Научная статья на тему 'К проблеме комплексного изучения индивидуальности'

К проблеме комплексного изучения индивидуальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
423
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Ирина Александровна

В статье рассматриваются результаты исследования соотношений между отдельными чертами индивидуальности на примере настойчивости, общительности, любознательности и инициативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of the personal traits of an individuality

The article considers the results of the research of the correlation between separate traits of individuality using the example of persistence, sociability, inquisitiveness and initiativeness.

Текст научной работы на тему «К проблеме комплексного изучения индивидуальности»

К ПРОБЛЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

И.А. НОВИКОВА

Кафедра педагогики и психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются результаты исследования соотношений между отдельными чертами индивидуальности на примере настойчивости, общительности, любознательности и инициативности.

Проблема изучения индивидуальных различий в отечественной психологии не всегда была в центре внимания. В советский период наиболее основательно индивидуальные различия изучались в школе Б.М. Теплова и В.Д Небылицына. В настоящее время очевидна необходимость и актуальность изучения индивидуальных различий в развитии способностей, темперамента, характера, познавательных процессов людей в связи с запросами профориентации, профотбора, образования, психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и т. п.

В настоящее время особое значение приобретают вопросы методологии: каким образом изучать, выявлять, измерять индивидуальные различия. Наиболее остро стоят проблемы разработки психологического инструментария для диагностики индивидуальных различий.

Оригинальный подход к изучению и диагностике черт индивидуальности был предложен одним из учеников и последователей школы Б.М. Теплова - В.Д. Небылицына А.И. Крупновым [3]. В разрабатываемой им целостно-функциональной модели строения черт индивидуальности предполагается, что каждая черта - это целостное образование, система мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик. Каждая черта, таким образом, включает в себя, как минимум, целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, которые, в свою очередь, содержат по две переменные - «гармоническую» и «агармоническую.

В русле данной концепции, под руководством А.И. Крупнова, были изучены психологические особенности таких качеств, как общительность, настойчивость, инициативность, ответственность [1; 4; 5; 8; 9 и др.]. Было показано, что существуют индивидуально-типические особенности соотно-

шения различных компонентов этих качеств в разных возрастных, половых, профессионально-статусных группах испытуемых. Полученные данные были положены в основу разработки достаточно эффективных программ развития и коррекции перечисленных черт индивидуальности.

Так, например, в нашем исследовании [8] была предложена типология проявлений настойчивости, в основу которой были положены степень количественной выраженности переменных внутри каждого компонента настойчивости и характер доминирования тех или иных компонентов. Было выделено шесть основных типов настойчивости, которые можно объединить в три большие группы.

В первую входят типы с ярко выраженным преобладанием интерналь-ности над экстернальностью:

1) интерналъно-эргический (с высокими показателями динамического, мотивационного, продуктивного и когнитивного компонентов настойчивости) -15% выборки;

2) избирательный (с достаточно узкой, избирательной или рациональной мотивационной сферой) - 13%;

3) интериально-субъектный (с преобладанием личностно-значимой мотивации и продуктивности) -11%.

Во вторую - типы с примерно равными (средними показателями) ин-тернальности и экстернальности:

1) результативно-смысловой (с высокими показателями продуктивного, когнитивного и мотивационного компонентов) - 22%;

2) аэргический (с низкими показателями продуктивного компонента и высокими показателями трудностей) - 26%.

В третью группу входит только один тип с ярко выраженным преобладанием экстернальности над интернальностью - экстернальный (13%).

Каждому типу была дана подробная психологическая характеристика и предложены основные направления работы по гармонизации и развитию настойчивости. Для студентов с интернально-эргическим типом настойчивости («напористых») - это прежде всего рационализация отрицательных эмоций и снятие крайних проявлений настойчивости (упрямства, негибкости, «зацикленности» на не очень важных делах и т. п.). Студентам с избирательным типом («рационалистам») предлагается работа с мотивационной сферой настойчивости, расширение ее за счет альтруистических мотивов, а также оптимизация эмоциональной сферы. Психологическая работа с представителями интернально-субъектного типа настойчивости («самосовершенствующимися») предполагает составление планов конкретных жиз-неных целей, анализ их выполнения и выработку навыков настойчивого поведения и преодоления трудностей в процессе достижения данных целей. Субъекты с результативно-смысловым типом настойчивости («самомотивирующиеся») в той или иной степени владеют механизмом «намеренного изменения смысла действия» (по В.А. Иванникову [2]), следовательно, психологическая работа с ними сводится к анализу и совершенствованию конкретных приемов волевой регуляции, используемых для дос-

тижения своих целей, и при необходимости - оптимизации эмоциональной сферы. Наиболее объемная работа предстоит с представителями аэргиче-ского типа настойчивости («сомневающимися»), ведь они очень неуверенны в себе, в своих силах, успехе своих дел и даже в существовании у себя такого качества как настойчивость.

