СВЯЗЬ РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ИНИЦИАТИВНОСТИ СО СВОЙСТВАМИ ТЕМПЕРАМЕНТА У ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
С.М. ЗИНЬКОВСКАЯ
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия
В работе рассматриваются разноуровневые характеристики индивидуальности, которые обеспечивают надежность человеческого фактора в гражданской авиации: темпераментальные и характерологические. Статья посвящена анализу взаимосвязи свойств темперамента с регуляторно-динамическими аспектами инициативности как системного качества летчика. При этом инициативность рассматривается как профессионально важная черта личности членов летных экипажей, обеспечивающая состояние готовности и постоянство стремлений к процессу инициации в ситуации неопределенности или в особых случаях полета.
В статье рассматриваются регуляторно-динамические характеристики инициативности личности и свойства темперамента летного состава авиакомпании «Уральские авиалинии». В исследовании принимали участие 250 человек (пилоты, штурманы и бортинженеры). С помощью вопросников диагностировались инициативность как профессионально важное качество летчика и свойства темперамента, исходя их функционально-компонентной его модели (А.И. Крупнов). Именно они в своеобразном сочетании могут определять особенности профессиональной деятельности летного состава.
Согласно концепции А.И. Крупнова, темперамент включает в себя три базовых компонента и соответствующие свойства, относящиеся к активности, эмоциональности и саморегуляции. Активационно-эргический компонент проявляется в таких свойствах темперамента, как эргичность-аэргич-ность; пластичность-ригидность. Эмоционально-аффективный компонент выражается в доминирующих эмоциях (стеничности-астеничности), а также в эмоциональной чувствительности и реактивности. Регуляторно-селективный компонент темперамента осуществляет внутреннюю или внешнюю направленность психической активности (интроверсия-экстраверсия), а также степень произвольности-непроизвольности в регуляции поведения (рефлекивность-импульсивность).
Корреляции регуляторно-динамических переменных инициативности со свойствами темперамента представлены в табл. 1.
Таблица 1
Корреляции свойств темперамента и регуляторно-динамических проявлений инициативности у летного состава гражданской авиации
Компоненты инициативности
целевой динами- ческий эмоцио- нальный регуля- торный
Показатели темперамента 8 2 1 1 т 5 © 3 — 4.* Ц £ £ а Б о ? Н и О 2 Л & О Н О О X .£ н 0 е X Л 1 X Н V 9 Я Л % X
1 = и С. а. о* £
я 3 о 2 К г £ ь» X и
Ч й О « <*> ев с*| я 5 п
Психомоторная эргичность 14 23 31 -15 12 -21 17 -14
аэргичность 08 01 -24 26 02 27 -02 31
Н Интеллектуаль- эргичность 24 20 26 -03 29 01 17 01
У е ная аэргичность 01 -01 -18 26 -02 27 01 27
X со Коммуникатив- эргичность 26 25 49 -11 16 -15 14 -14
V сс ная аэргичность -04 00 -29 16 -02 33 00 20
Психомоторная пластичность 12 14 32 -18 06 -15 20 -13
« ригидность 10 15 -16 14 03 24 -07 29
\0 Интеллектуаль- пластичность 23 18 34 -09 09 -17 11 -18
о ная ригидность 15 05 -12 21 06 23 11 20
Коммуникатив- пластичность 18 14 26 -13 20 -02 13 -05
ная ригидность -14 -06 -35 11 -09 22 00 21
і- і І Психомоторная стеничность 12 22 21 -12 23 -06 12 -06
і * Я л астеничность 17 14 -09 05 22 39 -01 31
5 Е О 5 Интеллектуаль- стеничность 24 29 26 -12 36 -02 20 02
§ 1 ная астеничность 23 12 -10 12 21 44 08 37
о 5 « (Т) 3 X Коммуникатив- стеничность 27 28 27 -04 44 01 15 06
ная астеничность 24 15 -05 17 28 48 11 36
интернальность 13 15 13 03 22 16 19 15
экстернальность 06 04 -07 17 20 30 04 28
Саморегуляция импульсивность -01 -08 -05 14 13 32 06 15
І рефлексивность 11 15 00 -13 01 -06 05 01
Эмоциональный компонент эмоциональная чувствительность 13 06 -02 15 14 30 05 22
реактивность 07 05 02 24 09 28 ^ 04 25
Примечание: нули и запятые опущены; значимые корреляции выделены жирным шрифтом.
