ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА СВЯЗИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН
Р.В. Ершова
Кафедра психологии Коломенский государственный педагогический институт Ул. Зеленая, 30, Коломна, Россия, 140411
Представлены результаты факторного анализа связи организованности со свойствами темперамента у мужчин и женщин. Дается качественная оценка гендерных различий связи психодинамических характеристик личности с элементами внутренней структуры организованности у исследуемых групп.
К настоящему времени в литературе накоплен достаточно обширный материал, отражающий характер связи свойств темперамента и свойств и отношений личности. Л.И. Уманский [1] первым обратил серьезное внимание и экспериментально изучил роль динамических параметров индивидуальности в становлении и развитии организаторских способностей школьников. Создав модель организаторской деятельности по приему и переработке заданной информации в вероятностной ситуации, он обнаружил существенные индивидуальные различия в способности перерабатывать вероятностные сигналы в зависимости от типа нервной системы. В частности, было установлено, что сангвиники и холерики более склонны к приему и обработке вероятностной информации, чем флегматики и меланхолики. Я. Стреляу исследовал влияние реактивности как черты темперамента на результативность двигательных действий в ситуации соревнования и обнаружил, что у низкореактивных индивидов в стрессовых условиях продуктивность деятельности значительно выше, чем у высокореактивных индивидов [2]. По данным А.И. Крупнова [3], динамические характеристики активности психомоторных, интеллектуальных, волевых действий и общительности статистически значимо влияют на результативность этих действий в условиях максимального и сверх-максимального режимов работы.
В.К. Калин, А.Б. Воронин, В.Н. Семин [4. С. 65—76] в своих исследованиях показали, что волевые свойства в определенной мере связаны с особенностями нервной системы. В.И. Селиванов [5] утверждает, что у детей чаще, чем у взрослых, обнаруживаются волевые черты, которые поддерживаются темпераментом, и практически не выявляются черты, которые тормозятся темпераментом. В.И. Высоцкий [6. С. 41—51] показал, что подростки со слабым типом нервной системы в эксперименте демонстрируют меньшую настойчивость в сравнении с подростками с сильным типом нервной системы. А.И. Самошин, Р.С. Розенберг [7. С. 118—125] выяснили, что отрицательное эмоциональное состояние в учебной деятельности (астеничность) может блокировать такие качества, как настойчивость, целеустремленность и др. Согласно данным Ю.А. Аргентова [8. С. 125—
137], подвижность нервных процессов положительно сказывается на решительности и энергичности, однако старшие школьники с подвижными нервными процессами не всегда бывают достаточно сдержанными, настойчивыми и упорными. Основываясь на наблюдениях за учащимися, Н.Д. Левитов [9] пишет, что решительность и смелость скорее характерны для холериков и сангвиников, а осторожность и выдержка — для флегматиков. А.В. Полтев [10], изучая настойчивость подростков, показал, что подростки-флегматики и сангвиники обладают большей выдержкой, сдержанностью и терпением. В.П. Прядеин [11] в исследовании ответственности показал, что повышению результативного компонента ответственности в юношеском возрасте способствует экстраверсия, у взрослых эмоциональная стабильность может снижать субъектно-личностную результативность этого свойства, в целом ответственности благоприятствуют чувствительность, лабильность инактивированность нервной системы. С.М. Зиньковская [12], исследуя индивидуально-психологические особенности летчиков гражданской авиации, обнаружила, что интеллектуальная ригидность у них тесно сопряжена с инициативностью и высоким профессионализмом.
Чтобы изучить связь организованности с психодинамическими характеристиками личности, нами было проведено исследование, в ходе которого, при использовании «Бланкового теста организованности» (А.И. Крупнов, Р.В. Ершова) и «Бланкового теста темперамента» (А.И. Крупнов) были выявлены и описаны соотношения свойств темперамента с организованностью у мужчин и женщин. О половых особенностях связи организованности с темпераментальными характеристиками личности мы судили по значениям корреляций и содержанию выявленных в ходе вращения факторов в мужской и женской выборках (мужчины п = = 200, женщины п = 214). Формат статьи не позволяет представить развернутый анализ особенностей связи организованности со свойствами темперамента, поэтому остановимся на сравнении факторной структуры связи организованности с психодинамическими составляющими личности у мужчин и женщин.
