Научная статья на тему 'Влияние присоединения стран СНГ к ВТо на международную торговлю услугами'

Влияние присоединения стран СНГ к ВТо на международную торговлю услугами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
958
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ / INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES / WORLD TRADE ORGANIZATION / GENERAL AGREEMENT ON TRADE IN SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашевич М. И., Куделевич Д. А.

Предмет исследования влияние присоединения стран СНГ к ВТО на международную торговлю услугами. Цель работы: выявить особенности присоединения стран СНГ к ВТО в части доступа на рынок услуг. Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, обобщения, описания, логический, сравнительно-правовой. Результаты работы: выявлены мировые тенденции развития международного рынка услуг; проанализированы нормы ВТО по регулированию международной торговли услугами; показаны особенности функционирования международного рынка услуг стран СНГ членов ВТО; изучены обязательства, принятые странами СНГ при вступлении в ВТО. Область применения результатов: использование опыта стран СНГ в ходе переговорного процесса Республики Беларусь со странами членами ВТО по доступу на рынок услуг с целью снижения возможных негативных последствий либерализации международной торговли услугами. Выводы. Либерализация является необходимым, но не достаточным условием развития международного рынка услуг. Основным драйвером роста сальдо торговли услугами является проведение структурных реформ, направленных на развитие конкуренции. В этом должен заключаться главный эффект от вступления в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of research the influence of the accession of the CIS countries to the WTO on the international trade in services. The aim of research: to reveal the features of the accession of the CIS countries to the WTO concerning the access to the services market. Methods applied: method of comparative analysis, synthesis, generalization, description, logic, legal comparison. Outputs: the world tendencies of the development of the international services market are revealed; the WTO norms regulating the international trade in services are analyzed; the features of the international services market of the CIS countries WTO members are shown; the commitments taken by the CIS countries are studied. Area of application: the application of the experience of the CIS countries in the negotiations of the Republic of Belarus with the WTO members on services market access in order to reduce possible negative influence of the liberalization of the international trade in services. Summary. The liberalization is a necessary but not sufficient condition for the development of the international services market. The main driver of the growth of the balance of services trade is the implementation of structural reforms aimed at developingthe competition. This should be the main effect of the WTO accession.

Текст научной работы на тему «Влияние присоединения стран СНГ к ВТо на международную торговлю услугами»

УДК 339.9

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СТРАН СНГ К ВТО НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ТОРГОВЛЮ УСЛУГАМИ

Балашевич М.И., Куделевич Д.А.

Предмет исследования - влияние присоединения стран СНГ к ВТО на международную торговлю услугами.

Цель работы: выявить особенности присоединения стран СНГ к ВТО в части доступа на рынок услуг.

Методы исследования: сравнительного анализа, синтеза, обобщения, описания, логический, сравнительно-правовой.

Результаты работы: выявлены мировые тенденции развития международного рынка услуг; проанализированы нормы ВТО по регулированию международной торговли услугами; показаны особенности функционирования международного рынка услуг стран СНГ - членов ВТО; изучены обязательства, принятые странами СНГ при вступлении в ВТО.

Область применения результатов: использование опыта стран СНГ в ходе переговорного процесса Республики Беларусь со странами - членами ВТО по доступу на рынок услуг с целью снижения возможных негативных последствий либерализации международной торговли услугами.

Выводы. Либерализация является необходимым, но не достаточным условием развития международного рынка услуг. Основным драйвером роста сальдо торговли услугами является проведение структурных реформ, направленных на развитие конкуренции. В этом должен заключаться главный эффект от вступления в ВТо.

Ключевые слова: международная торговля услугами, Всемирная торговая организация, Генеральное соглашение по торговле услугами.

INFLUENCE OF THE ACCESSION OF THE CIS COUNTRIES TO THE WTO ON THE INTERNATIONAL TRADE IN SERVICES

Balashevich M.I.,

Kudzialevich D.A.

The subject of research - the influence of the accession of the CIS countries to the WTO on the international trade in services.

The aim of research: to reveal the features of the accession of the CIS countries to the WTO concerning the access to the services market.

