ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ГРУПП С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ
Н.Ф. Шляхта, А.С. Жарикова
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Представлен сравнительный анализ выраженности переменных инициативности у групп с разным уровнем креативности. Выявлены качественные особенности проявления инициативы в данных группах. Даны практические рекомендации по развитию инициативности.
Ключевые слова: многомерно-функциональный подход, инициативность личности, креативность, особенности инициативности у групп с разным уровнем креативности.
В рамках нашего исследования, посвященного изучению инициативности и креативности личности, был проведен корреляционный анализ, который позволил сделать вывод, что между переменными инициативности и показателями креативности существуют специфические соотношения [1; 2]. Поэтому мы предположили, что инициативность испытуемых с различным уровнем креативности различается как в количественных, так и в качественных ее характеристиках. Мы проанализировали выраженность различных компонентов инициативности у групп высококреативных и низкокреативных испытуемых. Инициативность нами рассматривается на основе разработанной А.И. Крупновым концепции многомерно-функциональной организации свойств личности [4].
В исследовании принимали участие подростки, старшеклассники и студенты (179 человек). Были выделены группы высококреативных и низкокреативных испытуемых. Деление производилось на основе уровня выраженности показателя оригинальности (по тесту П. Торренса), т.е. способности к выдвижению идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Для этих групп были подсчитаны средние значения переменных инициативности (по Бланковому тесту инициативности А.И. Крупнова [5]), которые были статистически сопоставлены друг с другом (табл. 1).
Регуляторно-динамические характеристики инициативности в высококреативных и низкокреативных группах. В выраженности динамических переменных инициативности наблюдается схожая картина. Высококреативные испытуемые чаще проявляют инициативу в жизни, стараются не пользоваться штампами и склонны к инициированию даже при неблагоприятных обстоятельствах. Для низкокреативных испытуемых необходим стимул для проявления инициативы, они чаще предпочитают идти по изведанному пути, не любят выступать с какими-либо предложениями.
Таблица 1
Выраженность переменных инициативности у групп с высоким и низким уровнем креативности
Переменные инициативности Группа
подростки старшеклассники студенты
высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий
Общественно значимые цели 34,3 33,6 0,27 35,2 34,3 0,37 38,2 31,9 3,06
Личностно значимые цели 39,7 36,3 1,44 36,5 35,8 0,26 35,7 39,6 -1,84
Эргичность 34,7 27,3 2,21 37,3 29,5 2,23 32,7 24,7 2,85
Аэргичность 12,4 20,3 -2,28 14,3 21,6 -2,52 18 25,8 -2,79
Стеничность 34,6 28,2 2,27 35 27,8 3,84 31,4 29,8 0,63
Астеничность 19,8 23,6 -0,87 21,8 12,3 3,21 22,5 22,3 0,04
Интернальность 32,6 26,7 2,26 34,5 28,3 2,22 35,3 33,1 1,09
Экстернальность 25,4 24,4 0,28 19 27,4 -3,28 20,8 26,8 -2,27
Социоцентричность 32,9 32,3 0,15 33 30,1 0,88 30,3 33,3 -1,04
Эгоцентричность 35,9 29,4 1,54 31,2 28,3 1,23 28,6 29,6 -0,32
Осмысленность 33,8 29,8 1,36 35,1 27,9 2,09 34,4 28,3 2,15
Осведомленность 23,0 17,7 1,32 21,8 14,7 1,69 15,2 23,4 -2,31
Предметность 36,8 31,9 1,35 35,7 27,4 2,41 37,9 31,8 2,39
Субъектность 38,9 31,5 1,76 35,8 30,4 1,64 39,8 34,4 2,29
Операциональные трудности 14,3 16,4 -0,69 16,7 21,1 -1,04 20,5 22,3 -0,51
Личностные трудности 9,6 15,5 -1,22 15,4 19,5 -1,08 19,1 18,3 0,26
Примечание. Статистически значимые значения Г-критерия Стьюдента выделены полужирным шрифтом.
Что касается регуляторного компонента, то здесь различия в проявлении ин-тернальности инициативности были выявлены у подростков и старшеклассников (интернальность выше у высококреативной группы), а в экстернальности — у старшеклассников и студентов (экстернальность выше у низкокреативной группы). Испытуемые с высоким уровнем креативности (а также студенты с низкой креативностью) более склонны считать, что проявление инициативы зависит от самого человека, а не от удачи и везения, а внутренняя активность составляет основу для различных начинаний (интернальность). Низкокреативные испытуемые (а у подростков и высококреативные) при реализации своих инициатив в большей степени надеются на благоприятное стечение обстоятельств (экстернальность).
В эмоциональном компоненте в студенческом возрасте каких-либо значимых различий между рассматриваемыми группами не выявлено, а у школьников переменные эмоционального компонента явно более выражены у высококреативных групп. Ученики (и 8-х, и 10-х классов) с высокой креативностью переживают радостные эмоции при проявлении инициативы, чувство удовлетворения от самого
ШляхтаН.Ф., ЖариковаА.С. Психологические особенности инициативности у групп с высоким...
процесса инициирования. В старшем школьном возрасте различные начинания могут сопровождаться как положительными эмоциями, так и отрицательными: может возникать чувство опасения и тревоги при реализации своих начинаний, переживание страха перед возможном провале инициатив. У низкокреативной группы старшеклассников инициатива менее эмоционально окрашена.
В целом, в рассматриваемых возрастах при высоком уровне креативности более выражены гармонические регуляторно-динамические характеристики инициативности, а при низком — агармонические.
