Научная статья на тему 'Сравнительный анализ факторной структуры общительности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся'

Сравнительный анализ факторной структуры общительности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / УСПЕШНЫЕ И МЕНЕЕ УСПЕШНЫЕ В ОСВОЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИЕСЯ / СВОЙСТВО ЛИЧНОСТИ / SOCIABILITY / THE COMPARATIVE ANALYSES OF SOCIABILITY / THE FACTOR STRUCTURE OF SOCIABILITY / SUCCESSFUL AND UNSUCCESSFUL L2 LEARNING INDIVIDUALS / PERSONALITY TRAIT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарембо Г. В.

В статье представлен сравнительный анализ факторной структуры общительности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся. Особое внимание уделяется анализу структуры общительности как системному свойству личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зарембо Г. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative analysis of the factor structure of sociability in groups of successful and unsuccessful L2 Learning individuals

The article presents the profound comparative analyses of the factor structure of sociability. The results in groups of successful and unsuccessful L2 learning individuals are given. The structure of sociability as an individual characteristic of the learner is presented.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ факторной структуры общительности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся»

СТАТЬИ АСПИРАНТОВ И НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У УСПЕШНЫХ И МЕНЕЕ УСПЕШНЫХ В ОСВОЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ

Г.В. Зарембо

Кафедра иностранных языков № 4 ИИЯ Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье представлен сравнительный анализ факторной структуры общительности у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся. Особое внимание уделяется анализу структуры общительности как системному свойству личности.

Ключевые слова: общительность, сравнительный анализ общительности, факторная структура общительности, успешные и менее успешные в освоении иностранного языка учащиеся, свойство личности.

Общительность — системное качество личности и относительно устойчивая система коммуникативных характеристик субъекта: содержательно-смысловых и операционально-стилевых. Диагностика общительности осуществлялась по «Бланковому тесту» А.И. Крупнова оценивались мотивационные, когнитивные, результативные, динамические, эмоциональные и регуляторные признаки каждого свойства. Успешность освоения иностранного языка оценивалась по специальным заданиям, направленным на усвоение устной речи (говорение). Изучались студенты 3—6 курсов в возрасте 20—23 лет. Статистическая оценка различий в средних значениях осуществлялась с помощью ^-критерия Стьюдента.

Проведенный факторный анализ матрицы интеркорреляций показателей общительности у более и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся выявил факторы, обусловливающие взаимосвязи между показателями общительности и способствовал дальнейшему изучению ее психологической структуры. Проанализируем состав полученных факторов и сравним сходства и отличия факторной структуры общительности между изучаемыми группами испытуемых.

В первый фактор в обеих группах вошли переменные эгоцентричности мотивационного компонента: у успешных учащихся (0,761), у менее успешных (0,736), осведомленности когнитивного компонента: у успешных (0,756), у менее успешных (0,827) и интернальности регуляторного компонента: у успешных учащихся (0,870), у менее успешных (0,656). Можно предположить, что параметр произвольности регуляторного компонента (интернальность) может способствовать оптимальной адаптации в коллективе, получению удовольствия от общения (осведомленность), стремлению раскрыть свои возможности и способности, лучше узнать самого себя, а также решать практические и материальные проблемы (эгоцентричность). Помимо этого в первый фактор группы более успешных учащихся вошли переменные продуктивного компонента: предметность (0,562) и субъектность (0,719), в то время как в группе менее успешных учащихся составляющей первого фактора является переменная осмысленности когнитивного компонента (0,861). Таким образом, исследуемые группы имеют не только сходства, но и различия. В группе более успешных учащихся высокие показатели переменных интернальности, эгоцентричности и осведомленности оказывают явное влияние на переменные продуктивного компонента (предметность и субъ-ектность), что обусловливает направленность общительности как на предметнодеятельную сферу, так и на саморазвитие. В группе менее успешных учащихся отмечается влияние осмысленности, демонстрирующей глубину осознания общительности как средства согласованности совместных действий, на переменные ин-тернальности, эгоцентричности и осведомленности. Взаимовлияние приведенных переменных и составляющих продуктивного компонента в группе менее успешных учащихся вообще отсутствует. В данной группе общительность не направлена на улучшение результатов деятельности ни в предметной сфере, ни в сфере саморазвития и самосовершенствования.

Второй фактор у представителей обеих групп учащихся включает в себя показатели личных и операциональных трудностей с различными знаками: у более успешных — с положительными (0,668 — личностные; 0,821 — операциональные), у менее успешных — с отрицательными (-0,719 — личностные; -0,673 — операциональные). В той и другой группах существование трудностей обусловлено наличием значимых весов переменных аэргичности, астеничности и экстер-нальности, вошедших в данный фактор с соответственными знаками: положительными для группы более успешных учащихся и отрицательными для группы менее успешных. Высокая степень неустойчивости общительности, податливость внешним факторам в проявлении общительности, совокупность астенических переживаний и эмоций ведут к возникновению личностных и операциональных трудностей в процессе общения у успешных и менее успешных в освоении иностранного языка учащихся.

