Научная статья на тему 'Специфика структурных организаций уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе'

Специфика структурных организаций уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УВЕРЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩИТЕЛЬНОСТИ / СОДЕРЖАТЕЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ КОМПОНЕНТ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ АСПЕКТ АДАПТАЦИИ / SYSTEM-AND-FUNCTIONAL APPROACH / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF SOCIABILITY / PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF CONFIDENCE / SUBSTANTIAL-SEMANTIC COMPONENT / INSTRUMENTAL-STYLE COMPONENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROCESS AND RESULT OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова Анжелика Ринатовна

В статье рассматривается проблема изучения уверенности и общительности в структуре личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода к изучению свойств личности и индивидуальности выявлена специфика функционирования структурных организаций уверенности и общительности с интегративными показателями адаптированности у иногородних студентов на разных этапах обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specific Character of Students' Confidence and Sociability Structural Organization on Different Stages of Socio-Psychological Adaptation at a Higher Educational Institution

The article is devoted to the study of the psychological structure of the students' confidence and sociability with peculiarities of their adaptation on the basis of the system and functional approach. The results of the comparative analysis of variables of substantial-semantic and instrumental-style aspects of confidence, sociability and peculiarities of psychological adaptation of different groups of students are presented. Peculiarities of factor structures of confidence, sociability and peculiarities of psychological adaptation of different groups of students are determined.

Текст научной работы на тему «Специфика структурных организаций уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9 ББК 88.5

Акимова Анжелика Ринатовна соискатель г. Магнитогорск Akimova Anzhelika Rinatovna

Applicant for a Degree Magnitogorsk

Специфика структурных организаций уверенности и общительности студентов на разных этапах социально-психологической адаптации в вузе Specific Character of Students’ Confidence and Sociability Structural Organization on Different Stages of Socio-Psychological Adaptation at a Higher Educational Institution

В статье рассматривается проблема изучения уверенности и общительности в структуре личностных детерминант развития и устойчивости адаптационного процесса. На основе системно-функционального подхода к изучению свойств личности и индивидуальности выявлена специфика функционирования структурных организаций уверенности и общительности с интегративными показателями адаптированности у иногородних студентов на разных этапах обучения в вузе.

The article is devoted to the study of the psychological structure of the students’ confidence and sociability with peculiarities of their adaptation on the basis of the system and functional approach. The results of the comparative analysis of variables of substantial-semantic and instrumental-style aspects of confidence, sociability and peculiarities of psychological adaptation of different groups of students are presented. Peculiarities of factor structures of confidence, sociability and peculiarities of psychological adaptation of different groups of students are determined.

Ключевые слова: системно-функциональный подход, психологическая структура уверенности, психологическая структура общительности, содержательно-смысловой компонент, инструментально-динамический компонент, социально-психологическая адаптация, процессуальный и результативный аспект адаптации.

Key words: system-and-functional approach, psychological structure of sociability, psychological structure of confidence, substantial-semantic component, in-strumental-style component, socio-psychological adaptation, process and result of adaptation.

Психологическая концепция адаптации подразумевает многообразие современных проблем, среди которых особенно актуальным остаются вопросы психологических механизмов адаптации приезжих студентов, её личностнопсихологических и мировоззренческих детерминант, помогающих справляться

с трудностями и проблемами перехода в новую среду, где происходит потеря прежнего статуса и отсутствует привычное окружение друзей и близких.

Сегодня одним из перспективных направлений изучения феномена социально-психологической адаптации, является выявление сложной диалектической взаимосвязи между психическими процессами и психическими состояниями, с одной стороны, и эффективностью деятельности и свойствами личности, с другой. Следовательно, можно предположить, что такие базовые свойства и качества личности, как целеустремленность, ответственность, настойчивость, уверенность и общительность обеспечивают как адекватное протекание адаптации, так и активное противодействие адаптогенным влияниям, защиту от них или их устранение [11, с.58].

