Научная статья на тему 'Тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике'

Тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3856
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заборовская Ольга Витальевна, Дегтерева Виктория Анатольевна, Баранова Ирина Владимировна

В статье рассмотрены основные тенденции развития сферы услуг в современной экономике. Показаны особенности развития сферы услуг применительно к формирующемуся постиндустриальному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике»

территорий. Одним из направлений данной работы является создание реестра инвестиционных проектов, который также станет информационной базой перспективных туристских проектов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, полученные в результате анализа пространственного распределения ту-ристско-рекреационных ресурсов России типологии регионов по уровню развития емкостного потенциала рекреаций и инвестиционной привлекательности могут быть использованы при разработке инвестиционных проектов, а также при обосновании управленческих решений в области

государственного регулирования туристско-рек-реационной сферы.

Представленный инструментарий анализа пространственного распределения туристско-рекреационных ресурсов России, результатом которого являются оценки региональной дифференциации емкостного потенциала рекреаций и инвестиционной привлекательности регионов, рассматривается нами как одно из направлений развития научных исследований в сфере туризма, способствующее, в конечной цели, определению приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации в рамках государственного регулирования туристской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 3 июня 2006 г №76-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Российская газета. 2006. 8 июня.

2. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦэМИ РАН. 2000. 118 с.

3. Айвазян С.А., Бухштабер В.М., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Классификация и снижение размерности. Москва: Финансы и статистика. М.: Финансы и статистика. 1989. 607 с.

4. Айвазян С.А., Герасимова И.А. Социальная структура и социальное расслоение населения Российской Федерации (по материалам выборочного обследования населения трех регионов РФ): Препринт #ШР98/061. М.: ЦЭМИ РАН. 1998. 86 с.

5. Типология потребления / Отв. ред. д-р ф.-м.н. С.А. Айвазян, д.э.н. Н.М. Римашевская. М.: Наука, 1978. 168 с.

6. Верзилин Д.Н., Гайворонский В.С., Гер-дюш А.Э., Максимова Т.Г. Многофакторная социально-экономическая типология регионов Российс-

кой Федерации // Личность, образование и общество в России в начале XXI века: Межвузовский сб.научн. трудов. СПб.: ЛОИРО, РГПУ им. А.И. Герцена. 2001. С. 125-128.

7. Верзилин Д.Н Методы анализа условий и качества функционирования социальных и медицинских систем в субъектах Российской Федерации. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004. 175 с.

8. Гайворонский В.С., Верзилин Д.Н., Максимов Г.К., Карпова Г.А., Максимова Т.Г. Методология стратегического анализа качества региональных социальных и медицинских систем. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2002. 111 с.

9. Уйба В.В. Методология управления качеством медицинской помощи в сети лечебно-профилактических учреждений. М., СПб.: ФМБА "Изд-во ВМА". 2005. 175 с.

10. Черешнев В.В. Модели конкуренции и конъюнктуры товарного рынка. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2005. 127 с.

11. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики: В 2-х томах, 2-е изд., испр. Т.1. М.: ЮНИТИ. 2001. 656 с.

Заборовская О.В., Дегтярева В.А., Баранова И.В.

тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике

Краткий экскурс в дефиниции сервисной экономики предпримем по материалам Ю. Латова (18). Сфера услуг (service) - сфера экономики, где производятся блага, полезный эффект которых проявляется в самом процессе их создания.

Надо отметить, что широко употребляемый и интуитивно понятных термин "сфера услуг" до сих пор не является однозначно определенным. Так, сферу услуг можно рассматривать "не как особую отрасль народного хозяйства, характеризующуюся определенным содержанием кон-

кретного труда, а в качестве особой, наиболее перспективной сферы экономики со специфическими субъектными отношениями и связями в обмене" (6, с. 18). Существует несколько дефиниций сферы услуг, которые можно условно разделить на две категории. Первая трактует это понятие как "широкий круг видов хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а также потребностей общества в целом", независимо от того, предоставляются услуги частным лицам или организациям (4). В нашей стране долгое время это сфера ассоциировалась прежде всего с услугами бытового характера, и в основе второй категории определений лежит предпосылка предоставления услуг именно населению: «сфера услуг - совокупность отраслей, подотраслей и видов деятельности, функциональное назначение которых в системе общественного производства выражается в производстве и реализации услуг и духовных благ для населения» (10, с. 5.).

