Научная статья на тему 'Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чувашей)'

Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1037
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ И ДИФФУЗИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСОВ / ЦЕЛОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / СТЕНИЧНОСТЬ / АСТЕНИЧНОСТЬ / ЭРГИЧНОСТЬ / АЭРГИЧНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / POLYETHNICITY / ETHNIC ASSIMILATION AND DIFFUSION / INTERCULTURAL COMMUNICATION / PSYCHOLOGICAL FEATURES OF ETHNOSES / THE INTEGRAL-FUNCTIONAL APPROACH / INTEGRATED CHARACTERISTICS OF THE PERSONALITY / ORIENTATION TO THE SOCIETY / INTERNALITY / STHENOS / ASTHENOS / ERGIC / INTELLIGENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович, Николаева Светлана Юрьевна

В статье дан анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кудинов Сергей Иванович, Николаева Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Psychological characteristic of sociability of the Middle Volga region nationalities (as exemplified by the Tatars and Chuvash)

The article analyses sociability of representatives of the Tatar and Chuvash nationalities from the point of view of the integral-functional approach, it also discloses the specific features of sociability as the personality property in the aspect of the ethnic origin.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика общительности народностей среднего Поволжья (на примере татар и чувашей)»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (на примере татар и чувашей)

С.И. Кудинов, С.Ю. Николаева

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье дан анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.

Ключевые слова: полиэтничность, этническая ассимиляция и диффузия, межкультурная коммуникация, психологические особенности этносов, целостно-функциональный подход, интегральные характеристики личности, социоцентричность, интернальность, стеничность, астеничность, эргичность, аэргичность, осмысленность.

В жизни современного общества этнический фактор приобретает все большее значение. Интерес к национальностям и национальным особенностям проявляется абсолютно во всех сферах современного экономического, политического и социокультурного пространства. В настоящее время, по мнению многих авторов, в мировом этническом процессе прослеживаются две тенденции: глобальная интеграция народов и одновременно с этим дифференциация этносов, выраженная в активном проявлении этнической идентичности личности. Сегодня отмечается стремление образовывать группы и сообщества по этническим признакам, характеризующиеся сплоченностью, целостностью и согласованностью действий, причем происходит это на фоне активного смешения этносов в реалиях жизнеустройства общества. В связи с этим пристальный научный интерес вызывают этнопсихологические аспекты жизни человека и этнопсихологические феномены, присущие его личности. Эти данные, по мнению ученых, позволят минимизировать последствия усиливающегося этноцентризма, межэтнической напряженности, найти пути к межэтнической толерантности.

На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют, как известно, многие факторы: социально-экономические условия, политика и идеология государства, религия, местные традиции, обычаи, привычки [2]. Помимо этого на этническое своеобразие влияют географическая среда, значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения. Важная роль в изменении психологии народов принадлежит и миграциям.

Одним из регионов, в котором активно происходило и происходит межэтническое взаимодействие, является Среднее Поволжье. Исторически здесь проживали десятки разных народов и народностей, среди которых особенно выделялись финно-угорские и тюркские. В настоящее время здесь проживают представители более чем 100 национальностей. В регион входят такие административные образования, как Ульяновская, Самарская область, Татарстан, Чувашия и Мордовия. Так,

Самарская губерния в большей степени представлена русскими (83%), остальные (17%) образуют следующие этнические группы: по 3,6% — татары, чуваши, мордва, 2,5% — украинцы, 0,6% — белорусы, по 0,4% — казахов и евреев, 0,3% — немцы, 0,2% — башкиры, 0,1% — марийцы, 1,3% — представители других национальностей. Этническая история Средне-Волжского региона показывает, что на протяжении примерно 400 лет основные народы, заселяющие Среднее Поволжье, проживали совместно (прежде всего татары, чуваши, мордва и русские). Этот факт во многом определяет межэтническую специфику края. Этническая история, этнические отношения, исторические взаимоотношения различных народов определяют их особенности, связанные с межэтническим многообразием и по-лиэтничностью. Сегодня в этом регионе можно говорить о сформированной так называемой соседской идентичности, которая обусловлена закрепленными в сознании народов определенными паттернами социально наследуемого образа добрососедского проживания. Факт совместного проживания стал естественной установкой, а сформированная в Среднем Поволжье своеобразная культура имеет полиэтническую, смешанную основу. Это обнаруживается в языке, системе языковых заимствований, в своеобразии сельских поселений, пространственном размещении домов и придворных построек, в общих элементах культуры. Коренными можно считать четыре народа, издавна проживающие на данной территории: русские, татары, мордва и чуваши. Осознание совместного проживания имело разнообразные последствия, среди которых доминирующими можно считать процессы частичной ассимиляции и диффузии (например, христианизация чувашей, «переписывание» мордовских сел в русские и т.д.).

