Научная статья на тему 'Особенности самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости'

Особенности самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СУБЪЕКТ / SUBJECT / НАСТОЙЧИВОСТЬ / PERSISTENCE / SELF-REALISATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович, Кудинов Станислав Сергеевич, Авдеев Николай Павлович

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования самореализации личности у студентов с высоким уровнем настойчивости. Рассматриваются отдельные характеристики самореализации, доминирующая сфера и структура данного феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Self-Realization in Students with High Level of Persistence

The results of the empirical research of personality self-realisation in students with a high level of persistence are discussed in the article. The certain characteristics of self-realisation, the dominant sphere and the structure of the phenomenon in question are considered.

Текст научной работы на тему «Особенности самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ НАСТОЙЧИВОСТИ

С.И. Кудинов, С.С. Кудинов, Н.П. Авдеев

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования самореализации личности у студентов с высоким уровнем настойчивости. Рассматриваются отдельные характеристики самореализации, доминирующая сфера и структура данного феномена.

Ключевые слова: самореализация, личность, субъект, настойчивость.

Выборка испытуемых с высоким уровнем настойчивости была сформирована на основе проведения бланкового теста настойчивости, экспресс-шкальной оценки настойчивости, разработанных А.И. Крупновым [1] и экспертной оценки настойчивости. Всего было выделено три группы студентов по уровню сформированно-сти данного свойства личности. В группу с высоким уровнем настойчивости были включены студенты с выраженными показателями по таким переменным свойства, как эргичность, интернальность, стеничность, осмысленность, а также по обеим мотивационным и продуктивным шкалам. Количественный показатель, по данным шкалам выраженный в баллах, свидетельствует о сформированности как формально-динамической, так и содержательно-смысловой составляющей данного свойства. В дальнейшем в процессе кластерного анализа данный вывод получил свое подтверждение. Содержательная характеристика проявления настойчивости с данным набором показателей достаточно подробно представлена в работе И.А. Пономаревой [5].

На следующем этапе исследования были изучены различные стороны самореализации. Прежде всего анализу подверглись результаты анкетирования, позволяющие определить степень адекватности понимания сущности данного феномена. По мнению студентов с высоким уровнем настойчивости, самореализация — это проявление своего физического, интеллектуального и личностного потенциала

в разных сферах жизнедеятельности. При выборе различных сфер самореализации эти респонденты поставили на первое место достижение высоких результатов в работе и учебе. На данный факт указали 89% студентов. Это говорит о том, что профессиональная и учебная деятельность для данной группы испытуемых являются значимыми сферами, где может происходить не только самореализация, но и развитие и становление как личностное, так и профессиональное. На второе место по степени значимости, где может происходить самореализация, респонденты поставили разные сферы жизнедеятельности (82%). Это могут быть увлечения, интересы, хобби и т.д. — все то, по мнению студентов, что захватывает человека, и он готов отдать себя всего этому делу. Третье место по степени выраженности занимает духовное саморазвитие (61%). При ответах студенты давали пояснение, что это развитие таких качеств, как честь, достоинство, совесть, позитивное восприятие предметов искусства, музыки и т.д. Скорее всего, здесь речь может идти как о нравственном, так и эстетическом развитии личности. Следующей позицией по количеству ответов является ответственное отношение к воспитанию детей, забота о семье и родителях. Больше половины респондентов (53%) считают, что личность может полностью реализоваться в семье, поскольку это очень ответственная и важная сфера в жизнедеятельности человека. Последнее место занимает участие в общественных мероприятиях на работе и в университете (49% студентов), т.е. около половины из них считают возможным полностью или частично реализоваться именно в общественных делах. Как показывает анализ ответов испытуемых, они имеют адекватные сформированные представления как о феномене самореализация, так и сферах, где может происходить самовыражение человека, причем они хорошо представляют, как это можно сделать, т.е. осведомлены о методах, формах и приемах самовыражения. Наиболее распространенные ответы испытуемых сводятся к следующему. Нужно правильно определить свое место в жизни, выбрав любимое дело, профессию, создав хорошую, благополучную семью. Необходимо любить свою работу, и тогда можно полностью отдать себя любимому делу. Выбрав правильно профессиональный путь, необходимо постоянно профессионально совершенствоваться, начиная со студенческой скамьи. Чтобы быть интересным человеком, нужно совершенствовать себя как личность и т.д. Из представленных ответов можно видеть, что самым важным в самореализации эти студенты считают каждодневный труд, приносящий удовлетворение. Иными словами, респонденты считают, что самореализация может происходить в процессе результативной трудовой деятельности, приносящей удовлетворенность человеку.

