Научная статья на тему 'Международная торговля услугами и особенности её развития в Республике Беларусь'

Международная торговля услугами и особенности её развития в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4639
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / КОММЕРЧЕСКИЕ УСЛУГИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СЕКТОР УСЛУГ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / іNTERNATIONAL TRADE / COMMERCIAL SERVICES / NATIONAL ECONOMY / SECTOR OF SERVICES / EXPORT / IMPORT / МіЖНАРОДНА ТОРГіВЛЯ / КОМЕРЦіЙНі ПОСЛУГИ / НАЦіОНАЛЬНА ЕКОНОМіКА / СЕКТОР ПОСЛУГ / ЕКСПОРТ / іМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турбан Г.В.

Целью исследования являлось выявление тенденций в международной торговле коммерческими услугами и особенностей развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь. Предметом статьи явилось исследование развитие коммерческих услуг в мировой экономике. При проведении исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения, группировок и сравнительного анализа, системного подхода. В теоретической части исследования выделены три подхода к определению услуги: в первом случае она выступает как деятельность, во втором как результат деятельности, в третьем как симбиоз деятельности и результата. Единая классификация услуг до настоящего времени не разработана. Выявлены основные тенденции развития мирового рынка услуг: высокая степень концентрации мировой торговли услугами в нескольких странах мира (США, Великобритания, Китай, Германия, Франция), асимметричность географической направленности экспорта и импорта услуг в пользу развитых стран, преобладание торговли традиционными услугами (транспорт, страхование, поездки), увеличение доли развивающихся стран в международной торговле услугами. Во внешней торговле услугами Республики Беларусь в 2015 г. сложилось положительное сальдо, несмотря на то, что международный оборот торговли услугами уменьшился. Наибольший удельныий вес в экспорте составили транспортные, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, услуги строительства и туристические услуги. С целью развития в республике международных услуг целесообразна дальнейшая либерализация, стимулирование приватизации и привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечение равных условий хозяйствования для государственный и частных компаний. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы субъектов хозяйствования, органами государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the study was to reveal tendencies in international trade of commercial services and features of development of foreign services trade in Belarus. The subject of the article are research of development commercial services in the world economy. The methods of study are analysis and synthesis, generalizations, groupings and the comparative analysis, systematic approach. In the theoretical part of research three approaches to service definition are allocated: in the first case it acts as activity, in the second as result of activity, in the third as activity and result symbiosis. Uniform classification of services is not developed till now. The basic tendencies of development of the world market of services are revealed: high degree of concentration of world services trade in the several countries of the world (USA, Great Britain, China, Germany, France), non symmetry of geographical orientation of export and import of services in favor of the developed countries, prevalence of trade in traditional services (transport, insurance, trips), increase the share of developing countries in international services trade. In foreign trade of services in Belarus in 2015 was the positive balance, despite reduction of international trade by services. The greatest volume in export was services by transport, telecommunication, computer and information services, services of building and tourist. For the purpose of development international services in republic the further liberalisation, stimulation of privatisation and attraction of direct foreign investments, maintenance of equal conditions of managing for state and the private companies are expedient. The results of study can be used in the practice of companies, public authorities.

Текст научной работы на тему «Международная торговля услугами и особенности её развития в Республике Беларусь»

2. Sonina, L.A. Obzor kolichestvennykh podkhodov k opredeleniyu srednego biznesa // Avtomatizatsiya i upravlenie v tekhnicheskikh sistemakh. - 2015. - №3 (15). - S. 190-194.

3. Zakon Respubliki Belarus' «O podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva» ot 1 iyulya 2010 g. №148-Z s izmeneniyami i dopolneniyami ot 30 dekabrya 2015 g. №344-Z (Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus', 01.01.2016, 2/2339).

4. Ukaz Prezidenta Respubliki Belarus' «O nekotorykh merakh gosudarstvennoy podderzhki malogo predprinimatel'stva» ot 21 maya 2009 g. № 255.

5. Postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' «O merakh po realizatsii Zakona Respubliki Belarus' «O podderzhke malogo i srednego predprinimatel'stva» ot 30 dekabrya 2010 g. №1911.

6. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Respublike Belarus'. Statisticheskiy sbornik // Natsional'nyy statisticheskiy komitet Respubliki Belarus'. - 2016. - 368 s.

7. Postanovlenie Soveta Ministrov ot 23 fevralya 2016 g. №149 «O Gosudarstvennoy programme «Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Respublike Belarus'« na 2016-2020 gody».

ДАНI ПРО АВТОР1В

Тетеринець Тетяна Анатолпвна, доцент кафедри економш та оргаызацп пщприемств АПК, к.е.н., доцент УО «Бторуський державний аграрний техшчний ушверситет» 220070, Республка Бторусь, м.Мшськ, пров. Клумова 11-29 e-mail: talad79@mail.ru

Чиж Дмитро Анатолшович, доцент кафедри фунтознавства i земельних шформацшних систем, к.е.н., доцент

УО «Бторуський державний ушверситет» 220030 м.Мшськ, пр.Незалежност 4 e-mail: chyzh@yandex.ru

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Тетеринец Татьяна Анатольевна, доцент кафедры экономики и организации предприятий АПК, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный аграрный технический университет» 220070, Республика Беларусь, г. Минск, пер. Клумова 11-29 e-mail: talad79@mail.ru

Чиж Дмитрий Анатольевич, доцент кафедры почвоведения и земельных информационных систем, к.э.н., доцент

УО «Белорусский государственный университет» 220030 г.Минск, пр.Независимости 4 e-mail: chyzh@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Tsetsiarynets Tat'iana Anatol'ievna, PhD of Economics Sciences, Associate Professor of «Economics and Organization of agriculture» of Belarus State Agrarian Technical University, side str. Klumov 11-29, Minsk, Republic of Belarus, 220070 e-mail: talad79@mail.ru

Chyzh Dmitrii Anatol'ievich, PhD of Economics Sciences, Associate Professor, Belarus State University Minsk, Republic of Belarus, e-mail: chyzh@yandex.ru

УДК 339.5(100)

М1ЖНАРОДНА ТОРГ1ВЛЯ ПОСЛУГАМИ ТА ОСОБЛИВОСТ1 И РОЗВИТКУ В РЕСПУБЛ1Ц1 Б1ЛОРУСЬ

Турбан Г.В.

