Научная статья на тему 'Особенности формирования и развития региональных рынков услуг'

Особенности формирования и развития региональных рынков услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1225
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ / УСЛУГИ / РАЗВИТИЕ / REGION / THE REGIONAL MARKETS / SERVICES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Н. В.

В статье проанализированы отличительные черты сферы услуг, показаны основные тенденции развития сферы услуг в Ростовской области, выделены основные факторы, влияющие на функционирование и развитие современных региональных рынков услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of formation and development of regional markets services

The article analyses the characteristics of services, showing the main trends of development of services in the Rostov region are the main factors influencing the functioning and development of modern regional services markets.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования и развития региональных рынков услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ УСЛУГ

ПОПОВА Н.В.,

аспирантка,

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

e-mail: azizov74@mail.ru

В статье проанализированы отличительные черты сферы услуг, показаны основные тенденции развития сферы услуг в Ростовской области, выделены основные факторы, влияющие на функционирование и развитие современных региональных рынков услуг.

Ключевые слова: регион; региональные рынки; услуги; развитие.

The article analyses the characteristics of services, showing the main trends of development of services in the Rostov region are the main factors influencing the functioning and development of modern regional services markets.

Keywords: region; the regional markets; services; development.

Коды классификатора JEL: L84, O18.

В развитых странах в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм и обучаемость работника. Современная цивилизация движется в сторону постиндустриального общества, где сфера услуг имеет приоритетное положение и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В этой связи сфера услуг, как существенная составляющая потребительского рынка, выходит на первый план, как по числу занятого в этой сфере населения, так и по ее доле в валовой добавленной стоимости территории.

Территория — важнейшая составная часть национального хозяйства, образованная сочетанием первичных звеньев общественного производства — предприятий и их объединений. Это дает основание выделить изучение связанных с ними экономических отношений в отдельную область исследования. Среди них — региональная экономика, играющая важную роль в рациональном использовании ресурсов как нашего региона, так и России в целом.

Регион представляет собой подсистему социально-экономического комплекса страны, относительно самостоятельную его часть с законченным циклом воспроизводства и специфическими особенностями социальноэкономических процессов [1].

Немаловажным направлением изучения региональной экономики является рынок потребительских услуг, который играет существенную роль в экономическом развитии региона. Сфера услуг является составной частью рынка потребительских услуг, участвует в общей системе экономических отношений и имеет существенное значение во всем народнохозяйственном комплексе.

Под услугами следует понимать не только торговлю, коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Любая инфраструктура создаётся и содержится обществом для оказания услуг. Государство, армия, право, финансы, транспорт, связь, здравоохранение, образование, наука, культура, Интернет — всё это услуги. С точки зрения экономической теории услуга представляет собой результат экономической деятельности, который не принимает материальной (вещной) формы и удовлетворяет определенные потребности — личные, коллективные и общественные. В данном контексте все блага, предлагаемые на рынке, разделяются на товары и услуги в зависимости от материального и нематериального характера продукта [5].

Услуги представляют собой важный вид экономической деятельности, оказывающий влияние на все стороны жизни общества. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из главных индикаторов уровня и качества жизни.

Услуга в качестве основополагающего сущностного признака и неотъемлемого атрибута содержит в диалекте своего бытия единый процесс производства и персонального субъективного потребления. Специализированный процесс соединения производителя услуг с индивидуально конкретным потребителем, целеполагающее доведение

© Н.В. Попова, 2011

до потребителя самого труда и его результатов носит название «сервис» или «обслуживание». Осязаемого, овеществленного продукта производства потребителю не представляется. Процесс обслуживания, как правило, индивидуален, поливариантен, в своей конструкции носит творческий характер, дифференцирован по времени, месту, срокам и способам предоставлении услуг и т.д. Сложность конструкции обслуживания обусловливается неопределенной множественностью и разнообразием субъектов потребления и стремлением производителей услуг удовлетворить по условиям, ассортименту и качеству еще большее множество заявленных в сфере их деятельности потребностей [2].

Появление товара в форме услуги вызвало к жизни формирование рынка услуг, который представляет собой совокупность социально-экономических, юридических, материальных и финансовых отношений, возникающих между производителями этих услуг — продавцами и их потребителями (покупателями) — в процессе купли-продажи услуг.

В качестве субъектов этих отношений выступают предприятия, учреждения и физические лица, оказывающие и потребляющие платные услуги. Поскольку рынок удовлетворяет потребности «конечного» потребителя, и с этой точки зрения от его функционирования непосредственно зависит уровень и качество потребления, а, следовательно, жизни населения, такой рынок называется потребительским. Немаловажную роль и место в последнее время играет услуга как составляющая потребительского рынка, судя по масштабам экономических возможностей, которые приняла за последние десятилетия эта сфера производства.

