Научная статья на тему 'Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей)'

Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
168
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ АССИМИЛЯЦИЯ И ДИФФУЗИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / ЦЕЛОСТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИОЦЕНТРИЧНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / СТЕНИЧНОСТЬ / АСТЕНИЧНОСТЬ / ЭРГИЧНОСТЬ / АЭРГИЧНОСТЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ / ETHNIC ASSIMILATION AND DIFFUSION / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / ETHNOPSYCHOLOGICAL PARTICULAR QUALITIES OF SOCIABILITY / THE COMPLETE-FUNCTIONAL APPROACH / INTEGRATED CHARACTERISTICS OF A PERSON / STRUCTURAL ANALYSIS / SOCIAL INTEGRITY / INTERNALITY / STENICHNOST / ADYNAMIC / ERGIC / AERGICHNOST / MEANINGFULNESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева С. Ю.

В статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей с точки зрения целостно-функционального подхода, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте ее этнической принадлежности. Проанализированы структурные образования общительности и найдена специфика и устойчивость связей между установочно-целевым, мотивационно-смысловым, регуляторно-динамическим и рефлексивно-оценочным компонентами индивидуальности. Сделана попытка детализировать информацию о стремлении и готовности субъекта к реализации общения, специфики и продуктивности коммуникативного поведения личности в аспекте ее этнопсихологической принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаева С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURAL ANALYSIS OF SOCIABILITY CHARACTERISTIC OF THE AVERAGE VOLGA REGION NATIONALITIES (EXAMPLE OF TATARS AND CHUVASHES)

The article deals with the analysis of sociability of the Tatar and Chuvash nationalities representatives from the point of the complete-functional approach. It also covers specific features of sociability as properties of a person from the aspect of ethnic essential quality. The sociability structural formations were analyzed and personality components were found. There is an attempt to detail the information about the subject's aspiration and readiness for dialogue, specifics and efficiency of a personality communicative behavior.

Текст научной работы на тему «Структурный анализ общительности представителей народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей)»

УДК 159.922

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НАРОДНОСТЕЙ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ТАТАР И ЧУВАШЕЙ)

© 2011 С.Ю.Николаева

Тольяттинский государственный университет

Статья поступила в редакцию 03.02.2011

В статье представлен анализ общительности представителей татарской и чувашской национальностей с точки зрения целостно-функционального подхода, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте ее этнической принадлежности. Проанализированы структурные образования общительности и найдена специфика и устойчивость связей между установочно-целевым, мотивационно-смысловым, регуляторно-динамическим и рефлексивно-оценочным компонентами индивидуальности. Сделана попытка детализировать информацию о стремлении и готовности субъекта к реализации общения, специфики и продуктивности коммуникативного поведения личности в аспекте ее этнопсихологической принадлежности.

Ключевые слова: этническая ассимиляция и диффузия, межкультурная коммуникация, этнопсихологические особенности общительности, целостно-функциональный подход, интегральные характеристики личности, структурный анализ, социоцентричность, интернальность, стеничность, астеничность, эргичность, аэргич-ность, осмысленность.

В современном мире сегодня наблюдается процесс глобальной интеграции народов, обусловленный изменившимися условиями жизни человечества и требованиями к конкретной личности, предъявляемым обществом. Размывание территориальных границ, происходящее по тем или иным причинам, приводит к необходимости этнической ассимиляции, которая уже становится нормой нашей жизни, и качество её зачастую является условием не только социальной успешности человека, но и условием его психологического здоровья и эффективности в целом. Процесс ассимиляции предполагает закономерную необходимость адаптации личности к новым условиям, которая, как известно, обусловлена многими составляющими, вкупе обеспечивающими конструктивность всех видов и форм активности современного человека.

В плане этнической адаптации в «мире без границ» значимую роль на наш взгляд играют сходства свойств и интегральных характеристик личности, в частности тех, которые обеспечивают процессы межкультурной и межличностной коммуникации. К ним относится в первую очередь общительность, которая может рассматриваться и как свойство личности, и как ее коммуникативная сформированность.

