Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
УДК 159.923
СВЯЗЬ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ С ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
Лесин Александр Михайлович -
аспирант кафедры психологии личности, социальной психологии и коррекционной педагогики,
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина E-mail: am1709@mail.ru
В статье представлены результаты исследования ценностной сферы и инициативности студентов, в частности, значимость для них различных групп ценностей. Описываются психологическая структура инициативности как свойства личности; значимость абстрактных, конкретных ценностей, а также ценностей личной жизни и профессиональной самореализации; связи между значимостью групп терминальных ценностей, содержательно-смысловыми и инструментально-стилевыми характеристиками инициативности. На основе анализа полученных результатов автор делает вывод о связях эгоистичной мотивации и типа саморегуляции с конкретными и абстрактными ценностями; значимости ценностей самоутверждения и принятия других со стеническими и астеническими эмоциями; значимости этических ценностей с устойчивостью стремления к инициативности. Раскрывается ценностная природа операциональных и эмоционально-личностных затруднений при проявлении инициативности; указывается на необходимость гармонизации ценностной сферы личности. Ключевые слова: личность, направленность, ценности, активность, инициативность, студенты, связи, гармонизация.
DOI: 10.18500/1819-7671 -2015-15-3-86-90
Изучение личности всегда было и остается одной из основных задач психологической науки. Это обусловлено тем, что общество постоянно предъявляет новые требования к каждому его члену и должно способствовать формированию его личности и наиболее полной самореализации.
Личность - сложная многомерная система характеристик, которая определяет человека как уникальную социальную единицу. При этом существует множество подходов к ее изучению. В соответствии с современным системным подходом к рассмотрению личности на основе «наиболее общих оснований индивидуальности человека» (В. Д. Небылицын), личность может быть представлена как триада обобщенных интегральных переменных: активности, направленности и саморегуляции [1], вокруг которых группируются базовые свойства и черты личности.
Активность личности проявляется на психофизическом уровне в активности и реактивности, на характерологическом - в изобретательности, любознательности, инициативности - свойстве личности, которое «обеспечивает процесс ини-
циации и его завершение, характеризуется побуждением к новому, к опережению наличной стимуляции» [1, с. 30] и определяет личность во всех сферах ее активности.
Направленность является основным системообразующим компонентом личности, в который входят все её ценностно-смысловые характеристики: мировоззрение, цели, мотивы, интересы, желания, жизненные ценности и пр. [2]. Ценности выступают в качестве признаваемых человеком смысловых единиц, которые определяют его жизненный план. Их можно разделить на терминальные и инструментальные. Первые - это цели, важные жизненные ориентиры, к которым стремится человек, среди них выделяют конкретные и абстрактные, а также ценности профессиональной самореализации и личной жизни. Инструментальные ценности - это одобряемые человеком средства, присущие ему, или те, которыми он хотел бы обладать для достижения своих целей; среди них есть этические, ценности общения и дела, индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности, ценности самоутверждения и принятия других [3].
Нами было проведено исследование инициативности и ценностных ориентаций 196 студентов Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, среди которых было 184 девушки и 12 юношей в возрасте 17-23 лет, с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича [4] и бланкового теста «Инициативность» А. И. Крупнова. В данной статье представлены связи между значимостью различных ценностей и выраженностью компонентов психологической структуры инициативности.
Сравнив значение рангов среди разных групп терминальных ценностей и доказав достоверную значимость их различий, мы обнаружили, что конкретные ценности (материально обеспеченная жизнь, друзья, работа, признание, семья, удовольствия) более значимы для студентов, чем абстрактные (любовь, развитие, свобода, творчество, красота природы и искусства) (табл. 1).
©8 Лесин А. М., 2015
А. М. Лесин. Связь ценностной сферы с психологической структурой инициативности студентов,„
Средний ранг терминальных ценностей
Таблица 1
Группы терминальных ценностей Ранг f-критерий Стьюдента Уровень значимости различий (р)
Конкретные 8,306 -18,749 0,000
Абстрактные 10,694
Личной жизни 7,893 10,230 0,000
Профессиональной самореализации 9,799
Это связано с тем, что состояние современного общества формирует представление о главных ориентирах как о конкретных, чаще материальных, целях. Абстрактные ценности имеют меньшую значимость, поскольку они не соотносятся с экономической прибылью.
Члены общества озадачены реализацией личных интересов [5]. И даже для студентов, которые сделали свой профессиональный выбор, ценности личной жизни, наличия друзей, семьи и собственного удовольствия превалируют над ценностями карьерной реализации, активной деятельной жизни, развития, интересной работы. Отчасти это обусловлено возрастными особенностями респондентов, большей направленностью молодых людей на межличностную коммуникацию и создание семейных уз, чем на успешную работу и учебу, а кроме того, эгоистической установкой, связанной с желанием получить больше,
затратив как можно меньше сил, ориентацией на получение удовольствия и ценности личной жизни, чем на профессиональную самореализацию.
