ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НАСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМИ УРОВНЯМИ ЕЕ ВЫРАЖЕННОСТИ
Н.П. Авдеев
Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Самарская обл., Россия, 445667
В статье представлен анализ выраженности переменных настойчивости у студентов. Соотносится количественный показатель у респондентов с высоким и низким уровнем проявления данного свойства личности.
Ключевые слова: системно-функциональный подход, настойчивость, личность, особенности, переменные, характеристики, свойство.
Исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета, выборку составили студенты вторых, третьих и четвертых курсов, всего 93 человека, из них 50 девушек и 43 юноши. Исследование проводилось в рамках концепции многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. При изучении использовались методики, разработанные А.И. Крупновым для диагностики настойчивости (тест суждений и бланковый тест).
С помощью кластерного анализа были выделены три группы испытуемых с разными особенностями проявления данного свойства личности. В статье приводятся данные двух крайних групп — с высоким уровнем настойчивости и низким уровнем проявления данного свойства.
У студентов с высоким уровнем настойчивости личностно значимые цели доминируют над социально значимыми, эргичность над аэргичностью, эгоцент-ричность над социоцентричностью, осмысленность над осведомленностью и субъ-ектно-личностная продуктивность над предметно-коммуникативной. По другим характеристикам каких-либо различий на статистически значимом уровне не выявлено. В данной группе наиболее высокие показатели зафиксированы по таким переменным, как личностно значимые цели, эргичность, эгоцентричность, интер-нальность и субъектно-личностная продуктивность. У этих испытуемых проявляется выраженное стремление в реализации данного качества.
Среднее значение эргичности у студентов этой группы значительно превышает показатель аэргичности, что характеризует большую силу, устойчивость, постоянство проявлений настойчивого поведения. Однако интенсивность проявления данного свойства не имеет постоянной основы. Согласно анкетным данным, эти респонденты склонны проявлять настойчивое поведение в том случае, когда у них имеются ясные представления о результативности такого поведения. Они готовы быть настойчивыми, но только тогда, когда это им нужно, если это позволяет им хоть как-то улучшить свое положение, добиться признания и уважения,
обрести авторитет среди других людей и т.д. На это указывают и их ярко выраженные личностно значимые цели проявления данного качества. Этот показатель определяет установочные цели к проявлению настойчивости. Согласно полученным результатам, пусковым механизмом к проявлению этого качества у данных респондентов выступает стремление повысить свой социальный статус, добиться общественного признания, развить у себя лидерские качества, заслужить авторитет и т.д. Можно сказать, что изначально установки на проявление настойчивости базируются на узколичностной доминанте. Данный факт подтверждается высоким уровнем эгоцентрической мотивации к проявлению настойчивости, что свидетельствует в пользу того, что их побудительной силой является личностная заинтересованность в результативности проявленной настойчивости. Об этом, кстати, говорят и высокие показатели субъектно-личностной продуктивности. При этом представителей данной группы отличает высокий контроль саморегуляции настойчивого поведения. Им приходится постоянно анализировать свое поведение, свои высказывания и т.д., поскольку они мотивированы на результативность своего настойчивого поведения и положительную оценку окружающих. В связи с этим у них сформирована осмысленность, осознанность данного свойства. Они имеют хорошие представление о данном феномене, способны выделить его существенные признаки.
По каждой из вышеперечисленных характеристик диагностический показатель соответствует 6 баллам, что указывает на высокий уровень проявления. Интересную тенденцию выявляют диагностические показатели по всем остальным характеристикам выраженности настойчивости. Показатели социально значимых целей, аэргичности, астеничности, экстернальности соответствуют среднему уровню выраженности, показатели социоцентризма, осведомленности, продуктивно-коммуникативной продуктивности, операциональных трудностей и личностных трудностей соответствуют 4 баллам, т.е. уровню «ниже среднего».
Средний уровень выраженности показателя экстернальности подтверждает вывод о том, что респонденты в большей степени склонны полагаться на себя, на свои силы и возможности в осуществлении настойчивого отношения к действительности. Низкий уровень показателя социоцентризма свидетельствует, на наш взгляд, о малой степени выраженности мотивации в проявлении своего настойчивого отношения к действительности. В отношении продуктивных характеристик полученные данные свидетельствуют о том, что настойчивое поведение в реальной жизнедеятельности у респондентов этой группы не способствует успеху в общении, учебе и труде, но позволяет решить личностные проблемы, связанные с самосовершенствованием и саморазвитием личности. В отношении диагностируемых характеристик трудностей полученные данные свидетельствуют о том, что респонденты не отмечают у себя ни операциональных, ни личностных затруднений, которые мешали бы им выражать и проявлять свое настойчивое поведение в жизнедеятельности.
Можно отметить, что настойчивость у данных студентов носит избирательный характер, а ее интенсивность фиксируется в тех ситуациях, когда они видят результативность в решении важных для них вопросов.
Совершенно иная картина проявления настойчивости просматривается у респондентов с низким уровнем ее проявления. Прежде всего обращают на себя внимание низкие показатели практически по всем переменным за исключением экстернальности. Наиболее высокими значениями на этом фоне выделяются следующие характеристики: экстернальность, осведомленность, астеничность, субъ-ектно-личностные трудности. Однако и эти показатели соответствуют среднему и ниже среднего уровню выраженности.
