Научная статья на тему 'Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике'

Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
807
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕРВИС / СФЕРА УСЛУГ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Василенко Н.В.

Статья посвящена проблеме развития нефтегазового сервиса. Трансформация нефтегазового сектора с выделением независимых предприятий и организаций, предоставляющих услуги в сфере нефтегазового сервиса, сопоставляется автором с тенденцией опережающего развития сферы услуг в постиндустриальной экономике. Цель исследования выявление общих и специфических характеристик современного нефтегазового сервиса и определение направлений трансформации организационных форм предпринимательства в рассматриваемой сфере. Проанализирован рост количественных параметров рынка услуг нефтегазового сервиса. Предложена классификация этого рынка в зависимости от места услуг в едином технологическом цикле по отношению к основному процессу нефтедобычи. Систематизированы положительные последствия развития нефтегазового сервиса для развития нефтеи газодобычи. Обобщены и обоснованы основные организационные модели развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе. Показано, что основное влияние на рынке сервисных услуг занимают вертикально-интегрированные национальные нефтегазовые компании, а также международные компании, осуществляющие сервисное сопровождение работы российских нефтегазовых компаний. Представлены результаты сравнительного анализа преимуществ и недостатков организационных моделей предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса. Доказано, что нефтегазовый сервис как организационная форма предпринимательства в своем развитии отражает общие тенденции становления экономики постиндустриального типа. Выделены специфические особенности нефтегазового сервиса в России. Выявленные направления трансформации организационных форм предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса в современных условиях могут быть использованы при формировании государственных программ в области развития промышленности, высокотехнологичного сектора, а также при разработке стратегий развития предприятий и организаций, оказывающих услуги в сфере нефтегазового сектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике»

Геоэкономика и менеджмент

УДК 338.462

РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕРВИСА КАК ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Н. В. ВАСИЛЕНКО

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена проблеме развития нефтегазового сервиса. Трансформация нефтегазового сектора с выделением независимых предприятий и организаций, предоставляющих услуги в сфере нефтегазового сервиса, сопоставляется автором с тенденцией опережающего развития сферы услуг в постиндустриальной экономике. Цель исследования - выявление общих и специфических характеристик современного нефтегазового сервиса и определение направлений трансформации организационных форм предпринимательства в рассматриваемой сфере. Проанализирован рост количественных параметров рынка услуг нефтегазового сервиса. Предложена классификация этого рынка в зависимости от места услуг в едином технологическом цикле по отношению к основному процессу нефтедобычи. Систематизированы положительные последствия развития нефтегазового сервиса для развития нефте- и газодобычи. Обобщены и обоснованы основные организационные модели развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе. Показано, что основное влияние на рынке сервисных услуг занимают вертикально-интегрированные национальные нефтегазовые компании, а также международные компании, осуществляющие сервисное сопровождение работы российских нефтегазовых компаний. Представлены результаты сравнительного анализа преимуществ и недостатков организационных моделей предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса. Доказано, что нефтегазовый сервис как организационная форма предпринимательства в своем развитии отражает общие тенденции становления экономики постиндустриального типа. Выделены специфические особенности нефтегазового сервиса в России. Выявленные направления трансформации организационных форм предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса в современных условиях могут быть использованы при формировании государственных программ в области развития промышленности, высокотехнологичного сектора, а также при разработке стратегий развития предприятий и организаций, оказывающих услуги в сфере нефтегазового сектора.

Ключевые слова: нефтегазовый сервис, сфера услуг, постиндустриальная экономика, предпринимательство, высокотехнологичные услуги

Как цитировать эту статью: Василенко Н.В. Развитие нефтегазового сервиса как организационной формы предпринимательства в постиндустриальной экономике // Записки Горного института. 2017. Т. 227. С. 597-602. DOI: 10.25515/РМ1.2017.5.597

