Научная статья на тему 'Динамика развития различных переменных организованности личности в ходе тренинга'

Динамика развития различных переменных организованности личности в ходе тренинга Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остапец Е. В.

Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. В статье анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of development of different variables of organization of the personality during the training procedure

The article deals with organization as the system property of the personality including its target, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory and reflexive-evaluative components. In the article the statistical estimation of the importance of different variables of organization before and after the correctional influences is analyzed.

Текст научной работы на тему «Динамика развития различных переменных организованности личности в ходе тренинга»

ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗОВАННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ТРЕНИНГА

Е.В. ОСТАПЕЦ

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, б, 117198 Москва, Россия

Исследовалась организованность как системное свойство личности, включающее в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный компоненты. В статье анализируется статистическая оценка значимости различных переменных инициативности до и после коррекционных воздействий.

В современных условиях необходимо обеспечить качественно новый уровень организации процессов взаимодействия и управления, как в государственном секторе экономики, так и в сфере бизнеса. Когда необходимо планомерно и динамично повышать эффективность и производительность труда, особенно остро встает вопрос повышения уровня развития организованности собственно субъекта деятельности. Организованность существенно влияет на особенности становления личности в целом, сообразуя и координируя работу системы личностных качеств, а также способствует упорядочению процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта, организованность может быть включена в систему общепрофессиональных качеств, которые во многом определяют успешность различных видов деятельности (Р.В. Ершова, А.И. Крупнов, A.B. Кудинов, Е.В. Остапец, С.Г. Якобсон и др.).

В ходе исследования организованности, как системного свойства личности, а также операциональные и личностные трудности реализации, была проведена статистическая оценка значимости и анализ различных переменных организованности до и после проведения тренинга. Группы составляли менеджеры 25-35 лет, измерения проводились до и после проведения коррекционных воздействий. При этом анализировались специфические особенности, показатели внутренней структуры организованности, а именно, гармонические переменные - общественные цели, социоцентричность, осмысленность, предметность, энергичность, стеничность, интернальность, операциональные трудности, так и агармонические переменные - личные цели, эгоцентричность, осведомленность, субъектность, аэнергичность, ас-

теничность, экстернальность, личностные трудности. До проведения тренинга, мотивационно-смысловые и инструментально-динамические компоненты организованности и составляющие их гармонические и агармониче-ские переменные имели ряд особенностей.

Рассмотрим динамику развития переменных организованности.

До проведения тренинга в сфере мотивационно-смысловых компонентов анализировались установочно-целевой, мотивационный, когнитивный и результативный компоненты. Так, установочно-целевой компонент характеризуется средней степенью выраженности переменной - общественно значимые цели и более высоким показателем личностно значимых целей. Стремление к признанию профессиональных заслуг, уважению коллег не является приоритетным. Цели, направленные на воплощение своих личных планов и желаний, поддержание здоровья, стремление вести полноценную личную жизнь и достигнуть благополучия преобладают над общественно значимыми целями, но не значительно. Это позволяет говорить о положительной динамике обеих переменных. Один из наиболее важных составляющих организованного поведения - мотивационный компонент исследуемой группы, представлен средней степенью выраженности переменной социоцентричности и более низким значением переменной эгоцентричности. Для работы в коллективе социоцентрическая переменная отражающая, направленность организованности на поддержание хороших отношений в коллективе, достижение совместных целей и коллективных планов является важной, но при низких значениях эгоцентрической переменной наблюдается общее снижение мотивации. Недостаточное внимание к своим потребностям, отсутствие желания полнее реализовать свои возможности влияет также и на уровень активности в реализации рабочих задач коллектива. Таким образом, мотивационный компонент в этой группе нуждается в коррекции обеих переменных. В структуре когнитивного компонента наблюдается более яркая выраженность переменной - осмысленность. Высокое значение этой переменной говорит о большой значимости порядка во всем, пунктуальности, умении управлять эмоциями и подчинять их плану. Переменная осведомленность имеет низкий показатель. Стало быть, когнитивный компонент может быть откорректирован в сторону небольшого увеличения переменной осмысленности и значительного увеличения переменной осведомленности.

