Научная статья на тему 'Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества'

Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1013
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР ЭКОНОМИКИ / РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР / РАЗВИТИЕ СЕКТОРОВ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕСТВА / УСЛУГИ / СФЕРА УСЛУГ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ СФЕРЫ УСЛУГ / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жукова Ксения Игоревна

Процессы глобализации и развитие информационных технологий стали катализаторами к произошедшим революционным экономическим сдвигам и изменили парадигму мышления от индустриальной к постиндустриальной. В современном мире широкое распространение получила концепция постиндустриального общества, в котором относительная важность производства снижается в пользу сферы услуг, а знания и информация выступают основными факторами конкурентоспособности. Для становления постиндустриального общества необходимо сбалансированное развитие сферы услуг. В статье показана роль сферы услуг в процессе становления постиндустриального общества. Анализируется динамика сферы услуг в Республике Беларусь. Рассмотрены проблемы, препятствующие развитию сферы услуг в Республике Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Service industry development as crucial element of post-industrial society

Processes of globalization and information technology development became the catalyst for revolutionary changes and changed the paradigm of thinking from an industrial to a post-industrial one. The concept of postindustrial society is widespread in today’s world. A post-industrial society refers to a period of growth within an industrialized economy or nation in which the relative importance of manufacturing reduces to that of services, and information and knowledge become the main factors of competitiveness. The post-industrial society is based largely on the production and consumption of services. The article describes the role of service sector in the process of post-industrial society. The development of service sector in Belarus is analyzed. The problems of development of service sector in Belarus are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества»

УДК 338. 46 (476)

РАЗВИТИЕ СЕРВИСНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ЭЛЕМЕНТА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

КИ. Жукова

Переход к постиндустриальному обществу сопровождается изменениями как в структуре национальной экономики, так и в факторах, влияющих на конкурентоспособность организаций. Теория постиндустриального общества основывается на двух компонентах: с одной стороны, основной тенденцией его развития выступает расширение сферы услуг, с другой - основным ресурсом становятся знания. Ввиду взаимосвязанности этих компонентов важнейшей характеристикой постиндустриального общества является то, что знания берут на себя роль основного ресурса динамики сферы услуг, обеспечивающего высокие темпы ее развития.

Сфера услуг в последние годы характеризуется достаточно значительной динамикой как в количественном, так и в качественном аспектах. Ее отраслевой состав расширяется за счет принципиально новых видов сервиса, таких как мобильные виды коммуникаций, разработка компьютерных программ, консалтинговые и информационные услуги. Оказание вышеназванных услуг затруднительно без использования знаний в соответствующих областях. При этом в таких сферах, как образование и наука знания не просто являются ресурсом, на выходе они становятся товаром, на производство которого и нацелены эти сферы. Кроме того, если рассматривать такие, на первый взгляд незнаниеемкие сферы услуг, как розничная торговля, транспорт, то можно отметить, что сегодня субъекты оказания этих услуг все больше ориентируются на внедрение новых знаний, умений и навыков в целях совершенствования процесса оказания услуги. Обладая уникальными знаниями в своей области, можно в разы повысить их объемы. И если производство товаров проблематично расширить без вовлечения дополнительных традиционных ресурсов, то производство услуг можно увеличить, используя единственный ресурс - знания. С усложнением системы общественных отношений, увеличением роли информационных технологий и скорости жизни использование новых знаний о принципах маркетинга, менеджмента, психологии клиентов важно и для оказания принципиально новых услуг и для увеличения продаж традиционных за счет новых сопутствующих факторов оказания услуги.

Тенденции сдвига общественного производства в сторону сферы услуг закономерны концепциям периодизации экономического развития. Наиболее известные концепции были разработаны Э. Тоффлером, У. Ростоу, Д. Беллом. В них сфера услуг данными авторами выделена в третичный сектор общественного производства, являющийся атрибутивным моментом в становлении нового этапа развития общества, называемого постиндустриальным, третьей волной или «эрой высокого массового потребления» [1, 2, 3].

Вместе с тем, современный этап развертывания постиндустриального общества предполагает широкую активизацию сервисного сектора экономики, осуществляемую за счет создания, накопления и эффективного использования знаний, являющихся ключевым ресурсом данного сектора.