Для гармонизации настойчивости данного типа предстоит комплексно решить следующие задачи:

1) коррекция самооценки субъекта, повышение уверенности в себе;

2) освоение механизмов рационализации отрицательных эмоций и тревожности;

3) анализ мотивационной сферы и овладение приемами «намеренного изменения смысла действий»;

4) выработка других навыков настойчивого поведения (систематичность, последовательность в завершении начатого и др.) в ходе работы по плану.

Коррекционная работа со студентами с аэргическим типом настойчивости («плывущими по течению») крайне затруднена, так как они полагают, что настойчивость и усердие человека не могут изменить «предначертания судьбы». В отдельных случаях с представителями данной группы можно проводить психологическую работу по индивидуальной программе, стремясь к принятию позиции: «в каждой ситуации сделать хотя бы то немногое, что зависит от меня».

Для оценки действия предложенных рекомендаций на структуру настойчивости было проведено итоговое тестирование в экспериментальной (27 человек, наиболее активно участвовавших в работе по коррекции и развитию настойчивости) и контрольной (25 человек, по тем или иным причинам не обращавшихся за результатами первого тестирования) группах. В экспериментальной группе на статистически значимом уровне произошло увеличение показателей эргичности, продуктивности, личностно значимой мотивации, осведомленности, интернальности и снижение показателей аэр-гичности, экстернальности и трудностей; показатели эмоционального компонента в среднем остались без изменений. Эти результаты свидетельствуют о положительных сдвигах, произошедших в среднем по группе студентов, использовавших рекомендации по гармонизации настойчивости. Они лучше овладели приемами и навыками настойчивого поведения, расширили его мотивацию, представления о свойствах и функциях настойчивости, стали более активными в регуляции своего поведения. Все эти факторы в совокупности привели к увеличению продуктивности настойчивого поведения. К сожалению, не наблюдается уменьшения выраженности астенических эмоций. Многие испытуемые в самоотчетах отмечают, что работа по регуляции эмоций была наиболее трудной. Отметим, что такая работа, во-первых, не предполагает уничтожения отрицательных эмоций вообще, так как это нереально, а, во-вторых, чем сильнее человек стремится к цели, тем более негативна его эмоциональная реакция на препятствия и неудачи. Поэтому у некоторых испытуемых в экспериментальной группе расширение мотивации

настойчивости привело к некоторому увеличению показателя отрицательных эмоций.

В контрольной группе не произошло статистически значимых изменений показателей переменных настойчивости. В среднем по группе увеличился лишь показатель трудностей в осуществлении настойчивого поведения (р<0,01). Это можно объяснить тем, что повторное заполнение методики привело к лучшему осознанию трудностей и проблем, что подтверждает факт обращения 12 человек из контрольной группы за характеристиками и рекомендациями после окончания эксперимента (чего они не сделали после первого его этапа).

Следовательно, можно сделать вывод о том, что предложенные программы гармонизации и развития настойчивости, разработанные в рамках целостного, системно-функционального подхода к изучению индивидуальности, адекватно учитывают особенности ее индивидуально-типических проявлений. Использование рекомендаций ведет к формированию навыков настойчивого поведения, расширению его мотивации, увеличению продуктивности, устранению основных проблем, затрудняющих его осуществление.

Мы предполагаем, что перспективы развития целостно-функционального подхода и ресурсы его практического применения к анализу и развитию индивидуальности связаны с комплексным исследованием соотношений, существующих между несколькими чертами индивидуальности. Нас особенно интересуют следующие вопросы:

1. Существует ли сходство в психологической структуре нескольких черт индивидуальности у одного человека либо каждая черта имеет свою структуру, отличную от остальных?

2. Можно ли выделить индивидуально-типические сочетания в реализации и проявлениях нескольких черт индивидуальности?

