Будиловская О.А., Баженова Т.Л.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ
Проведен анализ динамики и структуры мировой торговли товарами и услугами за первое десятилетие ХХ! века. Исследовано расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг. Представлены позиции России в международной торговле услугами за период с 2000 по 2010 г. Рассмотрена роль ГАТС в регулировании этого сектора экономики. Проанализированы данные международной статистики о мировом рынке услуг, в частности позиции ВТО о тенденциях развития транспортных услуг, туризма и прочих услугах, связанных прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау и др.).
Ключевые слова: рынок услуг, торговля услугами, экспорт, импорт, либерализация, инжиниринг, лицензионная торговля.
В последние два десятилетия появился ряд новых весьма весомых долговременных стимулов развития сферы услуг. Многоплановое воздействие на услуги оказывает современная научно-техническая революция. На основе компьютеризации, информационных технологий, новых средств коммуникации возник и стремительно утвердился на рынках целый спектр новых услуг, радикально обновляются их традиционные виды, повышаются качественные показатели обслуживания. Снимая технические барьеры в передаче многих услуг на расстояние, новые технологии открывают для них мировой рынок.
В параметрах экономической динамики действие этих факторов проявлялось в расширении спроса на услуги со стороны основных агентов хозяйственного процесса. Если в прошлом прирост услуг определялся преимущественно потребительским спросом, то теперь, по оценкам экспертов, 50-80% прироста услуг в развитых странах обеспечивает спрос со стороны производства. Расходы на услуги выросли в крупную статью производственных издержек фирм разной отраслевой принадлежности.
За первое десятилетие XXI века торговля услугами возросла в 3 раза, достигнув в 2011 г.
1,9 трлн долларов. По данным таблицы 1 в последние годы рост не настолько велик, но тем не менее он продолжается, так с 2008 года по 2011 г. торговля услугами возросла на 18,75%, что в абсолютном показателе составляет 300 млрд долл. США [1].
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг - выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг - явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую. Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции.
На сегодняшний день международный обмен услугами осуществляется в основном между развитыми странами и характеризуется вы-
Таблица 1. Динамика мировой торговли товарами и услугами
Показатель 2008 2009 2010 2011 Откл. 2011 г. от 2008 г.
в абс. в %
Мировая торговля товарами (трлн долл. США) 6,5 6,6 6,8 7,2 0,7 10,77
Мировая торговля услугами (трлн долл. США) 1,6 1,6 1,8 1,9 0,3 18,75
Темпы роста товаров, % - 1,54 3,03 5,88 - -
Темпы роста услуг, % - 0,00 12,5 5,56 - -
сокой степенью концентрации, но за первое десятилетие XXI века наблюдалась тенденция к снижению доли развитых стран в международной торговли услугами. Так, если в середине 90-х годов на развитые страны приходилось около 70% экспорта и импорта услуг, то уже к 2010 г. - около 50%. Лидерами среди развитых стран являются США, Франция, Великобритания, Нидерланды (крупнейшие экспортеры услуг), а также Германия, Япония, Италия (крупнейшие импортеры услуг).
Среди развивающихся стран в международной торговле услугами выделяются три группы стран. К первой относятся новые индустриальные страны, особенно азиатского региона. Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань, Китай, Таиланд активно выступают на мировом рынке услуг, увеличив на протяжении двух последних десятилетий ее объемы более чем в 6 раз.
Вторую группу составляют страны, для которых производство услуг является главным направлением развития экономики. Третья группа объединяет наименее развитые страны, являющимися экспортерами на мировой рынок преимущественно сырья (Ангола, Гана, Ливия, Иран и т. д.). Для них торговля услугами во внешней торговле составляет менее 10%.
Для государств Центральной и Восточной Европы, Балтии и СНГ, несмотря на некоторое наращивание торговли услугами характерно превышение ввоза услуг над вывозом. В этом регионе наибольший удельный вес в торговле услугами принадлежит России, а наиболее конкурентоспособны на мировом рынке услуг Чехия, Польша и Венгрия.