Ключов'1 слова: м'жнародна торг'тля, комерцйн послуги, нацональна економка, сектор послуг, експорт, iмпорт.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЁ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Турбан Г.В.

Целью исследования являлось выявление тенденций в международной торговле коммерческими услугами и особенностей развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь.

Предметом статьи явилось исследование развитие коммерческих услуг в мировой экономике.

При проведении исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения, группировок и сравнительного анализа, системного подхода.

В теоретической части исследования выделены три подхода к определению услуги: в первом случае она выступает как деятельность, во втором - как результат деятельности, в третьем -как симбиоз деятельности и результата. Единая классификация услуг до настоящего времени не разработана.

Выявлены основные тенденции развития мирового рынка услуг: высокая степень концентрации мировой торговли услугами в нескольких странах мира (США, Великобритания, Китай, Германия, Франция), асимметричность географической направленности экспорта и импорта услуг в пользу развитых стран, преобладание торговли традиционными услугами (транспорт, страхование, поездки), увеличение доли развивающихся стран в международной торговле услугами.

Во внешней торговле услугами Республики Беларусь в 2015 г. сложилось положительное сальдо, несмотря на то, что международный оборот торговли услугами уменьшился. Наибольший удельныий вес в экспорте составили транспортные, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, услуги строительства и туристические услуги. С целью развития в республике международных услуг целесообразна дальнейшая либерализация, стимулирование приватизации и привлечение прямых иностранных инвестиций, обеспечение равных условий хозяйствования для государственный и частных компаний.

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы субъектов хозяйствования, органами государственного управления.

Ключевые слова: международная торговля, коммерческие услуги, национальная экономика, сектор услуг, экспорт, импорт.

INTERNATIONAL TRADE OF SERVICES AND FEATURES OF ITS DEVELOPMENT IN REPUBLIC OF BELARUS

Turban G.V.

The purpose of the study was to reveal tendencies in international trade of commercial services and features of development of foreign services trade in Belarus.

The subject of the article are research of development commercial services in the world economy.

The methods of study are analysis and synthesis, generalizations, groupings and the comparative analysis, systematic approach.

In the theoretical part of research three approaches to service definition are allocated: in the first case it acts as activity, in the second - as result ofactivity, in the third - as activity and result symbiosis. Uniform classification of services is not developed till now.

The basic tendencies of development of the world market of services are revealed: high degree of concentration of world services trade in the several countries of the world (USA, Great Britain, China, Germany, France), non symmetry of geographical orientation of export and import of services in favor of the developed countries, prevalence of trade in traditional services (transport, insurance, trips), increase the share of developing countries in international services trade.

In foreign trade of services in Belarus in 2015 was the positive balance, despite reduction of international trade by services. The greatest volume in export was services by transport, telecommunication, computer and information services, services of building and tourist. For the purpose of development international services in republic the further liberalisation, stimulation of privatisation and attraction of direct foreign investments, maintenance of equal conditions of managing for state and the private companies are expedient.

The results of study can be used in the practice of companies, public authorities.

Keywords: international trade, commercial services, national economy, sector of services, export, import.

В современных условиях постиндустриального развития мировой экономики повышается роль сектора услуг, происходит его трансформация в ведущий сегмент мирового хозяйства. Услуги формируют такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии и др. Повышение роли торговли услугами в мировой экономике, выполнение услугами важнейшей функции обеспечения эффективности использования ресурсов и катализатора экономического роста определяют актуальность темы исследования.

Изучением различных видов услуг и их роли в национальных экономиках различных стран и регионов занимается значительное количество ученых в разных странах мира. Однако это весьма динамично изменяющаяся сфера, требующая постоянного мониторинга. Кроме того, на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики, которая вплоть до недавнего времени рассматривала торговлю как товарами, так и услугами как нечто эквивалентное. Однако услуги имеют ряд специфических особенностей, коренным образом отличающих их от товаров. Растущая роль сектора услуг в экономике многих стран, всё большее вовлечение его в систему мирохозяйственных связей и международных экономических отношений, а также переговоры в рамках ВТО по торговле услугами и либерализации торговли в целом вызвали дискуссию по поводу того, насколько адекватно процессы,

происходящие на рынке услуг, объясняются моделями, существующими в теории международной торговли для материального производства.

Предмет исследования - развитие коммерческих услуг в мировой экономике.

Целью исследования являлось выявление тенденций в международной торговле коммерческими услугами и особенностей развития внешней торговли услугами в Республике Беларусь.

Одной из ключевых задач исследования был анализ данных международных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организации экономического сотрудничества и развития.

При проведении исследования использовались методы анализа и синтеза, обобщения, группировок и сравнительного анализа, системного подхода.

Одном из проблем исследования является определение самого понятия услуги и чёткое разграничение её от товара.

