КОМПЛЕКСНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО
ПОДХОДА
ОСОБЕННОСТИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА НАСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Н.А. Фомина, В.А. Голубева
Кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики Институт психологии, педагогики и социальной работы Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина ул. Полонского, 18, Рязань, Россия, 390000
В статье представлены результаты системного исследования настойчивости подростков-спортсменов: выраженность и соотношения содержательно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик, а также особенности корреляционной и факторной структур данного свойства их личности.
Ключевые слова: личность, подростковый возраст, спортсмены, настойчивость, содержательно-смысловые и инструментально-стилевые составляющие, корреляционная структура, факторная структура.
Современный мир предъявляет высокие требования к личности человека, а к личности спортсмена особенно. Подготовка сильных, конкурентоспособных спортсменов, способных к достижениям высоких и стабильных результатов и достойно защищающих цвета национального флага России на соревнованиях высокого уровня, является в настоящее время государственной задачей.
Спорт как особый вид деятельности отличается не только зрелищностью, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения множество людей, сложностью и точностью координации движений спортсменов, которая проявляется в чрезвычайной быстроте двигательных актов, но и высоким уровнем мотивации и волевых свойств, позволяющим им подвергать себя многолетним ежедневным психическим и физическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях.
В связи с этим одним из важнейших направлений подготовки успешных спортсменов является развитие их волевой сферы, в частности волевой саморегуляции и волевых свойств личности, которые формируются и развиваются в процессе сознательного преодоления трудностей объективного и субъективного характера, например, усталости, развития способности дифференцировки мышечных
усилий и вестибулярной устойчивости, координации движений различных частей тела во времени и пространстве и т.д. Спортивные упражнения всегда направлены на достижение более высокого по сравнению с предыдущим спортивного результата. В этом помогает развитие такого важного качества, как настойчивость.
Необычайно высокий и все возрастающий уровень современных спортивных достижений, исключительный по напряженности накал спортивной борьбы между равными по силам противниками [5] привели к возрастанию значения кропотливой работы по формированию личности спортсменов, начиная с детско-юношеского возраста, тем более что спорт как профессиональная деятельность отличается от других профессий своей временной динамикой: спортивная подготовка начинается в дошкольном и младшем школьном возрасте, а заканчивается спортивная карьера большинства спортсменов, когда молодые люди только начинают входить во взрослую жизнь и профессию [6].
Как известно, многие личностные структуры, и особенно волевая сфера, формируются в подростковом возрасте. Развитие волевых качеств личности подростков имеет определенную последовательность: сначала формируются и развиваются динамические физические качества (сила, быстрота, скорость реакции), затем качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки (выносливость, терпение и настойчивость) и несколько более сложные и тонкие волевые качества (сосредоточенность, концентрация внимания, работоспособность) [4]. Исследования показывают, что уже в 13 лет появляется некоторая гармония в развитии основных волевых качеств, которая укрепляется с годами, а старшеклассники могут проявлять довольно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивая способность к терпению, например, при физической работе на фоне усталости [1].
В организме и психике подростка происходят существенные изменения, обусловленные половым созреванием. От 13—14 до 16—17 лет происходит интенсивное развитие всей мускулатуры, развивается максимальная сила мышц, поэтому даже неспецифические нагрузки в результате естественного роста и развития сопровождаются улучшением спортивных результатов [3]. В старшем подростковом возрасте многие мальчики самостоятельно начинают заниматься развитием у себя необходимых волевых качеств личности, подражая значимым сверстникам или взрослым и занимаясь различными видами спорта, особенно связанными с большой физической нагрузкой и риском, требующими силы и мужества (бокс, самбо, борьба, тяжелая атлетика, горнолыжный спорт и т.д.).
Однако увлечение спортом ради развития волевых личностных качеств приводит некоторых подростков к серьезным спортивным занятиям с целью достижения высоких спортивных результатов и в конечном итоге способствует их физическому развитию, поддержанию здоровья, повышению работоспособности и успешности не только спортивной, но и других видов деятельности, в том числе учебной и профессиональной.
В связи со сказанным одной из задач нашего исследования является изучение особенностей таких важных волевых свойств личности спортсменов подросткового возраста, как трудолюбие и настойчивость, которые формируются и проявляются в спортивной деятельности, обеспечивая ее успешность.
