Научная статья на тему 'Исследование современных тенденций развития отечественной сферы услуг'

Исследование современных тенденций развития отечественной сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / АДАПТИВНОСТЬ К РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еделев Д. А.

Статья посвящена исследованию тенденций развития сферы услуг Российской Федерации в условиях рыночной экономики. На основе статистических данных проведен анализ социально-экономических показателей, результаты которого способны обеспечить оперативную работу по управлению отечественной сферой услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование современных тенденций развития отечественной сферы услуг»

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Д.А. ЕДЕЛЕВ

Московский государственный университет пищевых производств, доктор экономических наук, профессор е-шай: rektor@mail.ru

Статья посвящена исследованию тенденций развития сферы услуг Российской Федерации в условиях рыночной экономики. На основе статистических данных проведен анализ социальноэкономических показателей, результаты которого способны обеспечить оперативную работу по управлению отечественной сферой услуг.

Ключевые слова: сфера услуг; уровень жизни населения; адаптивность к рыночной конъюнктуре; эффективность.

Коды классификатора ^ЕЬ: L80, L88.

В современных условиях наблюдается колоссальный рост предоставляемых услуг, что является одним из проявлений глобализации в экономике. Специфика природы услуг определяет отличие данного рынка от рынка товаров, капитала, рабочей силы. Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей населения, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной единицы.

Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, таких как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер; высокая скорость с оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла; преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, их высокая чувствительность и адаптивность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги, спецификой процесса оказания услуг, связанных с непосредственным контактом производителя и потребителя; индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, высокая дифференциация продукта в одной и той же отрасли; неопределенность результата при оказании услуг, дифференцированный характер информации у производителя и потребителя [3].

Современная теория услуг базируется на концепции поведения потребителя, предложенной Дж. М. Кейнсом, согласно которой величина дохода выступает в качестве внешнего заданного параметра, а реальный объем потребления зависит только от текущего или «располагаемого» дохода. Ключевой вывод Кейнса основывался на том, что потребление увеличивается с ростом дохода, но в гораздо меньшей степени, чем растет сам доход. Поэтому предельная склонность к потреблению служит параметром, выражающим субъективные (психологические) предпочтения относительно распределения дохода на потребление и сбережение. Средняя же склонность к потреблению, т. е. доля дохода предназначенная для потребления, с ростом дохода должна снижаться. Согласно кейнсианской модели, потребление является функцией от дохода, в отличие от других плановых расходов, не зависящих от уровня дохода, и поэтому рассматривающихся как автономные. Увеличение автономных расходов оказывает влияние на рост совокупного спроса и, следовательно, на национальный доход. Вследствие этого домашние хозяйства часть прироста своего дохода направят на потребление, что в свою очередь инициирует рост совокупного спроса. Его рост активизирует увеличение национального дохода, в результате чего часть прироста вновь будет направлена на потребление, и цикл повторится [2].

В структуре народного хозяйства Российской Федерации сфера услуг выделена в третичный сектор, наряду с первичным сектором, который включает отрасли, связанные с эксплуатацией природных ресурсов (добывающая отрасль, сельское, лесное, рыбное хозяйство); вторичным сектором — обрабатывающей промышленностью. Такая дифференциация связана с необходимостью обособления в экономике отдельных организационноэкономических форм хозяйствования, обеспечивающих условия сбалансированности и эффективности развития отраслей экономики и обеспечения высокого уровня жизни населения страны.

Третичный сектор, в отличие от первых двух (суммарная доля которых в ВВП ведущих постиндустриальных стран стабилизировалась на уровне 30-32%, а в занятости не превышает 25-30%), демонстрирует быстрое развитие, выражающееся как в привлечении новых работников, так и в повышении его доли в общественном продукте. Подобное положение характерно и для других развитых стран: в ЕС на долю названного сектора приходится около 63% ВВП и 62% занятых; для Японии соответствующие цифры составляют 59% и 56%. Происходящие изменения серьезно модифицируют не подвергавшийся ранее сомнению принцип выделения «первичных» отраслей хозяйства. В условиях высокотехнологичной экономики во всех сферах растут виды и объемы деятельности, которая не может быть отнесена строго к тому или иному сектору производства. Так, в середине 1970-х гг. исследователи отмечали: хотя почти 50% активного населения США находит применение своим способностям в третичном секторе, лишь немногим более 23% непосредственно вовлечено в предоставление услуг их конечным потребителям. Согласно некоторым расчетам, на промышленных предприятиях лишь 60% из них заняты производственными операциями, причем этот показатель падает до 55% на предприятиях с числом занятых более тысячи; остальные работники представляют управленческий персонал, осуществляют информационное обеспечение работы предприятия или заняты в научно-технических разработках [4].

