Научная статья на тему 'Сфера услуг как основа развития современной экономики'

Сфера услуг как основа развития современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5488
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ / РЫНОК / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ / РОСТ / СТРУКТУРА / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ И РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киселева И. А., Искаджян С. О.

В работе рассмотрена динамика развития сервисной сферы. Как известно, научно-техническая революция изменила характер развития мировой экономики. Под влиянием научных открытий сфера обслуживания заняла важное место в мировом ВВП, значимость которого увеличивается ежегодно. Макроэкономические показатели находятся в зависимости от темпа роста сферы услуг. Однако сервисный сектор развивается неравномерно во всем мире, что приводит к определенным проблемам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сфера услуг как основа развития современной экономики»

46 (184) - 2013

Вопросы экономики

УДК 330.01

СФЕРА УСЛУГ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ эКОНОМИКИ

И. А. КИСЕЛЕВА,

доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной математики E-mail: [email protected].

С. О. ИСКАДЖЯН,

аспирант кафедры прикладной математики Е-mail: [email protected]. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

В работе рассмотрена динамика развития сервисной сферы. Как известно, научно-техническая революция изменила характер развития мировой экономики. Под влиянием научных открытий сфера обслуживания заняла важное место в мировом ВВП, значимость которого увеличивается ежегодно. Макроэкономические показатели находятся в зависимости от темпа роста сферы услуг. Однако сервисный сектор развивается неравномерно во всем мире, что приводит к определенным проблемам.

Ключевые слова: услуги, рынок, динамика развития, рост, структура, развивающиеся и развитые страны.

Введение

Темпы роста сервисной сферы после геополитических реформаций планеты в конце XX в. претерпели кардинальные изменения. Мировая экономика (с участием практически всех стран) стала развиваться на основе принципов рыночной конкуренции, где основой успешной деятельности стала инновационная составляющая. Под влиянием научных открытий структура рынка переформировалась, сфера услуг не только не сократила своего объема, а, наоборот, умножила. Динамика роста сферы обслуживания продолжается и в XXI в.,

занимая все более устойчивые позиции в мировой экономике. Изменения, происходящие в этом секторе, в мировом масштабе столь существенны, что современная экономика получила определение «экономика услуг».

Динамика развития сервисного сектора

Становление рынка услуг связано с третьей научной революцией XVII в., когда научные открытия в области математики, географии, астрономии, химии, физики нашли свое практическое применение в таких сферах обслуживания, как транспорт, связь, культура, медицина, банковская, финансовая, ЖКХ и др.

Начиная с 1970 г. научно-техническое развитие приняло еще и информационный оттенок, а сервисная сфера стала расширяться в более «наукоемких» направлениях. Ежегодно увеличивая свою долю в мировом ВВП, рынок услуг занял основную часть в международной торговле в XXI в. Динамика ВВП по отраслям экономики представлена в таблице.

Анализируя данные табл. 1, можно заметить, что мировой ВВП за пять лет практически удвоился, а отраслевая структура претерпела качественные изменения. Доля сельского хозяйства в ВВП ста-

Вопросы экономики

46 (184) - 2013

Отраслевая структура ВВП мира с 2005 по 2010 г. [11]

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010

ВВП, трлн долл., всего 43,60 65,95 65,61 69,62 70,17 79,45

Сельское хозяйство (от ВВП), % 14,0 12,8 12,4 12,8 9,8 5,9

Изменение к предыдущему году, % - -1,2 -0,4 0,4 -3 -3,9

Промышленность (от ВВП), % 31,0 31,7 29,6 26,7 28,4 30,7

Изменение к предыдущему году, % - 0,6 -2,1 -0,1 1,7 2,3

Услуги (от ВВП), % 55,0 54,9 58 60,5 61,8 63,4

Изменение к предыдущему году, % - -0,3 2,9 2,5 1,3 1,6

бильно сокращается, в 2010 г. по сравнению с 2005 г. она сократилась на 7,9 %.

