Научная статья на тему 'Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента'

Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дронов В. М., Крупнов Александр Иванович

Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности. Анализируется специфика связей свойств активности темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динамическими составляющими настойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of different variables of persistence with properties of temperament activity

The article is devoted to studying the correlation of the properties of the activity of the temperament with different variables of persistence of the personality. The specific character of the relations of the properties of the activity of the temperament with motivational-semantic and regulatory-dynamic components of persistence is analyzed.

Текст научной работы на тему «Соотношение различных переменных настойчивости со свойствами активности темперамента»

СООТНОШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ НАСТОЙЧИВОСТИ СО СВОЙСТВАМИ АКТИВНОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА

В.М. ДРОНОВ, А.И. КРУПНОВ

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Статья посвящена изучению соотношений свойств активности темперамента с различными переменными настойчивости личности. Анализируется специфика связей свойств активности темперамента с мотивационно-смысловыми и регуляторно-динами-ческими составляющими настойчивости.

Изучение связей между характеристиками темперамента и чертами личности имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку исследования в данном направлении помогут более четко разграничить признаки, относящиеся к свойствам темперамента от системы характерологических черт, а так же найти между ними функциональные соотношения, не смешивая черты характера со свойствами темперамента.

Анализ литературных данных свидетельствует о достаточно противоречивых результатах, полученных при сопоставлении черт характера и свойств темперамента. Здесь можно говорить о трех основных подходах в решении данной проблемы.

Первый подход исходит из однозначной связи свойств темперамента и черт личности. В нем утверждается тесная зависимость между указанными переменными, и постулируется своеобразная предрасположенность, а часто и предопределенность черт характера от тех или иных свойств темперамента [Гарбузов, 1990; Кречмер, 1950 и др.].

Второй подход исходит из многозначных зависимостей свойств темперамента и черт личности. Он базируется на утверждениях о том, что от одного и того же свойства темперамента зависит несколько различных свойств и качеств личности, а одна и та же черта личности может зависеть от нескольких свойств темперамента [Мерлин, 1996; Люкин, 1977 и др.].

Однако эти подходы не могут служить основанием для сколько-нибудь окончательных заключений о связях свойств темперамента и черт личности. Поскольку в большинстве проведенных исследований, для сопоставления брались только формально-динамические, поведенческие признаки черт

личности, в то время как мотивационно-смысловая, содержательная их часть просто игнорировалась и вовсе не подлежала сколько-нибудь внимательному обсуждению.

Третий подход исходит из системной организации черт личности, именно она и подлежит сопоставлению со свойствами темперамента в целом, а не с отдельными поведенческими их признаками, которые не могут раскрыть всю полноту связей между свойствами темперамента и чертами личности [Крупное, 2001; Шляхта, 2002; Дронов, 2005 и др.].

В работе Н.Ф. Шляхта, выполненной по нашей методике, изучалось соотношение свойств темперамента с инструментальными и смысловыми переменными общительности. Были выявлены статистические значимые связи регуляторно-динамических признаков общительности с такими свойствами темперамента как: психический темп, эргичность, пластичность и эмоциональность. Психологический смысл выявленных соотношений свидетельствует о том, что лицам с высокими показателями динамической стороны общительности (легкости, широты круга общения, эмоциональной выразительности общительности) соответствуют повышенные значения эргично-сти, пластичности и психологического темпа. Что же касается мотивацион-но-смысловых характеристик общительности, то они обнаруживают значимые связи только с показателями эргичности в коммуникативной сфере.

Полученные данные позволяют сформулировать гипотезу о том, что различные составляющие черт личности по-разному соотносятся со свойствами темперамента. Наиболее тесные связи с ними имеют инструментальные признаки черт характера. В то время как, мотивационно-смысловые их переменные не всегда коррелируют со свойствами темперамента. Стало быть, нельзя говорить о тесноте связей черт личности со свойствами темперамента вообще, ориентируясь только на поведенческие, динамические их признаки. Необходимо проводить анализ тех или иных соотношений дифференцированно как со стороны формально-динамических признаков черт личности (на что часто ориентируются авторы) так и со стороны мотиваци-онно-смыслового их аспекта. В противном случае мы вряд ли сможем найти истинные, функциональные соотношения между темпераментом и характером в целом.

В статье ставилась задача выявить специфику связей свойств активности темперамента с различными составляющими настойчивости, а так же раскрыть особенности соотношения свойств темперамента как с инструментально-динамическими так и мотивационно-смысловыми переменными данной черты личности.

