УДК 159.9.07
Обухова Юлия Владимировна
кандидат психологических наук
Обухова Светлана Георгиевна
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону uvobukhova@yandex.ru, psyhfakozo@mail.ru
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА КОМПОНЕНТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ БИОНОМИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
Статья посвящена изучению влияния конкретных и абстрактных терминальных ценностей на когнитивный, мотивационный, прогностический, динамический, эмоциональный, комплексно-личностный, регуляторный, устано-вочно-целевой компоненты самореализации. Выявлены ведущие сферы самореализации, межфункциональная структурированность компонентов самореализации, а также ведущие ценностные ориентации представителей бионо-мических профессий.
Ключевые слова: самореализация, компоненты, сферы, межфункциональная структурированность, терминальные ценности, абстрактные и конкретные ценности, биономические профессии.
Современная социальная ситуация в обществе характеризуется кардинальными переменами во многих областях жизни, поэтому перед молодыми людьми встают задачи сопротивления негативным факторам среды, с одной стороны, и сохранения собственного плана самореализации, с другой стороны. Для этого им необходимо активизировать самостоятельность, действенность своих убеждений, четко наметить план самореализации, согласовав приоритетные сферы (профессиональную, социальную и личностную) жизнедеятельности для достижения гармонизации личности. Профессиональная самореализация обеспечивает высокий уровень профессиональной компетенции. Социальная самореализация связана с выполнением общественно-полезной активности. Личностная самореализация способствует духовному росту человека, обеспечивая развитие личностного потенциала. Помимо всего выше перечисленного молодые люди должны быть не только высоквалифицированными, конкурентоспособными, стрессоустойчивыми, проявляющими гибкость в поведении специалистами, но и легко адаптироваться к новой социальной среде, изменяя свои приоритеты в ценностных ориентациях, выступающих в роли регулятора и механизма развития и поведения личности, определяя форму достижения поставленных целей. Кроме того, в условиях преобразования общества появляются новые социальные нормы и ценности, правила и образцы социального поведения, преобразовываются социальные представления, ожидания и идеалы, на которые личность и различные социальные группы в целом начинают ориентироваться, по-другому их оценивать. Ценностные ориентации и самореализация молодежи отражают актуальные ценности и приоритеты общества, которые связаны непосредственно с перспективным развитием его общего экономического и культурного уровня [4; 7].
Согласно многочисленным современным исследованиям самореализация способствует не только развитию профессиональных, социальных и личностных компетенций, но и обеспечивает
уровень качества жизни, который оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности человека. Анализируя научные работы за последние пять лет по проблеме самореализации, можно заметить, что интерес исследователей направлен преимущественно на представителей социономи-ческих профессий (психологи-педагоги, социальные педагоги, психологи, психологи-консультанты, менеджеры по продажам и др.) [2; 3; 5; 6; 9; 15], прослеживаются немногочисленные работы, посвященные представителям артономических (учащиеся музыкального колледжа, музыканты и др.) [8; 14], сигнономических (специалисты информационной безопасности, будущие бухгалтеры) [11; 13], технономических (строители, учащиеся профучилища по специальностям автослесарь, автокрановщик, каменщик-монтажник, электрик) [13; 16] профессий. В современной психологической литературе малочисленны исследования, которые бы раскрывали психологические особенности самореализации представителей биономи-ческих профессий [10].
Самореализация понимается как осмысленное движение, сделанное на основе выбора, предполагающее конечный результат, в результате которого происходит выбор средств достижения целей. По мнению Э.В. Галажинского «ценности можно рассматривать в качестве детерминант, инициирующих реальный процесс самореализации личности» [1, с. 228]. Автор отмечает, что ценности указывают личности направление, «сектор субъективной реальности» для осуществления им самореализации, а не сам факт самореализации [1].
М. Рокич определяет ценностные ориентации как стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состояния. Терминальные ценности представляют собой конечную цель для индивида или общества, к которой нужно стремиться, это ценности-цели. Данные ценности более устойчивы и, по нашему мнению, могут оказывать влияние на различные компоненты самореализации [9].
© Обухова Ю.В., Обухова С.Г., 2016
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
67
структивность, деструктивность), динамического (энергичность, аэнергичность), эмоционального (оптимизм, пессимизм), регуляторного (интерналь-ность, экстернальность), установочно-целевого (социально значимые и личностно значимые установки), комплексно-личностного (социальные и личностные барьеры) компонентов [7].
Обратимся к анализу выраженности компонентов самореализации представителей биономиче-ских профессий (табл. 1).
