Научная статья на тему 'Гендерная специфика проявления организованности арабских и монгольских студентов'

Гендерная специфика проявления организованности арабских и монгольских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА / ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА / SYSTEM-FUNCTIONAL APPROACH / ETHNO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / GENDER SPECIFICS / THE FINDINGS OF THE COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орсоо Туяа

В статье освещаются результаты сравнительного исследования гендерных различий в проявлении организованности арабских и монгольских девушек и юношей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender Specifics of Arab and Mongolian Students’ Orderliness Manifestation

The article highlights the results of a comparative study of the gender specifics of the manifestation of orderliness in Arab and Mongolian students.

Текст научной работы на тему «Гендерная специфика проявления организованности арабских и монгольских студентов»

ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ ОРГАНИЗОВАННОСТИ АРАБСКИХ И МОНГОЛЬСКИХ СТУДЕНТОВ

Орсоо Туяа

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье освещаются результаты сравнительного исследования гендерных различий в проявлении организованности арабских и монгольских девушек и юношей.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, этнопсихологические особенности, гендерная специфика, выводы по результатам сравнительного анализа.

Организованность как личностное качество является важным инструментальным свойством любого профессионала. Она непосредственно воздействует на становление личности в целом и является базовым свойством для формирования других более частных свойств.

В рамках научной школы системно-функционального подхода к изучению свойств личности А.И. Крупнова [1 ] был проведен ряд исследований организованности в различных возрастных и профессиональных выборках (Р.В. Ершова, Е.В. Остапец, Н.П. Кирина); в этнических группах (Джамиля Джаффар Али Фа-дел). Кроме того, были осуществлены исследования гендерных особенностей проявления организованности (А.В. Кудинов, Р.В. Ершова). Однако до сих пор не было исследований организованности, в которых бы одновременно рассматривались и гендерная, и этнопсихологическая специфика изучаемых выборок.

Для сравнительного исследования проявления организованности нами были сформированы две выборки из арабских (палестинских) и монгольских студентов, обучающиеся в высших учебных заведениях столиц своих стран на гуманитарных факультетах. Арабская выборка включала 109 студентов (55 юношей и 54 девушки), монгольская выборка — 100 человек (51 юноша и 49 девушек).

Исследуемые нами молодые люди являются представителями арабского и монгольского этносов, которые относятся к азиатским, традиционным, коллективистским культурам, исторически занимавшимся (некоторые до сих пор занимаются) кочевым пастбищным хозяйством. Если у народов, занимающихся традиционным земледелием, продуктивный труд (полевые работы) распределен между мужчинами и женщинами, то в кочевой жизни основная нагрузка в ведении хозяйства ложится на плечи женщин. Для осуществления этих обязанностей женщинам предоставлялась большая экономическая власть [3]. Для того, чтобы осуществлять такую власть женщине необходимо обладать личностными качествами, которые бы способствовали умению организовать хозяйство и жизнь всей семьи. Таким образом, женщины кочевников в повседневной жизни были более подготовлены и организованы лучше, чем мужчины. Однако менталитет представите-

лей арабского и монгольского этносов имеет свои этнопсихологические особенности, обусловленные воздействием различных (исторических, геополитических, климатических и т.д.) условий, обуславливающих появление и проявление специфических для каждой этнической группы качеств [4].

Основываясь на изложенных соображениях, мы предполагаем, что арабские и монгольские девушки, принявшие участие в нашем исследовании, покажут более высокие по сравнению с юношами из своих этнических выборок показатели по содержательным и операциональным аспектам структуры организованности, которые раскрывают сущность организованного поведения личности. Кроме того, при сравнении показателей переменных организованности арабских и монгольских девушек, а также показателей арабских и монгольских юношей будут обнаружены различия, обуславливаемые этнопсихологическими особенностями двух этносов.

Сравнительный анализ выраженности переменных организованности в четырех группах (арабские девушки и юноши, монгольские девушки и юноши), проведенный при помощи ¿-критерия Стьюдента, выявил как общие, так и отличительные моменты в мотивационно-смысловом и в инструментально-динамическом аспектах структуры организованности (табл. 1—2). Имеются показатели, которые одинаково характерны для девушек и юношей по этническому признаку, и есть показатели, которые близки по выраженности у девушек и юношей из двух групп по гендерному признаку.

Таблица 1

Статистическая оценка различий между средними значениями переменных организованности у арабских юношей и девушек

Переменные организованности Юноши Девушки Г-критерий Уровень значимости

Общественно значимые цели 36,13 39,76 -2,275 0,025

Личностно значимые цели 36,15 39,59 -1,985 0,050

Социоцентричность 34,75 37,32 -1,554 0,123

Эгоцентричность 36,05 38,92 -1,749 0,083

Осмысленность 32,38 35,06 -1,723 0,088

Осведомленность 26,93 24,83 1,118 0,266

Предметность 35,87 38,15 -1,283 0,202

Субъектность 35,91 37,19 -0,783 0,435

Энергичность 33,60 36,68 -1,970 0,051

Аэргичность 26,80 24,94 0,936 0,351

Стеничность 33,67 38,43 -2,792 0,006

Астеничность 30,73 32,11 -0,743 0,459

Интернальность 29,85 32,83 -1,776 0,079

Экстернальность 27,07 24,42 1,269 0,207

Операциональные трудности 27,75 25,72 0,903 0,368

Личностные трудности 28,11 26,04 0,968 0,335

Примечание. Полужирным шрифтом выделены значения, различия между которыми значимы на уровне не ниже 0,05.

