Научная статья на тему 'Соотношение волевых черт характера и карьерных ориентаций студентов'

Соотношение волевых черт характера и карьерных ориентаций студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
287
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова И. А., Полянская Е. Н.

Статья посвящена анализу результатов сравнительного эмпирического исследования настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of Persistence, Initiative and Career Anchors Categories of Students

The article is devoted to the analysis of the results of comparative empirical study of persistence, initiative and Career Anchors categories of the students on the basis of the systemic-functional approach.

Текст научной работы на тему «Соотношение волевых черт характера и карьерных ориентаций студентов»

СООТНОШЕНИЕ ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА И КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ

И.А. Новикова, Е.Н. Полянская

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Статья посвящена анализу результатов сравнительного эмпирического исследования настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов, проведенного в русле системно-функционального подхода А.И. Крупнова

В современных условиях особенно актуальной становится проблема социальной защищенности студентов и выпускников учебных заведений в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда. Очевидно, что наиболее профессионально и жизненно важными свойствами личности как для адаптации в ситуации неопределенности, так и для достижения определенного (в том числе и экономического) успеха являются такие волевые черты характера, как настойчивость и инициативность. Несмотря на то, что эти качества традиционно относятся к волевой сфере, они имеют ярко выраженную психологическую специфику. Инициативность предполагает выдвижение новых, оригинальных идей, решений, которые не всегда могут реализовываться. Настойчивость же, наоборот, заключается в длительном удержании стремления к цели, доведении начатого до конца, невзирая на трудности (здесь отнюдь не всегда предполагается оригинальность и новизна дела). На наш взгляд, особый теоретический и практический интерес представляет вопрос о соотношении этих качеств между собой, а также специфика их связей с карьерными ориентациями студентов и выпускников.

Карьерная ориентация — это некоторый смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своей карьеры, это индивидуальное сочетание и последовательность аттитьюдов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении вcей жизни [5. С. 196]. Л.Г. Почебут и В.А. Чи-кер относят понятие карьерных ориентаций к диспозициям высшего уровня (по В.А. Ядову), которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека.

В эмпирических исследованиях часто используют модель Э. Шейна, которая включает восемь карьерных ориентаций, или «якорей карьеры» [6. С. 182— 185]. Назовем и кратко охарактеризуем карьерные ориентации, которые включает данная модель.

Профессиональная компетентность. Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела. Они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

Менеджмент. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

Автономия (независимость). Первичная забота личности с этой ориентацией — освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее время, место работы, форменная одежда).

Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различаются два типа стабильности — стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботится о своих работниках-пенсионерах, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, меняет работу или организацию только тогда, когда это не сопровождается его «срыванием с места».

Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются работа с людьми, служение человечеству, помощь людям, желание сделать мир лучше и т.д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни.

Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Процессы борьбы и победы более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация.

Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано.

Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, не желает работать на других, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство, причем это не всегда творческий человек, для него главное — создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу.

В нашем эмпирическом исследовании, выполненном в русле системнофункционального подхода А.И. Крупнова [3; 4], приняло участие 110 студентов РУДН в возрасте от 18 до 23 лет, из них — 60 девушек и 50 юношей. Для диагностики настойчивости и инициативности использовались бланковые тесты, разработанные А.И. Крупновым, для определения карьерных ориентаций — оп-

росник Э. Шейна «Якоря карьеры», переведенный и адаптированный В.Э. Винокуровой и В.А.Чикер.

Вначале рассмотрим и сравним количественную выраженность переменных настойчивости и инициативности. Не было обнаружено статистически значимых различий между средними показателями таких переменных, как личностно значимые цели, осведомленность, предметность, субъектность, энергичность, сте-ничность, интернальность, т.е. с количественной точки оба качества являются высоко мотивированными с преобладанием личностно значимых целей; результативными, особенно в субъектной сфере; осмысленными; сопровождаются сте-ническими эмоциями и интернальной регуляцией. Реализация этих качеств не вызывает у большинства студентов особых трудностей, что подтверждается низкими средними показателями операциональных и личностных трудностей по выборке в целом.