Вместе с тем, анализ существующей литературы показал, что вопрос о психологической структуре уверенности и общительности в системе личностных детерминант, участвующих в успешности адаптационного процесса остается открытым. С этой точки зрения перспективным, на наш взгляд, является многомерно-функциональный подход к анализу черт личности и индивидуальности, разработанный А.И.Крупновым. Согласно автору уверенность и общительность представляют собой целостные системные образования, центральным «ядром» которых является стремление [6-8]. Так, в мотивационно-смысловом аспекте стремление субъекта к проявлению уверенности и общительности может различаться конкретными целями, установками и намерениями (общественно-значимые или личностно-значимые), направленностью мотивации (со-циоцентрической или эгоцентрической), степенью осознанности и понимания (осмысленность или осведомленность), а также сферой приложения данных свойств (предметной или субъектной). В инструментально-динамическом аспекте стремление к проявлению уверенного поведения и общительности может отличаться силой, интенсивностью и частотой (энергичность и аэнергичность), типом волевой регуляции (интернальность или экстернальность), характером переживаний (стеничность или астеничность), а также особенностями проявления в проблемных ситуациях (операциональные или личностные трудности).

Таким образом, уверенность и общительность рассматривается нами в контексте системно-функционального подхода и определяется как система устойчивых мотивационно-смысловых и инструментально-динамических характеристик. Целью данного исследования является выявление индивидуальнотипических особенностей и специфики структурных организаций уверенности и общительности иногородних студентов на разных этапах социальнопсихологической адаптации в вузе.

Теоретико-методологической основой исследования явились принципы системного и целостного подхода к изучению личности и индивидуальности: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Б.Ф. Ломов, В.Д. Небылицын, А.В. Петровский, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн и др.; концепция многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова; психологические концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности: Л. С. Выготский, Л.Н. Божович, И.С. Кон и др.; психологические подходы к изучению адаптации, в том числе адаптации к учебной деятельности: А.А. Реан, В.Г. Асеев, В.Г. Леонтьев, М.С. Яницкий и мн.др. [1-5,6-9,11-12].

Исследование проводилось на базе психологической службы Магнитогорского государственного университета в 2007-2008 гг. В исследовании приняли участие 195 обучающихся в университете иногородних студентов в возрасте 17

- 20 лет: 65 человек - студенты 1 курса (на этапе 2-го семестра обучения), 75 человек - студенты 2 курса (на этапе 4-го семестра обучения) и 55 человек -студенты 3 курса (на этапе 6-го семестра обучения). Показатели адаптирован-ности студентов были получены с помощью русифицированного варианта методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда [10]. Для диагностики уверенности и общительности применялись методики «Тест суждений - уверенность», «Тест суждений - общительность», разработанные А.И.Крупновым [6-7].

Для целостной характеристики индивидуально-типических особенностей проявления уверенности и общительности в процессе социально-

психологической адаптации приезжих студентов, был проведен факторный анализ с выделением главных компонент и последующим ортогональным вращением по методу very max. В результате факторного анализа во всех исследуемых группах выделилось по 4 фактора, каждый из которых отражает наиболее тесные связи между входящими в него переменными (см. табл. 1).

Как видно в табл. 1, совместные факторные структуры уверенности, общительности и адаптированности студентов из разных групп имеют как общее, так и специфическое проявление. При этом специфика факторов заключается не только в выраженности различий отдельных признаков между группами, но и различным соотношением переменных внутри структур указанных свойств и показателей адаптированности.

У студентов первого курса суммарная информативность накоплений дисперсии всех четырех факторов составила 64%.

В первый фактор «Трудностей социально-психологической адаптации» (вклад 8,74) вошли с положительным весом рефлексивно-астенический комплекс уверенности (астеничность, операциональные трудности); рефлексивнорегуляторный комплекс общительности (интернальность, экстернальность, личностные трудности); а так же с отрицательным весом показатели самопри-нятия, эмоционального комфорта, интернальности и адаптивности.