Переориентация производства с простого создания материальных благ на предоставление услуг является фундаментальным признаком перехода общества от индустриального к постиндустриальному уровню развития. В то же время одной из важнейших проблем стандартизации, управления и нормативного регулирования в сфере услуг является отсутствие единого категориального аппарата, который позволил бы определить границы и черты данного явления, что обусловлено главным образом сложностью и многообразием категории «услуга».

Существует множество различных точек зрения по поводу трактовки услуги как социально-экономической категории, её места и роли в экономике. Некоторые исследователи и учёные считают, что описание свойств услуги более продуктивно, чем попытки вывести её определение. Среди основных причин сложности формулировки определения данного понятия можно выделить следующие:

- сектор услуг как «третичный» охватывает всё, что не относится к сельскому хозяйству и промышленности;

- многочисленные и разнообразные действия относятся существующей официальной статистикой к одному классу экономических благ;

- услуги - гибкий объект, границы которого подвижны;

- к услугам относятся разнообразные виды деятельности, направленные на различные объекты [1].

Одним из первых общий методологический подход к пониманию услуг как социально-экономического

феномена был предложен Т. Хиллом, который отверг широко распространённое мнение о том, что услуги являются просто нематериальными товарами, которые невозможно увидеть, попробовать на вкус, иными словами, осязать до момента приобретения, а также хранить.

Д. Сэмпсон и Р. Снапе в качестве отличительной черты услуги отмечали тот факт, что она, как правило, потребляется в том месте, где произведена, однако не считали это основным признаком, так как отмечали, что некоторые услуги могут быть предоставлены потребителям при помощи почты, телефона или компьютерной связи.

В литературе можно выделить три подхода к определению услуги: в первом случае она выступает как деятельность, во втором как результат деятельности, в третьем как симбиоз деятельности и результата. В статье 30 Налогового кодекса Республики Беларусь услуга определяется как деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности [2]. Этого же подхода придерживаются К. Гренроос и Р. Шелп. Л. Берри пишет, что «физический продукт - это предмет, устройство или вещь, в то время как услуга является поступком, исполнением или усилием» [1].

Однако деятельность сложно подвергнуть бухгалтерскому и статистическому учёту. В международном стандарте ИСО 9004-2 услуга определяется как результат взаимодействия исполнителя и потребителя услуги [3].

В соответствии с третьим подходом, где услуги выступают как симбиоз результата и деятельности, услугу можно определить как согласованный процесс взаимодействия потребителя и поставщика услуги, полезность которого проявляется в виде нематериального результата, получаемого покупателем [3]. Этого же мнения придерживался и Ф. Котлер. Он отмечал, что услуга - это «любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо» [1].

Практически во всех странах мира, относящихся к разным типам экономик, в течение последних десятилетий наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения растёт доля сектора услуг в структуре ВВП и уменьшаются доли других секторов - промышленности и сельского хозяйства [4]. Развитие сектора услуг и национальной экономики - взаимозависимые явления: развитие экономики страны стимулирует развития сектора услуг, а сектор услуг в свою очередь улучшает производительность труда, что повышает эффективность производства, а значит, активизирует экономический рост.

Для постиндустриальных экономик характерно постоянное увеличение доли сектора услуг в ВВП, а также процент занятости населения этих стран в сфере услуг. За 2015 г. доля услуг в ВВП отдельных стран составила: Аргентина - 60,4%, Австралия - 67,4%, Австрия - 70,7%, Бельгия - 77%, Бразилия - 71,9%, Канада - 70,5%, Китай - 48,4%, Кипр - 87,4%, Финляндия - 70,2%, Франция - 79%, Грузия - 68,7%, Греция - 82,8, Япония - 72,2%, Люксембург - 88,3%, Сингапур - 76,2%, США - 77,6% [5]. Кроме того, в настоящее

время сфера услуг стала инновационной, приоритетной, обеспечивающей экономический рост, увеличение занятости и повышение уровня жизни населения.

Наряду с увеличением доли сектора услуг в ВВП многих стран мира, в последние 20 лет торговля услугами стала наиболее динамично развивающимся сегментом мировой торговли. В целом рост мировой торговли услугами в течение последних десятилетий обусловлен следующими факторами:

- рост открытости национальных экономик, а, следовательно, и национальных рынков;

- влияние научно-технического процесса на масштабы и многообразие услуг;

- изменение структуры потребления населения (а именно рост спроса на услуги), особенно в развитых и новых индустриальных странах, что связано с ростом уровня жизни населения;

- переход развитых стран к этапу формирования «нового информационного общества», в основе которого лежит рост потребления различных услуг, включая, прежде всего, информационные услуги;

- неотделимость многих товаров и услуг друг от друга, поэтому рост мировой торговли товарами приводит к аналогичному росту услуг(например, мобильные телефоны дополнены Интернетом);

- растущая взаимосвязанность мировой торговли различными видами услуг, многие из которых реализуются в комплексе (например, транспортные и страховые услуги);

- развитие Интернета как ключевой фактор совершенствования электронной торговли, а также оказания финансовых услуг посредством телекоммуникаций;

- усилия стран, направленные на либерализацию мировой торговли услугами, в том числе в рамках ГАТС, а также на создание конкурентной среды в большинстве секторов и подсекторов услуг.

В настоящее время международная торговля услугами по масштабам отстаёт от международной торговли товарами, т.к. в настоящее время она составляет только пятую часть мировой торговли в целом. По данным ВТО в 2015 г. мировой экспорт услуг составил 4,754 трлн. долл. США, импорт - 4,610 трлн. долл. США.

