Научная статья на тему 'Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности'

Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
590
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПЕРЕМЕННЫЕ / КОМПОНЕНТЫ / ТИПЫ / SELF-DISCIPLINE / SELF-ACTUALIZATION / VARIABLES / COMPONENTS / TYPES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович

В статье обосновывается взаимосвязь организованности и самореализации личности. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются индивидуально-типологические особенности организованности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individually-Typological Peculiarities of Personality Self-Discipline and Self-Actualization Correlation

The scientific credence to the personality self-actualization and self-discipline correlation is given in the article. Within the frame of a system-defined research, different individually-typological peculiarities of self-discipline are highlighted and characterized. Their comparative analysis with the personality self-actualization is conducted.

Текст научной работы на тему «Соотношение индивидуально-типологических особенностей организованности и самореализации личности»

СООТНОШЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗОВАННОСТИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

С.С. Кудинов

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье обосновывается взаимосвязь организованности и самореализации личности. В рамках системного подхода выделяются и характеризуются индивидуально-типологические особенности организованности и проводится их сопоставительный анализ с самореализацией личности.

Ключевые слова: организованность, самореализация, переменные, компоненты, типы.

Стремительное преобразование управления, экономики и промтехнологий в настоящее время не может не сказываться на обществе в целом и на тех требованиях, которые оно предъявляет к отдельным его представителям. Человек в век информационного потока ощущает на себе важность развития и самосовершенствования в личностном плане. Отдельные качества становятся условием его успешного взаимодействия с обществом, с одной стороны, и реализации личностного потенциала — с другой. Несомненно, одним из таких качеств является организованность как основа и одновременно предпосылка проявления самореализации личности. Рассматривая проблему организованности, следует отметить, что в рамках отечественной психологии не существует единой точки зрения на понимание сущности и структуры данного явления. Большинство авторов рассматривают данную проблему с точки зрения аналитического подхода, анализируя отдельные компоненты организованности, выделяя внешние формально-динамические или процессуальные стороны данного свойства. В некоторых работах организованность выступает как качество личности со своим специфическим содержанием и структурой (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, В.И. Селиванов, С.Г. Якобсон и др.), в других рассматривается как форма самоутверждения и самовыражения личности, обусловленная осознанным решением и направленностью на деятельность и решение поставленных задач (Л.И. Божович, А.В. Зосимовский, Т.Е. Кон-никова, Т.Н. Мальковская и др.).

Особняком стоят исследования, реализованные в рамках целостно-функционального подхода, разработанного А.И. Крупновым, в которых организованность рассматривается как совокупность индивидных (инструментальных) и личностных (социальных) характеристик, функционально связанных между собой. В структуре организованности данные характеристики включены в инструментально-стилевой и мотивационно-смысловой блоки. Индивидные характеристики представлены динамическим, эмоциональным, регуляторным компонентами, базирующимися на свойствах темперамента и нервной системы. Личностные характеристики обуславливаются общественными условиями существования и представлены це-

левым, мотивационным, когнитивным, продуктивным и рефлексивно-оценочным компонентами, каждый компонент согласно авторской концепции включает две биполярные переменные: гармоническую и агармоническую; первая способствует проявлению данного свойства, выражается в силе, устойчивости и многообразии стремлений, вторая препятствует проявлению данного свойства, характеризуется неустойчивостью и слабым устремлением к достижению реализации своего потенциала. В целом, данный подход позволяет исследовать организованность как системное образование, а также дает возможность выявить как качественные, так и количественные характеристики этого качества. В рамках данного подхода реализовано исследование организованности в работах Р.В. Ершовой, Н.П. Кириной, Н.Г. Русаковой, В.А. Пересыпкина и др., в которых проанализированы возрастные, половые и профессиональные аспекты становления данного свойства и выявлены структурные особенности организованности личности.

При исследовании самореализации личности мы опирались на полисистемный подход, разработанный С.И. Кудиновым. В рамках данного подхода самореализация рассматривается как многоуровневое системное образование, детерминированное совокупностью формально-динамических, ценностно-смысловых и мотивационно-потребностных характеристик, непосредственно проявляющихся в деятельности и способствующих самовыражению личности в различных сферах. Согласно данной концепции выделяются две формы самореализации: внешняя и внутренняя. Внешняя форма направлена на самовыражение индивида в профессии, творчестве, спорте, искусстве, учебе, политической и общественной деятельности и др.; внутренняя обеспечивает самосовершенствование человека в физическом, интеллектуальном, эстетическом, нравственном и духовном аспектах. Автор выделяет три вида самореализации: личностную, социальную и деятель-ностную, что дает возможность охватить все сферы жизнедеятельности субъекта и тем самым позволяет рассматривать самореализацию как сложную структуру во всем ее многообразии внутренних связей ее компонентов, характеризующих стремления субъекта к самовыражению, и внешних факторов, раскрывающих ее существенные стороны.

