ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ
Чжан Пэн Хао, Чжан Тэн
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В работе анализируются структурные характеристики самореализации личности китайских студентов. Рассматривается иерархическая структура выраженности отдельных переменных данного феномена. На основе факторного анализа приводится содержательный анализ половых различий самореализации.
Ключевые слова: самореализация, переменные, иерархическая структура, китайские студенты, юноши, девушки.
В эмпирическом исследовании приняли участие 112 респондентов, студенты 2—4 курсов вузов Москвы из Китайской Народной Демократической Республики в возрасте 19—25 лет, из них 60 девушек и 52 юноши.
В ходе эмпирического исследования использовались Многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ) С.И. Кудинова; анкета «Гендерные представления о самореализации личности» С.И. Кудинова; методика изучения пространства самореализации М.Р. Гинзбурга.
Анкета «Гендерные представления о самореализации личности» направлена на изучение традиционных гендерных представлений о самореализации у мужчин и женщин. Структура анкеты включает в себя инструкцию, автобиографический блок, выявляющий фактическую информацию о личности, социальном положении респондентов (пол, возраст, профессия). Основная часть анкеты состоит из двух блоков и включает вопросы, выявляющие особенности понимания респондентами самореализации, суждения и отношения к проблеме гендерных представлений, а также субъективную шкалированную оценку индивидуальной самореализации. Анкета состоит из открытых и закрытых вопросов — дихотомических и с множественным выбором. При анализе гендерных представлений учитывалось то, относительно какой роли (мужской или женской) сохранен или отсутствует стереотип. Часть вопросов направлена на изучение женских ролей и представлений вокруг них; другие вопросы — на изучение мужских. Остальные вопросы нейтральные, касаются и мужчин, и женщин.
По результатам пилотажного исследования ответы второй части анкеты, характеризующие нормативные представления о самореализации мужчин и женщин, были обобщены и систематизированы. Результаты исследования позволили выделить три фактора. Первый фактор характеризует представления, согласно которым мужчинам и женщинам приписываются разные психологические качества и свойства личности. Второй фактор указывает на различия в содержании труда у мужчин и женщин. Для женщин, согласно данному фактору, наиболее прием-
лемой считается экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий характер. Мужчинам же уготована инструментальная сфера деятельности, где главным является творческий и руководящий труд. Третий фактор характеризует полоролевые представления, касающиеся закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Для женщин главными считаются роли матери, жены, хозяйки; для мужчины — профессиональные. Соответственно, мужчин оценивают по профессиональным успехам, а женщин в первую очередь по наличию семьи и детей.
В ходе исследования было установлено, что субъективная оценка самореализации у юношей и девушек имеет незначительные отличия. Так, более половины респондентов (57% юношей и 52% девушек) оценили себя как нереализованного человека, 32% юношей и 29% девушек оценивали себя как реализованного частично, в какой-либо из сфер жизни, и всего 17% юношей и 19% девушек — как реализованного (реализующегося) в жизни. Критерием успешности самореализации и у юношей и у девушек выступает удовлетворенность самовыражением в значимой сфере жизнедеятельности.
Наиболее значимым пространством самореализации для юношей выступают занятия спортом, профессиональная деятельность и обучение, в то время как для девушек наиболее значимой сферой самореализации является творчество, семья, взаимоотношения, обучение. Менее всего, по мнению респондентов, самореализация может проявляться в общественной работе и в общественной активности вообще. Приоритетность выделенных сфер отражает возрастные и социальные особенности респондентов.
Обращает на себя внимание тот факт, что для девушек сфера семьи, отношений с супругом, детьми и родителями чуть более значима, чем профессиональная деятельность, и выражена сильнее, чем у юношей. Таким образом, статистически значимые различия с высоким уровнем значимости отмечены только по сферам семьи, общения, профессиональной деятельности и творчества. Для юношей приоритетной сферой выступает профессиональная деятельность, предполагающая карьерный рост, высокую заработную плату, профессионализм, уважение, а для девушек — творчество.