В статье представлены данные о содержательно-смысловых и инструментально-стилевых составляющих и психологической структуре настойчивости 157 воспитанников детско-юношеской спортивной школы Рязанского района в возрасте 13—17 лет, обучающихся в учебно-тренировочных группах по командным (волейбол, баскетбол, футбол) и индивидуальным (стрельба из лука, легкая атлетика, универсальный бой) видам спорта, среди которых 70 девушек и 87 юношей.
Данное свойство личности рассматривалось отечественными и зарубежными учеными в рамках аналитического (А.И. Высоцкий, М.С. Говоров, Б.И. Додонов,
B.А. Иванников, А.Г. Ковалев, Т.С. Конорева, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, М.А. Меньшикова, И.Э. Плотниек, А.В. Полтев, С.Л. Рубинштейн, П.А. Рудик, И.И. Самошин, В.И. Селиванов, Дж. Аткинсон, Г. Литвин, Р. МакАртур, Д. Рет-линшефер и др.) и системного (О.Б. Барабаш, Н.Н. Будрейка, С.М. Зиньковская,
C.И. Кудинов, Е.В. Меньшенина, И.А. Пономарева, В.П. Прядеин, Т.О. Сокова, Н.А. Фомина и др.) подходов как одна из феноменологических характеристик способностей (Г. Айзенк, Р. МакАртур, Д. Ретлиншефер); как самостоятельное профессионально-личностное качество, свойство, связанное с такими специфическими профессиональными образованиями, как упорство, терпение, выдержка и т.п. (П.А. Рудик, Д. Ретлиншефер).
В рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова настойчивость понимается нами как система содержательно-смысловых (установочно-целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регулятивных, рефлексивно-оценочных) характеристик, обеспечивающих длительность удержания субъектом цели, готовность к преодолению препятствий на пути к ней и доведение начатого дела до конца [2].
Как видно из табл. 1 и рисунка, в содержательно-смысловом блоке настойчивости подростков-спортсменов с высоким уровнем ее выраженности доминируют агармонические переменные целевого (личностно значимые цели), мотивацион-ного (эгоцентричность) и продуктивного (субъектность) компонентов, затрудняющие реализацию данного свойства, при выраженной гармонической переменной когнитивного компонента — осмысленности.
Таблица 1
Выраженность и соотношения переменных настойчивости подростков-спортсменов (М = 157)
Компоненты Переменные Среднее значение Г-критерий Стьюдента Уровень значимости различий
Целевой Общественно значимые цели 29,9 -4,350 0,000
Личностно значимые цели 32,3
Мотивационный Социоцентричность 31,1 -3,251 0,001
Эгоцентричность 32,9
Когнитивный Осмысленность 31,9 7,804 0,000
Осведомленность 24,2
Продуктивный Предметность 31,1 -4,286 0,000
Субъектность 33,6
Динамический Энергичность 31,7 9,066 0,000
Аэнергичность 21,6
Эмоциональный Стеничность 32,6 5,876 0,000
Астеничность 27,6
Окончание
Компоненты Переменные Среднее Г-критерий Уровень значимо-
значение Стьюдента сти различий
Регуляторный Интернальность 31,3 9,698 0,000
Экстернальность 22,6
Рефлексивно- Операциональные трудности 18,5 0,667 —
оценочный Эмоционально-личностные трудности 18,1
Примечание: Прочерк означает отсутствие значимых различий.
Рис. Графическое изображение переменных настойчивости подростков-спортсменов
Это свидетельствует о том, что, осознанно проявляя настойчивость, т.е. понимая ее суть и важность для успешности деятельности, в том числе деятельности спортивной, подростки чаще всего руководствуются личностно значимыми целями, интересами и эгоцентрическими мотивами, связанными с поддержанием своего здоровья, удовлетворением своих планов и желаний, совершенствованием себя и своих способностей, и получают больше результатов в личной сфере, проявляя упорство, усердие и преодолевая различного рода трудности и препятствия на пути к достижению цели.
В инструментально-стилевом блоке данного свойства у подростков, напротив, явно доминируют гармонические переменные, способствующие его развитию: энергичность, стеничность и интернальность. Это говорит о том, что они стремятся проявить настойчивость ради достижения поставленных целей, доводят начатое дело до конца, переживают при этом массу стенических эмоций удовлетворения, радости, гордости за свои достижения; берут на себя ответственность за успехи и неудачи, веря, что успешное продвижение к цели зависит только от них самих, их способностей и упорной работы. Только между характеристиками рефлексивно-оценочного компонента не обнаружено статистически значимых различий: в про-
явлении настойчивости подростки-спортсмены испытывают достаточное количество как эмоционально-личностных, так и операциональных трудностей.
