АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
С.И. Кудинов, С.Р. Айбазова, К.В. Архипочкина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье обсуждается проблема индивидуально-типологической обусловленности самореализации личности. Приводятся результаты эмпирического исследования, сопоставляются типологические особенности свойств темперамента с переменными самореализации педагогов.
Ключевые слова: личность, самореализация, свойства, темперамент, педагоги, переменные, компоненты, характеристики.
Обзор литературы по проблеме самореализации свидетельствует о том, что она является междисциплинарной и недостаточно разработанной, несмотря на длительную историю ее исследования. В последние годы исследования отечественных ученых, разрабатывающих данное направление, посвящены таким проблемам, как самореализация в основных сферах жизнедеятельности (Л.А. Коростылева, Л.И. Ожигова, Л.В. Попова); специфика профессиональной самореализации (С.А. Воломеев, Р.Г. Гаджиева, О.И. Пустовит); личностные детерминанты самореализации (И.В. Костакова, З.Ш. Мухтарова); самореализация в зрелом и пожилом возрасте (Т.З. Козлова, И.В. Солодникова, Н.Г. Шевченко); гендерные стереотипы и самореализация (Е.А. Денисова, Чжан Тэн); взаимосвязь самореализации и социально-психологической адаптации (И.В. Кулагина) и др. В то же время остается мало изученной проблема индивидуальной предрасположенности к самореализации личности.
В эмпирическом исследовании было задействовано 267 человек — педагоги образовательных учреждений в возрасте 25—35 лет. Для изучения самореализации использовался «Многомерный опросник самореализации личности» (МОСЛ) и анкета «Самооценка самореализации» С.И. Кудинова. При диагностике свойств темперамента применялся «Бланковый тест темперамента» А.И. Крупнова.
На первом этапе обработки результатов эмпирического исследования были проанализированы количественные показатели, полученные по методике А.И. Крупнова «Бланковый тест темперамента». В дальнейшем был проведен кла-
стерный анализ этих данных. Использовался частный вид кластерного анализа — метод средних К, что позволило произвести группировку на основе совокупного интегрального критерия. В ходе кластеризации по расположению переменных свойств темперамента исходная выборка, состоящая из 267 человек, была распределена на четыре кластера (группы).
В первый кластер вошло 53 человека (20% от общей выборки) с доминированием гармонических характеристик, вторую группу составили 45 респондентов (16,8% от общей выборки) с незначительным преобладанием агармонических переменных, в третью группу вошли 64 человека (24% от общей выборки), у которых практически в равной степени выражены гармонические и агармонические показатели свойств темперамента. Четвертую, самую большую по объему, группу составили 105 человек (39,2% от общей выборки), свойства темперамента у которых не имеют четкой дифференциации, т.е. в разных компонентах проявляются и доминируют как гармонические, так и агармонические показатели. В дальнейшем данная группа была исключена из эмпирического исследования.
Для респондентов первой группы, условно обозначенной как пластично-энергичный тип свойств темперамента, характерной особенностью является доминирование эргичности над аэргичностью, пластичности над ригидностью, сте-ничности над астеничностью в коммуникативной, интеллектуальной и конативной сферах, а также преобладание экстраверсии над интроверсией, рефлексивности над импульсивностью и эмоциональной чувствительности над реактивностью. Вторая группа, условно названная как ригидно-интровертированный тип проявления свойств темперамента, характеризуется преобладанием аэргичности над эргич-ностью, астеничности над стеничностью, ригидности над пластичностью в коммуникативной, интеллектуальной и конативной сферах, а также доминированием ин-троверсии над экстраверсией, импульсивности над рефлективностью и реактивности над эмоциональной чувствительностью. Третья группа респондентов с уравновешенным типом свойств темперамента отличается тем, что гармонические и агармонические характеристики не имеют ярко выраженной доминантности. Показатель эргичности в коммуникативной, конативной и интеллектуальной сферах выражен идентично показателю аэргичности. Стеничность имеет силу выраженности, как и астеничность. Импульсивность и рефлексивность, экстраверсия и интроверсия, эмоциональная чувствительность и реактивность проявляются идентично.
В качестве основания для выделения типологии свойств темперамента использовались положения о наличии гармонических и агармонических переменных свойств темперамента в коммуникативном, интеллектуальном и поведенческом компонентах. Представленная модель позволяет охарактеризовать количественные и качественные признаки, выделить основные системообразующие детерминанты в иерархической структуре каждого типа свойств темперамента и обосновать специфичность проявления данного феномена. Учет баллов по каждой переменной свидетельствует о доминировании позитивной или негативной тенденции внутри конкретного компонента.
