Научная статья на тему 'Статистическая оценка средних показателей настойчивости у студентов высшей школы МЧС'

Статистическая оценка средних показателей настойчивости у студентов высшей школы МЧС Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
НАСТОЙЧИВОСТЬ / PERSISTENCE / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMATIC APPROACH / ХОРОШО УСПЕВАЮЩИЕ СТУДЕНТЫ / СЛАБОУСПЕВАЮЩИЕ СТУДЕНТЫ / УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ / УРОВЕНЬ ЗНАЧИМОСТИ / SIGNIFICANCE LEVEL / T-КРИТЕРИЯ СТЬЮДЕНТА / КОМПОНЕНТЫ НАСТОЙЧИВОСТИ / ADVANCED STUDENTS / LOWER-ACHIEVING STUDENTS / STUDENTS' ADVANCEMENT / STUDENT T-TEST / PERSISTENCE COMPONENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шнайдер Н.В., Шнайдер А.В., Романова И.Н., Демченко О.Ю.

В данной работе рассмотрена статистическая оценка средних показателей настойчивости у студентов высшей школы МЧС. Полученные результаты показали, что студенты, имеющие по блоку специально-профессиональных дисциплин средний балл в диапазоне от 4,25 до 4,75, по параметрам проявления настойчивости отличаются от студентов, имеющих оценки в диапазоне от 3 до 3,25 балла. Так, переменная энергичности динамического компонента настойчивости менее выражена у «троечников», чем у «хорошистов». Выявлены значимые различия по переменной стеничности эмоционального компонента настойчивости. У успевающих студентов она сопровождается чувством радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, спокойствием при неудачах, что статистически достоверно отличает их от менее успевающих. Различия установлены и по отношению к составляющим продуктивно-смыслового компонента настойчивости. Так, в группе «хорошистов» переменная осмысленности продуктивно-смыслового компонента имеет более высокое значение, чем в группе «троечников», это выражается в осознании нужности и необходимости применения волевых усилий для преодоления препятствий в ситуации учебно-профессиональной деятельности. Изучение различий по рефлексивно-оценочному компоненту настойчивости показало, что студенты, имеющие больший средний балл успеваемости по предметам специально-профессионального блока, выделяются выраженностью эмоционально-личностных трудностей в настойчивости по сравнению с менее успевающими студентами. Это свидетельствует об интернальной, ответственной и самокритичной позиции «хорошистов» по отношению к реализации собственной настойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL EVALUATION OF THE AVERAGE PERSISTENCE FACTORS OF THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS OF THE EMERGENCY MINISTRY

In this article the authors consider the statistical evaluation of the average persistence of the students of higher school of the Emergency Ministry in the specially qualified, general professional, humanities and socioeconomic disciplines. The results showed that students, having average grade in the range of 4.25 to 4, 75 on for professional disciplines, differ from students having rated in the range of 3 to 3.25 points by manifestations of their persistence parameters. Thus, the variable component of the dynamic vitality of persistence is less expressed at lower-achieving students than advanced ones. It was determined the significant differences in the variable component of emotional persistence. As to advanced students, their persistence is accompanied by a sense of joy in overcoming obstacles, by a sense of proud to achieve the objective, by a sense of optimism at the beginning of a new business, by a sense of tranquility at failures. All these things significantly distinguish from lower-achieving ones. Differences are set in relation to the components of efficient conceptual persistence component. So, in the advanced students group the meaningfulness of efficient conceptual component has a higher value than in the lower -achieving group «. It is expressed in recognizing the need and importance for relevance and willpower to overcome obstacles in educational activity. Differences in harmonic variable of productive component are statistically significant. As to the lower-achieving students, their objectivity variable is less evaluated than in the well-performing students group. With regard to learning activities such students are characterized by a clear statement of goals, setting targets, developed selfcontrol in the process of achieving a result. As to the lower-achieving students, they are described by spontaneity in the implementation of persistence. Studying of the differences in reflective-evaluative component of persistence showed that students with higher average grade on specially-professional subjects allocate their emotional and personal difficulties in persistence compared to less successful students. This attests to the internal, responsible and self-critical position of advanced students in relation to the implementation of their own persistence.