У женщин ведущим компонентом самореализации является когнитивный, а наименее выраженным - прогностический. Такие женщины характеризуются осмысленностью, осознанностью основных признаков, приемов и способов самореализации их оригинальности, неповторимостью, пониманием и раскрытием своих возможностей в той или иной сфере. Рассматривая сферы самореализации представителей биономических профессий, можно отметить преобладание личностной самореализации над профессиональной на 10,7% (2=3,97 при р=0,00007).
Межфункциональная структурированность компонентов самореализации определялась по величине (0,55<г<0,75) и числу корреляционных связей. К высоким показателям структурированности отнесено наличие более шести корреляционных связей между показателями самореализации; к умеренным - наличие трех-пяти связей; к низким - менее двух связей или неустановленные связи.
В таблице 2 отражена межфункциональная структурированность компонентов самореализации.
Таблица 1
Выраженности компонентов самореализации представителей биономических профессий
Показатель 8ит of Каик* Ранг Показатель 8ит of Каик* Ранг
Креативность 357,0 1 Аэнергичность 217,0 9
Интернальность 352,0 2 Личностно значимые установки 185,0 10
Социально значимые установки 336,5 3 Социальные барьеры 183,0 11
Оптимистичность 330,0 4 Социоцентризм 162,0 12
Эгоцентризм 329,0 5 Пессимистичность 153,0 13
Конструктивность 307,0 6 Экстернальность 145,5 14
Личностные барьеры 263,5 7 Консервативность 137,0 15
Энергичность 220,0 8 Деструктивность 129,0 16
Таблица 2
Межфункциональная структурированность компонентов самореализации представителей биономических профессий
Переменные Компоненты 8реагтап р-1еуе1
Социально значимые установки& Энергичность УсЦ и Дин 0,626 0,0003
Социально значимые установки& Оптимистичность УсЦ и Эм 0,594 0,0008
Социально значимые установки& Социоцентризм УсЦ и Мот 0,706 0,00002
Социально значимые установки&Креативность УсЦ и Ког 0,749 0,000005
Энергичность & Интернальность Дин и Рег 0,706 0,00002
Энергичность& Социоцентризм Дин и Мот 0,601 0,0007
Энергичность&Креативность Дин и Ког 0,678 0,00007
Креативность& Социальные барьеры Ког и КомЛ 0,550 0,003
Консерватизм & Деструктивность Ког и Пр 0,557 0,002
Условные обозначения: УсЦ - установочно-целевой; Дин - динамический; Эм - эмоциональный; Ког - когнитивный; Рег - регуляторный; Мот - мотивационный; КомЛ - комплексно-личностный; Пр - прогностический.
Цель исследования: выявить влияние конкретных и абстрактных терминальных ценностей на компоненты самореализации. Предмет исследования: самореализация и ценностные ориентации. Нами была выдвинута следующая гипотеза: на различные компоненты самореализации, возможно, будут влиять разные конкретные и абстрактные терминальные ценности.
Выборка, методики и методы исследования. Эмпирическим объектом исследования выступили 45 женщин - представителей биономических профессий (сотрудников биохимических, гемоста-зиологических, генетических и др. лабораторий) различных организаций г. Ростова-на-Дону и Ростовской области в возрасте 20-32 лет со стажем работы от 2 до 9 лет.
В исследовании использовались следующие методы: психологическое тестирование, статистическая обработка результатов (проверка на нормальность распределения соответствующих показателей, множественный линейный регрессионный анализ, методы непараметрической статистики). Методики исследования: «Многомерный опросник самореализации личности» С.И. Кудинова, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [7].
Результаты исследования и их обсуждение. В данной статье самореализацию мы будем понимать как полисистемную модель, обеспечивающую установление взаимозависимости частей, элементов, их причинно-следственных отношений и внутренних связей, состоящую из когнитивного (креативность, консерватизм), мотивационного (со-циоцентризм, эгоцентризм) прогностического (кон-
68
Вестник КГУ ^ 2016
У женщин биономических профессий выявлена высокая межфункциональная структурированность компонентов самореализации. На основе полученных данных можно составить психологический портрет этих женщин. У них доминирует стремление реализовать себя исключительно во благо общего дела и других людей, причем в самых различных и порой неожиданных сферах жизнедеятельности. Они активны, энергичны, стремятся достигать поставленных целей. У данных женщин практически всегда доминируют положительные эмоции, радость, предвосхищение результатов своей деятельности, оптимизм в начале всяких новых дел. Основной побудительной силой собственного самовыражения у них выступает желание изменить мир вокруг себя и в целом в лучшую сторону, помочь всем, кто нуждается в помощи. Для таких женщин характерны неординарные способы и приемы самовыражения. Они хорошо контролируют свое поведение, поступки и реакции при самореализации. У женщин биономических профессий иногда встречаются трудности, обусловленные несформированностью способов и приемов самовыражения личности. Это может быть обусловлено односторонними интересами, когда работа занимает все время респондентов. Такие женщины не склонны менять что-то в своей жизни и работе, даже если они не удовлетворены, они предпочитают стабильность. Часто усилия в работе при выполнении деятельности не достигают нужного результата, поэтому сама работа приносит им разочарование в своих способностях и возможностях и, как следствие, утрату веры в себя.
