Научная статья на тему 'Сфера услуг в постиндустриальном обществе и тенденции ее развития'

Сфера услуг в постиндустриальном обществе и тенденции ее развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7394
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СФЕРА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ В СФЕРЕ УСЛУГ / РЫНКИ УСЛУГ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / УСЛУГИ КОММУНИКАЦИЙ / УСЛУГИ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселев Виктор Васильевич

В статье показана роль сферы услуг в постиндустриальном обществе. Анализируются тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг в постиндустриальном обществе и тенденции ее развития»

Сфера услуг в постиндустриальном обществе и тенденции ее развития OF SERVICES IN POSTINDUSTRIAL SOCIETY AND ITS DEVELOPMENT TRENDS

Киселев Виктор Васильевич, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры экономики и менеджмента НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права» Victor V. Kiselev, Doctor of Biological Sciences, Professor, Department of Economics and Management LEU VPO "Kislovodsk Institute of Economics and Law"

Аннотация: В статье показана роль сферы услуг в постиндустриальном обществе. Анализируются тенденции развития сферы услуг в мировом хозяйстве.

Ключевые слова: непроизводственная сфера, международная торговля, инвестиции в сфере услуг, рынки услуг, международная торговля услугами, услуги коммуникаций, услуги кредитно-финансовых учреждений, международный туризм.

Abstract: This paper shows the role of services in postindustrial society. Analyzes trends in the service sector in the global economy.

Key words: non-productive sphere, international trade, investment services, market services, international trade in services, communications services, the services of financial institutions, international tourism.

К вопросу об услугах с позиций экономической науки начали обращаться в своих работах уже в XVII-XIX вв. Ф. Кенэ, А. Смит, К. Маркс, Ж.-Б. Сэй, А. Маршалл, Ф. Бастиа. Начиная с 30-40-х годов прошлого столетия ученые предлагали варианты обоснования сдвига экономического развития в сторону сервисного сектора. Наиболее известные концепции были разработаны А. Дж. Б. Фишером, К. Кларком, У. Ростоу, Д. Беллом.

В соответствии с теорией секторов, или теорией структурных изменений, авторами которой являются А. Дж. Б. Фишер и К. Кларк, выделяются три сектора общественного производства: первичный,

вторичный и третичный. К первичному относятся отрасли, деятельность которых связана с получением первичных ресурсов, - сельское хозяйство и добывающие отрасли. К вторичному - отрасли обрабатывающей

промышленности и строительства. Третичный сектор охватывает сферу услуг.

Развивая трехсекторальную модель экономики, У. Ростоу выделяет пять этапов экономического роста, определяемых уровнем развития техники,

отраслевой структурой хозяйства, долей накопления в национальном доходе, структурой потребления. Первый этап, названный «традиционным обществом», отличается высоким удельным весом сельского хозяйства в производстве совокупного продукта, примитивным сельскохозяйственным трудом, низким уровнем развития техники. На втором этапе - «периоде предпосылок для взлета (подъема)» начинается активное проникновение в производство достижений наук и техники, рост производительности в сельском хозяйстве, развитие торговли. Для третьего этапа, обозначенного как «взлет», характерна промышленная революция. На следующем этапе -«движение к зрелости» - наблюдается бурное развитие науки и промышленности, возникновение новых отраслей производства, увеличение доли квалифицированного труда. И, наконец, на пятом этапе, называемом «эрой высокого массового потребления», экономика практически полностью подчинена задачам личного потребления, и на первый план выходит сервисная сфера, а не промышленность [5, с.38].

Основные методологические принципы теории постиндустриального общества содержатся в трудах А. Дж. Б. Фишера, К. Кларка, У. Ростоу. Дальнейшее развитие они получили в работах Д. Белла. В основе его взглядов лежат три стадии экономического развития общества -доиндустриальная, индустриальная и постиндустриальная. В доиндустриальном обществе используется рабочая сила в основном в добывающих отраслях и сельском хозяйстве. Индустриальное общество характеризуется массовым производством товаров и преобладанием класса промышленных рабочих. В постиндустриальном обществе доминирующая роль принадлежит высококвалифицированным специалистам. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу, по мнению Д. Белла, проходит несколько этапов. На первом этапе развитие промышленности способствует экспансии транспорта и общественных служб как услуг, связанных с движением товара. Второй этап характеризуется расширением сфер распределения (оптовой и розничной торговли), финансов, операций с

недвижимостью и страхованием в условиях массового потребления благ. На третьем этапе рост национального дохода сопровождается снижением доли расходов на питание, высвобождаемый остаток направляется сначала на приобретение товаров длительного пользования, а затем - предметов роскоши, на отдых и потребление разнообразных услуг.