Текст научной работы на тему «Статистическая оценка средних показателей настойчивости у студентов высшей школы МЧС»

Н. В. Шнайдер, канд. псих. наук,

доцент кафедры управления персоналом,

Уральский государственный горный университет,

А. В. Шнайдер, канд. тех. наук, доцент,

начальник кафедры пожарной автоматики,

И. Н. Романова, соискатель,

преподаватель кафедры иностранных языков,

О. Ю. Демченко, канд. псих. наук,

ст. научный сотрудник отделения информационного

обеспечения населения и технологий

информационной поддержки РСЧС и ПБ,

Уральский институт государственной

противопожарной службы МЧС России,

г. Екатеринбург, Россия,

nchuvatkina@mail.ru

СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СРЕДНИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЧС

В данной работе рассмотрена статистическая оценка средних показателей настойчивости у студентов высшей школы МЧС. Полученные результаты показали, что студенты, имеющие по блоку специально-профессиональных дисциплин средний балл в диапазоне от 4,25 до 4,75, по параметрам проявления настойчивости отличаются от студентов, имеющих оценки в диапазоне от 3 до 3,25 балла. Так, переменная энергичности динамического компонента настойчивости менее выражена у «троечников», чем у «хорошистов». Выявлены значимые различия по переменной стеничности эмоционального компонента настойчивости. У успевающих студентов она сопровождается чувством радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, спокойствием при неудачах, что статистически достоверно отличает их от менее успевающих.

Различия установлены и по отношению к составляющим продуктивно-смыслового компонента настойчивости. Так, в группе «хорошистов» переменная осмысленности продуктивно-смыслового компонента имеет более высокое значение, чем в группе «троечников», это выражается в осознании нужности и необходимости применения волевых усилий для преодоления препятствий в ситуации учебно-профессиональной деятельности.

Изучение различий по рефлексивно-оценочному компоненту настойчивости показало, что студенты, имеющие больший средний балл успеваемости по предметам специально-профессионального блока, выделяются выраженностью эмоционально-личностных трудностей в настойчивости по сравнению с менее успевающими студентами. Это свидетельствует об ин-тернальной, ответственной и самокритичной позиции «хорошистов» по отношению к реализации собственной настойчивости.

Ключевые слова: настойчивость, системный подход, хорошо успевающие студенты, слабоуспевающие студенты, успеваемость студентов, уровень значимости, икритерия Стьюдента, компоненты настойчивости.

В настоящее время особо остро стоит вопрос обострения глобально-кризисных проблем: экологических, демографических, социальных, и в связи с этим особую актуальность приобретает поиск не только новых возможностей, но и ресурсов для их рационального решения.

Так, одним из эффективных путей решения обозначенных проблем является создание инновационных технологий как в традиционной производственной области, так и в других, не менее важных сферах человеческой деятельности. Для этого необходимы хорошо подготовленные про-

фессионалы, обладающие инициативой, настойчивостью, ответственностью, организованностью и творческим потенциалом. Безусловно, одним из важнейших факторов конструктивного реше- -

ния выше обозначенных проблем можно рассматривать компетентность и творческое мастерство специалистов.

Однако в настоящий период наша страна столкнулась с проблемами социально-психологической неподготовленности выпускника профильного вуза к работе в нестандартных условиях. Необходимо отметить, что сегодня накопление знаний при обучении утрачивает прежнюю ценность, поскольку происходит колоссальный рост информации, а также очень быстрый процесс ее устаревания. В этих условиях одной из основных задач профессиональных образовательных учреждений является целенаправленное формирование креативных качеств личности будущих специалистов, способности самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи.

Заметим, что имеющиеся научные исследования настойчивости решают в основном практико-методическую задачу поиска, проверки и отбора оптимальных методов и приемов развития этого свойства, но, к сожалению, в недостаточной степени опираются на научные представления о ее природе и структуре. Поэтому процесс создания таких методов и приемов был скорее случайным, в нем не учитывались системные взаимосвязи

В настоящий период наша страна столкнулась с проблемами социально-психологической неподготовленности выпускника профильного вуза к работе в нестандартных условиях.