Также можно заметить сокращение доли промышленности. Однако промышленная сфера остается наиважнейшей составляющей экономики, и сокращение ее доли в ВВП на 0,3 % за 5 лет (почти на 5 % за 15 лет) вовсе не означает сокращения объема производства. Сокращение доли перечисленных секторов ВВП во многом связано с расширением объема производства услуг. Благодаря научно-техническому прогрессу сфера обслуживания к 2010 г. обеспечила 50,371 трлн долл., что составило 63,4 % мирового ВВП. Прирост сервисного сектора с 2005 по 2010 г. составил 108,2 %. Следует также отметить, что в 1975 г. в сервисной сфере были предоставлены услуги на сумму примерно 20 трлн долл., а сектор составлял всего 32,2 % мирового ВВП, т. е. менее чем за полвека рынок увеличился в своих объемах в 2,5 раза, удвоив свою долю в мировом ВВП. Безусловно, подобная динамика желательна для мировой экономики, поскольку сфера услуг является наукоемкой, благодаря ее развитию сохраняются природные ресурсы, увеличивается

1975

1980 1985 1990 1995 2000 2005

Сектор услуг (левая шкала), млрд долл. Услуги на душу населения (правая шкала), долл.

Рис. 1. Стоимость сектора услуг в мире в 1975-2011 гг. [1]

трудоемкость производства, а конечные расходы населения все чаще направляются на приобретение услуги, что в свою очередь говорит о повышении качества жизни граждан.

Увеличение доли услуг в ВВП также означает увеличение добавленной стоимости сферы, что является важной характеристикой народного богатства. Изучение динамики добавленной стоимости и оценки значимости услуг для населения возможно с помощью параметров добавленной стоимости сферы и доли услуг на душу населения (рис. 1).

Как можно заметить, добавленная стоимость услуг (см. рис. 1) выросла практически в 15 раз за 45 лет, достигнув уровня в 29 043 млрд долл. Одновременно потребление услуг населения выросло почти в 10 раз. В 1975 г. на одного среднестатистического жителя планеты приходилось услуг на уровне только 496 долл. за год, а в 2011 г. - 4 221 долл. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что, во-первых, сфера услуг увеличивается в масштабах, во-вторых, меняется потребительское поведение людей, в-третьих, расширяется потребительская корзина населения. Такая динамика развития сферы стала

4 500

4 000

3 500

3 000

2 500

2 000

1 500

1 000

500

0

2010

2011

7х"

17

46 (184) - 2013

Вопросы экономики

возможной во многом благодаря развитию международной торговли. По сравнению с первой половиной XX в. во второй половине экспорт сервисов в мире увеличился почти в 8 раз, а к 2011 г., по данным ВТО, достиг уровня в 4 149 трлн долл.

Проблема неравномерного развития международного рынка услуг

Если во второй половине XX в. не наблюдалось большого различия в мировой торговле по регионам, то в начале XXI в. развитые регионы мира стали резко увеличивать объемы экспорта услуг и переформировывать свою экономику. В результате в современной мировой экономике основная доля международной торговли услугами принадлежит развитым странам, а развивающиеся государства пока еще занимают незначительный объем. Экспорт и импорт до 2009 г. увеличивался во всем мире, что констатирует динамику роста качества жизни населения планеты, но в 2009 г. произошел значительный спад в мировой торговле, что больше всего повлияло на темпы роста развитых стран. Так, равномерный рост сервисной сферы, составлявший в Северной Америке и Европе около 14 % в год, во время кризиса сократился до - 9 и - 14 % соответственно. А во всем мире рынок сократился примерно на 12 % [7]. Но, как известно, сфера услуг очень емкая и уже в следующий год ее прирост составил около 110 %. Наиболее эффективным годом торговли услугами стал 2007 г., когда средний прирост экспорта составил 120 % (по прогнозам, уже к 2015 г. сфера услуг снова обеспечит прирост около 120 %). Международная торговля услугами сильно коррелирована с уровнем развития региона. Так, в Северной Америке, Европе и Азии среднегодовой рост экспорта превышает рост импорта, а в Африке,

Другие страны

Великобритания/'''''''

Франция

Германия,

Рис. 2. Доля стран в мировой торговле услуг в 2011 г., % [1, 11]

Северной и Центральной Америке - наоборот, среднегодовой рост импорта превышает рост экспорта. Следовательно, развитые страны экспортируют намного больше, чем импортируют, что обеспечивает увеличение национального богатства развитых стран и уменьшение развивающихся. Это, в свою очередь, ставит определенный ряд проблем перед современной мировой экономикой.

В целом в мировой торговле доминирующее положение традиционно занимают несколько государств с развитой рыночной экономикой, на которые приходится более 50 % рынка, как экспорта, так и импорта (рис. 2).