Позиции России в международной торговле услугами в целом в настоящее время, в силу ряда объективных причин и ее исторического прошлого, относительно слабые (уступают позициям в международном товарообороте) и не позволяют в полной мере реализовать экономические преимущества этой торговли. Вместе с тем, потенциал сферы услуг в нашей стране,
базирующийся прежде всего на высококвалифицированных кадрах, представляется существенным.
Поставка Россией услуг за границу может рассматриваться как перспективная область ее внешнеэкономических связей и как источник увеличения валютных доходов. Эта область торговли заслуживает приоритетного внимания, направленного на установление оптимальных условий для динамичного роста. Динамика торговли услугами России представлена в таблице 2. Услуги иностранных поставщиков России могли бы стать одним из главных факторов ускорения развития отечественных производительных сил при условии, что структура поставляемых услуг будет в большей степени сориентирована на подъем экономики, как и в других странах Запада, а на российском внутреннем рынке будет поддерживаться устойчивый баланс интересов между отечественными и иностранными поставщиками услуг, максимально удовлетворяющий потребителей и обеспечивающий полноценную конкурентную среду. Такой баланс обычно достигается сочетанием частичной либерализации торговли с временным применением протекционистских мер [2].
Более наглядно данные таблицы 2 изображены на рисунке 1.
В целом объем внешней торговли услугами России имеет тенденцию к росту: в 2002 г. экспорт услуг составлял 9,6 млрд долл. и импорт -17,4 млрд долл., в 2010 г., соответственно, - 32,2 млрд долл. и 39,8 млрд долл., что в 3 и в 2 раза превышает соответствующие показатели 2002 года. Также на рисунке 1 наблюдается некоторая стагнация в 2006-2007 гг., связанная с кризисом, охватившим мировую экономику.
Однако данные показатели торговли услугами значительно отстают от мировых лидеров. Так, согласно статистике ВТО, в 2010 г. Россия в международной торговле услугами входила в ряд 30 ведущих стран, но ее доля в мировой торговле услугами составила в 2010 г. около 1%.
Таблица 2. Динамика торговли услугами России за период 2000-2010 гг.
Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Откл. 2010 г. от 2002 г.
в абс. в %
Экспорт, млрд долл. США 9,6 12,8 15,1 19,6 21,1 21,3 25,6 29,9 32,2 22,6 333,8
Импорт, млрд долл. США 17,4 20,7 26 28,4 29,1 29,9 30,9 34,4 39,8 22,4 228,8
(доля США в 2010 г. равнялась 16,1%, доля Германии - 7,9%, Японии - 6,5%, Франции - 5,6%). Низкий показатель доли России в международной торговле услугами свидетельствует о недостаточном развитии этого сектора в системе внешнеэкономических связей России.
В последние годы внешняя торговля услугами России имеет устойчивое отрицательное сальдо, причем прослеживается тенденция возрастания импортной зависимости. Это объясняется сохраняющейся потребностью в импорте некоторых традиционных видов услуг и растущим спросом на прогрессивные, технически и технологически сложные услуги. Кроме того, значительное отрицательное сальдо в торговле услугами явилось следствием возросшей открытости российского общества, сопровождавшейся, в том числе, значительным увеличением масштабов выездного туризма.
Неизменно отрицательным является баланс России по статьям, связанным с предоставлением туристических, строительных, новых деловых услуг, страховых услуг. При этом решающее влияние на формирование итогового сальдо оказывает образующийся крупный дефицит по статье «поездки». Доходная часть внешней торговли услугами формируется за счет транспортных услуг, услуг связи (главным образом за счет космических разработок), торговли роялти, патентами, за счет лицензионных платежей, а также компьютерных услуг.
В сфере услуг, как и в других секторах экономики, существует ряд проблем по ее регулированию. Для решения накопившихся проблем было заключено рамочное Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), которое с 1 января 1995 года вошло в качестве неотъемлемой составляющей части в пакет
документов о создании Всемирной торговой организации.
Либерализация в сфере торговли услугами рассматривается как предоставление иностранным поставщикам услуг в большей или меньшей степени тех же условий, что и национальным поставщикам.
