Научная статья на тему 'Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом возрастах'

Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом возрастах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
424
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / КРЕАТИВНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И КРЕАТИВНОСТИ / THE SYSTEM APPROACH / THE PERSON / INITIATIVE / CREATIVE / AGE AND INDIVIDUAL DISTINCTIONS OF INITIATIVE AND CREATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарикова А. С.

В работе представлены результаты эмпирического исследования соотношения инициативности и креативности в старшем школьном и студенческом возрастах: раскрыты связи различных переменных инициативности с показателями креативности и выявлена возрастная динамика данных соотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of the parameters of initiative and the markers of creativity in the groups of the children of high-school and student age

In this thesis are exposed the results of the empiric investigation of the correlation of initiative and creativity in the high-school and student age: are explored the connections of the parameters of initiative with the markers of creativity and is determinated the age-related dynamics of these correlations.

Текст научной работы на тему «Соотношение переменных инициативности с показателями креативности в старшем школьном и студенческом возрастах»

СООТНОШЕНИЕ ПЕРЕМЕННЫХ ИНИЦИАТИВНОСТИ С ПОКАЗАТЕЛЯМИ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТАХ

А.С. Жарикова

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе представлены результаты эмпирического исследования соотношения инициативности и креативности в старшем школьном и студенческом возрастах: раскрыты связи различных переменных инициативности с показателями креативности и выявлена возрастная динамика данных соотношений.

Ключевые слова: системный подход, личность, инициативность, креативность, возрастные и индивидуальные различия инициативности и креативности.

Современное состояние общества характеризуется возрастающей динамичностью и нестабильностью. От человека все чаще требуются новые, нестандартные подходы к решению задач, в связи с чем предъявляются новые требования и к личностным качествам. Сейчас инициативность и креативность становятся одними из наиболее значимых и востребованных свойств личности. Развитие и реализация инициативности становятся актуальной научно-практической проблемой. Учитывая это, мы посвятили свое исследование проблеме инициативности личности и ее соотношению с креативностью.

Мы исследовали инициативность на основе положений о многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанных А.И. Крупновым. Инициативность рассматривается как системное качество личности, включающее мотивационно-смысловые и регуляторно-динамические составляющие, обеспечивающее состояние готовности к процессу инициации. В русле данного подхода инициативность исследуется с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного компонентов, которые и составляют психологическое содержание инициативности. На основе разработанных А.И. Крупновым личностных тестов осуществляется диагностика инициативности в различных областях деятельности взрослых (предпринимателей, преподавателей вузов, курсантов, студентов), старших школьников и подростков [2; 4; 6; 7]. Авторы убедительно доказывают, что инициативность, как и любое свойство, имеет свою психологическую структуру, зависящую от внутренних и средовых условий усвоения личностью жизненного опыта. Это показано в диссертационных исследованиях А.Э. Пятинина и Н.В. Тучака, в которых дается сравнительный анализ психологических особенностей инициативности студентов педвуза и опытных учителей, а также представлена структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя. С.М. Зиньковская [2] рассматривала профессионально-деятельностные характеристики курсантов-пожарных с учетом реализации их инициативности.

Нами было проведено эмпирическое исследование возрастной динамики соотношения инициативности и креативности личности у 50 старшеклассников (15—16 лет) и 84 студентов (18—20 лет).

Методики исследования. Инициативность изучалась с помощью «Теста-опросника инициативности», разработанного А.И. Крупновым [4]. Оценка креативности проводилась с помощью методики Э.П. Торренса (сокращенный вариант изобразительной батареи теста — задание «Закончи рисунок»). Применялись методы статистической обработки данных. Результаты, полученные по тесту креативности, были сопоставлены с данными теста инициативности при помощи корреляционного анализа (подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Спир-мена; табл. 1 и 2).