У представителей этой группы целевые установки к проявлению настойчивости являются слабо выраженными. У них отсутствуют постоянные цели к проявлению этого качества. Настойчивость как ценностная характеристика не является для них актуальной. Редкие проявления этого качества обусловлены сложившимися обстоятельствами, когда респонденты попадают под влияние других людей и вынуждены на время быть настойчивыми как другие. О данном факте отчетливо свидетельствует выраженный экстернальный локус контроля. Эти респонденты даже при эпизодическом проявлении настойчивости зависимы от окружающих обстоятельств и других людей. Иначе говоря, они проявляют подобное качество только в крайних ситуациях, когда другие к этому побуждают или ситуация оказывается вынужденной. Если им приходится проявлять это качество, то чаще всего они переживают астенические эмоции: спад настроения, апатию, разочарование и т.д., т.е. все то, что не способствует оптимальному проявлению настойчивости. Анализ полученных данных показывает, что эти респонденты не видят глубокого смысла в проявлении настойчивого поведения. Видимо, поэтому они имеют плохие представления о данном качестве, его основных признаках и способах проявления. При этом они затрудняются дать даже определение настойчивости, о чем свидетельствуют показатели осведомленности. Для них чаще всего настойчивость выступает как желание отстоять свои интересы, в то же время они считают, что не имеют возможности проявлять данное качество повсеместно. Отсюда однотипность и ограниченность приемов и способов проявления этого качества, схематичность настойчивого поведения и поступков. Очень слабо выраженными побудителями проявления настойчивости являются как эгоцентрические, так и социоцентрические мотивы. Респонденты не могут содержательно дифференцировать эгоцентрическую либо социоцентрическую мотивацию к проявлению настойчивого поведения. По всей видимости, если они и проявляют это качество, то бесцельно, не понимая смысла происходящего, не дифференцируя причины и следствия происходящего. Несмотря на то, что настойчивость не имеет большого значения для этих респондентов, они полагают, что проявление этого качества в отдельных случаях может повлиять на повышение их самооценки и получение признания среди окружающих. Чаще всего это может происходить, когда настойчивое поведение респондентов связано с отстаиванием общественных интересов.
Диагностические данные продуктивных характеристик указывают на то, что реализация настойчивого отношения к действительности этими респондентами практически не способствует успеху в общении, учебе, труде; при этом на низком уровне выраженности находится стремление реализовать себя через проявление
настойчивости и с помощью этого решить свои личные проблемы и самореализоваться.
Одним из важных факторов, обуславливающих слабую настойчивость этих студентов, выступают их личностные трудности. Именно в этой подгруппе зафиксирован самый высокий уровень тревожности, скованности поведения, стеснительность и т.д. Этим респондентам очень трудно выражать и тем более отстаивать свою точку зрения в диалоге с другими.
Итак, анализ эмпирических данных указывает на специфическое соотношение переменных, которое наблюдается только в данной выборке испытуемых, а именно на низкий уровень выраженности всех показателей настойчивости, отсутствие дифференциации между ее гармоническими и агармоническими признаками. Низкая активация инструментально-стилевых характеристик настойчивости обуславливает инертность, слабость, стереотипность стимуляции настойчивого поведения, в то время как недостаточная сформированность ценностно-смысловой составляющей настойчивости приводит к аморфному недифференцированному проявлению этого свойства, снижению его ценности для развития личности.
Таким образом, психологический анализ результатов эмпирического исследования на данном этапе позволил выделить два контрастных вида проявления настойчивости личности, каждый из которых отличается специфическим набором характеристик и характерными особенностями проявления этого качества. Своеобразие проявления каждого вида настойчивости позволяет в дальнейшем разрабатывать определенные групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие и обучающие программы по активизации данного личностного образования.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—13. [Krupnov A.I. Sistemno-dispozicionnii podhod k izucheniu lichnosti i ueuo svoistv // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2006. — No 1. — S. 63—13.]
[2] Кудинов С.И. Ценностно-смысловая детерминация проявления различных типов ответственности личности // Вестник гуманитарного института ТГУ. — 2009. — Вып. 2(6). — С. 10—80. [Kudinov S.I. Tcennoctno-smyslovaya determinatciya proyavleniya razlichnykh tipov otvetstvennosti lichnosti // Vestnik gumanitarnogo instituta TGU. — 2009. — Vyp. 2. — S.10—80.]
[3] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. — 2011. — № 4. — С. 431—434. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Psikhologicheskij analiz professionalnoj samorealizacii lichnosti psichologov // Vektor nauki TGU. — 2011. — N 4. — P. 431—434.]
[4] Кудинов С.И., Кудинов С.С. Самореализация субъектов образовательного процесса в системе высшей школы // Высшая школа: Опыт, проблемы, перспективы: Материалы IV Международной научно-практической конференции. — М.: РУДН, 2011. — С. 60—64. [Kudinov S.I., Kudinov S.S. Samorealizaciya sybektov obrazovatelnogo processa v sisteme vishej shkoly // Vishaya shkola: Opyt, problemy, perspektivy: Materialy IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. — M.: RUDN, 2011. — S. 60—64.]
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PERSEVERANCE IN STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF IT EXPRESSION
N.P. Avdeev
Department of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University Belarusskaya str., 14, Togliatti, Samara region, Russia, 445667
The paper presents an analysis of the manifestation of perseverance variables in students. The quantitative measure of the respondents with high and low levels of manifestation of the given property of the personality is correlated.
Key words: system-functional approach, perseverance, personality, characteristics, variables, features, property.