Для выявления особенностей проявления, структурной организации, выделения общего и специфического в самореализации у юношей и девушек эмпирические данные по результатам диагностики самореализации были подвергнуты сравнительному анализу. Статистически значимые различия с уровнем значимости р < 0,05 у юношей и девушек зафиксированы по шкалам эгоцентризма и конструктивности. Из этого следует, что юноши при самореализации в большей степени ориентированы на свои собственные потребности и эгоистические мотивы. По всей видимости, это обуславливает их выраженную конструктивность. Иными словами, юноши чаще, чем девушки, при самореализации проявляют рационализм. Они тщательно продумывают детали, строят планы на будущее, учитывают мелочи в деятельности и межличностных отношениях. Девушки чаще поступают спонтанно, действуют «по настроению», поддаваясь эмоциям и твор-
ческому началу. Более того, юноши имеют в целом более высокие значения по личностной, социальной и профессиональной самореализации, а также по переменным установочно-целевого, динамического, мотивационного, когнитивного и прогностического компонентов. Это свидетельствует о том, что юноши в целом реализуют себя лучше девушек во всех сферах жизнедеятельности. Девушки, в свою очередь, чаще переживают положительные эмоции при самовыражении личности в различных сферах жизнедеятельности, у них ярче выражен самоконтроль в поведении и уверенность в том, что самовыражение в большей степени зависит от способностей, возможностей и талантов личности, чем от внешних обстоятельств.
В ходе проведения корреляционного анализа были вскрыты общие и специфические признаки в структурной организации исследуемого феномена у юношей и девушек. К общим признакам относится взаимосвязь на высоком статистическом уровне между переменными активности, оптимистичности и внутреннего локуса контроля. С содержательной стороны это указывает на тот факт, что при самореализации вне зависимости от половой принадлежности значимым является высокая социальная активность, надежда на лучшее и, соответственно, прогнозирование успешности, а также выраженный самоконтроль своего поведения и деятельности. Данное соотношение признаков носит устойчивый и неслучайный характер. Китайские студенты в отличие от российских находятся в более сложном социальном и материальном положении. Надежда получить хорошее образование в России, остаться в этой стране, устроиться на работу, оформить вид на жительство и т.д. стимулирует респондентов к выраженной активности и самоконтролю. Вместе с тем есть и особенные специфические связи в инструментально-стилевом блоке, характерные только для юношей или девушек. Так, у юношей пассивность, характеризующая спад общей активности и нежелание доводить начатое до конца, связана с пессимистичностью, в то время как у девушек связь этих переменных незначительна (г = 0,30). У девушек пессимистичность связана с экстернально-стью, а у юношей переживание отрицательных эмоций при самовыражении в различных сферах жизнедеятельности незначительно зависит от внешних обстоятельств, условий и везения (г = 0,19).
Таким образом, большинство интеркорреляций инструментально-стилевого блока самореализации личности совпадают у юношей и девушек. Исключение составляют агармонические интеркорреляции динамического, эмоционального и регулятивного компонентов. Так, у юношей негативный эмоциональный фон (пессимистичность) связан со снижением общей активности, нежеланием доводить начатое до конца, а у девушек переживание отрицательных эмоций значительно зависит от внешних обстоятельств и условий.
В мотивационно-смысловых характеристиках самореализации также выявлена общая связь у юношей и девушек между социоцентризмом и креативностью. Данная связь указывает на значимость этих переменных в структурной организации самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Иными словами, как для девушек, так и для юношей значимым в самореализации выступает
социально ориентированная мотивация и нестандартные, разнообразные способы и приемы самовыражения личности.
Вместе с тем у девушек отмечаются значимые корреляционные связи между конструктивностью и социоцентризмом, конструктивностью и креативностью. Это значит, что успешное осуществление самовыражения способностей, личностных и интеллектуальных качеств в различных сферах деятельности у девушек зависит в большей степени от социально значимых альтруистических побуждений и степени осмысленности, осознанности основных признаков, приемов и способов самореализации, их оригинальности, неповторимости, понимания и раскрытия своих возможностей в той или иной сфере. У юношей в отличие от девушек отмечается значимая корреляционная связь между эгоцентризмом и конструктивностью, что указывает на успешное осуществление самовыражения способностей, личностных и интеллектуальных качеств в различных сферах жизнедеятельности, мотивируется удовлетворением собственных эгоистических интересов и потребностей.
Анализ интегральных характеристик самореализации дал более полную картину. Так, установочно-целевой компонент, в котором интегрируются конкретные цели, намерения и общая программа инструментально-смыслового обеспечения, состоящий из социально значимых и личностно значимых установок, включен в большинство общих для юношей и девушек значимых корреляционных связей, причем социально значимые установки тесно связаны со следующими составляющими различных компонентов: активностью, оптимистичностью, внутренним локусом контроля, социоцентризмом и креативностью. Другими словами, стремление быть полезным делу, другим людям, обществу способствует энергичности и оптимистичности, связано с уверенностью в своих знаниях, способностях и возможностях, социально значимыми альтруистическими побуждениями и творческим нестандартным подходом к своим возможностям самореализации. У девушек социально значимые установки также связаны с конструктивностью, а у юношей — с эгоцентризмом и социальными барьерами, т.е. с удовлетворением собственных эгоистических интересов и потребностей и трудностями в самореализации личности, обусловленными отсутствием достаточных умений и опыта. Кроме того, значимая отрицательная корреляция между социально значимыми установками и пассивностью у юношей может говорить о том, что снижение общей активности, спад, нежелание доводить начатое до конца прямо пропорционально стремлению быть полезным делу и обществу.