Анализ данных рис. 2 показывает, что всего шесть стран обеспечивают более 50 % рынка услуг, а остальным, более чем 200 странам, остается другая половина рынка. Более 7 % рынка принадлежит Китаю, который достиг такого уровня за последние 15 лет. Лидером рынка услуг являются США (34 %), странам еврозоны принадлежит около 30 % рынка во многом благодаря традиционным лидерам в этой сфере: Германии (6 %), Франции (5 %) и Великобритании (4 %). Остальные страны мира, несмотря на свой уровень развития, занимают менее 4 % рынка, но среди них следует отметить развивающиеся страны G20, такие как Бразилия, Турция, Австралия, Канада, Южная Корея, Индия, Мексика, которые стремительно развиваются в сервисном направлении. Что касается стран СНГ, то они все вместе занимают примерно 3,5 % рынка и не имеют особого влияния на международную торговлю в данной сфере. Среди них наиболее высокий темп развития принадлежит России, которая до 2005 г. занимала менее 1 % рынка (32-е место среди 145 стран), а, по данным ВТО, в 2011 г. ее доля в международной торговле выросла до 1,62 % (14-е место) [2]. Страны СНГ стремительно наращивают свою долю и влияние на мировом рынке. По оценкам экспертов, этот рынок после распада СССР до сих пор не насыщен, является перспективным и привлекательным для инвестиций. В первую очередь это касается динамично развивающихся отраслей: транспорта и связи, телекоммуникаций, консалтинга, строительства, финансово-банковской сферы, авиа- и судостроения.

США

Япония

Вопросы экономики

46 (184) - 2013

Финансово-банковская сфера как сопровождающая сфера остальных отраслей экономики за последние полвека пережила кардинальные изменения. В настоящее время в условиях развитых товарных и финансовых рынков структура банковской системы резко усложняется. Появились новые виды финансовых учреждений, банки стали предоставлять новые виды услуг, появились новые методы обслуживания клиентов. Кредитная система нашей страны переходит на качественно новый этап развития [3, с. 6]. Многообразие и сложность экономических отношений между хозяйствующими субъектами в условиях рынка определяют возможность возникновения различных видов риска. Банковский риск - это стоимостное выражение вероятностного события, ведущего к потерям [4, с. 18].

Исследователи института McKinsey Global [9] отмечают, что СНГ может стать лидером в сфере информационных технологий и программирования. Мировой спрос в области информационных технологий составляет примерно 500 млрд долл. в год. Общий объем экспорта в сфере оценивается 10 млрд долл., по прогнозам, к 2020 г. он составит уже 50 млрд долл.

Высокий уровень экспорта и импорта услуг определяет направленность экономики страны. Изучая отраслевую структуру стран, можно говорить о том, что в экономиках развитых стран произошла «революция услуг» и локомотивом развития стал рынок обслуживания. К 2010 г. 73,2 % рынка Евросоюза принадлежало сервисной сфере [6]. Во Франции сфера обслуживания составляет 80 % ВВП, в Бельгии - 76 %, в Дании - 76 %, в Италии - 73 %, в Греции - 78,5 % в Германии - 70 %, в Австрии -67 %. Следует также отметить высокий уровень специализации в Гонконге - 92,3 %. Доля услуг в ВВП в Канаде составляет 78 %, в США - 76,7 %, в Японии - 75,9 %.

В отличие от развивающихся стран с узкой специализированностью в развитых странах имеет место общая динамика равномерного развития всех отраслей с определенными специализациями по экспорту высокотехнологических или высококачественных услуг. Например, швейцарские фирмы известны в банковской сфере, организации материально-технического обеспечения, обеспечении безопасности, консалтинге. Английские фирмы известны в страховании, аукционной торговле, управлении денежными операциями. Шведские компании занимают лидирующие позиции в спе-

циализированных перевозках и инжиниринге. Сингапурские фирмы сильны в судостроении, авиастроении, морской торговле. Американские компании традиционно занимают лидирующие позиции в управлении гостиничным хозяйством, бухгалтерском учете, туризме, авиастроении, машиностроении, информационных технологиях, других наукоемких сферах экономики. Для оценки уровня специализации конкретной страны в экспорте услуг можно рассчитать индекс специализированности стран в мировом рынке по формуле

5 = ВВП (V / К), где V - объем экспорта услуг;

Vи - объем импорта услуг.