Наряду с этим обнаружены психологические особенности проявления организованности, отличающие девушек и юношей в зависимости от принадлежности к различным этносам.

Таблица 2

Статистическая оценка различий между средними значениями переменных организованности у монгольских юношей и девушек

Переменные Юноши Девушки Г-критерий Уровень

организованности значимости

Общественно значимые цели 36,88 39,80 -1,679 0,096

Личностно значимые цели 39,16 42,92 -2,165 0,033

Социоцентричность 37,71 37,37 0,213 0,832

Эгоцентричность 38,71 39,63 -0,588 0,558

Осмысленность 34,33 36,22 -0,986 0,327

Осведомленность 31,90 30,02 0,812 0,419

Предметность 34,04 38,67 -2,583 0,011

Субъектность 35,20 38,94 -2,287 0,024

Энергичность 34,45 34,49 -0,023 0,982

Аэргичность 31,47 30,08 0,782 0,436

Стеничность 36,06 38,88 -1,608 0,111

Астеничность 31,63 31,86 -0,117 0,907

Интернальность 33,80 34,76 -0,645 0,520

Экстернальность 28,41 25,22 1,409 0,162

Операциональные трудности 26,12 25,81 0,124 0,901

Личностные трудности 24,24 23,13 0,400 0,690

Примечание. Полужирным шрифтом выделены значения, различия между которыми значимы на уровне не ниже 0,05.

Сравнительная характеристика количественных показателей переменных организованности у арабских девушек и юношей

Были выявлены общие моменты: в мотивационно-смысловом аспекте — в одинаковой важности для девушек и юношей общественно и личностно значимых целей; преобладании эгоцентрической мотивации и более выраженной переменной осмысленности. В инструментально-динамическом аспекте показатели энергичности, стеничности и интернальности выше соответствующих агармони-ческих переменных динамического, эмоционального, регуляторного компонентов. Кроме того, показатели личностных трудностей выше показателей операциональных трудностей.

Выявлены различия по гендерному признаку: в мотивационно-смысловом аспекте — по всем переменным данного аспекта (кроме осведомленности) показатели у девушек выше, чем у юношей, причем, по выраженности показателей установочно-целевого компонента разница на значимом уровне; показатели обоих переменных продуктивного компонента также выше у девушек. У девушек явное доминирование показателя переменной предметности над субъектностью. В инструментально-динамическом аспекте по всем гармоническим переменным показатели девушек превосходят показатели юношей, по переменной стеничности на значимом уровне, по переменной энергичности — на уровне тенденции. У юношей более высокие показатели агармонических переменных аэнергичности, экс-тернальности, а также показателей рефлексивно-оценочного компонента.

Сравнительная характеристика количественных показателей переменных организованности у монгольских девушек и юношей

Общие моменты выражаются: в мотивационно-смысловом аспекте — и у девушек, и у юношей показатели переменной личностных целей выше показателя общественных целей; показатель эгоцентричности выше показателя социоцентрич-ности; осмысленность выше осведомленности. В инструментально-динамическом аспекте показатели переменных энергичности, стеничности, интернальности выше агармонических переменных этих компонентов, а показатель операциональных трудностей выше показателя личностных трудностей.

Установлены различия по гендерному признаку: в мотивационно-смысловом аспекте девушки демонстрируют более высокие по сравнению с юношами показатели по всем переменным (кроме осведомленности и социоцентричности). В инструментально-динамическом аспекте у девушек показатель гармонических переменных стеничности и интернальности выше, а у юношей выше показатели агар-монических переменных аэргичности, экстернальности и обеих переменных трудностей.

Сравнительная характеристика количественных показателей переменных организованности у арабских и монгольских девушек

Установлены общие моменты: в мотивационно-смысловом аспекте почти по всем показателям (кроме осведомленности и социоцентричности у монгольских юношей) девушки демонстрируют более высокие показатели, при этом показатели переменных эгоцентричности и осмысленности выше, чем показатели переменных социоцентричности и осведомленности. В инструментально-динамическом аспекте показатели энергичности, стеничности, интернальности выше показателей соответствующих агармонических переменных. Показатель переменной интернально-сти у девушек из обеих групп выше, чем показатели у юношей из своих групп.

Выявлены различия по этническому признаку: у арабских студенток показатели переменных общественных и личностных целей одинаковы по выраженности, а у монголок личные цели приоритетнее. У арабок показатель предметности выше, а у монголок показатели обеих переменных практически на одном уровне. Показатели энергичности, интернальности и переменных эмоционального компонента у арабских девушек по сравнению с показателями юношей из своей группы выше. Монголки, по сравнению с юношами из своей этнической группы, показывают более высокие результаты только по показателям стеничности и ин-тернальности. У арабок больше личностных трудностей, у монголок — операциональных.