Этническая ассимиляция и размывание территориальных границ — процесс далеко не однозначный, предполагающий закономерную необходимость в адаптации личности к новым условиям. Эффективность ее требует специфического поведения личности в изменившихся условиях. Как известно, конструктивное поведение личности обеспечивается многими составляющими. В плане этнической адаптации в «мире без границ», на наш взгляд, значимую роль будут играть не этнические сходства народов и народностей, а сходства свойств и интегральных характеристик личности, в частности тех, которые обеспечивают процессы межкультурной и межличностной коммуникации. К ним относится в первую очередь общительность, которая может рассматриваться и как направленность, и как коммуникативная сформированность личности.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема изучения психологических особенностей этносов, нахождение сходств и различий, этнопсихологических особенностей индивидуальности различных представителей наций и народностей Среднего Поволжья. На наш взгляд, эффективное решение отдельных задач возможно с точки зрения целостно-функционального подхода [7], на основании которого А.И. Крупнов выделяет базовые (те, которые составляют основание для развития остальных) и частные свойства личности. К базовым свойствам он относит инициативность, любознательность, целеустремленность, организованность, настойчивость, трудолюбие, ответственность и общительность [1]. Этот подход по отношению к этнопсихологическим закономерностям был применен в целом ряде работ по изучению таких личностных свойств, как общительность (А.И. Крупнов,

Н.Ф. Шляхта), любознательность (С.И. Кудинов, Е.В. Базаркина) и т.д. [3; 4]. Так, С.И. Кудинов, изучая психологические особенности проявления любознательности в зависимости от национальной принадлежности, зафиксировал влияние этнических особенностей на способ реализации любознательного поведения и определил различия в специфике проявления любознательности у алтайских и русских подростков [5].

В ходе нашего исследования была выявлена специфика проявления общительности у представителей русской, татарской, мордовской и чувашской национальности. В данной статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальности, проживающих в Самарском регионе в условиях этнической ассимиляции.

Психологическое описание общительности татар осуществлялось на основании анализа соотношения и доминирования отдельных признаков в многомерной структуре данного свойства личности. С применением целостно-функциональной модели были выделены самые существенные аспекты изучаемого свойства, определяющие психологическую характеристику коммуникативного поведения личности [4; 1]. Специфику общительности этой группы испытуемых определили доминирующие показатели осмысленности, предметно-коммуникативной продуктивности, социоцентричности, интернальности, стеничности и личностно значимых целей (рис. 1).

Рис. 1. Средние значения переменных общительности у представителей татарской национальности (Ы = 40):

1 — социально значимые цели; 2 — личностно значимые цели; 3 —эргичность; 4 — аэргичность; 5 — стенич-ность; 6 — астеничность; 7 — интернальность; 8 — экстернальность; 9 — социоцентризм; 10 — эгоцентризм; 11 — осмысленность; 12 — осведомленность; 13 — предметно-коммуникативная продуктивность; 14 — субъектно-личностная продуктивность; 15 — инструментальные трудности; 16 — личностные трудности

Для татар характерен высокий уровень активной регуляции коммуникативного поведения, они проявляют самообладание, контролируют свои действия, поступки, что является национальной особенностью характера. Это согласуется с данными современных исследований, в которых подчеркивается, что для тюркских народов именно самоконтроль является атрибутом воспитания, основанного

на активной регламентации поведения детей в соответствии с этнически принятой духовной дисциплиной. Подобная интернальность поведения связана с пониманием сущности общения в жизни каждого человека, осознанием активности действия и настойчивости в достижении целей в общении. Интересно, что высокая интернальность в общении не вызывает проявления астенических эмоций, основной характеристикой которых является неуверенность в начале нового дела, предчувствие неудачи, тревожность, раздражение, если что-то не ладится, разочарование в случае трудностей в межличностном общении, а наоборот, стимулирует доминантные стенические эмоции. Традиционно считается, что принятие ответственности на себя в случае неудачи вызывает разочарование, тревожность, однако у татар эта закономерность не проявляется.

Высокие показатели по осмысленности этого личностного качества приводят к тому, что представители этноса очень хорошо понимают результативность свойства, описывая его как инструмент для лучшей адаптации в группе, способствующий расширению круга знакомств и развитию дружеских отношений, формированию одобрительной оценки со стороны окружающих и достижению общественного признания.