Специфика данного фактора указывает на то, что полученный агармониче-ский комплекс инструментально-стилевых подсистем уверенности и общительности способствует комплексному снижению адаптированности первокурсников на уровне социального самочувствия и внутриличностной согласованности с внешним окружением. При этом недостаточный уровень развития навыков уверенного поведения сопряжен отрицательными эмоциональными переживаниями. Преодоление личностных трудностей в общении, связанных со стеснительностью, застенчивостью или смущением проявляется на фоне недифференцированной активной и пассивной саморегуляции, когда студенты в случаях отсутствия взаимопонимания или неудач в общении склонны винить как себя, так и других людей.

Таблица 1

Сравнительный анализ факторных структур уверенности, общительности и адаптированности у иногородних студентов 1 курса (п=65), 2 курса (п=75) и 3 курса (п=55)

Факторы Переменные Студенты 1 курса Студенты 2 курса Студенты 3 курса

р о кто а Ф Фактор 2 3 р о Ё а Ф 4 р о Ё а Ф р о кто а Ф 2 р о Ё а Ф 3 р о Ё а Ф Фактор 4 р о Ё а Ф 2 р о Ё а Ф 3 р о Ё а Ф 4 р о Ё а Ф

компоненты уверенности Общественно значимые цели -219 793 031 216 802 -052 -058 253 -637 794 225 194

Личностно значимые цели 392 614 307 017 783 -378 -344 523 -151 821 425 -422

Социоцентричность 368 845 148 109 717 -323 -079 -403 -226 456 563 -485

Эгоцентричность 064 847 -160 -142 834 205 -291 143 -055 484 749 037

Осмысленность -212 050 344 281 314 -107 262 -081 045 435 130 094

Осведомленность 162 408 754 096 138 034 -345 091 -105 -412 -086 165

Предметность -414 771 182 338 353 870 121 043 -272 387 232 -483

Субъектность 015 323 -507 483 506 233 -005 492 192 337 780 -087

Энергичность -103 -436 015 533 490 585 284 865 -613 878 470 -179

Аэнергичность 536 156 -264 708 275 767 -548 -012 881 -061 114 163

Стеничность -324 120 162 368 201 331 396 745 228 346 853 192

Астеничность 862 -189 262 174 862 -158 -251 -338 874 442 254 088

Интернальность -048 -215 467 514 612 216 762 -022 -062 -192 -095 702

Экстернально сть 419 126 886 264 386 -184 -600 321 217 -350 109 -368

Операциональные трудности 780 019 014 441 892 336 -086 -182 553 123 184 -013

Личностные трудности 612 053 -131 727 458 178 359 -586 630 225 -108 628

компоненты общительности Общественно значимые цели 453 749 -096 577 898 116 099 313 110 679 085 461