Основным источником информации относительно мировой торговли услугами являются сведения платёжных балансов различных стран мира, которые составляются в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда. Однако по мнению многих аналитиков, официальные данные о торговле услугами занижены, т.к. статистика не может отразить торговлю услугами с такой же полнотой и точностью, как торговлю товарами.

Основными причинами занижения стоимости мировой торговли услугами являются следующие:

- не все услуги являются объектами международной торговли: часть услуг (в особенности государственные услуги) реализуется внутри страны её резидентами, и они не подпадают под категорию международной торговли;

- услуги часто предоставляются в комплекте с реализуемыми товарами (при этом стоимость услуг часто фиксируется как часть стоимости товара), и в этом случае довольно сложно разделить собственно стоимость товара и стоимость услуг (например, страховые, транспортные, рекламные услуги и др.);

- услуги составляют значительную часть внутрифирменного обмена в рамках транснациональных компаний, а учитывая то, что продажа как товаров, так и услуг в них осуществляется по так называемым трансфертным ценам (которые нередко сознательно занижаются), то стоимостная оценка реализуемых при этом услуг также оказывается заниженной;

- занижается также оценка страховых и банковских услуг, т.к. иногда доходы по таким операциям реинвестируются в тех же зарубежным странах, где они и были получены;

- не все страны сообщают полную информацию о своем платёжном балансе, а некоторые страны отражают информацию недостаточно детально, что затрудняет учёт операций по отдельным видам и подвидам услуг.

Таким образом, обеспечение полноты, точности и достоверности статистического учёта мировой торговли услугами является одной из важнейших задач международной статистики.

Анализ мировой торговли показал более высокие темпы роста международной торговли услугами в сравнении с товарами: в 1980-2015 гг. среднегодовые темпы роста в мировой торговле товарами составили 7% , услугами - 8%. В течение последних 20 лет наибольший спад международной торговли наблюдался в 2009 г. в связи с началом мирового финансового кризиса. В этом году мировая торговля услугами сократилась на 9%, в то время как торговля товаров - на 22%. Уже в 2010 г. мировая торговля услугами вернулась к уровню докризисных показателей, а в последующие годы показывала постоянный устойчивый рост. В 2014 г. мировой экспорт услуг увеличился на 5%, в то время как аналогичный показатель по торговле товарами увеличился лишь на 0,5%. Их этого следует, что торговля услугами менее подвержена влиянию различных макроэкономических факторов в сравнении с торговлей товарами [6].

В 2015 г. ознаменовался существенным снижением стоимости мирового экспорта и импорта коммерческих услуг [6]. Экспорт упал на 6 процентов в 2015 г. по сравнению с 2014 г., хотя снижение было менее серьезным, чем для товаров (таблица 1).

Сокращение торговли услугами в 2015 г. вызвано многими факторами, включая снижение темпов экономического развития в Китае, серьезный спад Бразилии, снижение цен на нефть и предметы потребления, и изменчивость обменных курсов валют.

В 2015 г. наблюдалось снижение и экспорта, и импорта в торговле услугами, как развитых стран, так и развивающихся, с транзитивной экономикой. Наименьшее падение было характерно для развивающихся

экономик (на 3 % - экспорт и на 3% импорт). Наибольшее снижение международной торговли коммерческими услугами наблюдалось в Содружестве Независимых Государства (СНГ): экспорт понизился на 16 %. импорт - на 23 %. В значительной степени это обусловлено сокращением торговли услугами в Российской Федерации и обесценивание российского рубля против доллара США [6].

юшшца 1. шслщупари^пал ¡и Группы стран л ишш киммср^сикпмп уы|у■ амп ни Экспорт гммам и ■ рап, \ivij м 1. ьшп и в /о; Импорт

Объем 2015 Доля в мире Темпы прироста Объем 2015 Доля в мире Темпы прироста

2014 2015 2014 2015 2014 2015 2014 2015

Развивающиеся экономики 1521 30,9 32,0 9 - 3 1816 38,2 39,4 11 - 3

Развитые экономики 3140 66,9 66,0 6 - 7 2662 58,2 57,7 6 - 7

СНГ 94 2,2 2,0 - 9 - 16 134 3,5 2,9 - 4 -23

Весь мир 4754 100 100 7 - 6 4612 100 100 7 - 6

Только группа развивающихся стран (прежде всего Китай и Индия) увеличили в 2015 г. по сравнению с 2014 г. долю в международной торговле коммерческими услугами (с 30,9% до 32% при экспорте и с 38,2% до 39,4% при импорте) [6].

В 2015 г. ведущими десятью экспортерами коммерческих услуг были тем же самые страны, что и ведущие десять импортеров, но позиции их отличались (таблица 2). Соединенные Штаты продолжают занимать лидирующую позицию как ведущий экспортёр, так и импортёр услуг (14,5% и 10,2% общего объёма соответственно). Китай был вторыми по величине импортером услуг с долей 10,1 % и третьим экспортером с 6-процентной долей в глобальном экспорте услуг (в 2014 г. его позиции составляли 5-ое и 3-е место соответственно). Страна был единственной из десяти лидеров, имеющая положительный рост как экспорта, так и импорта коммерческих услуг. Однако, Китай оставался чистым импортером услуг, главным образом из-за значительного увеличения путешествуйте в последние годы. Второе место в мировом экспорте коммерческих услуг в 2015 г. заняла Великобритания с долей 7,3% [6].