Производство экономических (ограниченных) благ делится на две сферы - сферу материального производства и сферу услуг. В первой сфере потребление созданного блага отделено от его производства, во второй - совмещено.

Вплоть до 20 в. сфера услуг вообще исключалась из сферы производства. Так, знаменитый английский экономист Адам Смит прямо указывал, что богатство общества зависит лишь от производительного труда - работы по созданию материальных благ. К непроизводительным занятиям, когда ничего не производится, а лишь потребляется ранее созданное общественное богатство, он относил услуги таких профессий, как «священники, юристы, врачи, писатели,... актеры, паяцы, музыканты, оперные певцы, танцовщики и пр.» (11, с. 279). Эта точка зрения о непроизводительности сферы услуг была воспринята марксистской политэкономией, а затем и советской статистикой.

В развитых странах уже в 19 в. начали понимать, что сфера услуг хотя и не производит непосредственно материальных благ, однако создает основополагающие условия для этого производства. Поэтому в современной статистике (включая российскую) сфера услуг (третичный сектор) рассматривается как полноценная часть производства, равнозначная сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор).

В зависимости от области проявления услуги, сферу сервиса чаще всего условно подразделяют

на два подсектора:

- производство материальных услуг (транспорт, торговля, жилищно-бытовое обслуживание и прочее.);

- производство нематериальных услуг (управление, деятельность армии и органов безопасности, образование, здравоохранение, наука, искусство, шоу-бизнес, социальное обслуживание, маркетинг, аудит, кредитование, страхование и т. п.).

Производство материальных услуг неотрывно связано с материальными объектами: транспорт изменяет положение предметов в пространстве, торговля - их принадлежность кому-либо и т. д. В отличие от него производство нематериальных услуг (знаний, безопасности, здоровья, положительных эмоций) гораздо сильнее оторвано от материальных объектов. Здесь объектом воздействия становятся не другие вещи, а непосредственно человек.

Противопоставление материального/нематериального относительно. Многие конкретные виды сервиса соединяют сразу оба подсектора: например, туризм включает и транспортные услуги, и образование (экскурсионное обслуживание). Поэтому до сих пор среди специалистов нет единства по поводу того, каков же отраслевой состав сферы услуг. Например, транспорт одни причисляют к сфере услуг, а другие считают нужным рассматривать как особую сферу экономики, равнозначную сельскому хозяйству, промышленности и собственно сфере услуг.

Наряду с традиционным делением сферы услуг на подсекторы материального/нематериального производства встречаются и другие классификации.

В частности, чтобы подчеркнуть огромное значение в эпоху НТР производства и распространения знаний, науку и образование стали выделять в особый четвертичный сектор, отдельный от третичного (прочие услуги).

В литературе можно также встретить деление сферы услуг на три сектора:

- третичный - инфраструктурный (транспорт, связь, передача электричества и тепла);

- четвертичный - распределительно-обменный (торговля, страхование, финансы);

- пятеричный - социально-управленческий (управление, наука, образование, здравоохранение, искусство).

Оригинальный подход к структуризации сферы услуг выдвинул американский эконо-

мист-институционалист Дуглас Норт. Чтобы подчеркнуть большую роль институтов в жизни общества, он предложил выделять в экономике как целом трансформационный сектор (изменение физических характеристик экономических благ) и трансакционный сектор (изменение чисто социальных характеристик - принадлежности экономических благ кому-либо). При таком подходе часть сферы услуг входит в трансформационный сектор (транспорт, образование), а часть - в трансакционный (торговля, управление, финансы).

Сфера услуг занимает все большую долю в структуре занятости населения (см. табл. 1).

Таблица 1

Структура занятости экономически активного населения по основным секторам экономики

Годы Доля занятых

В сельском В промыш- В сфере

хозяйстве ленности услуг

ВЕСЬ МИР

1900 66,3 13,7 20,0

1950 58,2 16,4 25,4

2000 33,3 18,1 48.6

РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

1900 30,9 20,0 43,1

1950 13,1 39,8 58,1

2000 3,6 26,3 70,7

РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ

1900 81,1 1,1 11,8

1950 77,0 9,1 13,9

2000 40,7 16,0 43,3

РОССИЯ

1900 58,6 27,4 13,8

1950 36,7 36,8 26,5

2000 13,1 30,0 56,9

Как отмечает З.А. Мустафаева (8), сервисная деятельность является специализированной областью обслуживания потребителей товаров и услуг, формирующей в современных условиях третичный сектор национальной экономики, нацеленный на создание системы обеспечения личных, коллективных и общественных потребностей. Основными свойствами сервисной деятельности являются следующие:

- создание условий для осуществления производственного процесса и нормальной жизнедеятельности человека без изменения вещества и природы;

- создание полезного эффекта, который не существует как отличная от потребительной

стоимости вещь и может потребляться лишь в процессе производства (например, погрузка - разгрузка, транспортирование грузов, складирование товаров и другие формы полезного эффекта услуг);

- целевая направленность на продукт и удовлетворение определенных потребностей человека;

- производитель услуги фактически не является ее потребителем, что принципиально отличает услугу от вещи, которая может быть предназначена не только на продажу, то есть для других, но и для удовлетворения потребностей ее производителя.

Поэтому «сервисная экономика» понятие более широкое и емкое, нежели просто «экономика услуг», ибо это совокупность производственных отношений, соответствующих постиндустриальной стадии развития общества, характеризующаяся смещением экономической деятельности из сферы материального производства в сферу услуг, основным экономическим ресурсом которой становятся информация и знания. Место сферы услуг в общественном производстве и ее структура представлена на рис. 1.

В современной экономике научные знания непосредственно определяют параметры экономического роста, создавая основу для инноваций и формирования квалифицированной рабочей силы. На долю наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг ныне приходится от половины до 2/3 валового внутреннего продукта развитых стран; именно эти отрасли отличаются более высокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.

Анализ, проведенный Л.М. Кликичем (5) показал, что в странах, достигших высокого уровня удовлетворения потребности населения в продукции материального производства, интенсивно растет спрос на услуги. Однако, в связи со спецификой производства в сфере услуг технический прогресс здесь развивается гораздо медленнее, чем в двух остальных секторах экономики. В результате этого производительность труда в нем увеличивается медленными темпами. Кроме того, оказание многих видов услуг требует творческого отношения и ручного труда, поэтому третичный сектор испытывает повышенную потребность в рабочей силе и использует работников, высвобожденных из других секторов экономики.

Рис.1. Структура сферы производства и сферы услуг: варианты классификаций

Следовательно, трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества в постиндустриальную, сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. Перелив рабочей силы из отраслей материального производства в сферу услуг и повышение ее доли во внутреннем валовом продукте является мировой тенденцией.

В группе развитых стран мира в послевоенном периоде изменение отраслевой структуры занятости определялось темпами развития сферы услуг. В конце семидесятых годов был преодолен пятидесятипроцентный рубеж, а в конце двадцатого столетия в мире в целом занятость в сфере услуг выросла почти до 70 % за счет насыщения отраслей торговли, транспорта и связи за счет перераспределения занятости из отрасли сельского хозяйства.

Неоднородность сектора платных услуг в экономике страны приводит к тому, что перелив рабочей силы в него из других секторов происходит разновременно. Неодинаковыми темпами развивается также сфера услуг в различных по уровню развитости странах мира.

В процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному развитие услуг претерпевает несколько стадий.

На первом этапе развитие промышленности предполагает определенную экспансию транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товаров; появляется дополнительная потребность в энергии, что способствует росту так называемых «синих воротничков».

Второй этап как следствие массового потребления благ и роста населения, характеризуется дополнительным ростом торговли, финансов, операций с недвижимостью и страхованием, традиционно относимых к сфере деятельности «белых воротничков».

На третьем этапе по мере роста национального дохода, наблюдается снижение доли денег, расходуемых на питание, с увеличением средств, используемых на приобретение товаров длительного пользования, а также на получение различных услуг. При этом наблюдается доминирующее влияние нового типа сознания, которое выделяет два основных приоритета - здоровье и образование.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначалась в некоторых странах уже в 60-70-е годы ХХ в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП (19). Уровень

развития сферы услуг в странах весьма различен. Различия в этом показателе (доли в ВВП) и темпах его роста ха последние 30 лет позволяют разделить все страны на четыре группы.

К первой группе относятся страны с наиболее высокой - свыше 70 % долей в ВВП доходов от сферы услуг. Сюда входят страны, в которых этот показатель в 70-х годах уже был достаточно высок (например, США и ДАНИЯ, где уже в 1975 г. он составлял соответственно 62,7 и 76,5 % (в 2004 г. - 64,9 и 73,1 %), так и страны, где за этот период произошел его существенный рост (например, в Бельгии - с 56,4 до 73,2 %, во Франции - с 56,7 до 75,8 %, в Нидерландах - с 59,5 до 72,0 %, Люксембурге - с 59,3 до 80,1, в Великобритании - с 56,7 до 72,7 %).

Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию (67,0 % в 2004г.), Финляндию (65,9 %), Италию (69,6 %) и Испанию (67,3 %). Примечательно, сто в 70-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55 %.

Тенденция трансформации структуры ВВП существует и в России. По данным Федеральной службы государственной статистики, доля доходов от сферы услуг выроста с 32,6 % в 1990г. до51,9 % в 2004г. В структуре рыночных услуг доминируют "торговля, общественное питание и заготовки" (около 50 %) (20). Все более важное место в экономике страны занимают и такие виды деятельности, как туристические, финансовые, телекоммуникационные и другие услуги.

С развитием сферы услуг связано не только изменение структуры ВВП, но и тенденция к превалированию занятости в производстве услуг над занятостью в промышленном производстве, прослеживающаяся во многих странах. Высокие значения доли занятых в сервисном секторе имеют США (78 % занятого населения), Люксембург (77 %), Нидерланды (77 %), Австралия (75 %), Великобритания (75 %), Канада (75 %), Норвегия (74 %), Бельгия (73 %), Дания (73 %) и другие страны (21).

Активное развитие сферы услуг обусловлено влиянием ряда факторов. К. Лавлок, всемирно признанный авторитет в области теории управления сервисными организациями, к этим факторам относит: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие информационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг

Среди актуальных для серы услуг тенденций бизнеса К. Лавлок выделяет расширение сервисной деятельности промышленными предприятиями, распространение франчайзинга, ориентацию организаций на повышение качества услуг, фокусированием внимания на запросах потребителей, ужесточение требований при найме персонала. Развитие информационных технологий, по мнению К. Лавлока, проявляется, например, в интеграции компьютерных и телекоммуникационных технологий, все более активном использовании компьютерной техники и сети Интернета, в появлении новых и усовершенствовании традиционных видов услуг. И, наконец, интернационализация и глобализация тесно связаны с активизацией процессов слияния и поглощения на международном уровне, выходом организаций сферы услуг на новые рынки, возникновением значительного числа стратегических альянсов, повышением активности транснациональных сервисных компаний и т. п.

Несмотря на то, что тенденции роста значения сферы услуг в мировой экономике явно обозначалась лишь в 70-х годах, спрогнозирована она значительно раньше. К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в ХУШ-Х1Х в.в. Ф. Кенэ, А. Смит, К Маркс, Ж.-Б. Сэй.

Экспансия услуг в экономике развитых стран на протяжении первой половины XX в. осуществлялась при одновременном относительном расширении индустриального сектора, но более медленном в сравнении с услугами. В США примерно в 50-х годах, а в других западных странах в 60-х произошел перелом этой тенденции, а структура занятости и производства стала меняться в пользу услуг за счет перемещения в эту сферу работников не только из сельского хозяйства, но и из индустриального сектора. Вступление западных стран в новую, постиндустриальную стадию и в экономику услуг можно, таким образом, датировать серединой XX в., хотя и с неизбежно высокой степенью условности.

Становление экономики услуг - универсальный процесс, свойственный всем странам. Но реализуется он в каждой из них по мере вызревания внутренних предпосылок, в прямой зависимости от уровня экономического развития. В странах экономически слабо развитых хозяйственная деятельность сводится преимущественно к производству вещной продукции. Чем выше уровень развития хозяйства, производительность труда, тем выше роль в структуре экономики трудовой

деятельности, направленной на производство нематериальных, неосязаемых видов продукции, выраженных в форме услуги. Эти закономерности на рубеже веков проявляются в полной мере. В результате длительной эволюции к концу XX в. доля услуг в мировом ВВП достигла 68 %.

Анализ секторальной структуры мирового хозяйства, как и многих других его аспектов, вскрывает глубокую диспропорцию в распределении продукции отраслей услуг среди стран мира: в конце века 80 % мирового ВВП, произведенного в этой сфере, приходилось на страны с высоким уровнем душевого дохода. И еще выше степень концентрации в этой группе стран производства высокотехнологичных наукоинтенсивных типов услуг. В группе ведущих стран доля услуг в ВВП варьирует в пределах 3/4.