Вместе с тем выявлен и ряд различий количественных показателей. Выраженность таких переменных, как общественно значимые цели, социоцентрич-ность, экстернальность, трудности (особенно операциональные) инициативности статистически значимо выше, чем у соответствующих показателей настойчивости. В то же время эгоцентричность, осмысленность, аэнергич-ность и астеничность настойчивости выше, чем у инициативности.

Обращает на себя внимание то, что инициативность студентов в большей степени и побуждается, и регулируется внешними (социальными, общественными) факторами. Настойчивость же выступает как более личностное, субъектное качество, так как в большей степени и побуждается, и регулируется внутренними факторами, в том числе и эмоциональными реакциями. Интересно, что и трудностей в реализации инициативности студенты отмечают больше, возможно, что это связано именно с недостаточностью ее «внутренней» мотивации и регуляции.

Теперь проанализируем связи между переменными настойчивости и инициативности. Корреляционный анализ показал, что большинство соответствующих переменных настойчивости и инициативности положительно связаны между собой. Исключение составляют только переменные эгоцентричность и стенич-ность. Следовательно, у большинства студентов можно проследить положительную связь выраженности настойчивости и инициативности, что объясняется принадлежностью этих качеств к волевой сфере. Только личностно значимая мотивация и проявления положительных, стенических эмоций, сопровождающих проявление этих черт характера, могут не совпадать. Например, побуждения к проявлению настойчивости и инициативы у субъекта могут быть разными, как и их эмоциональная окрашенность в случае успеха.

Для систематизации и обобщения данных о связях настойчивости и инициативности мы провели совместный факторный анализ, в результате которого было получено три фактора.

В первый фактор вошло большинство переменных настойчивости (лично-стно значимые цели, социоцентричность, эгоцентричность, предметность, субъ-ектность, эргичность, стеничность, интернальность) и две переменных инициативности (осмысленность и предметность). Очевидно, что содержание этого

фактора свидетельствует о тесной взаимосвязи большинства смысловых переменных настойчивости с ее инструментально-гармоническими составляющими, которые в совокупности обеспечивают хорошее развитие и реализацию настойчивого поведения. В свою очередь, такая «успешная» реализация настойчивости положительно связана с сущностным, осмысленным пониманием инициативности и ее результативностью (прежде всего в сфере совместной деятельности и взаимодействия с другими людьми). Можно сказать, что, хотя этот фактор в большей степени объединяет переменные настойчивости, он свидетельствует о связи «смысловых» переменных инициативности с перечисленными показателями настойчивости.

Во второй фактор вошли с положительными весами аэнергичность, асте-ничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности, как настойчивости, так и инициативности. С отрицательным факторным весом в него вошла энергичность инициативности (энергичность настойчивости входит в этот фактор также с отрицательным весом, но на уровне тенденции). Очевидно, что этот фактор объединяет агармонические инструментальные переменные обоих качеств (фактор «проблемы в проявлениях настойчивости и инициативности»). Следовательно, студенты, у которых есть проблемы в реализации настойчивого поведения, с большой вероятностью имеют проблемы и с реализацией инициативности, и наоборот.

В третий фактор с положительными весами вошли шесть переменных инициативности (общественно и личностно значимые цели, предметность, субъ-ектность, энергичность и стеничность) и одна переменная настойчивости (общественно значимые цели). Здесь мы видим объединение основных смысловых и инструментально-гармонических переменных инициативности, которые обеспечивают ее хорошее развитие, с целевой переменной настойчивости. Как и первый фактор, мы можем интерпретировать данный фактор как «фактор успешности инициативности», которая сочетается с преобладанием общественно значимых целей в реализации настойчивости.

Таким образом, результаты совместного факторного анализа свидетельствуют о более тесной связи инструментально-агармонических переменных анализируемых качеств. Следовательно, говоря о практических и прикладных перспективах нашего исследования, можно утверждать, что целесообразно разрабатывать комплексные программы коррекции и развития настойчивости и инициативности, учитывая их несомненную связь именно в области трудностей и проблем. Отметим, что результаты совместного факторного анализа переменных настойчивости и инициативности (волевых черт характера) свидетельствуют об их гораздо большей связанности, чем результаты совместного факторного анализа черт характера, относящихся к разным сферам отношений субъекта [2; 1].