Для исследования организованности применялся Бланковый тест организованности А.И. Крупнова и Тест суждений. Для исследования самореализации личности использовался Многомерный опросник самореализации личности С.И. Ку-динова. Данные методики полностью отвечают всем требованиям, предъявляемым к диагностическому инструментарию.

В исследовании приняли участие 300 педагогов, из них 200 женщин и 100 мужчин в возрасте от 29 до 55 лет.

На первом этапе исследования была проведена диагностика организованности личности педагогов. Первичные данные были обработаны с помощью кластерного анализа (методом средних К), и было выделено три типа проявления данного свойства:

— интроорганизующийся тип, характеризующийся превалированием гармонических переменных в большинстве компонентов;

— экстраорганизующийся тип, представленный доминированием агармо-нических переменных;

— смешанный тип, находящийся между интроорганизующимся и экстра-организующимся типами.

Исходная выборка, состоящая из 300 человек, была распределена на три группы. В первый кластер вошли 120 человек (40% первоначальной выборки), во второй — 80 (26%) человек, в третий — 100 человек (34%).

На втором этапе было проведено сравнение средних показателей внутри каждого из компонентов трех типов организованности, с помощью I- критерия Стьюдента. В первом кластере были выявлены следующие различия: стеничность интенсивнее, чем астеничность (р > 0,001), эргичность доминирует на аэргич-ностью (р > 0,001), интернальность значимо отличается от экстернальности (р > > 0,001), осмысленность доминирует над осведомленностью (р > 0,001).

Во втором кластере были обнаружены отличия в следующих компонентах: рефлексивно-оценочном (р > 0,001), когнитивном (р > 0,001), динамическом (р > 0,001), мотивационном (р > 0,001). В эмоциональном и регуляторном компонентах различий не обнаружено.

Третий кластер отличается интенсивностью проявления агармонических переменных в следующих компонентах: динамическом (р > 0,001), эмоциональном (р > 0,001), мотивационном (р > 0,001), рефлексивно-оценочном (р > 0,001).

Таким образом, были определены доминирующие переменные в иерархической структуре каждого из выделенных типов организованности. Для выявления специфических особенностей каждого типа организованности был проведен факторный анализ.

Интроорганизующийся тип организованности в первом факторе представлен гармоническими переменными (эргичность, стеничность, интернальность, со-циоцентричность), что свидетельствует о выраженной силе и установке к проявлению данного свойства, внутреннем контроле и сопутствующей позитивной эмоциональной окраске, как правило, побуждаемой социоцентрической мотивацией. Второй фактор представлен переменными осведомленности, осмысленности, субъектности, предметности, эгоцентричности. Проявление организованности на основе эгоцентрической мотивации связано с хорошей осмысленностью и реализацией своего потенциала в предметной и субъектно-личностной сфере. Это характеризует представителей данного типа как имеющих хорошее представление о данном свойстве, а также владеющих сформированными способами и приемами его реализации как в личностной сфере, так и в социальной (но доминирующей прерогативой у них остаются собственные интересы).

Смешанный тип несколько отличается по структуре от интроорганизующе-гося. В частности, первый фактор представлен как гармоническими, так и агар-моническими переменными (астеничность, социоцентричность, эгоцентричность, осведомленность, эргичность, экстернальность). Респонденты с данным типом организованности характеризуются полинаправленным характером мотивации и активной поведенческой позицией к проявлению данного свойства, однако сле-

дует отметить тенденцию к проявлению астенических эмоций, а также ярко выраженное устремление к проявлению организованности как в личностной, так и общественной сфере. Во второй фактор вошли переменные аэргичности, интерналь-ности, осмысленности, предметности, обе переменные рефлексивно-оценочного компонента, что может свидетельствовать об отсутствии устремлений к проявлению организованности в связи личностными особенностями и желанием полностью контролировать ситуацию на фоне низкой уверенности в собственных силах.

В структуре экстраорганизующегося типа организованности факторный анализ выявил ряд особенностей. Так, в первый фактор со значимыми весами вошли переменные астеничности, экстернальности и аэргичности, характеризующие данный тип как пассивный в проявлении организованности, с выраженным низким эмоциональным тонусом и регуляторными показателями представленного свойства личности. Второй фактор представлен отрицательным значением переменных стеничности, социоцентричности, эгоцентричности, эргичности. Все это является свидетельством нежелания проявлять данное свойство личности, а также указывает на низкую эффективность организационной деятельности в целом. Итак, проведенный анализ организованности педагогов позволил выявить специфические особенности в структуре каждого из представленных типов данного свойства.

