УДК 159.9
СУБЪЕКТНАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Кудинов Сергей Иванович, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации; ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru
Айбазова Софья Ратмировна, аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), ул. Миклухо-Маклая, д. 6, Москва, Россия, 117198; e-mail rudn.tgu@yandex.ru
АННОТАЦИЯ
Результаты эмпирического исследования, посвященного роли настойчивости как составляющей субъектности личности в самореализации индивида. Эмпирические данные получены на объёмной репрезентативной выборке с использованием валидных методик. Представлена сравнительная характеристика самореализации у респондентов с разным потенциалом настойчивости.
Ключевые слова: личность, самореализация, субъект, компоненты, переменные, составляющие, характеристики, анализ
ВВЕДЕНИЕ
Современная социально-экономическая и информационная среда актуализирует использование индивидуальных ресурсов для успешного самовыражения личности в деятельности, общении и познании. Пристальное внимание исследователей к данной проблеме активизируется применительно к тем интенсивным трансформациям, которые претерпевает современное мировое сообщество. Непредсказуемость и нестабильность социальных процессов предъявляют повышенные требования к личности, которой приходится учитывать внешне обусловленные социальные требования, подстраиваться под них и изменяться, сохраняя при этом устойчивость и конкурентоспособность. Это становится возможным, когда личность обладает достаточными внутренними ресурсами и относительно успешной самореализацией. Разработка проблемы самореализации личности становится одной из насущных и ключевых задач психологической науки.
Самореализация личности в процессе онтогенеза претерпевает спады и подъёмы. А её актуальность возрастает при смене условий жизни и деятельности, возникновении новых требований со стороны общества. В условиях общемировой системной нестабильности личность, сформировавшая устойчивые жизненные позиции, оказалась не готовой к выполнению этих требований в разных сферах жизнедеятельности. Столкнулась с необходимостью переоценки своих установок и способностей, преодоления многочисленных стереотипов, поиска инновационного, оригинального и самостоятельного пути, обеспечивающего полноценное раскрытие собственных скрытых возможностей.
Наибольшую актуальность эта проблема приобретает для молодёжи, непрерывно повышающей свой образовательный и профессиональный уровень, поскольку в кризисные
периоды сложно перестроиться, найти своё место и максимально реализоваться в разных сферах жизнедеятельности. В то же время именно с молодёжью общество связывает надежды на возрождение и развитие, на прогресс науки и технологий, так как молодые специалисты в большей степени склонны к творческой деятельности, к формулировке эвристических идей и максимально работоспособны.
Всё это становится возможным при ярко выраженном стремлении субъектов найти своё место в жизни, активном выборе пути эффективной самореализации в обществе. Молодое поколение сталкивается с противоречиями между потребностью утвердиться, реализоваться и трудностями самовыражения в процессе социальной адаптации. Потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью принимать решения в сложных, критических ситуациях. Потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы, обусловленной нерешительностью и неспособностью разрешать свои внутренние конфликты. Всё перечисленное неизбежно приводит к необходимости поиска путей управления самореализацией личности. В то же время несформированность субъектных предпосылок к самореализации, в том числе настойчивости, ограничивают проявление индивидуальности, нестандартность и творческого взгляда на мир.
Согласно многочисленным современным исследованиям, самореализация не только способствует развитию профессиональных, социальных и личностных компетенций, но обеспечивает качество жизни, которое оказывает влияние на все стороны деятельности человека. В связи с этим возникает вопрос, касающийся максимального использования внутренних ресурсов для полноценного самоосуществления личности. Одним из таких ресурсов выступает настойчивость как свойство личности, выражающееся в эффективном отстаивании и продвижении своей позиции, убеждений и ценностей и, как следствие, обеспечивающее успешность самореализации.