СОДЕРЖАНИЕ, КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ

В настоящее время одной из важнейших проблем стандартизации, управления и нормативного регулирования в сфере услуг является отсутствие единого категориального аппарата, позволяющего определить границы и специфические черты данного явления, что обусловлено, прежде всего, сложностью и многообразием категории «услуга».

В литературе можно выделить три подхода к определению услуги: в первом случае услуга выступает как деятельность, во втором как результат деятельности, в третьем как симбиоз деятельности и результата. Налоговый кодекс Республики Беларусь определяет услугу как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности [4]. Этого же

подхода придерживаются такие ученые как К. Гренроос, Р. Шелп [5, 6]. Однако деятельность сложно подвергнуть бухгалтерскому и статистическому учету. Так, в международном стандарте ИсО 9004-2 дается определение услуги как результата взаимодействия исполнителя и потребителя услуги [7]. В качестве результата услуга фиксируется и в статистике, поскольку, согласно ее методологии, учету подлежит не сама деятельность, а ее фактические итоги.

Придерживаясь третьего подхода, в котором услуги выступают как симбиоз результата и деятельности, услугу можно определить как согласованный процесс взаимодействия покупателя и поставщика услуги, полезность которого проявляется в виде нематериального результата, получаемого потребителем.

Термин «сфера услуг» на данный момент однозначно не определен. Данная сфера имеет достаточно сложную и разветвленную структуру, которая существенно расширилась в последние годы. Наряду с традиционными услугами бытового характера получили развитие виды деятельности, ранее не относившиеся к сервисному сектору, которые отделились от промышленности, непроизводственных отраслей и вошли в сферу услуг. Необходимо отметить, что, все устойчивее проявляются тенденции взаимозависимости одних услуг от других. Так, например, туристические услуги, кроме услуг размещения, экскурсионных и транспортных, могут включать и такие как питание в кафе и ресторанах, торговые, бытовые и реакционные. Услуги жилищного хозяйства тесно связаны с коммунальными и ремонтно-техническими [8, с. 67].

Ввиду сложности и неоднозначности данной сферы, наличия неучтенных сегментов услуг возникают определенные сложности с классификацией некоторых отраслей.

Это проявляется и в отсутствии единого классификатора видов экономической деятельности, что нередко порождает противоречия и неточности в статистике, осложняет обмен информацией и анализ хозяйственной деятельности, в том числе и на международном уровне. Как следствие, статистические данные, отражающие динамику развития сферы услуг в Республике Беларусь, не могут применяться для прямого сравнения с данными, полученными из международных источников.

При публикации данных по занятости Международная Организация Труда использует Международную стандартную отраслевую классификацию (1810). Согласно этой классификации, к сфере услуг относятся оптовая и розничная торговля, рестораны, гостиницы, транспорт, складское хозяйство, связь, финансовые учреждения, страхование, операции с недвижимостью, деловые услуги, а также коммунальные, социальные и персональные услуги, входящие в разделы 6 - 9 (1810, 2-я редакция) или категории О-Р (1810, 3-я редакция). Основное различие между этими двумя классификациями состоит в том, что третья редакция дает более подробную классификацию услуг.

В Республике Беларусь разрабатываются классификаторы услуг, составляемые по отраслевому признаку, ведется работа по согласованию используемых национальных классификаторов с предложениями, выдвинутыми ООН, МВФ, ВТО и другими международными организациями. Так, в соответствии с переходом Республики Беларусь на ОКЭД (Общий классификатор экономической деятельности) к услугам относятся категории G-Q, однако по некоторым позициям классификатор имеет существенные отличия от 1810. Так, например, в соответствии с международной классификацией, в отличие от Республики Беларусь, информация и связь, научно-техническая деятельность, искусство, сфера развлечения и отдыха выделены в отдельные категории. Таким образом, целесообразным представляется совершенствование классификатора с более подробной детализаций отраслей услуг по видам деятельности и их унификация с международными стандартами.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

На момент начала экономических преобразований структура занятости в Республике Беларусь характеризовалась непропорционально высокой долей работников, задействованных в сельском хозяйстве и промышленности. Сфера услуг, прежде всего торговля и бизнес-услуги, оставалась неразвитой ввиду приоритетного предоставления их государством. Несмотря на развитие частного сектора и возрастание доли сферы услуг в белорусской экономике в 1990 - 2010 гг., тем не менее она не получила соответствующего рыночной экономике развития. Это является тормозящим фактором в

деле становления постиндустриального общества в нашей стране. Хотя нельзя не заметить как определенных подвижек, так и усилий государства в этом направлении.