Для ответа на первый вопрос под нашим руководством было предпринято два комплексных исследования различных черт индивидуальности.

В исследовании Н.В. Каргиной сравнивались психологические проявления настойчивости (волевая сфера), общительности (коммуникативная сфера) и любознательности (познавательная сфера) студентов. Всего было опрошено 101 человек, из них 78 девушек, 33 юноши в возрасте от 17 до 25 лет. Все испытуемые с интервалом полтора - два месяца заполнили бланковые методики, разработанные А.И. Крупновым для диагностики указанных качеств.

В исследовании E.H. Пономаревой-Полянской изучалось соотношение развития настойчивости и инициативности студентов [7]. Оба эти качества традиционно относят к волевой сфере. Однако они имеют ярко выраженную психологическую специфику. Инициативность предполагает выдвижение новых, оригинальных идей, решений, которые, в принципе, не всегда могут реализовываться. Настойчивость же, наоборот, заключается в длительном удержании стремления к цели, доведении начатого до конца, невзирая на трудности (здесь отнюдь не всегда предполагается оригинальность и новизна дела). С помощью бланковых тестов, разработанных А.И. Крупновым для

целостной диагностики качеств индивидуальности, было опрошено 50 студентов первого-третьего курсов РУДН.

Если кратко обобщить результаты обоих исследований, то можно сказать, что есть достаточно много общего в психологических проявлениях анализируемых черт индивидуальности.

Во-первых, с помощью корреляционного анализа были выявлены следующие сходства во взаимосвязях отдельных переменных внутри каждой черты:

- наличие тесных положительных устойчивых корреляций между выраженностью переменных целевого (общественно-значимых и личностно-значимых целей), мотивационного (альтруистическая и эгоцентрическая мотивация), продуктивного (предметная и субъектная результативность) компонентов, а также между личностными и операциональными трудностями в их реализации;

-существование отрицательных корреляционных связей между переменными динамического (эргичность и аэргичность) и регуляторного (интер-нальность и экстернальность) компонентов в структуре каждого из качеств;

- отсутствие значимых корреляционных связей между переменными эмоционального (стеничность и астеничность) и когнитивного (осмысленность и осведомленность) компонентов.

Во-вторых, обнаружено много сходных взаимоотношений между соответствующими переменными изучаемых качеств индивидуальности. Было выявлено существование 54 значимых корреляций между переменными одновременно и настойчивости, и общительности, и любознательности. Особенно нужно отметить следующее:

1. Между выраженностью всех соответствующих переменных общительности и любознательности выявлены положительные статистически значимые корреляции;

2. Между соответствующими переменными общительности и настойчивости также выявлены положительные статистически значимые корреляции, кроме переменной эргичность (корреляция отсутствует);

3. Между соответствующими переменными настойчивости и любознательности также выявлены положительные статистически значимые корреляции, кроме переменной интернальность (корреляция отсутствует).

Следовательно, человек с преобладанием стенических эмоций, альтруистической мотивации, выраженностью общественно значимых целей, осмысленности в проявлениях любознательности с большой вероятностью будет иметь аналогичную выраженность соответствующих переменных как в структуре настойчивости, так и общительности.

Корреляционный анализ отношений между соответствующими переменными настойчивости и инициативности выявил следующее:

-существуют значимые положительные коэффициенты между соответствующими переменными целевого и регуляторного компонентов обеих качеств (следовательно, есть вполне понятное сходство в целевой направленности и регуляции как настойчивости, так и инициативности);

-существуют положительные связи между выраженностью астенич-ности, альтруистичности, предметности, личностных трудностей настойчивости и инициативности (следовательно, есть сходство в реализации данных переменных в структуре разных качеств);

- не существует значимых корреляционных связей между соответствующими переменными динамического компонента (поведенческие проявления настойчивости и инициативности могут не совпадать между собой), а также выраженностью стеничности, эгоцентричное™, осмысленности, осведомленности, субъектности и операциональных трудностей в реализации настойчивости и инициативности;

- соответственно, при сходной выраженности целевого и регулятор-ного компонентов настойчивости и инициативности могут существовать ярко выраженные индивидуальные различия в реализации динамического, мотивационного, эмоционального, когнитивного компонентов данных качеств.