Факторный анализ позволил выделить по три фактора, описывающих особенности соотношения переменных организованности со свойствами темперамента, у мужчин и женщин.
В первый фактор у мужчин со значимыми весами вошли все содержательные переменные организованности (кроме переменной осведомленности), переменные динамической энергичности и регуляторной интернальности, а также все гармонические составляющие темперамента: эргичность, пластичность, стеничность в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах и интроверсия.
Подобный набор признаков свидетельствует о том, что темпераментальные характеристики у мужчин в первую очередь способствуют наполнению мотивационно-смысловых параметров организованности, кроме того, они влияют на выраженность поведенческой активности и внутренней регуляции этого свойства.
Иными словами, у мужчин выраженная потребность в напряженном физическом усилии, интеллектуальной работе и общении, коммуникации и интеллектуальной деятельности, комплекс положительных эмоций, сопровождающих лю-
бую активность, в сочетании с интровертной ориентацией, могут существенно облегчить процесс постановки целей организованной деятельности, усиливать ее мотивированность и осознанность, способствовать активизации попыток быть организованным, усиливать внутренний контроль, что, безусловно, способствует росту результативности организованной деятельности. Связь темпераментальных свойств с содержательными параметрами организованности в большей мере, чем с операциональными, — факт интересный, позволяющий предположить, что у мужчин формирование мотивационно-смысловых составляющих личностных свойств требует дополнительного психодинамического подкрепления, в роли которого выступают гармонические переменные активно-эргического компонента темперамента. Первый фактор у мужчин можно считать организующим, гармоническим.
Второй фактор у мужчин является дезорганизующим, поскольку большая часть переменных, его составляющих, имеет агармоническую природу. Это переменные когнитивной осведомленности, динамической аэнергичности, эмоциональной стеничности, регуляторной экстернальности операциональных и личностных трудностей организованности и переменные психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной аэргичности, психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной ригидности и коммуникативной пластичности. Подобная структура фактора позволяет говорить о том, что агармонические признаки (в первую очередь операционального аспекта) организованности у мужчин тесно связаны только с активно-эргическими характеристиками темперамента. Малая потребность во всех видах активности — физической, интеллектуальной, коммуникативной — в сочетании с явным предпочтением однообразной, монотонной деятельности, привычных способов мышления и узкого (равно как и широкого) круга общения размывают представления мужчин об отличительных характеристиках организованности, способствуют снижению поведенческой активности в проявлении данного свойства, росту выраженности негативных эмоций, убежденности в том, что результаты организованности в большей мере связаны со случайными обстоятельствами. Все это в конечном счете повышает и число трудностей, которые испытывают представители этой группы в процессе реализации организованного поведения.
Наконец, в третий фактор в мужской выборке вошли исключительно составляющие темперамента: коммуникативная эргичность, коммуникативная ригидность, астеничность в психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной сферах и экстраверсия. Как следует из состава фактора, все эти темпераментальные характеристики практически не влияют на проявления организованности мужчинами. Углубленный анализ фактора позволяет говорить о том, что менее всего организованность в данной группе связана с психодинамическими проявлениями в коммуникативной сфере и эмоционально-аффективными характеристиками темперамента.
На первом месте у женщин находится агармонический по своему характеру фактор. Его составляют аэнергичность, астеничность, экстернальность, операци-
ональные и личностные трудности организованности и все агармонические составляющие темперамента: аэргичность, ригидность, астеничность и экстернальность. Таким образом, темпераментальные характеристики личности у женщин скорее затрудняют проявление организованности через актуализацию дезорганизующих факторов. С содержательной стороны структура фактора говорит о том, что в случае яркой выраженности у женщин экстравертности, поведенческой, интеллектуальной и коммуникативной пассивности, склонности к однообразной работе, стереотипным способам решения интеллектуальных задач, сохранению узкого круга общения, при преобладании у них эмоций недовольства, разочарования, неуверенности в процессе труда, мышления, коммуникации у них заметно снижается и активность попыток быть организованными, усиливается негативное отношение к этому свойству, возрастает внешняя регуляция организованного поведения, увеличивается число трудностей при его реализации.
