариациями) зафиксированы и по переменным психомоторная пластичность (легкость включения в работу и переключения с одного вида действий на другой и т.п.) и психомоторная стеничность (переживания оптимизма и подъема в начале работы, энтузиазм в процессе деятельности, гордость при ее успешном завершении).

Соответственно, более высокая активность, пластичность и стеничность темперамента в психомоторной сфере присуща «напористым» и «прагматичным» студентам. У «неуверенных» студентов могут возникать проблемы как с инициацией активности, с переключением в процессе деятельности, так и с эмоциональным реагированием, что объясняет существующие у них проблемы с волевой регуляцией.

Самые высокие показатели коммуникативной эргичности (и самые низкие — коммуникативной аэргичности) присущи представителям избирательного типа настойчивости, а представителям мотивированно-агармонического, наоборот, самые высокие показатели коммуникативной аэргичности и самые низкие — коммуникативной эргичности. Интересно, что у представителей инструментально-смыслового и слабомотивированного типов эти показатели находятся на среднем, примерно равном уровне. Следовательно, и в коммуникативной сфере наибольшая активность (возможность легко завязывать знакомства, иметь широкий круг общения, инициировать общение и т.п.) присуща «прагматичным» студентам, а самая низкая — «неуверенным».

Самые высокие показатели интеллектуальной пластичности (легкость переключения и освоения нового в интеллектуальной сфере) и интеллектуальной стеничности (позитивный настрой и положительные переживания в ходе интеллектуальной деятельности) зафиксированы у представителей избирательного, а самые низкие — слабомотивированного типа настойчивости. При этом интеллектуальная стеничность у представителей инструментально-смыслового и мо-тивированно-агармонического типов выражена на достаточно высоком уровне. А вот показатели интеллектуальной астеничности (негативные переживания и отрицательные эмоции в процессе интеллектуальной деятельности) самые высокие у представителей мотивированно-агармонического типа и самые низкие — инструментально-смыслового типа настойчивости. Соответственно, и в интеллектуальной сфере темперамента «напористые» и «прагматичные» студенты имеют определенные преимущества по гибкости и быстроте переключения, а также более адекватное эмоциональное реагирование в ходе умственной и творческой деятельности. У «инертных» студентов могут возникать проблемы с переключением при освоении новой информации, а «неуверенным» студентам может мешать негативный эмоциональный фон (тревога, волнение, неуверенность и т.п.).

Таким образом, проведенное исследование индивидуально-типических особенностей настойчивости в соотношении со спецификой темперамента студентов позволяет сделать следующие выводы.

1. Выявлены основные типы реализации настойчивости, рассматриваемой как системно-функциональная черта личности по А.И. Крупнову: избирательно-смысловой, мотивированно-агармонический, слабомотивированный, избирательный.

2. Установлено, что между представителями выявленных типов настойчивости существуют различия в выраженности переменных темперамента во всех его сферах (психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной).

3. Показано, что особенности темперамента могут в разной степени проявляться в особенностях выявленных типов настойчивости:

— выраженные проблемы в волевой сфере у представителей мотивирован-но-агармонического типа («неуверенных»), скорее всего, имеют явную темпе-раментальную основу;

— напористость и избирательность представителей инструментально-смыслового и избирательного типов также, вероятно, связана с их достаточно высокими активностью, пластичностью и эмоциональностью на уровне темперамента;

— инертность представителей слабомотивированного типа может быть обусловлена как недостаточностью развития отдельных показателей гибкости и эмоциональности темперамента, так и слабостью мотивации и интереса к выполняемой деятельности.

4. Выявленные на уровне темперамента различия между индивидуально-типическими особенностями настойчивости определяют возможности и ограничения психокоррекционной работы с представителями каждого из типов:

— представители инструментально-смыслового типа настойчивости, как правило, не нуждаются в ее психокоррекции; при возникновении запроса работа как в мотивационно-смысловой, так и в инструментально-динамической (в большей степени связанной с темпераментом) сферах не имеет особых трудностей и ограничений;

— с представителями избирательного типа возможна психологическая работа, направленная на расширение диапазона социоцентрической мотивации, которая не имеет ограничений со стороны особенностей темперамента;

— представители слабомотивированного типа обычно не заинтересованы в развитии настойчивости, что связано с недостаточно развитой мотивацией в волевой сфере, но при возникновении заинтересованности необходимо, прежде всего, учитывать недостаточную гибкость и эмоциональность на уровне темперамента;

— больше всего трудностей и ограничений со стороны темперамента может возникнуть при психокоррекции настойчивости представителей мотивированно-агармонического типа, но они могут быть компенсированы сильно развитой мотивацией и заинтересованностью в развитии волевой сферы личности.