Мотивационно-смысловые характеристики инициативности в группах с разным уровнем креативности. У подростков и старшеклассников в устано-вочно-целевом компоненте не наблюдается каких-либо различий между рассматриваемыми группами. В их проявлениях инициативы характерна высокая направленность как на общественно значимые (достижение признания, поиски интересной работы, обретение друзей и т.д.), так и на личностно значимые цели (стремление быть нужным человеком, самосовершенствование, достижение самостоятельности и благополучия). В студенческом возрасте при высоком уровне креативности инициативность нацелена на успешность учебной деятельности и поиски работы, достижение общественного признания в группе (общественно значимые цели), а при низком, напротив, на обретение независимости, удовлетворение своих планов, совершенствование своих способностей (личностно значимые цели).
Вне зависимости от возраста рассматриваемые группы получили достаточно высокие оценки выраженности мотивационных переменных. Высокая социоцент-ричность, возможно, объясняется характерной для всех этих возрастов потребностью самоутверждения в коллективе; так, они хотят помочь коллективному делу и своей инициативой воодушевить друзей, стремятся внести свой вклад в достижение общей цели. Наряду с этим к проявлению инициативы их подталкивает личный интерес: желание зарекомендовать себя с лучшей стороны и повысить свой авторитет.
В когнитивных характеристиках наблюдаются различия у старших школьников и студентов. Так, если осмысленность и у тех, и у других более выражена у высококреативной группы (эти испытуемые понимают инициативность как почин или начинание в чем-либо, способность человека продуцировать новые идеи), то осведомленность ярче проявляется у студентов с низкой креативностью, а также у школьников с высокой креативностью (у них глубокое понимание инициативности сочетается с поверхностными знаниями о ней).
Переменные продуктивного компонента ярче выражены у высококреативных групп старшеклассников и студентов. В этих группах инициативность способствует достижениям в предметной сфере (улучшению сотрудничества с другими людьми, успешности в различных видах деятельности, развитию творческого отношения к делу), а у студентов также помогает повышению самооценки, чувства уверенности в себе, развитию новых интересов (субъектность). У низкокреативных групп продуктивный компонент менее выражен.
В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что группы с разным уровнем креативности различаются между собой в проявлениях инициативности, поскольку были выявлены статистически значимые различия в выраженности практически всех переменных инициативности между данными группами, за исключением только мотивационного и рефлексивно-оценочного компонентов. В выявленных различиях наблюдаются возрастные особенности (в меньшей степени они проявляются у подростков, здесь выявлено 5 значимых различий, в то время как у старшеклассников и студентов — 10 и 9 соответственно). Наиболее яркие различия между высоко- и низкокреативными группами наблюдаются в динамическом компоненте, а в выраженности мотивационно-смысловых переменных различия усиливаются с возрастом.
Выявив различия в инициативном поведении в группах с разным уровнем креативности, можно выделить те компоненты инициативности, которые нуждаются в коррекции у низкокреативных и высококреативных испытуемых. Видно, что именно низкокреативные испытуемые в большей степени нуждаются в коррекции данного свойства. Для этого необходимо составление системных программ развития данного свойства, направленных на изменение конкретных переменных инициативности субъекта. Для данной группы испытуемых важно работать с ре-гуляторно-динамическими характеристиками инициативности. Нужно развивать эргичность, снижая влияние аэргичности, повысить значение интернальности и понизить экстернальности, уделить внимание работе с эмоциями (повышая стенич-ность и снижая астеничность), а также уменьшить операциональные и личностные трудности. При этом программы должны быть достаточно гибкими и корректироваться в процессе работы, поскольку развитие одной переменной может сопровождаться и другими изменениями в структуре инициативности. Выработка навыков и приемов инициативного поведения наиболее эффективна в форме групповой тренинговой работы, в рамках которой человек, выполняя конкретные задания и упражнения, может в безопасной ситуации попробовать и проанализировать результативность различных форм поведения, которые впоследствии будет переносить в реальную жизнь.
В группе высококреативных испытуемых инициативность развита достаточно хорошо, но можно выделить направления для гармонизации данного свойства:
— снижение значения переменной осведомленность;
— у подростков — снижение экстернальности инициативности;
— у старшеклассников и студентов — снижение астеничности в проявлениях инициативы;
— у студентов — снижение трудностей в реализации инициативности.
Таким образом, полученные результаты можно использовать при построении
индивидуальных и групповых программ коррекции и развития инициативности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Жарикова А. С. Соотношение переменных инициативности с показателями креативности
в старшем школьном и студенческом возрастах // Вестник РУДН. Серия «Психология
и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 32—37.
ШляхтаН.Ф., ЖариковаА.С. Психологические особенности инициативности у групп с высоким.
[2] Жарикова А.С. Инициативность личности студентов и ее связь с креативностью // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской конференции. Ч. II. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 140—144.
[3] Жарикова А.С. Особенности проявления инициативности в подростковом возрасте // Личность в природе и обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и педагогика». Выпуск 12. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 60—63.
[4] Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.
[5] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учеб. пособие. — М.: МГУДТ, 2007.
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INITIATIVE IN GROUPS WITH HIGH AND LOW CREATIVITY LEVEL
N.F. Shlyakhta, A.S. Zharikova
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
In this research the comparative analysis of the significance of different parameters of initiative in groups with different level of creativity is submitted. As a result of which some specific qualities of the initiative in each group were revealed. Practical recommendations on the development of initiative were given.
Key words: multifunctional approach, personal initiative, creativity, features of initiative in groups with different creativity level.