Анализируя регуляторно-динамические признаки инициативности, можно обнаружить следующие закономерности: гармонические признаки ак-тиеационно-эргического компонента темперамента (интеллектуальная и ком-
муникативная эргичность, интеллектуальная пластичность) и эмоциональной стеничности в интеллектуальной И коммуникативной сферах, а также интеллектуальная астеничность положительно коррелируют с личностно-значимым целевым компонентом инициативности. Психологический смысл полученных связей означает, что чем больше выражены эргичность, пластичность и положительная эмоциональная модальность в интеллектуальной и коммуникативной сфере у члена летного экипажа, тем более проявляются личностно-значимые цели, т. е. успешности в профессиональной деятельности, достижения общественного признания, стремление быть уважаемым человеком и получения знаний. Эргичность и эмоциональная стеничность во всех сферах проявления темперамента прямо связаны с социально-значимым целеполаганием. Это означает, что обретение самостоятельности и независимости, поддержание своего здоровья, поддержание материального благополучия, стремление быть нужным и любимым человеком сопровождается только позитивными эмоциональными переживаниями и высокой активностью. Гармонические переменные актива-ционно-эргического и аффективно-эмоционального компонентов темперамента имеют прямые взаимосвязи с энергичностью проявления инициативности и обратные - с агармоническими переменными этих же структур темперамента. Другими словами, легкость и непринужденность в проявлении инициативности, склонность проявлять ее даже при неблагоприятных условиях, спонтанность и стремление привнести что-то свое сопровождается, как правило, активностью, пластичностью и положительной эмоциональной модальностью темперамента, и наоборот. Чем выше психомоторная и коммуникативная аэргичность, а также коммуникативная ригидность, тем меньше будет присутствовать энергичность в инициативных действиях члена летного экипажа.
Реактивность связана с аэнергичностью, т. е. чем выше проявления реактивности, тем выше выражена аэнергичность, и наоборот. Чем выше интенсивность реакций на непосредственно действующие в кабине раздражители надпороговой силы, тем больше летчик будет предпочитать действовать по известному пути, не будет выступать с разного рода предложениями, не пойдет на риск при реализации своих начинаний, предпочтет не выходить за рамки заданных инструкций и предписаний, будет действовать строго по Руководству летной эксплуатации, не может проявлять инициативу, пока ситуация неопределенна. Аэнергичность в динамике проявлений инициативности прямо связана с показателями психомоторной и интеллектуальной аэргичности, интеллектуальной ригидности, что еще раз подтверждает проявления стандартов и стереотипов в мышлении и выполнении действий, предусмотренных рамками исполнения летных процедур.
Эмоциональная стеничность в проявлениях инициативности прямо коррелирует с интеллектуальной эргичностью, коммуникативной пластичностью, со стеничностью и астеничностью эмоционального-аффективного компонента во всех сферах проявлений темперамента, с экстернальностью и интер-нальностью регуляторно-селективного блока темперамента. Чем более выражены у летчика положительные эмоции при проявлении инициативных действий, т. е. радость, хорошее настроение, чувство удовлетворения, конструк-
тивная неудовлетворенность при благоприятном завершении полетной ситуации, тем более выражены интеллектуальная активность в решении данной полетной задачи и пластичность в общении, что подразумевает под собой умение использовать в процессе выработки решения какой-либо ситуации ресурс экипажа, т. е. привлекать к принятию решения каждого. Это возможно лишь тогда, когда у летчиков есть достаточно времени на принятие решения. В аварийной ситуации, как правило, времени нет. Процесс принятия решения происходит за считанные секунды и от правил в этом случае отступать нельзя. Все должно происходить в рамках установленных процедур. Поэтому эмоциональный полюс переживаний данной ситуации у человека может быть разный: и стеничный, и астеничный, также как и разнонаправленной будет направление психической активности пилота.
Чем более выражены у летчика астенические эмоции при проявлении инициативных действий, тем ярче выражается эмоциональная чувствительность и реактивность, и наоборот - чем выше эмоциональная чувствительность и реактивность, ярче выражена астеничность в инициативных проявлениях. Соответственно, будет выше ригидность и аэргичность у члена летного экипажа, а также импульсивность и экстернальность. Обратная взаимосвязь астеничности обнаружилась с показателем психомоторной эргичности.
Значит, чем больше выражена психомоторная эргичность, тем меньше отрицательных эмоций будет испытывать пилот. Психологический смысл описанных выше корреляций заключается в следующем: чувство опасения, состояние раздражения от неудачных действий, смущение, неуверенность и тревога от реализации инициатив, чувство разочарования, нерешительность или страх возможного провала связаны со свойствами реактивности пилота, его эмоциональной чувствительности (если она высокая, то и агармонический полюс переживаний будет высок), будет наблюдаться повышение активности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, действующим непосредственно в данный момент, т. е. будет происходить процесс поисковой активности (принятие решения) и интенсивный обмен информацией в кабине и с диспетчером по выходу из создавшейся сложной ситуации.
