Научная статья на тему 'Возрастные особенности структуры инициативности старших школьников и студентов'

Возрастные особенности структуры инициативности старших школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
297
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева В. В.

В статье рассматриваются результаты исследования возрастных особенностей структуры инициативности старших школьников и студентов на основе многомерно-функциональной модели строения свойств личности. Данная модель дает возможность наиболее детально изучить проявление индивидуальных особенностей инициативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age peculiarities of the structure of senior pupils' and students' initiativity

The results of this research of age peculiarities of senior pupils' and students' initiativity based on multimeasureble-functional model of personal structure of their qualities, which gives an opportunity to study, the display of individual peculiarities of initiativity are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности структуры инициативности старших школьников и студентов»

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В.В. Алексеева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются результаты исследования возрастных особенностей структуры инициативности старших школьников и студентов на основе многомерно-функциональной модели строения свойств личности. Данная модель дает возможность наиболее детально изучить проявление индивидуальных особенностей инициативности.

Исследование было направлено на выявление возрастных особенностей структуры инициативности старших школьников и студентов на основе разработанной А.И. Крупновым многомерно-функциональной модели строения свойств личности. Для диагностики возрастных особенностей инициативности использовался «Бланковый тест», разработанный А.И. Крупновым. С его помощью исследовались различные переменные инициативности старших школьников и студентов.

В результате факторного анализа старших школьников и студентов выделилось по четыре фактора в обеих группах (табл. 1, 2).

Таблица 1

Фактурная структура инициативности старших школьников

Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Общественно значимые цели -0,020 -0,054 0,745 0,390

Личностно значимые цели 0,196 -0,002 0,853 -0,048

Социоцентричность 0,657 -0,118 0,414 0,211

Эгоцентричность 0,113 0,137 0,788 0,122

Осмысленность 0,502 0,035 0,198 0,659

Осведомленность 0,003 -0,016 0,071 0,798

Предметность 0,686 -0,096 0,183 0,442

Субъектность 0,491 -0,090 0,025 0,605

Энергичность 0,724 -0,211 0,209 -0,210

Аэнергичность -0,154 0,645 0,312 0,155

Стеничность 0,684 0,045 -0,167 0,129

Астеничность -0,281 0,741 -0,069 0,220

Интернальность 0,027 0,152 0,088 0,523

Экстернальность -0,002 0,701 0,378 -0,006

Операциональные трудности 0,059 0, 874 -0,034 -0,043

Личностные трудности 0,047 0,817 -0,371 0,019

Примечание: достоверные различия выделены.

Таблица 2

Фактурная структура инициативности студентов

Переменные Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4

Общественно значимые цели -0,214 0,146 0,748 0,082

Личностно значимые цели 0,136 0,057 0,859 -0,127

Социоцентричность -0,213 -0,056 0,565 0,323

Эгоцентричность 0,157 0,333 0,641 -0,072

Осмысленность 0,019 0,739 -0,030 0,178

Осведомленность 0,271 0,567 0,166 -0,385

Предметность -0,046 0,600 0,108 0,582

Субъектность -0,143 0,682 0,193 0,135

Энергичность -0,618 0,428 0,148 0,383

Аэнергичность 0,852 -0,01 0,034 -0,119

Стеничность 0,177 -0,14 0,021 0,846

Астеничность 0,840 -0,048 0,067 0,122

Интернальность -0,023 0,729 0,117 -0,015

Экстернальность 0,635 0,297 0,047 -0,233

Операциональные трудности 0,904 -0,052 -0,120 0,091

Личностные трудности 0,829 -0,025 -0,105 0,190

Примечание: достоверные различия выделены.

Первый фактор инициативности старших школьников содержит в себе содержательно-смысловые характеристики (социоцентричность, осмысленность, предметность) и регуляторно-динамические (энергичность и стеничность). Полученные данные указывают на то, что старшие школьники в большей степени ориентированы на устройство общего дела и делают это мотивированно легко, испытывая при этом радостные эмоции и чувство удовлетворения. Можно сказать, что в данный фактор вошли позитивные составляющие инструментального и мотивационного аспектов инициативности.

Второй фактор инициативности вобрал в себя компоненты регуляторнодинамических составляющих, а именно: переменные аэнергичности, астенично-сти, экстернальности, операциональные и личностные трудности. Этот фактор можно назвать агармоническим, так как он включает признаки, не способствующие продуктивной реализации инициативности, в частности, неспособность выйти за рамки инструкций, предписаний, а также эмоциональные переживания, связанные с чувством страха, волнения, опасением возможного провала начинаний, раздражением от неудачного проявления инициативы. Кроме этого, они надеются на то, что многие инициативы зависят от удачи и везения.

В третий фактор инициативности вошли переменные общественных и личностно значимых целей реализации инициативности, а также эгоцентричность. Старшие школьники нацелены на получение в жизни преимуществ, некоторого превосходства над другими людьми, стремление быть самостоятельными и независимыми.

Четвертый фактор вобрал в себя когнитивные переменные — осмысленность, осведомленность, продуктивную переменную — субъектность, а также ин-

тернальность. Этот фактор свидетельствует о том, что старшие школьники склонны считать, что инициативность — это и творческое начало в поведении и деятельности человека и в то же время врожденное свойство личности. По их мнению, инициативность прежде всего способствует укреплению самоуважения, повышению собственной самооценки. Также они склонны считать, что инициативность всегда зависит только от их возможностей, от них самих, от уверенности в себе.

