Научная статья на тему 'Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов'

Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ / THE SYSTEM APPROACH / THE PERSON / INITIATIVE / AGE AND INDIVIDUAL DISTINCTIONS OF INITIATIVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алексеева В. В.

В статье анализируются индивидуальные различия в проявлениях инициативности старших школьников и студентов с количественной и качественной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age differences of initiativity of senior pupils and students

The individual differences in the display of senior pupils' and students' initiativity are analysed from the point of view of quantity and quality.

Текст научной работы на тему «Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов»

ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В.В. Алексеева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируются индивидуальные различия в проявлениях инициативности старших школьников и студентов с количественной и качественной стороны.

Ключевые слова: системный подход, личность, инициативность, возрастные и индивидуальные различия инициативности.

Для диагностики индивидуальных особенностей инициативности использовался «Бланковый тест», разработанный А.И. Крупновым. Эта методика дает количественную и качественную оценку восьми компонентов инициативности: ус-тановочно-целевого (общественно значимые и личностно значимые цели), рефлексивно-оценочного (операциональные и личностные трудности), динамического (энергичность и аэнергичность), мотивационного (социоцентричность и эгоцент-ричность), когнитивного (осмысленность и осведомленность), продуктивного (предметная и субъектная сферы), эмоционального (стеничность и астеничность) и регуляторного (интернальность и экстернальность).

Нами изучались возрастные особенности в проявлениях инициативности старших школьников и студентов.

Анализ различий в средних значениях инициативности личности с помощью ¿-критерия (табл.) показал, что старшие школьники характеризуются большей выраженностью осведомленности, доминированием положительных эмоций и личностных трудностей в реализации инициативности. У студентов указанные переменные выражены меньше. При этом значения общественно значимых и личност-но значимых целей у студентов превышает значения старших школьников.

Таблица

Индивидуально-критические различия переменных инициативности старших школьников и студентов

Переменные Старшие школьники Студенты Г-критерий Вероятность

Общественно значимые цели 34,33 36,32 -1,62 0,109

Личностно значимые цели 36,98 40,23 -2,44 0,016

Социоцентричность 30,54 31,96 -0,96 0,340

Эгоцентричность 31,56 30,34 0,67 0,503

Осмысленность 26,23 27,57 -0,96 0,338

Осведомленность 20,23 15,89 2,55 0,012

Предметность 30,31 31,21 -0,54 0,593

Субъектность 31,48 33,04 -0,97 0,336

Энергичность 27,96 27,72 0,13 0,899

Аэнергичность 19,02 17,43 0,76 0,448

Стеничность 30,67 27,77 1,82 0,072

Астеничность 21,17 17,43 0,69 0,491

Интернальность 27,87 28,51 -0,40 0,692

Экстернальность 24,15 25,28 -0,61 0,541

Операциональные трудности 18,21 18,74 -0,28 0,782

Личностные трудности 18,87 16,06 1,46 0,147

Примечание: достоверные различия выделены.

Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2009, № 2

С качественной стороны у старших школьников присутствует поверхностное понимание инициативности как черты характера, передающейся по наследству; как врожденного свойства личности; как природно-заданной характеристики активности человека; как генетически обусловленной черты характера. Они склонны считать, что инициативность — это такая черта, которую сложно развить, усовершенствовать и изменить. По их мнению, проявление инициативности может зависеть и от типа темперамента. Старшие школьники испытывают радостные эмоции при проявлении инициативы, чувство волнения перед проявлением новой инициативы, радостные переживания в случае поддержки проводимых ими инициатив и чувство признательности людям, которые положительно оценивают их инициативы, состояние удовлетворенности при благоприятном завершении инициативных действий. В то же время у старших школьников наблюдается чувство неуверенности, что затрудняет их проявлять инициативу. У них присутствует мнение о том, что инициатива наказуема, и это сдерживает их активность. Проявлению их инициативы может мешать принцип «не высовываться»; недостаток сил и воли мешает довести инициативу до конца. Отсутствие должного внимания со стороны может сдерживать старших школьников при проявлении инициативных действий. Кроме этого, они могут испытывать чувство робости в процессе инициативных действий; раздражаются, когда не удается проявить свою инициативу.

Инициативность студентов нацелена на поиски интересной работы, достижение общественного признания в группе, успешности в учебной деятельности, стремления быть уважаемым человеком, обретение хороших и верных друзей, получение знаний и другого опыта. Также их инициативность нацелена на удовлетворение собственных планов и желаний, самосовершенствование и развитие своих способностей, устройство семейной жизни, стремление быть нужным любимым людям, обретение самостоятельности и независимости.

По другим показателям не обнаруживается значимых различий.

Рассматривая такие мотивационные переменные инициативности, как социо-центричность и эгоцентричность, можно отметить, что состав их примерно одинаковый. Это указывает на то, что инициативность студентов и старших школьников чаще всего побуждается стремлением лучше устроить общее дело, стремлением помочь другим людям, желанием сплотить идеей своих единомышленников. Старшие школьники и студенты стремятся в большей степени достичь некоторого превосходства над другими, повысить свой авторитет, намерены как можно больше взять от жизни и зарекомендовать себя с лучшей стороны.

Рассматривая энергические признаки инициативности, можно отметить, что у старших школьников и у студентов не выявлено существенных различий. Обычно они проявляют инициативу легко и непринужденно, часто оказываются инициаторами различных мероприятий и дел. Однако наличие более выраженного компонента аэнергичности у старших школьников указывает на то, что ситуация неопределенности может сковывать их инициативу.

Переживание различных эмоций в процессе проявления инициативы одинаково свойственно как старшим школьникам, так и студентам. Старшие школьники

Алексеева В.В. Возрастные различия инициативности старших школьников и студентов

более бурно переживают радостные эмоции от положительного результата инициативных действий. Что касается астенических эмоций, то можно заметить, что переживание тревоги при возможной неудаче и разочарование свойственны больше старшим школьникам, чем студентам.

Рассматривая приемы саморегуляции, можно отметить, что при проявлении инициативы и старшие школьники, и студенты полагаются на себя, на свои возможности, способности, но в признаках экстернальной регуляции у старших школьников по сравнению со студентами присутствует уверенность в зависимости проявления инициативы от удачного стечения обстоятельств, от благоприятно сложившихся условий.

Что касается рефлексивно-оценочных признаков, связанных с осознанием личностных и операциональных трудностей, то старшие школьники и студенты одинаково реагируют на ситуацию неопределенности. Она может сковывать их инициативу, чрезмерная регламентация мешает инициативным действиям; отсутствие ясной цели препятствует проявлению инициативы. Это указывает на то, что не только внешние обстоятельства, но и их внутренние ощущения влияют на проявления инициативных действий.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, обнаруживается общность в поведенческих признаках инициативности, с другой — имеется специфика.

AGE DIFFERENCES OF INITIATIVITY OF SENIOR PUPILS AND STUDENTS

V.V. Alekseyeva

The Chair of Social and Differential Psychology Russian People's Friendship University

Miklucho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The individual differences in the display of senior pupils' and students' initiativity are analysed from the point of view of quantity and quality.

Key words: the system approach, the person, initiative, age and individual distinctions of initiative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.