Научная статья на тему 'Факторная структура настойчивости студентов'

Факторная структура настойчивости студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
210
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожухова Ю. В.

В статье рассматриваются различия в факторной структуре настойчивости у студентов с более успешным и менее успешным освоением иностранного языка. Выявляются общие и специфические особенности психологической структуры настойчивости у данных групп учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR STRUCTURE OF PERSISTENCE OF STUDENTS

The article considers the differences in the factor structure of persistence of the students more and less successful at learning a foreign language. The common and specific features of the psychological structure of persistence of the above mentioned groups of students are revealed.

Текст научной работы на тему «Факторная структура настойчивости студентов»

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА НАСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ

Ю.В. КОЖУХОВА

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются различия в факторной структуре настойчивости у студентов с более успешным и менее успешным освоением иностранного языка. Выявляются общие и специфические особенности психологической структуры настойчивости

Т/ ТТОТТТТГТХ' Т'ГЛЛ Г П П Л/ТТОТТТ ТЖЛ/ ст

у дашхшл 1 у у 11И у .

Настойчивость является одним из базовых свойств личности, необходимых для успешного овладения любым учебным материалом и в особенности иностранным языком. Ее формирование имеет большое значение для процесса подготовки будущего специалиста, раскрытия его способностей и его успешной профессиональной деятельности. Системное изучение настойчивости осуществлялось на протяжении ряда лет (А.И. Крупнов, И.А. Новикова, Т.А. Сокова, О.Б. Барабаш, Н.Н. Будрейка, Н.Г. Макарова).

С целью выявления факторов, влияющих на успешность освоения иностранного языка, проводилось исследование свойства настойчивости у студентов. Всего в исследовании приняло участие 138 студентов факультета иностранных языков и общеобразовательных дисциплин РУДН в возрасте 17-18 лет. В рамках программы факультета все студенты изучали иностранный язык (английский, французский, немецкий).

Для сравнительного анализа на основе данных по успеваемости были выделены две группы студентов - более успешные в изучении иностранного языка и менее успешные - по 23 человека в каждой. В качестве критериев оценки успешности студентов были выбраны знание и правильное употребление лексического материала, правильность речи с точки зрения фонетики и грамматики, навыки перевода общественно-политических текстов, которыми студенты должны были овладеть за время учебы на факультете.

С целью подробного изучения психологической структуры настойчивости у выделенных групп студентов был сделан замер уровня сформированное™ свойства настойчивости с помощью бланкового теста, разработанного А.И. Крупновым (1993). Данный тест позволяет диагностировать каждое из свойств личности с инструментальной (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивный компоненты), а также с содержательной стороны (установочно-целевой, мотивационный, когнитивно-смысловой и продуктивный компоненты), содержащие, в свою очередь, гармоническую и агармоническую переменные.

В исследовании ставилась задача сравнить психологическую структуру настойчивости у студентов более успешных в изучении иностранного языка

и менее успешных. С этой целью был проведен факторный анализ полученных данных.

Рассмотрим факторную структуру настойчивости у более успешных учащихся. В результате факторного анализа в этой группе выделилось пять факторов (табл. 1).

В первый фактор со статистически значимыми весами и положительными знаками вошли переменные содержательно-смыслового аспекта настойчивости (социоцентричность, эгоцентричность, осмысленность, предметность) и инструментально-динамического аспекта (стеничность и интер-нальность). За исключением эгоцентричности, все переменные, вошедшие в первый фактор, являются гармоническими, т.е. способствующими более эффективному проявлению настойчивости личности. Данный фактор можно охарактеризовать как гармонический.

Таблица 1

Факторный анализ переменных настойчивости личности у студентов более успешных в изучении иностранного языка

Переменные Фактор

1 2 3 4 5

Общественные цели 0,302 0,165 -0,033 0,827 0,048

Личностные цели 0,085 0,389 0,071 0,737 0,020

Социоцентричность 0,887 0,158 0,062 0,154 -0,074

Эгоцентричность 0,852 -0,008 0,071 0,315 0,062

Осмысленность 0,799 0,063 0,158 0,111 0,139

Осведомленность -0,084 0,630 -0,125 0,054 -0,103

Предметность 0.727 0,204 0,009 0,409 0,113

Субъектность 0,472 -0,083 -0,036 0,764 0,088

Энергичность 0,089 -0,194 0,767 0,243 -0,066

Аэнергичность 0,042 0,461 -0,127 0,397 -0,706

Стеничность 0,628 0,032 0,532 0,232 0,173

Астеничность 0,391 0,530 0,266 0,351 0,459

Интернальность 0,801 -0,010 -0,310 -0,085 0,039

Экстернальность 0,273 0,607 0,085 0,348 -0,059

Операц. трудности -0,220 -0,007 0,301 -0,373 -0,763

Личностн. трудности -0,053 -0,009 0,709 -0,374 -0,095

Примечание: значимые факторы выделены.