Наибольшие различия выявлены в третьем и четвертом факторах. Третий фактор представлен показателями переменных социоцентричности (0,908), осмысленности (0,865) — у успешных учащихся и предметности (0,720), субъектности (0,735), эргичности (0,807), аэргичности (-0,551), стеничности (0,678) — у менее

успешных учащихся. Данный фактор является менее насыщенным для группы более успешных учащихся. Входящие в него две переменные находятся в непосредственной связи друг с другом. Общественно значимая направленность мотивации переменной социоцентричности безусловно взаимодействует с переменной осмысленности, означающей понимание роли общительности как проявления потребности человека в общении. Общительность рассматривается как средство познания себя и окружающих, что, собственно, и ведет к общественной направленности ее мотивации, а именно, наличию необходимости участия в делах коллектива и заинтересованности процессом деятельности больше, чем результатом. Для группы менее успешных учащихся третий фактор являлся биополярным, так как составляющие его переменные обладают различными знаками. Один полюс представлен характеристиками с положительными знаками (предметность, субъектность, эргичность, стеничность), а другой — отрицательными (аэргичность). Высокая продуктивность общительности, направленная на предметно-деятельную сферу и на саморазвитие, в данном случае, обусловлена наличием стенических эмоций и высокой степенью выраженности общительности (эргичностью).

Четвертый фактор у более успешных учащихся демонстрирует связи параметров эргичности динамического компонента (0,675) и стеничности эмоционального компонента (0,924). Результаты исследования выявили высокую степень влияния положительных эмоций в процессе общения (стеничность) на переменную эргичности. Наличие стенических эмоций усиливает стремление к общению, проявлению инициативности и обеспечивает высокую степень выраженности общительности (эргичность). Четвертый фактор у менее успешных учащихся представлен единственной переменной социоцентричности мотивационного компонента (0,786). Общественно значимая направленность мотивации переменной социоцент-ричности ведет к желанию помогать людям, заслужить уважение со стороны коллег, принимать участие в делах коллектива, что часто ведет к заинтересованности процессом деятельности больше чем результатом. Связи высоких показателей социоцентрической мотивации данной группы учащихся с какими-либо другими компонентами выявлены не были.

В заключение нужно отметить, что психологическая структура общительности в группах менее успешных и успешных в освоении иностранного языка учащихся имеет некоторые сходства и различия. Наличие фактора трудностей обусловлено значимыми весами аэргических, астенических и экстернальных переменных в обеих группах. Высокий уровень продуктивности общительности в группе успешных учащихся достигается за счет соответственных показателей эгоцентричности, осведомленности и интернальности, тогда как в группе менее успешных благодаря значениям переменных эргичности и стеничности. Одни и те же результаты в учебной деятельности достигаются в указанных группах учащихся разными способами — при помощи интеркорреляций переменных различных компонентов. Группа более успешных в освоении иностранного языка учащихся характеризуется более четко выстроенной психологической структурой общительности. Все переменные этой группы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом:

социоцентричность мотивационного компонента с осмысленностью когнитивного, эргичность динамического со стеничностью эмоционального. В группе менее успешных учащихся социоцентричность не проявляет взаимодействия ни с одним из существующих компонентов.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. II. — М., 1980.

[2] Бабаев Т.М. Сравнительный анализ факторной структуры общительности у более продуктивных и менее продуктивных продавцов // Психолого-педагогические аспекты формирования и развития личности. Материалы межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых ученых 22 апреля 2004 г. — М., 2004.

[3] Баумштейн Г.А. Этно-психологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Международная академия информатизации, РУДН, 1995.

[4] Волк М.И. Возрастные особенности психологической структуры общительности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Международная академия информатизации, РУДН, 1995.

[5] Жемчугова Л.В. Связь динамических качеств общительности со свойствами нервной системы и темперамента // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1980.

[6] Ильина А.И. Общительность и темперамент у школьников. — Пермь, 1961.

[7] Крупнов А.И. Целостно-функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. — М., 1986.

[8] Крупнов А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Международная академия информатизации, РУДН, 1995.

[9] Солонкина О.В. Индивидуальные особенности структуры общительности в зависимости от типов установок и межличностные взаимодействия // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Международная академия информатизации, РУДН, 1995.

[10] Тырнова О.А. Факторная структура общительности у девушек и юношей // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М.: Международная академия информатизации, РУДН, 1995.

[11] Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2004.

[12] Якушева Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента // Ученые записки Саратовского пединститута. — Саратов, 1957.

ТНЕ COMPARATIVE ANALYSIS OF THE FACTOR STRUCTURE OF SOCIABILITY IN GROUPS OF SUCCESSFUL AND UNSUCCESSFUL L2 LEARNING INDIVIDUALS

G.V. Zarembo

Foreign languages chair № 4 Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article presents the profound comparative analyses of the factor structure of sociability. The results in groups of successful and unsuccessful L2 learning individuals are given. The structure of sociability as an individual characteristic of the learner is presented.

Key words: sociability, the comparative analyses of sociability, the factor structure of sociability, successful and unsuccessful L2 learning individuals, personality trait.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.