Научная статья на тему 'Гендерные особенности проявления инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик общительности'

Гендерные особенности проявления инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик общительности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
493
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / SOCIABILITY / GENDER FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Станислав Сергеевич

В статье приводится сравнительный анализ выраженности основных характеристик общительности с позиций целостно-функционального подход ау юношей и девушек, характеризующих особенности проявления данного свойства у студентов в период обучения в вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender features of instrumental, stylistic, motivational and semantic characteristics of sociability

In the article the comparative analysis of expressiveness of the basic characteristics from an item of the is complete-functional approach at young men and the girls characterising features of display of given property at students in training at university is resulted

Текст научной работы на тему «Гендерные особенности проявления инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик общительности»

РАЗДЕЛ VIII ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 34.03

С. С. Кудинов, S. S. Kudinov.

Аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина, Бийск

Post-graduate student of the chair of Theoretical and Applied Psychology of the V M. Shukshin Biysk Pedagogical State University, Biysk

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННОСМЫСЛОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЩИТЕЛЬНОСТИ

Исследование общительности, осуществлялось в рамках концептуального подхода профессора А. И. Крупнова. Согласно которому исследуемое свойство личности выступает как системное образование, включающее в себя ряд взаимосо-действующих определённо упорядоченных, организованных, структурированных компонентов, имеющих развитую связь между собой, что и обусловливает целостный характер данного свойства.

С точки зрения А. И. Крупнова [2007], чтобы при анализе свойств личности преодолеть разрыв между динамическими, содержательными и результативными характеристиками, и действительно придерживаться целостной, системной стратегии их изучения, необходимо исходить из положений о единстве личностных и индивидных образований субъекта, об интегральной и многомерной природе отношений личности и общих основаниях индивидуальности. Таким образом, с позиции целостно-функционального подхода каждое свойство личности - это сплав индивидных и личностных характеристик, функционально связанных между собой.

В рамках данного концептуального подхода исходным импульсом и клеточкой любого свойства является стремление, т. е. конкретное притязание, намерение человека, например, «быть общительным». Стремление быть имеет не только психологический смысл, но и философский. С точки зрения рассмотрения наукой проблемы экзистенциональной человеческой сущности, человек приходя в этот мир, не может быть никем. Но раз он есть (родился и существует), то, неся в себе изначально определённую человеческую основу, должен предъявлять свою человеческую сущность окружающему миру и другим людям, тем самым постоянно подтверждать, что он есть, что он существует. Словами Мартина Бубера [1995]: человек ищет в другом подтверждение своего существования и желает присутствовать в бытии другого. В глубине души он жаждет того «да», которое позволяет ему существовать и которое может исходить только от другого человека. Стремление быть - есть внутренний источник предъявления себя миру, реализация человеческого потенциала. Стремление быть общительным - значит иметь непосредс-

твенное и ненасыщаемое побуждение находиться в общении, в контакте с другим человеком, тем самым, через него быть для себя.

А. И. Крупнов замечает, что при рассмотрении конкретного стремления следует учитывать с одной стороны, притязания, намерения и потенциальные возможности субъекта в овладении приёмами, способами в реализации данного свойства личности (инструментальный или индивидный аспект), с другой - содержание социальных отношений, закреплённое в свойстве (личностный аспект).

В работах М. И. Волк [1996], Н. Ф. Шляхта [1999], С. И. Кудинова [2007], подтверждается, что общительность представляет собой системное, целостное образование, включающее в себя ряд обязательных компонентов. В исследовании Л. В. Жемчуговой [1980] доказывается, что индивидные признаки (динамические, эмоциональные, регуляторные) в большей мере обусловлены природными предпосылками развития, т. е. зависят от свойств темперамента и нервной системы. Личностные характеристики (мотивационные, целевые, когнитивные, продуктивные и рефлексивно-оценочные) обусловлены социальными факторами развития и зависят от средовых факторов, социального окружения, условий деятельности и т. д.; они более подвержены изменению. Изучение общительности как системного свойства личности предполагает анализ функциональных связей, как между инструментально-стилевыми, так и мотивационно-смысловыми признаками изучаемого свойства, где каждый компонент содержит по две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику изучаемому свойству.