В нашем исследовании мы изучали этнопсихологические особенности общительности народностей Среднего Поволжья, который был

Николаева Светлана Юрьевна, старший преподаватель кафедры теоретической и прикладной психологии. E-mail: sv-niko@mail. ru

выбран нами, как регион с многовековой историей межэтнической коммуникации. Сейчас здесь, по мнению исследователей, сформирована так называемая соседская идентичность, которая обусловлена уже закрепленными в сознании народов определенными паттернами социально наследуемого образа добрососедского проживания. Этот факт делает интересным и актуальным изучение психологических особенностей этносов, нахождение их сходств и различий, особенностей индивидуальности различных представителей наций и народностей Среднего Поволжья в аспекте их межэтнической толерантности.

Эффективное решение задач изучения индивидуальности возможно с точки зрения целостно-функционального подхода1, на основании которого А.И.Крупнов выделяет базовые и частные свойства личности, и относит к ним инициативность, любознательность, целеустремленность, организованность, настойчивость, трудолюбие, ответственность и общительность2. Изучение каждого отдельно взятого базового свойства должно строиться на выявлении его структурных образований и на нахождении устойчивых связей между ними. Наличие определенных взаимоотношений между внутренними составляющими базовых свойств свидетельствуют о их целостной и системной организации. Этот подход применительно к этнопсихологиче-

1 Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания. Хрестоматия. - Самара: 2003.

2 Крупное А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М.: 1994. - С.9 - 23.

ским особенностям индивидуальности был применен в целом ряде работ по изучению таких личностных свойств, как общительность (А.И.Крупнов, Н.Ф.Шляхта), любознательность (С.И.Кудинов, Е.В.Базаркина) и т.д.3. Применяя многомерно-функциональную модель, можно выделить самые существенные аспекты любого изучаемого свойства, определяющие его психологическую характеристику.

Изучение общительности, как и всех других базовых и частных свойств личности, должно включать анализ функционального единства установочно-целевых, мотивационно-смысло-вых, регуляторно-динамических и рефлексивно-оценочных компонентов индивидуальности, что позволит получить детализированную информацию о готовности и стремлении субъекта к реализации общения и специфики коммуникативного поведения личности в аспекте ее этнопсихологической принадлежности4.

Исследование этнопсихологических особенностей общительности представителей татарской и чувашской национальностей позволило нам описать проявленные ими характерные особенности изучаемого свойства. Так, и тем и другим присущи такие характеристики как осмысленность, предметно-коммуникативная продуктивность, социоцентризм и личностно-значимая ценностность общительности. Отличают же их такие характеристики, как эргичность, стенич-ность, проявленность эгоцентризма и экстенсивность-интенсивность общения. Психологический анализ общительности позволяет говорить о том, что татарам свойственно в ситуации общения стремление повысить самооценку и укрепить самоуважение, развить свою творческую деятельность и расширить круг знакомств с людьми, можно сказать, что общительность является необходимым условием их развития и самоактуализации. У чувашей выражена направленность на интимность, глубину межличностных контактов, обеспечение их устойчивости, т.е. их общительность менее экстенсивна, что проявляется в присущей им деликатности и вежливости, сдержанности, а в некоторых случаях даже стеснительности.

Полученные нами характерные особенности общительности у лиц татарской и чувашской национальностей были подвергнуты структурному анализу, предполагавшему выявление

3 Кудинов С.И. Некоторые аспекты исследования свойств личности // Теоретические и прикладные аспекты становления психологической службы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Бийск. - Бийск: 1997. - С.174 - 179.

4 Кудинов С.И. Психологические проблемы формиро-

вания свойств личности // Формирование и развитие личности: Сб. материалов пятых психолого-педагогических чтений. - М.: 1994. - С.5 - 7.

внутри- и межкомпонентных связей в общей структуре данного свойства. Он был выполнен с использованием методов корреляционного анализа результатов по тесту суждений общитель-ности5. Анализ функциональной структуры общительности позволил выявить особенности всех компонентов общительности и определить взаимосвязи мотивационно-смысловой, инструментально-динамической и рефлексивно-оценочной составляющих данного свойства личности.

