УДК 159. 9
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОТИПИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И СТУДЕНТОВ
© И. А. Новикова1, Г. А. Шурухина2*
1 Российский университет Дружбы народов Россия, 117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6.
Тел.: +7 (495) 434 43 64.
2Республиканский центр социально-психологической помощи семье, детям, молодежи Россия, Республика Башкортостан, 450006 г. Уфа, ул. Пархоменко, 133/1.
Тел.: +7 (347) 276 88 53.
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены подходы к исследованию индивидуально-типических особенностей черт личности на основе системно-функциональной модели А. И. Крупнова. Представлены и проанализированы результаты сравнительного исследования индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, индивидуально-типические особенности личностных черт, инициативность, старшеклассники, студенты.
Системно-функциональный подход к изучению личности и индивидуальности исходит из важнейших теоретических положений, сформулированных в отечественной психологии, в т.ч. о неразрывности динамического, содержательного и результативного аспектов психической деятельности, единстве личностных и индивидных образований субъекта. С начала 1980-х годов на основе анализа теоретических и экспериментальных данных А. И. Крупнов работает над созданием системной (целостно-функциональной) концепции строения черт личности. Первоначально структура свойств личности была представлена в четырех компонентах [1]. Затем состав был дополнен и преобразован в шестикомпонентную модель строения свойств личности [2-3]. В 1999 г. А. И. Крупнов дополнил предлагаемую модель. Согласно восьмикомпонентной модели анализа, каждая личностная черта включает в себя, по меньшей мере, установочноцелевой, динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, продуктивный и рефлексивно-оценочный компоненты. Каждый компонент, в свою очередь, содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать его и более содержательно [4]. В рамках системно -функциональной концепции изучены психологические особенности общительности, настойчивости, любознательности, ответственности, инициативности, организованности, трудолюбия, уверенности, агрессивности и их проявления в различных возрастных, профессиональных, гендерных, этнических группах.
Важнейшим направлением исследований, выполненных в рамках системно-функционального подхода, является выявление типологических особенностей личностных черт. Отметим, что изучение индивидуально-типических особенностей личности особенно востребовано практикой психотерапии, профобразования, профотбора, т.к. дает возможность для разработки «адресных» программ психологической работы.
Первые исследования индивидуально-типических особенностей личностных черт были вы-
полнены с использованием шестикомпонентной модели анализа. Так, в работе О. Б. Барабаш в основу типологии был положен характер соотношения переменных («гармонических» и «агармонических») внутри каждого компонента настойчивости [5]. На этой основе были выделены четыре типа проявлений настойчивости - гармонический, дисгармонический, конкурирующий, смешанный, для каждого их которых были разработаны рекомендации и упражнения для развития настойчивости.
В исследованиях Н. В. Тучака [6] и И. А. Пономаревой [7] типологии строились на основании соотношения количественной выраженности и доминирования переменных в структуре личностных черт. Н. В. Тучаком были выделены четыре типа реализации инициативного поведения предпринимателей: эргостенический; когнитив-но-стенический; адаптивно-смысловой; когни-тивно-аэргический. Было обнаружено, что различные типы реализации инициативности имеют прямые соотношения с показателями успешности предпринимательской деятельности. Наибольшая успешность предпринимательской деятельности характерна для представителей первого типа, а наименьшая - для четвертого [6]. И. А. Пономаревой [7] были выделены шесть типов настойчивости студентов: интернально-эргический («напористые»); избирательный («рационалисты»); ин-тернально-субъектный («самосовершенствующиеся»); результативно-смысловой («самомоти-вирующиеся»); аэргический («сомневающиеся»); экстернальный («плывущие по течению»).
Критерием выделения типов трудолюбия студентов в работе Рим Алави Мульхи [8] выступил показатель эргичности динамического компонента. На этом основании были описаны три типа: активно-трудолюбивый, избирательно-трудолюбивый и ситуативно-трудолюбивый.
В работе Н. А. Фоминой [9] для выделения типов настойчивости, общительности и инициативности (отдельно по каждой черте) использовался кластерный анализ. Были выделены интернально-эрги-
* автор, ответственный за переписку
ческий, интернально-субъектный, результативносмысловой, избирательный и аэргический типы.
В качестве основания для построения типологии организованности в работе Н. Г. Русаковой [10] использовались положения системно-функционального подхода, предполагающего наличие гармонических и агармонических переменных во всех компонентах свойств личности. Данное теоретическое предположение было проверено с помощью кластерного анализа. Изучение соотношений гармонических и агармонических переменных позволило автору назвать полученные кластеры (типы организованности) - «интенсивный», «ситуативный», «экстенсивный», количественные характеристики которых подтвердили выдвинутые теоретические основания типологии.
