typical features of confidence with commercial organizations employees' level of self-actualization: diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2011. 174 p. (in Russian).
8. Kazantceva O. A. Individual 'no-tipicheskie osobennosti otvetstvennosti lichnosti studentov: dis. ... kand. psikhol. nauk (Individually-typical features of responsibility in students' personality: diss. ... cand. of psychology). Biysk, 2008. 166 p. (in Russian).
9. Kudinov S. I., Kudinov S. S. Psikhologicheskiy analiz tipologicheskikh proyavleniy obshchitel'nosti lichnosti (Psychological analysis of typological manifestations of person' sociability). Vestn. Tambov un-ta. Ser. Gumani-tarnye nauki (Tambov University Reports. Ser. Humanities), 2008, no. 3 (59), pp. 282-288 (in Russian).
10. Kudinov S. I., Kudinova I. B., Kudinov S. S. Psikho-logicheskiy analiz proyavleniya patriotichnosti lichnosti u studentov (Psychological analysis of individual manifestations of patriotism among students). Vestn. RUDN. Ser. Psikhologiya i pedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogy and Psychology), 2013, no. 2, pp. 5-13 (in Russian).
11. Kudinov S. I., Rusakova N. G. Psikhologicheskiy analiz tipologicheskikh proyavleniy organizovannosti lichnosti (Psychological analysis of typological manifestations of person' organization). Vestn. RUDN. Ser. Psikhologiya i pedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogy and Psychology), 2007, no. 2, pp. 24-32 (in Russian).
12. Stakina Yu. M. Individual 'no-tipicheskie osobennosti lyuboznatel 'nosti i spetsifika ikh proyavleniy v uchebnoy deyatel'nosti studentov: dis. . . . kand. psikhol. nauk (Individual and typical peculiarities of inquisitiveness and their manifestations specificity in students' activity: diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2006. 196 p. (in Russian).
13. Shlyakhta D. A. Individual'no-tipicheskie osoben-nosti aktivnosti lichnosti v kommunikativnoy, volevoy i poznavatel 'noy sferakh: dis . . . kand. psikhol. nauk. (Individually-typical characteristics of personal activity in communicative, volitional and cognitive spheres: diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2009. 203 p. (in Russian).
14. Shurukhina G. A. Individual 'no-tipicheskie osobennosti proyavleniya i garmonizatsii initsiativnosti starshikh shkol'nikov i studentov: dis. ... kand. psikhol. nauk (Individually-typical peculiarities of manifestation and harmonization of senior pupils' and students' initiative: diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2011. 253 p. (in Russian).
15. Shlyakhta D. A. K probleme ustoychivosti tipov v proy-avleniyakh chert kharaktera (On problem of stability in personality traits types). Vestn. RUDN. Ser. Psikhologiya ipedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogy and Psychology), 2008, no. 1, pp. 50-57 (in Russian).
16. Vorob'eva A. A., Novikova I. A., Shlyakhta D. A. Tipologicheskie osobennosti nastoychivosti i lyubo-znatel'nosti u studentov razlichnykh napravleniy obu-cheniya (Typological features of persistence and curiosity in students of different fields of study). Akmeologia (Acmeology), 2014, no. S 3-4, pp. 54-55 (in Russian).
17. Novikova I. A., Shlyakhta D. A. Individual'no-tipicheskie osobennosti lichnostnoy aktivnosti v kommunikativnoy sfere (Individually-typical features of personal activity in communication field). Vestn. RUDN. Ser. Psikhologiya i pedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogy and Psychology), 2009, no. 1, pp. 36-40 (in Russian).
18. Krupnov A. I. Psikhodiagnostika svoystv lichnosti i temperamenta (Psychodiagnostics of personality traits and temperament). Moscow, 2008. 56 p. (in Russian).
