Научная статья на тему 'Психологические особенности инициативности у групп с высоким и низким уровнем креативности'

Психологические особенности инициативности у групп с высоким и низким уровнем креативности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОМЕРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНИЦИАТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / КРЕАТИВНОСТЬ / ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ГРУПП С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ / MULTIFUNCTIONAL APPROACH / PERSONAL INITIATIVE / CREATIVITY / FEATURES OF INITIATIVE IN GROUPS WITH DIFFERENT CREATIVITY LEVEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шляхта Наталья Федоровна, Жарикова Анна Сергеевна

Представлен сравнительный анализ выраженности переменных инициативности у групп с разным уровнем креативности. Выявлены качественные особенности проявления инициативы в данных группах. Даны практические рекомендации по развитию инициативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Features of Initiative in Groups with High and Low Creativity Level

In this research the comparative analysis of the significance of different parameters of initiative in groups with different level of creativity is submitted. As a result of which some specific qualities of the initiative in each group were revealed. Practical recommendations on the development of initiative were given.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности инициативности у групп с высоким и низким уровнем креативности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ГРУПП С ВЫСОКИМ И НИЗКИМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ

Н.Ф. Шляхта, А.С. Жарикова

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Представлен сравнительный анализ выраженности переменных инициативности у групп с разным уровнем креативности. Выявлены качественные особенности проявления инициативы в данных группах. Даны практические рекомендации по развитию инициативности.

Ключевые слова: многомерно-функциональный подход, инициативность личности, креативность, особенности инициативности у групп с разным уровнем креативности.

В рамках нашего исследования, посвященного изучению инициативности и креативности личности, был проведен корреляционный анализ, который позволил сделать вывод, что между переменными инициативности и показателями креативности существуют специфические соотношения [1; 2]. Поэтому мы предположили, что инициативность испытуемых с различным уровнем креативности различается как в количественных, так и в качественных ее характеристиках. Мы проанализировали выраженность различных компонентов инициативности у групп высококреативных и низкокреативных испытуемых. Инициативность нами рассматривается на основе разработанной А.И. Крупновым концепции многомерно-функциональной организации свойств личности [4].

В исследовании принимали участие подростки, старшеклассники и студенты (179 человек). Были выделены группы высококреативных и низкокреативных испытуемых. Деление производилось на основе уровня выраженности показателя оригинальности (по тесту П. Торренса), т.е. способности к выдвижению идей, отличающихся от очевидных или твердо установленных. Для этих групп были подсчитаны средние значения переменных инициативности (по Бланковому тесту инициативности А.И. Крупнова [5]), которые были статистически сопоставлены друг с другом (табл. 1).

Регуляторно-динамические характеристики инициативности в высококреативных и низкокреативных группах. В выраженности динамических переменных инициативности наблюдается схожая картина. Высококреативные испытуемые чаще проявляют инициативу в жизни, стараются не пользоваться штампами и склонны к инициированию даже при неблагоприятных обстоятельствах. Для низкокреативных испытуемых необходим стимул для проявления инициативы, они чаще предпочитают идти по изведанному пути, не любят выступать с какими-либо предложениями.

Таблица 1

Выраженность переменных инициативности у групп с высоким и низким уровнем креативности

Переменные инициативности Группа

подростки старшеклассники студенты

высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий высокий уровень креативно-сти низкий уровень креативно-сти Г-кри-терий