В работах, выполненных в рамках восьмикомпонентной модели, в которых затрагивались проблемы типологии, для изучения индивидуальнотипических особенностей личностных черт, как правило, использовался кластерный анализ методом К-средних. В работах Н. В. Каргиной [11] и Е. Н. Полянской [12] кластерный анализ был проведен по комплексным переменным. Н. В. Каргиной, таким образом, были выявлены шесть индивидуально-типических сочетаний в реализации любознательности, настойчивости и общительности. Проведенный анализ показал, что в трех случаях (инструментально-смысловой, избирательно-смысловой, нейтральный типы), объединяющих 60% выборки, преобладает сходство в проявлениях данных черт. В остальных трех случаях (настойчиво-неко-муникативный, агармонически-любознательный, инструментально-агармонический типы), включающих 40% выборки, доминируют различия [11].
Е. Н. Полянская описала три типа (избирательно-смысловой, инструментально-смысловой, ин-струментально-агармонический) в сочетаниях настойчивости и инициативности, при этом проявления настойчивости и инициативности в рамках одной группы схожи. У представителей инструментально-смыслового типа («активистов») хорошо развиты как мотивационные, так и динамические аспекты настойчивости и инициативности; как правило, не возникает проблем в волевой сфере. Представители избирательно-смыслового типа («формалисты») не испытывают выраженных трудностей в реализации настойчивого и инициативного поведения, но мотивационно-целевая составляющая и сфера приложения результатов данных качеств у них уже, чем у остальных групп. Студенты с инстру-ментально-агармоническим типом («затрудняющиеся») при выраженном стремлении к проявлению настойчивости и инициативности сталкиваются с большим количеством проблем в их реализации [12].
Ю. М. Стакиной [13] при помощи кластерного анализа, проведенного по 16 переменным, были выделены индивидуально-типические варианты проявления любознательности студентов: интер-
нально-эргический, инструментально-осведомленный, избирательный, экстернальный и аэргический. Психологическая специфика каждого типа была подтверждена особенностями учебной деятельности (профессиональная направленность обучения, мотивация, успешность).
Вопрос об универсальности типов реализации системно-функциональных личностных черт получил рассмотрение в работе Д. А. Шляхты [14]. С использованием разных вариантов кластерного анализа были выявлены индивидуально-типические варианты реализации общеличностной активности, устойчивость основных характеристик которых доказана как на разных выборках испытуемых, так и в разных сферах отношений субъекта: инструментально-смысловой, избирательный, мотиви-рованно-агармонический и слабомотивированный типы. Представителям инструментальносмыслового типа («активным») свойственны как внешние, динамические проявления активности, так и широта целей, стремлений, мотивов, интересов, которые определяют эту поведенческую активность в различных сферах. Представители избирательного типа («избирательно-активные»)
умеют «выбрать» главные для себя цели и стремиться к их достижению, рационально применяя конкретные навыки, не расходуя понапрасну усилий и эмоций. Представителям мотивированно-агармонического типа свойственны противоречивые тенденции проявления активности: средняя активность в мотивационно-смысловой и слабая активность в инструментально-динамической подсистемах личности. В целом для них подходит название «агармонически-активные», т. к. при выраженном стремлении к активности они не могут реализовать ее на поведенческом уровне. Представители слабомотивированного типа («пассивные») характеризуются низким уровнем проявления активности во всех сферах, как в инструментально-стилевой, так и в мотивационно-смысловой подсистемах [14].
Итак, в проведенных ранее типологических исследованиях в рамках системно-функциональной модели А. И. Крупнова были выявлены от трех до шести типов реализации личностных черт (четыре типа - инструментально-смысловой, избирательный, мотивированно-агармонический и слабомотивированный - выделяются наиболее устойчиво для разных черт). При этом индивидуальнотипические особенности инициативности изучались в рамках шестикомпонентной модели на выборке предпринимателей [6], а также в сочетании с настойчивостью (по комплексным переменным) на выборке студентов [12]. Однако не было проведено исследований индивидуально-типических особенностей реализации инициативности в рамках восьмикомпонентной модели (по 16 переменным), а тем более -не исследовалась специфика типологических особенностей черт личности при сравнительном анализе разных выборок - старшеклассников и студентов.
Соответственно в нашей работе мы поставили цель выявить и сравнить индивидуально-типические варианты реализации инициативности у старших школьников и студентов. В эмпирическом исследовании приняли участие 100 студентов (средний возраст - 22 года) Башкирского государственного университета и 100 учеников старших классов (16-17 лет) уфимских средних образовательных школ. Для выделения типов использовался кластерный анализ методом К-средних, проведенный в каждой из выборок по 16 переменным инициативности. Количественные характеристики выделенных кластеров приведены в табл.