Переменная личностно значимых установок также имеет большое количество значимых общих и специфических корреляций с другими шкалами теста. Так, личностно значимые установки, обеспечивающие становление и развитие индивида, тесно связаны с социально значимыми установками, внутренним ло-кусом контроля, социоцентризмом и эгоцентризмом, у девушек — дополнительно с активностью, а у юношей — с оптимистичностью. Обращает на себя внимание тот факт, что переменные эгоцентризма и социоцентризма не являются в данном случае диаметрально противоположными и взаимоисключающими характеристиками, более того, между этими переменными наблюдается незначительная
положительная связь. Таким образом, переменные установочно-целевого компонента включены в большинство общих интеркорреляций и являются значимыми составляющими самореализации личности. Кроме шкал вышеуказанного компонента, все гармонические переменные инструментально-стилевого блока (активность, оптимистичность и внутренний локус контроля) также представлены большим количеством общих для юношей и девушек значимых корреляций. Так, энергичность связана помимо указанного с социоцентрической мотивацией и креативностью, оптимистичность связана с творческим подходом к самореализации (креативностью), успешным осуществлением самовыражения (конструктивностью), а также обратно пропорциональна внешнему локусу контроля (уверенности, что самореализация часто зависит от внешних обстоятельств, условий и везения).
Для юношей специфически значимыми переменными, включенными в большинство специфических интеркорреляций, стали внутренний локус контроля (четыре общие связи и три специфические) и эгоцентризм (две общие и пять специфических связей). Следовательно, уверенность в своих знаниях, способностях и возможностях при самовыражении в какой-либо сфере у представителей мужского пола связана с эгоцентрической мотивацией, креативностью и творческим подходом к самовыражению, с успешным осуществлением своих способностей и талантов, а также с осознанием трудностей в самореализации личности. Переменная эгоцентризма имеет значимые корреляции у юношей со шкалами социально значимых установок, внутреннего локуса контроля, конструктивности и социоцентризма. Следовательно, удовлетворение собственных эгоистических интересов и потребностей связано, как ни парадоксально, со стремлением быть полезным делу и людям, уверенностью в своих знаниях, способностях и даже с социально значимыми альтруистическими побуждениями юношей.
У девушек определяющей, включенной в большинство специфически значимых корреляций является переменная конструктивности, а ядерной составляющей самореализации — активность. Успешное осуществление самовыражения способностей, личностных и интеллектуальных качеств в различных сферах деятельности у девушек связано со стремлением быть полезным делу и обществу, энергичностью, социально значимыми альтруистическими намерениями и побуждениями, а также с креативностью.
Таким образом, в структурной организации самореализации китайских студентов существуют половые различия, обусловленные специфическими корреляционными связями различных характеристик у юношей и девушек.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 11. — С. 337—346. \Kudinov S.I. Poli-sistemnij podhod issledovaniya samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2007. — N 11. — S. 337—346.]
[2] Кудинов С.И., Ежова Н.А. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. —
№ 2. — С. 5—12. [Kudinov S.I., Ezhova N.A. Psikhologicheskie predposylki samorealizacii zhenschin v sovremennoj Rossii // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — N 2. — S. 5—12.]
[3] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 5. — С. 72—79. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Sravnitelnij analiz samorealizacii lichnosti rossijskikh i inostrannykh studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — N 5. — S. 72—79.]
[4] Кудинов С.И., Кудинов С. С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4. — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii lichnosti psichologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4. — S. 431—434.]
[5] Kudinov S.I., Kudinov S.S. Polisistemic mechanism of personality Self-Actualization // Addendum to the International Psychology Bulletin. — 2011. — P. 6—7. — URL: http://www.itopwebsite.com/moreIP/Indigenous_Psychologies.html
GENDER DISTINCTIONS OF PERSONALITY SELF-REALIZATION IN CHINESE STUDENTS
Chzhan Pan Hao, Chzhan Ten
The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The structural characteristics of personality self-realization of the Chinese students are analyzed in the article. The hierarchical structure of the expressiveness of the certain variables of the above mentioned phenomenon is examined. On the basis of the factorial analysis the substantial analysis of the self-realization gender distinctions is given.
Key words: self-realization, variables, hierarchical structure, Chinese students, young men, young women.