Вторая часть анкеты оценивала самооценку самореализации респондентов в процентном отношении в разных сферах жизнедеятельности. Иными словами, испытуемые должны оценить, на сколько процентов каждый из них самореализовался в той или иной сфере. Всего было выделено четыре сферы: сфера семейных отношений, профессиональная и учебная деятельность, общественная социально значимая жизнь (неформальные организации, политические партии, движения, общественные организации и т.д.), а также физическое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное саморазвитие субъекта.

В результате самооценки на первое место по масштабности самореализации, где чаще всего происходит самовыражение, студенты поставили сферу профессиональной и учебной деятельности (74% испытуемых). По всей видимости, высокие показатели их настойчивости обеспечивают респондентам успешное выполнение как профессиональной, так и учебной деятельности, принося радость, удовлетворение, что способствует большей отдачи и большему вложению своих ресурсов в деятельность, а, следовательно, большей самореализации. Отметим, что в группе респондентов с низким уровнем настойчивости доминирующей сферой, где они самореализованы, выступает недифференцированная среда, т.е. увлечения, хобби и т.д. — все то, что, возможно, базируется на удовольствии и не требует значительных личностных затрат в виде упорства и настойчивости.

На второй позиции по частоте самореализации находится сфера саморазвития (68% испытуемых указали, что они реализуются именно там). Анализ ответов показывает, что помимо работы и учебы многие студенты занимаются спортом, туризмом и путешествиями, художественным творчеством, музыкой т.д. Занятия этими видами деятельности для многих из них являются приоритетными, так как позволяют не только развить свои способности и возможности, обогатить себя знаниями и окружить приятными людьми, но и наиболее полно самовыразиться.

Несколько меньше (53% респондентов) отметили, что их самореализация происходит в рамках семейных отношений. Они видят свое предназначение в том, чтобы быть хорошей женой и матерью, заботиться о своих родителях. Считают, что дети продолжаются в своих родителях, поэтому их главная в жизни задача — правильно воспитать детей, дать им хорошее образование, обеспечить родителям благополучную старость. Интересно, что мужчины в меньшей степени склонны реализоваться в семье. Для них приоритетной выступает профессиональная и социальная, общественная деятельность.

И наконец, на последней ступени находится самореализация в общественной жизни предприятия, учебного заведения, города, страны (47%). При анализе ответов установлено, что сюда относятся такие виды деятельности, как работа в составе попечительских советов, родительских активов в школе, в системе самоуправления многоквартирных домов, работа в волонтерских движениях, общественных организациях и т.д.

Анализ первого этапа исследования позволяет заключить, что респонденты имеют глубокие сведения о феномене самореализации, представляют основные пространства для успешной самореализации и достаточно высоко оценивают уровень своей самореализации в разных сферах жизнедеятельности.