Интернальность в проявлениях инициативности имеет положительную связь с интеллектуальной стеничностью. Это означает, что чем больше положительных эмоций испытывает член летного коллектива при решении интеллектуальных задач, в процессе принятия решения, тем более он ответственен за совершаемые действия и принятое решение, тем больше член экипажа считает, что инициативность всегда зависит только от собственных возможностей, уверенности в себе, от внутренней активности человека и от стремления к творчеству в решении интеллектуальных задач или наоборот. С данным компонентом инициативности обнаружилась только одна связь. А экстернальность в проявлении инициативности обнаружила гораздо больше взаимосвязей. Так, экстернальность в регуляции инициативности прямо связана с агармоническими переменными всех компонентов темперамента (аэргичностью, ригидностью, ас-теничностью во всех сферах проявлений), экстернальностью, эмоциональной чувствительностью и реактивностью. Исключение составляют показатели им-
пульсивности и рефлексивности. Они оказались несколько обособленными. Иными словами, экстернальная регуляция будет проявляться тем ярче, чем выше будут выражены вышеперечисленные динамические особенности, т. е. аэргичность, ригидность, астеничность, экстернальность, эмоциональная чувствительность и реактивность. Это означает, что чем более выражен представленный блок агармонических переменных темперамента, тем более член экипажа будет проявлять инициативу только при определенных условиях, при благоприятном и удачном стечении обстоятельств. Их инициативность сдерживается тем, что она не всегда оценивается по достоинству, снижается, если наталкивается на косность и непонимание со стороны других людей, например, со стороны руководства, либо остается незамеченной. Таким образом, можно сделать вывод о том, что член экипажа не будет стараться лишний раз проявить инициативу, если этого не требует регламент деятельности, поскольку полагается не на свой внутренний потенциал, а на обстоятельства.
Подводя итоги анализа взаимосвязей регуляторно-динамических переменных инициативности с различными компонентами темперамента, можно заключить, что обнаруживается некоторая специфика регуляторно-динамических проявлений инициативы в профессиональной деятельности летного состава. Выявлена взаимосвязь между эмоциональной чувствительностью и реактивностью в эмоционально-аффективном компоненте темперамента и агармоническими переменными динамического, эмоционального, регуляторного компонентов инициативности. Большая выраженность эмоциональной чувствительности и реактивности соответствует большей выраженности вышеперечисленных компонентов, и наоборот. Это означает, что высокая эмоциональная чувствительность и скорость ответной реакции на поступающие раздражители тормозит проявления энергичных действий, способствует выработке отрицательной эмоциональной доминанты, что ухудшает выполнение индивидуальной и совместной деятельности экипажа, способствует накоплению трудностей личного и профессионального плана. Это увеличивает экс-тернальный контроль за ситуацией, т. е. готовность приписать ответственность за определенное развитие ситуации обстоятельствам, метеообстановке, деятельности коллег (диспетчера, других членов коллектива и т. д.), только не самому себе, и наоборот. Показатель экстернальности в инициативных проявлениях показал большое количество статистически значимых связей с агармоническими переменными свойств темперамента.
Внутренний контроль (интернальность) в регуляции инициативных проявлений прямо связан с эмоциональной стеничностью. А направленность психической активности во вне себя связана с эмоциональным компонентом инициативности и экстернальностью. Следовательно, ответственность в инициативных проявлениях будет зависеть от положительной эмоциональной доминанты, мотивации, направленной на обеспечение безопасности жизни других людей и обусловливаться только объективными трудностями (т. е. ситуацией неопределенности и регламентом в деятельности). Различного характера переживания в инициативных действиях и трудности их реализации связаны с внешним контролем и наоборот. Внешний контроль способствует эмо-
циональной неустойчивости в проявлениях инициативности, склонности полагаться на внешние факторы и большому количеству трудностей.
Соответственно, инициативные проявления, как опережающие активность, со стороны каждого члена экипажа при выполнении своей деятельности очень важны, необходима глубина, т. е. правильность понимания данного качества. Важно присутствие «почина» и его своевременность. Проявления определенных свойств темперамента только усиливают мотивационную составляющую проявлений инициативности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что различные составляющие инициативности как профессионально важного качества личности летчика по-разному соотносятся со свойствами темперамента.
Результаты исследования помогли выявить те свойства темперамента, которые непосредственно связаны с различными аспектами в структуре инициативности и обеспечивают одну из важных составляющих надежности человека в летной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1 .Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. - 1983. - № 3, с. 16-28.
2. Зинъковская С.М. Связь свойств темперамента с особенностями характера у летного состава гражданской авиации РФ // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». -2006. -№ 1 (3), с. 93-102.
3. Крупнов А.И. Психологическая структура действий человека: Учебн. пособ. - М.: УДН, 1990.-56 с.
4. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М., 1998, с. 28-39.
5. Крупнов А.И. Целостно- функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера // Социально-психологические проблемы молодежи. - М.: Институт молодежи, 1995, с. 5-12.
THE CONNECTION OF REGULATORY-DYNAMIC ATTRIBUTES OF INITIATIVE WITH THE PROPERTIES OF TEMPERAMENT OF THE CIVIL AVIATION FLYING PERSONNEL
S.M. ZINKOVSKAYA
The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University
6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia
The article considers the multilevel temperamental and character properties of individuality providing the human factor reliability in civil aviation. The article is devoted to the
analysis of interrelation of the temperament properties with regulatory-dynamic aspects of initiative as system quality of the pilot. Thus initiative is considered by us a professionally important personality trait of the aircrew members, providing the state of readiness and the constancy of aspirations to the process of initiation in a situation of uncertainty or in emergency flight situations.