структурных компонентов настойчивости1.

Анализ различных подходов к изучению профессионально важных качеств в области отбора кадров в опасных профессиях и состояния проблемы профессио-

Одной из основных задач профессиональных образовательных учреждений является целенаправленное формирование креативных качеств личности будущих специалистов, способности самостоятельно приобретать знания, генерировать новые научные, технические и социальные идеи.

нального обучения пожарных позволяет сделать заключение о том, что в психологии вопросы развития настойчивости у студентов высшей школы МЧС не были предметом комплексного исследо-

вания до последнего времени. Необходимость изучения свойств личности, в частности настойчивости, диктуется недостаточной разработанностью данной проблемы.

- Итак, настойчивость — системное свойство личности в совокупности установочно-це-левого, динамического, эмоционального, регу-ляторного, мотиваци-онного, когнитивного, продуктивного и рефлексивно-оценочного компонентов, проявляющееся в способности достигать цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия в ситуации риска или неопределенности. Компоненты настойчивости, ее психологическое содержание были определены в работах А.И. Крупнова, И.А. Новиковой и других исследователей. Целостный анализ структуры настойчивости как системного свойства помогает увидеть не только индивидуальную специфику ее внутренней структуры, но и своеобразие функционального взаимодействия с успеваемостью студентов по различным блокам дисциплин в процессе их обучения2.

С целью изучения настойчивости студентов высшей школы МЧС с различной успеваемостью нами была проведена исследовательская работа на базе Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России. В исследовании приняло участие 168 человек, обучающихся на 3-м курсе. Для диагностики индивидуальных особенностей настойчивости сту-

- дентов использовался бланковый тест «Настойчивость», разработанный А. И. Крупно -вым на основе системно-функциональной модели анализа свойств личности, Данный тест охватывает два основных аспекта и восемь шкал, соответствующих каждому из компонентов настойчивости как системного качества личности. Студентам необходимо было проставить индекс в каждом из предложенных суждений.

В исследовании был также использован метод экспертной оценки. Преподаватели должны были оценить каждого студента по блокам изучаемых дисциплин, а именно специально-професси- :

ональных, общепрофессиональных, общегуманитарных и социально-экономических.

Обратимся к результатам математико-статистического анализа настойчивости студентов. Для этого вся совокупность собранных нами эмпирических сведений о проявлении этого свойства с помощью ^критерия Стьюдента была соотнесена с экспертной оценкой учебной успеваемости студентов по направлениям предметного блока профессиональной подготовки, что позволило выделить полярные группы успевающих и неуспевающих. Далее, настойчивость в совокупности разноуровневых проявлений соотносилась с индивидуальными средними показателями уровня профессиональной подготовки по блокам дисциплин, описанным ниже. В связи с тем, что разброс оценок по учебным предметам находится

У успевающих студентов настойчивость сопровождается чувством радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела; спокойствием при неудачах, что статистически достоверно отличает их от менее успевающих.

в диапазоне 2 баллов (от 3 до 5), показатели успеваемости студентов приводились к средним значениям (обобщались) по нескольким блокам дисциплин:

= — специально-профессиональные дисциплины (пожарная техника, опасные факторы пожаров, пожар-но-строевая подготовка, физико-химические основы развития и тушения пожаров, пожарная и производственная автоматика); = — общепрофессиональные дисциплины (водоснабжение, здания и сооружения, электротехника и электроника);

— общегуманитарные и социально-экономические дисциплины (право, экономика, менеджмент, психология и педагогика, профессиональная этика, иностранный язык).

