Научная статья на тему 'Соотношение креативности и инициативности личности'

Соотношение креативности и инициативности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1411
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жарикова А. С., Шляхта Н. Ф.

В работе представлено исследование, посвященное выявлению взаимосвязи креативности и инициативности личности. В результате корреляционного анализа получены статистически значимые связи между показателями креативности и различными переменными инициативности; выявлена специфика данных соотношений. Показаны качественные особенности проявления инициативы в зависимости от уровня креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of creativity and initiative of the personality

The research devoted to revealing the interrelation of the creativity and the initiative of the personality is submitted in the article. As a result of the correlation analysis statistically significant relations between parameters of creativity and different variables of initiative have been received; the specific character of the given correlation has been revealed. The qualitative features of the manifestation of initiative depending on the level of creativity are shown.

Текст научной работы на тему «Соотношение креативности и инициативности личности»

ПСИХОЛОГИЯ

СООТНОШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И ИНИЦИАТИВНОСТИ личности

А.С. ЖАРИКОВА, Н.Ф. ШЛЯХТА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов Миклухо-Маклая, 6; 117198, Москва, Россия

В работе представлено исследование, посвященное выявлению взаимосвязи креативности и инициативности личности. В результате корреляционного анализа получены статистически значимые связи между показателями креативности и различными переменными инициативности; выявлена специфика данных соотношений. Показаны качественные особенности проявления инициативы в зависимости от уровня креативности.

Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Но, несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и креативности еще далеки от разрешения. Проблемы креативности широко разрабатывались как в зарубежной, так и в отечественной психологии (Э.П. Торренс, Р. Стернберг, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, A.M. Матюшкин, В.Н. Дружинин, B.C. Юркевич, А.Н. Воронин и др.). Однако до настоящего времени природа феномена «креативность» не имеет единого объяснения: одни считают, что это максимальное выражение интеллектуальных способностей, другие признают наличие самостоятельной творческой способности (креативности), третьи связывают его с явлением особого типа личности. До сих пор нет единой и стройной теории креативности, выявлены лишь некоторые общие тенденции и принципы подхода к их решению. В связи с отсутствием единого понимания креативности, разноплановостью подходов к изучению, проблема ее целостного исследования остается открытой. В основном, исследователи рассматривают ее как некую группу когнитивных характеристик, относящихся к интеллекту. Личностные же аспекты креативности до конца не изучены, но в настоящее время им уделяется больше внимания. Когнитивные креативные функции связаны с целой совокупностью личностных качеств. Поэтому важно определить, какие компоненты личностной структуры ответственны за творческое поведение, какие черты можно идентифицировать как порождающие творчество компоненты. В последнее

время все большее распространение получает комплексный подход к креативности (которого придерживаемся и мы): рассматривается функциональная структура взаимодействующих когнитивных и личностных составляющих творческой личности. Лишь рассмотрев креативность как целостное образование, мы можем стремиться к развитию данного качества у каждого ребенка.

Данное исследование было посвящено выявлению взаимосвязи креативности и инициативности личности. Оно проводилось на базе средней общеобразовательной школы № 46 г. Москвы. В качестве испытуемых выступали старшеклассники: 50 учеников десятых классов в возрасте 15-16 лет.

Оценка креативности учащихся проводилась с помощью двух методик:

1) методики Торренса (сокращенный вариант изобразительной батареи теста креативности - задание «Закончи рисунок»), направленной, в основном, на диагностику когнитивных характеристик креативности (оригинальности, разработанности, гибкости, беглости);

2) методики Е.Е. Туник, предназначенной для диагностики личностной креативности (любознательности, воображения, сложности и склонности к риску).

Инициативность мы изучали на основе положений о многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности, разработанных А.И. Крупновым. Согласно данной модели, каждое свойство личности (в том числе и инициативность) включает в себя динамический, моти-вационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный и продуктивный компоненты, каждый из которых, в свою очередь, содержит по две переменные, позволяющие охарактеризовать более конкретно любое свойство личности. Так, инициативность рассматривается как системное качество личности, включающее мотивационно-смысловые и регуляторно-динамические составляющие, обеспечивающее состояние готовности и постоянство стремлений субъекта к процессу инициации определенным стилем и способом (А.И. Крупнов). Эти компоненты и их переменные составляют психологическое содержание инициативности. Целостный анализ инициативности как системного качества помогает увидеть не только индивидуальную специфику его внутренней структуры, но и своеобразие функционального взаимодействия инициативности с креативностью. Для исследования индивидуальных особенностей инициативности старшеклассников использовался «Тест-опросник инициативности», разработанный А.И. Крупновым на основе системно-функциональной модели анализа свойств личности.

