Научная статья на тему 'Влияние ценностных ориентаций на компоненты самореализации представителей биономических профессий'

Влияние ценностных ориентаций на компоненты самореализации представителей биономических профессий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
462
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ / СФЕРЫ / МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / АБСТРАКТНЫЕ И КОНКРЕТНЫЕ ЦЕННОСТИ / БИОНОМИЧЕСКИЕ ПРОФЕССИИ / SELF-REALISATION / COMPONENTS / SPHERES / INTERFUNCTIONAL STRUCTURE / TERMINAL VALUES / ABSTRACT AND CONCRETE VALUES / BIONOMIC PROFESSIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна, Обухова Светлана Георгиевна

Статья посвящена изучению влияния конкретных и абстрактных терминальных ценностей на когнитивный, мотивационный, прогностический, динамический, эмоциональный, комплексно-личностный, регуляторный, установочно-целевой компоненты самореализации. Выявлены ведущие сферы самореализации, межфункциональная структурированность компонентов самореализации, а также ведущие ценностные ориентации представителей биономических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Обухова Юлия Владимировна, Обухова Светлана Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of valuable orientations to components of self-realisation of representatives of bionomic professions

The article deals with studying of the influence of specific and abstract terminal values on cognitive, motivational, prognostic, dynamic, emotional, complex and personal, regulatory, adjusting and target components of self-realisation. The leading spheres of selfrealisation, interfunctional structure of components of self-realisation as well as the leading valuable orientations are revealed.

Текст научной работы на тему «Влияние ценностных ориентаций на компоненты самореализации представителей биономических профессий»

УДК 159.9.07

Обухова Юлия Владимировна

кандидат психологических наук

Обухова Светлана Георгиевна

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону uvobukhova@yandex.ru, psyhfakozo@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КОМПОНЕНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

Статья посвящена изучению влияния конкретных и абстрактных терминальных ценностей на когнитивный, мотивационный, прогностический, динамический, эмоциональный, комплексно-личностный, регуляторный, устано-вочно-целевой компоненты самореализации. Выявлены ведущие сферы самореализации, межфункциональная структурированность компонентов самореализации, а также ведущие ценностные ориентации представителей бионо-мических профессий.

Ключевые слова: самореализация, компоненты, сферы, межфункциональная структурированность, терминальные ценности, абстрактные и конкретные ценности, биономические профессии.

Современная социальная ситуация в обществе характеризуется кардинальными переменами во многих областях жизни, поэтому перед молодыми людьми встают задачи сопротивления негативным факторам среды, с одной стороны, и сохранения собственного плана самореализации, с другой стороны. Для этого им необходимо активизировать самостоятельность, действенность своих убеждений, четко наметить план самореализации, согласовав приоритетные сферы (профессиональную, социальную и личностную) жизнедеятельности для достижения гармонизации личности. Профессиональная самореализация обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Социальная самореализация связана с выполнением общественно-полезной активности. Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая развитие личностного потенциала. Помимо всего выше перечисленного молодые люди должны быть не только высоквалифицированными, конкурентоспособными, стрессоустойчивыми, проявляющими гибкость в поведении специалистами, но и легко адаптироваться к новой социальной среде, изменяя свои приоритеты в ценностных ориентациях, выступающих в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей. Кроме того, в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать. Ценностные ориентации и самореализация молодежи отражают актуальные ценности и приоритеты общества, которые связаны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня [4; 7].

Согласно многочисленным современным исследованиям самореализация способствует не только развитию профессиональных, социальных и личностных компетенций, но и обеспечивает

уровень качества жизни, который оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Анализируя научные работы за последние пять лет по проблеме самореализации, можно заметить, что интерес исследователей направлен преимущественно на представителей социономи-ческих профессий (психологи-педагоги, социальные педагоги, психологи, психологи-консультанты, менеджеры по продажам и др.) [2; 3; 5; 6; 9; 15], прослеживаются немногочисленные работы, посвященные представителям артономических (учащиеся музыкального колледжа, музыканты и др.) [8; 14], сигнономических (специалисты информационной безопасности, будущие бухгалтеры) [11; 13], технономических (строители, учащиеся профучилища по специальностям автослесарь, автокрановщик, каменщик-монтажник, электрик) [13; 16] профессий. В современной психологической литературе малочисленны исследования, которые бы раскрывали психологические особенности самореализации представителей биономи-ческих профессий [10].

