Научная статья на тему 'Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг'

Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНАЯ ЭКОНОМИКА / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ РОСТОМ СФЕРЫ УСЛУГ И ВВП / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / ИТ-ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мирзабеков Алхас Мирзабекович

В статье обосновывается необходимость выделения в сфере услуг нового сектора, специализирующегося на обеспечении информационно-коммуникационными технологиями. Этот процесс рассматривается в контексте макроэкономических изменений и связывается с переходом мировой экономики от постиндустриальной к сервисной. Высказывается мнение, что развитие сервисной экономики с акцентом на информационно-коммуникационных услугах позволит многим развивающимся странам, не имеющим своих сырьевых запасов и бывшим аутсайдерами в научно-технологическом развитии, в короткие сроки стать мировыми лидерами по ряду направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A New Milestone in the Global Economy: the Development of Business Information Services

The article substantiates the need for the separation of the new sector in the service industry, specializing in the provision of information and communication technologies. This process is considered in the context ofmacroeconomic changes and associated with the transition of the global economy from a post-industrial to a service phase. It has been suggested that the development of the service economy, with a focus on information and communication services will enable many developing countries that do not have their own raw stock and that have been the outsiders in scientific and technological development, in the short term to become world leaders in some areas.

Текст научной работы на тему «Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг»

новый виток в мировой экономике: развитие деловых

информационных услуг

Аннотация

В статье обосновывается необходимость выделения в сфере услуг нового сектора, специализирующегося на обеспечении информационно-коммуникационными технологиями. Этот процесс рассматривается в контексте макроэкономических изменений и связывается с переходом мировой-экономики от постиндустриальной к сервисной. Высказывается мнение, что развитие сервисной экономики с акцентом на информационно-коммуникационных услугах позволит многим развивающимся странам, не имеющим своих сырьевых запасов и бывшим аутсайдерами в научно-технологическом развитии, в короткие сроки стать мировыми лидерами по ряду направлений.

Ключевые слова: сервисная экономика, постиндустриальное общество, взаимосвязь между ростом сферы услуг и ВВП, высокие технологии, информационные услуги, ИТ-технологии

Рассматривая знания в современной экономике как основной производственный ресурс, мировое экономическое сообщество сконцентрировалось на переходе к постиндустриальному обществу. Это позволило странам с развитой технологической (интеллектуальной) составляющей экономики, несмотря на жесткую экономическую конкуренцию в системе международных отношений, без страха потери технологий перенести вредные производства на территории развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского и Восточно-Европейских регионов с дешевой рабочей силой, сконцентрировав у себя только научную базу.

Мирзабеков Алхас Мирзабекович

аспирант кафедры маркетинга экономического факультета, Академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ,

исполнительный

директор,

ООО«ГорКом»

[email protected]

ке: ннь

глубина и масштабы

_технологических

_достижений

_... позволяют

_говорить о

постиндустриальном обществе в развитых

_странах

_как о свершившемся

_факте

Экономический рост стран и доля их сферы услуг в ВВП

Глубина и масштабы технологических достижений как главный локомотив экономического развития пятого и шестого технологических уровней позволяют говорить о постиндустриальном обществе в развитых странах как о свершившемся факте. Ценность человеческого интеллекта и научной мысли вышла на первый план. Переход от промышленной к сервисной модели экономики и рост в ВВП развитых стран сектора услуг становятся критериальными, то есть определяющими степень развития и конкурентоспособности национальной экономики.

Если проанализировать структуру ВВП развивающихся и развитых стран можно понять взаимосвязь между ростом сферы услуг и ВВП. Учитывая, что развитых страны контролируют более 3/4 мировой экономик и в структуре их ВВП сфера услуг занимает более 75%, любые колебания в сфере услуг отражаются на текущей мировой экономической конъюнктуре. Согласно прогнозам международного консалтингового агентства McKinsey Global Institute, к 2030 г. количество занятых в промышленном производстве в 17 развитых странах сократиться до 9%, но при этом количество произведенной продукции увеличиться за счет внедрение высоких технологий. Рассмотрим таблицы 1 и 2 (см. на с. 7). Проанализировав данные статистики, мы получаем, что по странам из первой десятки рейтинга соответствует наибольший рост и сферы услуг. Таким образом, потенциал роста данных стран находится именно в сфере услуг. Произведя стандартные математические расчеты, мы получаем табл. 3 (см. на с. 7).

Из данных табл. 3 видно, что основным направлением роста ВВП является сфера услуг. Доля сферы услуг в ВВП развитых стран превышает 70%. Соответственно, не смотря на то что в развивающихся странах сосредоточенно более 84% населения и практически все мировые производственные кластеры, они не обладают высоким научно-техническим потенциалом и в совокупности производят менее 1/3 мирового валового продукта.