УДК159.923
ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ
С. С. Кудинов, Н. П. Авдеев
Кудинов Станислав Сергеевич - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Email: [email protected]
Авдеев Николай Павлович - соискатель, кафедра социальной и дифференциальной психологии, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия Email: [email protected]
Представлены результаты эмпирического исследования характеристик самореализации в соотношении с разным уровнем настойчивости, выполненного на студенческой выборке в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности А. И. Крупнова. Применение комплекса психодиагностического инструментария: «Многомерного опросника са-
мореализации личности» (С. И. Кудинова), экспресс-шкальной оценки самореализации (С. И. Кудинова), «Бланкового теста самореализации (С. И. Кудинова), «Бланкового теста настойчивости (А. И. Крупнова), сравнительного, факторного анализа позволило выявить статистически значимые различия в специфике самореализации студентов, отличающихся уровнем проявления настой-
© Кудинов С. С, Авдеев Н. П., 2016
чивости. Респонденты с высоким уровнем настойчивости более успешно реализуются в разных сферах жизнедеятельности благодаря выраженной активности, оптимистичности, высокой мотивированности, креативным способам и приемам самовыражения, интернальной саморегуляции и конструктивности поведения. Студентам с низким уровнем настойчивости успешной самореализации препятствуют пассивность, пессимистичность, экстернальный локус самоконтроля, высокий уровень барьеров и стандартные, простые схемы самовыражения. Ключевые слова: настойчивость, самореализация, студенты, уровневые характеристики, самовыражение.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-1 -65-70
Введение
Согласно многочисленным современным исследованиям, самореализация способствует не только развитию профессиональных, социальных и личностных компетенций, но и обеспечивает уровень качества жизни, который оказывает влияние на все стороны жизни и деятельности человека [1]. Большинство отечественных исследований, в которых разрабатывается проблема самореализации личности, посвящены таким проблемам, как: самореализация в основных сферах жизнедеятельности [2]; специфика профессиональной самореализации [3]; самореализация личности студентов в период профессиональной подготовки [4]; самореализация в зрелом и пожилом возрасте [5]; гендерные стереотипы самореализации [6]; влияние творческой самореализации на психологическую адаптацию студентов [7].
В данной связи встает вопрос, касающийся максимального использования внутренних ресурсов для полноценного самоосуществления личности [8]. Одним из таких ресурсов является настойчивость как свойство личности, выражающееся в эффективном отстаивании и продвижении своей позиции, убеждений и ценностей и, как следствие, обеспечивающее успешность самореализации в обществе [9]. Проблема взаимозависимости самореализации и настойчивости требует тщательного рассмотрения в период профессиональной подготовки, поскольку является залогом успешной профессионализации будущих специалистов на начальном этапе. Данные о соотношении самореализации и настойчивости могут служить основой для разработки научно обоснованных программ гармонизации этих феноменов с целью оптимизации профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров.
Выборка, методики и методы исследования
Исследование проводилось в России, в г. Тольятти. В пилотажном этапе исследования приняли участие 180 человек, юноши и девушки представлены в равных пропорциях, студенты заочного отделения Тольяттинского
государственного университета и Самарской гуманитарной академии в возрасте 22-30 лет.
Для решения исследовательской задачи был применен комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования: тестирование, анкетирование, метод экспертных оценок, эксперимент; методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической статистики (критерий Колмогорова - Смирнова, t-критерий Стьюден-та, коэффициент линейной корреляции Пирсона, факторный, дисперсионный и кластерный анализ - программа SPSS 11.5). Качественный анализ полученных результатов основан на сопоставлении, иерархии выраженности и доминирования структурных переменных настойчивости и самореализации.
При диагностике самореализации личности применялись « Многомерный опросник самореализации личности» (С. И. Кудинова), экспресс-шкальная оценка самореализации и «Бланковый тест самореализации», разработанные С. И. Ку -диновым, а также авторская анкета «Самооценка самореализации личности». Для изучения настойчивости личности использовались «Бланковый тест настойчивости», разработанный А. И. Крупновым, авторская анкета «Настойчивость» и разработанный авторский «Экспериментальный тест настойчивости».
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования настойчивости у студентов с помощью разных методов исследования и их последующая количественная и качественная обработка позволили установить различные уровни проявления данного свойства личности у испытуемых. На первом этапе обработки были проанализированы данные эксперимента, где требовалось из трех наборов слов составить три предложения. Во втором задании испытуемым предлагалось решить три головоломки; в третьем задании нужно было использовать 12 слов минимально в трех, а максимально в шести четверостишиях, время не ограничивалось. Результаты распределились следующим образом: высокий уровень настойчивости диагностировался у 36 испытуемых, средний уровень у 71 студента и низкий у 73 респондентов.