Самореализация понимается как осмысленное движение, сделанное на основе выбора, предполагающее конечный результат, в результате которого происходит выбор средств достижения целей. По мнению Э.В. Галажинского «ценности можно рассматривать в качестве детерминант, инициирующих реальный процесс самореализации личности» [1, с. 228]. Автор отмечает, что ценности указывают личности направление, «сектор субъективной реальности» для осуществления им самореализации, а не сам факт самореализации [1].

М. Рокич определяет ценностные ориентации как стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состояния. Терминальные ценности представляют собой конечную цель для индивида или общества, к которой нужно стремиться, это ценности-цели. Данные ценности более устойчивы и, по нашему мнению, могут оказывать влияние на различные компоненты самореализации [9].

© Обухова Ю.В., Обухова С.Г., 2016

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

67

структивность, деструктивность), динамического (энергичность, аэнергичность), эмоционального (оптимизм, пессимизм), регуляторного (интерналь-ность, экстернальность), установочно-целевого (социально значимые и личностно значимые установки), комплексно-личностного (социальные и личностные барьеры) компонентов [7].

Обратимся к анализу выраженности компонентов самореализации представителей биономиче-ских профессий (табл. 1).

У женщин ведущим компонентом самореализации является когнитивный, а наименее выраженным - прогностический. Такие женщины характеризуются осмысленностью, осознанностью основных признаков, приемов и способов самореализации их оригинальности, неповторимостью, пониманием и раскрытием своих возможностей в той или иной сфере. Рассматривая сферы самореализации представителей биономических профессий, можно отметить преобладание личностной самореализации над профессиональной на 10,7% (2=3,97 при р=0,00007).

Межфункциональная структурированность компонентов самореализации определялась по величине (0,55<г<0,75) и числу корреляционных связей. К высоким показателям структурированности отнесено наличие более шести корреляционных связей между показателями самореализации; к умеренным - наличие трех-пяти связей; к низким - менее двух связей или неустановленные связи.

В таблице 2 отражена межфункциональная структурированность компонентов самореализации.

Таблица 1

Выраженности компонентов самореализации представителей биономических профессий

Показатель 8ит of Каик* Ранг Показатель 8ит of Каик* Ранг

Креативность 357,0 1 Аэнергичность 217,0 9

Интернальность 352,0 2 Личностно значимые установки 185,0 10

Социально значимые установки 336,5 3 Социальные барьеры 183,0 11

Оптимистичность 330,0 4 Социоцентризм 162,0 12

Эгоцентризм 329,0 5 Пессимистичность 153,0 13

Конструктивность 307,0 6 Экстернальность 145,5 14

Личностные барьеры 263,5 7 Консервативность 137,0 15

Энергичность 220,0 8 Деструктивность 129,0 16

Таблица 2

Межфункциональная структурированность компонентов самореализации представителей биономических профессий

Переменные Компоненты 8реагтап р-1еуе1

Социально значимые установки& Энергичность УсЦ и Дин 0,626 0,0003

Социально значимые установки& Оптимистичность УсЦ и Эм 0,594 0,0008

Социально значимые установки& Социоцентризм УсЦ и Мот 0,706 0,00002

Социально значимые установки&Креативность УсЦ и Ког 0,749 0,000005

Энергичность & Интернальность Дин и Рег 0,706 0,00002

Энергичность& Социоцентризм Дин и Мот 0,601 0,0007

Энергичность&Креативность Дин и Ког 0,678 0,00007

Креативность& Социальные барьеры Ког и КомЛ 0,550 0,003

Консерватизм & Деструктивность Ког и Пр 0,557 0,002

Условные обозначения: УсЦ - установочно-целевой; Дин - динамический; Эм - эмоциональный; Ког - когнитивный; Рег - регуляторный; Мот - мотивационный; КомЛ - комплексно-личностный; Пр - прогностический.

Цель исследования: выявить влияние конкретных и абстрактных терминальных ценностей на компоненты самореализации. Предмет исследования: самореализация и ценностные ориентации. Нами была выдвинута следующая гипотеза: на различные компоненты самореализации, возможно, будут влиять разные конкретные и абстрактные терминальные ценности.

Выборка, методики и методы исследования. Эмпирическим объектом исследования выступили 45 женщин - представителей биономических профессий (сотрудников биохимических, гемоста-зиологических, генетических и др. лабораторий) различных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области в возрасте 20-32 лет со стажем работы от 2 до 9 лет.

В исследовании использовались следующие методы: психологическое тестирование, статистическая обработка результатов (проверка на нормальность распределения соответствующих показателей, множественный линейный регрессионный анализ, методы непараметрической статистики). Методики исследования: «Многомерный опросник самореализации личности» С.И. Кудинова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [7].

Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье самореализацию мы будем понимать как полисистемную модель, обеспечивающую установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений и внутренних связей, состоящую из когнитивного (креативность, консерватизм), мотивационного (со-циоцентризм, эгоцентризм) прогностического (кон-

68

Вестник КГУ ^ 2016

У женщин биономических профессий выявлена высокая межфункциональная структурированность компонентов самореализации. На основе полученных данных можно составить психологический портрет этих женщин. У них доминирует стремление реализовать себя исключительно во благо общего дела и других людей, причем в самых различных и порой неожиданных сферах жизнедеятельности. Они активны, энергичны, стремятся достигать поставленных целей. У данных женщин практически всегда доминируют положительные эмоции, радость, предвосхищение результатов своей деятельности, оптимизм в начале всяких новых дел. Основной побудительной силой собственного самовыражения у них выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь всем, кто нуждается в помощи. Для таких женщин характерны неординарные способы и приемы самовыражения. Они хорошо контролируют свое поведение, поступки и реакции при самореализации. У женщин биономических профессий иногда встречаются трудности, обусловленные несформированностью способов и приемов самовыражения личности. Это может быть обусловлено односторонними интересами, когда работа занимает все время респондентов. Такие женщины не склонны менять что-то в своей жизни и работе, даже если они не удовлетворены, они предпочитают стабильность. Часто усилия в работе при выполнении деятельности не достигают нужного результата, поэтому сама работа приносит им разочарование в своих способностях и возможностях и, как следствие, утрату веры в себя.

В таблице 3 приведены ценности профессиональной самореализации и личной жизни представителей биономических профессий.

Анализируя данные таблицы, видно, что среди ценностей профессиональной самореализации ведущее место занимает интересная работа, а среди ценностей личной жизни - счастливая семейная жизнь.

В таблице 4 приведены конкретные и абстрактные ценности представителей биономических профессий.

Анализируя данные таблицы, видно, что для женщин среди конкретных ценностей ведущее место занимает здоровье, а среди абстрактных ценностей - счастье других. Причем следует отметить, что для женщин являются равноценными счастливая семейная жизнь и счастье других.

Из результатов множественного линейного регрессионного анализа следует, что у женщин на когнитивный компонент («Креативность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Любовь») ценности при доминирующей роли конкретных ценностей ^2=0,32; Ь=-0,537). У женщин на оригинальность и неповторимость способов и приемов самореализации влияют ценности общественного признания и любви. Такие женщины прилагают огромные усилия, чтобы создать свой собственный имидж, они склоны проявлять активность в тех областях, которые заметны окружающими и одобряются ими. Вместе с тем они рассматривают самореализацию как средство, с помощью которого можно достичь духовной и физической близости с любимым человеком.

На установочно-целевой компонент («Соци-оцентрированные установки») самореализации влияют одновременно конкретные («Общественное признание» и «Счастливая семейная жизнь») и абстрактные ценности («Творчество») при доминировании ценности «Творчество» (Я2=0,44;

Таблица 3

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни представителей биономических профессий

Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни

Активная деятельная жизнь 9 Любовь 3

Интересная работа 7 Наличие хороших и верных друзей 4

Общественное признание 14 Свобода 8

Продуктивная жизнь 13 Счастливая семейная жизнь 2

Развитие 10 Удовольствие 15

Таблица 4

Конкретные и абстрактные ценности представителей биономических профессий

Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни

Активная деятельная жизнь 9 Жизненная мудрость 12

Здоровье 1 Красота природы и искусства 17

Интересная работа 7 Любовь 3

Материально обеспеченная жизнь 5 Познание 11

Наличие хороших и верных друзей 4 Развитие 10

Общественное признание 14 Свобода 8

Продуктивная жизнь 13 Счастье других 2

Счастливая семейная жизнь 2 Творчество 16

Удовольствие 15 Уверенность в себе 6

b=-0,745). На установку самореализации как стремления быть полезным делу, другим людям, обществу влияет желание реализоваться в творческой деятельности, в роли супруги и матери, а также получить общественное признание.

На динамический компонент («Энергичность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Свобода») ценности при главенствующей роли ценности «Общественное признание» (R2=0,49; b=-0,552). На регуляторный компонент («Интернальность») самореализации влияют одновременно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Свобода») ценности при доминировании ценности «Общественное признание» (R2=0,65; b=-0,576). На интенсивность самовыражения женщин, а также на уверенность в своих знаниях, способностях и возможностях при самовыражении в какой-либо сфере влияют стремление достичь уважения окружающих, коллектива, друзей и игнорирование самостоятельности, независимости в суждениях и поступках.