Рассматривая инициативность как универсальную характеристику всех типов активности, в рамках концепции многомерно-функциональной модели организации свойств личности А. И. Крупнова [1] мы исследовали гармонические (способствующие развитию и проявлению инициативности) и агармонические (затрудняющие реализацию и формирование этого свойства) переменные содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) составляющих этого свойства у студентов.
В содержательно-смысловом блоке инициативности преобладают эгоцентрическая мотивация и личностно значимые цели (табл. 2).
Таблица 2
Выраженность и соотношение переменных различных компонентов инициативности студентов
Компоненты Переменные Средние значения f-критерий Стьюдента Уровень значимости различий
Целевой Общественно значимые цели 31,31 -10,777 0,000
Личностно значимые цели 39,52
Мотивационный Социоцентричность 29,90 -11,623 0,000
Эгоцентрично сть 38,90
Когнитивный Осмысленность 28,52 11,470 0,000
Осведомленность 16,30
Продуктивный Предметность 31,95 -3,098 0,002
Субъектность 34,88
Динамический Эргичность 24,58 5,486 0,000
Аэргичность 18,25
Эмоциональный Стеничность 29,77 4,541 0,000
Астеничность 23,16
Регуляторный Интернальность 29,49 4,541 0,000
Экстернально сть 25,18
Рефлексивно-оценочный Операциональные трудности 19,97 0,599 0,549
Эмоционально-личностные трудности 19,32
Психология
87
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
Как нами было отмечено в более ранних исследованиях [6], эта особенность затрудняет проявление инициативности: эгоистичные люди направлены на реализацию своих личных интересов, их инициатива ограничена целями получения собственной выгоды. Это подтверждается и большей продуктивностью в субъектно-личностной, нежели в предметной сфере. Молодые люди хотят видеть результаты своей инициативы в повышении собственной уверенности, знаний, успешности, самоуважения, но не в сотрудничестве с другими, создании творческого климата в коллективе, полезности обществу. При этом развитию этого свойства способствует высокая осмысленность представления об инициативности, которая выше простой осведомленности. Современные студенты имеют четкое и правильное представление об этом свойстве и его важности.
В инструментально-стилевом блоке инициативности выявлена высокая степень энергичности (силы и устойчивости стремления проявить свойство), инициативности и таких гармоничных переменных, как преобладание стенических эмоций и интернального типа саморегуляции при реализации этого свойства. Студенты до-
статочно инициативны, проявляют это свойство, опираясь на внутренние стремления, способны опережать в своей активности внешние стимулы, испытывают при этом положительные эмоции, удовольствие от удачной инициативы, состояние радостного волнения перед ее проявлением. Все это способствует развитию такого свойства, поощряет его проявление и создает положительный образ инициативного человека. При этом молодые люди сталкиваются с операциональными и эмоционально-личностными трудностями. В случаях неопределенности ситуации, чрезмерной регламентации, отсутствия ясной цели студенты не способны проявлять инициативу, а кроме того, они часто сталкиваются с отсутствием умений и навыков инициативного поведения. Негативное воздействие оказывают и эмоционально-личностные затруднения: неуверенность в себе, чувство робости, раздражительность, безволие, принцип «не высовываться».
Для определения зависимости между значимостью групп ценностей и выраженностью компонентов психологической структуры инициативности студентов был проведен корреляционный анализ, который выявил достоверно значимые связи (табл. 3).
Таблица 3
Связи между значимостью ценностей и выраженностью переменных психологической структуры инициативности
Структура инициативности Значимость ценностей
Переменные Конкретные Абстрактные Профессиональная самореализация Этические Конфор- мистские Само- утверждение Принятие других
Эгоцентрично сть 0,145* -0,138 -0,026 0,044 0,081 0,050 0,010
Аэнергичность 0,100 -0,101 -0,014 -0,182* -0,079 -0,126 0,091
Астеничность -0,156 -0,058 -0,023 -0,099 -0,008 -0,143* 0,175*
Интернально сть -0,146* 0,143* -0,013 0,080 0,005 0,035 0,004
Операциональные трудности 0,079 -0,083 0,145* -0,083 -0,112 -0,018 0,020
Эмоционально-личностные трудности 0,073 -0,076 0,075 -0,095 -0,140* -0,051 0,049
Примечание. *- корреляция значима на уровне 0,05 (двусторонняя).