Результаты эксперимента позволили распределить испытуемых в три группы по уровню выраженности настойчивости. На следующем этапе были проанализированы результаты по тесту суждений настойчивости, бланковому тесту настойчивости и авторскому опроснику настойчивости. При анализе авторской анкеты самооценки настойчивости результаты показали сходство с данными эксперимента в уровнях настойчивости. Результаты, полученные по методи-
кам А. И. Крупнова, обнаружили идентичность выраженности показателей. При сопоставлении с данными эксперимента было установлено, что самые высокие показатели по гармоническим переменным настойчивости, характеризующие успешность проявления данного свойства личности, зафиксированы у респондентов, условно выделенных в группу с высоким уровнем развития данного качества, а самые высокие показатели по агармоническим характеристикам выявлены у респондентов, условно включенных в группу с низким уровнем настойчивости.
Для подтверждения условно выделенных групп испытуемых по уровням проявления настойчивости был проведен кластерный анализ показателей. По результатам этого анализа была доказана правомерность условного выделения вышеназванных групп испытуемых. Так, выборка, включающая 180 человек, была распределена следующим образом: в первый кластер вошли 36 человек, во второй - 79, в третий - 65. Фактором, доказывающим гомогенность и специфичность каждого из кластеров, выступили результаты сравнения дисперсий.
Для определения выявленных отличий в разных группах был проведен сравнительный анализ с помощью ^критерия Стъюдента между биполярными переменными в каждом компоненте настойчивости. В первом кластере, относящемся к высокому уровню настойчивости, были установлены достоверные различия между показателями: эргичность в динамическом компоненте существенно превосходит аэргичность; в регуляторном компоненте переменная «интернальность» количественно доминирует над экстернальностью; стенические эмоции выражены более, чем астенические; в когнитивном компоненте осмысленность превосходит осведомленность.
Второй кластер, относящийся к среднему уровню настойчивости, также содержит ряд статистически значимых отличий характеристик внутри компонентов. В инструментально-стилевых характеристиках эргичность выражена больше аэргичности; астеничность доминирует над стеничностью; экстернальность превосходит интернальность. В мотивационно-смысловом блоке личностно значимые цели проявления настойчивости существенно превосходят социально значимые, а в продуктивном компоненте личностно значимая результативность превосходит предметно-коммуникативную, различий других компонентов не обнаружено.
В третьем кластере, соответствующем низкому уровню настойчивости, доминирующая роль в основном принадлежит агармоническим переменным: в динамическом компоненте аэргичность превосходит на статистически значимом уровне эргичность в эмоциональном компоненте, астенические эмоции доминируют над стеническими; в
регуляторном экстернальный локус контроля статистически значимо превосходит интернальный; в когнитивном компоненте осведомленность также статистически значимо превосходит осмысленность. Обнаруженные статистически значимые различия внутри каждого из компонентов настойчивости позволяют рассмотреть специфичность проявления данного свойства личности в одном из выявленных типов, характеризуя успешность либо неуспешность настойчивого поведения. Иными словами, выявленные количественные отличия в разных кластерах характеризуют уровни проявления настойчивости. Судя по доминированию переменных, можно утверждать, что в первый кластер вошли испытуемые с высоким уровнем проявления данного свойства. Второй кластер представляют испытуемые со средним уровнем выраженности обсуждаемого свойства, и третий кластер составили испытуемые с низким уровнем настойчивости.
Анализ иерархической структуры переменных настойчивости у респондентов с низким уровнем проявления этого качества позволил установить доминирование в инструментально-стилевом блоке таких характеристик, как астеничность, аэргичность и экстернальность, а в мотивационно-смысловом - осведомленности. Выявленный набор характеристик и определяет механизм проявления настойчивости, в данном случае это низкий ее уровень, за счет доминирования пассивности и инертности поведения, снижения эмоционального тонуса, слабой внутренней саморегуляции и несформированной системы знаний, умений и навыков настойчивого поведения.
Отличительными особенностями проявления высокого уровня настойчивости у студентов являются разнонаправленная сфера целевых установок, широкий диапазон побудительных мотивов и сферы реализации настойчивости при выраженной активности и вариативности поведения, хорошей саморегуляции настойчивого поведения и оптимистичности.