Сравнительная характеристика количественных показателей переменных организованности у арабских и монгольских юношей

Выявлены общие моменты: в мотивационно-смысловом аспекте — у юношей из обеих групп показатели осведомленности выше, чем у девушек из своих групп; показатели переменных эгоцентричности и осмысленности ниже, чем соответст-

вующие показатели переменных у девушек из своих групп. Показатели переменных продуктивного компонента у юношей из обеих групп находятся примерно на одинаковом уровне. В инструментально-динамическом аспекте показатели аэр-гичности, экстернальности и трудностей у юношей выше, чем у девушек своих групп. В то же время у юношей из обеих групп гармонические показатели энергичности, стеничности и интернальности выше, чем свои же показатели агармо-нических переменных соответствующих компонентов.

Выявлены различия по этническому признаку. В мотивационно-смысловом аспекте для арабских юношей общественно значимые и личностно значимые цели имеют одинаковую важность, тогда как монгольские юноши предпочитают в большей степени добиваться личностных целей. Результативность в предметной и субъектной сферах одинаково важна для арабов, а для монгольских юношей важнее субъектность. Арабские юноши испытывают больше трудностей личностного плана, тогда как монгольские — операционального.

Обобщая результаты исследования количественных различий в проявлении организованности у арабских и монгольских юношей и девушек, приходим к следующим выводам.

1. Показатели арабских и монгольских девушек по установочно-целевому, продуктивному компонентам и переменной осмысленности когнитивного компонента организованности выше, чем соответствующие показатели у арабских и монгольских юношей. Арабские и монгольские девушки превосходят своих земляков в своей целеустремленности при организации своего поведения и деятельности, причем намерены добиваться в первую очередь личностных целей. Особенно ярко выражена нацеленность на личностные цели у монголок. Такая направленность подтверждается и более выраженной эгоцентрической мотивированностью у девушек из обеих групп. Девушки из обеих групп показали высокие результаты переменных продуктивного компонента, особенно переменной субъ-ектности. Результаты демонстрируют наличие у девушек упорства и других волевых качеств, большей самостоятельности и инициативности, чем у юношей. Указанные качества, а также ясность целей, которых можно добиться (а девушки намерены добиваться), эгоцентрическая мотивация, прекрасное понимание природы организованности работают на повышение результативности их организованного поведения.

2. Показатели выраженности организованного поведения арабских и монгольских девушек в гармонических переменных регуляторного и эмоционального компонентов, а у арабских девушек еще и по переменной энергичности динамического компонента выше, чем соответствующие показатели у юношей из обеих групп. Девушки из обеих групп обладают более выраженной интернальной саморегуляцией, т.е. демонстрируют готовность брать на себя ответственность за результат своей деятельности. При этом арабские девушки при организации своей деятельности и жизни испытывают больше стенических эмоций, чем арабские юноши. Арабские девушки даже еще более энергичны в своих стремлениях организовать свою жизнь и деятельность по сравнению со своими земляками. Позитивные эмоции, активность, внутренняя саморегуляция — выраженность этих гармонических переменных — способствуют эффективности процесса организации деятельности у девушек.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что арабские и монгольские девушки покажут более выраженные количественные и качественные показатели организованного поведения частично подтверждается результатами статистического анализа, проведенного с применением ¿-критерия Стьюдента. Девушки из обеих групп продемонстрировали более высокие (по сравнению с юношами из своих групп) показатели выраженности некоторых переменных содержательного и операционального аспектов структуры организованности личности.

С точки зрения этнопсихологии полученные результаты могут быть интерпретированы с позиций специфики менталитета представителей арабского и монгольского этносов, на формирование которого оказали влияние природно-климатические условия, виды трудовой деятельности, исторические условия и другие факторы [4]. Из результатов, полученных в исследовании, следует, что программы для коррекции, развития и саморазвития организованности арабских и монгольских студентов (что является практической целью нашего исследования) будут различаться. Необходимо будет принять во внимание выявленные этнопсихологические и гендерные различия в проявлении организованности арабских и монгольских девушек и юношей.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.

[2] Комплексные исследования свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник научных статей, посвященный 70-летию А.И. Крупнова. — М.: Изд-во РУДН, 2009.

[3] Баабар. История Монголии: от мирового господства до советского сателлита. — Казань, 2010.

[4] Орсоо Туяа. Описание и обоснование выборки для сравнительного исследования проявления организованности личности // Личность в природе и обществе: Научные труды молодых ученых. Серия «Психология и педагогика». Выпуск 15. — М.: Изд-во РУДН, 2012. — С.16—22.

GENDER SPECIFICS OF ARAB AND MONGOLIAN STUDENTS' ORDERLINESS MANIFESTATION

Orsoo Tuya

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Michlukho-Maclaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article highlights the results of a comparative study of the gender specifics of the manifestation of orderliness in Arab and Mongolian students.

Key words: system-functional approach, ethno-psychological characteristics, gender specifics, the findings of the comparative analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.