Общественно значимые цели 34,3 33,6 0,27 35,2 34,3 0,37 38,2 31,9 3,06

Личностно значимые цели 39,7 36,3 1,44 36,5 35,8 0,26 35,7 39,6 -1,84

Эргичность 34,7 27,3 2,21 37,3 29,5 2,23 32,7 24,7 2,85

Аэргичность 12,4 20,3 -2,28 14,3 21,6 -2,52 18 25,8 -2,79

Стеничность 34,6 28,2 2,27 35 27,8 3,84 31,4 29,8 0,63

Астеничность 19,8 23,6 -0,87 21,8 12,3 3,21 22,5 22,3 0,04

Интернальность 32,6 26,7 2,26 34,5 28,3 2,22 35,3 33,1 1,09

Экстернальность 25,4 24,4 0,28 19 27,4 -3,28 20,8 26,8 -2,27

Социоцентричность 32,9 32,3 0,15 33 30,1 0,88 30,3 33,3 -1,04

Эгоцентричность 35,9 29,4 1,54 31,2 28,3 1,23 28,6 29,6 -0,32

Осмысленность 33,8 29,8 1,36 35,1 27,9 2,09 34,4 28,3 2,15

Осведомленность 23,0 17,7 1,32 21,8 14,7 1,69 15,2 23,4 -2,31

Предметность 36,8 31,9 1,35 35,7 27,4 2,41 37,9 31,8 2,39

Субъектность 38,9 31,5 1,76 35,8 30,4 1,64 39,8 34,4 2,29

Операциональные трудности 14,3 16,4 -0,69 16,7 21,1 -1,04 20,5 22,3 -0,51

Личностные трудности 9,6 15,5 -1,22 15,4 19,5 -1,08 19,1 18,3 0,26

Примечание. Статистически значимые значения Г-критерия Стьюдента выделены полужирным шрифтом.

Что касается регуляторного компонента, то здесь различия в проявлении ин-тернальности инициативности были выявлены у подростков и старшеклассников (интернальность выше у высококреативной группы), а в экстернальности — у старшеклассников и студентов (экстернальность выше у низкокреативной группы). Испытуемые с высоким уровнем креативности (а также студенты с низкой креативностью) более склонны считать, что проявление инициативы зависит от самого человека, а не от удачи и везения, а внутренняя активность составляет основу для различных начинаний (интернальность). Низкокреативные испытуемые (а у подростков и высококреативные) при реализации своих инициатив в большей степени надеются на благоприятное стечение обстоятельств (экстернальность).

В эмоциональном компоненте в студенческом возрасте каких-либо значимых различий между рассматриваемыми группами не выявлено, а у школьников переменные эмоционального компонента явно более выражены у высококреативных групп. Ученики (и 8-х, и 10-х классов) с высокой креативностью переживают радостные эмоции при проявлении инициативы, чувство удовлетворения от самого

ШляхтаН.Ф., ЖариковаА.С. Психологические особенности инициативности у групп с высоким...

процесса инициирования. В старшем школьном возрасте различные начинания могут сопровождаться как положительными эмоциями, так и отрицательными: может возникать чувство опасения и тревоги при реализации своих начинаний, переживание страха перед возможном провале инициатив. У низкокреативной группы старшеклассников инициатива менее эмоционально окрашена.

В целом, в рассматриваемых возрастах при высоком уровне креативности более выражены гармонические регуляторно-динамические характеристики инициативности, а при низком — агармонические.

Мотивационно-смысловые характеристики инициативности в группах с разным уровнем креативности. У подростков и старшеклассников в устано-вочно-целевом компоненте не наблюдается каких-либо различий между рассматриваемыми группами. В их проявлениях инициативы характерна высокая направленность как на общественно значимые (достижение признания, поиски интересной работы, обретение друзей и т.д.), так и на личностно значимые цели (стремление быть нужным человеком, самосовершенствование, достижение самостоятельности и благополучия). В студенческом возрасте при высоком уровне креативности инициативность нацелена на успешность учебной деятельности и поиски работы, достижение общественного признания в группе (общественно значимые цели), а при низком, напротив, на обретение независимости, удовлетворение своих планов, совершенствование своих способностей (личностно значимые цели).

Вне зависимости от возраста рассматриваемые группы получили достаточно высокие оценки выраженности мотивационных переменных. Высокая социоцент-ричность, возможно, объясняется характерной для всех этих возрастов потребностью самоутверждения в коллективе; так, они хотят помочь коллективному делу и своей инициативой воодушевить друзей, стремятся внести свой вклад в достижение общей цели. Наряду с этим к проявлению инициативы их подталкивает личный интерес: желание зарекомендовать себя с лучшей стороны и повысить свой авторитет.

В когнитивных характеристиках наблюдаются различия у старших школьников и студентов. Так, если осмысленность и у тех, и у других более выражена у высококреативной группы (эти испытуемые понимают инициативность как почин или начинание в чем-либо, способность человека продуцировать новые идеи), то осведомленность ярче проявляется у студентов с низкой креативностью, а также у школьников с высокой креативностью (у них глубокое понимание инициативности сочетается с поверхностными знаниями о ней).