На данном этапе исследования в результате кластерного анализа были выделены три группы респондентов с достаточно контрастной дифференциацией
по уровню выраженности свойств темперамента. Рассмотрим более подробно контрастные типы. Так, пластично-энергичный тип свойств темперамента характеризуется доминированием гармонических характеристик над агармоническими (рис. 1).
40 -
35 -
30 25 20 15
10
Рис. 1. Иерархическая структура выраженности свойств темперамента у респондентов пластично-энергического типа (п = 53) Примечание. Эрг. пов. — эргичность поведенческая; Аэр. пов. — аэргичность поведенческая; Эрг. инт. — эргич-ность интеллектуальная; Аэр. инт. — аэргичность интеллектуальная; Эрг. ком. — эргичность коммуникативная; Аэр. ком. — аэргичность коммуникативная; Пласт. пов. — пластичность поведенческая; Риг. пов. — ригидность поведенческая; Пласт. инт. — пластичность интеллектуальная; Риг. инт. — ригидность интеллектуальная; Пласт. ком. — пластичность коммуникативная; Риг. ком. — ригидность коммуникативная; Стен. пов. — стеничность поведенческая; Аст. пов. — астеничность поведенческая; Стен. инт. — стеничность интеллектуальная; Аст. инт. — асте-ничность интеллектуальная; Стен. ком. — стеничность коммуникативная; Аст. ком. — астеничность коммуникативная; Интр. — интроверсия; Экстр. — экстраверсия; Имп. — импульсивность; Реф. — рефлексивность; Эмоц. ч. — эмоциональная чувствительность; Реак. — реактивность
Доминирование эргичности, пластичности и стеничности в разных сферах жизнедеятельности у респондентов пластично-энергического типа свидетельствует о том, что они обладают выраженными стремлениями, повышенной активностью, широким диапазоном приемов и способов общения в межличностной коммуникации. На это указывает и их экстравертированность. Для этих респондентов характерно постоянно находиться в гуще событий и среди людей. Они стремятся к постоянному общению и взаимодействию с окружающими. Легко и просто переключаются с одной темы общения на другую. Из трудных коммуникаций выходят легко и непринужденно, не боятся вступать в противоречия и отстаивать свою позицию, даже если не всегда уверены в своей правоте. У них обширные контакты с самыми разными людьми. В сложной напряженной обстановке они предпочитают первыми заговорить с кем бы то ни было и разрядить атмосферу. Легко под-
5
0
страиваются под других людей в процессе коммуникации, практически не испытывают барьеров в общении.
В интеллектуальной сфере они так же энергичны. Не любят откладывать что-то на потом, стремятся решать все вопросы оперативно. Способны быстро переключаться на разные по сложности и направленности интеллектуальные задачи. Быстро решают задания с переключением интеллектуальной деятельности. При этом внешне всегда энергичны, готовы в необходимой ситуации взять на себя решение организационных вопросов. Легко способны организовать группу и повести за собой. Отмечается интеллектуальная, коммуникативная и поведенческая организованность в социуме. У них ярко выражены положительные эмоции. Они охотно за все берутся и при этом испытывают подъем сил, восторженность и положительное предвосхищение результатов своей деятельности и активности. Их активность является не спонтанной, а тщательно продуманной, спланированной. Кроме этого, данную группу респондентов отличает эмоциональная чувствительность. Они способны сопереживать своим товарищам, сослуживцам и незнакомым людям. Всегда склонны приходить на помощь окружающим, если видят в этом необходимость. В целом, можно отметить, что данный тип респондентов отличается повышенной энергичностью, общей активностью, вариативностью поведения и общения, выраженной оптимистичностью и отзывчивостью.
Рассмотрим количественный уровень выраженности свойств темперамента у респондентов ригидно-интровертированного типа (рис. 2).
30
25
20
15
10
0
5
11111
Рис. 2. Иерархическая структура выраженности свойств темперамента у респондентов ригидно-интровертированного типа (п = 45) Примечание: см. рис. 1.