Таблица 2.- Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами в 2015 г. (млрд. долл. США и в %)_

Экспортеры Импортеры

Место Страна Объем Доля Место Страна Объем Доля

1 США 690 14,5 1 США 469 10,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 Великобритания 345 7,3 2 Китай 466 10,1

3 Китай 285 6,0 3 Германия 289 6,3

4 Германия 247 5,2 4 Франция 228 4,9

5 Франция 240 5,0 5 Великобритания 208 4,5

6 Нидерланды 178 3,7 6 Япония 174 3,8

7 Япония 158 3,3 7 Нидерланды 157 3,4

8 Индия 155 3,3 8 Ирландия 152 3,3

9 Сингапур 139 2,9 9 Сингапур 143 3,1

10 Ирландия 128 2,7 10 Индия 122 2,7

Всего мир 4 ,755 100,0 Всего мир 4 ,610 100,0

Из европейских стран значительно снизился экспорт коммерческих услуг во Франции: с 263 млрд. долл. США в 2014 г. до 240 млрд. долл. США в 2015 г.. Самое большое падение импорта наблюдалось в Германии с 247 млрд. долл. США в 2014 г. до 289 млрд. долл. США в 2015 г. [6].

На долю топ десяти стран в 2015 г. приходилось 53,9% мирового экспорта и 52,3% импорта коммерческих услуг. Следует отметить, что лидерами по экспорту являются 12 европейских, 2 североамериканские и 6 азиатских стран, по импорту - 9 европейских, 7 азиатских, 2 североамериканские, 1 южноамериканская страна, а также Российская Федерация.

Данные об экспорте и импорте коммерческих услуг интеграционных группировок мира свидетельствуют, что на долю трех из них - ЕС, НАФТА и АСЕАН в 2015 г. приходилось 55% (8,8 трилл. долл. США) мирового экспорта и 58% (9,6 трилл. долл. США) мирового импорта [6].

Проанализировав данные международной статистики в области торговли услугами можно выявить следующие тенденции:

- положительная динамика международной торговли услугами в течение 1995-2015 гг.;

- высокая асимметричность географической направленности экспорта и импорта услуг в пользу развитых стран;

- высокая степень концентрации мировой торговли услугами в нескольких странах мира;

- определённая специализация стран на экспорте услуг в рамках мировой экономики в т.ч. развитых

стран - на финансовых, информационных, телекоммуникационных, деловых услугах, развивающихся страны - в основном на транспортных и туристических услугах;

- стремительная регионализация международного рынка услуг, которая выражается в увеличении количества региональных торговых соглашений, охватывающих торговлю услугами;

- торговля традиционными услугами (транспорт, страхование, поездки) занимает более половины всей международной торговли услугами;

- компьютерные и информационные услуги показали наибольший среднегодовой темп роста в течение 1995-2015 гг.;

- увеличение доли развивающихся стран в международной торговле услугами в течение последних 20 лет.

В условиях становления и развития постиндустриального общества сфера услуг приобретает приоритетное значение. Она играет важнейшую роль в построении эффективной нересурсоемкой инновационной экономики и повышении общей производительности труда. Именно с развитием сферы услуг и, прежде всего, отраслей, способствующих формированию экономики знаний, связываются перспективы дальнейшего развития общества. Многие страны, которые не располагают достаточными научно-технологическими и сырьевыми ресурсами, необходимыми для масштабных индустриальных прорывов, обеспечивают сегодня рост экономики именно за счёт инновационного развития сферы услуг. Этот путь приемлем и для Республики Беларусь.

Для выявления проблем и определения возможных направлений развития внешней торговли услугами Республике Беларусь проанализируем динамику торговли услугами за 2015 г. Сальдо внешнеий торговли услугами в 2015 г. сложилось положительным в размере 2,3 млрд. долларов (4,2 % ВВП). Международный оборот торговли услугами уменьшился на 19,4% относительно уровня за 2014 г. (с 13,6 млрд. долларов до 11 млрд. долларов) [7]. В транспортных услугах и услугах, объединенных в группу «телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги», сформировался наибольший профицит услуг (положительное сальдо в размере 1,7 млрд. долл. США и 0,8 млрд. долл. США соответственно). Наибольшее отрицательное сальдо сложилось для финансовых услуг (235,1 млн. долларов), «поездок» (178,6 млн. долларов) и платы за пользование интеллектуальной собственностью (107,5 млн. долларов).

Экспорт услуг в 2015 г. составил 6,6 млрд. долл. США (12,1% ВВП) и сократился на 15,7 % по сравнению с 2014 г. Наибольший удельный вес в экспорте составили транспортные услуги (44 %), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (15,2 %), услуги строительства (14,9 %) и туристические услуги (11%) (рисунок 1). Снижение экспорта наблюдалось по большинству из вышеназванных услуг. Исключением стали лишь телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (экспорт по которым вырос на 11,6 %), а также услуги по ремонту и техническому обслуживанию (22,1%), составляющие 2,4% экспорта Беларуси [7].

12,5%

15,2%

и Транспортные услуг

н Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги

и Строительство

и Поездки

и Услуги по ремонту и техническому обслуживанию

и Прочие услуги

Рисунок 1. Структура экспорта услуг Республики Беларусь в 2015 г.

Основными потребителями белорусских услуг являются резиденты стран ЕС (им оказано 43,2% экспорта услуг), включая Германию (11% всех оказанных услуг), Польшу (5,9%), Соединённое Королевство (5,3%). На страны СНГ приходится 32,6%, где крупнейшим импортёром является Россия (25,6% экспорта). В целом увеличение объёмов экспорта наблюдалось в следующих странах: Украина (1,3%), Армения

(25,7%), Китай (13,3%), США (19,3%), Кипр (12,9%). Денежная выручка от экспорта услуг за 2015 год составила 6 млрд. долларов и снизилась на 14,9 % по сравнению с 2014 годом. При этом основными валютами в расчетах за экспорт услуг являлись доллары США (43,7% всех денежных поступлений от экспорта услуг), российские рубли (27,8%) и евро (22,3%) [7].

