ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ УЙГУРСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ
К.Ю. Вдовина
Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье представлен анализ общительности представителей уйгурской национальности, раскрываются специфические особенности общительности как свойства личности в аспекте этнической принадлежности.
Ключевые слова: общительность, личность, национальность, структура, психологические особенности этносов, целостно-функциональный подход, интегральные характеристики личности.
Сегодня отмечается стремление образовывать группы и сообщества по этническим признакам, характеризующиеся сплоченностью, целостностью и согласованностью действий, причем происходит это на фоне активного смешения этносов в реалиях жизнеустройства общества. В связи с этим пристальный научный интерес проявляется к этнопсихологическим аспектам жизни человека и этнопсихологическим феноменам, присущим его личности. Эти данные, по мнению ученых, позволят минимизировать последствия усиливающегося этноцентризма, межэтнической напряженности, найти пути к межэтнической толерантности.
На формирование этнопсихологических особенностей народа влияют, как известно, многие факторы: социально-экономические условия, политика и идеология государства, религия, местные традиции, обычаи, привычки. Помимо этого на этническое своеобразие влияют географическая среда, значимые события в истории народа (длительные войны, стихийные бедствия, освоение земель и пр.) и межнациональный опыт общения.
Этническая ассимиляция и размывание территориальных границ — процесс далеко не однозначный, предполагающий закономерную необходимость в адаптации личности к новым условиям. Эффективность ее требует специфического поведения личности в изменившихся условиях. Как известно, конструктивное поведение личности обеспечивается многими составляющими. В плане этнической адаптации в «мире без границ», на наш взгляд, значимую роль будут играть не этнические сходства народов и народностей, а сходства свойств и интегральных характеристик личности, в частности тех, которые обеспечивают процессы межкультурной и межличностной коммуникации. К ним относится в первую очередь общительность, которая может рассматриваться и как направленность, и как коммуникативная сформированность личности.
Исследования общительности осуществляются на протяжении длительного периода как в зарубежной, так и в отечественной психолого-педагогической науке. Пристальный интерес к данной проблематике не является случайным по нескольким основаниям: во-первых, многочисленные исследования свидетельствуют о том, что общительность выступает одним из ведущих факторов развития лично-
сти; во-вторых, общительность является необходимой основой успешного обучения и, наконец, общительность кроме всего прочего относится к профессионально важным качествам личности в гуманитарных профессиях. Однако, несмотря на то, что общительность многократно выступала предметом специального исследования, остается целый ряд нерешенных вопросов. Так, например, до настоящего времени отсутствует единая теория о происхождении, становлении и развитии данного феномена, не все известно о механизме проявления этого свойства, нет однозначных данных о динамике развития общительности у студентов в процессе профессиональной подготовки, не изучены особенности проявления этого свойства у многих народов проживающих в России.
С точки зрения А.И. Крупнова, чтобы при анализе свойств личности преодолеть разрыв между динамическими, содержательными и результативными характеристиками и действительно придерживаться целостной, системной стратегии их изучения, необходимо исходить из положений о единстве личностных и индивидных образований субъекта, об интегральной и многомерной природе отношений личности и общих основаниях индивидуальности. Таким образом, с позиции целостно-функционального подхода каждое свойство личности — это сплав индивидных и личностных характеристик, функционально связанных между собой. Любое свойство личности является сложным системным образованием, включающим единство динамического, эмоционального, регуляторного, рефлексивно-оценочного компонентов (инструментально-динамический аспект), а также моти-вационного, целевого, когнитивного, продуктивного компонентов (мотивацион-но-смысловой аспект), интегрирующих в себе единство основных психических функций.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Горно-Алтайского государственного университета. В нем приняли участие 76 студентов, из них 40 девушек и 36 юношей. Для исследования общительности использовался тест суждений общительности, бланковый тест общительности и экспресс-шкальная оценка общительности, разработанные А.И. Крупновым. Изучение психологической структуры общительности у лиц уйгурской национальности, предполагавшее анализ внутри-и межкомпонентных связей в общей структуре данного свойства, было выполнено с использованием метода корреляционного анализа. Далее будут рассмотрены выявленные статистически значимые корреляции переменных общительности.