Личностно значимые цели 563 729 -169 178 783 -107 104 567 127 684 -156 353

Социоцентричность -209 618 461 217 884 292 086 -123 019 102 516 -251

Эгоцентричность 210 247 073 628 643 822 582 -237 304 422 768 290

Осмысленность -243 413 313 721 485 114 415 104 157 -223 565 731

Осведомленность 249 -357 -357 748 071 -146 -531 200 -155 -312 140 145

Предметность -096 549 -245 575 647 276 765 -094 -358 794 480 216

Субъектность -351 751 -094 522 410 763 180 123 -121 803 162 451

Энергичность 051 137 -515 205 129 -014 592 -644 -480 -017 709 467

Аэнергичность 389 294 742 224 -509 365 -193 013 348 -319 027 -161

Стеничность -150 091 -006 402 287 -033 318 -122 -064 229 -005 354

Астеничность 187 402 737 024 239 087 537 756 679 122 278 -188

Интернальность 779 274 300 -304 322 556 784 084 -535 -169 263 749

Экстернально сть 790 042 631 385 -058 -167 -562 426 118 031 347 123

Операциональные трудности 469 078 363 253 845 105 -013 437 888 054 123 -107

Личностные трудности 846 140 599 -063 200 518 -364 311 572 046 095 261

| показатели СПА Самопринятие -898 167 045 228 292 -024 822 361 -276 232 769 151

Эмоциональный комфорт -819 -091 -120 185 -191 -828 206 420 -616 887 013 -134

Интернальность -852 -087 -158 204 172 091 837 -005 -859 -338 058 012

Принятие других -212 -188 -264 717 148 -092 455 758 -208 153 072 708

Доминирование -372 -267 -458 417 -242 -785 145 -537 -438 737 195 286

Адаптивность -896 -019 -214 311 115 -236 604 281 -904 037 053 486

Эскапизм 514 319 740 130 782 517 -525 077 746 260 267 -183

Примечание: нули и запятые опущены, значимые веса выделены

Второй фактор, который можно интерпретировать как «Содержательносмысловой фактор» (вклад 5,71), образуют мотивационно-продуктивный комплекс уверенности (общественно-значимые цели, социоцентричность, эгоцентричность, предметность) и субъектно-целевой комплекс общительности (общественно-значимые цели, личностно-значимые цели и субъектность). С одной стороны, данный фактор является положительным и отражает общепсихологическую закономерность единства связей мотивов, целей и их продуктивности в структурах, как уверенного поведения, так и общительности. С другой стороны, значимая нагрузка только содержательно-смысловых характеристик данных свойств личности, свидетельствует об их специфическом функционировании «в чистом виде» и относительной обособленности от тех или иных результативных аспектов адаптации в группе первокурсников.

В третьем факторе «Ухода от проблем» (вклад 5,43) когнитивно-экстернальный комплекс уверенности (осведомленность, экстернальность) и астенически-неустойчивый комплекс общительности (аэнергичность, астенич-ность) тесно соотносятся с показателем эскапизма. Следовательно, сочетание агармонических проявлений когнитивной и регуляторной характеристик уверенности, динамической и эмоциональной сторон общительности способствует снижению адаптации первокурсников на уровне соответствия их потенциальных возможностей требованиям образовательного и социокультурного пространства вуза. При этом неправильное представление о природе уверенности как о врожденном свойстве личности, которое не поддается развитию или изменению, тесно соотносится с зависимостью пассивной саморегуляции уверенного поведения от внешних обстоятельств или условий. Снижение динамики личной активности, ограниченность и избирательность контактов дополняется проявлением отрицательных эмоциональных переживаний при общении с другими людьми.

В четвертом факторе «Социально-психологической терпимости» (вклад 5,28) рефлексивно-аэнергичный комплекс уверенности (аэнергичность, личностные трудности) и когнитивно-недифференцированный комплекс общительности (осмысленность, осведомленность) тесно соотносятся с показателем при-

нятия других. Выделение данного фактора означает, что активное приспособление к новому окружению и стремление наладить дружеские взаимоотношения повышается при наличии у первокурсников таких особенностей, как: непостоянство и неустойчивость личной активности в сочетании с трудностями реализации уверенных действий (заниженная самооценка, робость, страх или волнение); проявление как осознанного, так и общего, а иногда и поверхностного понимания общительности как природно-заданной черты личности, которая не изменяется в процессе жизни. Таким образом, указанное сочетание агармони-ческих и недифференцированных признаков, по всей видимости, может рассматриваться как диспозиционная «терпимость-позиция, терпимость-установка», которая говорит о тесной связи внутриличностных рассогласований инструментально-стилевых подсистем уверенности и общительности с готовностью первокурсников к определенной «терпимой» реакции и принятию других в социальном взаимодействии [12, с.227].

У студентов второго курса суммарная информативность накоплений дисперсии всех четырех факторов составила 78%.