При оценке настойчивости мы исходили из системного ее строения. Мотивационно-смысловую ее сторону составляют: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и продуктивный компоненты. Установочно-целевой компонент содержит социально значимые и личностно-значимые цели реализации настойчивости. Когнитивный компонент раскрывает глубину и точность понимание настойчивости, а так же средовых или природных ее предпосылок (шкала-осмысленность-осведомленность). Мотиваци-

онный компонент указывает на доминирование побуждений, которые могут быть направлены на других людей или на себя (шкала-социоцентричность-эгоцентричность). Продуктивный компонент фиксирует приоритетную зону приложения настойчивости: в предметно-деятельностной или субъективной сферах (шкала-предметность-субъектность).

Интсрументально-динамический аспект настойчивости включает динамические признаки, которые определяют приемы, способы, а также меру интенсивности и вариативности в ее реализации (шкала-энергичность-аэнер-гичность). Стеническую или астеническую окраску переживаний в ходе осуществления настойчивости определяет эмоциональный компонент (шка-ла-стеничность-астеничность). Регуляторный компонент фиксирует внешний или внутренний локус регуляции настойчивости (шкала-интерналь-ность-экстернальность). И, наконец, рефлексивно-оценочный компонент выполняет функцию сличения в ходе исполнения всей инструментально-смысловой программы реализации настойчивости.

Бланковый тест для измерения свойств темперамента был составлен нами исходя из функционально-компонентной модели темперамента, предложенной В.Д. Небылицыным (2000) и дополненной А.И. Крупновым (1992-2001). Согласно этой концепции, темперамент включает в себя три базовых компонента и соответствующие свойства, относящиеся к активности, эмоциональности и саморегуляции. Активационно-эргический компонент проявляется в таких свойствах темперамента, как эргичность-аэргичность, пластичность-ригидность. Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности-астеничности), а так же в эмоциональной чувствительности (сензитивности) и реактивности. Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия-экстравер-сия), а так же степень произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлексивность-импульсивность).

Рассмотрим первоначально особенности соотношений регуляторно-ди-намических переменных настойчивости с характеристиками активности темперамента (см. табл. 1).

Как видно из табл. 1, наибольшее число корреляций получено между свойствами активности темперамента (эргичность, пластичность) в различных сферах жизнедеятельности (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной) и переменными стеничности, астеничности, операциональными и личностными трудностями в реализации настойчивого поведения. Кроме того, имеются связи между психомоторной эргичностью, аэргичностью и энергичностью, аэнергичностью в проявлениях настойчивости.

Положительные связи стеничности в проявлениях настойчивости с психомоторной коммуникативной и интеллектуальной эргичностью, а так же с психомоторной и интеллектуальной пластичностью свидетельствуют о том, что, чем выше показатели эргичности и пластичности, тем больше положительных переживаний испытывает субъект в ходе реализации настойчивости. Иными словами указанные свойства темперамента способствуют появ-

лению чувства радости, когда удается преодолевать трудные препятствия на пути к достижению цели; чувства гордости и собственного достоинства в случае достижения конечных целей; радостного состояния от возможности получения положительной оценки за проделанную работу.

Таблица 1

Коэффициенты корреляций свойств активности темперамента и регуляторно-динамических переменных настойчивости

\Настойчивость Темперамент Энергичность Аэнергичность Стеничность астеничность Интернальность Экстернальность Операциональные трудности Личностные трудности

Психомоторная эр-гичность 43ххх -25х" 47ххх -09 13 01 -38ххх 52ххх

Психомоторная аэр-гичность _34ххх 47ххх -24х 18 02 27хх 50ххх -30хх

Интеллектуальная эргичность 06 07 24х 00 06 16 -03 17

Интеллектуальная аэргичность -01 19 х -16 41ххх 03 -01 38ххх -09

Коммуникативная эргичность 19х 03 32ххх -07 -01 19х -20х 23х

Коммуникативная аэргичность -09 23х -13 18 01 -06 28хх -14

Психомоторная пластичность 17 -11 30хх -20х 09 00 -33хкк 26хх

Психомоторная ригидность -07 20х -30хх 32ххх -13 14 38ххх -24х

Интеллектуальная пластичность 15 -05 20х -25хх 14 -09 -27хх 25хх

Интеллектуальная ригидность 17 -07 -14 26хх 07 -11 26хх 04

Коммуникативная пластичность 10 06 19х -07 01 16 -08 15

Коммуникативная ригидность -12 16 -22х 27хх -01 -02 38ххх -20х

Отрицательные связи стеничности в проявлениях настойчивости с психомоторной аэргичностью, психомоторной и коммуникативной ригидностью свидетельствуют о том, что чем ниже указанные показатели, тем больше стеничности обнаруживаются в проявлениях настойчивости.