Methods applied: method of comparative analysis, synthesis, generalization, description, logic, legal comparison.

Outputs: the world tendencies of the development of the international services market are revealed; the WTO norms regulating the international trade in services are analyzed; the features of the international services market of the CIS countries - WTO members are shown; the commitments taken by the CIS countries are studied.

Area of application: the application of the experience of the CIS countries in the negotiations of the Republic of Belarus with the WTO members on services market access in order to reduce possible negative influence of the liberalization of the international trade in services.

Summary. The liberalization is a necessary but not sufficient condition for the development of the international services market. The main driver of the growth of the balance of services trade is the implementation of structural reforms aimed at developingthe competition. This should be the main effect of the WTO accession.

Key words: international trade in services, World Trade Organization, General Agreement on Trade in Services.

Мировые тенденции развития международного рынка услуг. Международный рынок услуг за последние годы превратился в крупномасштабную форму международных экономических отношений, отличающуюся высокой динамикой роста. В2012 г. объем мирового экспорта услуг составил 4425,8 млрд. долл. США, что образует пятую часть всей международной торговли, тогда как в 1980 г. мировой экспорт услуг составлял шестую часть международной торговли. За период с 1980 г. по 2012 г. мировой экспорт услуг увеличился более чем в 11 раз [1].

© Балашевич М.И., Куделевич Д.А., 2014

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

167

Анализ международной статистики позволил выявить основные тенденции развития международного рынка услуг. В первую очередь обращает внимание высокая асимметричность географической направленности торговли услугами в пользу промышленно развитых стран. В 2012 г. мировыми лидерами в экспорте услуг являлись следующие страны: США, Великобритания, Германия, Франция, Китай, Япония, Индия, Испания, Нидерланды, Гонконг [1].Доля услуг в ВВП этих стран составляет более 70 %, за исключением Китая (43 %) и Индии (57 %) - стран со средним уровнем дохода на душу населения [2].

Практически во всех странах мира, относящихся к разным типам экономик, наблюдается одна и та же закономерность: с ростом уровня дохода на душу населения растет доля сектора услуг в структуре ВВП и уменьшаются доли других секторов - промышленности и сельского хозяйства. Таким образом, развитие сектора услуг и развитие национальной экономики в целом - взаимозависимые явления: развитие экономики стимулирует развитие сектора услуг, развитие сектора услуг улучшает производительность труда и повышает эффективность производства, а значит, активизирует экономический рост.

В 2012 г. суммарный объем экспорта услуг десяти лидирующих стран составил 51,27 % от мирового объема экспорта услуг, на основании чего можно сделать вывод, что для международного рынка услуг характерна высокая географическая концентрированность. Однако следует отметить, что в 2001 г. объем экспорта 10 лидирующих стран составлял 58,5 %, что свидетельствует о некотором снижении концентрации международного рынка услуг благодаря выходу Азиатского региона на лидирующие позиции. За последнее десятилетие на этом рынке появились новыекрупные игроки: Китай, Индия, Гонконг, а также Сингапур.

За последние десятилетия заметно изменилась и отраслевая структура международной торговли услугами: доля транспортных услуг снизилась (с 33,8 % в 1980 г. до 20,2 % в 2012 г.), доля туристических услуг практически не изменилась (в 1980 г. - 26,2 %, в 2012 г. - 25,1 %), а доля прочих услуг возросла с 40 % до 54,7 % [1].

В динамично развивающихся регионах (Северной Америке, Западной Европе, Азии) основной экспортируемой категорией услуг являются «другие услуги» (передовые услуги), в остальных регионах - «транспортные услуги» и «поездки» (традиционные услуги). Деление услуг на традиционные и передовые основано на том, обеспечивают ли они прогресс и развитие общества. Принято относить категорию «другие услуги» к передовым, так как в их состав входят такие динамично развивающиеся виды услуг, как кредитно-финансовые, информационные, компьютерные, аудиторские, консалтинговые, страховые и другие деловые услуги, связанные с обслуживанием бизнеса, которые превратились в необходимые элементы производства и реализации продукции. Среди всего комплекса деловых услуг быстрее всего развиваются компьютерные и информационные услуги, формирующие базовые черты новой экономики - экономики знаний, и, в конечном счете, определяющие конкурентоспособность страны на мировом рынке.