Погрупповое сопоставление средних баллов по блокам успеваемости и особенностей выраженности компонентов настойчивости методом расчета ^критерия Стьюдента показало наличие различий

Таблица 1

Статистическая оценка средних показателей настойчивости студентов по блоку специально-профессиональных дисциплин

Компоненты настойчивости Группа слабоуспевающих студентов N=65, ср.балл 3-3,25 Группа хорошо успевающих студентов N=65, ср.балл 4,25-4,75 ^критерий Стьюдента р-уровень значимости

Установочно-целевой компонент Общественно значимые цели 36,517 37,180 -0,496 0,621

Личностно значимые цели 40,733 41,000 -0,214 0,831

Динамический компонент Энергичность 32,300 34,634 -2,058 0,042

Аэнергичность 14,833 13,480 1,147 0,134

Эмоциональный компонент Стеничность 35,150 39,113 -2,892 0,031

Астеничность 23,500 22,380 0,666 0,507

Регуляторный компонент Интернальность 32,267 32,180 0,059 0,953

Экстернальность 16,367 16,620 -0,157 0,876

Мотивационный компонент Социоцентричность 34,067 34,900 -0,488 0,627

Эгоцентричность 39,233 39,100 0,116 0,908

Когнитивный компонент Осмысленность 33,383 37,028 -2,387 0,018

Осведомленность 20,867 22,280 -0,631 0,530

Продуктивный компонент Предметная сфера 31,900 36,634 -3,248 0,001

Субъектная сфера 38,383 40,420 -1,549 0,124

Рефлексивно- оценочный компонент Операциональные трудности 11,000 8,980 1,203 0,232

Эмоциональные трудности 6,333 10,648 -2,412 0,002

Примечание. Знак «минус» перед коэффициентом ^критерия Стьюдента в таблице и далее по тексту свидетельствует о большем значении показателя у второй сравниваемой группы, чем у первой. Жирным шрифтом выделены значимые 1- критерий и р-уровень значимости.

между группами хорошо и слабоуспеваю- деятельности. Установлены значимые раз-щих студентов. личия по результатам эмоциональной сте-

Студенты, имеющие средний балл ничности в настойчивости. У успевающих по блоку специально-профессиональных студентов настойчивость сопровождается

дисциплин в диапазоне от 4,25 до 4,75 отличаются по проявлению настойчивости от студентов, имеющих оценки в диапазоне от 3 до 3,25 балла. Так, энергичность динамического компонента настойчивости менее выражена у слабо-

Менее успешные в учебной деятельности студенты недостатки

собственной настойчивости склонны рассматривать с позиции

ситуации ее проявления, оценивая в пространстве случаи, случайности, удачи и неудачи.

чувством радости при преодолении препятствий, гордости при достижении цели, оптимизма в начале нового дела, спокойствием при неудачах, что статистически достоверно отличает их от менее успевающих (Ч-крит. = —2,892,

успевающих студентов, чем у «хорошистов» р = 0,031). Данные представлены в табл. 14. (1-крит. = —2,058, р = 0,042)3. Эта особен- Различия выявлены и по отноше-

ность свидетельствует о проявлении силы нию к составляющим продуктивно-смыс-

и интенсивности настойчивости в ситуации лового компонента настойчивости. Так,

Таблица 2

Статистическая оценка средних показателей настойчивости студентов по блоку общепрофессиональных дисциплин

Компоненты настойчивости Группа слабоуспевающих студентов N=65, ср.балл 3-3,25 Группа хорошо успевающих студентов N=65, ср.балл 4,25-4,75 1-критерий Стьюдента р-уровень значимости

Установочно-целевой компонент Общественно значимые цели 37,554 36,385 0,926 0,356

Личностно значимые цели 41,154 40,508 0,617 0,539

Динамический компонент Энергичность 32,815 34,662 -1,591 0,114

Аэнергичность 15,569 14,477 1,087 0,139

Эмоциональный компонент Стеничность 36,908 37,892 -0,911 0,364

Астеничность 24,862 23,262 1,105 0,271

Регуляторный компонент Интернальность 31,492 33,170 -1,248 0,215

Экстернальность 16,892 15,738 0,800 0,425

Мотивационный компонент Социоцентричность 34,785 35,323 -0,367 0,714

Эгоцентричность 39,015 39,385 -0,346 0,730

Когнитивный компонент Осмысленность 36,692 37,431 -2,970 0,003

Осведомленность 21,846 21,600 1,082 0,139

Продуктивный компонент Предметная сфера 33,508 34,892 -0,982 0,335

Субъектная сфера 38,738 40,031 -1,127 0,262

Рефлексивно- оценочный компонент Операциональные трудности 11,415 10,231 0,721 0,472

Эмоциональные трудности 8,154 8,646 -0,282 0,778

группа хорошо успевающих студентов отличается большим проявлением осмысленности в настойчивости, чем группа слабоуспевающих (1-крит. = -2,387, р = = 0,018), что выражается в осознании нужности и необходимости применения волевых усилий для преодоления возникающих препятствий в ситуации учебной и профессиональной деятельности.