Что касается астенических признаков в ходе реализации настойчивости, то они положительно коррелируют с интеллектуальной аэргичностью, психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной ригидностью. Психологический смысл этих связей сводится к тому, что чем больше выражены отрицательные эмоции в процессе исполнения настойчивых действий, т. е. чувство гнева, когда не удается осуществить какое-либо дело; чувство тревоги при невыполнении обещанного; чувство вины из-за невыполнения намеченной программы и т. д., тем сильнее выражена аэргичность и ригидность в проявлениях свойств темперамента. Отрицательные связи психомоторной, интеллектуальной пластичности с астеничностью в проявлениях настойчивости показывают, что чем больше выражена пластичность темперамента, тем больше отрицательных переживаний имеет субъект в ходе реализации настойчивости.

Рефлексивно-оценочный компонент настойчивости, который измерялся на основании рефлексии операциональных и личностных трудностей в ходе реализации настойчивого поведения, обнаружил как положительные, так и отрицательные связи со свойствами активности темперамента (эргичностью и пластичностью). Отрицательные связи здесь получены между показателями трудностей и психомоторной эргичностью, интеллектуальной, психомоторной пластичностью. Положительно коррелируют указанные трудности с аэргичностью в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах жизнедеятельности, а так же с показателями ригидности в этих же сферах. Стало быть, высокие показатели аэргичности и ригидности создают целый ряд трудностей в проявлениях настойчивости, а именно, не способствуют завершению начатых дел; систематическому выполнению ряда намеченных заданий; затрудняют проявления настойчивости в ситуациях с дефицитом времени; не способствуют выработке навыков настойчивого поведения; повышают тревожность и неуверенность в себе и т. д. Наоборот психомоторная эргичность, психомоторная и интеллектуальная пластичность способствуют снижению операциональных и личностных трудностей в реализации настойчивого поведения.

Перейдем теперь к анализу корреляций между мотивационно-смысло-выми переменными настойчивости и свойствами активности темперамента (см. табл. 2).

Как видно из табл. 2, значимых корреляций здесь не так уж и много. Положительные связи выявлены между показателями психомоторной интеллектуальной, коммуникативной эргичностью, пластичностью и общест-венно-значимыми целями и общественно-значимыми целями настойчивого поведения. Наибольшее число корреляций получено между результативными переменными настойчивости и психомоторной, интеллектуальной эргичностью, а так же психомоторной, интеллектуальной пластичностью. Эгоцен-

тричность мотивации настойчивости коррелирует с психомоторной, интеллектуальной эргичностью, а так же психомоторной, интеллектуальной пластичностью.

Таблица 2

Коэффициенты корреляций свойств активности темперамента и мотивационно-смысловых переменных настойчивости

Настойчивость Темперамент Общественные цели Личностные цели 1 ! Альтруистичность 1- Эгоцентричность осмысленность осведомленность 1 1- Предметность Субъектность

Психомоторная эргич-ность 20х 17 18 27хх 00 07 33хх 28хх

Психомоторная аэр-гичность 02 00 -01 02 13 -05 -05 05

Интеллектуальная эр-гичность 2?хх 21х 13 25хх 16 -06 22х 29хх

Интеллектуальная аэр-гичность -06 05 -01 00 00 23х -20х -13

Коммуникативная эр-гичность 30хх 05 19 16 07 -08 12 13

Коммуникативная аэр-гичность -03 16 -01 07 26хх 07 00 09

Психомоторная пластичность 17 12 17 24х 05 -08 17 29хх

Психомоторная ригидность -11 02 -03 -09 00 21х -21х -15

Интеллектуальная пластичность 17 02 16 22х 13 -22х 24х 31хх

Интеллектуальная ригидность 02 05 -01 05 02 13 -12 -16

Коммуникативная пластичность 22х 08 15 12 06 -09 09 10

Коммуникативная ригидность -14 00 -04 -11 03 16 -10 -06

Психологический смысл выявленных связей свидетельствует о том, что свойства эргичности и пластичности в психомоторной и интеллектуальной сферах могут способствовать выработке общественно-значимых целей, таких как стремление быть уважаемых человеком, тяге к знаниям и получению другого опыта, а так же эгоцентрическим побуждением, связанными с желанием отстоять себя и свое правое дело; стремлением проявить свои способности и быть самостоятельным человеком. Кроме того, указанные свойства эргичности и пластичности могут влиять на результаты деятельности и способствовать успешному освоению предметной деятельности; приобретению широкого круга знаний и опыта; скорейшему завершению начатых дел; быстрому продвижению к намеченной цели; эффективному преодолению возникающих трудностей и т. д.