Для выявления взаимосвязи между показателями креативности и различными переменными инициативности результаты, полученные по тесту Э.П. Торренса, а также суммарный балл по тесту Е.Е.Туник были сопоставлены с данными теста инициативности А.И. Крупнова при помощи корреляционного анализа (подсчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена, при р < 0,05). Полученные результаты представлены в табл. 1.

В ходе корреляционного анализа были выявлены статистически значимые корреляции между показателями креативности и различными перемен-

ными инициативности, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между ними. С показателями креативности коррелируют переменные динамического, эмоционального, регуляторного, мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов; в то время как установочно-целевой и рефлексивно-оценочный компоненты оказались не связанными с креативностью.

Таблица 1

Связь показателей креативности с переменными инициативности

^—Показатели креативности Переменные черты личности Оригинальность Разработанность Беглость Гибкость Суммарный балл по тесту Туник

Общественно-значимые цели -0,020 -0,217 -0,151 0,122 -0,124

Личностно-значимые цели 0,041 -0,148 -0,099 0,099 -0,028

Эргачность 0,238 0,060 0,252 0,415* 0,380*

Аэргичность -0,327" 0,037 -0,073 -0,306* -0,356*

Стеничность 0,377* 0,053 0,237 0,352* 0,201

Астеничность 0,345* 0,185 0,265 0,119 -0,099

Интернальность -0,006 0,241 -0,126 0,002 0,253

Экстерналыюсть -0,345* -0,137 0,164 0,042 -0,309*

Социоцентричность 0,073 0,140 0,317* 0,411* 0,207

Эгоцентричность 0,122 0,309* 0,258 0,338* 0,239

Осмысленность -0,006 0,506* 0,320* 0,094 0,094

Осведомленность 0,261 0,139 0,337* 0,246 0,125

Предметность 0,307* 0,349* 0,213 0,314* 0,282*

Субъектность 0,280* 0,329* 0,157 0,199 0,293*

Операциональные трудности -0,081 -0,043 -0,005 -0,251 -0,262

Личностно-эмоциональные трудности -0,129 -0,043 -0,025 -0,108 -0,193

Гармонические регуляторно-динами-ческие переменные 0,273 0,181 0,200 0,356* 0,402*

Агармонические регуляторно-динами-ческие переменные -0,167 -0,027 0,151 -0,099 -0,349*

Гармонические мотивационно-смысло-вые переменные 0,177 0,449* 0,377* 0,374* 0,343*

Агармонические мотивационно-смыс-ловые переменные 0,256 0,358* 0,376* 0,326* 0,245

Примечание: в табл. 1 приведены коэффициенты ранговой корреляции Спир-мена при р < 0,05 (значимые корреляции обозначены знаком ).

Из всех рассматриваемых показателей креативности наибольшее количество значимых связей с различными переменными инициативности выявил показатель гибкости (9 значимых корреляций), а также суммарный балл по тесту Е.Е. Туник (8 значимых корреляций). Оригинальность и разработанность обнаружили по 6 значимых корреляций с различными переменными инициативности; а наименьшее количество связей (5) выявил показатель беглости.

По нашим данным, креативность в большей степени связана с предметностью продуктивного компонента инициативности (т. е. при высокой креативности инициативность способствует достижению успеха в различных видах деятельности и в общении) и с общим показателем гармонических мотивационно-смысловых переменных (социоцентричносш, осмысленности и предметности). Эти переменные выявили значимые связи с четырьмя из пяти рассматриваемых показателей креативности. В то же время креативность тесно коррелирует с субъектностью продуктивного компонента (т. е. с достижением личностно-значимого результата при проявлении инициативы: самореализация личности, развитие способностей, укрепление чувства уверенности в себе), общим показателем агармонических мотивационно-смысловых переменных (эгоцентрич-ности, осведомленности и субъектности), а также отрицательно коррелирует с аэргичностью динамического компонента, которая означает непостоянство и неустойчивость проявлений инициативы (эти переменные выявили по 3 значимые корреляции с различными показателями креативности).

По две значимые корреляции с показателями креативности выявили:

- эргичность (частота и постоянство проявлений инициативы);

-стеничность (переживание положительных эмоций при реализации

инициативности);

- социоцентричность (общественно-значимая направленность мотивации проявления инициативы, которая выражается в стремлении избежать осуждения товарищей, помочь общему делу, сплотить единомышленников и т. д.);

- эгоцентричность (личностно-значимая направленность мотивации инициативных действий, стремление получить преимущества, извлечь собственную выгоду, обеспечить личную перспективу);

- осмысленность (глубокое и обобщенное понимание инициативности, осознание ее как начинания человека в чем-либо, творческое начало в деятельности, позволяющее выйти за рамки заданных условий);

- общий показатель гармонических регуляторно-динамических переменных (эргичности, стеничности, интернальности).