Критики ГАТС на все лады заявляют, что оно вредит экономике бедных стран, угрожает стабильному развитию, противоречит интересам потребителей и вынуждает государство позволить иностранцам руководить учреждениями национальной сферы здравоохранения и образования.
Однако эти заявления не имеют под собой прочной основы. Если говорить о странах-им-портерах, то расширение доступа к услугам банковского сектора, страхования, транспорта и связи может привести к снижению цен, улучшению качества обслуживания и расширению выбора для потребителей. Экономика любой страны, в том числе ее экспортные отрасли, только выигрывают от создания современной инфраструктуры сферы услуг. Связанный с этим обстоятельством экономический рост способствует не только увеличению доходов и занятости, но и росту национального сектора услуг и достижению других стратегических целей, в частности - устойчивого экономического развития.
Соглашение ГАТС не требует отсутствия регулирования или приватизации предприятий этого сектора. Это не связанные между собой вопросы, и государство в каждом случае принимает по ним самостоятельное решение. Дальнейшая либерализация не мешает государству сохранить полный контроль в отношении масштабов предоставления услуг здравоохранения и образования со стороны иностранных предприятий.
45000 40000 < 35000 30000 ц 25000 §: 20000 ■Ё 15000 5 10000 5000 0
Объем экспорта и импорта услуг РФ
*——*
- Экспорт
- Импорт
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Год
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта услуг РФ за период 2002-2010 гг.
Особое внимание следует обращать на либерализацию наиболее объемного и весьма динамичного в последние годы рынка финансовых услуг. Объем рынка (банковские и страховые сделки, операции с ценными бумагами) оцениваются в 1 трлн долл. В декабре 1997 г. в рамках ВТО подписано многостороннее соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. По его условиям около 100 государств обеспечили различную степень открытости своих финансовых рынков с 1999 г. Так, в США иностранные банки уравниваются в правах с местными, отменяются требования к иностранным страхователям в отношении проживания и гражданства США. Здесь также намерены разрешить покупку национальных банков иностранцами в 50 штатах. В свою очередь Швейцария отказывается от некоторых дискриминационных требований к иностранным банкам. Бразилия снижает степень государственного вмешательства в банковский сектор.
По мнению ВТО и основных участников соглашения о либерализации рынка финансовых услуг, принятие условий этого документа обеспечивает гораздо большую экономическую стабильность в мире. Свободная конкуренция в сфере мировых финансовых услуг открывает крупному банковскому и страховому капиталу перспективу завоевания новых рынков, в частности в Азии.
Высокоперспективным и весьма динамичным видом услуг становится обслуживание рынка, получаемое по системе Интернет. Функционирование глобальной системы Интернет обеспечивают коммерческие организации - поставщики услуг (провайдеры) по подключению пользователей к глобальной сети Интернет. Набор услуг по подключению к системе Интернет сформировался в высококонкурентный рынок. Он быстро растет, высокоприбылен. Мировой рынок услуг Интернет в 2010 г., по некоторым оценкам, достиг 3,5 млрд долл.
Услуги, поступающие на внешний рынок, образуют мировой рынок услуг. Он в свою очередь состоит из ряда более узких рынков: лицензий и ноу-хау, инженерно-консультационных (инжиниринговых) услуг, услуг транспорта и связи, туристических услуг и др.
В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике
ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.
В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культуру и искусство, а также инженерно-консультационные, информационные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятельности, послепродажный сервис и др. В ряде стран к услугам относят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги [3].
Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.
Экспорт транспортных услуг России за последнее десятилетие увеличился в 4 раза. Что касается абсолютного показателя (8,7 млрд долл.), то он в общем-то не впечатляет. Объем транспортных услуг нашей страны сопоставим с годовым объемом услуг, оказываемых транспортной компанией из Дании, входящей в группу А.Р. МоПег (Маегек-Беакиё). Импортируется Россией транспортных услуг примерно на сумму в 4,8 млрд долл. США [4].
Участие России на мировом рынке транспортных услуг, в общем-то, затруднено. Совокупный показатель работы российских транспортных компаний далек от показателей многих других стран. В результате сегодня российские автоперевозчики способны обслуживать 36-38% всех грузов российской внешней торговли. Остальное - российские и зарубежные грузы - везут иностранные компании. По имеющимся расчетам, из общей «стоимости» данного сегмента рынка в 1 млрд долл., мы отдаем иностранным компаниям в год 600-640 млн долл.
Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются:
- интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему;
- формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ;
- развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества;
- повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона;
- участие в международных транспортных проектах и программах.
Еще одним важнейшим продуктом на мировом рынке услуг являются туристические услуги. Туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В настоящее время число международных туристических поездок в год превышает 600 млн, что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд до 437 млрд долл. (не считая поступления от международных перевозок). Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн человек.
Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по доходам, получаемым от продажи туристических услуг [6].
В России развитию международного туризма на сегодняшний день мешают политическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Можно предположить, что проведение Олимпийских игр в 2014 году решит хотя бы часть этих проблем, а пока число выезжающих за пределы России туристов в 4 раза превышает число въезжающих в нее [7], [8].
Законодательное отлучение в России туризма от рынка обернулось на практике тем, что сфера коммерческих туристских услуг оказалась полностью в руках коммерческого туризма, лишенного каких бы то ни было социальных ориентиров, социальных задач, социальных целей. В итоге исчез дешевый туристский продукт. Для 90 млн российских граждан, для боль-
шинства желающих из бывших республик СССР возможность посетить Россию, путешествуя по ней, перестала быть доступной.
По рекомендации ВТО в национальных интересах поддерживать оптимальное соотношение 4:1, т. е. на одного уезжающего путешествовать за границу должно приходиться четверо, путешествующих на внутренних туристских маршрутах. В России это соотношение сейчас 1:15. На одного отправляющегося по российскому маршруту приходится 15 граждан, отбывающих в туристские поездки за рубеж. Следовательно, если даже граждане России предпочитают заграничные курорты, что говорить об иностранцах, и их привлечении на курорты России. Сравнительно с оптимальным показателем - негативное расхождение в 60 раз [8].
Необходимо стимулировать туристический рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться внутренний туризм [7], [8].
Согласно прогнозам ВТО, в ближайшие 10 лет в России ожидается наибольший прирост гостей (8,5% в год), а к 2020 г. Россия может занять 5-е место среди самых популярных у туристов европейских стран, уступая только Франции, Испании, Великобритании и Италии.
По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристскими и частными целями составляет 7,4 млн человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу.
Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом научно-техническими знаниями и производственным опытом (торговля лицензиями, ноу-хау, инженерноконсультационными и другими услугами) [9].
Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями - лицензионная торговля, предметом которой являются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т. д.
Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в тор-
говле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий, теперь также продает лицензии. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства.
Ведущие отрасли лицензионной торговли -электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транспортное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники [9], [10], [11].
Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концентрации капитала в области инженерной деятельности [12].
Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах -нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка).
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других капиталистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Канады и ФРГ [9].
Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отметим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны «большой семерки» приходится почти половина мирового оборота услуг.
Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.
Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран (прирост за два последних года составил около 30% в среднем по развивающимся странам), хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финансовых и др.
27.11.2012
Список литературы:
1. Булатов, А. С. Экономика [Текст]: учебник / под ред. А. С. Булатова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономистъ, 2008. -832 с.
2. Буров, А. С. Конъюктура мировых рынков товаров и услуг: учебное пособие для вузов / А. С. Буров. - М.: Изд. «Экзамен», 2005. - 156 с.
3. Фомичев, В. И. Международная торговля: учебник / В. И. Фомичев. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 446 с.
4. Балаева, О. Н. Сфера услуг в мировой экономике: тенденции развития / О. Н. Балаева // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 3. - С. 23-28.
5. Постникова, Е. В. Понятие услуги в праве Всемирной торговой организации и Европейского Союза: сравнительная характеристика / Е. В. Постникова // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 8. - С. 89-93.
6. Мировая экономика [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. И. П. Николаевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 510 с.
7. Смитиенко, Б. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации / Б. Смитиенко // Международная экономика. -
2008. - № 5. - С. 5-10.