Введение. Переход к постиндустриальной экономике характеризуется, прежде всего, опережающим развитием в структуре мирового хозяйства сферы услуг. Тенденция увеличения доли доходов от сферы услуг в ВВП проявилась в развитых государствах в 60-70-х гг. XX в. Уже к 1995 г. сфера услуг достигла 66 % ВВП в странах мира с высоким уровнем развития, 52 % - со средним и 35 % - с низким уровнем развития (StatisticsTimes.Com). В настоящее время в сфере услуг производится 63,5 % мирового ВВП. Крупнейшим производителем услуг (около 13,5 трл долл.) являются США. Сфера услуг превосходит по доле в ВВП промышленность и сельское хозяйство в 194 странах мира, а в 30 из них 80 % ВВП составляет сфера услуг. В Российской Федерации доля услуг в ВВП впервые превысила долю товаров в 1994 г., а в 2010 г. составила 66 % против 32 % в 1989 г. (www.gks.гu), доля занятых в сфере услуг составила в 2014 г. 65,8 % против 64,4 в 2010 г. и 45 % в 1990 г. (worldbank.org).

Однако развитие сферы услуг не отменяет потребности в материальных благах, создающихся в материальном производстве. Более детальный анализ показывает, что изменения в структуре общественного производства и возрастание роли сферы услуг в общественном разделении труда связано с несколькими тенденциями, важнейшая среди которых заключается в интеллектуализации услуг, повышении их наукоемкости. Это приводит к преобразованию организационных форм предпринимательства, которое в стремлении к снижению производственных и, главным образом, трансакционных издержек ищет пути повышения гибкости

своей производственной деятельности. Ответ лежит в плоскости разукрупнения промышленных компаний, в передаче ими на аутсорсинг вспомогательных и обслуживающих процессов, в целом обособленных функций предприятия, таких как НИОКР, маркетинг, инжиниринг, финансовое обслуживание и т.д. [16].

Дальнейшее расширение сферы услуг сопровождается появлением все новых видов сервиса, подтверждая взаимосвязь сферы услуг и материального производства. Сервисная сфера охватывает значительное число видов деятельности, границы которых не всегда совпадают с границами отраслей экономики [11, 15]. Такая ситуация нашла отражение в новой редакции Общероссийского классификатора видов экономической деятельности «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2), где в разделе В - «Добыча полезных ископаемых» находим подраздел 09 - «Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых», а в разделе С - «Обрабатывающие производства» обнаруживаем подразделЗЗ - «Ремонт и монтаж машин и оборудования» и т.д.

Постановка проблемы. Описанные выше тенденции можно наблюдать и в нефтегазовом комплексе, состав которого в настоявшее время обобщенно можно представить как сумму двух важнейших компонентов: добычу нефти и газа, а также нефтегазовый сервис, представляющих собой части единого технологического цикла нефтегазовой индустрии [6]. Анализ состояния и определение факторов и перспектив развития нефтегазового сектора национальной экономики и мира в целом в настоящее время, по мнению автора, не может быть полным без учета тенденций становления постиндустриального типа экономики, имеющего по сравнению с индустриальным типом иную технологическую, ресурсную и организационную основу. Опора на результаты, полученные в области исследования трансформации организационных форм предпринимательства, позволит принимать более обоснованные решения в сфере стратегического управления предприятиями нефтегазового сервиса.

Кроме того, нефтегазовый сектор в целом и нефтегазовый сервис в частности имеют специфические характеристики, отличающие их от других видов сервисной деятельности. Так, например, нефтегазовый сервис имеет особое значение в области экономической и экологической безопасности национальной экономики и т.д. Исследование указанных и других особенностей в свою очередь может создать предпосылки для дальнейшего развития теории постиндустриальной экономики в части ее сервисных составляющих.

Выявлению общих и специфических характеристик нефтегазового сервиса и определению направления трансформации организационных форм предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса в условиях становления постиндустриальной экономики и посвящена данная статья.

Методология. В работе применялись методы обобщения, систематизации, сравнительного анализа, статистические методы обработки данных.