МЕТОДИКИ И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Для изучения настойчивости использовались: бланковый тест и тест суждений настойчивости, разработанные А.И. Крупновым в рамках диспозиционной концепции свойств личности и индивидуальности, а также авторская анкета «Самооценка настойчивости» и эксперимент по выявлению настойчивости. Авторский экспериментальный тест состоял из трёх видов задач.
В первом случае респондентам предлагалось составить из трёх наборов слов три предложения. Второй набор слов отличался от первого большей сложностью. Третий набор слов не позволял составить предложение. При интерпретации оценивалось время решения каждой задачи. Если на третью задачу затрачивалось время в два раза больше, чем на первую и вторую вместе взятые, это указывало на высокий уровень настойчивости. Если на решение третьей задачи затрачивалось такое же время, как на первые две задачи, это оценивалось как средний уровень настойчивости, а если меньше этого времени, тогда диагностировался низкий уровень настойчивости.
Вторая задача заключалась в том, что испытуемым предлагалось решить три головоломки. Рассчитывалось время таким образом, чтобы две из них были решены во время занятий, среднее время решения 15-25 минут на каждое упражнение, а к третьей приступали за 15 минут до окончания занятия. После окончания занятия испытуемые могли заняться своими делами или закончить головоломку. При интерпретации отказ от выполнения второго упражнения диагностировался как низкий уровень настойчивости. Отказ выполнять третье упражнение при выполненных первых двух рассматривался как средний уровень настойчивости. Выполнение всех трёх упражнений, включая последнее, выполненное во внеурочное время, расценивалось как высокий уровень настойчивости.
Третья задача заключалась в том, что испытуемым предлагался набор из 12 разных слов. Необходимо было составить несколько четверостиший таким образом, чтобы все слова были использованы. Причём, чем меньше четверостиший, тем лучше. За стандартную оценку принимали три четверостишия по одному слову на строку. На работу отводи-
ли 30 минут. Затем добавляли по 10 минут по просьбе испытуемых, всего было добавлено 30 минут. Отказ продолжать работать через 30 минут при невыполнении задания интерпретировался как низкий уровень настойчивости. 30-40 минут, потраченные на решение упражнения, оценивались как средний уровень настойчивости. Высокий уровень настойчивости интерпретировался при выполнении упражнения более чем за 40 минут.
Для исследования самореализации личности был использован многомерный опросник самореализации личности (МОСЛ), разработанный и стандартизированный С.И. Ку-диновым, и авторская анкета на выявление успешности самореализации в учебной и вне учебных сфер жизнедеятельности. Методика отвечает всем требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам: проверена ретестовая надёжность, внутренняя однородность, факторная валидность, конструктная валидность. Методика использовалась в ряде диссертационных исследований.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования и их последующая количественная и качественная обработка позволили установить различные уровни проявления настойчивости у испытуемых.
На первом этапе обработки были проанализированы результаты эксперимента, где требовалось из трёх наборов слов составить три предложения. Полученные данные распределились таким образом: высокий уровень настойчивости продемонстрировали 36 человек, средний — 79, и в группе с низким уровнем настойчивости оказались 65 респондентов.
При выполнении задания студенты с высоким уровнем настойчивости активно принимались за выполнение заданий, у них отмечались оптимизм, воодушевлённость, положительные эмоции доминировали на протяжении всего эксперимента. У испытуемых второй группы на первом этапе был эмоциональный подъём, но по мере продвижения к выполнению третьего этапа заметно снижался положительный эмоциональный фон настроения. В третьей группе снижение настроения отмечалось уже на первом этапе, у кого-то появлялась раздражительность, когда что-то не получалось. Во втором задании результаты распределились следующим образом. Высокий уровень — 39 человек, средний уровень — 76 и низкий — 65 испытуемых. В третьем задании высокий уровень настойчивости диагностировался у 36 испытуемых, средний — у 71 и низкий — у 73 респондентов.