Результаты факторного анализа инициативности студентов показали, что первый фактор содержит регуляторно-динамические характеристики, в частности переменные аэнергичности, астеничности, экстернальности, операциональные и личностные трудности. Этот фактор можно назвать агармоническим, так как он включает признаки, не способствующие проявлению активных действий. Считая, что инициативность часто сдерживается из-за того, что она остается незамеченной и не всегда оценивается по достоинству другими людьми, студенты редко идут на риск при реализации своих начинаний, часто не выходят за рамки заданных инструкций и предписаний, а в эмоциональной сфере переживают чувство неуверенности и тревоги при реализации своих начинаний, испытывая при этом различные трудности. Второй фактор вобрал в себя в основном показатели содержательного аспекта инициативности (осмысленность, осведомленность, предметность, субъектность), т.е. смысловые трактовки в понимании инициативности субъектом, а также результативности ее осуществления в деятельности. В частности, студенты указывают на то, что инициативность способствует развитию новых идей, является средством преодоления косности и шаблонности. Продуктивные переменные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, они стараются умножить творческий потенциал в общем деле, улучшить сотрудничество с другими людьми. С другой стороны, их инициативность способствует укреплению самоуважения, чувства уверенности в себе. В то же время они склонны считать, что инициативность — это врожденное свойство личности. Интернальность указывает на то, что студенты склонны считать, что успешное проявление инициативы зависит от уверенности в себе, что внутренняя активность составляет главную основу любых инициатив. В третий фактор вошли переменные общественных и личностно-значимых целей реализации активного проявления инициативности. Инициативность студентов нацелена не только на реализацию личных, но и на реализацию общественных целей. Конкретные признаки названных выше переменных сводятся к системе побудительных мотивов инициативности — с одной стороны, социоцентрических (желанию своей инициативой воодушевить своих друзей, желанию помочь коллективному делу, стремлению помочь другим людям), с другой — эгоцентрических (желанию зарекомендовать себя с лучшей стороны, повысить свой авторитет, намерению улучшить свое материальное положение). Четвертый фактор содержит продуктивный компонент — предметность и эмоциональный — стеничность. Инициативность студентов способствует улучшению сотрудничества с другими людьми; способствует развитию творческого отношения к делу, успешности в различных видах деятельности. При всем этом они испытывают радостные эмоции; чувство признательности людям, которые положительно оценивают их инициативу.

Итак, сравнивая фактурную структуру инициативности старших школьников и студентов, можно обнаружить, что у старших школьников в первом факторе присутствуют содержательно-смысловые (социоцентричность, осмысленность, предметность) и регуляторно-динамические переменные (энергичность, стенич-ность), а у студентов только регуляторно-динамические переменные (энергичность, аэнергичность, астеничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности). У старших школьников инициативные действия проявляются легко, при этом они испытывают чувство удовлетворения. Студенты же, наоборот, не испытывают желания проявлять инициативу. Это может возникать из-за того, что, видимо, их активность, которую они проявляли, не была замечена и оценена по достоинству.

Анализируя второй фактор, можно отметить следующее. У старших школьников присутствуют только регуляторно-динамические переменные (аэнергич-ность, астеничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности), а у студентов в основном содержательно-смысловые переменные (осмысленность, осведомленность, предметность, субъектность) и одна переменная регуляторнодинамической сферы — «интернальность». В этом факторе у старших школьников проявились агармонические черты. Старшие школьники не стараются проявлять инициативу, а если и делают это, то очень неохотно и не испытывая при этом радостные чувства. У студентов, с одной стороны, присутствует понимание инициативности как творческого начала, а с другой стороны, студенты склонны считать, что инициатива — это черта, которую трудно развивать.

Третий фактор мало отличается у старших школьников и студентов. Он содержит содержательно-смысловые переменные — общественные и личностно значимые цели, эгоцентричность. Старшие школьники и студенты ориентированы на реализацию общественных и личностно-значимых целей. Различие в том, что у студентов присутствует такая переменная, как социоцентричность, т.е. инициативность студентов в большей степени ориентирована на стремление и желание лучше устроить общее дело и воодушевить всех своей инициативой.

Четвертый фактор у старших школьников содержит такие содержательносмысловые переменные, как осмысленность, осведомленность, субъектность и ин-тернальность. У студентов отмечена одна переменная содержательно-смыслового аспекта — предметность и одна переменная регуляторно-динамической сферы — стеничность. Инициативность старших школьников ориентирована на себя, т.е. на укрепление самоуважения, повышение самооценки, а интернальность указывает на активность саморегуляции инициативности. Инициативность студентов больше ориентирована на сотрудничество в коллективе, а стеничность указывает на положительные переживания в ходе осуществления инициативных действий.

Таким образом, выявлены как общие, так и специфические особенности в психологической структуре инициативности старших школьников и студентов. Указанные различия в факторной структуре, по всей видимости, и определяют индивидуально-типический стиль реализации их инициативности.

AGE PECULIARITIES OF THE STRUCTURE OF SENIOR PUPILS’ AND STUDENTS’ INITIATIVITY

V.V. Alekseyeva

The Chair of Social and Differential Psychology Russian People’s Friendship University

Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The results of this research of age peculiarities of senior pupils’ and students’ initiativity based on multimeasureble-functional model of personal structure of their qualities, which gives an opportunity to study, the display of individual peculiarities of initiativity are considered in this article.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.