В первом факторе «Ухода от проблем» (вклад 11,34) агармонически-мотивированный комплекс уверенности (общественно-значимые и личностнозначимые цели, социоцентричность, эгоцентричность, астеничность, операциональные трудности) и агармонически-мотивированный комплекс общительности (общественно-значимые и личностно-значимые цели, социоцентричность, операциональные трудности) тесно соотносятся с показателем эскапизма. Данный фактор указывает на то, что целевые установки и мотивы; стремление быть уверенными и общительными в сочетании с недостаточным уровнем развития навыков уверенного поведения и отсутствием достаточного арсенала приемов и способов общения повышают в группе второкурсников мотивационную стратегию избегания трудностей и проблем.

Во второй фактор «Эмоционального дискомфорта и внешней пассивности» (вклад 9,30) вошли с положительным весом продуктивно-неустойчивый комплекс уверенности (предметность, аэнергичность); продуктивноэгоцентрический комплекс общительности (эгоцентричность, субъектность); а

так же с отрицательным весом показатели эмоционального комфорта и доминирования. Специфика данного фактора означает, что продуктивноселективные характеристики уверенности и общительности способствуют снижению адаптированности второкурсников на уровне эмоционального благополучия и стремления к активному самоутверждению в сфере социального контроля и межличностных отношений. При этом сочетание указанных комплексов позволяет говорить о противоречивых тенденциях между оценкой продуктивности уверенности в предметно-деятельностной сфере (учебной, профессиональной и бытовой) и непостоянством реализации уверенных действий; а так же между результативностью общения в личностно-субъектной сфере, направленной на самореализацию и саморазвитие и приоритетом эгоцентрических побуждений решать практические и материальные вопросы.

Третий фактор «Принятия себя» (вклад 5,00), образуют регуляторный компонент уверенности в полюсе интернальности; предметно-продуктивный комплекс общительности (предметность, интернальность); а так же показатели са-мопринятия и интернальности. Данный фактор, является положительным и находится в оппозиции к первым двум факторам. При этом входящие в него переменные указывают на то, что самопринятие, как один из самых значимых интегральных показателей адаптации, повышается при наличии высокой продуктивности общения в предметно-деятельностной сфере (учебной, профессиональной и бытовой) в сочетании с произвольно-волевой регуляцией уверенности и общительности в динамике личной активности.

В четвертом факторе «Социально-психологической терпимости» (вклад 4,77) стенически-устойчивый комплекс уверенности (энергичность, стенич-ность) и эмоциональный компонент общительности в полюсе астеничности тесно соотносятся с показателем принятия других. Данный фактор является так же положительным и показывает, что, с одной стороны, проявление разнообразия приемов и способов реализации уверенных действий в сопровождении положительных эмоций способствуют повышению степени дружественности второкурсников по отношению к окружающим. Однако, с другой стороны, проявление опасений быть отвергнутыми, неудовлетворенность собой и своим обще-

нием так же реализуется на фоне симпатии и доброжелательности второкурсников к другим в межличностном взаимодействии. Таким образом, «эмоциональная» стратегия принятия других со стенической устойчивостью в сложившейся системе взаимодействий, по всей видимости, способствуют проявлению устойчивости второкурсников к различным мнениям и непредубежденности в оценке людей и событий. При этом проявление астенической неустойчивости при возникновении новой системы межличностных отношений в большей степени способствуют проявлению «терпимой» позиции к другим: «чем больше точек зрения, тем лучше; все люди когда-нибудь ошибаются; каждый имеет право на свое мнение и т.д.».

У студентов третьего курса суммарная информативность накоплений дисперсии всех четырех факторов составила 73%.

В первый фактор «Внутриличностной рассогласованности с внешним окружением» (вклад 8,87) вошли с положительным весом астенически-

неустойчивый комплекс уверенности (аэнергичность, астеничность); операциональные трудности общительности и показатель эскапизма; а так же с отрицательным весом показатели интернальности и адаптивности. Специфика этого фактора указывает на то, что комплекс агармонических признаков инструментально-стилевых подсистем уверенности и общительности (снижение динамики личной активности; неустойчивость реализации уверенных действий в сочетании с отрицательными эмоциональными переживаниями; отсутствие достаточного арсенала приемов, способов и навыков общения) снижает степень соответствия потенциальных возможностей третьекурсников требованиям окружающего пространства.