Осмысленность настойчивости успешных в учебе студентов дополняется ее продуктивной предметностью, что также подтверждается результатами анализа (1-крит. = = -3,248, р = 0,001). С точки зрения учебной деятельности студенты с выраженностью данного параметра отличаются четкой постановкой цели и определением задач, самоконтролем процесса достижения результата. Студенты с низким уровнем предметности в настойчивости характеризуются распылением, спонтанностью, беспредметностью настойчивости.

Изучение различий по рефлексивно-оценочному компоненту настойчивости показало, что студенты, имеющие больший средний балл успеваемости по предметам специально-профессионального блока отличаются выраженностью эмоционально-личностных трудностей в настойчивости по отношению к менее успевающим студентам (1-крит. = -2,412, р = 0,002). Этот факт свидетельствует об ин-тернальной, ответственной и самокритичной позиции «хорошистов» по отношению к собственной настойчивости. Недостатки в проявлении настойчивости видятся им в качестве повода для дальнейшего самосовершенствования и саморазвития. Менее успешные в учебной деятельности студенты недостатки собственной настойчивости склонны рассматривать с позиции ситуации ее проявления, оценивая в пространстве случаи, случайности, удачи и неудачи.

Таблица 3

Статистическая оценка средних показателей настойчивости студентов по блоку общегуманитарных и социальных дисциплин

Компоненты настойчивости Группа слабоуспевающих студентов N=65, ср.балл 3-3,25 Группа хорошо успевающих студентов N=65, ср.балл 4,25-4,75 ^критерий Стьюдента р-уровень значимости

Установочно-целевые компоненты Общественно значимые цели 37,308 36,385 0,683 0,496

Личностно значимые цели 41,862 39,585 1,953 0,053

Динамический компонент Энергичность 33,431 34,415 -0,852 0,396

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аэнергичность 13,692 12,169 2,101 0,030

Эмоциональный компонент Стеничность 37,215 37,062 0,147 0,883

Астеничность 24,600 22,062 1,728 0,086

Регуляторный компонент Интернальность 32,246 32,508 -0,194 0,847

Экстернальность 16,554 15,862 0,489 0,626

Мотивационный компонент Социоцентричность 34,831 35,184 -0,236 0,814

Эгоцентричность 38,969 40,062 -1,008 0,315

Когнитивный компонент Осмысленность 35,277 35,969 -0,448 0,655

Осведомленность 19,646 20,354 -0,344 0,732

Продуктивный компонент Предметная сфера 34,200 36,538 -2,642 0,010

Субъектная сфера 38,892 40,985 -1,911 0,058

Рефлексивно- оценочный компонент Операциональные трудности 9,646 9,292 0,235 0,815

Эмоциональные трудности 9,215 9,862 -0,326 0,022

В качестве вывода следует отметить, что блок специально-профессиональных дисциплин ориентирован на приобретение профессионально значимых знаний, умений и навыков по организации тушения пожара, обеспечения защиты жизни и здоровья пострадавших, и высокий уровень успеваемости по этому блоку напрямую связан с эффективностью профессиональной деятельности будущих пожарных. Различия в проявлении настойчивости по отношению к оценке уровня профессиональной подготовленности показывает, что более успешные студенты отличаются сформированностью компонентов настойчивости по отношению как к инструментальным, так и содержательным ее характеристикам5.

Погрупповое сопоставление проявлений параметров настойчивости в связи с учебной успеваемостью студентов по блоку общепрофессиональных дисциплин выявило только одно статистически значимое различие — на уровне когнитивного компонента (см. табл. 2).