Далее проанализируем эмпирические данные, полученные с помощью многомерного опросника самореализации личности (МОСЛ), разработанного С.И. Куди-новым [2—4]. Доминирование отдельных переменных в иерархической структуре самореализации представленных на рисунке, позволяет оценить степень специфичности проявления данного феномена у студентов с высоким уровнем настойчивости. Наиболее выраженными в количественном эквиваленте выступают такие показатели, как креативность, активность, социально значимые и эгоцентрические мотивы. Количественный показатель этих характеристик соответствует высокому

уровню выраженности. На средне-высоком уровне выраженности расположены интернальность, конструктивность, оптимистичность и личностно значимые намерения. На среднем уровне находятся социально-корпоративные намерения, консервативность и экстернальность. И наконец, последнюю группу с низким уровнем выраженности представляют инертность, пессимистичность, деструктивность, личностные и социальные барьеры проявления самореализации. С содержательной стороны представленная иерархия выраженности структурных показателей самореализации свидетельствует о том, что респонденты интенсивно проявляют себя в повседневной жизни в разных сферах социума. Они стремятся включиться во все дела и мероприятия, постоянно проявляют инициативу, а порой являются организаторами в общих массовых видах деятельности, инициируя окружающих к участию.

СК Л-З А-К И-Н О-П П-С И-Н Э-Н С-Ц Э-Ц К-Р К-Н К-Т Д-Т С-Б Л-Б И-Т

Рис. Показатели выраженности переменных самореализации у студентов с высоким уровнем настойчивости Обозначения: СК — социально-корпоративные цели; ЛЗ — личностно значимые цели; АК — активность; ИН — инертность; ОП — оптимистичность; ПС — пессимистичность; ИН — интернальность; ЭК — экстернальность; СЦ — социально ориентированные мотивы; ЭГ— эгоцентрические мотивы; КР — креативность; КН — консервативность; КТ — конструктивность; ДТ — деструктивность; СБ — социальные барьеры; ЛБ — личностные барьеры

Выраженная общая активность позволяет им одновременно выполнять несколько дел. Не оставаться в стороне, что бы ни происходило дома, на учебе или работе. Они легко адаптируются к новым условиям и незнакомым людям. Применяют разные способы и приемы самовыражения, проявляя гибкость и пластичность поведения. Их самовыражение отличается оригинальностью, а порой неповторимостью. Иными словами, в самых разных ситуациях они учитывают внешние обстоятельства и свое состояние, исходя из чего, реализуют те или иные схемы своего самоосуществления. Более того, у этих респондентов фиксируется очень высокий уровень побуждений к самовыражению. Примечательно, что их мотивация имеет широкий диапазон от сугубо личностных мотивов, обеспечивающих удовлетворение эгоистических потребностей, например, связанных с повышением материального стимулирования либо продвижения карьеры, до социально значимых, обеспечивающих решение общих, социально важных вопросов посредством

самовыражения. Кроме того, можно видеть, что данных респондентов отличает выраженный интернальный локус контроля при самореализации. Они в большинстве случаев полагаются исключительно на собственные внутренние ресурсы и практически не принимают во внимание внешние обстоятельства, какие-то факторы и мнения других людей. В процессе самореализации респондентами движет оптимизм, предвосхищение положительных результатов, они чувствуют свою уверенность в действиях и поступках и прогнозируют исключительно благоприятный результат своей деятельности. Благодаря высокой активности, самоконтролю, осмысленным действиям, выраженной мотивации и оптимистичности респонденты имеют хорошие показатели по успешности их самореализации. Вместе с тем необходимо отметить, что иногда респонденты склонны все же учитывать внешние обстоятельства, ориентироваться на них, и это, по всей видимости, способствует тому, что респонденты начинают использовать общеизвестные схемы в поведении и деятельности, ограничивая нестандартные способы и приемы самовыражения. Необходимо подчеркнуть также, что такие сдерживающие характеристики самореализации, как инертность, пессимистичность, деструктивность и всевозможные барьеры, имеют низкий уровень проявления. Кстати, в группе студентов с низким уровнем настойчивости личности перечисленные показатели как раз имеют достаточный уровень в своих проявлениях, негативно сказывающихся на успешности самореализации в целом.

Таким образом, иерархический анализ характеристик самореализации позволяет констатировать достаточную успешность самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости. Результаты корреляционного и факторного анализа подтверждают данный вывод.