На эмоциональный компонент («Оптимизм») самореализации влияют конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Творчество») ценности при доминирующей роли «Творчества» (R2=0,37; b=-0,533). На переживание положительных эмоций при самовыражении в различных сферах жизнедеятельности влияют возможность творческой деятельности и стремление посредством повышенной социальной активности привлечь к себе внимания и добиться уважения окружающих.

На прогностический компонент («Конструктивность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание», «Материально обеспеченная жизнь») и абстрактные («Любовь») ценности при доминировании абстрактных ценностей (R2=0,50; b=-0,443). На успешность осуществления самовыражения способностей, личностных качеств влияет желание быть любимой, уважаемой, признанной обществом и игнорирование атрибутов материально обеспеченной жизни.

На комплексно-личностный компонент («Социальные барьеры») самореализации влияют конкретные («Наличие хороших и верных друзей», «Материально обеспеченная жизнь») ценности при доминировании ценности «Наличие хороших и верных друзей» (R2=0,31; b=-0,446). Для женщин, испытывающих трудности в самореализации, обусловленные отсутствием достаточных знаний, умений и опыта, важно наличие хороших и надежных друзей, которые всегда придут им на помощь, а не приобретение материальных благ.

Не выявлено влияния на мотивационный компонент самореализации ни конкретных, ни абстрактных ценностей.

Выводы:

1. У женщин - представителей биономических профессий ведущим компонентом самореализа-

ции является когнитивный, а наименее выраженным - прогностический. Ведущей сферой самореализации является личностная сфера. Для них характерна высокая межфункциональная структурированность компонентов самореализации.

2. Для женщин среди ценностей профессиональной самореализации ведущее место занимает интересная работа, среди ценностей личной жизни - счастливая семейная жизнь, среди конкретных ценностей - здоровье, среди абстрактных ценностей - счастье других.

3. На все компоненты самореализации представителей биономических профессий, за исключением мотивационного компонента, оказывают влияние конкретные и абстрактные терминальные ценности. На когнитивный, динамический и регу-ляторный компоненты самореализации доминирующее влияние оказывает конкретная ценность «Общественное признание», на комплексно-личностный компонент оказывает доминирующее влияние также конкретная ценность, но уже ценность «Наличие хороших и верных друзей». В устано-вочно-целевом и эмоциональном компонентах самореализации главенствующую роль играет абстрактная ценность «Творчество».

Выявленные закономерности могут быть использованы при проведении психологического консультирования с представителями биономиче-ских профессий.

Библиографический список

1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2002. - 320 с.

2. Грушецкая И.Н. Социально-педагогическая поддержка самореализации студенческой молодёжи в досуговой деятельности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 217-219.

3. Дорохова Т.С. К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. -С. 120-123.

4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ори-ентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 334 с.

5. Коджаспиров А.Ю. Профессиональная самореализация психологов-консультантов телефона доверия // European Social Science Journal. - 2014. -№ 7-3 (46). - С. 338-394.

6. Костакова И.В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 84-87.

70

Вестник КГУ _J 2016

7. Кудинов С.И., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 3. - С. 30-38.

8. МагакянМ.А. Иерархическая структура переменных самореализации личности творческой молодежи // Наука третьего тысячелетия: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (3 ноября 2015 г., г. Самара). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 259-261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2014. - 24 с.

10. Обухова Ю.В., Обухова С.Г. Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. -№ 4. - С. 21-30.

11. Проценко О.С. Особенности самореализации сельских старшеклассников с конвенциаль-ным типом профессиональной направленности // Материалы XLIV науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ (18-19 апреля 2016) / под общ. ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, Ю.В. Обуховой - М.: КРЕДО, 2016. - С. 366.

12. Рахимова О.Н., Анищенко В.А. Модель самореализации будущих бакалавров строительного направления в компетентностно-ориентированных ситуациях // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2014. - №2 3. - С. 90-94.

13. Сеткова Н.А. Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий «человек-знаковая система» // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Педагогика и психология. - 2011. -№ 5 (40). - С. 217-225.

14. Тенюкова Г.Г., Коданева К.Н. Педагогические условия творческой самореализации учащихся дополнительного образования на основе интеграции искусств (на примере детской школы искусств) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 252-255.

15. Шипитько О.Ю. Психологические особенности совладающего поведения успешно самореализующихся менеджеров по продажам // Российский психологический журнал. - 2011. -Т. 8. - № 4. - С. 63-69.

16. ШишковаМ.Г. Ориентирование обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих на успешную творческую самореализацию: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2013. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.