Рассматривая корреляции мотивационно-смысловых и продуктивных компонентов общительности татар, было выявлено, что как внутри мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов, так и между ними существуют прямые статистически значимые связи. В мотивационном компоненте обнаружено значительное количество межкомпонентных связей, например, с осмысленностью общения, с осведомленностью. Также выявлена высокая связь альтруизма и эгоцентризма, что говорит о наличии в коммуникативном поведении как альтруистических побуждений личности, так и узко-личностных мотивов и, как следствие, прагматической ориентации общения. Внутри продуктивного компонента тоже обнаружены значимые на однопроцентном уровне связи, что говорит о взаимосвязанности и взаимообусловленности продуктивности и самоотношения личности - эффективность общительности в предметно-коммуникативной сфере положительно влияет на самоуважение,вызывая чувство уверенности, и наоборот, достижения в субъективно-личностной сфере во многом способствуют эффективности личности в предметно-коммуникативной сфере. В ходе анализа связей динамических характеристик общительности татар было выявлено, что с гармоническими составляющими каждого из компонентов коррелируют и эргичность, и аэргичность, причем в первом случае речь идёт о прямой связи, а в последнем - об обратной. Также эргичность связана с интернальностью, т.е. лица с выраженной интернальной регуляцией и преобладанием внутреннего локуса контроля демонстрируют высокую устойчивость и интенсивность коммуникативных побуждений и соответствующее им поведение. Вместе с тем, экстерналь-ность не обнаруживает статистически значимых корреляций с другими инструментально-стилевыми характеристиками общительности, что говорит о независимости их проявлений от экс-тернальной регуляции поведения. У лиц татарской национальности интернальность выступает одним из наиболее существенных факторов, определяющих эмоционально-динамические ха-

5 Крупное А.И. Психодиагностика свойств личности и темперамента: Учеб.пособ. - М.: 2008.

рактеристики процесса общения. Анализ особенностей взаимодействия инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик общительности показал наличие тесных взаимосвязей между целевым и мотивационным компонентами. Динамические характеристики общительности оказались взаимосвязаны с выраженностью социоцентрической мотивации, причем, если эргичность имеет прямую связь, то аэргичность - обратную.

Таким образом, особенность психологической структуры общительности в группе испытуемых татарской национальности заключается в доминировании корреляций, расположенных вокруг эмоциональной, мотивационной, продуктивной и когнитивной характеристик, и полной независимости от них показателя экс-тернальности (рис. 1), характеризующего выраженность внешнего локуса контроля в сфере общения.

ально-значимые ценности, свидетельствует об их сочетании с интернальной регуляцией общения, пониманием своих сил и возможностей в ходе общения. Интересно, что с интернально-стью коррелируют не только социально-значимые, но и личностно-значимые ценности. Причем, известно, что высокая выраженность интернальной регуляции стимулирует коммуникативные мотивы, обеспечивает целенаправленность и устойчивость коммуникативных действий. Также, выраженная интернальная регуляция способствует возникновению позитивных эмоциональных реакций в ситуации межличностного взаимодействия, о чём свидетельствует значимый на однопроцентном уровне коэффициент корреляции между интернальностью и стеничностью.

Анализ взаимосвязи мотивационно-смысловых характеристик общительности у чувашей выделил также взаимосвязь между эгоцентрической и социоцентрической мотивацией, говорит об одинаково значимой роли аль-ских и личных мотивов в побуждении . ^Характерной особенностью выбор--^-циональности является наличие язи между наличием инстру-чностных трудностей в обще-сть личностных трудностей чность к себе, преобладание ожиданий) сопровождает-

Рис. 1. Интеркорреляции переменных в структуре общительности лиц татарской национальности

Психологическая структура общительности представителей чувашской национальности также была подвергнута нами корреляционному анализу, который позволил зафиксировать значимые связи между различными компонентами в целостной структуре указанного личностного свойства. В межкомпонентных связях общительности чувашей значимую роль играет ценностный компонент - социально-значимые ценности обнаруживают высокие и значимые корреляции со всеми инструментально-стилевыми характеристиками. Кроме того, корреляция с интернальностью, которую показывают соци-

инструментальной стороны едостаточным уровнем сфор-муникативных навыков лич-онный компонент общительно-наруживает значительное число имосвязей с другими характеристи-циоцентрическая мотивация коррели-с осмысленностью (на однопроцентном уровне значимости), а эгоцентрическая мотивация с осведомленностью (менее значимая

[ые взаимосвязи обнаружились при сопоставлении мотивационных и продуктивных характеристик общительности у чувашей - социоцентрическая мотивация коррелирует как с предметно-коммуникативной, так и с субъективно-личностной продуктивностью. При этом наличие трудностей не коррелирует с интенсивностью эгоцентрической мотивации, что свидетельствует об их независимости в проявлении общительности.