Важной тенденцией развития международного рынка услуг является его стремительная регионализация. В последние годы увеличилось число региональных торговых соглашений (далее - РТС), охватывающих торговлю услугами. По данным Всемирной торговой организации, по состоянию на 26января 2014 г. существовало 121 РТС, регулирующих торговлю услугами [3].

РТС «Север - Юг» могут оказаться полезными, если они реализуются с постановкой четких целей в области содействия развитию. РТС «Юг - Юг» и «Север - Север» могут способствовать укреплению сотрудничества.

РТС могут приводить и к возникновению проблем, в особенности для развивающихся стран. Разный вес стран может привести к оказанию давления и принятию обязательств, не отражающих приоритеты развивающейся страны [4, с. 228-230].

В качестве тенденции развития международного рынка услуг можно считать рост влияния Всемирной торговой организации. По состоянию на 1 января 2014 г. в организацию входило 159 стран [5]. Объем экспорта услуг в странах -членах ВТО в 2012 г. составил около 98 % от мирового объема экспорта услуг [1]. За последнее десятилетие национальные законодательные базы, регулирующие международную торговлю услугами, быстро и масштабно изменились в связи с постепенным расширением сферы действия Генерального соглашения по торговле услугами.

Правовая база международной торговли услугами. В настоящее время в международной торговле услугами существует достаточно широкая правовая база, включающая в себя различные двусторонние и многосторонние соглашения, которые (за исключением Генерального соглашения по торговле услугами) возможно разделить на две основные категории:

- секторальные соглашения, регулирующие отношения в отдельных областях услуг. Большинство таких соглашений касаются транспортных услуг. Есть ряд соглашений в области образования, аудиовизуальных, финансовых и других услуг;

- соглашения по защите и поощрению капиталовложений, которые регулируют отношения, связанные с осуществлением инвестиций в области услуг.

Первым сводом многосторонних юридически обязательных норм, регулирующих международную торговлю услугами, является Генеральное соглашение по торговле услугами (General Agreementon Tradein Services - GATS; далее - ГАТС). Оно содержит основные принципы и условия либерализации внутренних рынков государств с целью поддержания экономического роста всех торговых партнеров и дальнейшего развития развивающихся стран. ГАТС является единственным универсальным соглашением, которое регулирует отношения не в отдельно взятом секторе услуг (как в секторальных соглашениях) или отдельный способ поставки (как, например, в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений), а во всех секторах услуг и все способы поставки услуг.

ГАТС было подписано во время Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров. Оно является частью правовой основы ВТО (представляет собой Приложение 1B к Соглашению об учреждении ВТО 1994 г.).

ГАТС предусматривает применение в секторе услуг следующих принципов и режимов: национальный режим, режим наибольшего благоприятствования, принцип гласности, принцип постепенной либерализации барьеров, принцип решения спорных и конфликтных ситуаций с помощью системы урегулирования споров [6].

Основные положения ГАТС во многом аналогичны с положениями ГАТТ, однако, в отличие от ГАТТ, ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории.

Переговоры по доступу на рынок услуг проводятся с целью определить максимальные уровни ограничений по доступу на рынок и изъятий из национального режима для иностранных услуг и поставщиков услуг, которые нельзя будет превышать после вступления в ВТО.

Международная торговля услугами стран СНГ - членов ВТО.Чтобы определить влияние вступления в ВТО на международную торговлю услугами стран СНГ - членов ВТО, были проанализированы данные статистики ЮНКТАД по динамике объемов экспорта, импорта и сальдо после вступления в организацию четырех стран: Армении, Кыргызстана, Молдовы и Украины, накопивших определенный опыт работы в ее рамках.

Так, вступление Армении в ВТО оказало положительный эффект на экспорт услуг. До вступления темпы роста экспорта услуг были низкими - в среднем 17,7 млн. долл. США и в год вступления их объем составлял немногим более 200 млн. долл. США. После вступления в ВТО среднегодовой рост объема экспорта услуг из Армении составил 72,3 млн. долл. США и в 2012 г. достиг 800 млн. долл. США.