Примечательна заметная дифференциация по степени развития сферы услуг в группе ведущих стран. Несомненным лидером в ее становлении и прогрессе на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30 %), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения - в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания, и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия. Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертам и как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.

Расширение позиций сферы услуг в хозяйственной структуре на протяжении XX в. не было равномерным. Первые два десятилетия отмечены во многих развитых странах довольно динамичной экспансией услуг главным образом в результате опережающего развития железно дорожного и водного транспорта, торговли, и капитального строительства бытового обслуживания. В последующие два десятилетия условия развития практически всех отраслей услуг резко ухудшились и формировались под воздействием разрушительных экономических кризисов, милитаризации экономики и послевоенной конверсии военных производств.

В послевоенный период опережающее развитие отраслей услуг возобновилось, и позиции этого сектора в хозяйственной структуре неуклонно расширяются. По ряду причин, о которых речь впереди, новое ускорение процесс "сервисизаиии" экономики получил в последней четверти века.

За прошедшие сто лет кардинально преобразилась и сама сфера услуг. В начале века круг предоставляемых услуг был ограничен, а в общей структуре преобладали торговля, транспорт, бытовые услуги и доступный массив домашней прислуги. Ныне насчитывается более 100 видов услуг (по классификации ВТО), от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного, интеллектуального труда. Развитие экономики услуг отнюдь не сводится к количественным изменениям, простому перераспределению ресурсов и продукции между крупными секторами хозяйства. Это процесс качественного пока, в нем находят отражение рост значения нематериальных форм производства, интеллектуальной деятельности, неосязаемых видов общественного продукта и кардинальное изменение на этой основе роста и роли услуг в жизнедеятельности общества.

С прогрессом производительных сил возрастает зависимость воспроизводственного процесса от степени развития и эффективности традиционных услуг - торговли, транспорта. Критически важными факторами конкурентоспобности и хозяйственных субъектов, и национальной экономики становятся телекоммуникации, финансовая сфера и комплекс науко-интенсивных деловых услуг. Особо значимы и сдвиг - резкое повышение вклада науки, образования, здравоохранения, культуры в развитие общества, их превращение в ключевые условия экономического роста, шального прогресса, повышения качества жизни.

Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства. Рост взаимодействия и взаимопроникновения вещной продукции и услуг идет нескольким направлениям. В промышленности умножаются трудовые функции, выраженные в форме услуги, неуклонно увеличивается численность инженерно-технического, административного и т. п. перешла и степень его участия в производстве вещного продукта. По мере роста

производства и товаров, и услуг многократно разветвляются и усложняются межотраслевые связи этих секторов: в услугах повышается уровень и качество материального оснащения и обеспечения, общественном производстве расходы на услуги становятся все более крупной статьей общих производственных издержек.

Динамику развития сферы услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического характера.

1. Формирование в системе общественного разделения труда самостоятельных звеньев, специализирующихся на производстве услуг потребительского назначения, вызвано требованиями закона возвышения потребностей. В составе потребительских расходов населения увеличивается доля расходов на услуги и особенно быстро - на услуги высокого класса. Всего за полвека - с 1950 по 2000 г. доля затрат на все услуги выросла до 58 %, в том числе на здравоохранение - с 4,0 до 14,8, образование - с 0,9 до 2,4, рекреационные - с 1,7 до 3,9, финансовые услуги и нации - с 3,5 до 7,7 %.

Еще более динамично росли потребности в услугах со стороны производства, и расходы такого рола стали во всех отраслях крупной статьей общих издержек бизнеса. Традиционные виды затрат - на сырье и материалы, транспорт и связь -всюду существенно дополняются расходами на маркетинг, рекламу, менеджмент, информационные и компьютерные услуги, консалтинг разного профиля, страхование, по связям с общественностью, рекрутинг рабочей силы и т. д. Особенно велики расходы на услуги в высокотехнологичных произведенных отраслях и в самих отраслях этой сферы. В обрабатывающей промышленности США в 1997 г. на долю услуг приходилось 30 % производственных затрат, в строительстве - 41, торговле - 82, финансовой сфере - 85 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Воздействие научно-технического прогресса. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

3. Глубочайшее и многоплановое воздействие на сферу услуг оказали крупномасштабная структурно-технологическая перестройка материального производства в развитых странах в 70-80-х годах. Экономический кризис, с наибольшей силой поразивший традиционные отрасли промышленности, по существу знаменовал собой смену парадигмы хозяйственного развития, переход от его

индустриальной модели к постиндустриальной, сердцевиной которой являются высокотехнологичные отрасли промышленности и сфера услуг. На этой волне особенно энергично стали выдвигаться на передовые позиции в хозяйственной структуре наукоемкие виды услуг.