В-третьих, вывод о сходстве психологических проявлений настойчивости, общительности и любознательности был подтвержден и результатами факторного анализа. Для каждого из качеств была получена трехфак-торная структура. Сопоставление факторных структур демонстрирует следующее:

1. Высокое сходство по первому («гармоническому») фактору, в который для каждого из качеств с положительными значимыми весами вошли обе переменные целевого, мотивационного, результативного компонентов, а также стеничность и осмысленность;

2. Высокое сходство по второму («агармоническому») фактору, в который с положительными значимыми весами вошли аэргичность, астенич-ность и оба показателя трудностей по каждому из качеств;

3. Различия лишь по третьему фактору, в который для любознательности с положительными значимыми весами вошли эргичность и стеничность, для общительности - экстернальность и осведомленность, для настойчивости - экстернальность с положительным весом и интернальность с отрицательным значимым весом.

Полученные данные говорят в пользу предположения о существовании сходства в психологических проявлениях различных черт индивидуальности у одного человека. Однако сходство ярче всего проявляется в выраженности целевого и мотивационного компонентов по всем чертам, менее ярко - регу-ляторного и эмоционального, слабее всего - в динамических и продуктивных проявлениях.

Для ответа на вопрос о существовании индивидуально-типических сочетаний в реализации настойчивости, общительности и любознательности был проведен кластерный анализ по 15 комплексным показателям.

Каждое из изучаемых качеств характеризовалось пятью переменными, такими как:

1) «инструментально-гармоническая», включающая показатели эр-гичности, стеничности, интернальности;

2) «.инструментально-агармоническая» (аэргичность, астеничность, экс-тернальность);

3) «гармонически-смысловая» (социоцентричность, осмысленность, предметность);

4) «агармонически-смысловая» (эгоцентричность, осведомленность, субъ-ектность);

5) «трудности» (показатели операциональных и личностных трудностей в реализации качества).

В результате кластерного анализа выделилось шесть различных групп студентов со сходными между собой показателями данных переменных.

В первую группу вошло 20 человек. Они характеризуются максимальной выраженностью «инструментально-гармонических» переменных, минимальной выраженностью «инструментально-агармонических» переменных, максимальной выраженностью обеих «смысловых» переменных (с преобладанием «гармонической») и минимальными значениями переменной «трудности» по каждому качеству. Можно сказать, что у данных студентов прекрасно и гармонично развиты и настойчивость, и общительность, и любознательность, при этом у них преобладает сходство в реализации этих качеств. По совокупности количественных и качественных характеристик представителей этой группы можно условно назвать «энергичными». По своим психологическим проявлениям представители этого типа очень напоминают «напористых» (интернально-эргичных) студентов из описанного выше исследования настойчивости.

Во вторую группу вошло 25 студентов. Их отличают очень низкие (сходные с первой группой) показатели «трудностей» и «инструментально-агармонических» переменных по всем качествам, но при этом средние (гораздо ниже, чем в первой группе) показатели выраженности «инстру-ментально-гармонических» и обеих «смысловых» переменных. Таким образом, эти студенты также достаточно настойчивы, общительны, любознательны по инструментальным проявлениям, но сферы приложения и мотивации данных качеств у них гораздо уже, чем в первой группе. Следовательно, их можно назвать «избирательными», так как их характеристики в целом совпадают с «избирательным» типом в реализации настойчивости.

В третью группу вошло 16 испытуемых. Для них характерны близкие к минимальным показатели «инструментально-гармонических» переменных по всем качествам, абсолютно минимальные значения обеих «смысловых» переменных, средние показатели «инструментально-агармонических» переменных и «трудностей». Соответственно, у этих студентов все анализируемые качества индивидуальности выражены неярко, как со стороны «инструментальных», так, особенно, со стороны «смысловых» проявлений. Поэтому мы предлагаем назвать их «нейтральными». Очевидно сходство испытуемых данной группы с представителями экстернального типа настойчивости («плывущими по течению»).

Отметим, что три описанных кластера (в которые вошло более 60% испытуемых), во-первых, наиболее резко различаются между собой, во-вторых, характеризуются внутренним сходством в проявлениях настойчивости, общительности и любознательности, в-третьих, схожи по своим проявлениям с типами, выявленными при анализе настойчивости. Оставшиеся три группы ближе друг к другу по основным количественным показателям, но в то же время внутри каждой группы может наблюдаться различие в проявлениях анализируемых качеств.