н

П I I I I I I I I I I I I I

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Год

Динамика развития рынка нефтегазового сервиса в России

Таблица 1

Виды услуг нефтегазового сервиса по отношению к добыче нефти и газа [5, 8]

Место услуги по отношению к процессу производства

Пример

Ex post

Ex ante

Сопровождение

Геологоразведочные работы, в том числе сейсмические исследования и геофизические работы

Капитальное строительство инфраструктуры (дороги и прочие объекты)

Строительство нефтяных и газовых скважин

Бурение скважин и сопутствующие работы

Сервисное обслуживание нефтепромыслового оборудования

Услуги технологического и общего транспорта

Работы по повышению нефтеотдачи пластов

Капитальный ремонт скважин нефтепромыслового оборудования

Работы природоохранного направления

Обсуждение. Общий объем рынка нефтегазового сервиса в России оценивается около 40 млрд долл. (см. рисунок) с тенденцией к росту в связи возрастанием технологической сложности добычи нефти и газа в условиях необходимости освоения новых нефтегазовых провинций [3].

В настоящее время нефтегазовый сектор включает предприятия и организации, основным направлением деятельности которых является оказание услуг, обеспечивающих и сопровождающих производственную деятельность в нефтегазовом секторе. В табл.1 эти услуги разделены на три группы в зависимости от стадии добычи нефти и газа. Как показывают данные табл.1, нефтегазовый сервис охватывает весь технологический цикл и является в настоящее время необходимым его элементом.

По мнению многих исследователей [1, 2, 5, 8, 10, 13-14], переход вспомогательных и непрофильных видов деятельности в нефтегазовом комплексе на сервисное обслуживание является перспективным, так как позволяет:

- сократить расходы на добычу нефти, поскольку более 25 % прямых затрат в структуре себестоимости нефти приходится на затраты сервиса;

- создать предпосылки для вовлечения в оборот месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, а также законсервированных скважин;

- повысить надежность и безопасность работы технологического оборудования и уровень обслуживания;

- повысить капитализацию нефтяной компании за счет решения задач по совершенствованию организации производственного процесса;

- обеспечить условия для формирования и развития малых и средних нефтегазодобывающих компаний в конкурентной среде.

Обобщение существующих подходов [1, 4-5, 9, 10] позволяет выделить три основные организационные модели развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе:

- вертикально-интегрированный национальный нефтегазовый сервис;

- нефтегазовый сервис, предоставляемый крупными международными компаниями;

- независимый национальный нефтегазовый сервис.

Первая организационная модель развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе предполагает, что компания использует собственные подразделения для обеспечения основной добычи нефти и (или) газа вспомогательными сервисными услугами. По некоторым оценкам, доля рынка услуг вертикально-интегрированных нефтяных компаний составляет от 30 до 40 % рынка нефтегазового сервиса. Примерами российских нефтегазовых компаний, работающих в рамках первой модели, могут служить ПАО «Газпром», ПАО «Газпром нефть, ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» и др.

Формирование второй организационной модели развития нефтегазового сектора отражает проникновение на российский рынок крупных иностранных сервисных компаний, оказывающих услуги в области нефтегазового сервиса. К ним следует отнести компании «Schlumberger», «Halliburton», «Baker Hughes», «Weatherford», располагающие производст-

Таблица 2

Сравнительный анализ преимуществ и недостатков организационных моделей предпринимательства для предприятий (организаций, их подразделений) российского нефтегазового сервиса

Модель Преимущества Недостатки

Вертикально- Недоступность внутреннего рынка Наличие непрофильных активов, снижающих уровень капи-

интегрированный материнской компании для кон- тализации компании

национальный нефте- курентов, гарантирующая ста- Жесткая привязка сервисных предприятий (подразделений)

газовый сервис бильность себестоимости предос- к запросам материнской компании, снижающая возмож-

тавляемых услуг ности развития в других направлениях

Обеспеченность необходимыми Более высокая себестоимость ряда сервисных услуг

технологиями и техническим обо- по сравнению с другими моделями

рудованием

Наличие солидного социального

пакета персонала

Нефтегазовый сервис, Предоставление доступа российско- Усиление технологического отставания российских сервис-

предоставляемый му потребителю к современным ных компаний ввиду недостаточного финансирования со-

крупными междуна- наукоемким технологиям ответствующих исследований

родными компаниями Возможный обмен опытом в облас- и практически полное отсутствие системы трансферта

ти менеджмента сервисных ком- технологий в российские компании со стороны трансна-