Учитывая особенности доминирования и соотношения переменных в мотивационносмысловой и инструментально-стилевой подсистемах инициативности, а также опираясь на результаты других исследователей, занимавшихся данной тематикой, полученным кластерам (группам) были даны следующие названия:
- инструментально-агармонический тип (2 кластер старшеклассники - 50 человек, 1 кластер студенты - 36 человек);
- избирательно-смысловой (3 кластер школьники - 18 человек и 3 кластер студенты - 39 человек);
- слабомотивированный тип (1 кластер школьники - 32 человека);
- инструментально-смысловой тип (2 кластер студенты - 25 человек).
Рассмотрим более подробно полученные типы реализации инициативности у старшеклассников и студентов.
Для старшеклассников и студентов, отнесенных нами к инструментально-агармоническому типу, характерны близкие к максимальным пока-
Конечные
затели переменных мотивационно -смысловой подсистемы при очень высоких показателях операциональных и личностных трудностей, аэнергично-сти, астеничности, экстернальности. Соответственно они хотели бы быть инициативными в разных сферах своей деятельности, но сталкиваются на пути реализации инициативы с большим количеством проблем и трудностей. По основным количественным и качественным характеристикам представители данного типа очень похожи на представителей аналогичного типа, выделенного в исследовании Е. Н. Полянской, поэтому мы назвали их «затрудняющимися».
Количественные показатели переменных инициативности данного типа в подгруппах старшеклассников и студентов очень близки между собой. Статистически значимые различия между подвы-борками обнаружены только по переменным личностно-значимые цели, астеничность, операциональные и личностные трудности (во всех случаях показатели у студентов выше, чем у школьников). Можно сказать, что студенты с данным типом реализации инициативности немного больше, чем школьники, заинтересованы в обретении самостоятельности и независимости, удовлетворении своих планов и желаний с помощью инициативы, но в то же время они чаще, чем старшеклассники, испытывают различные трудности при проявлении инициативности, а также сильнее переживают неудачные начинания. Возможно, что более выраженные проявления именно отрицательных эмоций и трудностей (что характерно для данного типа) являются следствием неудачного опыта проявления различных инициатив, который уже успел накопиться у студентов за несколько лет, прошедших после школы.
Таблица
кластеров
Переменные Школьники Студенты
инициативности 1 2 3 1 2 3
Общественно значимые цели Личностно-значимые цели Социоцентричность Эгоцентричность Осмысленность Осведомленность Предметность Субъектность Энергичность Аэнергичность Стеничность Астеничность Интернальность Экстернальность Операциональные трудности Личностные трудности
33.59 39.20 38.72
35.69 42.38 41.17
32.25 37.74 33.83
32.34 39.78 36.06
30.91 34.66 30.50
26.50 28.58 25.94
30.50 38.06 33.17
32.22 39.06 34.39
29.22 33.50 36.06
28.13 29.56 21.17
33.34 37.60 33.17
29.75 30.68 19.11
31.69 36.46 30.39
30.09 32.88 24.44
28.88 28.58 20.17
28.28 28.98 18.72
39.39 41.84 34.92
44.28 44.28 39.90
37.03 39.80 30.03
38.44 38.80 32.46
35.03 38.52 31.08
28.14 29.96 26.77
38.22 40.84 33.85
40.00 42.52 33.03
33.36 37.92 33.38
31.08 22.44 26.18
39.69 40.16 35.49
33.03 22.48 26.92
34.81 36.44 33.31
33.22 24.80 27.95
32.14 20.92 25.13
32.89 21.20 24.69
Примечание. Жирным шрифтом выделены величины, относящиеся к высокому уровню выраженности (превышают среднее по соответствующей выборке более чем на половину стандартного отклонения).
Для испытуемых с избирательно-смысловым типом инициативности характерны достаточно низкие показатели переменных мотивационносмысловой подсистемы при средних (или близких к минимальным) показателях агармонических переменных инструментально-динамической подсистемы (аэргичности, экстернальности, астенично-сти, операциональных и личностных трудностей). Инструментально-гармонические переменные выражены на невысоком уровне, но при этом четко доминируют над инструментально-агармонически-ми. Представители данного типа проявляют инициативу выборочно, в тех случаях, когда считают это выгодным, при этом они умеют распределить усилия и эмоции для достижения поставленных целей, рационально применить навыки инициативного и волевого поведения. По совокупности количественных и качественных характеристик мы назвали их «прагматисты».