Побудительной силой вступления в межличностные отношения являются со-циоцентрические мотивы, а соотношение эгоизма и альтруизма можно соотнести с двумя моделями отношения к жизни в целом: жизнь сообразно долгу или жизнь для себя, ради получения удовольствия. На основании этого можно заключить, что национальной особенностью проявления общительности является стремление, связанное с чувством долга и необходимостью выполнения порученных дел.

Несмотря на большую выраженность социоцентрических мотивов по сравнению с эгоцентрическими, в установочно-целевом компоненте преобладают лич-ностно значимые переменные.

Несколько слабее выражена группа таких переменных, как эргичность, аэр-гичность, осведомленность, эгоцентричность и субъектно-личностная продуктивность. Практически все перечисленные признаки общительности за исключением эргичности относятся к агармоническим переменным, характеризующим неустойчивость, слабость, отказ от своих намерений в коммуникативном процессе. Несмотря на то, что эргичность и аэргичность относятся к среднему уровню выраженности, стремление к продолжительному общению, настойчивость, поиск разных способов достижения коммуникативных целей проявляется ярче, чем отказ от общения, отступление перед трудностями, возникающими в ходе коммуникации, необязательность при установлении и поддержании межличностных контактов, отвлечение на посторонние дела и малая энергичность в общении.

Кроме доминирующего социоцентрического мотива к общению, у татар следует отметить эгоцентричность, т.е. стремление найти личную выгоду от общения. Таким образом, в сфере общения удовлетворяются потребности, связанные с желанием утвердиться в группе, стать популярным, получить положительную оценку своих результатов деятельности и т.д. Идея гармоничного сочетания эгоизма и альтруизма представляется наиболее плодотворной также с точки зрения справедливости как одной из ведущих общечеловеческих ценностей. Реализация эгоцентрического мотива проявляется в субъектно-результативном аспекте общительности.

Татары посредством общительности самоактуализируются и саморазвиваются. С этим связано стремление повысить самооценку и укрепить самоуважение, развить свою творческую деятельность и расширить круг знакомств. Низкие показатели по экстернальности, астеничности и трудностям в сфере общения говорят о том, что только незначительная часть представителей данного этноса имеет внешнюю регуляцию общения, не берет на себя ответственность за свои коммуникативные действия, уповает на случай или везение, обвиняет в неудачах других людей, не верит в свои силы, считает, что жизнь предопределена судьбой и никакая общительность не может ее изменить. Итак, психологические особенности проявления общительности у татар определены доминированием в многомерно-функциональной организации таких гармонических признаков, как осмысленность, предметно-коммуникативная продуктивность, социоцентричность, интер-нальность, стеничность и личностно значимые ценности.

При изучении специфики общительности у представителей чувашского этноса было установлено, что наиболее выраженными переменными общительности являются осмысленность, предметно-коммуникативная продуктивность и социо-центризм. Среднюю представленность по интенсивности проявления показывают личностно значимые ценности, стеничность, аэргичность, астеничность, интер-нальность и осведомленность. Очень слабо проявлены следующие переменные общительности чувашей: эргичность, экстернальность, инструментальные и личностные трудности (рис. 2).

Среднее значение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 общительности Рис. 2. Средние значения переменных общительности у представителей чувашской национальности (Ы = 60): 1 — социально-значимые цели; 2 — личностно-значимые цели; 3 —эргичность; 4 — аэргичность; 5 — стенич-ность; 6 — астеничность; 7 — интернальность; 8 — экстернальность; 9 — социоцентризм; 10 — эгоцентризм; 11 — осмысленность; 12 — осведомленность; 13 — предметно-коммуникативная продуктивность; 14 — субъектно-личностная продуктивность; 15 — инструментальные трудности; 16 — личностные трудности

Чувашам свойственна высокая степень осознания роли общительности в жизни человека. Они легко дают точное определение общительности, выделяют ее существенные признаки и функции, а также демонстрируют более абстрактное, научное понимание общительности.

Интересно положение мотивационного компонента в структуре общительности. Одинаково интенсивно проявляется как социоцентричность, так и эгоцент-ричность, т.е. общительность вызывается не только чувством долга или необходимостью выполнения порученных дел, желанием реализовать намерения близких людей, желанием оградить близкого человека от неприятностей, желанием помочь окружающим, но и желанием утвердиться в группе, стремлением улучшить свое материальное положение или получить поощрение, желанием обратить на себя внимание других людей. Ярко выраженный характер альтруизма и его доминирование над эгоцентрическими мотивами в общении можно объяснить ценностями, присущими чувашам. Так, исследователи-этнологи отмечают, что данному этносу присущи человеколюбие, деликатность, вежливость и даже стеснительность, самоотдача; эти качества закреплены в культуре, традиционных принципах воспитания чувашей. Это находит свое отражение в так называемых заповедях, назиданиях, существующих в чувашском эпосе (например, «семь добродетелей» чувашей — трудолюбие, здоровье, ум, дружба, доброта, целомудрие, честность).

