НАСТОЙЧИВОСТЬ КАК СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ И ПЯТИФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ
А.А. Воробьёва
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматриваются результаты исследования соотношения настойчивости как свойства личности, рассматриваемого в рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова, с личностными чертами из пятифакторной модели личности ("Big 5"). Проанализированы результаты корреляционного и факторного анализа переменных настойчивости и черт личности из «Большой пятерки».
Ключевые слова: системно-функциональный подход, пятифакторная модель личности, «Большая пятерка» ("Big 5"), настойчивость, добросовестность, нейротизм, экстраверсия, открытость новому опыту, согласие.
Настойчивость относится к волевой сфере личности и, как показано во многих исследованиях, может являться предиктором успешности в разных видах деятельности, в частности, учебной и профессиональной. В рамках системно-функционального подхода А.И. Крупнова [3; 4; 14] были рассмотрены связи настойчивости с различными видами деятельности [6; 8; 12], а также с другими свойствами и характеристиками личности [2; 9; 13]. В зарубежной психологии одной из наиболее современных факторных теорий личности является пятифакторная модель личности («Большая пятерка», "Big 5") [5; 15]. Отдельные черты (факторы) из данной модели характеризуют разные сферы личности, в том числе волевую (добросовестность), а также выступают предикторами успешности деятельности [12]. На наш взгляд, актуальным направлением сравнительных исследований, которые активно выполняются на основе системно-функционального подхода [7], служит выявление и анализ связей переменных системно-функциональных свойств личности с чертами из модели «Большая пятерка» (добросовестностью, нейротиз-мом, экстраверсией, открытостью новому опыту, согласием). В данной статье обозначенная проблема рассматривается на примере настойчивости.
В эмпирическом исследовании приняли участие 207 студентов 1 и 2 курсов ИИЯ РУДН направления «Лингвистика» (166 женщин и 41 мужчина) в возрасте от 17 до 37 лет.
Для диагностики настойчивости был использован бланковый тест А.И. Крупнова [4], для диагностики личностных черт — пятифакторный личностный опросник "Big 5" в модификации С.Д. Бирюкова и М.В. Бодунова [1]. Статистическая обработка проводилась с помощью корреляционного и факторного анализа.
Результаты корреляционного анализа представлены в таблице.
Таблица
Коэффициенты корреляции переменных настойчивости и черт личности из «Большой пятерки» (п = 207)
Переменные настойчивости Нейро- Экстра- Открытость Согла- Добро-
тизм версия опыту сие совест-ность
Общественно значимые цели -,175* ,324** -,075 ,056 ,299**
Личностно значимые цели -,067 ,316** ,004 -,041 ,305**
Социоцентричность ,004 ,157* ,034 ,014 ,203**
Эгоцентричность -,049 ,202** ,154* -,183** ,210**
Осмысленность ,020 ,146* ,121 ,048 ,106
Осведомленность ,047 ,009 ,040 -,094 -,031
Предметность -,125 ,235** ,062 ,049 ,286**
Субъектность -,118 ,277** ,088 ,071 ,325**
Энергичность -,168* ,328** ,012 ,150* ,406**
Аэнергичность ,237** -,254** -,030 -,040 -,341**
Стеничность -,069 ,335** ,074 ,040 ,227**
Астеничность ,226** ,012 -,065 -,135 -,052
Интернальность -,086 ,248** -,056 -,091 ,336**
Экстернальность ,088 -,009 -,047 -,087 -,160*
Операциональные трудности ,477** -,296** ,023 -,169* -,420**
Личностные трудности ,455** -,289** ,125 -,096 -,399**
Примечания: 1) нули в коэффициентах опущены; 2) * корреляции значимы на уровне р < 0,05; ** — на уровне р < 0,01.
Из таблицы видно, что переменные настойчивости наиболее тесно связаны с показателями добросовестности и экстраверсии. Для нейротизма, согласия и открытости новому опыту было получено намного меньше значимых корреляций.
Рассмотрим полученные корреляции более подробно. Добросовестность положительно связана с 13 из 16 переменных настойчивости. Этот фактор характеризуется способностью проявлять самодисциплину, ответственность, рациональность и организованность при высоких показателях и легкомысленность, спонтанность и небрежность — при низких [5]. Добросовестность положительно связана со следующими переменными из мотивационно-смысловой подсистемы настойчивости — общественно значимые цели и личностно значимые цели, социоцент-ричность и эгоцентричность, предметность и субъектность. Другими словами, личность с высоким уровнем добросовестности стремится проявлять настойчивость как для достижения высоких результатов в деятельности, так и при решении личных проблем, ее проявление мотивировано как общественными, так и личными интересами, также настойчивость личности с высокими показателями добросовестности направлена на достижение различных целей, связанных с познанием.