Значимость конкретных ценностей связана с эгоцентричной мотивацией проявления инициативы: чем больше молодые люди опираются в своих мотивах на эгоистические потребности, тем выше значимость для них таких ценностей, как материальные блага, общественное признание, здоровье и пр. Это очевидно, поскольку мировосприятие человека ограничивается конкретными ценностями до ореола предметного мира, а его потребности - личностными интересами
и интересами близкого окружения. Мотивация к проявлению соционаправленности при этом снижается. Эгоистические мотивы, связанные с собственным обогащением, в свою очередь, повышают значение конкретных и осязаемых ценностей, замедляя развитие абстрактного мышления и общую гармонизацию личности.
Кроме того, важность абстрактных ценностей повышает уровень интернальности в проявлении инициативы, в то время как высокая значи-
88
Научный отдел
А. М. Лесин. Связь ценностной сферы с психологической структурой инициативности студентов,„
мость конкретных, напротив, снижет ее. Люди, у которых абстрактные ценности преобладают над конкретными, связывают проявление инициативы со своими возможностями, внутренней активностью и уверенностью в себе, а те, у кого доминируют конкретные, - со стечением обстоятельств, везением и удачей. Это связано с тем, что сами ценности имеют энергетический потенциал, который является источником активности. Ценности внутреннего мира и личностного роста не могут быть конкретными по своему определению. Они устойчивы, позволяют человеку чувствовать свою ответственность за проявление инициативы и формируют соответственный тип саморегуляции. Отражения конкретных ценностей представлены в окружающем предметном мире, их реализация больше зависит от случайного стечения обстоятельств и задерживает развитие интернального типа саморегуляции.
Важность ценностей самоутверждения и принятия других связана с эмоциями, которые обычно переживают молодые люди при осуществлении инициативы. Такие ценности, как высокие запросы, непримиримость к недостаткам, твердая воля, эффективность в делах, которые способствуют самоутверждению, способны влиять на развитие чувств опасения, раздражения, смущения, разочарования, неуверенности во время проявления инициативы или перед этим. Эти астенические эмоции затрудняют ее реализацию, создавая неблагоприятную среду для развития такого свойства. Чрезмерное увеличение значимости ценностей самоутверждения может служить попыткой преодолеть собственные эмоциональные трудности, связанные с неуверенностью в себе, а также создавать завышенные требования к своей личности, и при этом не оправдывать их. Это приводит к возникновению еще большего количества астенических эмоций. При этом ценности принятия других, наоборот, способствуют проявлению стенических эмоций при реализации этого свойства. Ценности самоконтроля, терпимости, честности, чуткости создают благоприятную среду для появления радости, хорошего настроения, признательности, удовлетворения, приятного волнения перед начинаниями. Такие эмоции способствуют более легкому началу процесса инициации, помогают формировать это свойство, делая его неотъемлемой характеристикой активности личности.
Этические ценности способствуют снижению неустойчивости стремления проявлять инициативность - аэнергичности, так как люди, у которых особенно развиты такие ценности, как ответственность, независимость, широта взглядов, самоконтроль, способны управлять собой и
преодолевать свою неактивность, противостоять страху перед риском, не идти проторенными путями, не бояться своих предложений и начинаний.
При проявлении инициативности студенты часто сталкиваются с операциональными и эмоционально-личностными трудностями. Повышение значимости ценностей профессиональной само-релизации связано с операциональными трудностями. Ценности интересной работы, активной деятельной жизни, общественного признания, продуктивной жизни способствуют осознанию своих инструментальных затруднений в проявлении инициативы, что еще больше увеличивает их влияние. Это связано с тем, что молодые люди, понимая всю важность навыков и умений реализации этого свойства, еще не обладают достаточным опытом и осознают это. Повышенное внимание к профессиональной самореализации создает конфликт между целями и реальными возможностями, что приводит к затруднению в проявлении инициативы в сложных условиях неопределенности, чрезмерной регламентации, отсутствия ясных целей. Конформистские ценности воспитанности, самоконтроля, широты взглядов снижают уровень эмоционально-личностных затруднений. Люди с преобладанием таких ценностей лучше справляются с неуверенностью в себе, недостатком внутренних сил и воли, чувством робости и раздражением, даже в случае неудачной инициативы. Это приводит к уменьшению таких затруднений и, как следствие, способствует более активному формированию и проявлению инициативности.
Таким образом, в структуре ценностей современных молодых людей большую значимость имеют конкретные ценности, нежели абстрактные. Цели личной жизни находятся во главе направленности, опережая цели профессиональной самореализации.
