СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ
И.Б. Кудинова, С.С. Кудинов, Н.В. Богомазова
Кафедра теоретической и прикладной психологии Тольяттинский государственный университет ул. Белорусская, 14, Тольятти, Россия, 445020
Приводятся эмпирические результаты лонгитюдного исследования любознательности у юношей и девушек в период обучения в вузе. Исследование любознательности выполнено в рамках концептуального подхода А.И. Крупнова. Сравнение результатов базируется на факторном анализе.
Ключевые слова: любознательность, переменные, характеристики, личность, девушки, юноши, динамика, особенности.
Несмотря на то, что проблема любознательности многократно выступала предметом специальных психолого-педагогических исследований, она окончательно не решена до сих пор. В ряде исследований любознательность относят к интересам, потребностям, мотивам, что вносит дополнительную путаницу в само понятие. В целом, в педагогических исследованиях любознательность рассматривается как познавательная характеристика. Что касается психологических работ, то наибольшего внимания заслуживают исследования С.И. Кудинова, Е.В. Базаркиной, Ю.М. Стакиной и др., выполненные в рамках целостно-функционального подхода А.И. Крупнова. До настоящего времени не изучалась динамика становления и развития данного свойства личности в период профессиональной подготовки.
Исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты гуманитарных специальностей, всего 86 человек, из них 34 юноши и 52 девушки. Исследование продолжалось в течение пяти лет от первого к пятому курсу. Всего было проведено пять срезов. Первоначальную выборку составили 117 студентов, к пятому курсу в выборке осталось 86 человек. Для исследования любознательности был применен комплекс методик, позволяющих получить достаточно полные сведения об изучаемом явлении. Любознательность изучалась с помощью теста суждений, бланкового теста, экспресс-шкальной методики, разработанных А.И. Крупновым, и самооценки.
Результаты констатирующего этапа эксперимента по выявлению гендерных особенностей проявления любознательности у студентов позволили выявить специфические особенности реализации данного свойства личности. Было установлено, что любознательность девушек на первом курсе обучения носит осмысленный, ярко окрашенный эмоциональный характер и социально обусловленную детерминированность. Однако активность их любознательности несколько снижена в связи с ограниченным арсеналом приемов и средств любознательного поведения и слабой интернальной регуляцией любознательности, а также в связи с эпизодическим
проявлением эгоцентрических побуждений к проявлению любознательности. Кроме этого, девушки практически не испытывают трудностей при проявлении данного свойства.
У юношей-первокурсников в качестве системообразующих признаков любознательности были выделены личностно значимые установки, осмысленность, интернальность, эргичность и субъектно-личностная продуктивность. Юношей отличает более выраженная активность проявления любознательности, характеризующаяся силой и интенсивностью стремлений, вариативностью приемов и способов проявления данного качества, высокий внутренний локус контроля любознательного поведения, личностно значимые установки и продуктивность любознательности. Любознательность юношей чаще всего мотивирована достижением личностных целей. Данное свойство выступает средством достижения личного благополучия через установление нужных связей и знакомств, развитие других личностных свойств, например, уверенности, настойчивости. Их любознательность менее эмоциональна, и они гораздо реже проявляют желание к проявлению любознательного поведения, если от них требуется помощь в решении каких-либо общественных проблем. При проявлении любознательности юноши, также как и девушки, крайне редко испытывают трудности.
По выраженности осмысленности любознательности между юношами и девушками на первом курсе не было выявлено значимых различий. Это говорит о том, что и юноши, и девушки имеют хорошие знания как о самом качестве, так и способах и приемах его проявления.