Переменные данного фактора свидетельствуют о чувстве долга, которым руководствуются более успешные учащиеся, о стремлении студентов лучше освоить предмет, узнать что-то новое, помочь другим людям (социо-

центрическая мотивация), а также о желании проявить свои способности, развить у себя упорство и волю, реализовать себя, стать независимыми (эгоцентрическая мотивация), о правильном понимании свойства настойчивости (осмысленность) и возможностей его успешного применения в изучении предмета (предметность), об эмоциях радости и оптимизма при преодолении препятствий (стеничность) и умении рассчитывать только на себя и свои способности (интернальность).

Среди перечисленных переменных наибольшей факторной нагрузкой обладает социоцентрическая мотивация. Это указывает на то, что при более выраженных мотивах настойчивости и осознании студентами зависимости проявлений настойчивого поведения от собственных усилий и возможностей формируются положительные эмоции от достигнутых в этом направлении успехов, дифференцируется представление об ее отличительных характеристиках и более успешным оказывается результат. Этот фактор является наиболее общим, поскольку включает в себя наибольшее количество переменных настойчивости.

Во второй фактор со статистически значимыми весами и положительными знаками вошли две переменные инструментально-динамического аспекта настойчивости (астеничность и экстернальность) и всего одна переменная содержательно-смыслового аспекта настойчивости (осведомленность). Наибольшей факторной нагрузкой обладает осведомленность. Переменные данного фактора указывают на наличие у студентов неточных сведений о конкретных функциях настойчивости как свойстве личности и ее проявлений в деятельности (осведомленность), а также упования на случай, судьбу, везение, неверие в собственные силы и способности (экстернальная регуляция), что ведет к доминированию тревоги, пессимизма, страха и апатии (астеничность).

Третий фактор включает в себя исключительно переменные инструментально-динамического аспекта настойчивости. Со статистически значимыми весами и положительными значениями в него вошли энергичность и стеничность, и с отрицательным значением - личностные трудности. Наибольшая факторная нагрузка приходится на переменную энергичности. Энергичность характеризуется постоянным старанием доводить начатое дело до конца, стремлением к достижению намеченной цели, несмотря ни на какие трудности, даже при отсутствии немедленных, ощутимых результатов. Стеничность свидетельствует о положительных эмоциях радости, гордости, оптимизма, испытываемых студентами при достижении намеченных целей, преодолении препятствий, получении хороших оценок. В данном факторе сосредоточен также комплекс трудностей, выражающихся в неуверенности в себе, заниженной самооценке, тревожности, несобранности, излишней импульсивности, отсутствии силы воли, что мешает проявлениям настойчивого поведения.

Четвертый фактор вобрал в себя переменные содержательносмыслового аспекта, а именно общественно и личностно значимые цели, субъектно-личностностную продуктивность. Наибольший факторный вес имеет переменная общественно значимых целей. Переменные этого фактора

характеризуются направленностью настойчивого поведения студентов как на успешность учебной деятельности, получение диплома по специальности, достижение общественного признания (общественно значимые цели), так и на обретение самостоятельности и независимости, улучшение материального благополучия, совершенствование себя и своих способностей (личностно значимые цели). А так же, стремлением студентов к эффективному преодолению возникающих трудностей, развитию чувства уверенности в своих силах, быстрому и энергичному продвижению к намеченной цели (субъектно-личностностная продуктивность).