Как уже было отмечено, большинство стран занимает менее 1 % мирового рынка услуг. Однако можно сказать, что сервисная отрасль в определенных государствах занимает основное место в торговом балансе. Специализация маленьких стран проходит, исходя из географических, климатических, социально-экономических и политических особенностей. Так, по данным Всемирного банка и статистической службы Европейского союза, в 2010 г. 100 % ВВП Гибралтара, 97,1 % ВВП Макау, 95,4 % ВВП Каймановых островов, 95,1 % ВВП Монако и 79,3 % ВВП Кипра были сформированы сферой услуг. Естественно, эти страны развивают свою экономику в области туризма и морской торговли, но благодаря этому они в несколько раз увеличили уровень благополучия населения своих стран. Сфера туристического и экскурсионного обслуживания в современном мире постоянно растет. Сложность управления туристическим бизнесом связана как с многоотраслевым характером производства туристических услуг, так и с многообразием причин, определяющих нестационарность и случайность факторов, влияющих на результаты бизнеса [6, с. 244]. Внедрение инновационных технологий в туризме не только окажет влияние на экономические подразделения данной отрасли, но и повлечет за собой развитие других хозяйственных секторов, повлияет на различные стороны социально-экономической жизни общества [5, с. 163].

Структурные изменения в мировой экономике меняют и структуру занятости населения. Занятость в сфере услуг стремительно растет, во-первых, из-за роста масштабов рынка, во-вторых, из-за сокращения рабочих мест в других отраслях под влиянием научно-технического развития, механизации производства, увеличения емкости производства,

7х"

19

46 (184) - 2013

Вопросы экономики

в-третьих, из-за привлекательности сферы для перспективных рабочих. Наиболее высок уровень занятости в сфере сервиса в США - 80 %, в Великобритании - 79 %, в Швеции - 78 %, в Канаде -75 %, в Нидерландах - 72 %, во Франции - 72 % [10]. В среднем для 27 стран Европы этот показатель составляет 65 %. Страны СНГ с переходными экономиками сильно отстают по этому показателю. Так, занятость в сфере услуг на Украине и в России составляет соответственно 62 и 65 %, а в остальных странах СНГ - около 30 % [8].

Выводы

Сервисная сфера развивается подобно рынку промышленности в XIX-XX вв. Развитые страны уделяют основное внимание более наукоемким, «дорогим» видам сферы услуг, которые обеспечивают высокие темпы экономического развития, повышение уровня жизни, а также считаются более экономичными и перспективными по отношению к окружающей среде и истощаемым ресурсам. Развивающиеся страны уделяют основное внимание в развитии экономики сельскому хозяйству и промышленности.

Международное регулирование обмена услугами должно быть ориентировано на наиболее эффективный вариант разделения труда, его равномерного развития во всем мире. Эволюция мировой экономики должна стимулировать развитие сферы услуг в развивающихся странах планеты.

Список литературы

1. Добавленная стоимость сектора услуг мира, 1970-2011 гг. URL: http://be5.biz/makroekonomika/ service/service_world. html.

2. Долгов С. И. Внешняя торговля России на рубеже веков. М.: Экономика, 2001. С. 144-145.

3. Киселева И. А. Коммерческие банки: модели и информационные технологии в процедурах принятия решений. М.: Едиториал УРСС, 2002. 400 с.

4. Киселева И. А. Методологические аспекты управления банковскими рисками // Финансовый менеджмент. 2001. № 1. С. 13-26.

5. Киселева И. А., Трамова А. М. Стратегия инновационного развития туристического рекреационного комплекса региона. М.: МЭСИ, 2011.

6. Киселева И. А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 2. С. 244-245.

7. МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics Yearbook IMF, Wash, 2005-2009 гг. URL: http://www.wto.org/english/res_e/ statis_ e/statis_e. html.

8. Россия и страны мира - 2012 г.: стат. сб. М.: Росстат, 2012. 380 с.

9. McKinsey&Company. http:// www.mckinsey. com.

10. URL: http://www.ilo.org/global/lang-en/index.

htm.

11. URL: http://www.nationmaster.com/graph/ eco_gdp_com_by_sec_ser-economy-gdp-composition-sector-services.

dilib

Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.

www.dilib.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.