Пятисекторальная модель Д. Белла исходит из трехсекторальной, дополненной двумя этапами - «четвертичным» и «пятеричным», отражающими этап перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. В соответствии с этой моделью услуги относятся к трем секторам: «третичный» включает транспорт и коммунальное хозяйство, «четвертичный» - торговлю, страхование, операции с недвижимостью, финансовые услуги, а «пятеричный» - здравоохранение, образование, исследовательскую деятельность, государственное управление, отдых [2, с.158].

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 80-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. В последние десятилетия услуги стали полноправными объектами международной торговли.

Одним из основополагающих актов, регулирующих международную торговлю услугами, является Г енеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). Это соглашение направлено на «сокращение и устранение государственных мер, являющихся препятствием для свободного предоставления услуг через государственные границы или представляющих собой дискриминацию в отношении компаний по оказанию услуг, образованных с участием иностранного капитала. Соглашение обеспечивает правовую базу для решения вопросов об устранении препятствий для торговли и инвестиций в сфере услуг, включает конкретные обязательства стран-участниц всемирной торговой организации по ограничению использования ими такого рода барьеров и обеспечивает форум для

дальнейших переговоров по открытию рынков услуг во всем мире [7]. В соответствии с ГАТС, услуга включает любую услугу в любом секторе, за исключением предоставляемых во исполнение государственных полномочий.

Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в структуре ВВП обозначилась в некоторых странах уже в 60-70-е годы ХХ в. В настоящее время, по оценкам Всемирного банка, эта доля составляет около 68% мирового ВВП [8]. Однако уровень развития сферы услуг в странах весьма различен. Различия в этом показателе (доли в ВВП) и темпах его роста за последние 30 лет позволяют разделить все страны на четыре группы.

К первой группе относятся страны с наиболее высокой - свыше 70% -долей в ВВП доходов от сферы услуг. Для них этот показатель в 70-х годах уже был достаточно высок (например, США и Дания), и страны, где за этот период произошел его существенный рост (Бельгия, Франция, Нидерланды, Люксембург, Великобритания).

Страны второй группы приближаются к первой по величине доли доходов от сервисной сферы, которая достигла 65-70%. К данной группе можно отнести Австрию, Финляндию, Италию, Испанию. Примечательно, что в 70-е годы доля доходов от сферы услуг в ВВП этих стран не превышала 55%.

В третьей группе доля доходов от сферы услуг составляет 50-65%. Среди стран этой группы - Норвегия, Коста-Рика, Колумбия, Зимбабве, Марокко, Чили.

К четвертой группе относятся страны с относительно низкой, менее 50%, долей доходов от сферы услуг в ВВП. Это Бурунди, Гана, Ботсвана, Мали и др. Однако практически во всех странах этой группы наблюдается рост рассматриваемого показателя [1, с.23].

К развитию сферы услуг К. Лавлок, всемирно признанный авторитет в области теории управления сервисными организациями, относит: политику государства, социальные изменения, тенденции развития бизнеса, развитие

информационных технологий, интернационализацию и глобализацию организаций сферы услуг [6, Р. 53].

Анализ современного состояния международной торговли товарами и услугами дает возможность выделить основные тенденции и особенности ее развития:

1. Сохраняется преимущество международной торговли услугами по сравнению с отраслями материального производства в ВВП отдельных стран и всего мирового хозяйства.

2. Под воздействием процесса глобализации и его основных субъектов — ТНК и ТНБ — происходят дальнейшие изменения в географических направлениях потоков товаров и услуг.

3. На развитие мировой торговли большое влияние оказывают региональные интеграционные объединения, соединяющие потоки товаров, услуг, капиталов, рабочей силы в единое экономическое пространство.

4. Содержанием международной торговли становится «обслуживание» нужд «глобального производства» в рамках ТНК.

5. Международная торговля товарами и услугами переплетается с международным движением капиталов.

6. Движущей силой расширения мировых потоков товаров, услуг и инвестиций все больше выступают ТНК, которых сегодня насчитывается более 65 тыс. и 850 тыс. их зарубежных филиалов [4, с.558].

По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими услугами и т.д. Его динамизм определяется содержанием деятельности, критически важным с позиции развития современной экономики, основанной на знании, и национальной конкурентоспособности.

К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений

Сравнительно высокие темпы роста отличают группу социальных услуг. Здесь лидирует обслуживание категорий населения, нуждающихся в посторонней поддержке и помощи (инвалиды, престарелые, неблагополучные семьи), но по объемам услуг эта отрасль серьезно уступает другим.

В последнее десятилетие в здравоохранении отмечается значительное возрастание роли современных биотехнологий. Более высокий приоритет отдается организации внебольничных служб, обеспечивающих доступность медицинской помощи широким слоям населения. Проблемы подготовки медицинских кадров приобрели особую значимость в связи с необходимостью повышения качества медицинского обслуживания, особенно на поликлиническом уровне.