Рынок представляет собой базовое явление, т. к. именно здесь взаимодействуют между собой его субъекты, достигается рыночное равновесие, появляются предпосылки к его нарушению. Рынок как явление и экономическая категория представляет собой объект пристального внимания исследователей на протяжении более чем 200 лет. За это время появилось несколько концепций толкования природы рынка товаров и услуг [3].

Для Ростовской области, как и для других регионов России, рынок услуг в последние годы развивается и совершенствуется достаточно быстрыми темпами. Для него характерно как существование традиционных услуг, так и появление новых или модернизация имеющихся на рынке. Все чаще услуга рассматривается не просто как отдельное действие со стороны предприятия или индивидуума, приносящее выгоду корпоративному или индивидуальному клиенту. В индустриальном обществе услуга начинает играть ведущую роль в формировании конкурентоспособного предложения «товар-услуга» или «продукт».

Сфера услуг имеет специфические особенности, одна из которых заключается в совпадении процесса удовлетворения потребности в определенной услуге с процессом ее производства. Потребитель услуги дает установку производству в форме заказа, становится активным участником всех его стадий и лично оценивает конечные результаты труда в области обслуживания. Предприятия сферы платных услуг непосредственно создают предметы потребления для удовлетворения физических потребностей человека, и, кроме того, их услуги удовлетворяют потребности в поддержке уже находящихся в процессе потребления предметов. Спрос населения на услуги в значительной мере определяется сформировавшимися потребностями в них населения, определяющими возможный верхний уровень потребления платных услуг. Но величина возможного потребления услуг зависит, прежде всего, от наличия у населения денежных средств. Спрос есть форма проявления той части потребностей населения, которая обеспечена покупательной способностью, т.е. реально спрос ограничен наличием у населения денежных ресурсов и поэтому для большинства потребителей он пока еще меньше потребностей.

В рыночной экономике принципиальным является деление услуг на рыночные и нерыночные. Рыночные услуги оказываются по ценам, покрывающим издержки и обеспечивающим прибыль, т.е. это услуги, предназначенные к реализации или реализованные по экономически значимым ценам. Нерыночные услуги оказываются бесплатно. Это, как правило, социально-ориентированные услуги, финансируются они из бюджета или общественными организациями. Если они и оцениваются, то по экономически не значимой цене. Таковой формально считается цена, если она покрывает меньше 50% затрат на оказание услуг. Потребляются такие услуги либо обществом в целом, либо домашними хозяйствами.

Объем потребления многих видов платных услуг, их ассортимент во многом зависит от уровня денежных доходов населения. С их ростом совершенствуется и спрос. Происходит сокращение доли традиционных повседневных услуг первой необходимости и увеличение доли престижных видов услуг — строительства домов, рекреационных услуг, а также вновь появляющихся и развивающихся их видов.

Отражение региональной специфики является важным показателем платежеспособного спроса населения на платные услуги. Это, прежде всего, природно-климатические особенности территорий, уровень их социальноэкономического развития, национальные традиции в потреблении. Главная задача сферы платных услуг состоит в удовлетворении личных потребностей населения. Одним из важнейших критериев классификации потребностей является степень их настоятельности или первоочередности. На практике к первоочередным потребностям относят, как правило, потребности в услугах, сопряженных с удовлетворением изначальных физиологических потребностей человека.

На избирательность потребностей большое влияние, наряду с экономическими условиями жизни, оказывают такие факторы, как обычаи и традиции, социальное положение граждан, их профессия, род занятий, место жительства, наличие свободного времени, приверженность к любительским увлечениям и т.д. Необходимо учитывать сложившуюся дифференциацию территорий по уровню доходов, что связано с их отраслевой структурой. Так, регионы с сельскохозяйственной направленностью, занимающиеся выпуском продукции легкой промышленности, машиностроения, имеют в настоящее время очень низкий уровень доходов, что особо остро проявляется в регионах с городами, имеющими узкоспециализированную экономику, население которых занято на предприятиях, продукция

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

114

Н.В. ПОПОВА

которых не находит спроса в силу нарушенных производственных связей и общей неблагоприятной экономической ситуации в стране. В более выгодном положении оказались территории с наличием городов — центров финансовой и посреднической деятельности, с большим числом предприятий и организаций, с разносторонней направленностью экономической деятельности. Наиболее высокий уровень доходов присущ также сырьевым регионам с экспортной направленностью, что сказывается на потреблении услуг.

Настоятельность потребностей человека в платных услугах несколько отличается от настоятельности потребностей в товарах. Потребление последних в решающей степени зависит от экономических факторов, ввиду чего каждый индивидуум строит свою иерархию потребностей, которая согласуется с его пониманием настоятельности, исходя из реальных жизненных условий. По этой причине он вынужден отказаться от удовлетворения тех потребностей, которые выходят за рамки более необходимых, и отдает предпочтение потребностям, без которых в данный момент он не может обойтись. Таким образом, проявляется связь настоятельности потребностей с товарно-денежными отношениями [4].