4. Стимулирующее влияние на услуги базовых экономических факторов весомо дополнялось в тот или иной период рядом других - социальных и структурных. Дополнительные потребности в услугах, прежде всего бытовых и социальных, порождал непрерывный процесс урбанизации.

5. Сильно подтолкнуло экономику услуг и массовое вовлечение женщин в производство после второй мировой войны. С этим обстоятельством прямо связано развертывание системы общественного питания, услуг прачечных и химчисток, учреждений дошкольного воспитания детей и других услуг.

6. Массовая автомобилизация: ускоренно развивался автомобильный транспорт, территории западных стран покрылись сетью станций автосервиса, бензоколонок, паркингов, мотелей и других предприятий, обслуживающих широкий круг потребностей автомобилистов.

7. Растущие социальные обязательства, а также зависимость экономического и социального прогресса от научного знания, накопления человеческого капитала, уровня развития инфраструктурных отраслей приводили к постоянному увеличению расходов государства на широкий круг услуг, прежде всего науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание и вспомоществование.

8. Для последней четверти прошлого века характерно явное ускорение развития услуг, и это результат целого ряда новых тенденций и явлений в зарубежной экономике. Среди них - реализация во многих странах программ дерегулирования и приватизации, существенно затронувших транспорт, телекоммуникации, финансовый сектор, торговлю.

9. На протяжении всего периода активной "сервисизации", за исключением периода 30-40-х годов, сравнительно благоприятными были условия ресурсного обеспечения рассматриваемой сферы. В расчете на ее высокую норму прибыли, более короткие сроки окупаемости инвестиций, привлекательные средне и долгосрочные рыночные перспективы в ее отраслях довольно интенсивно шел процесс накопления капитала, развития материальной базы. Не было серьезной проблемой обеспечение услуг главным во многих их видах

ресурсом - рабочей силой. В трудоемких отраслях услуг находили применение работники, впервые вступавшие на рынок труда, а также вытесняемые из промышленности. Проблемы с занятостью, если они возникали, решались, в частности, с помощью таких режимов использования труда, как работа неполное рабочее время, гибкий график, вторичная занятость, находилась во многих услугах чрезвычайно благоприятную почву.

Современная сервисная сфера включает значительное число отраслей, подотраслей и видов деятельности, объединенных в группы с помощью различных классификаций. Так, например, в рамках Всемирной торговой организации выделяется свыше 150 видов услуг, классифицированных в двенадцать секторов: деловые, услуги связи, строительные и связанные с ними инженерные, дистрибьюторские, образовательные, связанные с защитой окружающей среды, финансовые, здравоохранения и социального обеспечения, туризм и путешествия, организация досуга, культурных и спортивных мероприятий, транспортные и прочие, не вошедшие в перечисленные (22).

Помимо классификации ВТО в мировой практике используются классификация ОЭСР, Международная стандартная отраслевая классификация всех видов экономической деятельности и другие, содержащие перечни отраслей и видов сервисной деятельности. В России сервисная деятельность классифицируется на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора услуг населению. Они различаются между собой, причем не только принципом объединения различных видов услуг в категории, но и отнесением отдельных видов экономической деятельности к сфере услуг или промышленному производству. Это нередко порождает противоречия и неточности в статистике, осложняет обмен информацией и анализ хозяйственной деятельности, в том числе и на международном уровне.

По данным ВТО, в 2005 г. мировой экспорт коммерческих услуг составил 2414,7 млрд. долл. Против 362 млрд. в 1980г. (22). Лидером в торговле услугами являются США, доля которых в мировом экспорте и импорте коммерческих услуг достигла в 2005 г. 14,6 и 12,2 % соответственно. В 2005г. в пятерочку стран с наибольшими объемами экспорта и импорта услуг, кроме США, входили Великобритания, Германия, Франция и Япония.