Наиболее значимые структурные связи зафиксированы с участием активности, креативности и оптимистичности. По всей видимости, они являются системообразующими признаками, обеспечивающими эффективность самовыражения данных субъектов. Так, активность на статистически значимом уровне положительно коррелирует с оптимистичностью, личностно значимыми и социально-корпоративными целями, социально значимой и эгоцентрической мотивацией, конструктивностью, креативностью и интернальностью. Связь с мотивацией и целевыми установками объясняет ярко выраженную активность в самореализации, причем этот процесс реверсный. Мотивация к самореализации и опредмеченная цель усиливают проявление активности, а нарастающая активность стимулирует новые мотивы и цели к самоосуществлению. Кроме того, высокая активность усиливает оптимистические настроения, нацеленные на положительный результат в деятельности, общении и поведении. Активность инициирует нестандартные способы самовыражения, проявляющиеся в гибкости и пластичности поведения, способствует большей эффективности самовыражения, удовлетворенности результатами своего труда. В то же время высокая активность обеспечивает выраженный самоконтроль деятельности и поведения в разных сферах жизнедеятельности. Отмеченные корреляционные связи убедительно говорят об эффективности процесса самореализации в данной группе студентов. Креативность, в свою очередь, на статистически значимом уровне соотносится с такими характеристиками, как эгоцентрическая

и социально значимая мотивация к самореализации, личностно значимые установки и цели к проявлению этого процесса, оптимистичность, активность и интер-нальность. Содержательно это свидетельствует о том, что нестандартные способы и приемы самовыражения, пластичность и гибкость поведения и общения значительно стимулируют мотивацию и установки к самовыражению, вселяют уверенность и положительный прогноз самоосуществления в разных видах деятельности и поведения, а также повышают активность и самоорганизацию личности. Опти-мистичность положительно соотносится с активностью, интернальностью, креативностью, конструктивностью, эгоцентричностью и личностно значимыми установками к проявлению данного процесса. Иными словами, чем ярче оптимистическое настроение субъектов, связанное с ожиданием или прогнозированием положительных результатов, тем активнее они позиционируют свои способности и возможности в различных сферах жизнедеятельности, вариативнее становится их поведение. В то же время у них сильнее проявляется самоконтроль деятельности и поведения. Они меньше становятся зависимыми от внешних факторов и критических замечаний и мнений других людей. Они начинают прибегать ко все более нестандартным способам и приемам самовыражения. Примечательно, что в это же время у них более интенсивно активизируются личностно значимые установки и эгоцентрическая мотивация, обеспечивающие в итоге их продуктивное самовыражение. Эгоцентрическая мотивация положительно коррелирует с интернальностью, активностью, креативностью, оптимистичностью и личностно значимыми установками. Данная связь свидетельствует о том, что при усилении мотивов, направленных на достижение результатов, имеющих существенное значение только для респондента в процессе самореализации, повышается интенсивность активности, расширяется диапазон методов и приемов самовыражения. Усиливается самоконтроль поведения и деятельности, в большей степени осознаются и активизируются цели и установки, связанные с решением личностных проблем, и значительно повышается оптимистичность прогнозирования предстоящих событий. Конструктивность на статистически значимом уровне положительно соотносится с интер-нальностью, активностью, оптимистичностью и социально-корпоративными установками. С качественной стороны это свидетельствует о том, что высокий уровень успешной самореализации находится в прямой зависимости от хорошего самоконтроля при самореализации личности, выраженной активности, проявляющейся в стремлениях и разнообразных способах и приемах самовыражения, оптимистическом психоэмоциональном настрое и доминировании установок и целей к проявлению самореализации, обеспечивающих решение общих социальных проблем. Интернальность имеет четыре положительные статистически значимые связи с активностью, эгоцентрической мотивацией, оптимистичностью и креативностью. Это указывает на тот факт, что устойчивая саморегуляция индивида во время процесса самореализации поддерживается ярко выраженными эгоцентрическими побуждениями, связанными с решением личных проблем, стойкой и продолжительной активностью и положительным эмоциональным фоном, а также широким спектром нестандартных способов и приемов самовыражения. Социоцентрическая