Рассмотрим далее количественные и качественные характеристики самореализации у студентов с высоким и низким уровнями проявления настойчивости. Результаты анкетирования позволили заключить, что самореализация как психологическое образование вполне адекватно характеризуется испытуемыми с низким уровнем настойчивости, что дает возможность более детально рассмотреть данный феномен у них с помощью многомерного опросника самореализации личности. Так, полученные эмпирические результаты по данной методике свидетельствуют о том, что самые большие количественные показатели имеют такие характеристики, как инертность, пессимистичность, деструктивность, консервативность, личностные и социальные
барьеры самореализации. Уровень выраженности этих характеристик относится к средне-высокому. На вторых позициях расположены в количественном выражении такие параметры, как активность, экстернальность, эгоцентризм и конструктивность. Перечисленные признаки соответствуют среднему уровню выраженности. И третью группу составили оставшиеся признаки самореализации: социально-корпоративные цели и личностно значимые установки самореализации - оптимистично сть, интернальный самоконтроль, социоцентрическая мотивация и креативность. Все отмеченные признаки по степени выраженности соответствуют низкому уровню проявления. Распределение признаков самореализации по количественной шкале определяет значимость каждого параметра в механизме данного феномена, определяя ее специфическую обусловленность. В представленной иерархической модели основную функциональную нагрузку в проявлении самореализации несут характеристики, вошедшие в первую группу.
Прокомментируем данное высказывание с точки зрения качественного анализа: учитывая, что в первую группу вошли исключительно агармонические характеристики, следует предполагать их негативное влияние на процесс самореализации. Прежде всего, интерпретируем каждую характеристику: так, инертность является барьером к проявлению активности личности, студенты данной группы в большей степени склонны быть пассивными, не проявляют инициативности и целеустремленности, их активность появляется только в вынужденных ситуациях. Более того, это усугубляется их пессимистическим настроением: они слишком не уверены в своих возможностях и способностях, ориентируются чаще всего на неудачу и не верят в свой успех, при самовыражении используют общеизвестные формы, способы и приемы, не стремятся креативно себя преподнести, ориентируются на стандартные схемы. По всей видимости, их консерватизм является чертой характера, им трудно что-либо менять, с чем-то экспериментировать, они склонны тихо сидеть на одном месте, не высовываясь. Возможно, что такое поведение обусловлено значительными социальными и личностными барьерами. С одной стороны, они имеют ограниченный поведенческий ресурс для самоосуществления, не владеют поведенческой гибкостью и вариативностью, не обладают хорошими коммуникативными и социальными компетенциями, отсюда их доминирующий консерватизм. Но, с другой стороны, у них много личностных комплексов: это их неуверенность, стеснительность, тревожность и т.д. Все это в совокупности, скорее всего, обеспечивает им деструктивный исход самореализации: иными словами, их попытки как-то самореализоваться
являются столь непродуктивными, что дополнительно вызывают разочарование и апатию, оказывая разрушительное влияние на личность.
В психологической структуре самореализации, выявленной с помощью корреляционного и факторного анализа, установлено, что основными конструктами являются инертность, деструк-тивность, личностные и социальные барьеры, определяющие специфичность этого феномена. Другие связи характеризуются единичными эпизодами и не играют значительной роли в самореализации этих респондентов. В целом можно констатировать, что респонденты этой группы испытывают значительные трудности в полноценной самореализации в связи с дисбалансом отдельных характеристик в структуре данного феномена. Прежде всего, это касается мотива-ционных, когнитивных и инструментальных параметров. На это указывает как структурная организация переменных, так и данные анкетирования по самооценке самореализации студентов.