Важнейшим показателем, характеризующим уровень развития потребительского рынка в регионе, является динамика цен на основные виды услуг, обуславливающая направленность регионального развития. Наблюдая за изменениями цен и тарифов на услуги, можно довольно точно охарактеризовать ситуацию, складывающуюся на региональном рынке. При этом цена, с одной стороны, оказывает влияние на платежеспособный спрос, а с другой, как один из основных элементов рынка, сама подвержена колебаниям под влиянием различных факторов. Среди таких факторов следует указать на уровень затрат предприятия, уровень платежеспособного спроса на товары и услуги, уровень производства товаров и услуг, предлагаемый на товарный рынок, уровень платежеспособной дисциплины предприятий, наличие свободной денежной массы государства, уровень инвестиционной активности в производстве, инфляционные ожидания и т.д.

Если на уровень спроса на услуги в регионе влияют, например, такие факторы, как уровень доходов населения данного региона, уровень потребительских и ценностных запросов его жителей, то и предложение услуг в регионе как экономической категории подвержено влиянию различных факторов. Ценовой фактор обладает наибольшей степенью значимости для предлагаемого количества услуг потребителям на рынке. Взаимосвязь спроса, предложения и цены в сфере услуг характеризует конкретную ситуацию, сложившуюся на данном рынке, где конкурентным преимуществом обладают те субъекты институциональной структуры предоставления услуг, которые учитывают в своем действии требования потребителей к услуге и процессу ее оказания.

Существует целый ряд обстоятельств, ограничивающих возможность предоставления населению услуг на чисто рыночной основе. Это порождает потребность в государственном регулировании рыночного процесса производства и реализации услуг, через систему налогового обложения, бюджетного субсидирования производителей, развития и преобразования государственной собственности на разных уровнях через специальные государственные программы социального развития, а также через различные формы поддержки развития отрасли и предпринимательской деятельности в ней. Дополнительным фактором государственного регулирования их деятельности является выполнение государством функции социальной справедливости в распределении доходов, которое в рыночной экономике очень неравномерно и может служить причиной социальной нестабильности в обществе. В сфере платных услуг проблема социальной справедливости выступает как обеспечение доступности важнейших услуг всем членам общества независимо от уровня их доходов и, в первую очередь, для населения, находящегося за чертой бедности.

Кроме того, сфера услуг в рыночной экономике обеспечивает реализацию важнейших прав человека, закрепленных Конституцией Российской Федерации: на охрану здоровья, образование, труд, на благоустроенный быт и т.д. До сих пор переживаемый в большинстве отраслей национальной экономики кризис наиболее ярко проявляется в сфере услуг. Предоставленная предприятиям сферы услуг самостоятельность, появление различных форм собственности являются необходимым условием перехода к рынку, но в то же время их результатом стало разрушение ранее действовавшей государственной и отраслевой системы управления. Многие реорганизованные и вновь созданные предприятия не смогли обеспечить удовлетворение потребностей населения в услугах, прежде всего из-за несовпадений интересов производителей и потребителей и неумения первых адекватно оценить потребности последних и предложить востребованное рынком количество и качество услуг. Несмотря на то что потребность в услугах, предоставляемых потребителям услуг региона, растет в последние годы, постоянно сужается круг оказываемых населению услуг. В ряде регионов население во многих случаях уже не обращается за получением бытовых услуг, а предпочитает обходиться собственными силами.

На общие тенденции формирования потребительского рынка в сложившихся условиях действуют факторы как ограничивающие, так и расширяющие структуру и объем платных услуг населению. К расширяющим факторам и условиям можно отнести: разгосударствление и приватизацию сферы потребительских услуг; увеличение числа хозяйствующих субъектов, работающих на основе различных форм собственности и организационно-правовых форм управления; сокращение и удорожание выпуска новых товаров повседневного и длительного пользования, удовлетворяющих потребности населения; изменения в структуре потребностей населения; инвестиционную привлекательность региона и др. Ограничительными параметрами формирования данного рынка являются: сокращение реального сектора экономики региона; падение общего уровня доходов населения; разрушение субрегиональных систем и структур оказания платных услуг населению; низкая инвестиционная привлекательность региона и т.д.

В настоящее время сфера услуг начала выходить из кризисного положения, но для исправления и выхода из этого состояния необходимы конкретные реальные меры в соответствии с экономическими условиями и правовыми нормами страны в целом и региона в частности.

ЛИТЕРАТУРА

1. АлаевА.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. М., 1983.

2. Герасимов Б.И., Гурова Л.Г. Экономический анализ рынка платных услуг в сфере бытового обслуживания региона: монография. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.

3. Рой Л.В. Анализ отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 2008.

4. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях / Под ред. А.В. Колгушкиной, Н.А. Платоновой. М.: ГАСБУ, 1998. № 4.

5. Экономическая теория / Под ред. П. Журавлевой, В.М. Юрьева. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.