Таблица 1
Результаты факторного анализа переменных любознательности в группах юношей (п = 34) и девушек (п = 52), обучающихся на третьем курсе
Переменные любознательности Юноши Девушки
фактор фактор
1 2 3 1 2 3
Общ. знач. цели 0,134 -0,216 0,577 0,174 0,085 0,618
Личн. знач. цели 0,688 -0,032 0,242 0,646 0,046 0,018
Эргичность 0,034 0,633 0,343 0,157 -0,044 0,093
Аэргичность 0,249 0,213 -0,125 -0,132 0,212 0,203
Стеничность 0,151 0,136 0,188 0,676 -0,153 0,146
Астеничность 0,166 0,026 0,232 0,187 -0,024 0,054
Интернальность 0,657 -0,165 0,154 0,689 -0,155 0,119
Экстернальность 0,241 0,007 -0,292 -0,233 0,061 -0,022
Социоцентричность 0,328 0,132 0,310 0,238 -0,006 0,211
Эгоцентричность 0,132 0,657 0,239 0,431 0,033 0,098
Осмысленность 0,786 0,132 0,109 0,773 -0,215 0,151
Осведомленность 0,094 0,137 -0,149 0,139 0,172 0,315
Предметность 0,061 0,035 0,576 0,023 0,614 0,031
Субъектность 0,673 -0,014 0,085 0,104 0,658 0,232
Операц. трудности -0,244 0,166 -0,112 0,112 0,127 -0,164
Личн. трудности -0,322 0,132 0,244 0,036 0,008 0,076
Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые факторные нагрузки.
Для сравнительной характеристики динамики развития любознательности у юношей и девушек был проведен факторный анализ переменных данного свойства. Как видно из табл. 1, у юношей в первый фактор со значимыми весами вошли такие переменные, как личностно значимые цели к проявлению любознательности, интернальность, осмысленность и субъектно-личностная продуктивность. Второй фактор представлен эргичностью и эгоцентризмом. В третий фактор вошли социально значимые цели и предметно-деятельностная продуктивность. У девушек первый фактор представлен личностно значимыми целями, стеничностью, интерналь-ностью и осмысленностью. Во второй фактор вошли обе переменные продуктивного компонента. Третий фактор представлен социально значимыми целями.
Результаты факторного анализа позволили обнаружить как общее, так и особенное в факторной структуре любознательности у девушек и юношей, обучающихся на третьем курсе. К общим признакам относится выраженность переменных целевого и продуктивного компонентов, интернальности и осмысленности.
Отмеченные переменные в структурной организации любознательности характеризуют возрастные особенности данного свойства. Иначе говоря, вне зависимости от половой принадлежности при проявлении данного качества, как для юношей, так и для девушек характерной особенностью является глубокая осознанность свойства и выраженный интернальный контроль. Респонденты стремятся к получению полной информации о данном свойстве способах и приемах его проявления. Они тщательно контролируют свое любознательное поведение, удерживая в поле зрения самую различную информацию, пытаются использовать самые различные средства для получения необходимой информации. Идентичность представленности установочно-целевых переменных любознательности у девушек и юношей также свидетельствует о значимости в большей степени личностно значимых целей и в меньшей степени социально значимых при проявлении любознательности. Иными словами, основной целью к проявлению обсуждаемого свойства выступают стремления реализовать такие личностные намерения, как повысить свой социальный статус, расширить нужные (в том числе и дружеские) отношения с другими людьми, добиться уважения и признательности у сокурсников и преподавателей и т.д. В то же время социально значимые цели имеют также большое значение в проявлении данного свойства. Довольно часто любознательность реализуется благодаря стремлениям респондентов помочь окружающим в решении их проблем. И, наконец, еще одной возрастной особенностью проявления любознательности выступает широкая сфера ее реализации. Если на первом курсе у девушек в данном компоненте доминировала предметно-коммуникативная продуктивность, а у юношей субъектно-личностная, то на третьем курсе у респондентов эти переменные проявляются практически идентично. Небольшие отличия зафиксированы у юношей, у них в первый фактор вошла субъектно-личностная продуктивность, а в третий предметно-коммуникативная. С содержательной стороны идентичная выраженность данных переменных указывает, что и для юношей, и для девушек любознательность является важным фактором развития личности, освоения профессии, социальной адаптации и т.д.