Импорт услуг за 2015 г. сложился в размере 4,3 млрд. долларов (7,9% ВВП) и снизился на 24,4% по сравнению с 2014 г., причём снижение наблюдалось по всем видам услуг. Наибольший удельный вес в импорте составили транспортные услуги (29%), услуги строительства (22,9%) и услуги, связанные с поездками белорусских граждан за границу (21%) (рисунок 2).

Импорт стран СНГ в 2015 г. составил 1,46 млрд. долл. США (уменьшился на 18,1% по сравнению с 2014 г.), ЕС - 1,7 млрд. долл. США (-27,8%), стран-членов ЕАЭС - 1,2 млрд. долл. США (-19,5%). Резиденты Российской Федерации оказали 27,5% всего объема белорусского импорта услуг, Литвы - 10,2%, Китая -10% и Польши - 6,6%. Кроме того, рост объёмов импорта наблюдался в Казахстане (1,1%), США (18,3%) и Нидерландах (32,6%). Платежи за импорт услуг за 2015 год составили 3 млрд. долларов и снизились на 20,5 %. Основными валютами расчетов явились доллары США (41,3% всех платежей за импорт услуг), евро (39,3%) и российские рубли (16%) [7].

Экспорт услуг в государства-члены ЕАЭС составил 1,8 млрд. долларов (26,9% общего объема экспорта услуг Республики Беларусь) и по сравнению с 2014 годом снизился на 22,7%. Импорт услуг из государств-членов ЕАЭС сократился на 19,5% и составил 1,2 млрд. долларов (28,2% общего объема импорта услуг Республики Беларусь).

16,0%

нТранспортные услуги в Строительство и Поездки

н Финансовые услуги

н Телекоммуникациоьные, компьютерные и информационные услуги

и Прочие услуги

Рисунок 2. Структура импорта услуг Республики Беларусь в 2015 г.

Анализ внешней торговли услугами позволил выявить следующие основные особенности и проблемы развития данного сектора в Республике Беларусь:

- доминирующее воздействие на изменения во внешней торговле услугами ценового фактора;

- ведущая роль в экспорте транспортных услуг. При этом незначительна роль таких доходных в развитых странах услуг, как аудит, консалтинг, лизинг, страхование и др. прежде всего из-за несовершенства инфраструктуры, в том числе финансовых рынков, нехватки необходимых финансовых ресурсов, отсутствия навыков реализации продукции НИОКР на внешних рынках;

- наличие в секторе услуг жёстких ограничений для участия иностранных инвесторов. Например, услуги стационарной телефонной связи, передача и распределение электроэнергии, транспортировка грузов железнодорожным транспортом полностью закрыты для прихода иностранных собственников. В ряде других секторов, включая средства массовой информации и страхование, присутствие иностранного капитала ограничено и не должно превышать 50% акций;

- низкая инновационная и инвестиционная активность;

- нехватка высококвалифицированных кадров;

- недостаточная активность малого бизнеса, в то время как именно частное предпринимательство является приоритетным в сфере услуг за рубежом, а малый бизнес способствует внедрению нововведений;

- сложный и иногда противоречивый процесс лицензирования;

- неразвитость современной инфраструктуры;

- недостаточный доступ к финансированию.

С целью определения основных направлений развития сферы услуг в целом и внешней торговли услугами в частности была разработана Концепция развития сферы услуг в Республике Беларусь на 20152020 гг. Его структура и содержание базируются на преемственности задач, приоритетов и целевых параметров развития сферы услуг, поставленных в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, Прогнозе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015-2017 годы и Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года.

Дальнейшее устойчивое развитие внешней торговли услугами требует реализации следующих направлений:

- стимулирование приватизации и привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Приток ПИИ, а также иностранных компаний на рынок услуг станет не только источником распространения технологий, но и инструментом усиления конкурентного давления, в результате чего станет возможным снижение цен и улучшение качества и разнообразия оказываемых услуг;

- адаптация рынков услуг к аналогичным рынкам стран ВТО путем гармонизации стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, а также создание нормативной правовой и информационной базы, интегрированной в аналогичные международные системы;

- равные условия хозяйствования для государственных и частных компаний: отмена или сокращения субсидирования государственных предприятий, их кредитования на льготных условиях, обеспечение равного доступа к банковским кредитам;

- реконструкция и модернизация инфраструктуры внешней торговли услугами;

- либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере услуг и других отраслях национальной экономики, развития рынка недвижимости и рабочей силы, формирования разветвленной финансовой инфраструктуры;

- интеграция материального производства и сферы услуг, в первую очередь, в наукоемких секторах обрабатывающей промышленности и сфере телекоммуникаций;

- дальнейшее развитие современных форм внешнеэкономической деятельности в сфере услуг (например, франчайзинг, ноу-хау, лизинг);

- устранение бюрократических барьеров, в том числе упрощение процедур создания и ликвидации предприятий, лицензирования;

- участие в международных стратегических альянсах в области информационных, компьютерных, телекоммуникационных, космических, авиационных услуг, услуг по научным исследованиям и разработкам;

- совершенствование рекламной и выставочно-ярмарочной деятельности компаний сферы услуг за рубежом;

- обеспечение предложения трудовых ресурсов, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией;

- совершенствование системы взимания налогов, сборов и таможенного контроля.