Итак, анализ соотношений свойств активности темперамента (эргичности и пластичности) в различных сферах с регуляторно-динамическими и мотивационно-смысловыми переменными настойчивости выявил следующее.

Среди регуляторно-динамических переменных настойчивости большее количество корреляций со свойствами активности темперамента обнаружил рефлексивно-оценочный компонент настойчивости, фиксирующий основные трудности в реализации настойчивого поведения.

Переменные энергичности-аэнергичности, стеничности и астеничности в проявлениях настойчивости оказались связанным со свойствами темперамента. Интернальность-экстернальность в регуляции настойчивости не коррелирует со свойствами эргичности и пластичности темперамента.

Среди мотивационно-смысловых переменных настойчивости большее количество корреляции со свойствами эргичности и пластичности, в различных сферах жизнедеятельности, обнаружили показатели результативности настойчивого поведения.

Переменные установочно-целевого и мотивационного компонентов настойчивости, оказались, лишь частично связанными со свойствами эргично-сти-аэргичности, пластичности-ригидности.

В целом наиболее тесные связи зафиксированны между эргичностью и пластичности с регуляторно-динамическими переменными настойчивости, по сравнению с мотивационно-смысловыми их характеристиками.

Таким образом полученные данные свидетельствуют о том, что различные переменные настойчивости по разному соотносятся со свойствами активности темперамента. Наиболее тесные связи с темпераментальными характеристиками активности имеют инструментально-динамические признаки настойчивости. В то время как, мотивационно-смысловые их переменные лишь частично коррелируют со свойствами темперамента. Указанные факты подтверждают тезис о том, что при анализе связей свойств темперамента с чертами личности нельзя ограничиваться только их поведенческими (формально-динамическими) признаками, необходимо учитывать и содержательно-смысловыми переменные этих свойств.

ЛИТЕРАТУРА

I .Дронов В.М. Соотношение свойств темперамента и мотивационно-смысловых пере-

менных настойчивости студентов // Непрерывное образование: психологические, физиологические и социологические аспекты. - М.: СГА, 2005, с. 34-36.

2. Дронов В.М. Различные подходы к изучению темперамента // Личность в межкультурном пространстве. - М.: Изд-во РУДН, 2005, с. 89-91.

3. Крупное А.И. Черта характера как функциональная система // Психология образования. - Бийск: НИУ БиГПИ, 1999, с. 38-40.

4. Крупное А.И. Психологические проблему изучения соотношений свойств темперамента и черт характера // Проблема формирования и развития личности в психологии и педагогике. - М.: МГСА, РУДН, 2001, с. 60-65.

5. Крупное А.И. Соотношение свойств темперамента и черт характера // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2003, с. 170-172.

6. Крупное А.И. Бланковый тест для измерения различных компонентов и свойств темперамента // Практикум по психодиагностике / Сост. Зинъкоеская С.М. - Екатеринбург: Изд-во Ур ГПУ, 2001, с. 18-27.

7. Крупное А.И. Базовые компоненты и структура темперамента // Практическая психология. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2002, с. 36-38.

8. Крупное А.И., Шляхта Н.Ф. Факторный анализ переменных настойчивости и свойств темперамента // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. - М.: Инсайт, 2002, с. 138-139.

9. КрупноеА.И, Шляхта Н.Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2003. - № 1, с. 66-72.

10.Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М. - Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996, с. 325-339.

II .Небылицын В.Д. Проблемы психологии индивидуальности. М. - Воронеж: НПО

«МОДЕК», 2000, с. 13-21.

CORRELATION OF DIFFERENT VARIABLES OF PERSISTENCE WITH PROPERTIES OF TEMPERAMENT ACTIVITY

V.M. DRONOV, A.I. KRUPNOV

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The article is devoted to studying the correlation of the properties of the activity of the temperament with different variables of persistence of the personality. The specific character of the relations of the properties of the activity of the temperament with motivational-semantic and regulatory-dynamic components of persistence is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.