Продуктивный компонент, отражающий характер использования организованности в жизни и деятельности, по переменным предметности - субъ-ектности, имеет высокую степень выраженности предметности. Доминируют направленность на создание и поддержание успешной деятельности коллектива, расширение профессиональных компетенций и возможностей. Переменная субъектность имеет низкое значение. Такой показатель по этой переменной может создавать предпосылки для формирования заниженной самооценки, неверия в собственные силы, невнимания к личной жизни и как следствия - снижению активности в деятельности.

Инструментально-динамические компоненты данной группы имеют следующие показатели: динамический компонент характеризуется невысо-

ким показателем переменной энергичности и более высоким показателем переменной аэнергичности, что отражает недостаточное умение расставлять приоритеты, рационально использовать время, оптимизировать и инициировать новые процессы, что значительно снижает уровень организованности. Эмоциональный компонент характеризуется более высоким значением переменной стеничности и низким значением переменной астеничности. Показатель стеничности свидетельствует о преобладании позитивных эмоций уверенности в возможности реализации намеченных планов, удовольствия от выполненных задач. Данная переменная может быть откорректирована в сторону увеличения показателя для более высокой степени активности и включенности в деятельность. Значение переменной астеничности может быть изменено в сторону уменьшения для снятия тревожности, чувства неуверенности в результатах.

Регуляторный компонент и его переменные имеют следующие значения: показатель интернальности и экстернальности очень близки по значениям, т. е. способность к саморегуляции организованности носит нестабильный, иногда спонтанный характер, сопровождается перепадами состояния активности. Способность проявлять волевые усилия в достижении целей (интернальность) может смениться неверием в свои возможности и зависимостью от внешних факторов (экстернальность). В этом случае регуляторный компонент необходимо корректировать в сторону уменьшения значения показателя экстернальности и увеличения значения переменной интернальности.

Трудности, представленные переменными операциональными и личностными трудностями, имеет низкие значения по обеим переменным. Однако воздействие на этот компонент, даже при невысоких показателях, необходимо планировать и осуществлять, так как постоянные изменения в профессиональной сфере требуют коррекции в структуре организованности, что может вызывать новые трудности операционального и личного плана.

Предварительные результаты позволили сформулировать основные направления коррекционной работы.

Планировалось повысить показатель переменной общественные цели установочно-целевого компонента. В структуре мотивационного компонента повысить значение как социоцентрической, так и эгоцентрической переменной, как фактора влияющего на самоактуализацию и профессиональный рост. В продуктивном компоненте увеличить показатели переменных предметности - субъектности как факторов, влияющих на проявление организованности не только в коллективных делах, но и в отношении собственного развития, интеллектуального роста, повышения самоуважения и чувства уверенности.

В структуре инструментально-динамических компонентов необходимо снизить показатели переменной аэнергичности (динамический компонент) как фактора, снижающего способность проявлять активность и организованность. Эмоциональный компонент можно откорректировать по переменной стеничности, увеличив этот показатель. Переменную интернальность,

регуляторного компонента необходимо увеличить, а показатель экстернальности снизить. Компонент трудности имеет невыраженные показатели переменных личностные и операциональные трудности. Необходима коррекция компонента трудностей в сторону уменьшения показателей, чтобы повысит эффективность реализации организованности в целом.

После проведения тренинговой работы статистически значимые различия выявлены по переменным: общественные цели (установочно-целевой компонент), социоцентричности-эгоцентричности (мотивационный компонент), осведомленности (когнитивный компонент), предметности-субъект-ности (продуктивный компонент), энергичности-аэнергичности (динамический компонент), стеничности (эмоциональный компонент), экстернальности (регуляторный компонент) и по переменным операциональные-личност-ные трудности (рефлексивно-оценочный).

После тренинга увеличились показатели переменных - общественые и личностные цели установочно-целевого компонента.

Динамику развития мотивационного компонента отражают увеличение значений переменных социоцентричности-эгоцентричности. Значительные изменения заметны в переменной эгоцентричности. В целом, можно говорить о формировании более сбалансированного соотношения социоцентри-ческих и эгоцентрических мотивов после проведения коррекции. Чувство долга, желание приносить пользу коллективу, близким людям уравновешено признанием важности личных мотивов, связанных с желанием самоактуали-зироваться, стремлением улучшить качество личной жизни.