мотивация к проявлению самореализации также на статистически значимом уровне положительно коррелирует с креативностью, активностью и социально-корпоративными установками. Чем сильнее побуждения у респондентов к проявлению самореализации, направленные на решение общих проблем, тем больше осознаются идентичные цели и установки и, соответственно, повышается активность субъектов, которые стремятся максимально использовать нестандартные схемы самовыражения. Указанные связи имеют очень четкую дифференциацию, обеспечивая преимущественно взаимодействие положительных характеристик, направленных на эффективность самовыражения респондентов. Однако существуют прямые связи, охватывающие противоположные характеристики. Так, например, инертность прямо коррелирует на статистически значимом уровне с деструктивностью, конструктивностью и пессимистичностью. Выявленное соотношение указывает, что стереотипные схемы самовыражения и слабость стремлений к проявлению активности усиливают пессимистические тенденции, связанные с апатией, ленью, раздражительностью и т.д., а также могут сказываться на продуктивности самореализации как положительно, так и отрицательно. По всей видимости, в ситуациях, где требуется решение сложной задачи, низкая активность, медлительность оказываются наиболее благоприятными, а там, где необходимо быстро принимать решения и действовать, они осложняют ситуацию и не способствуют продуктивности процесса самореализации. Еще одна группа подобных связей просматривается в следующей комбинации. Консервативность или схематичность, однообразие способов самовыражения положительно соотносятся с экстернальностью, социальными и личностными барьерами. Иными словами, чем сильнее проявляются негативные личностные качества, тревожность, скованность, лень, а также отсутствие знаний и навыков эффективного самовыражения, тем чаще студенты при самореализации ориентируются на внешние обстоятельства и других людей и чаще используют однотипные схемы своего самоосуществления. Можно также отметить, что социальные и личностные барьеры находятся в прямой зависимости от деструктивности. Это вполне логично, поскольку чем больше возникает препятствий во время самовыражения, тем меньше ее эффективность.

Таким образом, количественный и качественный анализ самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости свидетельствует о том, что они вполне удовлетворены результатами своей самореализации, имеют широкое пространство для самовыражения в учебной и профессиональной деятельности, семейных взаимоотношениях и социальных сообществах. Их самореализация характеризуется высокой активностью в разных жизненных пространствах, позитивной эмоционально-волевой регуляцией своего поведения, деятельности и общения и нестандартными, оригинальными способами и приемами самовыражения.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: Учеб. пособие. — М.: МГУДТ, 2007. [Krupnov A.I. Psykhodiagnostika svoistv lichnosti i temperamenta: Ucheb. posobie. — M.: MGUDT, 2007.]

[2] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — С. 337—346. [Kudinov S.I. Polisistemnij podhod issledovaniya samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2007. — N 11. — S. 337—346.]

[3] Кудинов С.И. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4 (18). — С. 431—434. [Kudinov S.I. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii psikhologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4 (18). — S. 431—434.]

[4] Кудинов С.И. Роль самореализации в проявлении толерантности личности // Педагогическое образование и наука. — 2012. — № 8. — С. 13—20. [Kudinov S.I. Pol samorealizacii v proyavlenii tolerantnosti lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. — 2012. — N 8. — S. 13—20.]

[5] Пономарёва И.А. Индивидуально-типические особенности настойчивости и пути их гармонизации: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1994. [Ponomareva I.A. Individualno-tipicheskie osobennosti nastoychivosti i puti ikh garmonizatsii: Diss. ... kand. psikhol. nauk. — M., 1994.]

FEATURES OF SELF-REALIZATION IN STUDENTS WITH HIGH LEVEL OF PERSISTENCE

S.I. Kudinov, S.S. Kudinov, N.P. Avdeyev

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The results of the empirical research of personality self-realisation in students with a high level of persistence are discussed in the article. The certain characteristics of self-realisation, the dominant sphere and the structure of the phenomenon in question are considered. Key words: self-realisation, personality, subject, persistence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.