Студенты достаточно инициативны и стремятся проявлять это свойство, руководствуясь своими внутренними мотивами и стремлениями, испытывая при этом приятные эмоции. Однако их мотивы эгоцентричны и направлены на реализацию инициативности в субъектно-личностной сфере, что затрудняет процесс формирования и проявления этого свойства в общественной жизни. Трудности, связанные с неуверенностью в себе и отсутствием необходимых навыков инициативы, способны еще больше затормозить процесс развития инициативности. При этом инициативность, являясь важным личностным качеством, находится в тесной связи с жизненными ценностями: ее формирование и проявление зависят от повышения значимости отдельных групп ценностей, а также способствуют гармоничному развитию ценностной сферы и личности
Психология
89
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 3
в целом. Молодых людей, у которых доминируют конкретные ценности, отличают эгоцентричная мотивация и внешний локус-контроль при проявлении инициативности. При этом значимость абстрактных ценностей, напротив, формирует интернальность. Развитие инициативности задерживают астенические эмоции, которые усиливаются чрезмерной значимостью ценностей самоутверждения. Ценности принятия других, наряду с конформистскими, создают благоприятный эмоциональный фон и способствуют уменьшению эмоционально-личностных переживаемых затруднений, которые препятствуют развитию этого свойства. Негативно влияют на это развитие и операциональные трудности, связанные с неумением проявлять инициативу, которые подстегиваются повышенной значимостью ценностей профессиональной самореализации. Развитие этических ценностей замедляет этот процесс и способствует развитию готовности проявлять такие свойства.
Список литературы
1. Крупнов А. И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психологопедагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. М., 1988. С. 28-39.
2. Фомина Н. А. Свойства личности и особенности речевой деятельности. Рязань, 2002. 362 с.
3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
4. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 416 с.
5. Лесин А. М., Фомина Н. А Типы направленности личности и особенности ценностных ориентаций студентов // Alma Mater (Вестн. высш. школы). 2014. № 4. С. 34-38.
6. Лесин А. М., Фомина Н. А. Связь между особенностями инициативности и различными ценностями студентов // Системные исследования свойств личности : к 30-летию научной школы А. И. Крупнова в РУДН. М., 2014. С. 276-280.
Relationship between Value System
and Psychological Structure of Students' Initiative
A. M. Lesin
Ryazan State University named for S. A. Yesenin 18, Polonskogo str., Ryazan, 390000, Russia E-mail: am1709@mail.ru
The article presents the results of the research focused on students' value system and initiative, including the significance of different
groups of values for them. Psychological structure of initiative as a personality trait; significance of abstract, concrete values and also values of professional and personal self-realization; relationships between the significance of the group of terminal values, content-semantic and instrumental-stylistic characteristics of initiative are described. According to the results obtained the author comes to the conclusion about the relationships between egoistic motivation and the type of self-regulation while displaying initiative and concrete and abstract values; between the significance of values of self-esteem and acceptance of others and sthenic and asthenic emotions; the significance of ethical values and the stability of intention to display initiative. The axiological nature of operational and emotional and personal difficulties while displaying initiative is revealed. It is underlined that there is a need to harmonize a personal value system.
Key words: personality, orientation, values, activity, initiative, students, relationships, harmonization.
References
1. Krupnov A. Psikhologicheskie problemy tselostnogo analiza lichnosti i ee bazovykh svoystv (Psychological problems of the comprehensive analysis of personality and its basic traits). Psikhologo-pedagogicheskie problemy formirovaniya lichnosti v uchebnoy deyatelnosti (Psychological-pedagogical problems of developing personality in the process of education). Moscow, 1988, pp. 28-39.
2. Fomina N. Svoystva lichnosti i osobennosti rechevoy deyatelnosti (Personality traits and peculiarities of speech activity). Ryazan, 2002. 362 p.
3. Leontev D. Metodika izucheniya tsennostnykh orientatsyy (Methodology for studying value orientations). Moscow, 1992. 17 p.
4. Karelin A. Bolshaya entsyklopediya psikhologicheskikh testov (Great Encyclopedia of psychological tests). Moscow, 2007. 416 p.
5. Lesin A., Fomina N. Tipy napravlennosti lichnosti i osobennosti tsennostnykh orientatsyy studentov (Types of personality trend and peculiarities of students’ value orientations). Alma Mater (Vestnik Vysshey Shkoly) (Alma Mater {High School Herald}), 2014, no. 4, pp. 34-38.
6. Lesin A., Fomina N. Svyaz mezhdu osobennostyami initsiativnosti i razlichnymi tsennostyami studentov (Relationship between peculiarities of initiative and students’ different values). Sistemnye issledovaniya svoystv lichnosti: k 30-letiyu nauchnoy shkoly A.I. Krupnova v RUDN (Integrated studies of personality traits: Collection of scientific articles devoted to the 30th anniversary of A. I. Krupnov’s Scientific School at PFUR). Moscow, 2014, pp. 276-380.
90
Научный отдел