Внутри целевого компонента существует прямая связь, что указывает на тесное взаимодействие и взаимодополнение социально значимых и личностных целей. Внутри динамического компонента обнаруживается значимая обратная связь, т.е. высокий уровень эргичности сочетается у испытуемых с низкой аэргичностью, и наоборот. Иными словами, чем интенсивнее и устойчивее проявления общительности у представителей уйгурской национальности, тем реже наблюдается слабость коммуникативных намерений. В то же время переменные стеничности и ас-теничности эмоционального компонента, а также переменные интернальности и экстернальности регуляторного компонента стимулируют проявления общительности автономно, независимо друг от друга.
Переходя к межкомпонентным связям, следует отметить, что целевая составляющая демонстрирует статистически значимые связи с динамическим компонентом. В частности, прямая связь обнаруживается между социально значимыми целями и эргичностью, причем между личностно значимыми целями и эргичностью такой связи не выявлено. Тем не менее с аэргичностью обратно коррелируют как социально значимые, так и личностные цели, хотя последние несколько слабее. Кроме того, личностно значимые цели обнаруживают прямую связь со стенич-ностью. Таким образом, преобладание социально значимых целей у уйгуров сочетается с высокой интенсивностью и устойчивостью побуждений к общению, а преобладание личностно значимых целей больше способствует переживанию позитивных эмоций в ходе общения. Вместе с тем выраженность негативных эмоций в ходе общения у лиц уйгурской национальности тем ниже, чем более представлены в сознании социально значимые или личностные цели.
В ходе анализа связей динамических характеристик с эмоциональными и ре-гуляторными было выявлено, что как эргичность, так и аэргичность коррелируют лишь с гармоническими составляющими каждого из компонентов, причем в первом случае речь идет о прямой связи, а в последнем — об обратной. Так, эргич-ность коррелирует со стеничностью, что говорит о большей интенсивности и частоте положительных эмоций радости, восторга, удовлетворения, полученных в ходе общения лицами с высокой выраженностью коммуникативных намерений, их устойчивостью, постоянством в их проявлении. В то же время обратная связь аэргичности со стеничностью свидетельствует о том, что низкая интенсивность, слабая устойчивость проявлений общительности, слабость коммуникативных намерений препятствуют достижению положительных эмоций в результате общения.
Динамические характеристики общительности также обнаруживают достаточно тесную связь с гармонической составляющей регуляторного компонента. В частности, выявлена прямая связь эргичности с интернальностью, что свидетельствует о том, что лица с преобладанием внутреннего локуса контроля демонстрируют высокую устойчивость и интенсивность коммуникативных побуждений и соответствующего им поведения. Обратная корреляция аэргичности с интернальностью говорит о том, что недостаточная выраженность внутреннего локуса контроля, непонимание собственной ответственности и возможностей приводит к неустойчивости и слабости проявлений общительности. Вместе с тем экстер-нальность не обнаруживает статистически значимых корреляций с другими инструментально-стилевыми характеристиками общительности, что говорит о независимости их проявлений от экстернальной регуляции поведения.
Несформированность интернальной регуляции, по-видимому, не только способствует меньшей устойчивости и интенсивности проявлений общительности, но и делает процесс общения более насыщенным негативными эмоциональными состояниями, такими как тревога, беспокойство, раздражение, гнев и т.д., о чем свидетельствует положительный коэффициент корреляции между интернально-стью и астеничностью. Таким образом, у лиц уйгурской национальности интер-нальность выступает одним из наиболее существенных факторов, определяющих эмоционально-динамические характеристики процесса общения.
Рассмотрим корреляции мотивационно-смысловых и продуктивных компонентов у представителей уйгурской национальности. Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что как внутри мотивационного, когнитивного и продуктивного компонентов, так и между ними существуют прямые статистически значимые связи.
Так, выявлена тесная связь альтруизма и эгоцентризма, которая говорит о том, что в реализации коммуникативного поведения альтруистические побуждения дополняются узко-личностными мотивами, прагматической ориентацией общения. Иными словами, в основе общения у лиц уйгурской национальности лежат целые комплексы побуждений, которые включают, с одной стороны, желание проявлять заботу о других людях, стремление содействовать решению проблем коллектива, с другой стороны, стремление к удовлетворению собственных потребностей и интересов, решению личных проблем и задач.