Результативный компонент характеризуется предметно-коммуникативной продуктивностью, проявляющейся в самореализации путем демонстрации коммуникативных навыков и в проявлении направленности на взаимодействие.

Менее ярко в структуре общительности проявляется эмоциональный компонент. Стенические эмоции чаще и интенсивнее актуализируются при коммуникации, при этом чуваши испытывают радость, удовлетворение от общения с людьми, гордость при установлении новых контактов, оптимизм в ходе коммуникативного акта, предвосхищение его последствий. Астенические эмоции сдерживаются, т.е. представители данного этноса стремятся сохранить самообладание, они сдержаны и спокойны. Это не противоречит данным о присущей чувашам сдержанности в проявлении своих чувств, их деликатности. Вероятно, именно этим объясняются средние по выраженности показатели эмоциональности. Чувашей отличает активная регуляция, они стремятся всего добиваться сами и уверены, что все удачи и неудачи зависят только от их коммуникативных навыков. При этом в общении они не надеются на внешние обстоятельства и других людей. На наш взгляд, это может быть связано с высокой осмысленностью данного качества. В связи с вышесказанным обнаруживается доминирование аэргичности в общительности чувашей. Они, понимая ценность человеческого общения, реализуют его не экстенсивным путем, т.е. через постоянное стремление к общению, частые контакты с людьми, разнообразие средств и способов коммуникативного поведения, а интенсивным — через интимность, глубину межличностных контактов, их устойчивость.

То или иное явление можно характеризовать не только через наличные признаки, но и через степень их выраженности. В этой связи характер общительности представителей чувашской национальности можно дополнить низкой внешней регуляцией данного свойства. Таким образом, особенность общительности чувашей определяется доминированием в многомерно-функциональной структуре таких признаков, как осмысленность, предметно-коммуникативная продуктивность, социоцентризм и сдержанность эмоциональных проявлений.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о специфических особенностях проявления общительности в контексте этнической принадлежности. В исследовании выявлены тенденции, присущие большинству представителей изучаемых этносов, это говорит об этнической природе специфических проявлений общительности татар и чувашей. И тем и другим присущи такие характеристики, как осмысленность, предметно-коммуникативная продуктивность, социоцентризм и лично-стно значимые целевые установки общительности. Отличают же татар и чувашей такие характеристики, как эргичность, стеничность, эгоцентризм и экстенсивность или интенсивность общения. Психологический анализ общительности позволяет говорить о том, что татарам свойственно стремление повышать самооценку и укреплять самоуважение, развивать свою творческую деятельность и расширять круг знакомств; общительность является необходимым условием их развития и самоактуализации. У чувашей общительность менее экстенсивна, что проявляется в присущей им деликатности и вежливости, сдержанности, а в некоторых случаях даже стеснительности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М.: УДН, 1994. — С. 9—23.

[2] Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология: теория и методология: Учеб. пособ. Ч. 1. — М.: Изд-во институт молодежи, 1992.

[3] Кудинов С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности // Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бийск. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1997. — С. 174—179.

[4] Кудинов С.И. Психологические проблемы формирования свойств личности // Формирование и развитие личности: Сборник материалов пятых психолого-педагогических чтений. — М.: Институт молодежи, 1994. — С. 5—7.

[5] Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты: Монография. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

[6] Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М.: Наука, 1973.

[7] Солдатова Г. У. Этническая идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2003.

THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTIC OF SOCIABILITY OF THE MIDDLE VOLGA REGION NATIONALITIES (as Exemplified by the Tatars and Chuvash)

S.I. Kudinov, S.Yu. Nikolayeva

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples' Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article analyses sociability of representatives of the Tatar and Chuvash nationalities from the point of view of the integral-functional approach, it also discloses the specific features of sociability as the personality property in the aspect of the ethnic origin.

Key words: polyethnicity, ethnic assimilation and diffusion, intercultural communication, psychological features of ethnoses, the integral-functional approach, integrated characteristics of the personality, orientation to the society, internality, sthenos, asthenos, ergic, intelligence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.