© Еделев Д. А., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

72

Д.А. ЕДЕЛЕВ

Сфера услуг по мере увеличения значения информации и расширения интернационализации деловой жизни становится все менее однородной, радикально изменив структуру общественного производства. За последние годы занятость значительно возросла практически во всех отраслях сферы услуг, но особенно быстрые темпы отмечаются в здравоохранении, образовании, юридических и услугах, оказываемых предпринимательскому сектору.

Д. Белл сформулировал новую концепцию, выделив наряду с третичным, четвертичный («quarternary») и пятеричный («quinary») [1]. Третичный сектор, согласно данной концепции, включает транспортные и коммунальные услуги, а торговля, финансы, страхование, операции с недвижимостью, относятся к четвертичному; пятеричный включает здравоохранение, образование, отдых, исследовательскую деятельность и правительственные учреждения. Достоинства данной классификации связаны со следующим: во-первых, подразделяя сферу услуг на элементы, она в той или иной мере создает предпосылки для переструктурирования существующей системы членения общественного производства в целом; во-вторых, «пятичленка» отражает различные ступени жизнедеятельности общества: от непосредственного взаимодействия с природой (через обработку ее даров и их доведение до потребителя) до доминирования информационных потоков в экономике знаний; в-третьих, концепция обретает заметную долю историзма, ибо отрасли выстраиваются в той последовательности, в какой они реально занимали центральное место в существовавших хозяйственных системах [4].

В новых экономических условиях отрасли, производящие услуги, непосредственно принимают участие в создании валового внутреннего продукта (ВВП), в результате чего более половины валового внутреннего продукта России производится в сфере услуг. За последние гг. в Российской Федерации значительно возрос показатель валового внутреннего продукта. Так, за период 2001-2008 гг. в расчете на душу населения он увеличился в 4,27 раза и составил в 2008 г. по предварительным данным 38 219 рублей (табл. 1) [5].

Таблица 1

Валовой внутренний продукт на душу населения в РФ и общий объем платных услуг

Показатели Годы

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 (оценка) 2008 к 2001 в %

Валовой внутренний продукт на душу населения, руб. 8 944 10 831 13 243 16 966 21 598 26 880 32 987 38 219 427,3

Платные услуги населения, млн руб. 811 713 1 088 016 1 430 669 1 789 779 2 282 253 2 798 901 3 435 156 3 965 456 488,5

Авторское обобщение по данным Росстата.

Оценивая динамику индикаторов уровня жизни населения России начала XXI века (рис. 1), отметим рост большинства проанализированных показателей, а именно: фактического конечного потребления сектора домашних хозяйств (113,5% в 2008 г. по отношению к предыдущему году), величин реально начисленной заработной платы (118,0%), реальных располагаемых доходов населения — 113,4%, реальных размеров назначенных пенсий — 105,6%, величина прожиточного минимума в среднем на душу населения — 113,0%),

Отмеченные тенденции нашли свое естественное отражение в снижении численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (89,7%).

Рассмотрим динамические процессы фактического конечного потребления домашних хозяйств. Денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг выросли с 2996 млрд рублей в 2000 г. до 17 998 млрд рублей в 2008 г. (или в 6,01 раза). Потребление товаров и услуг в натуральной форме за этот период также возросло (в 2,4 раза) и составило в 2008 г. 719 млрд руб. Потребление социальных трансфертов увеличилось в 6,08 раза и достигло к 2008 г. 3 148 млрд рублей. В целом же фактическое конечное потребление домашних хозяйств в 2008 г. оценено в 21 865 млрд руб., при этом рост по сравнению с аналогичным показателем 2000 г. (3813 млрд рублей) составил 573,43%. Структура конечного потребления представлена на рис. 2.

За период 2000-2008 гг. при постоянном значительном росте денежных доходов населения Российской Федерации структура их использования оставалась относительно стабильной. Наибольший удельный вес в структуре расходов населения составляет покупка товаров и оплата услуг. Так, на покупку товаров и оплату услуг за эти гг. было израсходовано 69,5-75,5% от общей суммы денежных доходов населения (первоначально отмечено снижение доли с последующей стабилизацией). Доля обязательных платежей характеризуется незначительным, но неуклонным ростом в динамике и составляет в 2008 г. 11,8%. На приобретение недвижимости израсходовано 3,9% (в 2000 г. — 1,2%). За последние четыре г. отмечается снижение доли прироста финансовых активов у населения (с 18,7 в 2004 г. до 14,7% в 2008. Для сравнения, в 2000 г. аналогичный показатель составлял 15,5%). В целом, за анализируемый период отмечен рост объема потребляемых услуг, в связи с чем необходимо более подробно остановиться на анализе динамики объемов платных услуг населению.