Как видно на рис. 2, в иерархической структуре свойств темперамента данного типа доминируют практически все агармонические показатели. Наиболее высокие показатели отмечаются по таким характеристикам, как ригидность интеллектуальная, ригидность коммуникативная, ригидность поведенческая, интро-версия, реактивность. Вторую группу свойств темперамента по степени их выраженности представляют аэргичность поведенческая, аэргичность интеллектуальная, астеничность интеллектуальная, астеничность коммуникативная и экстравертированность. Оставшиеся свойства темперамента попадают в третью по уровню выраженности группу. Иерархическое строение свойств темперамента в данной группе свидетельствует о том, что эти респонденты испытывают трудности в разных сферах жизнедеятельности, обусловленные медлительностью, косностью и слабой переключаемостью. Они не способны быстро менять способы решения разных задач, используют только известные им алгоритмы решения, не могут быстро переключаться с одного способа решения интеллектуальной задачи на другой. Они привязаны к своим привычкам и определенному образу жизни. Их жизнь протекает по определенной схеме, запланирована надолго вперед. Они не любят, когда приходится что-то менять в их образе жизни, это доставляет им определенные трудности и выводит из себя. Они стабильны в отношениях с другими. Как правило, имеют ограниченный круг приятелей. В коммуникации им сложно переключаться с одной темы на другую, приводить аргументы в полемике, привлекать дополнительные факты для подтверждения своей правоты. Они не любят шумных компаний и не испытывают большой потребности в активной коммуникации. Их поступки и поведение часто импульсивны и реактивны. В общении они чаще переживают слабые астенические эмоции в виде сниженного эмоционального тонуса, отсутствия заинтересованности в теме общения и собеседнике, апатии. По всей видимости, сниженный эмоциональный тонус определяет слабую поведенческую и коммуникативную активность этих респондентов. Они не испытывают потребности в активности, для них характерной особенностью выступает медлительность, спокойствие, уединение. Внешние проявления этих респондентов характеризуются отстраненностью от окружающих, вялостью, апатией, малой эмоциональностью и закрытостью.
Таким образом, в ходе первого этапа исследования на основе доминантности разных свойств темперамента были выделены две контрастно-противоположные по количественным и качественным характеристикам группы, отражающие специфичность поведения, деятельности и общения.
На следующем этапе исследования были проанализированы содержательные характеристики самореализации у представителей двух противоположных групп по соотношению свойств темперамента.
Проявление профессиональной самореализации у педагогов пластично-энергического типа отличается доминированием в иерархической структуре изучаемого феномена социально значимых установок, активности, оптимистичности, внутреннего локуса контроля, социально ориентированной мотивированности, креативности и конструктивности. Перечисленные показатели на статистически
значимом уровне превышают агармонические характеристики. Более того, часть из этих характеристик находятся на высоком уровне выраженности. Все это определяет своеобразие самореализации субъектов с данным типом свойств темперамента. С содержательной стороны подобный набор признаков в иерархической структуре профессиональной самореализации педагогов означает, что они постоянно стремятся реализовать свои профессиональные компетенции, обладают развитым стремление к самовыражению, причем фиксируется не только сила стремлений к самовыражению, но и вариативность, указывающая на широту их самоосуществления в различных сферах жизнедеятельности. Важным моментом является то, что профессиональная самореализация данных респондентов в значительной степени инициирована сформированными социально значимыми установками. У этих респондентов приоритет социально значимых ценностей выражен на высоком уровне. При этом специалистам данной группы в процессе профессиональной самореализации присущи эмоции радости, оптимизма, удовлетворенности. Они с удовольствием переживают успех и не впадают в уныние, расстройство, если что-то не получается. Об этом свидетельствует низкий уровень пессимистичности. По всей видимости, позитивный настрой позволяет этим испытуемым сохранять высокий психоэмоциональный тонус, преодолевать препятствия и достигать намеченные цели. Закономерным в данном случае является высокий уровень интернальной регуляции поведения. Респонденты склонны не только не пасовать перед трудностями, но и способны осознанно иногда выбирать эти трудности, если это необходимо для успешной самореализации в профессии. Становится очевидным, что испытуемые обладают очень хорошим самоконтролем, в трудностях всегда рассчитывают только на себя, а не на обстоятельства. В сложнейших ситуациях никогда не перекладывают ответственность на других людей. Именно это качество помогает им преодолевать все сложности и препятствия, оставаясь при этом бодрыми духом и полными оптимизма.