Отрицательные корреляции выявила экстернальность (т. е. чем выше креативность, тем меньше проявления инициативы зависят от внешних условий и стечения обстоятельств). Мало связанными с креативностью являются астеничность (переживание чувства опасения, страха при реализации инициативы, чувства неуверенности в своих силах и т. д.), осведомленность (поверхностные знания об инициативности; например, мнение о том, что это врожденное качество, которое передается по наследству) и общий показатель агармонических регуляторно-динамических переменных (аэргичности, астеничности и экстернальности, которые они выявили одну значимую корреляцию с одним из показателей креативности). Совсем не связанными с креативностью оказались, как мы уже отмечали, переменные установочно-целевого компонента (направленность на общественно-значимые или лич-ностно-значимые цели) и рефлексивно-оценочного компонента (наличие операциональных или личностно-эмоциональных трудностей в проявлении инициативы), а также интернальность регуляторного компонента инициа-

тивности, то есть склонность считать, что инициативность зависит только от личностных качеств, что стремление к творчеству составляет основу общей активности человека (значимых корреляций не выявлено).

Таким образом, наибольшее количество статистически значимых корреляций получено между показателями креативности и мотивационно-смысло-выми характеристиками инициативности (т. е. с мотивационным, когнитивным и продуктивным компонентами). Здесь выявлено 15 связей, в то время как между показателями креативности и регуляторно-динамическими характеристиками (динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты) получено 10 значимых корреляций. Если рассматривать в целом соотношение креативности с гармоническими и агармоническими переменными мо-тивационно-смыслового компонента (суммарными баллами), то практически все показатели креативности обнаружили с ними положительные связи. Что же касается регуляторно-динамического компонента инициативности, то здесь из всех показателей креативности только гибкость выявила значимую корреляцию с гармоническими переменными; также суммарный балл по тесту Е.Е. Туник обнаружил положительную связь с гармоническими характеристиками и обратную - с агармоническими. Скорее всего, это можно объяснить природой этих явлений. Так, в формировании креативности около 75% отводится влияниям среды и только 25% - наследственным детерминантам; также и мотивационно-смысловые характеристики в значительно большей степени зависят от социального окружения, от среды, условий деятельности, в то время как регуляторно-динамические признаки в большей мере обусловлены природными предпосылками.

Наряду с корреляционным анализом, был осуществлен и качественный анализ выраженности различных компонентов инициативности у групп высококреативных и низкокреативных старшеклассников. В результате этого были выявлены качественные особенности проявления инициативы в зависимости от уровня креативности (рис. 1).

Рис. 1. Групповые профили инициативности для групп высококреативных и низкокреативных старшеклассников

Примечания:

4-♦ - профиль группы высококреативных старшеклассников;

■-■ - профиль группы низкокреативных старшеклассников.

Обозначения компонентов и переменных инициативности: Ц - установочно-целевой компонент (1 - общественно-значимые цели, 2 -личностно-значимые цели);

Д - динамический компонент (3 - эргичность, 4 - аэргичность); Э - эмоциональный компонент (5 - стеничность, 6 - астеничность); Р - регуляторный компонент (7 - интернальность, 8 - экстернальность); М - мотивационный компонент (9 - социоцентричность, 10 - эгоцентрич-ность);

К - когнитивный компонент (11 - осмысленность, 12 - осведомленность); П - продуктивный компонент (13 - предметность, 14 - субъектность); Т - рефлексивно-оценочный компонент (15 - операциональные трудности, 16 - личностно-эмоциональные трудности).

Полученные данные говорят о том, что в установочно-целевом компоненте не наблюдается каких-либо различий между рассматриваемыми группами. И для высококреативных, и для низкокреативных старшеклассников в проявлении инициативы характерна высокая направленность как на общественно-значимые, так и на личностно-значимые цели. Что же касается остальных компонентов инициативности, то здесь можно выделить некоторые различия между двумя группами испытуемых.