Переменные продуктивного компонента ярче выражены у высококреативных групп старшеклассников и студентов. В этих группах инициативность способствует достижениям в предметной сфере (улучшению сотрудничества с другими людьми, успешности в различных видах деятельности, развитию творческого отношения к делу), а у студентов также помогает повышению самооценки, чувства уверенности в себе, развитию новых интересов (субъектность). У низкокреативных групп продуктивный компонент менее выражен.

В результате анализа полученных данных можно сделать вывод, что группы с разным уровнем креативности различаются между собой в проявлениях инициативности, поскольку были выявлены статистически значимые различия в выраженности практически всех переменных инициативности между данными группами, за исключением только мотивационного и рефлексивно-оценочного компонентов. В выявленных различиях наблюдаются возрастные особенности (в меньшей степени они проявляются у подростков, здесь выявлено 5 значимых различий, в то время как у старшеклассников и студентов — 10 и 9 соответственно). Наиболее яркие различия между высоко- и низкокреативными группами наблюдаются в динамическом компоненте, а в выраженности мотивационно-смысловых переменных различия усиливаются с возрастом.

Выявив различия в инициативном поведении в группах с разным уровнем креативности, можно выделить те компоненты инициативности, которые нуждаются в коррекции у низкокреативных и высококреативных испытуемых. Видно, что именно низкокреативные испытуемые в большей степени нуждаются в коррекции данного свойства. Для этого необходимо составление системных программ развития данного свойства, направленных на изменение конкретных переменных инициативности субъекта. Для данной группы испытуемых важно работать с ре-гуляторно-динамическими характеристиками инициативности. Нужно развивать эргичность, снижая влияние аэргичности, повысить значение интернальности и понизить экстернальности, уделить внимание работе с эмоциями (повышая стенич-ность и снижая астеничность), а также уменьшить операциональные и личностные трудности. При этом программы должны быть достаточно гибкими и корректироваться в процессе работы, поскольку развитие одной переменной может сопровождаться и другими изменениями в структуре инициативности. Выработка навыков и приемов инициативного поведения наиболее эффективна в форме групповой тренинговой работы, в рамках которой человек, выполняя конкретные задания и упражнения, может в безопасной ситуации попробовать и проанализировать результативность различных форм поведения, которые впоследствии будет переносить в реальную жизнь.

В группе высококреативных испытуемых инициативность развита достаточно хорошо, но можно выделить направления для гармонизации данного свойства:

— снижение значения переменной осведомленность;

— у подростков — снижение экстернальности инициативности;

— у старшеклассников и студентов — снижение астеничности в проявлениях инициативы;

— у студентов — снижение трудностей в реализации инициативности.

Таким образом, полученные результаты можно использовать при построении

индивидуальных и групповых программ коррекции и развития инициативности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Жарикова А. С. Соотношение переменных инициативности с показателями креативности

в старшем школьном и студенческом возрастах // Вестник РУДН. Серия «Психология

и педагогика». — 2009. — № 2. — С. 32—37.

ШляхтаН.Ф., ЖариковаА.С. Психологические особенности инициативности у групп с высоким.

[2] Жарикова А.С. Инициативность личности студентов и ее связь с креативностью // Личность в межкультурном пространстве: Материалы межвузовской конференции. Ч. II. — М.: Изд-во РУДН, 2008. — С. 140—144.

[3] Жарикова А.С. Особенности проявления инициативности в подростковом возрасте // Личность в природе и обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и педагогика». Выпуск 12. — М.: Изд-во РУДН, 2009. — С. 60—63.

[4] Крупнов А.И. Системно-функциональный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

[5] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. Учеб. пособие. — М.: МГУДТ, 2007.

PSYCHOLOGICAL FEATURES OF INITIATIVE IN GROUPS WITH HIGH AND LOW CREATIVITY LEVEL

N.F. Shlyakhta, A.S. Zharikova

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198

In this research the comparative analysis of the significance of different parameters of initiative in groups with different level of creativity is submitted. As a result of which some specific qualities of the initiative in each group were revealed. Practical recommendations on the development of initiative were given.

Key words: multifunctional approach, personal initiative, creativity, features of initiative in groups with different creativity level.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.