В инструментально-стилевой подсистеме настойчивости добросовестность положительно связана с гармоническими переменными динамического, эмоционального и регуляторного компонентов (энергичность, стеничность и интерналь-ность соответственно) и отрицательно связана с агармоническими переменными динамического и регуляторного компонентов (аэнергичность и экстернальность); также получены отрицательные корреляции для обеих переменных рефлексивно-оценочного компонента (операциональные и личностные трудности). Таким об-
разом, личность с более высокими показателями добросовестности в целом более активна и постоянна в проявлении своей настойчивости, обычно испытывает положительные эмоции, если ее настойчивость помогла добиться желаемых результатов; также личность с более высокой добросовестностью характеризуется внутренним локусом контроля, более активной, независимой от других позицией и берет на себя ответственность за результаты своей деятельности, связанные с проявлением настойчивости и испытывает меньше трудностей разного рода при проявлении настойчивости.
Столь же большое количество значимых корреляций (13) получено и для экстраверсии. Эта черта характеризуется тенденцией к энергичности, позитивному эмоциональному настрою, настойчивости, самореализации через общение с другими людьми при высоких показателях и закрытостью, замкнутостью и застенчивостью при низких [5]. С выраженностью экстраверсии положительно связано большинство переменных из мотивационно-смысловой подсистемы настойчивости: общественно значимые цели и личностно значимые цели, социоцент-ричность и эгоцентричность, осмысленность, предметность и субъектность. Соответственно, более экстравертированная личность при проявлении настойчивости стремится к достижению как общественно, так и личностно значимых целей, связанных с познанием, ее настойчивость определяется как мотивами, связанными с чувством долга и стремлением помочь другим людям, так и личностно значимыми мотивами (проявление собственных возможностей и склонностей, саморазвитие, самосовершенствование и т.п.). Также такая личность имеет более четкое и целостное представление о настойчивости как о черте личности и стремится проявлять настойчивость для достижения высоких результатов как в коммуни-кативно-деятельностной, так и в субъектно-личностной сферах.
Практически все переменные из инструментально-стилевой подсистемы настойчивости значимо связаны с выраженностью экстраверсии. Положительные связи выявлены для следующих гармонических переменных: энергичность, сте-ничность, интернальность; отрицательные — для агармонических переменых аэнергичность, операциональные и личностные трудности. Следовательно, более экстравертированная личность в целом более активна и постоянна в проявлении своей настойчивости на поведенческом уровне, более ярко демонстрирует положительные эмоции при получении положительного результата от проявления настойчивости (достижение поставленной цели, радостные переживания от самого процесса труда и при преодолении трудностей и т.п.), характеризуется более активной, независимой от других позицией при проявлении настойчивости и реже испытывает какие-либо трудности при ее проявлении.
Нейротизм значимо связан с 6 из 16 переменных настойчивости, причем большинство из них относится к инструментально-стилевой подсистеме. Высокие показатели нейротизма характеризуют личность более чувствительную, тревожную, подверженную стрессам, а низкие — более спокойную и уверенную в себе [5]. В мотивационно-смысловой подсистеме настойчивости нейротизм отрицательно связан только с общественно значимыми целями установочно-целевого
компонента, т.е. более нейротичные студенты в меньшей степени стремятся к проявлению настойчивости для достижения общественно значимых целей в познавательной сфере, таких, как, например, поиск интересного дела, постижение признания и успешности и т.д.
В инструментально-стилевой подсистеме настойчивости нейротизм отрицательно связан с энергичностью и положительно — с аэнергичностью, астенич-ностью, операциональными и личностными трудностями. Следовательно, более нейротичные студенты отличаются выраженной пассивностью, доминированием отрицательных эмоций, тревоги, апатии и страха, а также ощущают недостаток волевых привычек и навыков, сложности в коммуникации, неуверенность в себе, имеют низкую самооценку и высокую тревожность при проявлении настойчивости.
Согласие характеризуется тенденцией к сочувствию и взаимодействию нежели к подозрению и враждебности по отношению к другим людям при высоких показателях и соперничеству и прямолинейности при низких [5]. Для этой черты было получено три значимые корреляции с переменными настойчивости: отрицательные с эгоцентричностью и операциональными трудностями, положительная с энергичностью. Иными словами, личность, более склонная к сотрудничеству и кооперации, не мотивирована проявлять настойчивость в вопросах, связанных с ее собственной выгодой в той или иной сфере, в целом проявляет больше активности и устойчивости при проявлении этой черты для достижения результатов в своей деятельности, реже испытывает трудности при проявлении настойчивости по причине отсутствия коммуникативных и волевых навыков.
Для открытости новому опыту, который характеризуется изобретательностью, неконсервативностью мышления, любопытством при высоких показателях и консервативностью и осторожностью в суждениях и взглядах при низких [5], была получена лишь одна значимая корреляция с переменной настойчивости эгоцентричность, т.е. более открытая личность чаще проявляет свою настойчивость для того, чтобы лучше проявить свои собственные возможности и способности.