В качестве особенных гендерных характеристик любознательности у респондентов по результатам факторного анализа выступают следующие: у юношей эго-
центризм и эргичность, у девушек — стеническая эмоциональность. Иными словами, для юношей на данном возрастном этапе все так же большое значение имеет эгоцентрическая мотивация проявления любознательности, обусловленная доминированием мотивов, обеспечивающих достижение личностных целей через активное самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Вероятно, с этим связана большая активность (эргичность) проявления данного свойства. У девушек, как и на первом курсе, отличительной особенностью любознательного поведения выступает яркая эмоциональность, окрашенная положительными эмоциями. Характеризуя гендерную динамику развития отдельных переменных любознательности, можно отметить субъектно-личностные цели, интернальность и субъект-но-личностную продуктивность, а также снижение значимости агармонических переменных. Иными словами, у девушек за два года произошел существенный прорыв в специфике проявления данного свойства личности. Если на первом курсе доминантой любознательности выступала социальная ориентированность проявления данного свойства, то на третьем ситуация резко меняется. Зафиксированный рост переменных свидетельствует о том, что девушки все чаще стали проявлять любознательность для реализации своих потребностей не связанных с альтруистическими побуждениями. Девушки, как и юноши, используют любознательность для налаживания нужных связей, развития своих способностей, позиционирования своих возможностей и т.д. У юношей на данном временном отрезке отмечается развитие таких переменных, как социально значимые цели, социоцентричность, эргичность, предметно-коммуникативная и субъектно-личностная продуктивность. Из представленных данных просматривается интересная гендерная закономерность динамики развития любознательности. Если у девушек от первого к третьему курсу за два года происходит снижение выраженности социально ориентированных переменных в пользу эгоцентрических, то у юношей наблюдается обратная картина, в большей степени получают развитие социально значимые переменные. Кроме этого, у юношей отмечается более широкий диапазон развития переменных любознательности за этот временной интервал.
Анализируя динамику развития любознательности у девушек и юношей за последние два с половиной года обучения в вузе, обратимся к табл. 2, в которой представлены результаты факторного анализа.
Результаты факторного анализа, проведенного по результатам последних срезов любознательности у респондентов на пятом курсе, показали следующее. В первый фактор у юношей вошли личностно значимые цели, эргичность, эгоцентрич-ность и осмысленность. У девушек этот фактор представлен стеничностью, осмысленностью, предметно-деятельностной и субъектно-личностной продуктивностью. Как видно из табл. 2, осмысленность входит в первый фактор как у юношей, так и девушек, причем подобная картина наблюдалась и в первые годы обучения. Это свидетельствует о том, что данная переменная выполняет ключевую роль в проявлении любознательности вне зависимости от половой принадлежности и скорее является некоторым системообразующим началом в проявлении данного свой-
ства личности. Обусловлено это тем, что любознательность для будущих специалистов-гуманитариев является профессионально важным качеством. Что касается других характеристик любознательности, то здесь отмечается некоторая гендерная специфичность в их иерархии. Так, по результатам первого фактора любознательность юношей характеризуется выраженной интенсивностью проявления, широким использованием средств и приемов в проявлении любознательности, личностными установками, целями и эгоцентрическими побуждениями к проявлению данного свойства. Иными словами, любознательность для юношей выступает средством достижения личного благополучия и решения личных проблем. У девушек несколько иное соотношение переменных, указывающее на гендерные особенности в проявлении данного свойства. Девушки при проявлении любознательности испытывают положительные эмоции, сам процесс доставляет им удовольствие. При этом их любознательное поведение способствует как личностному росту, развитию, так и продуктивному освоению профессиональной деятельности, а также налаживанию широких контактов с другими людьми.