С 2000 г. принято более 30 государственных и отраслевых программных документов, в 2006 - 2010 гг. действовала комплексная программа развития сферы услуг [11]. Кроме того, была разработана, хотя и не была принята программа развития сферы услуг на 2011 - 2015 гг., поскольку ее основные положения вошли в программу социальноэкономического развития страны на 2011 - 2015 гг.

В целом можно отметить тенденции не только к возрастанию объемов оказанных услуг, но и появлению их новых сегментов, а также к улучшению качественных параметров сервисного сектора экономики.

Как свидетельствуют данные рис. 1, в структуре ВВП Республики Беларусь доля производства услуг за период с 2000 г. по 2002 г. возросла с 41,7 % до 46,5 %, а затем за период с 2002 г. по 2008 г. она снизилась до 40,9 %, после чего проявилась тенденция к ее возрастанию до 44 % в 2010 г. Вместе с тем, достигнутые параметры доли услуг не соответствуют не только контрольным цифрам комплексной программы развития сферы услуг на 2006 - 2010 гг. в 46 - 48 % от ВВП, но и принятым стандартам Всемирного банка в 49 - 51 % [10]. Недовыполнение установленного параметра обусловлено тем, что темпы роста промышленности и строительства в 2010 г. сохранялись достаточно высокими и превосходили темпы роста сервисного сектора экономики [11].

производство товаров А производство услуг

Рисунок 1 - Динамика доли услуг в структуре ВВП, Республика Беларусь

Источник: составлено автором на основе [12, 13].

Согласно данным Всемирного банка, доля услуг в ВВП по добавленной стоимости увеличилась с 29 % в 1990 г. до 47 % в 2010 г. Однако значительный рост здесь наблюдался лишь в начале рыночных преобразований, а после 1995 г. рост замедлился, и, начиная с 2001 г., проявилась тенденция к падению данного показателя (табл. 1).

Недостаточное развитие сферы услуг в Республике Беларусь по сравнению с развитыми странами характеризуется и долей расходов домашних хозяйств на приобретение услуг в общей величине расходов на конечное потребление. Так, в 2010 г. на покупку товаров приходилось 64,9 % от всех расходов населения Республики Беларусь, тогда как на оплату услуг - лишь 15 % [15]. Хотя разрыв между этими показателями постепенно сокращается, он пока остается недопустимо высоким в контексте построения постиндустриального общества. К сожалению, недостаточная статистическая база не позволяет просчитать долю расходов населения на те или иные услуги, но в целом можно предположить, что наибольший удельный вес составят расходы на ЖКХ, транспорт, связь. Эти отрасли по-прежнему составляют «львиную долю» в

общем объеме платных услуг населения, несмотря на некоторое снижение их доли в структуре услуг в последние годы (рис. 2.).

Таблица 1 - Динамика доли услуг в ВВП Республики Беларусь по добавленной стоимости

1990 - 1995 1996 - 2000 2001 - 2005 2006 - 2010

Рост на 17 п.п. ( с 29 % до 46 %) Рост на 3 п.п. (с 44 % до 47 %) Снижение на 3 п.п. (с 51 % до 48 %) Снижение на 1 п.п. (с 48 % до 47 %)

Источник: составлено автором на основе [14].

100%

80%

60%

40%

20%

0%

1995 2000 2005 2010

□ прочие

□ банков

□ правового характера

□ образование

□ санаторно-оздоровительные

□ медицинские

□ физкультуры и спорта

□ гостиниц и аналогичные средств размещения

□ туристические и экскурсионные

□ культуры

□ жилищ но-коммунальные

□ связи

□ транспортные

□ бытовые

Рисунок 2 - Структура платных услуг, предоставляемых населению в Республике

Беларусь

Источник: составлено автором на основе [16].