паний циональных компаний

Риски поглощения для российских независимых компаний

Снижение уровня экономической безопасности страны

вследствие значительного присутствия иностранного ка-

питала

Независимый нацио- Самостоятельность сервисных Ограниченность инвестиционных и интеллектуальных

нальный нефтегазо- предприятий в выборе партнеров ресурсов

вый сервис и условий контрактов Сравнительно узкая линейка предоставляемых услуг

Возможность полной загрузки Сложность в обеспечении необходимого уровня качества

имеющихся мощностей вследствие недостаточной технической оснащенности

Гибкость и мобильность при адап-

тации к конъюнктуре рынка

венными базами, научно-исследовательскими центрами, а также собственным производством оборудования и предоставляющие широкий спектр услуг российским нефтегазовым компаниям, функционирующим в различных географических районах, включая Западную Сибирь, Республику Коми, Сахалин и Восточную Сибирь.

Третья организационная модель развития предпринимательства в нефтегазовом сервисе предусматривает выделение из состава российских нефтегазодобывающих предприятий сервисных структур в самостоятельные бизнесы. Предпосылки выхода на рынок нефтегазового сервиса самостоятельных российских предприятий созданы процессами освобождения добывающих предприятий от непрофильных активов в 1990-х - начале 2000-х гг.

Преимущества и недостатки всех трех организационных моделей предпринимательства в нефтегазовом сервисе для сервисных предприятий (организаций, их подразделений) представлены в табл.2.

Указанные в таблице преимущества и недостатки обусловили ситуацию, когда российский нефтесервис в настоящее время представлен 300 компаниями, которые можно сгруппировать следующим образом [7]: подразделения вертикально-интегрированных нефтяных компаний; крупные международные компании; крупные российские сервисные компании, в том числе с участием иностранного капитала, например ООО «Буровая компания «Евразия»; малые и средние российские сервисные компании. Расчеты показывают, что в настоящее время около 30 % объема нефтегазосервисных работ выполняются независимыми частными, государственными и частно-государственными российскими компаниями [5].

Нефтегазовый сервис как организационная форма предпринимательства в своем развитии отражает общие тенденции становления экономики постиндустриального типа. Усложнение условий нефтегазодобычи приводит к росту доли высокотехнологичных услуг [6, 7], что обеспечивается нефтесервисными компаниями за счет углубления разделения труда, возможности при-

влечения высококвалифицированных специалистов и т.д. В настоящее время такие сервисные компании являются одним из главных факторов инновационного развития нефтегазового комплекса в России, обеспечивая стабилизацию добычи в старых нефтеносных областях, ускоряя вовлечение в разработку низкорентабельных месторождений [4]. Схожими для разукрупнения компаний и выделения самостоятельных видов деятельности являются и риски, сопровождающие трансформацию организационной модели предпринимательства. К ним следует отнести недостатки третьей модели (табл.2).

Вместе с тем при выборе организационных моделей предпринимательства в рассматриваемой сфере следует принимать во внимание специфические особенности нефтегазового сервиса. Важнейшими среди них являются [6] обеспечение энергетической, экологической [17], национальной, экономической безопасности страны, а также реализация геополитических и геоэкономических целей и задач государства [16], подразумевающая, что уверенное присутствие России на нефтегазовом рынке позволит ей не только расширить экспорт высокотехнологичной продукции, но и значительно укрепить экономические и геополитические позиции страны.

Выводы

Анализ состояния и основных направлений развития нефтегазового сервиса в России позволяет сделать следующие выводы:

1. Отделение услуг сервисного характера в нефтегазовой отрасли соответствует общей тенденции развития сферы услуг в постиндустриальной экономике и находит подтверждение в мировой и российской экономической практике.

2. Формирование независимых организационных моделей нефтегазового сервиса обусловлено усложнением условий добычи углеводородов, что требует наукоемких, высокотехнологичных услуг, обеспечиваемых крупными специализированными компаниями. Это приводит к изменению структуры нефтегазового сектора в пользу нефтегазового сервиса, и эта тенденция в краткосрочной перспективе будет усиливаться.