Также нами был проведен совместный факторный анализ методом главных компонент переменных настойчивости и черт личности из «Большой пятерки», в результате которого была получена пятифакторная структура. Два фактора включили только личностные черты, один фактор включил только переменные настойчивости и два фактора объединили показатели обеих методик (именно эти факторы представляют для нас наибольший интерес, так свидетельствуют о связях изучаемых параметров).
В первый фактор вошли со значимыми положительными весами переменные настойчивости личностно значимые цели, эгоцентричность, субъектность, предметность, осмысленность, стеничность, интернальность и энергичность, и с отрицательным весом аэнергичность, а также добросовестность из модели «Большая пятерка». Переменные настойчивости, вошедшие в этот фактор, обычно объединяются в так называемые факторы успешности, которые были получены для
большинства свойств личности, изучаемых на основе системно-функционального подхода [2; 7; 9]. В нашем случае переменные, обеспечивающие успешность реализации настойчивости, объединяются с добросовестностью как личностной чертой, что свидетельствует о содержательном сходстве этих личностных характеристик, поэтому мы считаем возможным интерпретировать данный фактор как фактор добросовестной настойчивости. Содержательно он означает, что более добросовестные студенты, как правило, демонстрируют и более выраженную настойчивость.
Во второй фактор с положительным весом вошли переменные настойчивости личностные и операциональные трудности, аэргичность, астеничность и нейро-тизм из модели «Большая пятерка». В данном случае мы видим переменные настойчивости, обычно входящие в «фактор трудностей» для системно-функциональных свойств личности [2; 7; 9]. На наш взгляд, полученный результат подчеркивает сильную связь между наличием у личности страхов и переживаний по поводу своей деятельности в разных сферах и возникновением трудностей в деятельности, в частности при проявлении настойчивости, что дает основание назвать этот фактор фактором невротических проблем настойчивости.
Третий фактор составили только переменные настойчивости: общественно и личностно значимые цели, социоцентричность и эгоцентричность, осведомленность, экстернальность. Студенты, чья настойчивость побуждается как личными, так и общественными интересами, активно и упорно проявляющие ее для достижения указанных целей, имеют довольно поверхностные представления о настойчивости и преобладание внешнего локуса контроля, что характеризует личность, которая «распыляется» на несколько дел, но не может выбрать одного, на котором следует сосредоточить все свои усилия. Такие студенты вроде бы и стремятся быть настойчивыми, но не очень хорошо представляют себе, что это такое, и не склонны к внутренней регуляции своего волевого поведения (интересно, что в этот фактор не вошла ни одна личностная черта). Условно этот фактор можно назвать фактором поверхностной настойчивости.
В четвертый фактор с положительными весами вошли только личностные черты из «Большой пятерки» — добросовестность, согласие и экстраверсия, а также с отрицательным весом — нейротизм, т.е. более добросовестные, экстра-вертированные и нацеленные на совместную работу студенты в меньшей степени проявляют признаки стресса и нервозности. Этот фактор свидетельствует о связях между личностными чертами, входящими в «Большую пятерку», что противоречит исходным теоретическим основаниям данной модели об ортогональности составляющих ее факторов. Впрочем, ряд исследований показывает наличие более крупных факторов в рамках факторных моделей. В рамках пятифакторной модели подобное предположение было впервые высказано Дж.М. Дигманом [10]. В целом, вопрос об ортогональности факторов «Большой пятерки» в настоящее время является одним из наиболее значимых теоретических вопросов, стоящих перед разработчиками, так как модель была выведена эмпирически, поэтому некоторые теоретические положения, лежащие в ее основе, могут быть скорректированы в ходе дальнейших исследований [11].
В пятый фактор вошел только фактор открытость новому опыту (с положительным весом). На наш взгляд, полученный результат подчеркивает, что открытость новому опыту не только является одним из наиболее обособленных и даже несколько ситуативных факторов модели «Большая пятерка», но и то, что настойчивость и открытость, принадлежат к разным сферам личности — волевой и познавательной соответственно.
Проведенный анализ показал, что настойчивость, рассматриваемая на основе системно-функционального подхода, теснее всего связана с добросовестностью и экстраверсией из пятифакторной модели личности. Связи настойчивости с ней-ротизмом, согласием и особенно открытостью новому опыту менее тесные, но их характер содержательно соответствует пониманию данных черт в соответствующих теоретических моделях.