Таблица 1

Связь переменных инициативности с показателями креативности школьников

Переменные Показатель креативности

инициативности оригинальность разработанность беглость гибкость

Общественно значимые цели -0,020 -0,217 -0,151 0,122

Личностно значимые цели 0,041 -0,148 -0,099 0,100

Энергичность 0,238 0,060 0,252 0,415

Аэнергичность -0,327 0,037 -0,073 -0,306

Стеничность 0,377 0,053 0,237 0,352

Астеничность 0,345 0,185 0,265 0,119

Интернальность 0,147 0,268 -0,038 0,062

Экстернальность -0,345 -0,137 0,164 0,042

Социоцентричность 0,073 0,140 0,317 0,411

Эгоцентричность 0,122 0,310 0,258 0,338

Осмысленность 0,177 0,518 0,376 0,148

Осведомленность 0,261 0,139 0,337 0,246

Предметность 0,336 0,373 0,222 0,295

Субъектность 0,280 0,330 0,157 0,200

Операциональные трудности -0,081 -0,043 -0,005 -0,251

Личностно-эмоциональные трудности -0,129 -0,043 -0,025 -0,108

Гарм. динамич. 0,364 0,202 0,254 0,390

Агарм. динамич. -0,167 -0,027 0,151 -0,099

Гарм. мотивац. 0,245 0,458 0,374 0,367

Агарм. мотивац. 0,256 0,358 0,376 0,326

Таблица 2

Связь переменных инициативности с показателями креативности студентов

Переменные Показатель креативности

инициативности оригинальность разработанность беглость гибкость

Общественно значимые цели 0,245 0,122 0,428 0,216

Личностно значимые цели -0,242 -0,179 -0,129 -0,127

Энергичность 0,245 -0,032 0,249 0,421

Аэнергичность -0,312 -0,270 -0,318 -0,067

Стеничность -0,038 0,083 -0,001 -0,244

Астеничность -0,001 -0,085 -0,016 -0,000

Интернальность 0,067 0,298 0,110 0,002

Экстернальность -0,270 0,075 -0,243 -0,233

Социоцентричность -0,163 -0,024 0,028 -0,098

Эгоцентричность -0,086 0,051 0,089 -0,058

Осмысленность 0,246 0,267 -0,005 -0,199

Осведомленность -0,252 0,029 -0,080 -0,178

Окончание таблицы

Переменные Показатель креативности

инициативности оригинальность разработанность беглость гибкость

Предметность 0,261 0,104 0,213 0,113

Субъектность 0,293 0,006 0,091 -0,046

Операциональные трудности -0,058 -0,004 -0,280 -0,267

Личностно-эмоциональные трудности 0,021 0,095 -0,095 -0,094

Гарм. динамич. 0,150 0,171 0,184 0,157

Агарм. динамич. -0,192 -0,135 -0,241 -0,102

Гарм. мотивац. 0,129 0,173 0,094 -0,108

Агарм. мотивац. -0,132 0,018 0,045 -0,168

Примечание. В таблицах приведены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена при р < 0,05; значимые корреляции выделены.

У старших школьников переменные динамического, эмоционального, регуля-торного, мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов инициативности коррелируют с показателями креативности, в то время как установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты оказались не связанными с креативностью.

По нашим данным, различные показатели креативности в этом возрасте в большей степени связаны с предметностью продуктивного компонента инициативности (т.е. при высокой креативности инициативность способствует достижению успеха в различных видах деятельности) и с общими показателями гармонических (социоцентричности, осмысленности и предметности) и агармонических (эгоцентричности, осведомленности и субъектности) мотивационно-смысловых переменных. В то же время креативность тесно коррелирует с такими переменными инициативности, как субъектность продуктивного компонента (с достижением личностно значимого результата при проявлении инициативы: самореализация личности, развитие способностей, укрепление уверенности в себе), стенич-ность эмоционального компонента (переживание положительных эмоций при реализации инициативности), осмысленность когнитивного компонента (глубокое понимание инициативности, осознание ее как начинания, позволяющего выйти за рамки заданных условий); с переменными мотивационного компонента — со-циоцентричностью (общественно значимая направленность мотивации проявления инициативы, которая выражается в стремлении избежать осуждения, помочь общему делу, сплотить единомышленников и т.д.) и эгоцентричностью (личност-но значимая направленность мотивации инициативных действий: стремление извлечь собственную выгоду, обеспечить личную перспективу); а также отрицательно коррелирует с аэргичностью динамического компонента (непостоянство и неустойчивость проявлений инициативы). Также взаимосвязанными оказались следующие показатели креативности: гибкость и эргичность (частота и постоянство проявлений инициативы); оригинальность и астеничность (переживание чувства опасения, страха при реализации инициативы, неуверенности в своих силах и т.д.); беглость и осведомленность (поверхностные знания об инициативности; например, мнение, что это врожденное качество); гибкость и общий показатель гармонических регуляторно-динамических переменных (эргичности, стеничности, интернальности). Отрицательно коррелируют оригинальность и экстернальность

(чем выше креативность, тем меньше проявления инициативы зависят от стечения обстоятельств). Совсем не связанными с креативностью оказались переменные установочно-целевого компонента (направленность на общественно-значимые или личностно-значимые цели) и рефлексивно-оценочного компонента (наличие операциональных или личностно-эмоциональных трудностей в проявлении инициативы), а также интернальность регуляторного компонента инициативности (склонность считать, что инициативность зависит только от личностных качеств, что стремление к творчеству составляет основу общей активности человека).