В таблице 3 приведены ценности профессиональной самореализации и личной жизни представителей биономических профессий.
Анализируя данные таблицы, видно, что среди ценностей профессиональной самореализации ведущее место занимает интересная работа, а среди ценностей личной жизни - счастливая семейная жизнь.
В таблице 4 приведены конкретные и абстрактные ценности представителей биономических профессий.
Анализируя данные таблицы, видно, что для женщин среди конкретных ценностей ведущее место занимает здоровье, а среди абстрактных ценностей - счастье других. Причем следует отметить, что для женщин являются равноценными счастливая семейная жизнь и счастье других.
Из результатов множественного линейного регрессионного анализа следует, что у женщин на когнитивный компонент («Креативность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Любовь») ценности при доминирующей роли конкретных ценностей ^2=0,32; Ь=-0,537). У женщин на оригинальность и неповторимость способов и приемов самореализации влияют ценности общественного признания и любви. Такие женщины прилагают огромные усилия, чтобы создать свой собственный имидж, они склоны проявлять активность в тех областях, которые заметны окружающими и одобряются ими. Вместе с тем они рассматривают самореализацию как средство, с помощью которого можно достичь духовной и физической близости с любимым человеком.
На установочно-целевой компонент («Соци-оцентрированные установки») самореализации влияют одновременно конкретные («Общественное признание» и «Счастливая семейная жизнь») и абстрактные ценности («Творчество») при доминировании ценности «Творчество» (Я2=0,44;
Таблица 3
Ценности профессиональной самореализации и личной жизни представителей биономических профессий
Профессиональная самореализация Место в жизни Личная жизнь Место в жизни
Активная деятельная жизнь 9 Любовь 3
Интересная работа 7 Наличие хороших и верных друзей 4
Общественное признание 14 Свобода 8
Продуктивная жизнь 13 Счастливая семейная жизнь 2
Развитие 10 Удовольствие 15
Таблица 4
Конкретные и абстрактные ценности представителей биономических профессий
Конкретные ценности Место в жизни Абстрактные ценности Место в жизни
Активная деятельная жизнь 9 Жизненная мудрость 12
Здоровье 1 Красота природы и искусства 17
Интересная работа 7 Любовь 3
Материально обеспеченная жизнь 5 Познание 11
Наличие хороших и верных друзей 4 Развитие 10
Общественное признание 14 Свобода 8
Продуктивная жизнь 13 Счастье других 2
Счастливая семейная жизнь 2 Творчество 16
Удовольствие 15 Уверенность в себе 6
b=-0,745). На установку самореализации как стремления быть полезным делу, другим людям, обществу влияет желание реализоваться в творческой деятельности, в роли супруги и матери, а также получить общественное признание.
На динамический компонент («Энергичность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Свобода») ценности при главенствующей роли ценности «Общественное признание» (R2=0,49; b=-0,552). На регуляторный компонент («Интернальность») самореализации влияют одновременно конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Свобода») ценности при доминировании ценности «Общественное признание» (R2=0,65; b=-0,576). На интенсивность самовыражения женщин, а также на уверенность в своих знаниях, способностях и возможностях при самовыражении в какой-либо сфере влияют стремление достичь уважения окружающих, коллектива, друзей и игнорирование самостоятельности, независимости в суждениях и поступках.
На эмоциональный компонент («Оптимизм») самореализации влияют конкретные («Общественное признание») и абстрактные («Творчество») ценности при доминирующей роли «Творчества» (R2=0,37; b=-0,533). На переживание положительных эмоций при самовыражении в различных сферах жизнедеятельности влияют возможность творческой деятельности и стремление посредством повышенной социальной активности привлечь к себе внимания и добиться уважения окружающих.
На прогностический компонент («Конструктивность») самореализации влияют попарно конкретные («Общественное признание», «Материально обеспеченная жизнь») и абстрактные («Любовь») ценности при доминировании абстрактных ценностей (R2=0,50; b=-0,443). На успешность осуществления самовыражения способностей, личностных качеств влияет желание быть любимой, уважаемой, признанной обществом и игнорирование атрибутов материально обеспеченной жизни.