Итак, испытуемые распределились в три группы. Незначительные количественные изменения в каждой из выделенных групп при выполнении отдельных задач объясняются специфичностью решения этих заданий, где требуются разные способности.
На следующем этапе исследования для диагностики настойчивости были использованы тест суждений, бланковый тест настойчивости А.И. Крупнова и авторский опросник настойчивости. При анализе авторской анкеты самооценки настойчивости результаты показали сходство с данными экспериментов. Так, например, в группу с низким и средне-низким уровнем самооценки настойчивости попали 66 человек, в группу со средним уровнем — 72 и в группу со средне-высоким и высоким уровнем самооценки — 42 респондента. Результаты, полученные по методикам А.И. Крупнова, свидетельствуют об идентичности выраженности показателей. При сопоставлении с данными эксперимента было установлено, что самые высокие показатели по гармоническим переменным, характеризующие успешность проявления настойчивости, зафиксированы у респондентов, условно выделенных в группу с высоким уровнем развития данного качества. А самые высокие показатели по агармоническим характеристикам выявлены у респондентов, условно включённых в группу с низким уровнем настойчивости. И наконец, третью группу респондентов составили те, у кого не выявилось чёткой дифференциации между показателями гармоническими и агармоническими, условно отнесёнными к группе со средним уровнем настойчивости. При анализе этих данным мы руководствовались работами О.А. Казанцевой, И.А. Куренкова, Н.А. Фоминой, С.В. Гаврилушкина, которые при изучении разных свойств личности опирались на выраженность и доминирование инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых показателей в иерархической структуре свойства.
Для подтверждения условно выделенных групп испытуемых по уровню развития настойчивости был проведён кластерный анализ показателей. По его результатам была доказана правомерность условного выделения вышеназванных групп испытуемых. Так, выборка, включающая 180 человек, была распределена следующим образом. В первый кластер вошли 36 человек, во второй — 79, в третий — 65. Фактором, доказывающим гомогенность и специфичность каждого из кластеров, выступили результаты сравнения дисперсий.
Согласно общему плану эмпирического исследования, полученные результаты анализировались у респондентов с высоким и низким уровнями настойчивости посредством авторской анкеты, направленной на выявление доминирующей сферы самореализации личности. Анализ показал, что у респондентов с низким уровнем настойчивости выявлены две доминирующие сферы, в которых может происходить самореализация субъекта: 49% респондентов отметили, что самореализация личности — это самовыражение способностей и возможностей человека в разных сферах жизнедеятельности; 47% — что самореализация может осуществляться преимущественно на работе или в учебной деятельности, поскольку и первое, и второе требуют использования внутреннего потенциала субъекта в виде навыков, умений, знаний, способностей и задатков. В третьем случае 42% студентов с низким уровнем настойчивости указали, что самореализация может происходить в семье. Прежде всего — в воспитании детей, заботе о близких людях, детях, супругах, родителях. И на двух последних позициях, по мнению 26% респондентов, оказалось, что самореализация — это выполнение общественной деятельности на работе и в учебных заведениях во вне учебной деятельности. А 19% испытуемых уверены, что самореализация — это духовный рост человека. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых существуют весьма ограниченные сведения как о самом процессе самореализации, так и способах его осуществления. Удивительно, что духовное саморазвитие и самореализацию в общественной жизни, прежде всего связанной с оказанием какой-либо помощи другим людям, испытуемые ставят на очень низкую ступень. Это может свидетельствовать, что данные сферы самореализации не свойственны этим респондентам.