Условно переменные подразделяют на два вида: гармоничные и агармонич-ные. Г армоничные переменные проявляются в силе, устойчивости, многообразии стремлений, в то время как агармоничные свидетельствуют о неустойчивости, слабости, отказе от своих намерений. В индивидных характеристиках биполярность признаков наиболее четко выражена. Тогда как в социальных характеристиках нет явного характера дифференцированности переменных компонента. Переменные в этих компонентах говорят, не столько о противоположности, сколько о взаимном дополнении.

Таким образом, под общительностью, в русле системно-функционального подхода понимается свойство личности, представляющее собой сплав индивидных (инструментальных) и личностных (социальных) характеристик, функционально связанных между собой.

В настоящем исследовании предпринята попытка, экспериментально установить динамику развития общительности у студентов психологов в процессе обучения и ее влияние на удовлетворенность самореализации.

В эксперименте приняли участие студенты факультета психологии Тольят-тинского государственного университета 1-5 курса. Исследование проводилось в течение трех лет на одной и той же выборке в количестве 47 человек. Всего проведено три среза.

В качестве методик исследования использовались: бланковый тест исследования общительности, тест суждений общительности и экспресс шкальная методика исследования общительности, разработанные А. И. Крупным, а также анкета самооценки общительности Для выявления достоверности различий использовался Т - критерий Стъюдента.

По результатам пилотажного исследования были получены данные, позволяющие студентам оценить уровень своей общительности и охарактеризовать сфор-мированность представлений о данном свойстве личности (таблица).

Процентное соотношение уровней общительности у студентов, в %

п=47

^'"""--....Уровни РеспондТ'''''"---..^ Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Девушки 28 47 25

Юноши 33,4 50,7 15,9

Общий показ. 30,7 48,85 20,45

Как видно из данной таблицы 30,7% выборки оценили уровень своей общительности как низкий, 48,85°% определили у себя средний уровень общительности и 20,45% охарактеризовали уровень своей общительности как высокий. Характеризуя низкий уровень общительности, респонденты в качестве основных признаков отмечали неумение поддержать разговор, трудности вступления первым в контакт, неумение завести разговор с малознакомыми людьми, обилие в речи слов паразитов, скудный словарный запас слов, стеснительность, невыразительность речи малая эмоциональность, прямолинейность. В качестве основных признаков высокого уровня общительности студентами были выделены активность, гибкость и пластичность общения, позволяющие легко переключаться с одной темы на другую и поддержать разговор с любым человеком. Эмоциональность речи, богатый словарный запас, хорошая регуляция речевого поведения позволяющая контролировать себя и партнера по общению не только по получаемой вербальной информации, но и невербальной. Способность понять партнера по общению. Умение убедить других и отстоять свою точку зрения. Всего три процента студентов отметили для высокого уровня общительности характерный признак умение слушать. При ответах на вопросы анкеты и в беседах респонденты, руководствуясь описанными выше характеристиками, отнесли себя к тому или иному уровню общительности. Причем как видно из таблицы между юношами и девушками существуют различия по самооценке крайних уровней данного свойства личности. Девушки в меньшей степени по сравнению с юношами диагностировали у себя низкий уровень общительности и гораздо чаще оценивали свою общительность на высоком уровне. Среди качественных характеристик своей общительности девушки в большей степени отмечали интенсивность общения, множество контактов с другими людьми, яркая эмоциональность во время общения, разноплановость тематики общения, легкость переключения с одного собеседника на другого и с одной темы на другую. Для юношей характеризующих выраженный уровень общительности доминирующими признаками выступили соморегуляция позволяющая сохранять самообладание и контролировать намерения партнера по общению, завершенность беседы вне зависимости от темы, доминирование во время общения, умение добиваться поставленной цели или склонить собеседника на свою точку зрения. При ответах на вопрос анкеты, «на каком уровне Вы хотели бы, чтобы была Ваша общительность», все респонденты пожелали, чтобы их общительность была на высоком уровне. Объясняя свое желание, респонденты утвердительно ответили на первый и второй вопросы, т. е. они вполне адекватно отметили, насколько успешно их общительность позволяет им расширять их контакты, с другими людьми устанавливая деловые и дружеские отношения и осваивать профессиональное мастерство. Респонденты, оценившие низко свою общительность указали на сложность установления контактов с сокурсниками и другими людьми