Второй фактор «Эмоционального комфорта и внешней активности» (вклад 7,72), образуют установочно-целевой комплекс уверенности (общественнозначимые и личностно-значимые цели, энергичность); продуктивный комплекс общительности (предметность, субъектность) и показатели эмоционального комфорта и доминирования. Данный положительный фактор показывает, что целевые установки, динамика личной активности, постоянство и устойчивость проявления уверенности в сочетании с высокой результативностью общения в

решении как практических вопросов, так и в личностном развитии способствуют эмоциональному благополучию третьекурсников и повышают их стремление лидировать, оказывать влияние, подстраивать внешнее окружение под свои потребности и нужды.

В третьем факторе «Принятия себя» (вклад 6,46) продуктивно-

эгоцентрический комплекс уверенности (эгоцентричность, субъектность, сте-ничность) и мотивационно-эгоцентрический комплекс общительности (эгоцентричность, энергичность) тесно соотносится с показателем самопринятия. Выделение данного фактора указывает на значимость в группе третьекурсников сферы приложения эгоцентрических мотивов и стремлений быть уверенными и общительными в сочетании с положительными эмоциями и высокой контактностью в межличностном взаимодействии, которые способствуют личностному саморазвитию и самоактуализации студентов. При этом полученный комплекс мотивов и продуктивности приложения уверенности и общительности в субъектной сфере способствует положительному отношению студентов к себе, более глубокому пониманию и одобрению своих личностных качеств, поступков и действий.

В четвертом факторе «Социально-психологической терпимости» (вклад 5,10) переменная интернальность регуляторного компонента уверенности и когнитивно-интернальный компонент общительности (осмысленность, интер-нальность) тесно соотносятся с показателем принятия других. Содержание данного фактора показывает, что степень дружественности к другим, терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий повышается при наличии таких особенностей, как: глубокое и осознанное понимание значимости общительности как свойства личности; активный тип саморегуляции и личная инициация в проявлении общительности и уверенности вне зависимости от внешних обстоятельств. Таким образом, преобладание «когнитивной и регуляторной» стратегии принятия других, которая обладает наибольшей адаптационной возможностью на основе самораскрытия в межличностном взаимодействии, скорее всего, может рассматриваться как сенсуальная «терпимость-толерантность, терпимость-черствость, терпимость-стена» социально-

психологической устойчивости к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия, в частности партнеров по общению [12, с.227].

Обобщая результаты факторного анализа в целом, следует отметить, что полученные результаты исследования показывают, что процесс адаптации обеспечивается сложной многоуровневой системой функционирования психологических структур уверенности и общительности, которые динамически развиваются и усложняются, образуя разнородные и разноуровневые связи.

Система факторов содержательно-смысловых и инструментально -динамических характеристик уверенности и общительности оказывает влияние, как на эффективность адаптационного процесса, так и на способы её достижения, т.е. как на результат, так и на процесс протекания адаптации. При этом динамика адаптационных процессов у разных групп студентов сопровождается, во-первых, активизацией и включением одних структурных элементов уверенности и общительности в процесс активного взаимодействия с внешней средой; во-вторых - «пассивным» функционированием других структурных элементов в процессе отражения внешних воздействий, и, в-третьих - совокупной перестройкой и тех, и других элементов структур на ином, более высоком или более низком уровне в зависимости от этапа социально-психологической адаптации студентов в вузе.