Во второй части анкеты содержались вопросы, позволяющие оценить успешность самореализации в процентном отношении в разных сферах жизнедеятельности. Были выделены: сфера семейных отношений, профессиональная и учебная деятельность, общественная социально-значимая жизнь (неформальные организации, политические партии, движения, общественные организации и т.д.). А также физическое, интеллектуальное, эстетическое и духовно-нравственное саморазвитие субъекта. Результаты ответов студентов во второй части анкеты были достаточно близки к данным, полученным в первой части анкеты. Основными сферами их самореализации выступают профессиональная деятельность и обучение в университете. Большинство студентов этой группы отметили, что наибольшее самовыражение их потенциала на настоящий момент времени происходит именно в этих видах активности. Вторую по выраженности позицию занимает саморазвитие, на которую указали около 50% испытуемых. Причём, данная сфера интерпретируется испытуемыми, весьма широко. В своих развёрнутых ответах при опросах они указывали, что саморазвитие может происходить в общении с интересными людьми, во время занятий спортом, художественным, музыкальным и интеллектуальным творчеством, коллекционированием и собирательством, занятием рыбалкой или охотой и т.д. Более 35% испытуемых указали, что их самореализация происходит в сфере семейных отношений, при воспитании, обучении и развитии детей, взаимоотношениях с близкими, в заботе о них. И последнюю строку в рейтинге самооценки самореализации занимает сфера общественной жизни. Только 24% респондентов отметили, что они самовыражаются в социально значимых мероприятиях, направленных на решение общественных проблем.
Итак, самореализация как психологическое образование адекватно характеризуется испытуемыми, они осознанно оценивают свою самореализацию в разных сферах жизнедеятельности. Это даёт возможность более детально рассмотреть данный феномен у испытуемых с помощью многомерного опросника самореализации личности. Наиболее выраженные количественные показатели имеют такие характеристики, как: инерт-
ность, пессимистичность, деструктивность, консервативность, личностные и социальные барьеры самореализации. Уровень выраженности этих характеристик относится к средне-высокому. На вторых позициях расположены такие параметры, как: активность, экстер-нальность, эгоцентризм и конструктивность. Перечисленные признаки соответствуют среднему уровню выраженности. И третью группу составили оставшиеся признаки самореализации: социально-корпоративные цели и личностно значимые установки к самореализации, оптимистичность, интернальный самоконтроль, социоцентрическая мотивация и креативность. Все отмеченные признаки по степени выраженности соответствуют низкому уровню проявления. Распределение признаков самореализации по количественной шкале определяет значимость каждого параметра, в механизме данного феномена определяя её специфическую обусловленность. В представленной иерархической модели основную функциональную нагрузку в проявлении самореализации несут характеристики, вошедшие в первую группу. Из чего следует, что испытуемые с низким уровнем настойчивости испытывают трудности в успешности самовыражения и адекватности восприятия окружающей действительности и при этом переживают неудовлетворённость своей самореализацией. Основными сферами их самореализации выступают профессиональная и учебная сферы деятельности, а также досуг в виде разного рода увлечений.
Самореализация для респондентов с высоким уровнем настойчивости — это проявление своего физического, интеллектуального и личностного потенциала в разных сферах жизнедеятельности. Испытуемые выделили все предложенные варианты, поставив на первое место достижение высоких результатов в работе и учёбе. Этот факт отметили 89% студентов. Иными словами, для данной группы профессиональная деятельность и учёба выступают значимыми сферами, где может происходить не только самореализация, но и развитие, и становление — личностное и профессиональное. На второе место по степени значимости, где может происходить самореализация, респонденты поставили разные сферы жизнедеятельности (82%). Это могут быть увлечения, интересы, хобби, — словом, всё то, что, по мнению студентов, захватывает человека, и он готов всего себя отдать этому делу. Третье место по степени выраженности занимает духовное саморазвитие — 61%. При ответах студенты поясняли, что это развитие таких качеств, как: честь, достоинство, совесть, позитивное восприятие предметов искусства, музыки и т.д. Скорее всего, здесь речь может идти как о нравственном, так и эстетическом развитии личности. Следующая позиция — ответственное отношение к воспитанию детей, забота о семье и родителях. 53% респондентов считают, что личность может полностью реализоваться в семье, поскольку это очень ответственная и важная сфера жизнедеятельности. 49% студентов указали как сферу самореализации участие в общественных мероприятиях на работе и в университете. То есть около половины из них считают возможным полностью или частично реализоваться именно в общественных делах.