и трудности в освоении профессии, поскольку специфика обучения требует интенсивного общения. Что касается студентов оценивших высоко свою коммуникативность, то они однозначно отметили, что общительность позволяет им легко заводить новые знакомства, новых друзей, расширять круг знакомств и успешно овладевать профессией. Они считают, что общительность для психолога является ведущим, базовым профессионально значимым качеством личности, поэтому для психолога необходимо постоянно совершенствоваться в этом аспекте. Интересны гендерные особенности в оценке данных вопросов. Большинство девушек акцентировали внимание на том, что общительность позволяет им больше заводить друзей, расширять круг знакомств с людьми близкими по духу. Юноши в свою очередь отметили, что общительность позволит им в будущем больше завязать деловых отношений, продвинуться в карьерном росте, освоить больше профессиональных технологий и обеспечить материальное благополучие через привлечение широкого круга клиентов. Иными словами девушки через активное проявление общительности нацелены на удовлетворение личностно значимых потребностей, а юноши на решение деловых, профессиональных проблем. Анализируя далее ответы респондентов на четвертый, пятый и шестой вопросы касаемые оценки их общительности родителями, преподавателями и сокурсниками можно отметить, что оценки в целом совпадают как между экспертами, так и самооцениванием. Отвечая на вопрос, касаемый уровня развития общительности через пять лет, 32% затруднились ответить из них 13% девушек и 19% юношей 38% указали, что их общительность достигнет или останется на среднем уровне, и 30% отметили, что их общительность будет соответствовать высокому уровню.

На следующем этапе экспериментального исследования у респондентов выявлялась общительность посредством трех методик: теста - суждений общительности, бланкового теста общительности и экспресс шкальной методики общительности разработанных и стандартизированных А. И. Крупновым. После сопоставления результатов по всем методикам были получены высокие коэффициенты корреляции по всем признакам указывающие на гомогенность данных характеристик. Далее использовалась базовая методика «Тест-суждений общительности» результаты, которой и будут обсуждаться. Эмпирические данные позволили проанализировать иерархическое строение переменных общительности у юношей и девушек, охарактеризовать степень выраженности и доминирования различных переменных данного свойства и вскрыть отличительные, гендерные особенности в средних значениях показателей общительности у респондентов.

Анализируя иерархическое строение переменных общительности у девушек можно отметить, что в качестве доминирующих признаков выступают осмысленность, стеничность, субъектно-личностная и предметно-коммуникативная продуктивность, социоцентричность. На втором плане выделяются интерналь-ность, личностно-значимые и социально-значимые установки, эгоцентричность и эргичность. И среди переменных оказывающих минимизированное влияние на проявление общительности выделяются осведомленность, астеничность, аэргич-ность, экстернальность и трудности в проявлениях данного свойства личности. С содержательной стороны доминирование отмеченных переменных в иерархии общительности указывают на хорошее понимание как самого свойства общительность, так и способов, приемов его проявления. У девушек отличительной особенностью выступает ярко проявляющаяся эмоциональность в процессе общения, то есть в ситуации межличностного общения эти респонденты испытывают яркие

положительные эмоции, удовлетворение, радость, восхищение и т. д. Другим значимым фактором у девушек является социально обусловленная мотивация проявления общительности. Иными словами, их активность при проявлении общительности побуждается желанием оказать помощь собеседнику в виде хорошего совета, рекомендации. Помочь разрешить проблемную ситуацию в коллективе, группе, а также желанием внести вклад в общее дело. Кроме того, проявление общительности для них связано в равной степени как с освоением профессии, профессиональным совершенствованием и самореализацией, так и установлением дружеских отношений с самыми различными людьми и личностным развитием и самосовершенствованием. Отмеченное позволяет заключить, что общительность девушек на первом курсе обучения носит осмысленный ярко окрашенный эмоциональный характер и социально обусловленную детерминированность. В то же время можно указать, что у девушек несколько снижена активность общительности с одной стороны, за счет ограниченного арсенала приемов и средств коммуникативного поведения и слабой интернальной регуляции общительности, с другой в связи с эпизодическим проявлением эгоцентрических побуждений и ценностно-целевых установок, стремлений к проявлению общительности. Рассматривая выраженность переменных общительности можно также отметить, что девушки практически не испытывают трудностей при проявлении общительности, ни операциональных ни личностных. То есть им вполне хватает необходимых умений и навыков общительного поведения, и они не склонны испытывать излишнюю застенчивость, тревогу и другие отрицательные эмоциональные реакции. Это обстоятельство может быть объяснено спецификой избранной профессии. Выбирая данную профессию, респонденты осведомлены и готовы к интенсивному коммуникативному поведению.