Динамика импорта в Армении оказалась похожей на динамику экспорта, хотя масштабы оказались выше. Так, в год вступления в ВТО импорт составлял 220 млрд. долл., а в 2010 г. достиг 1 млрд. долл. США. Среднегодовой рост объема импорта услуг в Армению после вступления составил 97,4 млн. долл. США (на 25,1 млн. долл. США больше, чем среднегодовой рост объема экспорта услуг). При этом до вступления темпы роста импорта в Армению были ниже - в среднем 16 млн. долл.

Такая же тенденция характерна для Молдовы. Среднегодовой рост экспорта услуг из Молдовы до вступления в ВТО составлял 22 млн. долл. В год вступления его объем составлял около 30 млн. долл. США. После вступления среднегодовой рост составлял 84,9 млн. долл. США и в 2012 г. достиг 850 млн. долл. США.

Среднегодовой рост объема импорта услуг до вступления в ВТО составил 20,5 млн. долл. США, после вступления - 79,4 млн. долл. США (на 5,5 млн. долл. меньше, чем среднегодовой рост экспорта услуг после вступления в ВТО).

В Украине объем экспорта услуг составлял за 4 года до вступления в ВТО около 7 млрд. долл. США, и в последующие годы сохранялись высокие темпы роста, хотя они при этом не достигали уровня, наблюдаемого при вступлении в ВТО. В год вступления в ВТО был достигнут наибольший темп роста объема экспорта услуг--3734 млн. долл. США, или 26,4 %., и объем экспорта услуг составил 17 млрд. долл. США. На следующий год после вступления экспорт услуг показал отрицательную динамику, что напрямую связано с финансовым кризисом. В 2010-2012 гг. экспорт услуг рос высокими темпами и в 2012 г. их объем составил 20 млрд. долл. США.

Положительная тенденция роста экспорта услуг после вступления в ВТО наблюдается и в Кыргызстане. Среднегодовой абсолютный прирост после вступления в ВТо составил 77,4 млн. долл. США, относительный - 33,5 % в год. При этом если в год вступления в ВТО объем экспорта составлял около 70 млн. долл. США, то через 10 лет он достиг 900 млн. долл. США[7].

Как было выявлено, и экспорт, и импорт услуг после присоединения страны к ВТО возрастают. Это понятно, так как отечественные поставщики услуг получают свободный доступ на зарубежные рынки, и наоборот - зарубежные поставщики услуг получают свободный доступ на отечественный рынок. В связи с этим, основное значение в анализе влияния вступления страны в ВТО на международный рынок услуг имеет динамика сальдо торговли услугами, которая отражает, что в большей степени повлекло вступление в ВТО: рост экспорта или импорта услуг.

В Армении наблюдается тенденция к снижению сальдо. В 2012 г. сальдо торговли услугами составило минус 311,2 млн. долл. США (в 4,6 раза меньше, чем соответствующий показатель 2003 г. - года вступления). Таким образом, можно сделать вывод, что присоединение Армении к ВТО отразилось негативно на международной торговле услугами этой страны. Следует отметить, что как до присоединения Армении к ВТО, так и после него сальдо торговли услугами было отрицательным.

Иная ситуация наблюдается в Украине. Несмотря на то, что в год вступления страны в ВТО произошел существенный спад показателя сальдо торговли услугами (на 28,1 %), что было связано с более быстрым темпом роста импорта, чем экспорта, в последующие годы сальдо постоянно возрастало и в 2012 г. превысило на 252,4 % соответствующий показатель, наблюдаемый в год вступления ВТО. Следует отметить, что сальдо торговли услугами Украины увеличивалось достаточно быстрыми темпами и до вступления в ВТО: среднегодовой темп прироста этого показателя за 2004-2007 гг. составлял 25,8 %. Однако среднегодовой темп прироста за 2009-2012 гг. составил 40,3 %, что в 1,56 раза больше. Таким образом, можно сделать вывод, что вступление Украины в ВТО повлияло положительно на международную торговлю услугами и на торговый баланс страны.