Испытуемые имеют адекватные, сформированные представления как о феномене самореализации, так и сферах, где может происходить самовыражение человека. Причём, хорошо представляют, как это можно сделать, то есть осведомлены о методах, формах и приёмах самовыражения. Наиболее распространённые ответы сводятся к следующему. Необходимо правильно определиться в профессии, увлечениях и гармоничных семейных отношениях. Нужно любить свою работу и тогда можно полностью отдать себя интересному делу. Определившись правильно с профессиональным выбором, необходимо постоянно совершенствоваться, начиная со студенческой скамьи. Чтобы быть интересным человеком, нужно развивать себя как личность. Из представленных ответов можно видеть, что во главу угла самореализации эти студенты ставят каждодневный труд, приносящий удовольствие, в рамках которого происходило бы полное растворение личности. Иными словами, респонденты считают, что самореализация может происходить в процессе внешней и внутренней трудовой деятельности, приносящей удовлетворённость человеку и обеспечивающей продуктивность труда.
По сферам самореализации результаты самооценки распределились таким образом: на первое место по масштабности самореализации, где чаще всего происходит их само-
выражение, студенты поставили сферу профессиональной и учебной деятельности. 74% испытуемых указали, что они самореализуются в этой сфере. По всей видимости, высокие показатели настойчивости обеспечивают респондентам успешное выполнение как профессиональной, так и учебной деятельности, принося радость, удовлетворение, что способствует большей отдаче и большему вложению своих ресурсов в деятельность, а следовательно, большей самореализации. Отметим, что в группе респондентов с низким уровнем настойчивости доминирующей сферой, где они самореализованы, выступает недифференцированная среда. То есть это увлечения, хобби и всё то, что, возможно, базируется на удовольствии и не требует значительных личностных затрат в виде упорства и настойчивости.
На второй позиции по частоте самореализации находится сфера саморазвития, 68% испытуемых указали, что они реализуются именно там. Помимо работы и учёбы многие студенты занимаются спортом, туризмом и путешествиями, художественным творчеством, кто-то серьёзно увлекается музыкой. Эти занятия для многих приоритетны, так как позволяют с удовольствием не только развить свои способности и возможности, обогатить себя знаниями и окружить приятными людьми, но и в должной мере самовыразиться.
53% респондентов отметили, что их самореализация происходит в рамках семейных отношений. Они видят своё предназначение быть хорошими супругами, заботливыми детьми своих родителей и любящими родителями своих детей. Считают, что дети продолжаются в своих родителях, поэтому их главная в жизни задача — правильно воспитать и дать хорошее образование детям, обеспечить благополучную старость родителям. Мужчины в меньшей степени склонны реализоваться в семье. Для них приоритетны различные виды деятельности.
На последней ступени находится самореализация в общественной жизни предприятия, учебного заведения, города, страны. Всего 47% считают, что их самореализация так или иначе происходит в данной сфере. При анализе ответов установлено, что сюда относятся такие виды деятельности, как: работа в составе попечительских советов, родительских активов в школе, в самоуправлении многоквартирных домов, работа в волонтёрских движениях, общественных организациях и т.д.
Результаты, полученные с помощью многомерного опросника самореализации личности, показали, что у студентов с высоким уровнем настойчивости наиболее выражены такие показатели, как: креативность, активность, социально значимые и эгоцентрические мотивы. Количественный показатель этих характеристик соответствует высокому уровню выраженности. На средне-высоком уровне выраженности расположены интернальность, конструктивность, оптимистичность и личностно значимые намерения. На среднем уровне находятся социально-корпоративные намерения, консервативность и экстернальность. И наконец, последнюю группу с низким уровнем выраженности представляют инертность, пессимистичность, деструктивность, личностные и социальные барьеры проявления самореализации.