Когнитивный компонент и его переменные - осмысленность, осведомленность также изменились. Относительно высокий показатель переменной «осмысленность» увеличился.

Продуктивный компонент и переменные предметность субъектность характеризовались изначально более высоким показателем переменной предметности и низким показателем переменной субъектности. После тренинга показатели изменились. Статистически значимым явилось увеличение значений обеих переменных. Такие изменения влекут за собой более сбалансированный подход в планировании и организованной реализации поставленных задач.

Динамический компонент характеризуется статистически значимыми изменениями переменных. Причем уровень энергичности повысился, а уровень аэнергичности снизился. В результате чего наблюдается повышение общего уровня активности в планировании, организации, контроля исполнения производственных задач и личных планов.

По эмоциональному компоненту и переменным стеничности-астенич-ности статистически значимые изменения наблюдаются по переменной сте-ничность. Уровень этой переменной возрос, что делает эмоциональный фон организованного поведения более позитивным и благоприятным.

Регуляторный компонент и переменные интернальность-экстерналь-ность изменились таким образом: переменная интернальность практически не изменила своего значения, статистически значимое понижение выявлено

только по переменной экстернальность, т. е. наблюдается преобладание активной саморегуляции. Выявлено уменьшение показателей личностных и операциональных трудностей. Эти изменения способствуют повышению чувства уверенности в своих силах, устойчивости к критике, и более динамичному развитию организованности.

Таким образом, анализ данных до и после тренинговых воздействий позволяет говорить, что изменения произошли не только в степени выраженности различных переменных организованности, но также и в психологической структуре организованности. Иными словами наблюдается не только увеличение степени выраженности организованности, но и происходит перестройка взаимосвязей различных переменных, что делает данное свойство более гармоничным и сбалансированным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лнцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. - М.: ИП АН СССР, 1982, с. 140-147.

2. Гольнева В.А. Психологический анализ организованности старших школьников в использовании внеурочного времени: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. - М., 1966.

3. Джамша-Али Фадел. Этнопсихологические особенности организованности личности у российских и йеменских школьников: Автореф. дисс. ... канд. психол, наук. - М., 2004.

4. Ершова Р В. Сравнительный анализ психологической структуры организованности студентов педагогического вуза и опытных учителей: Автореф. Дисс. ... канд. психол. наук. - М., 1999.

5. Крутов А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности. - М.: УДН, 1988, с. 28-39.

6. Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994, с. 9-23.

7. Кудинов A.B. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2005.

8. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: ЛГУ, 1989. - 191 с.

9. Николенко Д. Ф. Самооценка и самовоспитание студентами пединститута личностных качеств // Личность и деятельность. - М.: АПН, 1978.

10. Остапец Е.В. Индивидуально- психологическое консультирование мотивационного и когнитивного компонентов организованности личности // Проблемы современного образования. - М.: РУДН, 2005, с. 81-82.

М. Остапец Е.В. Психологические особенности организованности менеджеров // Индивидуальные различия и проблемы индивидуальности. - М. 2004, с. 17-1 А.

12. Промашкова И.А. Об ответственности как системном качестве личности студента // Студент на пороге XXI века. - М.: УДН, 1990, с. 42-47.

13. Судаков К.В. Мотивация как ведущий фактор системной организации целенаправ-

ленной деятельности // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. -1976.-Вып. 4, с. 694-704.

14. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников,- М.: Просвещение, 1967. - 175 с.

15.Якобсон С.Г. Анализ психологической природы организованности как качества психологов // Материалы ¡1 Всесоюзного съезда общества психологов. - Вып. 5. -М.: АПН РСФСР, 1963, с. 34-37.

DYNAMICS OF DEVELOPMENT OF DIFFERENT VARIABLES OF ORGANIZATION OF THE PERSONALITY DURING THE TRAINING PROCEDURE

E.V. OSTAPETS

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

6, Miklucho-Maklay St., 117198 Moscow, Russia

The article deals with organization as the system property of the personality including its target, motivational, cognitive, productive, dynamic, emotional, regulatory and reflexive-evaluative components. In the article the statistical estimation of the importance of different variables of organization before and after the correctional influences is analyzed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.