Для развития внешней торговли услугами очень значимо двухстороннее сотрудничество стран. Так для Республики Беларусь взаимовыгодно сотрудничество с Украиной с целью повышения эффективности использования транзитного потенциала и развития национальной транспортной системы. Этой стратегической цели будет способствовать и реализация на территории республики стратегии Китая «Экономический пояс Шелкового пути». У создаваемой сети огромный географический масштаб. По расчетам Китая, годовой товарооборот между странами, участвующими в проекте нового Шелкового пути, превысит 2,5 трлн. долларов США уже в ближайшие 10 лет.

Фактически транзитные перевозки из Китая в Европейский союз по территории Беларуси начались ранее официально провозглашенной стратегии Экономического пояса Шелкового пути. В июле 2011 года был открыт железнодорожный маршрут, который соединил Западный Китай с Центральной Азией и Европой. На территории Китая он проходит от Чунцина до Алашанькоу в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, затем через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу и Германию.

Альтернативой проекту нового Шелкового пути, создающегося на основе Транссибирской магистрали, является транскаспийский международный транспортный маршрут. Он связывает Китай и Казахстан через Каспийское море с Азербайджаном, Грузией, Турцией, а далее с Европой, был разработан в 2013 году и получил название «Шелковый ветер». Первый рейс по альтернативному маршруту из Китая в Тбилиси прибыл 13 декабря 2015 году. Новый маршрут позволит практически в пять раз сократить время на доставку грузов: сейчас морем из Китая они идут до 45 дней, а по «Шелковому ветру» будут доставляться всего за 9 [8].

К проекту «Шелковый ветер» присоединилась Украина. 15 января 2016 года из Украины (г. Ильичевск Одесской области) отправился экспериментальный рейс контейнерного поезда по маршруту Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай, который включает как железнодорожные участки, так и паромные переправы Черного и Каспийских морей (Ильичевск - Батуми и Алят-Актау-порт). Проект «Шелковый ветер» выходит на проект «Викинг», который через Украину, Беларусь, Литву соединяет Черное и Балтийское моря и обеспечивает наиболее оптимальный маршрут при поставках товаров между Китаем и странами Скандинавии. Сотрудничество Беларуси и Украины в рамках проектов «Викинг» и «Шелковый ветер»

является взаимовыгодным, перспективным, повышающим транзитный потенциал обоих государств при поставках грузов на маршруте Китай-ЕС.

В рамках решения задачи повышения конкурентоспособности Республики Беларусь на международном рынке и расширение экспорта услуг поставлена следующая цель: опережающее развитие экспорта услуг по сравнению с экспортом товаров, создание условий для реализации транзитного потенциала Республики Беларусь. Целевым индикатором является увеличение экспорта услуг за 2016-2020 гг. в 3 раза. Для дальнейшего развития внешней торговли услугами необходимо опираться на имеющиеся конкурентные преимущества белорусской экономики, в первую очередь выгодное экономико-географическое положение, относительно развитый научно-технический потенциал, развитую систему транспортных коммуникаций, наличие рекреационных ресурсов, высокий образовательный уровень населения.

Список использованных источников

1. Кулибанова, В. В. Роль сферы услуг в постиндустриальном обществе / В. В. Кулибанова // Маркетинг сервисных услуг. - СПб.: Вектор, 2006. - 193 с.

2. Ватолкина, Н. Услуга как социально-экономический феномен и объект управления / Н. Ватолкина // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №3. - С. 101-109.

3. Жукова, К. И. Развитие сервисного сектора экономики как определяющего элемента постиндустриального общества / К.И. Жукова // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2012. - №22. - С. 188-195.

4. Балашевич, М.И. Международная торговля услугами Республики Беларусь в контексте присоединения к ВТО / М.И. Балашевич, Д.А. Куделевич // Белорусский экономический журнал. - 2014. -№1. - С. 76-87.

5. Central Intelligence Agency. The World Factbook: guide to country comparisons [Electronic resource] / The United States of America. - Mode of access: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2016.html#ao. - Date of access: 21.01.2017.

6. World Trade Organization. International Trade Statistics 2016 [Electronic resource] / WTO. - 2016. -Mode of access: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2015_e/its2015_e.pdf. - Date of access: 21.01.2017.

7. Платёжный баланс Республики Беларусь, 2016 [Электронный ресурс] / Национальный банк Республики Беларусь. - Минск, 2017. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/BalPay/BalPay2015.pdf. - Дата доступа: 20.02.2017.

8. Перевозки грузов по видам транспорта [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/transport-i-svyaz/osnovnye-pokazateli-za-period-s-1995-po-2016-gody/perevozki-gruzov-po-vidam-transporta/- Дата доступа: 05.02.2017.

References

1. Kulibanova, V.V. Role of services sphere in a postindustrial society // Marketing of service services. -SPb.: Vector, 2006. - 193 с.

2. Vatolkina, N. Service as a social and economic phenomenon and object of management // Problems of the theory and management practice. - 2011. - № 3. - С.101-109.

3. Zhukova, K.I. Development of service sector of economy as defining element of a postindustrial society // The bulletin of Vitebsk state technological university - 2012. - №22. - С. 188-195.

4. Balashevich, М.1., Kudelevich D.A. International services trade of Belarus in a context of joining to the WTO // The Belarus economic magazine. - 2014. - №1. - С. 76-87.

5. Central Intelligence Agency. The World Factbook: guide to country comparisons / The United States of America.: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2016.html#ao.

6. World Trade Organization. International Trade Statistics 2016 / WTO. - 2016. -: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2015_e/its2015_e.pdf.

7. The payments balance of Belarus, 2016 / National bank Republic of Belarus. - Minsk, 2017. : http://www.nbrb.by/publications/BalPay/BalPay2015.pdf.