Значительно менее выражена связь переменных внутри когнитивного компонента. Это, по-видимому, означает, что понимание некоторых существенных признаков общительности, осознанность ее основных функций сочетается с недостаточно глубокими суждениями о данном свойстве, неумением разграничить общительность и другие личностные свойства. В основе такого явления, вероятно, лежит недостаточная систематичность, научность психологических знаний, опора на житейские представления об общительности и общении.
Внутри продуктивного компонента также обнаруживается тесная связь, которая отражает взаимодействие продуктивности в субъектно-личностной и предметно-коммуникативной сферах. Иными словами, чем более эффективно реализуется общительность в предметно-коммуникативной сфере для овладения новыми видами деятельности, достижения целей, поставленных перед личностью коллективом, тем больше возникает условий для достижения значительных результатов в личностной сфере, для укрепления самоуважения, чувства уверенности, развития личностных качеств. Вместе с тем нельзя отрицать, что достижения в субъектно-личностной сфере во многом способствуют более эффективному использованию общительности в предметно-коммуникативной сфере. Например, личность, обладающая высоким самоуважением и самооценкой, привлекательными личностными качествами, более эффективно устанавливает контакты и организует других людей с целью решения общественно значимых задач и проблем.
Переходя к анализу межкомпонентных связей, следует отметить, что значительное их число демонстрирует мотивационный компонент. Прежде всего как социоцентрическая, так и эгоцентрическая мотивация взаимосвязаны с осмысленностью. Интересно, что социоцентризм наряду с осмысленностью коррелирует и с осведомленностью, в то время как эгоцентризм не показывает такой связи. Все это, по-видимому, означает, что именно значительная выраженность мотивации, независимо от ее вида, способствует осознанию функций общительности, пониманию ее существенных признаков. Влияние мотивации на когнитивный компонент, вероятно, может быть непосредственным и опосредованным. В первом случае наличие коммуникативных побуждений требует от субъекта анализа собственных
качеств, значимых для их реализации, в том числе и такого свойства личности, как общительность. Вместе с тем влияние мотивов может быть опосредованным, так как большая интенсивность коммуникативных побуждений провоцирует более частые и глубокие контакты с другими людьми, что, в свою очередь, создает основу для понимания существенных свойств общительности как базового свойства личности.
Более тесные взаимосвязи обнаруживаются при сопоставлении мотивацион-ного и продуктивного компонентов. В частности, альтруистическая мотивация имеет высокие значения корреляций с предметно-коммуникативной и особенно субъектно-личностной продуктивностью. Это значит, что высокая выраженность альтруистических побуждений способствует при реализации общительности достижению значительных результатов не только в сфере обучения и деятельности, но и в личностной сфере, что выражается в укреплении самоуважения и самооценки, развитии ценных личностных качеств. Интересно, что результативность в личностной сфере определяется выраженностью социоцентрической мотивации в большей степени, чем в предметно-коммуникативной, что, по-видимому, свидетельствует о большей личностной значимости социоцентрических мотивов и альтруистического поведения у лиц уйгурской национальности. Менее выраженная, но статистически значимая связь, указывающая на значимость решения в процессе проявления общительности сугубо личностных проблем, наблюдается между эгоцентрической мотивацией и субъектно-личностной продуктивностью. Таким образом, эгоцентрические устремления у лиц уйгурской национальности способствуют продуктивности в решении личных проблем, в достижении личностного роста и укрепления самоуважения, в то время как продуктивность в обучении и различных видах деятельности определяется, прежде всего, альтруистическими мотивами.
Обращаясь к анализу взаимосвязей когнитивного компонента, следует отметить, что его влияние наиболее выражено также в сфере субъектно-личностной продуктивности. При этом осмысленность коррелирует с субъектно-личностной продуктивностью на однопроцентном уровне значимости, в то время как осведомленность — лишь на пятипроцентном уровне значимости, т.е. чем лучше человек понимает роль общительности в жизнедеятельности, тем значительнее результаты, которых удается достигнуть при реализации данного свойства.