Опасение вызывает снижение знаниеемких услуг, которые представляют собой основу постиндустриального общества: науки, информационных технологий, образования. В ВВП развитых стран особенно значителен удельный вес информационных услуг. В Республике Беларусь они еще не получили должного развития и их доля составляет лишь 0,2 % от ВВП [13, с. 302]. Между тем, в соответствии с теорией постиндустриального общества, страхование, операции с недвижимостью, финансовые услуги выделены в четвертичный сектор экономики, а услуги для населения, требующие особенно высокого уровня квалификации персонала, - здравоохранение, образование, исследовательская деятельность - пятеричный сектор. Они и определены в качестве стратегически важных для становления постиндустриального общества [2, с.158]. Доля услуг четвертичного и пятеричного сектора экономики в структуре ВВП Республики Беларусь находится на достаточно низком уровне.

В целом с 2000 г. по 2010 г. рост удельной доли в ВВП наблюдается в следующих отраслях: торговля и общепит с 9,5 % до 11,1 %, операции с недвижимым имуществом с

0,5 % до 1,9 %, связь с 1,6 % до 2,2 % [13, с. 302].

Несмотря на темпы роста в отрасли общественного питания, по количеству кафе и ресторанов Республика Беларусь пока существенно уступает соседним странам. Поэтому ввиду отсутствия должной конкуренции цены на оказываемые услуги оказываются на

достаточно высоком уровне в противовес низкому уровню обслуживания. Соответственно, строительство новых объектов общественного питания и придорожного сервиса, нацеленное на насыщение рынка соответствующими услугами и расширение конкурентных отношений, в данной сфере будет способствовать росту их качественных параметров при приемлемых ценах. Это можно рассматривать как стратегическую задачу на ближайшую перспективу. В этой плоскости желательно переориентировать и государственную фискальную и кредитную политику.

Кроме того, сектор «гостиницы и рестораны» является потенциально привлекательным сектором для привлечения иностранных инвестиций. Для чего целесообразно обеспечить большую степень либерализации торговли, открытие рынков для прихода иностранных компаний, приватизацию государственных монополий при адекватной внутренней экономической политике и госрегулировании.

Стоит отметить положительные тенденции значительного увеличения иностранных инвестиций в банковском секторе, обусловленные изменением правил и норм регулирования работы банковского сектора в контексте отмены института «золотой акции» и начала приватизации государственных банков.

Таблица 2 - Доля услуг в ВВП в Республике Беларусь в 2010 г., %

Услуги третичного сектора экономики Транспорт Материально-техническое снабжение и сбыт Заготовки Жилищное хозяйство Коммунальное хозяйство и непроизводственные виды обслуживания населения 7,3 0,2 0,1 1,6 1,5

Услуги четвертичного сектора экономики Торговля и общественное питание Операции с недвижимым имуществом Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка Финансы, кредит и страхование 11,1 1,9 1,2 4,5

Услуги пятеричного сектора экономики Информационно-вычислительное обслуживание Здравоохранение, физическая культура и социальное обслуживание Образование Наука и научное обслуживание Управление 0,2 3,1 4,0 0,5 3,8

Источник: составлено автором на основе [12, с.302]

В целом эффективному функционированию сферы услуг препятствуют низкая инновационная активность, отставание затрат на сервис от затрат на сырье и материалы в производственных отраслях, недостаточная производительность труда, неравномерность дислокации предприятий сферы услуг, неразвитость инфраструктуры, преобладание государственной собственности, недостаточная активность малого бизнеса. Между тем, именно частное предпринимательство является приоритетным в сфере услуг в зарубежных странах. Малый бизнес способствует внедрению нововведений, стимулирует к постоянному накоплению и обновлению знаний. Однако в настоящее время в Республике Беларусь основную часть услуг оказывают госорганизации, и их доля в общем объеме платных услуг составляет 56,4 % в 2010 г. [16, с. 15]. Для частных и государственных компаний - поставщиков услуг - не созданы равные условия хозяйствования, хотя бы потому, что при прочих равных государственные промышленные предприятия, как правило, склонны передавать выполнение услуг государственным организациям.