8. Transportations of cargoes on types of transport : http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/transport-i-svyaz/osnovnye-pokazateli-za-period-s-1995-po-2016-gody/perevozki-gruzov-po-vidam-transporta/

ДАН1 ПРО АВТОРА

Турбан Галина Володимирiвна, к.е.н., доцент, зав. кафедрою мiжнародного бiзнесу, Бторуський державний економiчний ушверситет

220070 м. Мшськ, пр-т Партизанський 26, к. 225

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Турбан Галина Владимировна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой международного бизнеса, Белорусский государственный экономический университет

220070 г. Минск, пр-т Партизанский 26, к. 225

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

e-mail: TurbanGV@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Turban Galina Wladimirovna, PhD, associate professor, head of the International Business Department, Belarus State Economic University

220070, Belarus, Minsk, av. Partizansky 26 e-mail: TurbanGV@mail.ru

УДК 349.2:331.52

ПЕРЕДУМОВИ НЕСТАНДАРТНО! ЗАЙНЯТОСТ1 В СС ТА УКРА1Н1: ПОР1ВНЯЛЬНИЙ АНАЛ1З

Мiхаель Шефер Оксана Гетьман

У статт/ розкритi особливост/ нестандартно'!' зайнятост'! в €С / Укран. Проведено порiвняльний аналiз нестандартних форм зайнятост'! в €С / Укран. Було доведено, що роботодавц в кранах, що розвиваються / розвинених кранах повинн скорочувати використання стандартизовано!' зайнятост'!, пов'язано!' з високими витратами на податки / соц/'альне забезпечення, / вважають за краще використання нестандартних прац/'вник/'в, найнятих на умовах тимчасових контракт'т, використання яких не тягне значних ф нансових витрат.

В Укран найбльш розвиненою е позикова праця, в якй робiтник, найнятий одним роботодавцем, передаеться в розпорядження iншого. У тимчасових умовах в рамках позиково!' прац видляють аутсорсинг, л зинг персоналу аутстаф нг.

В €С форми зайнятост'! диференцшован'! в залежност'! в'д того, чи в'дносяться вони до спiвробiтникiв або до /ндив/'дуальних пдприемцв i фрiлансерiв; вони можуть також розглядатися обома групами. У зв'язку з новими трудовими в'дносинами, як в/'др/'зняються в'д традиц/'йних форм зайнятост'!, в €С з'являються дв! нов форми зайнятост'и спльне використання спiвробiтникiв / розподл роботи. Останн'ш часом розвиваються так нестандарта види зайнятост'!, як тимчасове управл'/ння, випадкова робота, мобльна робота на баз'! 1КТ, ваучерна робота, портфельна робота, одночасне дистанц/'йне працевлаштування, спльна робота.

СС-регулювання нестандартних форм зайнятост'! юридично обфунтоване. Правове регулювання трудових в'дносин в Укран зд/'йснюеться на основ! диференцацп, насл/'дком чого е розвиток нестандартно!' зайнятост'!. Серед особливостей, властивих таюй зайнятост'!, правов! норми виокремлюють деяк'и 1) теоретична пдстава нестандартно!' зайнятост'! передбачае нетипову зайнятсть; 2) сторони домовляються про трудов! в'дносини один з одним / про умови прац, не передбачен трудовим законодавством; 3) в'дсутня письмова угода м'ж сторонами, як домовились про нестандартну зайнятсть, як характеризуються ст'!йким змстом; 4) прац/'вник виконуе роботу не в мсц знаходження роботодавця; 5) високий ступiнь /ндив/дуал/зац/'!'легально!' зайнятост'!.

Основними факторами /нновацйно!' трансформац! зайнятост'! е мульти-трудовий конкурс роботодавц в правов форми сп вроб тництва; конструктивна дов ра м ж соц альними партнерами; поглиблення подлу прац у в'дпов'дност'! з'! старими / новими технолог'ями; спецалзаця науково-техн/'чних / технолог'чних можливостей з доступом до вЮпо&дно!' глобально!' сертиф'тацп персоналу; оптим'заця фнансових механ/'зм/'в для стимулювання винах/'дництва / рац/'онал/'зацй'; ефективна пiдтримка /нновац/'й в бiзнесi; впровадження соцальних /нновац/'й; нацональна модель трансформац! зайнятост'! в сферi державно! полтики; пдвищення /нвестиц/'йно!' привабливост'! розвитку людського капiталу та його реалiзацi!' в нових формах зайнятост'!.

Ключов'1 слова: нестандартна зайнят'ють, спльне працевлаштування, спльне використання спвробтнимв, часткова зайнят'1сть, дистанцйна робота, аутсорсинг, аутстафнг, лзинг персоналу, ваучерна робота, випадкова робота, мобльна робота на основ! 1Т, самозайнятсть, спльне швробтництво.

ПРЕДПОСЫЛКИ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ В ЕС И УКРАИНЕ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Михаэль Шефер Оксана Гетьман

В статье раскрыты особенности нестандартной занятости в ЕС и Украине. Проведен сравнительный анализ нестандартных форм занятости в ЕС и Украине. Было доказано, что работодатели в развивающихся странах и развитых странах должны сокращать использование стандартизированной занятости, связанной с высокими расходами на налоги и социальное обеспечение, и предпочитают использование нестандартных работников, нанятых на условиях временных контрактов, использование которых не влечет значительных финансовых затрат.

В Украине наиболее развитой является заемная работа, в которой работник, нанятый одним работодателем, передается в распоряжение другого. В современных условиях в рамках заемного труда выделяют аутсорсинг, лизинг персонала и аутстаффинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.