На комплексно-личностный компонент («Социальные барьеры») самореализации влияют конкретные («Наличие хороших и верных друзей», «Материально обеспеченная жизнь») ценности при доминировании ценности «Наличие хороших и верных друзей» (R2=0,31; b=-0,446). Для женщин, испытывающих трудности в самореализации, обусловленные отсутствием достаточных знаний, умений и опыта, важно наличие хороших и надежных друзей, которые всегда придут им на помощь, а не приобретение материальных благ.
Не выявлено влияния на мотивационный компонент самореализации ни конкретных, ни абстрактных ценностей.
Выводы:
1. У женщин - представителей биономических профессий ведущим компонентом самореализа-
ции является когнитивный, а наименее выраженным - прогностический. Ведущей сферой самореализации является личностная сфера. Для них характерна высокая межфункциональная структурированность компонентов самореализации.
2. Для женщин среди ценностей профессиональной самореализации ведущее место занимает интересная работа, среди ценностей личной жизни - счастливая семейная жизнь, среди конкретных ценностей - здоровье, среди абстрактных ценностей - счастье других.
3. На все компоненты самореализации представителей биономических профессий, за исключением мотивационного компонента, оказывают влияние конкретные и абстрактные терминальные ценности. На когнитивный, динамический и регу-ляторный компоненты самореализации доминирующее влияние оказывает конкретная ценность «Общественное признание», на комплексно-личностный компонент оказывает доминирующее влияние также конкретная ценность, но уже ценность «Наличие хороших и верных друзей». В устано-вочно-целевом и эмоциональном компонентах самореализации главенствующую роль играет абстрактная ценность «Творчество».
Выявленные закономерности могут быть использованы при проведении психологического консультирования с представителями биономиче-ских профессий.
Библиографический список
1. Галажинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Томск, 2002. - 320 с.
2. Грушецкая И.Н. Социально-педагогическая поддержка самореализации студенческой молодёжи в досуговой деятельности // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 217-219.
3. Дорохова Т.С. К вопросу о профессиональной самореализации социальных педагогов // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 4. -С. 120-123.
4. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ори-ентаций личности в российском обществе. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. - 334 с.
5. Коджаспиров А.Ю. Профессиональная самореализация психологов-консультантов телефона доверия // European Social Science Journal. - 2014. -№ 7-3 (46). - С. 338-394.
6. Костакова И.В. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной самореализации психологов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2014. - № 4 (19). - С. 84-87.
70
Вестник КГУ _J 2016
7. Кудинов С.И., Владимирова Ю.В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2015. - № 3. - С. 30-38.
8. МагакянМ.А. Иерархическая структура переменных самореализации личности творческой молодежи // Наука третьего тысячелетия: Сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (3 ноября 2015 г., г. Самара). - Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. - С. 259-261.
9. Немолот Е.В. Ценностно-смысловые характеристики профессиональной самореализации личности педагога-психолога в условиях малого города: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Кемерово, 2014. - 24 с.
10. Обухова Ю.В., Обухова С.Г. Особенности характеристик и смыслообразующих мотивов самореализации студенческой молодежи // Российский психологический журнал. - 2015. - Т. 12. -№ 4. - С. 21-30.
11. Проценко О.С. Особенности самореализации сельских старшеклассников с конвенциаль-ным типом профессиональной направленности // Материалы XLIV науч. конф. преподавателей, аспирантов и студентов Академии психологии и педагогики ЮФУ (18-19 апреля 2016) / под общ. ред. И.В. Абакумовой, П.Н. Ермакова, Ю.В. Обуховой - М.: КРЕДО, 2016. - С. 366.
12. Рахимова О.Н., Анищенко В.А. Модель самореализации будущих бакалавров строительного направления в компетентностно-ориентированных ситуациях // Политематический журнал научных публикаций «Дискуссия». - 2014. - №2 3. - С. 90-94.
13. Сеткова Н.А. Роль социального интеллекта в самореализации представителей профессий «человек-знаковая система» // Ученые записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия: Педагогика и психология. - 2011. -№ 5 (40). - С. 217-225.
14. Тенюкова Г.Г., Коданева К.Н. Педагогические условия творческой самореализации учащихся дополнительного образования на основе интеграции искусств (на примере детской школы искусств) // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 12. - С. 252-255.
15. Шипитько О.Ю. Психологические особенности совладающего поведения успешно самореализующихся менеджеров по продажам // Российский психологический журнал. - 2011. -Т. 8. - № 4. - С. 63-69.
16. ШишковаМ.Г. Ориентирование обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих на успешную творческую самореализацию: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2013. - 22 с.