Выявление специфики и сходства настойчивости и инициативности мы продолжили с помощью сопоставления факторных структур, полученных отдельно по каждому из качеств. Здесь также было выделено по три фактора (табл.).

Таблица 1

Сравнение факторных структур настойчивости и инициативности

Переменные Черта ха 03 ф Ё СС о

настойчивость инициативность

Факторы

Ф1 Ф2 Ф3 Ф1 Ф2 Ф3

Общественно значимые цели 0,4 -0,13 0,62 -0,05 0,64 0,10

Личностно значимые цели 0,44 0,03 0,49 0,01 0,61 -0,07

Альтруистичность 0,57 0,07 0,42 -0,20 0,41 0,03

Эгоцентричность 0,65 0,12 0,16 0,38 0,16 0,62

Осмысленность 0,66 -0,01 -0,05 -0,12 0,42 0,40

Осведомленность -0,07 0,05 0,64 0,11 0,01 0,63

Предметность 0,74 0,01 0,34 -0,00 0,76 0,25

Субъектность 0,78 -0,22 0,01 0,05 0,65 0,29

Эргичность 0,61 -0.38 0,07 -0,46 0,64 -0,05

Аэргичность -0,13 0,73 0,14 0,74 -0,08 0,06

Стеничность 0,70 -0,07 0,07 0,22 0,60 -0,31

Астеничность 0,18 0,67 -0,21 0,81 -0,07 0,10

Интернальность 0,69 -0,04 -0,05 -0,19 0,03 0,52

Экстернальность -0,07 0,46 0,35 0,63 0,02 -0,15

Операциональные трудности -0,04 0,84 -0,02 0,80 -0,07 -0,01

Личностные трудности -0,12 0,84 0,03 0,82 -0,06 0,03

Примечание. Статистически значимые факторные веса выделены жирным шрифтом.

Из таблицы хорошо видно, что один фактор (первый фактор в структуре инициативности и второй фактор в структуре настойчивости) полностью аналогичен для обеих черт характера. В этот фактор вошли инструментально-агармо-нические переменные — аэргичность, астеничность, экстернальность, операциональные и личностные трудности. Такое сочетание качеств соответствует трудностям в реализации, как настойчивости, так и инициативности (как было показано выше, именно эти переменные наиболее тесно связаны между собой). Аналогичный «фактор проблем» был получен ранее и для других черт характера

[1; 7].

Еще один фактор (второй фактор в структуре инициативности и первый фактор в структуре настойчивости) также демонстрирует сходство анализируемых черт. Для обоих качеств в него вошли осмысленность, предметность, субъектность, энергичность, стеничность и интернальность. В структуре настойчивости в данный фактор вошли также социоцентричность и эгоцентричность (мотивационный компонент), в структуре инициативности — общественно и личностно значимые цели (установочно-целевой компонент). По своему содержанию эти факторы очень близки «факторам успешности», которые были описаны нами по результатам совместного факторного анализа, а также были получены в исследованиях других черт характера [2; 1; 8].

В третий фактор для обоих качеств вошла переменная осведомленность. В структуру этого фактора настойчивости входят также общественно и лично-стно значимые цели, а инициативности — эгоцентричность и интернальность. Очевидно, что переменная когнитивного компонента, свидетельствующая о неточности, поверхностности представлений занимает центральное место в треть-

ем факторе, но если у настойчивости она связана с выраженностью целей (особенно общественно значимых), то у инициативности — с личностно значимой мотивацией и внутренней регуляцией. Сопоставив эти результаты с данными количественного анализа, приведенными в начале статьи, мы пришли к выводу, что для каждого качества в этот фактор вошли наименее выраженные по выборке переменные. Этот фактор мы решили назвать фактором нехарактерных проявлений настойчивости (инициативности).