В сфере физической культуры и спорта общей мировой тенденцией является рост интереса к высшим достижениям. Данная тенденция отражает фундаментальные сдвиги в современной культуре. Из основных мировых тенденций развития в данной области следует назвать: постоянный рост числа занимающихся массовыми видами спорта; опережающее развитие массового спорта по отношению к спорту высших достижений; эмансипация спорта; создание условий для занятий физической культурой всей семьей. Однако ни одна из перечисленных мировых тенденций развития массового спорта не стала характерной для Российской Федерации.

Высокие позиции занимает и сфера образования. К услугам этой отрасли постиндустриальное общество предъявляет все более высокие требования, диктуемые переходом к системе непрерывного образования, общим повышением места и роли образования в системе жизненных ценностей современного человека.

На сегодняшний день одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики является международный туризм. В начале XXI в. на долю международного туризма приходилось около 8% общего объема мирового экспорта и порядка 30—35% мировой

торговли услугами. По прогнозам Всемирной туристской организации, мировой рынок туризма будет и в дальнейшем набирать обороты. Всего к 2020 г. количество международных прибытий может увеличиться более чем в 2 раза и составить порядка 1,6 млрд. чел.

Позиции услуг во внешнеторговых потоках растут во всех группах стран — богатых, бедных, со средним уровнем развития. Но доминирующее положение на внешних рынках услуг, как и в их производстве, занимает небольшая группа высокоразвитых стран, причем в торговле услугами оно выражено сильнее, чем на товарных рынках.

Показатели трансграничной торговли не дают точного представления о масштабах и темпах глобализации услуг, поскольку этот процесс более интенсивно развивается в других формах. Услуги занимают значительную долю на мировых рынках капитала, поскольку производители при этом варианте экспансии могут обойти барьеры в трансграничных операциях и использовать к своей выгоде географическую близость к потребителям и другие преимущества непосредственного присутствия на рынках. Международные слияния и поглощения фирм в последние годы концентрируются в сфере услуг.

В начале нового века активизируется такой канал глобализации услуг, как межстрановое перемещение их потребителей и производителей. Отрасли сферы услуг в процессе межстрановой динамики капитала становятся все более предпочтительными. Стабильно высокими темпами растут потоки туристов и лиц, выезжающих за рубеж с деловыми целями. Все более популярной становится практика получения за рубежом образования, медицинской помощи, и мировой рынок этих услуг формируется стремительными темпами. Иностранная рабочая сила в развитых странах заполняет часть общего спроса на услуги. Привлекаются иностранные программисты, ученые, преподаватели, медики, а также неквалифицированные работники.

Одной из важных сторон долговременной эволюции сферы услуг является вовлечение ее отраслей в систему мирохозяйственных связей. Открытию мировых рынков перед услугами немало способствовали либерализация экономики и научно-технический прогресс, стимулируя их рыночную экспансию. Особое значение для услуг имела политика либерализации внешнеэкономических отношений, реализуемая как во многих странах, так и в рамках международных экономических объединений и организаций, прежде всего ВТО, ОЭСР, ЕЭС.

Не менее сильным ускорителем интеграции услуг в мировое хозяйственное пространство послужила научно-техническая революция и в первую очередь информационно-коммуникационные технологии. С позиций глобализации услуг принципиальное значение имеет такой результат новых технологий, как делокализация производства услуг, в результате чего многие услуги отрываются от национальной почвы, приобретают способность участвовать в торговых сделках на внешних рынках.

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

Несмотря на явное ускорение и умножение форм глобализации услуг, по степени интеграции в мирохозяйственное пространство эта сфера пока уступает материальному производству. И барьеры в трансграничной торговле и других каналах перемещения услуг остаются сравнительно более высокими и разнообразными. В будущем можно ожидать большего прогресса в преодолении существующих препятствий и дальнейшего обогащения системы международного обмена за счет растущих потоков нематериальной продукции, в том числе и с высоким научным содержанием. Не вызывают сомнения дальнейшее усложнение технологического уровня и отраслевой структуры сферы услуг, повышение качества и разнообразия продукта, опережающее развитие наукоинтенсивных отраслей, услуг социальной и гуманитарной направленности, дальнейшее повышение

действия услуг на эффективность и конкурентоспособность хозяйств, качество жизни населения. Усилится тенденция к интеграции компонентов производства и услуг в единых технологических процессах, хозяйственных комплексах и структурах. Границы между двумя секторами хозяйства будут все более размываться, их разделение становиться условным, а каждая общественная потребность удовлетворяться при самых различных комбинациях вещной продукции и услуг.

Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства [3, с.25]. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.

Библиографический список

1. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития// Мировая экономика и Международные Отношения. -

2007. - №5.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. - М., 1999.

3. Демидова Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике//Мировая экономика и Международные Отношения. - 1999. - №2.

4. Полякова В.В. Мировая экономика и международный бизнес. - М.,

2008.

5. Ростоу У.У. Политика и стадии роста. - М, 1973.

6. Lovelock C. Services marketing. People, Technology, Strategy. New Jersey, 2001.

7. Официальный сайт Всемирной торговой организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.wto.ru

8. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.worldbank.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.