Соотношение экспорта и импорта услуг по странам мира существенно различаются. Так, превышение экспорта услуг над их импортом,

по данным 2005г., характерно для США (353,3 и 288,7 млрд. долл. Соответственно), Великобритании (183,4 и 150,1 млрд.), Франции (113,7 и 102,9 млрд.), Испании (91,2 и 65,3 млрд.), Швейцарии (45,2 и 25,3 млрд.), Греции (34,1 и 14,3 млрд.), Турции (27,5 и 12,0 млрд.), Хорватии (10,2 и 3,5 млрд.), Марокко (7,9 и 3,1 млрд. долл.) и других государств. К странам, в которых напротив, наблюдается превышение импорта услуг, относятся, в частности Германия (198,6 и 142,9 млрд. долл. соответственно), Япония (135,9 и 106,6 млрд.), Ирландия (67,5 и 54,7 млрд.), Канада (62,3 и 50,6 млрд.), Азербайджан (2,5 и 0,6 млрд.) и др.

По расчетам ВТО, доля России в мировом экспорте услуг в 2005г. составила 1,0 % (24,3 млрд. долл.), в мировом импорте - 1,6 % (37,6 млрд.) (См.: Ibidem.). При этом потенциал российского рынка услуг, по оценкам специалистов, достаточно высок, особенно в сфере транспорта, туризма, рекламы, строительных, телекоммуникационных и некоторых других видов услуг. (2, с. 23-28).

Сфера услуг преимущественно представлена малыми предприятиями (12, с. 85-86). В 1980-е годы бурную научную и даже политическую дискуссию вызвала эмпирическая работа американского экономиста Д. Берча, утверждавшего, что новые рабочие места в США создаются почти исключительно малыми фирмами (за 8 лет, с 1968 по 1976 г., их вклад составил 82 %) (13). В дальнейшем его выводы как подвергались, так и подвергались сомнению другими исследователями. (В поддержку высказывался, например: Kirchhoff B.A. (16). Критика представлена в (15)). Причем обсуждение в основном касалось роли малого предпринимательства в целом. В частности, именно после этих публикаций поддержка малого бизнеса в США окончательно приобрела статус одного из главных государственных приоритетов.

Между тем наиболее поразителен тот факт, что, по Берчу, большинство малых предприятий на самом деле были достаточно инертными. Решающий же вклад в развитие страны внесло ничтожное меньшинство (всего около 3 %) "быстрых" малых компаний. Д. Берч счел их особым типом предприятий и назвал "газелями", подчеркнув этим их динамизм по сравнению с "Машами" и "слонами" - преобладающими в экономике малыми и крупными статичными фирмами. (13, 14). Авторы более поздних работ перестали считать динамичное развитие прямым атрибутом малых фирм.

В 2003-2006 гг. в Финансовой академии при Правительстве РФ было проведено эмпирическое исследование конкуренции в России. На первом

этапе были изучены несколько отраслей, «модельных» с точки зрения интенсивности конкурентных процессов (фармацевтика, кондитерская промышленность, банковский сектор), и фирм, «знаковых» для отдельных направлений бизнеса ("Вимм-Билль-Данн", "Балтика", "Интегра", "А4\шоп"). В итоге были выделены «типовые черты успеха» на современном отечественном рынке. На втором этапе была проанализирована деятельность более 50 наиболее успешных фирм из других отраслей экономики.

Исследование Е.С. Милинчук (7) показало, что экономическое развитие России характеризуется возрастающим значением сферы услуг, что отражает общемировую тенденцию. По данным Госкомстата РФ удельный вес всех услуг в формировании структуры ВВП увеличился с 1990 г. на 20 % и достигает 59,0 %. Доля занятых в отраслях нематериального производства составляет 57,3 %. В России происходит расширение инвестиционного спроса. Так, инвестиции в основной капитал в отрасли сферы услуг составили в 2001 г. 640,089 млрд. руб., а удельный вес инвестиций в образование, здравоохранение, культуру и науку оценивается примерно в 5,8 % (9).

Однако исследование показало, что российский рынок нематериальных услуг имеет специфические черты: однообразие и низкое качество, предоставляемых услуг, углубление диспропорций в развитии отдельных отраслей услуг, резкое сокращение доли культуры и сферы отдыха, ориентация производства нематериальных услуг на потребителей с высоким уровнем дохода, направление инвестиционных средств не на дифференциацию услуг, а на обновление основных фондов предприятий. Несмотря на положительную динамику инвестиционной деятельности, ее индекс в России составляет лишь 3,5, тогда как во Франции 34,70, в США -65,80, в Японии - 69,80 (1, с. 62). Кроме того, доля российских предприятий сферы услуг, использующих инновационные технологии, по сравнению с европейскими странами очень мала и едва достигает 7 %. Неразвитость рынка нематериальных услуг объясняется не только отставанием в области научно-технического прогресса и старыми технологическими укладами, но и неразвитостью человеческого потенциала и недооценкой нематериальных целей бизнеса.