У студентов наибольшее количество связей с различными показателями креативности выявили переменные установочно-целевого, динамического и регуля-торного компонентов. Полученные данные позволяют утверждать, что чем выше уровень креативности личности, тем проявления инициативы более ориентированы на достижение общественно значимых целей, т.е. на достижение общественного признания, успешности в профессиональной деятельности, обретение друзей и т.д. Это подтверждает и то, что оригинальность отрицательно коррелирует с личностно значимыми целями в проявлении инициативности. Полученные положительные корреляции показателей креативности с эргичностью и отрицательные — с аэргичностью свидетельствуют о том, что чем выше способность человека выдвигать большое количество разнообразных оригинальных идей, тем легче он проявляет инициативу, чаще старается найти что-то новое и тем реже предпочитает идти по уже изведанному пути. Также показатели креативности сочетаются с регуляторным компонентом инициативности: оригинальностью, беглостью и гибкостью, отрицательно коррелируют с экстернальностью, а разработанность положительно коррелирует с интернальностью. Так, чем больше идей способен продуцировать человек, чем они оригинальнее, чем более продуманны, тем меньше он надеется на благоприятное стечение обстоятельств для реализации своих начинаний; он склонен считать, что инициативность зависит только от личностных качеств самого человека и человек может проявлять инициативу даже вопреки обстоятельствам. Связь показателей креативности с переменными когнитивного компонента указывают на то, что чем оригинальнее выдвигаемые идеи и чем больше они проработаны, тем более глубокое и целостное представление складывается об инициативности как свойстве личности (тем выше осмысленность и ниже осведомленность). Беглость и гибкость отрицательно коррелируют с переменной рефлексивно-оценочного компонента — с наличием операциональных трудностей, т.е. чем выше данные показатели креативности, тем реже человек сталкивается с недостаточностью приемов и средств для осуществления своих инициатив. Также оригинальность оказалась связанной с обеими переменными продуктивного компонента, т.е. при высокой оригинальности проявления инициативы чаще способствуют достижению успеха в различных видах деятельности и личностно значимых результатов. Гибкость выявила отрицательную корреляцию со стенично-стью эмоционального компонента, а беглость — отрицательную корреляцию с общим показателем агармонических регуляторно-динамических переменных.

Из рассматриваемых показателей креативности наибольшее количество значимых связей с различными переменными инициативности у школьников выявил

показатель гибкости (9 значимых корреляций); а у студентов — показатель оригинальности (также 9 значимых корреляций).

Таким образом, мы видим, что и у старших школьников, и у студентов с показателями креативности коррелируют переменные динамического, эмоционального, регуляторного, когнитивного и продуктивного компонентов, в то время как установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты выявили значимые связи с креативностью только у студентов, а мотивационный — только у школьников. Особое внимание стоит обратить именно на специфику данных взаимосвязей, именно в ней проявляются возрастные особенности. У школьников наибольшее количество статистически значимых корреляций получено между показателями креативности и мотивационно-смысловыми характеристиками инициативности (здесь выявлено 18 значимых корреляций, а с регуляторно-динамическими переменными — только 8), у студентов же наоборот — между показателями креативности и регуляторно-динамическими характеристиками инициативности (здесь выявлено 12 значимых связей, а с мотивационно-смысловыми переменными — только 5). Это, возможно, связано с тем, что на этапе формирования качества личности важно понять, что из себя представляет данное качество, зачем оно нужно человеку, какую пользу может принести и т.д., и поэтому творческий потенциал старшего школьника в большей степени направляется именно на развитие мотивационно-смысловых характеристик этого качества. Также можно отметить, что эти явления имеют сходную природу. Как в формировании креативности 75% отводится влиянию среды, так и мотивационно-смысловые переменные в большей степени зависят от социального окружения и условий деятельности. У студентов креативность находит свое непосредственное выражение уже в конкретной деятельности, в активности человека, в проявлении инициативы, о чем и свидетельствует большее количество связей креативности с регуляторно-динамическими переменными инициативности в данной группе.

Результаты исследования показали, что вне зависимости от возраста рассматриваемые свойства выявили достаточное количество значимых корреляций друг с другом, что свидетельствует о наличии определенной взаимосвязи между ними. Полученные данные позволяют говорить также о наличии возрастной динамики в соотношении инициативности и креативности личности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Жарикова А.С., Шляхта Н.Ф. Соотношение креативности и инициативности личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 2. — С. 5—12.

[2] Зиньковская С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1999.

[3] Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов / Пер. с англ. под ред. Е.И. Щеблановой. — М., 1995.

[4] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.

[5] Крупнов А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. — М., 2002. — С. 3—5.

[6] Пятинин А.Э. Сравнительный анализ психологической структуры инициативности студентов педагогического вуза и опытных учителей: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1996.

[7] Тучак Н.В. Психологическая структура и типы реализации инициативности личности предпринимателя: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1993.

CORRELATION OF THE PARAMETERS OF INITIATIVE AND THE MARKERS OF CREATIVITY IN THE GROUPS OF THE CHILDREN OF HIGH-SCHOOL AND STUDENT AGE

A.S. Zharikova

The Chair of Pedagogy and Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this thesis are exposed the results of the empiric investigation of the correlation of initiative and creativity in the high-school and student age: are explored the connections of the parameters of initiative with the markers of creativity and is determinated the age-related dynamics of these correlations.

Key words: the system approach, the person, initiative, creative, age and individual distinctions of initiative and creative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.