За анализируемый период (2000-2008 гг.) объем оказанных платных услуг увеличился с 602 755 до 3 965 456 млн рублей. Таким образом, рост составил 657,89% (табл. 2). Начиная с 2003 г., индикатор роста данного показателя сохраняет определенную стабильность и варьирует в пределах 106,6-108,4%. Более высокие предварительные показатели за 2008 г. пока не дают повода говорить об устойчивой тенденции к значительному росту.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ,

73

Рис. 1. Индикаторы уровня жизни населения РФ (в процентах к предыдущему году)

Рис. 2. Структура фактического конечного потребления домашних хозяйств в РФ Объем платных услуг населению в Российской Федерации

Таблица 2

Годы Объем услуг, млн руб. % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2000 602755 104,7

2001 811713 101,6

2002 1088016 103,7

2003 1430669 106,6

2004 1789779 108,4

2005 2282253 106,8

2006 2798901 107,6

2007 3435156 107,9

2008 (оценка) 3965456 115,4

ТЕНА ЕСОІ\ЮМ!СІІ8 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

74

Д.А. ЕДЕЛЕВ

Структура платных услуг населению в 2004-2008 гг. представлена в табл. 3. При этом отмечается стабильность доли для большинства видов платных услуг при некотором незначительном варьировании по годам для большинства показателей.

Структура платных услуг за период 2004-2008 гг. отличается относительной стабильностью (табл.3). Больше всего отечественные потребители тратят на жилищно-коммунальные услуги (в 2008 г. по предварительным данным 23,0%), транспорт — 20,8%, бытовые услуги — 9,7% и образование — 7,1%.

Проведенный анализ ряда социально-экономических показателей сферы услуг РФ позволяет сделать вывод, что основным макроэкономическим показателем является валовой региональный продукт, отражающий результаты эффективности деятельности предприятий и обусловленный преимущественно сферой услуг. Результативность предприятий сферы услуг определяется уровнем потребительской удовлетворенности, обеспечивающим их перспективное развитие. От исследования и решения проблем развития сферы услуг зависит здоровье и уровень жизни населения, рост экономических систем. Во-первых, основной объем валовой добавленной стоимости производится в сфере услуг. Во-вторых, сфера услуг, обладая мультипликативным эффектом, обуславливает развитие других отраслей экономики. В-третьих, сфера услуг выполняет центральную социальную функцию — обеспечение занятости населения, получение возможности жителям страны увеличить свое благосостояние, снижение социальной напряженности в стране и др. В-четвертых, сфера услуг с позиции маркетингового подхода, производя и оказывая определенную услугу (товар, благо), способствует удовлетворению потребностей населения страны, стимулируя увеличение его покупательной способности и обеспечивая воспроизводство национальной экономики в целом.

Таблица 3

Структура платных услуг населению в РФ в 2004-2008 г., %

Услуги 2004 2005 2006 2007 2008*

Все оказанные услуги В том числе: 100 100 100 100 100

бытовые 10,5 10,0 9,9 9,6 9,7

транспортные 22,2 21,4 21,2 21,0 20,8

связи 17,6 18,4 18,6 19,8 19,7

жилищные 4,8 5,3 5,6 5,3 5,4

коммунальные 17,4 18,7 18,0 17,5 17,6

гостиниц и аналогичных средств размещения 2,9 2,6 2,7 2,7 2,5

культуры 2,5 2,3 2,2 1,7 1,7

туристские 1,3 1,5 1,6 1,6 1,5

физической культуры и спорта 0,5 0,7 0,6 0,6 0,7

медицинские 4,9 4,8 4,9 5,0 5,1

санаторно-оздоровительные 1,7 1,6 1,5 1,4 1,4

ветеринарные 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

правового характера 2,7 2,3 2,5 2,6 2,7

системы образования 6,8 6,7 6,9 7,0 7,1

другие услуги 4,0 3,5 3,6 3,9 3,9

* Оценочные данные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Академия, 1999.

2. КейнсДж. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002.

3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992.

4. НашхуновА.Л. Современные тенденции развития сферы услуг и формирование ее экономической среды: Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Кисловодский институт экономики и права. Кисловодск, 2002.

5. http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.