В дальнейшем мы планируем рассмотреть связи между другими свойствами личности в рамках системно-функционального подхода и чертами из «Большой пятерки», а также проанализировать вклад различных свойств и черт личности в успешность учебной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Бирюков С.Д., Васильев О.П. Психогенетическое исследование свойств темперамента и личностных характеристик: анализ структуры изучаемых переменных // Труды Института психологии РАН. — Т. 2 / Отв. ред. Брушлинский А.В., Бодров В.А. — М.: ИП РАН, 1997. — С. 23—51. [Birjukov S.D., Vasilev O.P. Psihogeneticheskoe issledovanie svojstv temperamenta i lichnostnykh kharakteristik: analiz struktury izuchaemykh peremennyh // Trudy Instituta psihologii RAN. — T. 2 / Otv. red. Brushlinskij A.V., Bodrov V.A. — M.: IP RAN, 1997. — S. 23—51.]
[2] Каргина Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2005. [Kargina N.V. Sravnitelnoe issledovanie lubpznatelnosti, nastoichivosti i obschitelnosti studentov: Diss. ... kand. psikkhol. nauk. — M., 2005.]
[3] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnii podhod k izucheniu lichnosti i euo svoistv // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2006. — No 1. — S. 63—73.]
[4] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: МГУДТ, 2007. [Krupnov A.I. Psikhodiagnostika svojstv lichnosti i temperamenta. — M.: MGUDT, 2007.]
[5] Лаак Я., Бругман Г. Big 5: Как измерить человеческую индивидуальность: Оценки и описания. — М.: Книжный дом «Университет», 2003. [Laak Ja., Brugman G. Big 5: Kak izmerit chelovecheskujy individualnost: Ocenki i opisaniya. — M.: Knizhnyj dom «Universitet», 2003.]
[6] Новикова И.А. К проблеме комплексного изучения индивидуальности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2003. — № 1. — С. 98—107. [Novikova I.A. K probleme kompleksnogo izucheniya individualnosti // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i peda-gogika". — 2003. — No 1. — S. 98—107.]
[7] Новикова И.А. Сравнительные исследования личностных черт в русле системно-функционального подхода // Ершова Р.В., Зиньковская С.М., Крупнов А.И., Новикова И.А., Прядеин В.П. Комплексные исследования личности и индивидуальности: Монография. — М.: Аргамак, 2012. — С. 263—345. [Novikova I.A. Sravnitelnye issledovanija lichnostnyh chert v rusle sistemno-funkcionalnogo podhoda // Ershova R.V., Zinkovskaja S.M., Krupnov A.I.,
Novikova I.A., Prjadein V.P. Kompleksnye issledovanija lichnosti i individualnosti: Mono-grafija. — M.: Argamak, 2012. — S. 263—345.]
[8] Новикова И.А., Каргина Н В. Личностные черты и успешность обучения студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — № 3. — 2009. — С. 27—32. [No-vikova I.A., Kargina N.V. Lichnostnye cherty i uspeshnost obuchenija studentov // Vestnik RUDN. Serija "Psihologija i pedagogika". — 2009. — № 3. — S. 27—32.]
[9] Полянская Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008. [Polyanskaja E.N. Individualno-tipicheskie osobennosti nastojchivosti, iniciativnosti i karernykh orientacij studentov: Diss. ... kand. psikkhol. nauk. — M., 2008.]
[10] Ashton M.C., Lee K., GoldbergL.R., Vries, R.E. Higher-order factors of personality: Do they exist? // Personality and Social Psychology Review. — 2009. — No 13. — P. 79—91.
[11] Digman J.M. Higher-order factors of the Big Five // Journal of Personality and Social Psychology. — 1997. — No 73. — P. 1246—1256.
[12] Higgins D.M., Peterson J.B., Lee A., Pihl R.O. Prefrontal cognitive ability, intelligence, Big Five personality and the prediction of advanced academic and workplace performance // Journal of Personality and Social Psychology. — 2007. — No 93. — P. 298—319.
[13] Kozhukhova Yu. V. Quantitative and qualitative characteristics of persistence of students with different levels of progress in foreign language learning // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogics. — 2010. — № 1. — P. 78—82.
[14] Krupnov A.I., Novikova I.A., Kozhukhova Y. V. Sistem-Functional Model of Personality Traits // Academic Journal of Interdisciplinary Studies. — 2013. — Vol. 2. — No 3. — P. 407—413.
[15] Novikova I.A. Big Five (The Five-Factor Model and The Five-Factor Theory) // The Encyclopedia of Cross-Cultural Psychology / Ed. Kenneth D. Keith. — Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell, 2013. — P. 136—138.
PERSISTENCE AS A SYSTEM-FUNCTIONAL PERSONALITY TRAIT AND THE FIVE-FACTOR MODEL
A.A. Vorobyeva
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article addresses the results of the correlation analysis and joint factor analysis conducted to find correlations and links between persistence as a personal trait as seen in the system-functional approach developed by Alexander I. Krupnov and the traits of the Big Five model of personality.
Key words: system-functional approach, persistence, the Big Five model, consciousness, neuroticism, extraversion, openness to experience.