У юношей несколько иное строение в доминировании переменных общительности. В качестве системообразующих признаков выделяются личностно-значимые установки, осмысленность интернальность, эргичность и субъектно-личностная продуктивность. В качестве идентичного признака проявления общительности характерного для юношей и девушек выступает осмысленность. Скорее всего, данное сходство этого признака объясняется как профессиональными установками, предъявляющими огромные требования к коммуникативной компетентности психологов, так и личностной значимостью исхода коммуникативного процесса для респондентов. В остальном у юношей просматривается совершенно иная картина в проявлениях данного свойства личности. Их отличает более выраженная активность проявления общительности, характеризующаяся силой и интенсивностью стремлений, вариативностью приемов и способов проявления данного качества. У них отмечается достаточно высокий внутренний локус контроля общительного поведения и главное это личностно-значимые установки и личностно-значимая продуктивность общительности. Для юношей общительность предстает в несколько ином формате в отличие от девушек. Главное для них при проявлении общительности это достижение личностных целей и решение своих проблем. Данное свойство у них выступает средством достижения личного благополучия через установление нужных связей и знакомств, развития других личностных свойств, например уверенности, настойчивости и т. д. Отсюда у них более выраженная активность и соморегуляция общительного поведения. В то же время можно отметить, что общительность юношей менее эмоциональна, и они гораздо реже проявляют желание к общению, если от них требуется помощь в решении

каких либо общественных проблем. Что касается трудностей при проявлении общительности, то они, как и у девушек, также проявляются крайне редко и не влияют существенным образом на проявление данного свойства.

Проведенный сравнительный анализ переменных общительности у девушек и юношей с помощью t - критерия Стьюдента позволил выявить статистически значимые различия отдельных переменных. Рразличия зафиксированы по личностно-значимым целям, эргичности, стеничности, социоцентричности, предметно-коммуникативной и субъектно-личностной продуктивности. Представленные различия являются подтверждением иерархического строения и доминирования отдельных переменных общительности у девушек и юношей описанных выше. С качественной стороны отмеченные различия свидетельствуют о том, что при проявлении общительности юноши в большей степени (Р<0,01) руководствуются личностно-значимыми стремлениями, установками направленными на достижение желаемых целей имеющих важное значение только исключительно для них. Это может быть связано как с профессиональным продвижением, обеспечивающим карьерный рост и материальное благополучие, так и повышением социального статуса, развитием способностей и личностных качеств опять же необходимых для личностного продвижения. У юношей так же доминирует на 0,05% уровне значимости активность общительности, содержащая силу стремлений, интенсивность и вариативность проявлений данного качества. Ребята стремятся чаще включаться в процесс общения с другими людьми, используя для этого весь свой арсенал средств и приемов. Отсюда вероятно у них несколько выше, чем у девушек проявляются и трудности. Они чаще сталкиваются с тем, что не всегда могут включиться в общение с малознакомыми людьми, испытывают трудности в подборе тем для поддержания разговора и, наконец, они больше переживают тревожность, скованность, смущение в процессе общения. Однако все это им, тем не менее, не мешает проявлять активность общительного поведения. Объяснением этого может быть ярко выраженная осмысленность общительности (Р<0,01) позволяющая им не только использовать различные приемы в общении направленные на успешность этого процесса, но и проникнуться сознанием того, что через выраженное проявление общительности они могут достичь большинство своих эгоцентрических целей. Можно констатировать, что общительность для юношей на первом курсе обучения является не только личностным свойством, но и неким инструментом позволяющим реализовать себя в социуме на данном этапе онтогенеза.

У девушек зафиксировано доминирование по другим характеристикам, характеризующим специфику их общительного поведения. Так на 0,001% уровне достоверности у них преобладает стеничность, социоцентризм и продуктивные переменные. При проявлении данного свойства как ранее отмечалось девушки чаще, чем юноши побуждаются социально-значимой мотивацией связанной с решением всевозможных общественных проблем. В ходе общения они стремятся решить не столько свои, какие либо проблемы, сколько оказать содействие в решении вопросов собеседника. Другой их отличительной особенностью является выраженность продуктивных характеристик (Р<0,001). Свою общительность они связывают с многофункциональным развитием. У них более широкая сфера реализации этого свойства. Общительность позволяет им осваивать профессиональное мастерство, расширять контакты с различными людьми, заводить много друзей и приятелей и в то же время развивать себя как личность формировать у себя такие качества как эмпатия, толерантность, уверенность, доброжелательность и т. д.