Соотношение мотивационно-смысловых и инструментально-стилевых характеристик общительности у чувашей показывает наличие взаимосвязи между характеристиками природного и социального компонентов общительности. В регуляции общительности у чувашей значительную роль играют социально-значимые ценности, а личностно-значимые не оказывают

явного влияния на проявления данного свойства. Вероятно, что такие особенности структуры общительности объясняются высоким коллективизмом, сплочённостью, свойственным чувашам. Не менее тесные взаимосвязи обнаруживаются при сопоставлении динамического компонента с продуктивным - выраженная эргич-ность способствует высокой продуктивности в предметно-коммуникативной сфере, а снижение ее коррелирует с аэргичностью в сочетании с личностной неэффективностью.

Анализ взаимосвязей эмоциональной компоненты с мотивационно-смысловыми характеристиками общительности показал, что, как и в других национальных выборках, у чувашей эмоциональность занимает значительное место в структуре общительности. Так, стеничность показывает значимые на однопроцентном уровне связи с каждой составляющей мотивационной, когнитивной и продуктивной составляющих (рис. 2).

центном уровне) с эгоцентрической мотивацией. Данный факт говорит о том, что высокая интенсивность как альтруистических, так и эгоцентрических побуждений к общению сопровождается преобладанием внутреннего локуса контроля, стремлением добиваться всего исключительно собственными силами, за счёт своих способностей, личных качеств, и в том числе, общительности. Интернальность у чувашей выступает существенным фактором, определяющим продуктивность общительности в различных сферах, о чём свидетельствуют значимые на однопроцентном уровне коэффициенты корреляции с предметно-коммуникативной и субъективно-личностной продуктивностью. Кроме того, с выраженной интернальностью у чувашей сочетается низкий уровень инструментальных трудностей в общении и достаточно высокая сформированность коммуникативных умений и навыков.

Таким образом, проведенный анализ внутри-и межкомпонентных связей общительности у представителей татарской и чувашской национальности позволил выделить специфику приоритетов и смыслов общения, присущих им, словленность когнитивных значений, их ие на деятельностные характеристики ти испытуемых, а также доминирующие ния и их внутрисистемную пропорцио-ь. Анализ регуляторно-динамической ы позволил определить связи интен-вариативности действий испытуе-

Рис. 2. Интеркорреляции переменных в структуре общительности у лиц чувашской национальности

В ходе анализа взаимосвязей регуляторных характеристик общительности установлено, что есть прямая взаимосвязь интернальности с выраженностью альтруистических побуждений и несколько менее выраженной является связь интернальности (значимой лишь на пятипро-

бладание положительной или отрица-эмоциональной окраски переживаний и ование внутреннего или внешнего ло-Регуляции общительности. В результате ляционного анализа были обнаружены ие тенденции в общительности у татар и чувашей, как интегрального свойства личности и внутрисистемные связи в его структурной организации. Выделенные нами различия, в частности в рефлексивно-оценочной подсистеме личности, и анализ межкомпонентных связей показывает, что, не смотря на существующую специфику эмоциональных переживаний, разницу локуса регуляции общительности и отличиях в качественных характеристиках инструментально-смысловой программы реализации этого свойства личности, и у тех, и у других групп испытуемых отсутствует негативное влияние этих составляющих на продуктивность общения и не снижается готовность вступать в контакт как у представителей татарской, так и у представителей чувашской национальности.

THE STRUCTURAL ANALYSIS OF SOCIABILITY CHARACTERISTIC OF THE AVERAGE VOLGA REGION NATIONALITIES (EXAMPLE OF TATARS AND CHUVASHES)

© 2011 S.Y.Nikolaeva

Togliatti State University

The article deals with the analysis of sociability of the Tatar and Chuvash nationalities representatives from the point of the complete-functional approach. It also covers specific features of sociability as properties of a person from the aspect of ethnic essential quality. The sociability structural formations were analyzed and personality components were found. There is an attempt to detail the information about the subject's aspiration and readiness for dialogue, specifics and efficiency of a personality communicative behavior.

Keywords: ethnic assimilation and diffusion, intercultural communications, ethnopsychological particular qualities of sociability, the complete-functional approach, integrated characteristics of a person, structural analysis, social integrity, internality, stenichnost, adynamic, ergic, aergichnost, meaningfulness.

Svetlana Yuryevna Nikolaeva, Senior Lecturer of Theoretical and Applied Psychology Department. E-mail: sv-niko@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.