Кроме того, специфика развития российского рынка нематериальных развитых услуг состоит в том, что большинство таких услуг недоступны населению. Объем платных услуг населению в

апреле 2005 г. составил 174,3 млрд. долл., но наибольший удельный вес в общем объеме платных услуг занимают услуги обязательного характера: жилищно-коммунальные, транспортные услуги и услуги связи, тогда как расходы на различные виды нематериальных услуг (туристско-экскур-сионные, медицинские, образование, культуру и пр.) незначительны и составляют порядка 2,5-3 %. Население в основном ориентировано на потребление материальных благ как фактора растущего благосостояния.

Важно отметить, что и на мировом рынке нематериальных услуг Россия занимает весьма

слабые позиции, обусловленные достаточно ограниченной структурой предлагаемых услуг и отсутствием в структуре экспорта развитых нематериальных профессиональных услуг, которые являются свидетельством цивилизованности рынка. Россия является нетто-импортером услуг, и их дефицит составляет 4,3 млрд. долл. Объем российского экспорта услуг в 7 раз ниже уровня экспорта услуг в Германии и Франции и в 5 раз ниже Италии и Японии. Преобладающими статьями экспорта услуг остаются транспортные услуги - более 33 % и поездки за рубеж (включая туризм) - 41 % (3, с. 57-68).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов К. Стратегия развития экономических систем в постиндустриальной экономике // МЭ и МО. 2006. № 2. С. 62.

2. Балаева А., Предводителева М. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития // Мировая экономика и международные отношения. 2007. № 3.

3. Внешняя торговля России на рубеже веков. М., 2001. С. 57-68.

4. Демидова Л. Сфера услуг в постиндустриальной экономике// МЭ и МО. 1999. № 2.

5. Кликич Л.М. Особенности и закономерности развития сферы услуг // e-rej.ru/Artides/2005/Klikitch1. Мт.

6. Кликич Л. М. Эволюции сферы услуг: неравновесный подход. М., 2004.

7. Милинчук Е. С. Институционально-экономическая структура и тенденции развития рынка нематериальных услуг в экономике России // автореф. канд. дисс.: 08.00.01. Саратов, 2006. 18 с.

8. Мустафаева З. А.Закономерности трансформаций и факторы развития сферы услуг в региональной экономике (на материалах федеральных округов РФ и регионов ЮФО). Автореф. докт. дисс: 08.00.05. Кисловодск. 2007. 43 с.

9. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2004.

10. Рутгайзер В. М., Корягина Т.И., Арбу -зова Т.И. и др. Сфера услуг. Новая концепция

развития. М., 1990.

11. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935. 413 с.

12. Юданов А. «Быстрые» фирмы и эволюция российской экономики: экономика отраслевых рынков / Вопросы экономики. 2007. № 2, с. 85-86.

13. Birch D. L. The Job Generation Process: A Report prepared by the Massachusetts Institute of Technology Program on Neighborhood and Regional Change for the Economic Development Administration / US Department of Commerce. Washington - Cambridge, Mass: MIT Press, 1979.

14. Bitch D., Medoff J. «Gazells» / Solomon L. C., Levenson A. R. (eds.) Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation. Boulder, CO: Westview, 1994.

15. Davis S. J. at al. Small Business and Job Creation: Dissecting Myth and Reassessing the Facts // Business Economics. 1994. Vol. 29, № 3.

16. Kirchhoff B. A. Entrepreneurship and Dynamic Capitalism. Westport, Conn: Praeger, 1994.

17. Lovelock C. Services Marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2001.

18. www.krugosvet.ru/articles/119/1011933/ 1011933a1.htm

19. www.worldbank.org

20. www.gks.ru

21. www.oecd.org

22. www.wto.org

Королева С.Д.

региональный рынок банковских карт: проблемы и перспективы развития

В настоящее время на смену бумажным деньгам приходят новые - электронные деньги. Электронные деньги являются виртуальными. Они не имеют вещественного выражения и представля-

ют собой всего лишь информацию, записанную в специализированных банках данных (в денежных банках). Виртуальная реальность, в эпоху которой вступает человечество, находит свое наиболее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.