С содержательной стороны представленная иерархия выраженности структурных показателей самореализации свидетельствует о том, что респонденты очень интенсивно проявляют себя в повседневной жизни в разных сферах социума. Они стремятся включиться во все дела и мероприятия, постоянно проявляют инициативу, а порой являются организаторами в общих массовых видах деятельности, инициируя окружающих к участию. Их выраженная общая активность позволяет им одновременно выполнять несколько дел. Не оставаться в стороне, что бы ни происходило дома, на учёбе или работе. Они легко адаптируются к новым условиям и незнакомым людям. Применяют разные способы и приёмы самовыражения, проявляя гибкость и пластичность поведения. Их самовыражение отличается оригинальностью, а порой неповторимостью, о чём свидетельствует их креативность. В самых разных ситуациях они учитывают внешние обстоятельства и своё состояние, исходя из чего, реализуют те или иные схемы своего самоосуществления. Более того, у этих респондентов фиксируется высокий уровень побуждений к самовыражению. Примечательно, что их мотивация имеет широкий диапазон — от сугубо личностных мотивов, обеспечивающих удовлетворение эгоистических потребностей, связанных, напри-
мер, с повышением материального стимулирования либо карьерного роста, до социально значимых, обеспечивающих решение общих важных вопросов. Кроме того, данных респондентов отличает выраженный интернальный локус контроля при самореализации. Они в большинстве случаев полагаются исключительно на собственные внутренние ресурсы и практически не принимают во внимание внешние обстоятельства, какие-то факторы и мнения других людей. В процессе самореализации респондентами движет оптимизм, предвосхищение положительных результатов, они чувствуют свою уверенность в действиях и поступках и прогнозируют исключительно благоприятный результат своей деятельности. Благодаря высокой активности, самоконтролю, осмысленным действиям, выраженной мотивации и оптимистичности, респонденты имеют хорошие показатели по успешности их самореализации, на что указывает их конструктивность. И ещё один факт — низкий уровень проявления сдерживающих характеристик самореализации, таких как инертность, пессимистичность, деструктивность и всевозможные барьеры. Кстати, в группе студентов с низким уровнем настойчивости личности перечисленные показатели как раз имеют достаточный уровень в своих проявлениях, негативно сказывающихся на успешности самореализации в целом.
ВЫВОДЫ
Полученные в ходе исследования результаты подтверждают исходную гипотезу о влиянии настойчивости как субъектной характеристики на успешность самореализации личности. Установлены различия в самооценке самореализации у респондентов с разной выраженностью настойчивости. Выявлены отличия доминирующих сфер их самореализации. Определены отличительные особенности в иерархической и психологической структуре самореализации.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. АгаповВ.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. — 2012. № 3 (43). С. 26-31.
[2]. Авдеев Н.П., Кудинов С.И Особенности самореализации студентов с высоким уровнем настойчивости // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ — М.: Изд-во РУДН, 2014. — № 3. — С. 45-53.
[3]. АвдеевН.П., Кудинов С.И. Самореализация студентов с низким уровнем настойчивости // Акмеология. — 2014. № 1, 2 (специальный выпуск). С. 123-124.
[4]. Гагарин А.В. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая / А.В. Гагарин, Л.К. Раицкая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 13-20.
[5]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. — 2012. № 4. С. 11-23.
[6]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. О подготовке специалистов к подготовке профессионалов // Профессиональное образование. — 2013. № 11. С. 10-12.
[7]. Крупнов А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств // Вестник Российского Университета дружбы народов. — М.: РУДН, 2006. — № 1 (3), С. 63-74.
[8]. Кудинов С.И. Психологические предпосылки самореализации женщин в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика/ — М.: Изд-во РУДН, 2011. — № 2. — С. 5-12.