В пятый фактор с отрицательными значениями вошли переменные инструментально-динамического аспекта (аэнергичность и операциональные трудности). Наибольшая факторная нагрузка приходится на переменную операциональных трудностей. Это свидетельствует о том, что у более успешных в изучении иностранного языка студентов трудности, связанные с отсутствием достаточных навыков настойчивого поведения, способности быстро сосредоточиться на конкретном задании, проявлять настойчивость в ситуации дефицита времени, доводить начатое дело до конца, невозможности систематически выполнять одни и те же задания (операциональные трудности), ведут к частой смене планов под влиянием обстоятельств, тенденции разбрасываться и отвлекаться на посторонние дела, занимать выжидательную позицию, прибегать к помощи других людей для реализации своих целей (аэнергичность).

Далее мы рассмотрим факторную структуру настойчивости у менее успешных в изучении иностранного языка студентов (табл. 2).

В первый фактор со значимыми весами и положительными знаками вошли переменные мотивационного компонента (социоцентричность и эгоцентричность), переменные продуктивного компонента (предметность и субъектность), а также осмысленность и астеничность. Наибольшая факторная нагрузка приходится на субъектно-личностную продуктивность. С содержательной стороны это свидетельствует о том, что менее успешные в изучении иностранного языка студенты рассматривают настойчивое поведение прежде всего как средство достижения самоактуализационных целей, а именно развития упорства, чувства уверенности, преодоление трудностей (субъектность), но также и более успешного освоения учебных предметов, иностранного языка, получения более хороших оценок (предметность). При этом студенты верно понимают свойство настойчивости и, применяя его на практике, руководствуются как стремлением самореализоваться, отстоять свои интересы, завоевать независимость (эгоцентрическая мотивация), так и чувством долга, желанием помочь другим, узнать что-то новое, заслужить общественное признание (социоцентрическая мотивация). Однако это не мешает им испытывать негативные эмоции гнева, разочарования, неуверенности, апатии при осознании собственной неспособности к постоянному проявлению настойчивого поведения и преодолению препятствий (астеничность).

Второй фактор наиболее ярко демонстрирует неупорядоченность структуры настойчивости у менее успешных в изучении иностранного языка

студентов. В данный фактор с положительными знаками вошли переменные целевого компонента настойчивости, а также переменная стеничности; с отрицательными знаками - переменные рефлексивно-оценочного компонента. Наибольшая факторная нагрузка приходится на переменную операциональных трудностей. Это указывает на то, что у менее успешных учащихся трудности, связанные с отсутствием достаточных навыков настойчивого поведения и неумением проявить настойчивость в различных ситуациях (быстро сосредоточиться на конкретном задании, проявлять настойчивость в ситуации дефицита времени, доводить начатое дело до конца, систематически выполнять одни и те же задания), а также личностностные трудности (неуверенность в себе, заниженная самооценка, импульсивность), влияют на проявление положительных эмоций при успешном достижении общественно значимых и личностно значимых целей.

Таблица 2

Факторный анализ переменных настойчивости личности у студентов менее успешных в изучении иностранного языка

Переменные Фактор

1 2 3 4 5

Общественные цели 0,449 •0,651 0,242 -0,143 0,107

Личностные цели 0,255 0,660 -0,337 0,376 0,272

Социоцентричность 0,710 0,215 -0,160 0,378 0,112

Эгоцентричность 0,178 -0,113 0,458 0,147

Осмысленность 0,838 -0,074 0,031 -0,100 0,089

Осведомленность 0,174 -0,169 0,284 0,856 -0,089

Предметность 0,837 0,048 0,115 0,115 0,201

Субъектность 0,839 0,312 -0,139 -0,090 -0,236

Энергичность 0,026 0,466 -0,219 0,517 -0,102

Аэнергичность 0,017 -0,296 0,805 -0,127 -0,010

Стеничность 0,349 0,767 0,090 -0,019 -0,067

Астеничность 0,504 0,173 0,625 0,130 0,344

Интернальность 0,202 -0,055 -0,205 -0,194 0,821

Экстернальность -0,190 -0,040 0.840 0,231 -0,221

Операц. трудности 0,150 -0,869 0,234 -0,024 0,167

Личностн. трудности 0,025 -0,564 0,269 0,286 0,577

Примечание: значимые факторы выделены.

Третий фактор состоит из переменных инструментальнодинамического аспекта: аэнергичности, астеничности и экстернальности. Данный набор показателей фиксирует негативную часть инструментального

аспекта настойчивости, который, скорее, затрудняет ее реализацию. Доминирующий вес показателя экстернальности указывает на интересную тенденцию в настойчивости студентов менее успешных в изучении иностранного языка. Экстернальная регуляция настойчивости, т.е. попытки связать успешность настойчивого поведения с влиянием случая или стечения обстоятельств и отнести собственные неудачи за счет действий других людей, неизменно сопровождается снижением активности и частоты попыток довести начатое дело до конца, отказом от ранее запланированных дел, а также чувством негодования в случае срыва намеченных планов, чувством апатии и разочарования от дел, которые не приносят сразу видимых результатов.