Таким образом, системно-функциональный подход к исследованию свойств личности и индивидуальности позволяет, с одной стороны, наиболее полно рассмотреть уверенность и общительность как многокомпонентные, целостные образования в единстве мотивационно-смысловых и регуляторнодинамических характеристик, а с другой - выявить специфику структурной организации данных свойств личности на разных этапах социальнопсихологической адаптации студентов вузе. При этом полученные результаты исследования позволяют говорить о существовании данной специфики, что необходимо учитывать, прежде всего, в коррекционной и развивающей работе с целью повышению адаптации студентов в образовательном и социокультурном пространстве вуза.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегии жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.

- М.: Мысль, 1991. - 300 с.

2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2. - 287с.

3. Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. С. 4-8.

4. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики [Текст] / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. - 2003. - № 1. - С. 29-45.

5. Брушлинский, А.В. Проблема субъекта в психологической науке [Текст] /

А.В. Брушлинский // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - № б. - С. 3-15.

6. Крупнов, А.И. Диагностика свойств личности и индивидуальности [Текст] /

А.И. Крупнов. - М.,1993.- 78 с.

7. Крупнов, А.И. Системная диагностика и коррекция общительности [Текст] / А.И. Крупнов - М.: РУДН, 2007. - 131с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Крупнов, А.И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и её свойств [Текст] / А.И. Крупнов // Вестник РУДН. Сер. Психология и педагогика. 200б. -№1(3). - С.б3-73.

9. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.

10. Осницкий, Л.К. Определение характеристик социальной адаптации [Текст] /

Л.К. Осницкий // Журнал практического психолога, 1998. - №1. - С.34-38.

11. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы [Текст] / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - М.: ИП РАН, 2007. - б24 с.

12. Реан, А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика [Текст] / А. А. Реан. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 200б. - 479 с.

Bibliography

1. Abulkhanova-Slavskaya, K.A. Life Strategy [Text] / K.A. Abulkhanova-Slavskaya. -Moscow: Idea, 1991. - 300 p.

2. Ananyev, B.G. Selected Psychological Works: In 2 Vol. [Text] / B.G. Ananyev. - Moscow: Pedagogics, 1980. - Vol. 2. - 287 p.

3. Antsyferova, L.I. To a Person’s Psychology as a Developing Systems [Text] / L.I. Antsy-ferova // Psychology of a Person’s Formation and Development. - Moscow: Science, 1981. - P. 4-8.

4. Barabanshchikov, V.A. System Organization and Mentality Development [Text] / V.A. Barabanshchikov // Psychological Magazine. - 2003. - № 1. - P. 29-45.

5. Brushlinsky, A.V. A Subject’s Problem in Psychological Science [Text] / A.V. Brush-linsky // Psychological Magazine. - 1993. - Vol. 14. - P. 3-15.

6. Krupnov, A.I. Diagnostics of a Person’s Qualities and Individuality [Text] / A.I. Krupnov.

- Moscow, 1993. - 78 p.

7. Krupnov, A.I. System Diagnostics and Sociability Correction [Text] / A.I. Krupnov. -Moscow: Russian University of Nations’ Friendship, 2007. - 131 p.

8. Krupnov, A.I. System-and-Dispositional Approach to studying a Person and His Qualities [Text] / A.I. Krupnov. - Moscow: Bulletin of Russian University of Nations’ Friendship. Psychology and Pedagogics. - 200б. - Vol. 1 (3). - P. б3-73.

9. Lomov, B.F. Methodological and Theoretical Problems of Psychology [Text] / B.F. Lomov. - Moscow: Science, 1984. - 444 p.

10. Osnitsky, L.K. Social Adaptation Characteristics Definition [Text] / L.K.Osnitsky // Magazine of a Practical Psychologist, 1998. - Vol.1. - P.34-38.

11. Psychology of Adaptation and Social Environment: Modern Approaches, Problems, Perspectives [Text] / Edit. by L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlyov. - Moscow: Psychology Institute of the Russian Academy of Science, 2007. - б24 p.

12. Rean, A.A. Psychology of a Person’s Adaptation. Analysis. Theory. Practice [Text] / A.A.Rean. - St. Petersburg.: Prime-Euro Sign, 200б. - 479 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.