Обобщая результаты факторного анализа в целом, необходимо отметить, что настойчивость и инициативность как волевые черты характера, демонстрируют гораздо больше общего в своих факторных структурах, чем черты, относящиеся к разным сферам отношений субъекта. Различия проявляются прежде всего в «нагруженности» факторов, а не в их содержании. Так, для настойчивости более нагруженным фактором является «фактор успешности», а для инициативности — «фактор проблем», что еще раз подтверждает данные количественного анализа о преобладании у студентов трудностей в реализации инициативности. Интересно, что подобная картина существования сходных по содержанию, но имеющих разную нагрузку факторов, была получена для таких черт характера, как общительность и агрессивность, которые относятся к коммуникативной сфере [7].

При исследовании карьерных ориентаций студентов нами были получены следующие средние значения (максимально возможный результат по каждой шкале — 10 баллов, минимально возможный — 1 балл): стабильность работы — 7,91; менеджмент — 7,34; служение — 7,24; автономия — 7,16; интеграция стилей жизни — 7,07; предпринимательство — 6,84; вызов — 6,42; профессиональная компетентность — 5,19; стабильность места жительства — 4,44.

Теперь рассмотрим, как выраженность переменных настойчивости и инициативности связана с представленностью различных карьерных ориентаций студентов.

Наиболее тесно с изучаемыми качествами волевыми связана карьерная ориентация на вызов. Получено 9 статистически значимых корреляций с переменными инициативности (положительные — с общественно и личностно значимыми целями, социоцентричностью, осмысленностью, предметностью, субъектно-стью, эргичностью, отрицательные — с аэргичностью и экстернальностью) и 11 значимых корреляций с переменными настойчивости (положительные — с общественно и личностно значимыми целями, социоцентричностью, эгоцентричностью, осмысленностью, предметностью, субъектностью, эргичностью, стеничностью, интернальностью, отрицательные — с операциональными трудностями). Обобщая все выявленные связи, можно сказать, что, чем сильнее у студента проявляется стремление к конкуренции, преодолению препятствий, решению трудных задач в будущей профессиональной карьере, тем сильнее развиты у него основные смысловые и инструментально-гармонические параметры как настойчивости, так и инициативности. Следовательно, ориентация на вызов,

на борьбу наиболее характерна для студентов с хорошим развитием волевой сферы, которые способны как на инициирование нового, так и на воплощение начатого в жизнь.

Ориентация на предпринимательство также достаточно тесно связана с изучаемыми чертами. Она имеет положительные связи с выраженностью общественно и личностно значимых целей, социоцентричности, предметности, субъ-ектности, энергичности инициативности, отрицательные — с аэргичностью и астеничностью инициативности; положительно связана с эгоцентричностью, субъектностью, энергичностью, стеничностью настойчивости, отрицательно — с операциональными и личностными трудностями в реализации настойчивости. Соответственно, для студентов с выраженным стремлением создавать что-то новое, преодолевать препятствия, рисковать, иметь свое дело, как правило, характерны высокие показатели основных содержательно-смысловых и инструментально-динамических переменных инициативности и настойчивости.

Весьма популярная среди студентов ориентация на менеджмент статистически значимо коррелирует с пятью переменными инициативности (положительно — с обеими переменными целевого компонента, субъектностью и энергичностью, отрицательно — с аэргичностью) и настойчивости (положительно — с выраженностью общественно-значимых целей, субъектности, сте-ничности и интернальности, отрицательно — с личностными трудностями). Таким образом, стремление студентов в будущей профессиональной карьере управлять различными сторонами деятельности предприятия вполне закономерно сочетается с хорошим развитием основных показателей обеих изучаемых волевых черт характера.

Выраженность ориентации на служение положительно коррелирует с величиной социоцентричности, субъектности, эргичности и отрицательно — аэнергичности инициативности; положительно — с величиной социоцентричности, эгоцентричности, субъектности, эргичности, стеничности и отрицательно — с операциональными трудностями настойчивости. Можно сказать, что чем сильнее проявляется у студентов стремление в своей профессиональной деятельности помогать людям, желание сделать мир лучше, служить человечеству, тем сильнее развиты у них мотивационные (особенно социоцентрические) и динамические проявления настойчивости и инициативности.