Более того, препятствия для роста сектора услуг выше, чем для промышленного сектора. Наиболее серьезными барьерами для компаний из сектора услуг являются высокие ставки налогов, нехватка квалифицированных кадров, лицензирование, регулирование бизнеса и недостаточный доступ к финансированию. Крупные госпредприятия, в отличие от компаний малого бизнеса, имеют преимущества в виде льготных кредитов и бюджетных субсидий.

В этом плане важным представляется реформирование такого инструмента, как лицензирование. В настоящее время в Республике Беларусь преобладающее количество лицензий выдается в сфере предоставления услуг. Перечень условий и требований лицензирования слишком широк и создает риск закрытия предприятия в результате неосознанного нарушения этих требований, что не только создает существенную нагрузку на предприятия сектора услуг, но и ограничивает конкуренцию, не позволяя новым предприятиям выходить на это поле деятельности.

Достаточно серьезным остается вопрос износа основных средств сферы услуг. В условиях ускоренного их физического и морального старения возникают объективные препятствия для интенсивного развития данной сферы и увеличения ее доли в ВВП страны. Параллельно необходимо не только расширять номенклатуру предоставляемых услуг, но и вводить абсолютно новые, нетрадиционные услуги, основываясь на опыте удовлетворения потребностей населения и юридических лиц в развитых зарубежных странах. При этом может наблюдаться синергетический эффект, когда развитие одной отрасли услуг стимулирует рост других и обеспечивает высокую динамику отрасли в целом. В этой связи необходимо отметить потенциал развития образовательных, почтовых, транспортных и туристических услуг. Например, образовательные услуги можно интегрировать с консалтинговыми, ориентируя профессорско-преподавательский состав на предоставление консультаций юридическим и физическим лицам. В целом практически в каждой отрасли сферы услуг существуют значительные резервы для внедрения новых, нетрадиционных видов услуг.

Важнейшим направлением становления постиндустриального общества является развитие сектора информационных услуг. Этот сектор позволяет успешно внедрять систему управления знаниями, обеспечивать тиражирование информации, передачу знаний, позволяет решать проблемы их создания, использования и аналитической обработки.

Необходимо отметить, что Республика Беларусь имеет определенные перспективы в области развития информационных технологий: страна занимает 55-е место в мировом рейтинге развития информационных технологий и телекоммуникаций и 27-е место в рейтинге доступности ИКТ-услуг по данным Международного союза электросвязи [18].

Неоспоримую важность приобретает дальнейший рост доли экспорта ИКТ - услуг в общем экспорте услуг. Хотя следует отметить, что в Республике Беларусь, по данным Всемирного банка, он уже достаточно высок: в 2010 г. его доля составила 8,8 % и увеличилась по сравнению с 2001 г. на 3,5 п.п. Экспорт ИКТ-услуг включает компьютерные и коммуникационные услуги (телекоммуникации и почтовые курьерские услуги) и информационные услуги (компьютерные данные и услуги связанные с новостями) [19]. Беларусь занимает ведущие позиции в мире и по поступлениям от экспорта ^-услуг на душу населения - 35 долларов США, уступая по этому показателю лишь Чехии и Индии [18].

Достигнутые успехи в данной сфере обусловлены функционированием в Республике Беларусь Парка высоких технологий, в котором предоставлена комфортная бизнес-среда для развития ^-бизнеса в виде освобождений от уплаты ряда налогов, а также высококвалифицированного и дешевого инженерного и технического персонала.

Целесообразным представляется и в дальнейшем обеспечение формирования и эффективного использования информационно-коммуникативных ресурсов, создание условий широкого доступа к ним всего населения, формирование инфраструктуры на основе новейших цифровых и информационных технологий, а также правового пространства, обеспечивающего процесс информатизации.

Очевидно, что в условиях становления и развития постиндустриального общества приоритетное значение приобретает сфера услуг, на долю которой приходится более 2/3

мирового ВВП. Наиболее перспективными сферами являются информационнокоммуникационные услуги, деловые, профессиональные и финансовые услуги, а также образовательные и научно-исследовательские. По темпам роста в большинстве стран устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, консультационными, аудиторско-бухгалтерскими и другими услугами.