6. Определенный в данном исследовании характер соотношения индивидуально-типических особенностей настойчивости со свойствами темперамента студентов в целом соответствует соотношениям аналогичных особенностей общительности и темперамента, установленным ранее [6].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дисс. ... канд. пед. наук. — М., 1992. [Barabash O.B. Psikhologo-peda-gogicheskie osnovi samovospitaniya nastoychivosti v studencheskom vozraste: Diss. ... kand. ped. nauk. — M., 1992.]

[2] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Kargina N.V. Sravnitelnoe issle-dovanie luboznatelnosti, nastoychivosti i obschitelnosti studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[3] Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сб. научных статей, посвященных 70-летию А.И. Крупнова / Научн. ред. А.И. Крупнов. — М.: Изд-во РУДН, 2009. [Kompleksnie isledovaniya svoystv lichnosti: nauchnaya shkola A.I. Krup-nova: Sb. nauchnykh statej, posvyaschennykh 70-letiyu A.I. Krupnova / Nauchn. red. A.I. Krup-nov. — M.: Izd-vo RUDN, 2009.]

[4] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1.— С. 63—73. [Krup-nov A.I. Sistemno-dispozitsionniy podkhod k izucheniyu lichnosti i yeyo svoystv // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2006. — N 1. — S. 63—73.]

[5] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007. [Psikhodiagnostika svoystv lichnosti i temperamenta. — M.: MGUDT, 2007.]

[6] Новикова И.А. Индивидуально-типические особенности общительности и специфика темперамента студентов // Российский научный журнал. — 2011. — № 3. — С. 177—184. [Novikova I.A. Individualno-tipicheskie osobennosti obschitelnosti i spetcifika temperamenta studentov // Rossiyskij nauchnyi zhurnal. — 2011. — N 3. — S. 177—184.]

[7] Новикова И.А. Индивидуально-типологический подход к исследованию черт личности: Монография. — М.: РИО МГУДТ, 2013. [Novikova I.A. Individualno-tipologicheskij podkhod k issledovaniyu chert lichnosti: Monografiya. — M.: RIO MGUDT, 2013.]

[8] Полянская Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: Автореф. диса ... канд. психол. наук. — М., 2008. [Polyanskaya E.N. Individualno-tipicheskie osobennosti nastoychivosti, iniciativnosti i karer-nikh orientatsiy studentov: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2008.]

[9] Пономарева И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гар-монизаци: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1994. [Ponomareva I.A. Individualno-tipicheskie osobennosti nastoychivosti i puti ikh garmonizatsii: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1994.]

[10] Фомина Н.А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: Диса ... докт. психол. наук. — М., 2002. [Individualno-tipicheskie osobennosti svoistv lichnosti i ikh proyavleniya v rechi: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. — M., 2005.]

[11] Шляхта Д.А. К проблеме устойчивости типов в проявлениях черт характера // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2008. — № 1. — С. 50—57. [Shlyakhta D.A. K probleme ustoychivosti tipov v proyavleniyakh chert kharaktera // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2008. — N 1. — P. 50—57.]

[12] Шляхта Д.А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2009. [Shlyakhta D.A. Individualno-tipicheskie osobennosti aktivnosti lichnosti v kommunikativnoj, volevoy i poznavatelnoy sferakh: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 2009.]

RELATIONS OF INDIVIDUALLY-TYPICAL FEATURES OF PERSISTENCE WITH TEMPERAMENT PROPERTIES IN STUDENTS

I.A. Novikova, D.A. Shlyakhta, S.V. Baranova

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The problem of revealing the individually-typical features of persistence within the framework of the system-functional approach is discussed in the article. The four basic types of the persistence of students are described. A special attention is given to the comparative research of the said types and the specificity of the temperament which allows defining their psychological characteristics, and also elaborates on the possibility of the psychological correction work with the representatives of each of the types.

Key words: system-functional approach, persistence, individually-typical features, personality traits, temperament.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.