Таблица 2
Результаты факторного анализа переменных любознательности в группах юношей (п = 34) и девушек (п = 52), обучающихся на пятом курсе
Переменные любознательности Юноши Девушки
фактор фактор
1 2 3 1 2 3
Общ. знач. цели 0,119 0,612 0,132 0,096 0,598 0,174
Личн. знач. цели 0,616 -0,032 0,242 0,231 0,619 0,189
Эргичность 0,722 0,123 0,139 0,279 -0,109 0,573
Аэргичность 0,099 0,113 -0,143 -0,039 0,054 0,109
Стеничность 0,143 0,097 0,176 0,752 -0,149 0,087
Астеничность 0,068 0,123 0,191 0,097 -0,019 0,234
Интернальность 0,118 -0,142 0,654 0,207 0,615 0,049
Экстернальность 0,079 0,121 -0,253 -0,068 0,126 -0,158
Социоцентричность 0,312 0,078 0,540 0,189 -0,116 0,632
Эгоцентричность 0,623 0,198 0,219 0,256 0,648 0,165
Осмысленность 0,794 0,035 0,132 0,706 -0,231 0,094
Осведомленность 0,387 0,164 -0,226 0,143 0,183 0,294
Предметность 0,097 0,319 0,574 0,654 0,224 0,126
Субъектность 0,072 0,598 0,067 0,648 0,173 0,063
Операц. трудности -0,324 0,096 -0,252 0,168 0,078 -0,217
Личн. трудности -0,022 0,112 0,219 0,269 0,112 0,097
Примечание. Полужирным шрифтом выделены значимые факторные нагрузки.
Во второй фактор у юношей вошли две переменные: социально-значимые цели и субъектно-личностная продуктивность. У девушек четыре переменные: социально значимые и личностно значимые целевые установки, интернальность и эгоцентризм. С содержательной стороны это означает следующее. Несмотря на то, что у юношей появляются социальные установки к проявлению любознательности, обусловленные желанием помочь окружающим в решении их вопро-
сов, однако при проявлении данного свойства даже в этой ситуации они стремятся получить определенную пользу от получаемой информации для поддержания своего статуса либо позиционирования своих профессиональных возможностей и т.д. У девушек результаты второго фактора свидетельствуют о том, что важное значение для них при проявлении любознательности приобретает эгоцентрическая направленность побуждений, хороший самоконтроль любознательного поведения и слабая дифференцированность целевых установок. Иначе говоря, у них в равной степени проявляются как социально, так и личностно значимые целевые установки к проявлению любознательности, однако реальными побуждениями все же чаще стали выступать эгоцентрические мотивы, обеспечивающие им решение их проблем и достижение важных для них результатов в процессе получения новой информации. И, наконец, они стали намного эффективнее осуществлять внутреннюю регуляцию своего любознательного поведения.
Третий фактор у юношей представлен интернальностью, социоцентризмом, предметно-деятельностной продуктивностью, у девушек — эргичностью и социоцентризмом. Отмеченные переменные указывают на то, что к окончанию университета при проявлении любознательности юноши все же стали чаще, чем на первом курсе, побуждаться социоцентрической мотивацией, связанной с желанием оказать помощь окружающим людям, и в то же время у них несколько снижен интернальный контроль любознательного поведения. Данное изменение связано, скорее всего, с тем, что внутренний контроль своего любознательного поведения, ярко выраженный в первые годы обучения, перешел на некоторый качественно иной уровень автоматизма. В этой связи юношам не требуется каких-либо усилий для своей самоорганизации в процессе любознательности. Отсюда несколько снижена осознанная фиксация на данной переменной. В то же время, несмотря на доминирование субъектно-личностной продуктивности, для юношей имеет существенное значение реализация любознательности в предметно-коммуникативной сфере. У девушек к окончанию университета в факторной структуре любознательности также отмечены изменения по третьему фактору. В данный фактор, как было отмечено выше, вошли эргичность и социоцентризм. Это свидетельствует о том, что к окончанию вуза девушки стали интенсивнее проявлять активность в приобретении новой информации, использовать более широкий набор средств и приемов в проявлении любознательности, чаще брать на себя роль инициатора в группе, если приходится осваивать значительный объем новой информации. В то же время ярко выраженная социоцентрическая мотивация любознательности уступает место эгоцентрической, об этом свидетельствует расстановка переменных — эгоцентричность входит во второй фактор, а социоцентрич-ность — в третий.