Студенты, успешно осваивающие учебные предметы общепрофессионального блока, обнаруживают больший уровень осмысленности в настойчиво -сти, чем менее успешные (1-крит.= —2,970, р = 0,003). Отсутствие значимых различий по другим компонентам настойчивости можно интерпретировать в связи со спецификой вошедших в блок дисциплин. Вероятно, что совокупность таких факторов, как характер учебного материала и формы его контро-

Студенты, успешно осваивающие учебные предметы общепрофессионального блока, обнаруживают больший уровень осмысленности в настойчивости, чем менее успешные.

ля, отношение студентов к изучаемым дисциплинам, нивелирует инструментальные проявления и выражается только по отношению к содержательным компонентам настойчивости.

Подобная тенденция наблюдается по отношению к блоку общегуманитарных и соци-ально-экономическых дисциплин. Успешность их освоения статистически значимо отражается на проявлении динамической аэнергичности и предметной продуктивности в настойчивости (см. табл. 3). Так, студенты, не справляющиеся с освоением учебных предметов (имеющие средний балл 3-3,25, группа из 54 человек) характеризуются нерегулярностью проявлений настойчивости, отсутствием планомерности в достижении цели, отвлечением на посторонние дела, сниженным волевым усилием, отказами от выполнения ранее запланированного, переносом дел «на потом» - по отношению к более успешным студентам (средний балл 4,5-4,75, группа из 51 человека) (1-крит. = 2,101, р = 0,030).

Межгрупповые статистические различия наблюдаются и по отношению к предметной продуктивности (1-крит. = -2,642, р = 0,010). Успевающие студенты в большей степени склонны ориентироваться при достижении результата на конкретную цель, упорно и целеустремленно ее достигая. В учебной деятельности это выражается в планомерном усвоении теоретического лекционного материала, работе на семинарских и практических занятиях, активном контакте с преподавателем в течение всего семестра. Менее успешные студенты демонстрируют противоположный стиль учебной деятельности, характеризующийся невовлеченностью в учебный процесс, отсутствием систематизации лекционного материала, недостаточным освоением отдельных дидактических единиц, тем и разделов дисциплины, спонтанностью в подготовке к практическим и семинарским занятиям.

Студенты, не справляющиеся с освоением учебных предметов, характеризуются нерегулярностью проявлений настойчивости,

отсутствием планомерности в достижении цели, отвлечением на посторонние дела, сниженным

волевым усилием, отказами от выполнения ранее запланированного, переносом дел «на потом» - по отношению к более успешным студентам .

Итак, изучение индивидуальных особенностей каждого компонента настойчивости у хорошо и слабоуспевающих студентов высшей школы МЧС, а также погруппо-вое сопоставление проявлений настойчивости позволяет отметить, что наибольшие различия выявлены по блоку специальных профессиональных дисциплин.

Студенты, отличающиеся высоким уровнем выраженности настойчивости, обладают более высоким уровнем успеваемости и по специальным дисциплинам, что влияет на эффективность профессиональной деятельности будущих специалистов. К сожалению, это не нашло подтверждения по блокам общепрофессионального, общегуманитарного и социально-экономического циклов.

Но в целом, подчеркнем, настойчивость студентов высшей школы МЧС с разной успеваемостью в количественном отношении характеризуется следующими переменными: энергичность динамического компонента, стеничность эмоционального компонента, осмысленность когнитивного компонента, предметная сфера продуктивного компонента и эмоциональные трудности рефлексивно-оценочного компонента.

т

Литература

1. Чуваткина Н.В. Специфика проявлений настойчивости у студентов высшей школы МЧС с разной успеваемостью // автореф. дисс.... канд. психол. наук. Москва, 2009. 22 с.

2. Крупнов А.И., Зиньковская С.М., Шнайдер Н.В. Системная диагностика и коррекция инициативности и настойчивости: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 2011. 190 с.

3. Чуваткина Н.В. Специфика проявлений настойчивости у студентов высшей школы МЧС с разной успеваемостью // автореф. дисс.. канд. психол. наук. Москва, 2009. 22 с.

4. Там же.

5. Там же.