Надо отметить, что продуктивность в субъектно-личностной сфере взаимосвязана с выраженностью инструментальных трудностей в общении. Наличие трудностей, связанных с несформированностью средств и способов реализации общительности, выступает препятствием к достижению высокого самоуважения и самооценки, позитивного отношения к собственным личностным качествам.
Социально и личностно значимые цели коррелируют с социоцентрической и эгоцентрической мотивацией. Скорее всего, эти ценности для них слабо дифференцированы и поэтому оба типа ценностей сопряжены как с личностной, так и с альтруистической мотивацией.
Динамические характеристики общительности оказались взаимосвязаны с выраженностью социоцентрической мотивации, причем если эргичность показывает
прямую связь, то аэргичность — обратную. Иными словами, преобладание альтруистических побуждений у уйгуров способствует большей интенсивности и устойчивости проявлений общительности, большей целеустремленности в реализации коммуникативных побуждений, в то время как слабость социоцентрических мотивов приводит к аэргичности в проявлении общительности.
Кроме того, аэргичность является одним из условий, оказывающих негативное влияние на достижение позитивных социально значимых результатов, о чем свидетельствует корреляция с предметно-коммуникативной продуктивностью. С динамическими характеристиками также оказалась связана субъектно-личностная продуктивность, причем с эргичностью — прямой связью, а с аэргичностью — обратной. Таким образом, как эргичность, так и аэргичность в значительной степени определяют продуктивность в различных сферах. Аналогичные соотношения наблюдаются при сопоставлении трудностей с динамическими характеристиками. Так, эргичность имеет обратную взаимосвязь с инструментальными и личностными трудностями. Аэргичность, в свою очередь, показывает прямую корреляцию лишь с инструментальными трудностями. Иными словами, агармонические проявления динамического компонента способствуют возникновению трудностей, связанных с использованием разнообразных средств и способов реализации коммуникативного поведения, в то время как гармонические проявления способствуют снижению, как инструментальных, так и эмоционально-личностных трудностей.
Своеобразная картина открывается при анализе взаимосвязей эмоционального компонента общительности с мотивационно-смысловыми ее характеристиками. В то время как стеничность показывает значимые корреляции со всеми мотиваци-онно-смысловыми компонентами, у астеничности таких корреляций не выявлено. Особенно тесной является связь стеничности с интенсивностью социоцентриче-ской и эгоцентрической мотивации.
В отличие от динамического и эмоционального компонентов, регуляторные переменные показывают незначительное число связей с мотивационно-смысло-выми характеристиками общительности. Так, субъектно-личностная и предметно-коммуникативная продуктивность коррелируют с интернальностью, что говорит о важности интернальной регуляции в достижении позитивных личностных и социально значимых результатов при реализации общительности у лиц уйгурской национальности.
Таким образом, проведенный корреляционный анализ общительности уйгуров позволил вывить наиболее важные составляющие в психологической структуре этого свойства у представителей данной национальности. Так, установлено, что основные доминирующие корреляционные плеяды расположены вокруг эмоционального, мотивационного, продуктивного и когнитивного компонентов.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Крупное А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств //
Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2006. — № 1. — С. 63—73.
[2] Кудинов С.И. Психология любознательности: теоретические и прикладные аспекты.
Монография. — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.
[3] Кудинов С.И., Николаева С.Ю. Национально-психологические особенности общительности народов среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 23—29.
[4] Кудинов С. С. Психологический анализ взаимосвязи общительности и самореализации личности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 2. — С. 12—20.
[5] Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. — М.: Наука, 1973.
[6] Солдатова Г.У. Этническая идентичность // Психология самосознания: Хрестоматия. — Самара: БАХРАХ-М, 2003.
PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIABILITY IN UIGHUR NATIONALITY REPRESENTATIVES
K.Yu. Vdovina
Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The analysis of sociability of the Uighur nationality representatives is submitted in the article. The specific features of sociability as a personality property in the aspect of the ethnic background are revealed.
Key words: sociability, personality, nationality, structure, psychological features of ethnic groups, integral-functional approach, integral characteristics of the personality.