Характеризуя в целом гендерную динамику развития любознательности у студентов от первого к пятому курсу обучения в вузе, можно отметить следующее. Для юношей характерно развитие таких переменных, как социально значимые цели, эргичность, социоцентричность, эгоцентричность, предметно-коммуникативная (предметность) и субъектно-личностная (субъектность) продуктивность при значительном снижении проявления переменных аэргичности, астенично-
сти, операциональных и личностных трудностей. У девушек устойчивая динамика развития зафиксирована по обеим переменным целевого компонента, стенично-сти, интернальности, эгоцентричности и переменным продуктивного компонента при снижении аэргичности, астеничности, экстернальности, осведомленности и трудностей.
Указанные результаты лонгитюдного исследования позволяют выявить как общие признаки в динамике становления любознательности, характерные для юношей и девушек, так и специфические гендерные аспекты. К общевозрастным признакам относится развитие социально значимых целей, эгоцентричности, предметно-коммуникативной и субъектно-личностной продуктивности, а также снижение трудностей, аэргичности и астеничности. С содержательной стороны это свидетельствует, о том, что в целом для студентов во время обучения в вузе от первого к пятому курсу характерно увеличение частотности проявления социальных установок в проявлении любознательности, повышение роли эгоцентрических побуждений и расширение сферы реализации любознательности. Кроме этого, для них характерно снижение тревожности, неуверенности и приобретение новых навыков и приемов любознательного поведения. При этом у них к пятому курсу гораздо реже проявляется отсутствие желаний к получению новой информации и отрицательные эмоции, если не удается получить желаемую информацию.
Отличительной особенностью динамики развития любознательности юношей выступает значительное преобразование эргичности и социоцентричности. На протяжении пяти лет у юношей зафиксирован устойчивый рост активности проявления любознательности и повышение роли социальных побуждений к реализации данного свойства. Развитие социоцентричности обусловлено, скорее всего, профессиональным становлением будущих специалистов, тем не менее в течение пяти лет доминантой проявления любознательности выступает все же эгоцент-ричность.
Для девушек особенностью динамики любознательности является развитие личностно значимых целей, стеничности, интернальности при снижении экстер-нальности и осведомленности. У этих респондентов при проявлении обсуждаемого свойства на протяжении пяти лет фиксируется устойчивый рост положительных эмоций, саморегуляции любознательного поведения и целевых установок, связанных с саморазвитием и самоактуализацией. При этом у девушек к окончанию обучения на проявление любознательности все меньшее влияние оказывают внешние факторы в связи с тем, что они имеют достаточно полные, глубокие представления как о самом свойстве, так и способах его проявления.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Базаркина Е.В. Национально-психологические особенности проявления любознательности учащимися: Автореф. дисс. ... канд. псхол. наук. — Барнаул, 2001.
[2] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—74.
[3] Крупнов А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента. — М.: ИИЦ МГУД, 2008.
[4] Кудинов С.И. Полоролевые аспекты любознательности подростков // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 1. — С. 26—37.
[5] Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты. — Бийск: Изд-во НИЦ БиГПИ, 1999.
[6] Кудинов С.И. Особенности проявления любознательности у учащихся с разными стилями понимания // Журнал прикладной психологии. — 1999. — № 2. — С. 82—103.
[7] Кудинов С.И. Экспериментальное исследование психологических особенностей любознательности у учащихся различных национальностей // Психология и образование. — София: Изд-во университета «Св. Кирилл и Мефодий», 2005. — С. 161—180.
[8] Новикова И.А., Стакина Ю.М. Специфика проявления любознательности в учебной деятельности студентов // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2007. — № 2. — С. 69—75.
COMPARATIVE ANALYSIS OF INQUISITIVENESS DEVELOPMENT DYNAMICS IN YOUTHS AND YOUNG GIRLS
I.B. Kudinova, S.S. Kudinov, N.V. Bogomazova
The Chair of Theoretical and Applied Psychology Togliatti State University
Belorusskaya str., 14, Togliatti, Russia, 445020
The empirical results of the longitudinal research of inquisitiveness in youths and young girls during their higher school study are presented in the article. The inquisitiveness research is done in the frame of A.I. Krupnov's conceptual approach. The comparison of the results is based on the factor analysis.
Key words: inquisitiveness, variables, characteristics, personality, young girls, youths, dynamics, peculiarities.