[9]. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Polisistemis mechanism of personality self// Actualization to the international psychology Bulletin (electronic edition). — 2011. — P. 6-7. URL: htt// www. Itopwebsite. Com/ morelp/ indigenous_ Psychologies. Html.
[10]. Кудинов С.И., Кудинов С.С. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (18). С. 431-434.
[11]. Кудинов С.И. Полисистемная концепция самореализации личности // Дизайн и Технологии. Научный журнал — Москва, 2014, № 41(83). — С. 114-121.
[12]. Кудинов С.С., Авдеев Н.П. Индивидуально-типологическая характеристика самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. — Москва: РУДН, 2012. — № .4. — С. 85-91.
SUBJECT DETERMINATION OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY
Sergey I. Kudinov, the doctor of psychological sciences, professor, the Honourable worker of higher education of the Russian Federation, the department chair of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail: rudn.tgu@yandex.ru Sofya R. Aybazova, the graduate student of department of social and differential psychology of the Russian University of Friendship of the People (RUFP), Miklukho-Maclay St., 6, Moscow, Russia, 117198; e-mail: rudn.tgu@yandex.ru
ABSTRACT
In article results of empirical research about a persistence role as the making subjectivity of the personality are given in self-realization of the individual. Empirical data are obtained on volume representative selection with use of reliable and valid techniques. The comparative characteristic of self-realization at respondents with a different potential of persistence is submitted. Keywords: personality, self-realization, subject, components, variables, components, characteristics, analysis
REFERENCES
[1]. Agapov V. S. Concept I and self-realization of the subject: problem field of scientific researches // Akmeology. 2012. № 3 (43). Page 26-31.
[2]. Avdeev N. P., Kudinov S. And Features of self-realization of students with the high level of persistence // the Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Series: Psychology and pedagogics / — M.: Publishing house of RUDN, 2014. — № 3. — Page 45-53.
[3]. Avdeev N. P., Kudinov S. I. Self-realization of students with the low level of persistence // Akmeology. 2014. № . 1, 2 (special release). Page 123-124.
[4]. GagarinA.V. Razvitie informacionnoj lichnosti: jenvajronmental'naja sostavljajushhaja / A.V. Gagarin, L.K. Raickaja // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaja sekcija). 2013. № 1. S. 13-20.
[5]. Derkach A.A. Psikhologo-akmeologicheskiye of the basis and means of optimization of personal and professional development of the competitive specialist (beginning) // Akmeology. 2012. № . 4. P. 11-23.
[6]. Derkach A.A.., Zazykin V. G. About training of specialists to training of professionals // Professional education. 2013. № 11. P. 10-12.
[7]. Krupnov A.I. System and dispositional approach to studying of the personality and her properties // Bulletin of the Russian University of friendship of the people. — M.: RUDN, 2006, — № . 1 (3). P. 63-74.
[8]. Kudinov S. I. Psychological prerequisites of self-realization of women in modern Russia//the Bulletin of the Russian university of friendship of the people. Series: Psychology and pedagogics / — M.: Publishing house of RUDN, 2011. — № . 2. — P. 5-12.
[9]. Kudinov S. I., Kudinov S.S. of Polisistemis mechanism of personality self/Actualization to the international psychology Bulletin (electronic edition). — 2011. — P/6-7. URL: htt//www. Itopwebsite. Com/morelp/indigenous_ Psychologies. Html.
[10]. Kudinov S. I., Kudinov S. S. Psikhologichesky analysis of professional self-realization of the identity of psychologists//Vector of science of TGU. № . 4 (18). 2011. P. 431-434.
[11]. Kudinov S. I. Polysystem concept of self-realization of the personality // Design and Technologies. The scientific magazine. — M., 2014. № . 41(83). — P. 114-121.
[12]. Kudinov S.S., Avdeev N. P. The individual and typological characteristic of self-realization of the personality // the Bulletin of the Russian university of friendship of the people. — M: RUDN, 2012. — № .4. — P. 85-91.