Остальные карьерные ориентации гораздо слабее связаны с переменными настойчивости и инициативности. Так, ориентация на автономию (независимость) имеет положительные связи с энергичностью и отрицательные — с аэнергичностью инициативности и положительную корреляцию с эгоцентричностью настойчивости. Следовательно, у студентов с ярко выраженным стремлением к освобождению от организационных правил, предписаний и ограничений, к принятию самостоятельных решений и ответственности, как правило, хорошо развиты динамические показатели инициативности и преобладает лично-стно значимая мотивация настойчивости. Они часто начинают новое дело, выступают с инициативами, но не всегда воплощают их в жизнь.

Ориентация на стабильность места жительства положительно связана с выраженностью аэнергичности инициативности и аэнергичности и астенично-сти настойчивости. Очевидно, что данная ориентация, которая связана со стремлением «пустить корни» в определенном месте, наиболее характерна для студентов с недостаточно развитыми динамическими (поведенческими) проявлениями обеих изучаемых волевых черт характера.

Ориентация на профессиональную компетентность положительно связана с выраженностью интернальности настойчивости и не связана ни с одним из компонентов инициативности. Следовательно, чем сильнее развита внутренняя, активная регуляция настойчивого поведения студента, тем сильнее выражено у него стремление быть мастером своего дела, развивать свои способности в работе.

Ориентация на стабильность места работы имеет только одну значимую отрицательную корреляцию с предметностью настойчивости. Содержательно это означает, что чем сильнее у студента развито стремление иметь предсказуемую карьеру в выбранной организации, тем менее для него характерна продуктивность настойчивого поведения в сфере деятельности и общения с другими людьми.

Ориентация на интеграцию стилей жизни (стремление сбалансировать развитие способностей, достижение карьеры и счастье в семье) не имеет ни одной значимой корреляции с выраженностью переменных анализируемых волевых качеств характера.

Обобщая результаты проведенного эмпирического исследования соотношения волевых черт характера (настойчивости и инициативности) и карьерных ориентаций студентов, можно сделать следующие выводы.

1. Настойчивость и инициативность, как волевые черты характера, рассматриваемые в рамках системно-функциональной модели А.И. Крупнова, имеют гораздо больше общего в количественных проявлениях, корреляционных и факторных структурах, чем черты характера, относящиеся к разным сферам отношений субъекта.

2. Наиболее тесно с уровнем развития настойчивости и инициативности связана выраженность таких карьерных ориентаций, как вызов, предпринимательство, менеджмент, служение.

3. Перспективы данного исследования заключаются в выделении индивидуально-типических вариантов реализации настойчивости и инициативности и их соотнесении с карьерными ориентациями студентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов. Дис. ... канд. психол. наук. — М.: РУДН, 2005.

[2] Крупнов А.И. О соотношении различных черт характера // Психология образования.

Материалы межвузовской научно-практичесой конференции. — Бийск: НИЦ БиГПИ,

1999. — С. 11—15.

[3] Крупнов А.И. Психологическая структура образований и свойств личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: Материалы международной научно-практической конференции. — Ч. II — М.: Уникум-Центр, 2004. — С. 3—5.

[4] Новикова И.А. К проблеме сравнительного исследования черт характера // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1(3). — С. 83— 92.

[5] Почебут Л.Г., Чикер В.А.. Организационная социальная психология : Учебное пособие. — Спб.: Речь, 2000.

[6] Опросник «Якоря карьеры» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. — Спб: Изд-во С.-Петербургского университета, 2001. — С. 182—185.

[7] Новикова И.А., Нечепуренко Т.В. Сравнительный анализ общительности и агрессивности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология педагогика». — № 1. — 2007. — С. 20—28.

[8] Стакина Ю.М. Индивидуально-типические особенности любознательности и специфика их проявлений в учебной деятельности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2006.

THE CORRELATION OF PERSISTENCE, INITIATIVE AND CAREER ANCHORS CATEGORIES OF STUDENTS

I.A. Novikova, E.N. Polyanskaya

Faculty of social and differential psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the analysis of the results of comparative empirical study of persistence, initiative and Career Anchors categories of the students on the basis of the systemic-functional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.