На третьем этапе были выявлены особенности самореализации личности педагогов с разными типами организованности. С помощью корреляционного анализа были установлены специфические связи между переменными организованности и самореализации личности. В частности, у респондентов с интроорганизующим-ся типом организованности обнаружена связь между гармоническими переменными содержательно-смыслового блока организованности с креативностью и мотивационными характеристиками самореализации личности на уровне 0,01%. Отмечена связь гармонических переменных инструментального блока организованности с активностью, оптимистичностью и конструктивностью самореализации личности. С содержательной стороны это свидетельствует об успешной самореализации респондентов данного типа, активной позиции в социуме. Для них характерна оптимистичная оценка перспективы будущего, хорошая саморегуляция и преобладание позитивных эмоций. Данные респонденты легко справляются с трудностями, демонстрируя нестандартные способы решения проблем, хорошо контролируют свое поведение и деятельность.

Между показателями смешанного типа организованности и самореализации личности выявлены следующие взаимосвязи: личностно значимые установки, продуктивность и конструктивность самореализации на значимом уровне (0,05%) связаны с эргичностью и эгоцентрической мотивацией организованности. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что испытуемые с данным типом организованности занимают активную поведенческую позицию, но обусловленную в большей степени эгоцентрической мотивацией, направленной на достижение исключительно личностных целей, в рамках как профессиональной, так и общественной деятельности. Для них характерно переживание позитивных эмоций при

проявлении данного свойства, а самореализация носит избирательный характер, проявляясь в значимых для них ситуациях.

Испытуемые с экстраорганизующимся типом организованности характеризуются взаимосвязью с самореализацией личности в основном по агармоническим переменным. Так, аэргичность, астеничность и экстернальность организованности на значимом уровне (0,05%), положительно коррелируют с консервативностью и деструктивностью самореализации личности. Целевые установки и эгоцентрическая мотивация организованности положительно соотносятся с личностными барьерами самореализации личности. Что касается других переменных, то значимых связей обнаружено не было. Испытуемые данного типа испытывают трудности при самовыражении своих способностей, вследствие чего не наблюдается выраженное устремление к проявлению самореализации личности, а также доминирование негативной эмоциональной окраски и слабо осознанной прогностической оценки своей перспективы.

Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о наличии специфической взаимосвязи между организованностью и самореализацией личности и дает основание для рассмотрения целого ряда закономерностей этих взаимосвязей. Это с практической точки зрения способствует разработке и реализации программ коррекции организованности и непосредственно оптимизации самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности. // Психол. журнал. — 1983. — № 1. — С. 13—29. [Abulkhanova-Slavskaya K.A. O putyakh postroeniya tipologii lichnosti // Psikhologicheskij journal. — 1983. — N 1. — S. 13—29.]

[2] Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. — Омск, 2001. [Dementij L.I. Otvetstvennost: tipologiya i lichnostnye osnovaniya. — Omsk, 2011.]

[3] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1 (3).— С. 63—73. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozitsionniy podkhod k izucheniyu lichnosti i yeyo svoystv // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2006. — N 1 (3). — S. 63—73.]

[4] Кудинов С.И. Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями // Записки Российского государственного социального университета. — 2010. — № 2. — С. 156—160. [Kudinov S.I. Psikhologicheskie aspekty organizovannosti shkolnikov s normalnymi pokaza-telyami zdorovya i minimalnymi nozgovymi funkciyami // Zapiski Rossijskogo gosudarstven-nogo universiteta. — 2010. — N 2. — S. 156—160.]

[5] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2008. — Вып. 3. — С. 282—288. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz tipologicheskikh proyavlenij obschitelnosti lichnosti // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya "Gumanitarnye nauki". — 2008. — Vyp. 3. — S. 282—288.]

[6] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ общительности как условия самореализации представителей различных национальностей // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 4. — С. 17—26. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz obschitelnosti kak usloviya samorealizacii predstavitelej razlichnykh nazionalnostej // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pedagogika". — 2011. — N 4. — S. 17—26.]

[7] Кудинов С.И., Кудинов С. С. Сравнительный анализ самореализации личности российских и иностранных студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 5. — С. 72—79. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Sravnitelnij analiz samorealizacii lichnosti rossijskikh i inostrannykh studentov // Vestnik RUDN. Seriya "Psikhologiya i pe-dagogika". — 2011. — N 5. — S. 72—79.]

[8] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4 (18). — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii lichnosti psichologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4 (18). — S. 431—434.]

[9] Kudinov S.I., Kudinov S.S. Polisistemic mechanism of personality Self-Actualization // Addendum to the International Psychology Bulletin. — 2011. — P. 6—7. — URL: http://www.itopwebsite.com/moreIP/Indigenous_Psychologies.html

INDIVIDUALLY-TYPOLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY SELF-DISCIPLINE AND SELF-ACTUALIZATION CORRELATION

S.S. Kudinov

Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The scientific credence to the personality self-actualization and self-discipline correlation is given in the article. Within the frame of a system-defined research, different individually-typological peculiarities of self-discipline are highlighted and characterized. Their comparative analysis with the personality self-actualization is conducted.

Key words: self-discipline, self-actualization, variables, components, types.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.