Таблица 1

Страны с самым высоким уровнем экономического роста в 1999-2009 гг.

№№ в рейтинге Страна Среднегодовой прирост реального ВВП, %

1 Экваториальная Гвинея 19,1

2 Азербайджан 14,4

3 Туркменистан 14,2

4 Катар 12,9

5 Ангола 11,3

6 Мьянма 11,1

8 Китай Сьерра-Леона 10,3 9,4

9 Афганистан 9,0

10 Нигерия 8,6

* Источник: The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Таблица 2

Страны с наибольшим ростом сферы услуг в 1999-2009 гг.

№№ в рейтинге 1 Страна Афганистан Реальный среднегодовой прирост, % 15,7

2 Эваториальная Гвинея 15,1

3 Туркменистан 15,0

4 Нигерия 13,4

5 Ангола 11,8

6 Китай 11,4

7 Конго-Книшаса 11,1

8 Эфиопия 10,7

9 Армения 10,5

10 Азербайджан 10,1

* Источник/The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Таблица 3

Страны с наибольшим соотношением среднегодового прироста сферы услуг относительно ВВП, 1999-2009 гг.

№№ в рейтинге Страна Коэффициент реального среднегодового прироста сферы услуг относительно ВВП, %

1 Афганистан 1,7

2 Нигерия 1,6

3 Китай 1,1

4 Туркменистан 1,1

5 Ангола 1,0

6 Эваториальная Гвинея 0,8

10 Азербайджан 0,7

* Источник: The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес».

Услуги в сфере информационных технологий в развитых странах

Если взять страны с наиболее развитой экономикой, то их влияние на мировую экономику огромно. Они обладают передовыми технологиями, и в структуре их ВВП преобладает сфера услуг и уменьшается доля материально производства. Судя по уровню инвестиций, технологии стали реальными материальными активами развитых стран, превосходящими по уровню востребованности природные ресурсы. Рассмотрим табл. 4 (см. ниже).

Страны с наиболее развитой экономикой в 2009 г.

Таблица 4

Место Страна ВВП (млрд $) Расходы на НИОКР (млрд.$) Место в рейтинге инновационного индекса**

1 ША 14 119 398,1 2

2 Япония 5 069 150,8 3

4 Германия 3 330 84,2 8

5 Франция 2 649 49,8 9

* Источник: The Economist, Мир в цифрах 2012 г., ЗАО «Олимп-Бизнес». ** Инновационный индекс - показатель внедрения новых технологий, взаимодействие делового и научного секторов.

Доля ИТ-технологий в ВВП некоторых стран к 2016 г.

Таблица 5

№ Страна Доля в ВВП, %

1 Великобритания 8,3 12,4

2 Южная Корея 5,4 8

3 Китай 5,5 6,9

4 ЕС 2,8 5,7

5 6 Индия Япония 2,6 4,4 5,6 5,6

7 США 4,7 5,4

8 Мексика 2,1 4,2

9 Германия 3,8 4

10 Россия 1,4 2,8

_<28>.

* Источник: Economist Intelligence Unit; BCG. 31.07.2012. Российская Бизнес-газета, № 857 (28).

Ведущая роль сектора услуг в национальных экономиках и динамизм его развития подтолкнули бизнес к инвестированию в соответствующие подсектора сферы услуг. Наиболее динамичный рост в структуре сферы услуг демонстрируют ИТ-технологии, занимая в общем объеме услуг развитых стран до 15%. Рассмотрим табл. 5 (см. на с. 8), которая отражает нацеленность экономик развитых стран на развитие услуг в сфере информационных технологий, что свидетельствует также о приоритетах в государственной политике, связанных с поддержкой этой деятельности. Несмотря на лопнувший доткомовский пузырь1 в 2000 г. и в настоящее время ИТ является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. За последние 6 лет, начиная с начала 2006 г., доходы отрасли росли в среднем на 10% в год, при среднем темпе роста экономики 3-4%, что привело к увеличению доли сектора в структуре ВВП как развитых, так и развивающихся стран. По прогнозам международных аналитических агентств, высокие темпы роста - около 9% - сохранятся и в течение следующих пяти лет практически во всех странах мира, а соответственно будет трансформироваться и сфера услуг. Это связано с рядом факторов.

Переход на сервисную модель экономики

Основным генератором инновационной активности в течение всего XX века является бизнес, который, несмотря на становление мощных государственных и общественных институтов, целенаправленно занимающихся производством нового знания и новых технологий. Это обстоятельство связано с тем, что стимулы инновационной деятельности наиболее полно проявляются в результате возможности через нововведения

1 Доткомовский пузырь или пузырь доткомов - экономический пузырь, существовавший в период приблизительно с 1995 по 2001 годы. Образовался в результате взлета акций интернет-компаний (преимущественно американских) и был связан с завышенной оценкой роли интернет-бизнеса. - Прим. ред.