У студентов с высоким уровнем настойчивости анализ анкеты позволил заключить, что респонденты имеют глубокие сведения о феномене самореализация, представляют основные пространства для её успешного осуществления и достаточно высоко оценивают свой уровень самореализации в разных сферах жизнедеятельности. Результаты, полученные по многомерному опроснику самореализации личности, показывают, что наиболее выраженными количественно являются креативность, активность, социально значимые и эгоцентрические мотивы. Количественный показатель этих характеристик соответствует высокому уровню выраженности. На средне-высоком уровне расположены интер-нальность, конструктивность, оптимистичность, и личностно значимые намерения; на среднем уровне - социально-корпоративные намерения, консервативность и экстернальность. И наконец, последнюю группу - с низким уровнем выраженности - представляют инертность, пессимистичность, деструктивность, личностные и социальные барьеры проявления самореализации. С содержательной стороны, представленная иерархия выраженности структурных показателей самореализации свидетельствует о том, что респонденты очень интенсивно проявляют себя в повседневной жизни в разных сферах социума. Они стремятся включиться во все дела и мероприятия, постоянно проявляют инициативу, а порой являются организаторами массовых видов деятельности, инициируя окружающих к участию. Выраженная общая активность позволяет им одновременно выполнять несколько дел, не оставаться в стороне, чтобы ни происходило дома, на учебе или работе. Они легко адаптируются к новым условиям и незнакомым людям, применяют разные способы и приемы
самовыражения, проявляя гибкость и пластичность поведения. Их самовыражение отличается оригинальностью, а порой - неповторимостью, на что указывает их креативность, т. е. в самых разных ситуациях они учитывают внешние обстоятельства и свое состояние, исходя из чего реализуют те или иные схемы самоосуществления. Более того, у этих респондентов фиксируется очень высокий уровень побуждений к самовыражению. Примечательно, что их мотивация имеет широкий диапазон - от сугубо личностных мотивов, обеспечивающих удовлетворение эгоистических потребностей, например, связанных с повышением материального стимулирования либо карьерного роста, до социально значимых, обеспечивающих решение социально важных вопросов посредством самовыражения. Кроме того, данных респондентов отличает выраженный ин-тернальный локус контроля при самореализации: они в большинстве случаев полагаются исключительно на внутренние ресурсы и практически не принимают во внимание внешние обстоятельства и мнения других людей. В процессе самореализации респондентами движут оптимизм, предвосхищение положительных результатов, они чувствуют свою уверенность в действиях и поступках и прогнозируют исключительно благоприятный результат своей деятельности. Благодаря высокой активности, самоконтролю, осмысленным действиям, выраженной мотивации и оптимистично сти респонденты имеют хорошие показатели успешности самореализации, на что указывает их конструктивность. Таким образом, иерархический анализ характеристик самореализации позволяет констатировать достаточную успешность самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости.
В психологической структуре самореализации данных респондентов в качестве системообразующих характеристик, обеспечивающих плотные устойчивые связи с другими параметрами, выступили активность, креативность и оптимистич-ность. Данный набор признаков обеспечивает высокую продуктивность процесса самовыражения испытуемых. Результаты факторного анализа подтвердили исходные данные, полученные с помощью иерархического и корреляционного анализа эмпирических результатов исследования.
Таким образом, количественный и качественный анализ самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости свидетельствует о том, что они вполне удовлетворены результатами самореализации, имеют широкое пространство для самовыражения в учебной и профессиональной деятельности, семейных взаимоотношениях и социальных сообществах. Их самореализация характеризуется высокой активностью в разных жизненных пространствах, позитивной эмоционально-волевой регуляцией
своего поведения, деятельности и общения и нестандартными, оригинальными способами и приемами самовыражения.
Заключение
Проведенное эмпирическое исследование позволило подтвердить состоятельность выдвинутого предположения о том, что самореализация - это многомерное психологическое образование, детерминированное комплексом внешних и внутренних факторов, обеспечивающих успешность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности в процессе онтогенезе; позволило установить, что одним из факторов, оказывающих влияние на успешность самореализации, является настойчивость как базовое свойство личности. Полученные данные указывают, что высокий уровень проявления настойчивости обеспечивает успешность самореализации личности, в то время как низкий уровень сформированности этого качества не способствует полноценному самоосуществлению студентов в разных сферах жизнедеятельности. Полученный эмпирический материал о влиянии настойчивости на самореализацию личности позволит разрабатывать эффективные комплексные программы, способствующие оптимизации как настойчивости, так и самореализации личности.
Библиографический список
1. Айбазова С. Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 22 с.
2. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности : затруднения в профессиональной сфере. СПб., 2005. 222 с.
3. Воломеев С. А. Профессия как фактор самореализации личности : автореф. дис. ... канд. филос. наук. М., 1998. 18 с.
4. КостаковаИ. В. Роль общительности в самореализации личности студентов - будущих психологов : дис. канд. ... психол. наук. Тольятти, 2008. 186 с.
5. Козлова Т. З. Социальное время пенсионеров : этапы самореализации личности. М., 2003. 228 с.
6. Новикова И. А., Замалдинова Г. Н. Личностная уверенность и уровень самоактуализации сотрудников коммерческих организаций // Вестн. РУДН. Сер. Психология и педагогика. 2010. № 2. С. 21-26.
7. Кулагина И. В. Влияние творческой самореализации на социально-психологическую адаптацию студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. 23 с.
8. АрхипочкинаК. В. Взаимосвязь свойств темперамента
и самореализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 23 с.