3. Особенности развития нефтегазового сервиса в России обусловлены сырьевой специализацией национальной экономики, существующими тенденциями монополизации, а также необходимостью решения геополитических задач в современной политической ситуации.

4. Выявленные направления трансформации организационных форм предпринимательства в сфере нефтегазового сервиса в современных условиях могут быть использованы при формировании государственной политики в области промышленности, высокотехнологичного сектора, а также при выстраивании стратегий развития предприятий и организаций, оказывающих услуги в сфере нефтегазового сектора.

ЛИТЕРАТУРА

1. АнтроповаА.С. Эффективность бизнес-моделей развития нефтегазового сервиса в России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования / Сыктывкарский государственный университет. 2015. № 1. С. 27-39.

2. КурбановА.Х. Типологизация факторов, обусловливающих переход к аутсорсингу в нефтегазовой отрасли// Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2012. № 8. С. 12-15.

3. Нефтяная промышленность России - сценарии сбалансированного развития / В.В.Бушуев, В.А.Крюков, В.В.Саенко и др. / Институт энергетической стратегии. М.: ИАЦ «Энергия», 2010. 159 с.

4. Павловская А.В. Эффективность буровых работ в филиале ООО «Газпром бурение» «Ухта бурение» в условиях сервисного обслуживания // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения. 2016. № 1 (3). С. 53-62.

5. Павловская А.В. Проблемы развития нефтегазового сервиса в России / А.В.Павловская, А.С.Антропова // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. 2013. № 8. С. 4-10.

6. Парахина В.Н. Факторы эффективности деятельности нефтегазового комплекса промышленности / В.Н.Парахина, Х.А.М.Аль-Сарори // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 9-10. С. 21-39.

7. Токарев А.Н. Нефтесервис как основа инновационного развития нефтяной промышленности // Сибирская финансовая школа. 2014. № 4 (105). С. 91-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Томазова О.В. Становление и развитие нефтегазового сервиса // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2013. № 2 (8). С. 141-146.

9. Шраер А.В. Бизнес-модели развития нефтегазового сервиса в России // Российское предпринимательство. 2011. № 10. С. 107-112.

10. Abdelsalam H.M. Potential knowledge process outsourcing of Egyptian oil and gas engineering services industry / H.M.Abdelsalam, M.Sadek, S.Gamal // International Journal of Knowledge-Based Development. 2013. Vol. 4. Iss. 4. P. 338-362.

11. Benyoussef Zghidi A. Service orientation as a strategic marketing tool: the moderating effect of business sector / Zghidi A.Benyoussef, I.Zaiem // Competitiveness Review. 2017. Vol. 27. Iss.1. P. 40-61.

12. Rubtzov V.A. Economic-geographical aspects of competitiveness and positioninng of countries and regions / V.A.Rubtzov, M.V.Rozhko, N.K.Gabdrakhmanov, O.V.Pratchenko, A.M.Trofimov // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. Iss. 3. P. 741-745.

13. KumarR. Development of performance-based service strategies for the oil and gas industry / R.Kumar, T.Markeset // Journal of Business and Industrial Marketing. 2007. Vol. 22. Iss. 4. P. 272-280.

14. KumarR. Implementation and execution of industrial service strategy: A case study from the oil and gas industry / R.Kumar, T.Markeset, U.Kumar // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2006. Vol. 12. Iss. 2. P. 105-117.

15. Na J. Is the service sector different in size heterogeneity? / J.Na, J.-D.Lee, C.Baek // Journal of Economic Interaction and Coordination. 2017. Vol. 12. Iss. 1. P. 95-120.

16. Pattinson S. Strategic thinking: Intelligent opportunism and emergent strategy - the case of Strategic Engineering // International Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2016. Vol. 17. Iss. 1. P. 65-70.

17. Rumyantsev A.A. Post-industrial technological mode of production: Theory, economic and environmental features, discussion questions // International Journal of Economics and Financial Issues. 2015. Vol. 5. Iss. 3S. P. 194-201.

Автор Н.В.Василенко, д-р экон. наук, доцент, заведующая кафедрой, nvasilenko@mail.ru (Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена, Санкт-Петербург, Россия).

Статья принята к публикации 20.06.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.