Помимо этого, профессиональная самореализация способствует также повышению самооценки респондентов, формированию конструктивных отношений с окружающими, расширению контактов и т.д., что в целом оказывает влияние и на формирование коммуникативной компетентности испытуемых. Высокий уровень креативности в совокупности с интенсивностью и устойчивостью стремлений к проявлению данного феномена говорит о том, что испытуемые не только ориентированы на достижение высоких результатов в своей самореализации, но и достаточно часто ищут и используют неординарные способы своего самовыражения. Отличительной особенностью самореализации этих респондентов выступает социально-нравственная детерминация, выраженная эмоционально-волевая регуляция, когнитивная и поведенческая пластичность, высокая активность.
У респондентов ригидно-интровертированного типа отмечается превалирование агармонических переменных над гармоническими (инертность, эгоцент-ричность), наличие социальных и личностных барьеров самореализации. Отмечается размытость установочно-целевого компонента, такие биполярные пере-
менные, как активность — инертность имеют близкие по значению показатели, в мотивационном компоненте явно доминирует эгоцентризм. По другим характеристикам на статистически значимом уровне отмечается преобладание агар-монических составляющих. Скорее всего, подобный набор признаков указывает на бессистемность, эпизодичность проявления профессиональной самореализации и отсутствие какой-либо направленности. У респондентов с данным типом свойств темперамента слабо проявляется стремление к профессиональной самореализации. Они стремятся к самовыражению в том случае, когда уверены в своих возможностях и поддержке окружающих, либо в ситуациях необходимости. Чаще всего такие педагоги способны проявить себя, весь свой профессионализм, когда возникает вынужденная ситуация, такая как открытые уроки либо что-то подобное. Опираясь на вышеизложенные факты, можно констатировать, что профессиональная самореализация для данной категории испытуемых не является целью их жизни. Они не испытывают глубоко осознанной потребности состояться в профессии не только на собственное благо, но и во благо общества, так как социально-ценностная мотивация слабо выражена. Скорее всего, для них это является не более чем инструментом, средством для максимально комфортной социализации.
Итак, проведенное исследование позволило установить роль свойств темперамента в успешности самореализации личности педагогов. Выявленные факты и закономерности о соотношении свойств темперамента и самореализации личности могут составить основу для дальнейших более глубоких исследований.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. — СПб: Речь, 2005. — 222 с. [Korostyleva L.A. Psikhologiya samorealizacii lichnosti: zatrudnenija v professionalnoj sfere. — SPb.: Rech, 2005. — 222 s.]
[2] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: Учеб. пособие. — М.: МГУДТ, 2007. [Krupnov A.I. Psihodiagnostika svojstv lichnosti i temperamenta: Ucheb. posobie. — M.: MGUDT, 2007.]
[3] Кудинов С.И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — С. 337—346. [Kudinov S.I. Polisistemnij pod-hod issledovaniya samorealizacii lichnosti // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2007. — No 11. — S. 337—346.]
[4] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4 (18). — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii psikho-logov // Vektor nauki TGU. — 2011. — No 4 (18). — S. 431—434.]
[5] Кудинов С.И., Крупнов А.И., Кудинов С.С. Самореализация личности как предпосылка проявления межэтнической толерантности на постсоветском пространстве // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 5—14. [Kudinov S.I., Krupnov A.I., Kudinov S.S. Samorealizacija lichnosti kak predposylka projavlenija mezhjet-nicheskoj tolerantnosti na postsovetskom prostranstve // Vestnik RUDN. Serija "Psihologija i pedagogika". — 2012. — No 1. — S. 5—14.]
[6] Новикова И.А. Индивидуально-типические особенности общительности и специфика темперамента студентов // Российский научный журнал. — 2011. — № 3 (22). — С. 177— 184. [Novikova I.A. Individualno-tipicheskie osobennosti obshhitelnosti i specifika temperamenta studentov // Rossijskij nauchnyj zhurnal. — 2011. — No (22). — S. 177—184.]
[7] Новикова И.А. Типологические особенности любознательности и свойства темперамента студентов // Акмеология. — 2014. — № 2. — С. 126—133. [Novikova I.A. Tipologi-cheskie osobennosti ljuboznatelnosti i svojstva temperamenta studentov // Akmeologiya. — 2014. — No 2. — S. 126—133.]
TEMPERAMENTAL PREREQUISITES OF PERSONALITY SELF-REALIZATION
S.I. Kudinov, S.R. Aybazova, K.V. Arkhipochkina
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article discusses the problem of individual and typological conditionality of personality self-realization. The results of an empirical research are submitted, the typological features of temperament properties with the variables of self-realization in teachers are compared.
Key words: personality, self-realization, properties, temperament, teachers, variables, components, characteristics.