В корреляционной структуре настойчивости подростков-спортсменов было обнаружено 100 статически значимых положительных связей (с уровнем вероятности р < 0,01), среди которых 28 корреляций между переменными внутри содержательно-смыслового блока; 23 — инструментально-стилевого блока и более всего (49) — между аспектами. В содержательно-смысловом аспекте все гармонические и агармонические переменные коррелируют друг с другом. В инструментально-стилевом аспекте наибольшее количество связей у астеничности, интер-нальности и экстернальности (по семи), которые коррелируют с каждой переменной, и аэнергичности (шесть).
Со всеми переменными другого аспекта связаны 40 корреляциями осведомленность, энергичность, обе переменные эмоционального и регуляторного компонентов.
В факторной структуре настойчивости спортсменов подросткового возраста выделилось три фактора (табл. 2).
Таблица 2
Факторная структура настойчивости подростков-спортсменов N = 157)
Переменные Фактор
Ф1 Ф2 Ф3
Общественно значимые цели 795 376 148
Личностно значимые цели 776 382 144
Социоцентричность 748 387 100
Эгоцентричность 777 433 013
Осмысленность 603 547 099
Осведомленность 545 103 501
Предметность 512 631 145
Субъектность 443 729 027
Энергичность 338 653 117
Аэнергичность 385 -092 722
Стеничность 280 735 108
Астеничность 359 312 531
Интернальность 174 797 254
Экстернальность 211 274 761
Операциональные трудности -102 099 886
Эмоционально-личностные трудности -073 109 908
Примечание: Нули и запятые опущены; жирным шрифтом выделены статистически значимые факторные веса.
В первый самый насыщенный мотивационно-смысловой фактор вошли почти все переменные содержательно-смыслового аспекта настойчивости (обе переменные целевого, мотивационного и когнитивного компонентов), за исключением продуктивных характеристик. Второй интернально-стенический фактор сосредоточил в себе обе продуктивные составляющие и такие гармонические переменные инструментально-стилевого блока, как интернальность (с наибольшим весом), энергичность и стеничность. В третий трудностно-агармонический фактор вошли с наибольшими факторными весами операциональные и эмоционально-личностные
трудности, а также агармонические инструментально-стилевые составляющие (аэнергичность, астеничность и экстернальность).
Спорт является мощным средством воспитания волевых качеств. Подростки-спортсмены, осознающие важность настойчивости для успешности их деятельности, в том числе спортивной, достаточно настойчивы, стремятся доводить начатое дело до конца, активно регулируют настойчивое поведение, испытывают в процессе его успешной реализации стенические эмоции, что способствует развитию данного свойства. Однако необходима целенаправленная систематическая работа с ними по гармонизации их мотивационно-смысловой сферы, в частности, повышение значимости для них общественных целей и социоцентрических мотивов, что будет проявляться и в увеличении продуктивности настойчивости в общественно значимой сфере их жизнедеятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2009.
[2] Крупнов А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. — М., 1993.
[3 ] Кузнецов А. Футбол. Настольная книга детского тренера. — М.: Профиздат, 2011.
[4] Немов Р.С. Психология: Учебник. В 3 кн. — 4-е изд. — М.: ВЛАДОС, 2004. — Кн. 2: Психология образования.
[5] Пуни А.Ц. Состояние психической готовности и психологическая подготовка к соревнованиям в спорте // Вопросы психологии спорта. — Л.: ГДОИФК, 1975.
[6] Серова Л.К. Профессиональный отбор в спорте. — М.: Человек, 2011.
PECULIARITIES AND PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF PERSISTENCE IN TEENAGER SPORTSPEOPLE
N.A. Fomina, V.A. Golubeva
Chair of Psychology of Personality, Special Psychology and Corrective Pedagogy Institute of Psychology, Pedagogy and Social Work Ryazan State University named after S.A.Esenin
Polonskogo str., 18, Ryazan, Russia, 390000
The article submits the results of the system approach to studying the persistence of teen-sportspeople: the expressiveness and correlation of the conceptual-semantic and instrumental-stylistic characteristics, as well as the peculiarities of the correlative and factor structures of the given quality of their personality.
Key words: personality, teenagers, sportspeople, persistence, conceptual-semantic and instrumental-stylistic components, correlation structure, factor structure.