9. Авдеев Н. П. Влияние настойчивости на успешность
самореализации личности студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2014. 23 с.
Peculiarities of Self-Realization in Students with Different Levels of Persistence Manifestation
Stanislav S. Kudinov
Peoples' Friendship University of Russia
10/2, Miklykho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Nikolay P. Avdeev
Peoples' Friendship University of Russia
10/2, Miklykho-Maklaya str., 117198, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
The results of empirical studies of the characteristics of self-realization in relation to the different levels of persistence, performed on a sample of students in the framework of the concept of dispositional personality traits and personality A. I. Krupnova. Application of a complex psychodiagnostic tools, «A multidimensional questionnaire self-realization» (S. I. Kudinov), «Express barchart self-assessment» (S. I. Kudinov), a blank test of self-realization (S. I. Kudinov), Test persistence (A. I. Krupnov), comparative, factorial analysis revealed statistically significant differences in the specifics of self-realization of students with different levels of manifestation of perseverance. Respondents with a high level of persistence of a successfully implemented in different spheres of life due to severe active, optimistic, highly motivated, creative methods and techniques of self-expression, self-regulation of Internal and constructive behavior. Students with low persistence successful self prevent passivity, pessimism, external locus of self-control, high barriers to standard, simple schemes expression. Key words: perseverance, self-realization, the students, level characteristics, self-expression.
References
1. Aybazova S. R. Rol'tsennostno-smyslovoy napravlennosti v dinamike samorealizatsii lichnosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Role of value-meaningful orientation in dynamics of personality's self-realization: autoref. diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2015. 22 p. (in Russian).
2. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere (Psychology of personality's self-realization: difficulties in professional field). St.-Petersburg, 2005. 222 p. (in Russian).
3. Volomeev S. A. Professiya kak faktor samorealizatsii lichnosti: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk (Occupation as factor in personality's self-realization: autoref. diss. ... cand. ofpsychology). Moscow,1998. 18 p. (in Russian).
4. Kostakova I. V. Rol' obshchitel'nosti v samorealizatsii lichnosti studentov - budushchikh psikhologov: diss. kand. ... psikhol. nauk (Role of sociability in students' -future psychologists' - self-realization). Tol'yatti, 2008. 186 p. (in Russian).
5. Kozlova T. Z. Sotsial'noe vremya pensionerov: etapy samorealizatsii lichnosti (Pensioners' social pastime: personality's self-realization stages). Moscow, 2003. 228 p. (in Russian).
6. Novikova I. A., Zamaldinova G. N. Lichnostnaya uverennost' i uroven ' samoaktualizatsii sotrudnikov kommercheskikh organizatsiy (Personal confidence and self-actualization level in employees of commercial organizations). Vestn. RUDN. Ser. Psikhologiya ipedagogika (PFUR Bulletin. Ser. Pedagogy and Psychology), 2010, no. 2, pp. 21-26 (in Russian).
7. Kulagina I. V. Vliyanie tvorcheskoy samorealizatsii na sotsial 'no-psikhologicheskuyu adaptatsiyu studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Influence of creative self-realization on students' social and psychological adaptation: autoref. diss. ... cand. of psychology). Moscow, 2011. 23 p. (in Russian).
8. Arkhipochkina K. V. Vzaimosvyaz 'svoystv temperamenta
i samorealizatsii lichnosti: avtoref. dis. . kand. psikhol. nauk (Relationship between temperament properties and personality's self-realization: autoref. dis. ... cand. of psychology). Moscow, 2015. 23 p. (in Russian).
9. Avdeev N. P. Vliyanie nastoychivosti na uspeshnost' samorealizatsii lichnosti studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (Impact of persistence on success of students' self-realization: autoref. dis. ... cand. of psychology). Moscow, 2014. 23 p. (in Russian).
УДК 37.015.3: 331.54
РИСКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
И. В. Арендачук
Арендачук Ирина Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Содержательно проанализированы социальные и психологические риски профессионального самоопределения старшеклассников. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке учащихся 9-х и 11-х классов общеобразовательной школы № 41 г. Саратова (Ы = 65). Ис-
пользовались методики: опросник «Ориентация» (В. Е. Сигачева, М. Н. Россохач); «Методика определения основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенкова); опросник «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчаровой); опросник «Виды навязанного выбора профессии» (А. А. Кибирева). Проанализи-
© Арендачук И. В., 2016