Все это способствует ярко выраженной эмоциональности их общительного поведения. Причем девушки при проявлении этого свойства испытывают яркие положительные эмоции (Р<0,001).

Таким образом, сравнительный количественный анализ переменных общительности у девушек и юношей позволяет сделать вывод о гендерной специфичности проявления данного свойства личности. У юношей реализация общительности носит исключительно рационально-инструментальный характер, направленный на удовлетворение сугубо своих потребностей в различных аспектах жизнедеятельности. Отличительной особенностью проявления общительности девушек выступает социально-обусловленная мотивация проявления свойства, широкая сфера его реализации и яркая эмоциональность.

Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что в выраженности инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристиках общительности у студентов отмечается гендерная специфика характеризующая особенности проявления данного свойства у испытуемых.

Библиографический список

1. Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М. Бубер / Под ред. П. С. Гуревича и др. - М.: Республика, 1995. - 464 с.

2. Волк, М. И. Психологические особенности общительности старших школьников и студентов [Текст]: автореф. дисс... канд. психол. наук. / М. И. Волк. - М.: 1996.- 25 с.

3. Жемчугова, Л. В. Сравнительная характеристика продуктивно-смысловых переменных общительности у учащихся старших классов и студентов. [Текст] / Л. В. Жемчугова // Вестник Алтайских психологических чтений. / Под ред. С. И. Кудинова. - Бийск; НИЦ БПГУ, 2003. - С. 55.

4. Крупнов, А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера. [Текст] / А. И. Крупнов // Системные исследования свойств личности. - М.: УДН, 1994. - С. 5-12.

5. Крупнов, А. И. Системная диагностика и коррекция общительности [Текст]: монография / А. И. Крупнов - М.: РУДН, 2007. - 131 с.

6. Крупнов, А. И. Психодиагностика свойств личности и темперамента [Текст]: учебное пособие / А. И. Крупнов. - М., ИИЦ МГУДТ, 2002. - 56 с.

7. Кудинов, С. И. Психофизиологические предпосылки проявления аддикций личности [Текст]: мономография / С. И. Кудинов. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2007. -180 с.

8. Кудинов, С. И. Социальный интеллект психологические аспекты становления [Текст]: мономография / С. И. Кудинов, И.Б. Кудинова (Естественно-научное исследование). - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. - 224 с.

9. Кудинов, С. И. Системная модель самореализации личности [Текст] / С. И. Кудинов / Вестник Российского университета Дружбы народов. - Серия: Психология и педагогика. - 2008, - № 1. - С. 28-37.

10. Кудинов, А. В. Гендерные особенности проявления организованности в юношеском возрасте [Текст]: автореф. дис. ... канд. псх. наук. / А. В. Кудинов - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 22 с.

11. Кудинов, С. С. Динамика развития общительности как фактор оптимизации самореализации личности студентов [Текст] / С. С. Кудинов / Самореализация

личности в современных социокультурных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3 т. - Т. 1: Современные проблемы развития личности. - Тольятти: ТГУ, Гуманитарный институт, 2007. - С. 122-126.

12. Кудинов, С. С. Соотношение переменных общительности и социального интеллекта личности [Текст] / С. С. Кудинов / Вестник гуманитарного института ТГУ / Под ред. Е. Ю. Прокофьевой. - Тольятти: ТГУ, 2007. - Вып. 2. - С. 119-127.

13. Кудинов, С. С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности [Текст] / С. С. Кудинов /Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Выпуск 3 (59). - Тамбов, 2008 г. - С. 282-288.

14. Кудинов, С. И. Функционально-стилевой подход в исследовании самореализации личности. Наука. Образование. Практика [Текст]: / С. И. Кудинов. сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Уфа: Восточный университет, 2007. - С. 37-41.

15. Шляхта, Н. Ф. Связь общительности со свойствами темперамента [Текст] / Н. Ф. Шляхта // Психология образования (материалы межвузовской практической конференции): Сб. статей / Под ред. С. И. Кудинова. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999. - С. 31-32.

16. Бирюкова, М. А. Развитие способности к профессиональному общению на основе комплекса учебно-коммуникативных ситуаций [Текст] / М. А. Бирюкова // Сибирский педагогический журналю - 2008. - № 1. - С. 231-238.

17. Лурье, Л. И. Искусство педагогического общения [Текст] / Л. И. Лурье // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 98-112.

18. Данилова, О. Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека [Текст] / О. Ю. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 192-202.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.