...технологии стали реальными материальными активами развитых стран, превосходящими поуровню востребованности природные ресурсы

максимизировать предпринимательский доход. Особенно это относится к сфере деловых (межфирменных) отношений, когда активность одной бизнес-единицы стимулирует спрос на услуги продукции бизнес-партнеров. Выделяя эти тенденции в мировой экономике услуг в отдельный подсектор сферы услуг, мы открываем перед экономистами и аналитиками перспективы для более детального изучения характерных свойств, а соответственно и возможности для прогнозирования возникающих последствий. Получаем принципиально новую структуру сферы услуг постиндустриальной экономики, представленную на рис. (см. ниже).

По данным консалтингового агентства МсЮшеу, в развитых странах доля занятых в сфере услуг превысит 90%, из них более 70% будет связано с сервисом высокотехнологических услуг. Учитывая эти мировые тенденции, необходимо принять как должное формирование нового сектора сферы услуг, оценивая это как неотъемлемый фактор перехода на сервисную модель экономики. Само по себе это дает новый качественный виток развитию мировой инновационной системе, решая целый комплекс проблем образования, науки и технологий, создавая благоприятные условий для новаторов и предпринимателей. Результатом этого станет формирование новой экономики в мировом масштабе, отличающейся от индустриальной. Это позволит многим странам, не имеющим сырь-

Сектор материального производства (оказание услуг материального характера)

Сфера услуг

Сектор нематериального производства (оказание услуг нематериального характера)

Сектор деловых информационных услуг (оказание услуг инновационного характера)

Рис. Модель сферы услуг постиндустриальной экономики

евых запасов и буквально десять-пятнадцать лет назад бывшим аутсайдерами научно-технологического развития, таким, как Южная Корея, Индия и Китай, войти в число лидеров по ряду принципиально важных на сегодняшний день направлений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод

Выделение деловых информационных услуг в виде отдельного сектора сферы услуг позволит сформировать научную базу для понимания и обоснования характеристик воздействия информационных систем на основные показатели предприятий сферы услуг и механизмов возникновения востребованности внедрения таких систем на предприятиях. Это будет способствовать росту коммерческого интереса, побуждающего бизнес внедрять достижения информационных технологий на своих предприятиях.

Литература

1. Мау В.А. Модернизация - это не «железки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. rane.ru.

2. Путин В.В. Демократия и качество государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. litera-ml.ru.

3. Мир в цифрах 2012 / Пер. с англ. Д. Журавлева, Н.Кононовой. - М.: Бизнес-Олимп, 2012. - 272 с.

4. Киркпатрик Д. Эффект Цукерберга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbes.ru/ 21.05.2012.

5. Доклад президента США-2012: Америка возвращается, Европа уходит. (2012 State of the Union

- America is Back, Europe is Gone) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.inosmi.ru.

6. Развитие информационного общества. Разработка механизмов реализации стратегии развития информационного общества в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. insor-russia.ru.

7. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм. социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО. 2007. - 864 с.

8. Фингар Питер. Dot. Cloud. Облачные вычисления

- бизнес-платформа XXI века / Переводчик Андрей Захаров. - М.: Альпина Паблишер. 2011. - 256 c.

наиболее динамичный рост в структуре сферы услуг демонстрируют ИТ-технологии, занимая в общем объеме услуг развитых стран до 15%

9. Прахалад К.К., Кришнан М.С. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем. Переводчик Владимир Егоров. - М.: Альпина Паблишер, 2012 . - 264 с.

10. Мирзабеков А.М. Особенности сферы услуг в постиндустриальном обществе на примере социальных сетей, как среды развития деловых отношений // Креативная экономика. - 2012. - № 9 (69). -С.127-132.

11. Мирзабеков А.М. Интернет-технологии как новая парадигма бизнеса//Статья. Российское предпринимательство. - 2011. - № 12 Вып. 1 (197). -С. 4-9.

Alhas M. Mirzabekov

Postgraduate Student of the Chair of Marketing, Department of Economics, Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Executive Director, LLC "GorCom"

A New Milestone in the Global Economy: the Development of Business Information Services

_Abstract

The article substantiates the need for the separation of the new sector in the service industry, specializing in the provision of information and communication technologies. This process is considered in the context of macroeconomic changes and associated with the transition of the global economy from a post-industrial to a service phase. It has been suggested that the development of the service economy, with a focus on information and communication services will enable many developing countries that do not have their own raw stock and that have been the outsiders in scientific and technological development, in the short term to become world leaders in some areas.

Keywords: service economy, postindustrial society, relationship between the growth of the service sector and GDP, high technologies, information services, IT technologies

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.