Между показателями инициативности старшеклассников и студентов, отнесенных к данному типу, наблюдается больше количественных различий, чем в предыдущем случае. Статистически значимые различия обнаружены между переменными общественно значимые цели, социоцентричность (выше у старшеклассников), аэнергичность, асте-ничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности (выше у студентов). Соответственно старшеклассники по сравнению со студентами в большей степени склонны проявлять инициативность в социально значимой сфере (меньшая избирательность) и при этом испытывают относительно меньше динамических, эмоциональных, регуляторных проблем и трудностей с ее проявлением. Как и в предыдущем случае, можно предположить, что студенты имеют больший опыт в проявлении инициатив, поэтому более адекватно, чем школьники, рефлексируют возможные преграды и трудности, с которыми можно столкнуться.
Слабомотивированный тип инициативности был выделен только в подгруппе старших школьников. Практически все переменные мотивационно-смысловой подсистемы инициативности данного типа выражены на минимальном уровне, минимальны также показатели энергичности и стенич-ности при очень высоких показателях (близких к показателям инструментально-агармонического типа) аэнергичности, астеничности, операциональных и личностных трудностей. Соответственно представители данного типа не очень стремятся к проявлению инициативы и у них это не очень хорошо получается. По основным характеристикам они подобны представителям «пассивного» типа, описанным в исследовании Д. А. Шляхты, поэтому их можно назвать «инертными» или даже «безынициативными» .
Инструментально-смысловой тип инициативности представлен только в выборке студентов и является самым малочисленным по сравнению с
инструментально-агармоническим и избирательносмысловым типами. Данный тип характеризуется максимальной выраженностью всех переменных мотивационно-смысловой подсистемы инициативности, максимальной выраженностью энергичности, стеничности, интернальности при минимальных показателях аэнергичности, астенично-сти, экстернальности и трудностей. Представители этого типа стремятся и умеют как можно чаще проявлять свои инициативы в различных сферах жизни и деятельности, при этом не испытывая особых проблем и трудностей. По основным количественным и качественным характеристикам они очень похожи на представителей аналогичных типов, описанных в исследованиях Е. Н. Полянской и Д. А. Шляхты. Учитывая специфику инициативности, мы считаем, что им подходит название «целеустремленные».
Подводя итоги сравнительному исследованию индивидуально-типических особенностей инициатив -ности старших школьников и студентов, проведенному в рамках системно-функциональной модели А. И. Крупнова, мы можем сделать следующие выводы:
1. Выявлены четыре основных типа реализации инициативности, сходных по своим характеристикам с индивидуально-типическими особенностями других личностных черт, описанными в более ранних исследованиях.
2. Установлено, что не все из выделенных типов стабильно выделяются в выборках разного возраста (старших школьников и студентов):
- наибольшей стабильностью отличаются ин-струментально-агармонический и избирательносмысловой типы инициативности, характеризующиеся высоким подобием в обеих выборках;
- инструментально-смысловой тип (с наиболее развитыми переменными мотивационносмысловой и инструментально-динамической подсистем инициативности) выделяется только в выборке студентов, хотя и является в ней самым малочисленным;
- слабомотивированный тип (с минимально развитыми переменными мотивационно-смысловой подсистемы инициативности) выделяется только в выборке старших школьников.
3. Предполагается, что существует динамика развития инициативности от старшего школьного к студенческому и более зрелому возрасту, для выявления которой необходимо проведение лонгитюд-ного исследования.
4. Перспективы настоящего исследования связаны с разработкой и апробацией психологических программ по гармонизации и развитию инициативности (прежде всего, инструментально-агармо-нического и слабомотивированного типов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Крупнов А И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности Свердловск, 1983. 118 с.
2. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека //
Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск: СГПИ, 1985. С. 3-20.
3. Крупнов А. И. Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века. М., 1990. С. 31-38.
4. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия: «Психология и педагогика». 2006. №1(3). С. 63-73.
5. Барабаш О. Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: дисс. ... канд. пед. наук. М., 1992. 185 с.
6. Тучак Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1993. 20 с.
7. Пономарева И. А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: дисс. ... канд. психол. наук. М., 1994. 182 с.
8. Рим Алави Мульхи. Психологическое строение трудолюбия и его влияние на успешность учебной деятельности студента: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 1995. 18 с.
9. Фомина Н. А. Индивидуально-типические особенности свойств личности и их проявления в речи: автореф. дис. ... д-ра. психол. наук. М., 2002. 56 с.
10. Русакова Н. Г. Динамика индивидуально-типологических особенностей становления организованности студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
11. Каргина Н. В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2005. 159 с.
12. Полянская Е. Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2008. 22 с.
13. Стакина Ю. М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006. 22 с.
14. Шляхта Д. А. Индивидуально-типические особенности активности личности в коммуникативной, волевой и познавательной сферах: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2009. 199 с.
Поступила в редакцию 12.10.2010 г.