8. Покровская, В. В. Характер современного развития мировой торговли и участие в ней России / В. В. Покровская // Международная экономика. - 2010. - № 10. - С. 5-16.
9. Агафонова, В. В. Тенденции расширения сферы деятельности информационных услуг / В. В. Агафонова // Экономические науки. - 2009. - № 6. - С. 124-127.
10. Баширов, М. А. История формирования международно-правового регулирования финансовых услуг в переговорах ГАТТ/ВТО / М. А. Баширов // Право и государство: теория и практика. - 2009. - № 12. - С. 148-151.
11. Герчикова, И.Н. Международное коммерческое дело: учебник для вузов / И. Н. Герчикова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ, 2001. - 671 с.
12. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]. - 2-е изд., пер. с англ. под ред. В. В. Кулибановой. - СПб.: Питер, 2002. - 332 с.
Сведения об авторах:
Будиловская Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры мировой экономики Оренбургского государственного университета, е-mail: [email protected] Баженова Татьяна Львовна, доцент кафедры мировой экономики Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6502, тел. (3532) 372446, е-mail: [email protected]
UDC 339.5
Budlovskaya O.A., Bazhenova T.L.
Orenburg state university, e-mail: [email protected]; [email protected] CURRENT STATE AND STRUCTURE OF THE INTERNATIONAL MARKET OF SERVICES
The analysis of dynamics and structure of the world trade of goods and services for the first decade of 21 century is carried out. Expansion of positions and structural complication of a sector of services is investigated. Positions of Russia in international trade of services since 2000 up to 2010 are submitted. The role of GATS in regulation of this sector of economy is considered. The data of the international statistics on the world market of services, in particular the positions of the WTO on tendencies of transport services’, tourism and the other services’ development, first of all connected with an exchange of the scientific-technical knowledge and the work experience (license trade, know-how, engineering and consulting, etc.) are analyzed.
Key words: market of services, trade in services, export, import, liberalization, engineering, license trade.
Bibliography:
1. Bulatov, A.S. Economy [Text]: textbook / under the editorship of A. S. Bulatov. - the 4th publication, remade and supplemented. - M.: Economist, 2008. - 832 p.
2. Burov, A. S. The state of the world markets of goods and services: tutorial for higher educational institutions / A. S. Burov. - M.: Publishing house «Examen», 2005. - 156 p.
3. Phomichev, V. I. World trade: textbook / V. I. Phomichev. - M.: INFRA-M, 2008. - 446 p.
4. Balaeva, O. N. The sector of services in the world economy: the tendencies of development / O. N. Balaeva // World
economy and international relations. - 2009. - № 3. - Р 23-28.
5. Postnikova, E. V. The concept of services in the law of the world trade organization and the European Union: a comparative
characteristics / E. V. Postnikova // The government and the law: theory and practice. - 2009. - № 8. - Р 89-93.
6. World economy [Text]: tutorial for higher educational institutions / under the editorship of I. P. Nikolaeva. - the 3rd publication, remade and supplemented - M.: YUNITY - DANA, 2007. - 510 p.
7. Smitienko, B. Russia on the world market of services in the conditions of the globalization / B. Smitienko // World
economy. - 2008. - № 5. - Р. 5-10.
8. Pokrovskaya, V. V. The type of modern development of the world trade and Russia’s participation here / V. V. Pokrovskaya // World Economy. - 2010. - № 10. - Р 5-16.
9. Agaphonova, V. V. The tendency of expansion of the field of information services / V. V. Agaphonova // Economic sciencies. -
2009. - № 6. - Р 124-127.
10. Bashirov, M. A. The history of shaping of the international legal regulation of financial services in the negotiations between GATT and WTO / M. A. Bashirov // The government and the law: theory and practice. - 2009. - № 12. - Р 148-151.
11. Gerchikova, I. N. International business: textbook for higher educational institutions / I. N. Gerchikova. - the 2nd publication, remade and supplemented. - M.: YUNITY, 2001. - 617 p.
12. Management and organization in the sector of services / K. Khaksever [and etc.] - the 2nd publication, publ. translated from English under the editorship of V. V. Kulibanova. - Saint-Petersburg: Piter, 2002. - 332 p.