В четвертую группу вошло 14 человек. По количественной выраженности настойчивости их показатели очень близки к соответствующим показателям первой группы. В то же время «инструментально-гармонические» показатели любознательности и общительности ниже, а «инструментально-агармонические» показатели общительности - выше, чем у испытуемых первой группы. Показатели «трудностей» по любознательности и, особенно, по общительности также выше, чем в первой и второй группах. Значит, представители этой группы характеризуются достаточно гармоничным развитием настойчивости, средним развитием любознательности, стремлением к общению, но большим количеством проблем именно в коммуникативной сфере. Полагаем, что условно их можно назвать «некоммуникабельными», или «застенчивыми».

В пятую группу вошло всего 9 испытуемых. Их показатели по настойчивости очень близки к показателям четвертой группы (значительно выше лишь показатель трудностей), в свою очередь показатели по общительности близки к показателям настойчивости (менее выражены обе «смысловые» переменные). В то же время проявления любознательности весьма своеобразны: почти максимальная по выборке величина «инструментально-гармонической» переменной одновременно с весьма высокой «инструментально-агармоничес-кой»; средняя выраженность обеих «смысловых» переменных, кроме того -максимальная выраженность «трудностей» по данному качеству. Следовательно, данные студенты обладают средним развитием настойчивости и общительности, но у них часто возникают проблемы в проявлениях любознательности. Возможно, им подходит условное название «незаинтересованные».

Наконец, в шестую группу вошло 17 студентов, обладающих максимальными показателями «трудностей» и «инструментально-агармоничес-ких» переменных по всем качествам. При этом «инструментально-гармонические» переменные настойчивости и любознательности выражены у них выше среднего, а общительности - ниже среднего. «Смысловые» переменные по всем качествам находятся на достаточно высоком уровне. Следовательно, представителей данной группы можно назвать «затрудняющиеся». В целом, их характеристики очень близки к представителям аэргического типа настойчивости.

Итак, отвечая на поставленные выше вопросы, можно сказать, что:

1) примерно у 60% испытуемых в нашей выборке преобладает сходство в проявлениях анализируемых черт индивидуальности, а у 40%

обнаружено своеобразие в проявлениях отдельных черт индивидуальности;

2) выявлены индивидуально-типические сочетания в проявлениях настойчивости, общительности и любознательности.

При этом наиболее резко отличаются между собой группы, которые мы условно назвали «энергичные», «избирательные» и «нейтральные», психологические характеристики которых похожи на характеристики типов, выделенных ранее при анализе настойчивости. Менее ярко проявляются различия в группах «застенчивых», «затрудняющихся» и «незаинтересованных», у которых наблюдается определенная специфика в реализации отдельных качеств.

Полученные данные нуждаются в дополнительной проверке, сопоставлении с «внешними» критериями, например, экспертной оценкой преподавателей и успешностью учебной деятельности студентов. Впоследствии мы планируем составление и апробирование программ комплексной коррекции и развития нескольких черт индивидуальности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: Дис... к.пед.н. - М., 1992.

2. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.

3. Крупное А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М., 1988, с. 28-39.

4. Крупное А.И., Кезикова ИЗ. Особенности психологической структуры инициативности старшеклассников, находящихся в различных психологических условиях // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. -М.: Уникум-Центр, 2003, с. 205-207.

5. Кудинов С.И. Характеристика любознательности как системного качества личности // Совершенствование подготовки учащихся молокомплектной школы. - Бийск, 1996, с. 135-140.

6. Новикова И.А., Каргина Н.В. Сравнительный анализ основных показателей настойчивости, общительности и любознательности у студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. - М.: Уникум-Центр, 2003, с. 207-211.

7. Новикова И.А., Пономарева-Полянская E.H. О соотношении инициативности и настойчивости личности студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. - М.: Уникум-Центр, 2003, с. 211-215.

8. Пономарева H.A. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Дисс... к.психол.н. - М., 1994.

9. Тырнова O.A. Психологические различия в проявлениях общительности у юношей и девушек: Дисс... к.психол.н. - М., 1996.

THE CORRELATION OF THE PERSONAL TRAITS OF AN INDIVIDUALITY

I.A. NOVIKOVA

The Chair of Psychology and Pedagogics Russian Peoples' Friendship University 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article considers the results of the research of the correlation between separate traits of individuality using the example of persistence, sociability, inquisitiveness and initia-tiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.