Во второй фактор у женщин со статистически значимыми весами вошли все переменные содержательного аспекта организованности, переменные динамической энергичности, стеничности и астеничности. Состав фактора говорит о том, что данные параметры организованности женщин не испытывают влияния на себе темпераментальных признаков. Эти данные коренным образом отличаются от результатов, полученных на мужской выборке (напомним, что у мужчин в содержательных частично операциональных характеристиках организованности как раз обнаружена тесная связь с темпераментом).
Третий фактор у женщин состоит исключительно из гармонических составляющих свойств темперамента: эргичности, пластичности, стеничности в психомоторной и интеллектуальной сферах и интроверсии. Можно утверждать, что эти характеристики темперамента слабо влияют на особенности организованности в женской аудитории.
Сравнительный анализ факторной структуры связи организованности со свойствами темперамента у мужчин и женщин позволяет сделать следующие выводы.
1. Организованность у мужчин в большей мере, чем у женщин, связана с психодинамическими характеристиками личности. Гармонические свойства темперамента — эргичность, стеничность, пластичность — способствуют росту активности попыток быть организованным, укреплению внутренней регуляции свойства, увеличению выраженности его содержательных характеристик. Выраженность агармонических составляющих активно-эргических свойств темперамента, напротив, приводит к дезорганизации деятельности мужчин через усиление агармони-ческих переменных регуляторно-динамического аспекта и увеличение числа трудностей. Менее всего организованность мужчин связана с активно-эргическими проявлениями темперамента в коммуникативной сфере и эмоционально-аффективными свойствами темперамента.
2. Организованность женщин более независима от свойств темперамента, которые скорее влияют на выраженность ее агармонических составляющих. Тем-пераментальные аэргичность, астеничность, ригидность, экстернальность актуализируют операциональные переменные организованности, препятствующие ее
успешной реализации: аэнергичность, астеничность, экстернальность, увеличивают число трудностей операционального и личного характера. Содержательные характеристики организованности у женщин, в отличие от мужчин, свободны от влияния психодинамических свойств личности. Наименьшее воздействие на выраженность переменных организованности в данной группе оказывают гармонические свойства темперамента, проявляющиеся в психомоторной и интеллектуальной сферах.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Уманский Л. И. Организаторские способности и их развитие. — Курск, 1967.
[2] Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. — М., 1982.
[3] Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. — 1984. — № 3. — С. 25—32.
[4] Семин В.Н. Особенности импульсивного поведения школьников // Вопросы психологии воли. — Рязань, 1979.
[5] Селиванов В.И. Воспитание воли школьника. — М., 1954.
[6] Высоцкий А.И., Антонченкова Л.П., Тетерина Т.В. Экспериментальное изучение настойчивости школьников // Вопросы психологии воли. — Рязань, 1979.
[7] Самошин А.И., Розенберг Р.С. Влияние волевых установок и положительного подкрепления на усвоение иностранного языка // Вопросы психологии воли. — Рязань, 1979.
[8] Аргентов Ю.А. К вопросу об эталоне волевой персонификации и его роли во взаимных оценках // Вопросы психологии воли. — Рязань, 1979. — С. 125—133.
[9] Левитов Н.Д. Психология характера. — М., 1961.
[10] Полтев А.В. Настойчивость школьников-подростков и ее развитие в ходе учебной работы: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — Рязань, 1955.
[11] Прядеин В.П. Комплексное исследование ответственности как системного качества личности: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. — Екатеринбург, 1999.
[12] Зиньковская С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. — М., 1999.
THE FACTOR ANALYSIS OF ORDERLINESS AND THE TEMPERAMENT CHARACTERISTICS IN MALE AND FEMALE GROUPS
R.V. Erchova
The chair of psychology Kolomna Teacher Training Institute Zelenaya str., 30, Kolomna, Russia, 140411
The article dwells upon the results of the factor analysis of orderliness and the temperament characteristics interdependence both among men and women. The quantitative analysis of gender differences in male and female groups also deals with the correspondence between the psychodynamic characteristics of a personality and the elements of orderliness.