В четвертый фактор вошли всего две переменные - осведомленность и энергичность. Основной факторной нагрузкой обладает осведомленность. Эта комбинация позволяет сделать вывод о том, что осведомленность, характеризующаяся отсутствием у студентов четкого представления о функциях свойства настойчивости и ее проявлений, сказывается негативно на интенсивности их стремления доводить дело до конца и попыток преодолевать трудности (энергичности).

Пятый фактор вобрал в себя переменные инструментальнодинамического аспекта: интернальность и личные трудности. Наибольшим факторным весом обладает интернальность. Интернальность характеризуется убеждением студента, что все успехи и неудачи в учебе зависят только от него самого, его стремления добиваться намеченных целей самостоятельно. В данном факторе также сосредоточен комплекс трудностей, выражающийся в неуверенности в себе, заниженной самооценке, отсутствии силы воли, излишней импульсивности.

Таким образом, в структуре настойчивости студентов более успешных в изучении иностранного языка и менее успешных обнаружено много различий, но наибольшее сходство обнаружено в первом факторе. Мотивационно-смысловые составляющие этого фактора и у первой, и у второй групп совпадают, однако у более успешных студентов они объединяются с гармоническими переменными инструментального аспекта, а у менее успешных -с агармоническими, что создает препятствия для успешного проявления настойчивого поведения.

В остальных факторах между структурой настойчивости у более и менее успешных в изучении иностранного языка студентов наблюдаются значительные различия.

Во втором факторе у более и менее успешных студентов наблюдаются наибольшие различия. У успешных студентов в этом факторе сосредоточены переменные не способствующие проявлению настойчивости, а именно осведомленность, астеничность и экстернальность. У менее успешных студентов во втором факторе присутствуют два блока: целевой и, с отрицательным значением, рефлексивно-оценочный, а также переменная стеничности. Данный фактор положительно влияет на проявления настойчивости.

Третий фактор у более успешных студентов включает в себя энергичность, стеничность и личностные трудности с отрицательным значением. Этот фактор способствует проявлениям настойчивого поведения у студентов.

В третий фактор у менее успешных студентов вошли экстернальность, аэнергичность и астеничность. Все переменные данного фактора не являются гармоническими и этот фактор тормозит проявления настойчивости.

Четвертый фактор у более успешных студентов объединяет общественно и личностно значимые цели и субъектную продуктивность, что не препятствует проявлениям настойчивости. У менее успешных студентов в четвертом факторе наличие у студентов не точных сведений о формировании и проявлении настойчивости тормозит их энергичность.

В пятом факторе у успешных студентов сосредоточены операциональные трудности и аэнергичность. У менее успешных студентов в этом факторе находятся личностные трудности и интернальность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Крупнов А. И. Диагностика свойств личности и индивидуальности. М., 1993.

2. Крупнов А. И. Системная структура черт личности // Проблемы современного высшего образования: Материалы Международной научно-практической конференции 26-27 апреля 2002 г.: В 2-х ч. Ч. II. М.: Изд-во РУДН; МАНПО. 2002. С. 3-5.

3. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера// Социально-психологические проблемы молодежи. М., 1995. С. 5-12.

4. Новикова И. А., Каргина Н. В. Сравнительный анализ основных показателей настойчивости, общительности и любознательности у студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. М.„ 2003. С. 207-211.

5. Новикова И. А., Пономарева-Полянская Е. Н. О соотношении инициативности и настойчивости личности студентов // Материалы Международной научно-практической конференции 16-18 октября 2003 г. М., 2003. С. 211-215.

FACTOR STRUCTURE OF PERSISTENCE OF STUDENTS

Yu.V. KOZHUKHOVA

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples’ Friendship University of Russia 6, Miklukho-Maklaya St. ,117198 Moscow, Russia

The article considers the differences in the factor structure of persistence of the students more and less successful at learning a foreign language. The common and specific features of the psychological structure of persistence of the above mentioned groups of students are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.