STATISTICAL EVALUATION OF THE AVERAGE PERSISTENCE FACTORS OF THE STUDENTS OF HIGHER SCHOOLS OF THE EMERGENCY MINISTRY

N. V. Schneider, Candidate of Psychology, Docent of Department of Personnel Management,

Ural State Mining University, A. V. Schneider, Candidate of Technology, Docent, Head of Department of Fire Automatics, I. N. Romanova, Applicant, Lecturer of Department of Foreign Languages, O. Y. Demchenko, Candidate of Psychology, Senior Researcher of Population information support and technology of information support Russian Emergency System and Industrial Safety, Ural Institute of State Fire Service of Russian Ministry of Emergency Situations, Ekaterinburg, Russia,

nchuvatkina@mail.ru

In this article the authors consider the statistical evaluation of the average persistence of the students of higher school of the Emergency Ministry in the specially qualified, general professional, humanities and socioeconomic disciplines. The results showed that students, having average grade in the range of 4.25 to 4, 75 on for professional disciplines, differ from students having rated in the range of 3 to 3.25 points by manifestations of their persistence parameters. Thus, the variable component of the dynamic vitality of persistence is less expressed at lower-achieving students than advanced ones. It was determined the significant differences in the variable component of emotional persistence.

As to advanced students, their persistence is accompanied by a sense of joy in overcoming obstacles, by a sense of proud to achieve the objective, by a sense of optimism at the beginning of a new business, by a sense of tranquility at failures. All these things significantly distinguish from lower-achieving ones. Differences are set in relation to the components of efficient — conceptual persistence component. So, in the advanced students group the meaningfulness of efficient — conceptual component has a higher value than in the lower —achieving group «. It is expressed in recognizing the need and importance for relevance and willpower to overcome obstacles in educational activity.

Differences in harmonic variable of productive component are statistically significant. As to the lower-achieving students, their objectivity variable is less evaluated than in the well-performing students group. With regard to learning activities such students are characterized by a clear statement of goals, setting targets, developed self-control in the process of achieving a result. As to the lower-achieving students, they are described by spontaneity in the implementation of persistence.

Studying of the differences in reflective-evaluative component of persistence showed that students with higher average grade on specially-professional subjects allocate their emotional and personal difficulties in persistence compared to less successful students. This attests to the internal, responsible and self-critical position of advanced students in relation to the implementation of their own persistence.

Key words: persistence, systematic approach, advanced students, lower-achieving students, students' advancement, the significance level, Student t-test, persistence component.

References

1. Chuvatkina N.V. Spetsifika proiavlenii nastoichivosti u studentov vysshei shkoly MChS s raznoi uspevaemost'iu. Avtoref. diss.... kand. psikhol. nauk [The specific manifestations of perseverance among students of the higher school of the Ministry of emergency situations with different progress. Abstract of thesis candidate of psychology studies]. Moscow, 2009. 22 p.

2. Krupnov A.I., Zin'kovskaia S.M., Shnaider N.V. Sistemnaia diagnostika i korrektsiia initsiativnosti i nastoichivosti. Uchebnoe posobie [System diagnostics and correction of initiative and persistence. study book], Ekaterinburg, Izd-vo UGGU Publ., 2011. 190 p.

3. Chuvatkina N.V. Spetsifika proiavlenii nastoichivosti u studentov vysshei shkoly MChS s raznoi uspevaemost'iu. Avtoref. diss.. kand. psikhol. nauk [The specific manifestations of perseverance among students of the higher

school of the Ministry of emergency situations with different progress. Abstract of thesis candidate of psychology studies]. Moscow, 2009. 22 p.

4. Chuvatkina N.V. Spetsifika proiavlenii nastoichivosti u studentov vysshei shkoly MChS s raznoi uspevaemost'iu. Avtoref. diss.. kand. psikhol. nauk [The specific manifestations of perseverance among students of the higher school of the Ministry of emergency situations with different progress. Abstract of thesis candidate of psychology studies]. Moscow, 2009. 22 p.

5. Chuvatkina N.V. Spetsifika proiavlenii nastoichivosti u studentov vysshei shkoly MChS s raznoi uspevaemost'iu. Avtoref. diss.. kand. psikhol. nauk [The specific manifestations of perseverance among students of the higher school of the Ministry of emergency situations with different progress. Abstract of thesis candidate of psychology studies]. Moscow, 2009. 22 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.