Так, высококреативные старшеклассники чаще проявляют инициативу в жизни и учебе, при освоении нового стараются не пользоваться штампами, а находить что-то свое; они ощущают потребность и склонны к инициированию даже при неблагоприятных обстоятельствах. Для низкокреативных же учеников необходим толчок или стимул для проявления инициативы, они чаще предпочитают идти по изведанному пути, не выходят за рамки заданных инструкций, не любят выступать с какими-либо предложениями или начинаниями. У первой группы более выражен эмоциональный компонент; причем различные начинания могут сопровождаться как положительными эмоциями, так и отрицательными. С одной стороны, ученики с высокой креативностью переживают радостные эмоции при проявлении инициативы, чувство удовлетворения от самого процесса инициирования; они испытывают хорошее настроение в момент, когда инициатива дает положительный результат. Но, с другой стороны, у них может возникать чувство опасения и тревоги при реализации своих начинаний, они переживают страх о возможном провале инициатив. Наличие таких астенических эмоций, вероятно, можно объяснить тем, что у людей с высокой креативностью идеи иногда очень сильно отличаются от общепризнанных, в таком случае инициатива может не приниматься другими людьми и быть несостоятельной, что вызывает негативные чувства. А у второй группы инициатива менее эмоционально окрашена. Также высококреативные старшеклассники считают, что про-

явление инициативы зависит от самого человека, от его возможностей, а не от удачи и везения. Низкокреативная группа также получила высокий балл по выраженности интернальности, но в то же время при реализации своих начинаний они в большей степени надеются на благоприятное стечение обстоятельств (выражена экстернальность). Инициатива учеников с высокой креативностью (по сравнению с низкокреативными учениками) отличается большей мотивированностью. Высокая социоцентричность, возможно, объясняется характерной для этого возраста потребностью самоутверждения в коллективе; так, они хотят помочь коллективному делу и своей инициативой воодушевить друзей, стремятся внести свой вклад в достижение общей цели, их инициативы побуждаются заботой об окружающих и повышенной ответственностью. Наряду с этим к проявлению инициативы их подталкивает личный интерес: желание зарекомендовать себя с лучшей стороны, повысить свой авторитет, намерение как можно больше взять от жизни и учебы. Рассматривая когнитивные признаки, можно сказать, что обе группы получили достаточно высокие оценки выраженности осмысленности, то есть и те, и другие понимают инициативность как почин или начинание человека в чем-либо, как способность и склонность человека продуцировать новые идеи. А вот осведомленность более выражена у группы высококреативных старшеклассников; глубокое понимание инициативности у них сочетается с поверхностными знаниями о ней. У высококреативной группы ярко выражены переменные продуктивного компонента: предметность и субъектность. То есть при высоком уровне креативности инициативность способствует улучшению сотрудничества с другими людьми, успешности в различных видах деятельности, развитию творческого отношения к делу, а также помогает повышению самооценки, чувства уверенности в себе, укреплению самоуважения, развитию новых интересов (у низкокреативной группы продуктивный компонент менее выражен). И в отношении рефлексивно-оценочного компонента инициативности можно отметить, что высококреативные старшеклассники при проявлении инициативы сталкиваются с меньшим количеством трудностей (как операциональных, так и лично-стно-эмоциональных), чем низкокреативные.

Итак, на основе полученных нами результатов можно сделать вывод, что между креативностью и инициативностью существует определенная взаимосвязь; при этом различные показатели креативности по-разному коррелируют с различными компонентами инициативности, то есть существует специфика данных взаимосвязей (наиболее тесные связи показатели креативности обнаружили с мотивационно-смысловыми характеристиками инициативности по сравнению с регуляторно-динамическими).

Необходимость развития творческих способностей и их важность для формирования полноценной личности сейчас трудно отрицать. Решение проблемы соотношения креативности с различными личностными образованиями имело бы очень большое как теоретическое, так и практическое значение. Продолжение исследований в области креативности - актуальное требование самой жизни и времени, когда все большее внимание уделяется гармоничной жизни человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

2. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. - М.: ИПРАН, 2004. - 269 с.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. - 368 с.

4. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов: Пер. с англ. / Под ред. Е.И. Щеблановой. - М.: ИНТОР, 1995. - 48 с.

5. Крупное А.И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования. - М.: РУДН, МАНПО, 2002, с. 3-5.

6. Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994, с. 9-23.

7.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. - М.: МОДЭК, 1997.-448 с.

8. Матюшкин A.M. Мышление, обучение, творчество. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с.

9. Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. - М.: Наука, 1988, с. 21-25.

10. Стернберг Р., Григоренко Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 2, с. 144-161.

11. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2003. - 98 с.

12. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей.. - М.: Просвещение, 1996. - 136 с.

CORRELATION OF CREATIVITY AND INITIATIVE OF THE PERSONALITY

A.S. ZHARIKOVA, N.F. SHLYAKHTA

The Chair of Social and Differential Psychology

Peoples' Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St., 117198 Moscow, Russia

The research devoted to revealing the interrelation of the creativity and the initiative of the personality is submitted in the article. As a result of the correlation analysis statistically significant relations between parameters of creativity and different variables of initiative have been received; the specific character of the given correlation has been revealed. The qualitative features of the manifestation of initiative depending on the level of creativity are shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.