Оценка современного состояния сферы услуг Республики Беларусь свидетельствует о недостаточном ее развитии относительно потребностей национальной экономики и населения, продвижения по пути построения постиндустриального общества, что требует разработки и реализации комплекса мер по развитию данной сферы.

В Республике Беларусь целесообразно ускоренное развитие и трансформация структуры сервисного сектора в направлении повышения доли наукоемких и социальных услуг, обеспечивающих качество экономического роста и жизни населения. Важную роль в развитии сектора услуг обеспечит либерализация экономики и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в сфере востребованных на рынке услуг. В контексте становления постиндустриального общества распределение занятости в нашей стране следует нацелить на доминирование сервисного сектора, его внутреннюю и внешнюю интегрированность, позволяющую обеспечить реализацию синергетических эффектов.

Одним из важнейших стратегических направлений развития инфраструктуры экономики Республики Беларусь является широкое применение во всех сферах современных информационных технологий, поскольку страна имеет значительные достижения и реальные перспективы в этой области.

Таким образом, для становления постиндустриального общества приоритетом является не просто развитие сферы услуг и количественное увеличение ее доли в ВВП, а повышение их инновационности, развитие новых, нетрадиционных, прогрессивных, знаниеориентированных услуг. Целесообразным представляется дальнейшее фискальное и кредитное стимулирование такой перспективной для постиндустриального общества отрасли, как информационные технологии. Обладание на данном этапе значительными преимуществам в этой сфере позволит в дальнейшем достигнуть высоких показателей темпов роста знаниеемких услуг и ускорить процесс построения постиндустриального общества.

Список использованных источников

1. Toffler, A. The third wave / A. Toffler. - Bantam Books, 1980.

2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. / Д. Белл. - Москва : Academia, 1999. - 956 с.

3. Ростоу, У. Политика и стадии роста / У. Ростоу. - Москва : Прогресс, 1973.

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3 [электронный ресурс]. - Режим доступа: pravo.by. Дата доступа: 5.04.2012.

5. Gronroos C. Service management and marketing. -West Sussex, 2000. - P.46

6. Shelp R.K. Beyond Industrialization: Ascendancy of the Global Service Economy/ - New York: Praeger Rublishers, 1981]

7. Международный стандарт ИСО 9004-2-91. Административное управление качеством и элементы системы качества. Часть 2. Руководящие указания по услугам.

8. Худякова, И. В. Проблемы классификации и структурирования услуг в научном анализе и практике экономической деятельности / И. В. Худякова. - // Эк. Бюллетень НИЭИ. - 2008. - № 7. - С. 67-78.

9. Об утверждении комплексной программы развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 - 2010 годы // Постановление совета министров Республики Беларусь от 22 июня 2006 г. № 786.

10. Отчет о мировом развитии 1996 г. - Всемирный банк, 1996

11. Итоги выполнения комплексной программы сферы услуг [электронный ресурс]. -Министерство экономики Республики Беларусь. - Режим доступа:

http://www.economy.gov.by/ru/programmy/programma ^уі^ sfery uslug

- Дата

доступа: 5.04.2012.

12. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2006. - статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2006.

13. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2011. - статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Доля сферы услуг в ВВП по добавленной стоимости - статистические данные Всемирного банка [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldbank.orq. -Дата доступа: 05.04.2012

15. Денежные доходы и расходы населения. - статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011, 53 с.

16. Структура платных услуг населению в Республике Беларусь - статистические данные [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.belstat.gov.Ьу - Дата доступа: 05.04.2012.

17. Реализация платных услуг населени по Республике Беларусь за 2010 г. -статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. - Минск, 2011.

18. Анализ деятельности парка высоких технологий [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.park.by. - Дата доступа: 05.04.2012.

19. Доля экспорта ИКТ-услуг в общем объеме экспорта - статистические данные Всемирного банка [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.worldbank.org. -Дата доступа: 05.04.2012.

Статья поступила в редакцию 02.04.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.