В Молдове динамика сальдо торговли услугами характеризуется скачками и падениями.Тем не менее, ситуация на международном рынке услуг Молдовы после вступления в ВТО улучшилась: в 2012 г. значение сальдо торговли услугами в первый раз за 15 лет превысило нулевую отметку и составило 7 млн. долл. США.

Аналогичная ситуация складывается и в Кыргызстане. До 2004 г. наблюдался рост сальдо торговли услугами. В 2004-2006 гг. показатель резко снизился (в 2006 г. сальдо торговли услугами снизилось на 97,5 % по сравнению с 2003 г.). В 2011 г. произошло увеличение сальдо торговли услугами (на 100 %). В 2012 г. - опять резкий спад на 119,8 %. Тем не менее, некоторая тенденция роста существует [7].

Таким образом, вступление стран СНГ в ВТО по-разному повлияло на показатели сальдо торговли услугами: в Армении - отрицательно, в Украине - положительно, в Молдове и Кыргызстане влияние невозможно определить однозначно, так как тенденция роста существует, однако не наблюдается ее стабильности.

В целом среди стран СНГ - членов ВТО наблюдается следующая закономерность: если до вступления в ВТО сальдо торговли услугами было положительным и показывало быструю динамику, то после вступления в ВТО темпы роста увеличатся и присоединение страны к организации положительно повлияет на международную торговлю; если сальдо торговли услугами до вступления в ВТО было отрицательным (то есть даже до либерализации зарубежные услуги были более конкурентоспособными, чем отечественные), то после вступления в ВТО сальдо торговли услугами может либо еще больше снизиться, либо его рост будет незначительным и непостоянным.

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что либерализация является необходимым, но не достаточным условием развития международного рынка услуг.

Так, например, в экспорте компьютерных и информационных услуг очевидна важность человеческого капитала. Другие виды экспорта, такие, как строительные услуги или общественные работы, получение авторских и лицензионных отчислений, равно как компьютерные и информационные услуги, напрямую зависят от уровня развития научных исследований и технологических разработок.

Участие в ВТО не приводит автоматически к росту предпринимательской активности и развитию технологий, не повышает квалификацию кадров и не укрепляет потенциал управления, необходимые для развития экспорта услуг. Достижение этих целей возможно лишь при условии роста эффективности национальной макроэкономической политики, развития рыночных механизмов, активного участия общественности в выработке экономического курса.

Это не означает, что либерализацию сферы услуг проводить не следует, поскольку долгосрочное позитивное влияние может вполне компенсировать краткосрочный негативный эффект. Однако становится очевидным, что, проводя соответствующие реформы, политики должны быть готовы иметь дело с частично негативными последствиями проведения либерализации, учитывать риски, а также трезво оценивать сроки, необходимые для того, чтобы либерализация принесла плоды.

Основным драйвером роста сальдо торговли услугами является проведение структурных реформ, направленных на развитие конкуренции. В этом должен заключаться главный эффект от вступления в ВТО.

При вступлении в ВТО страны берут на себя обязательства по услугам в разрезе основных категорий. Для того чтобы выявить, принятие каких обязательств странами СНГ - членами ВТО было целесообразно и в каких категориях услуг следовало ужесточить условия международной торговли, необходимо оценить влияние различных видов услуг на сальдо торговли услугами исследуемых стран.

Отрицательное влияние на сальдо торговли услугами Армении оказывают следующие категории услуг (в порядке убывания влияния): транспортные, страховые услуги, путешествия, финансовые и государственные услуги. Основное негативное влияние оказывает дефицит транспортных услуг (импорт превышает экспорт на 283,4 млн. долл. США), несмотря на то, что транспортные услуги занимают наибольшую долю в экспорте из стран СНГ[7].

При этом следует отметить положительное влияние на сальдо торговли услугами Армении компьютерных и информационных услуг (сальдо по этим услугам составляет 51,5 млн. долл. США).

В Украине, напротив, транспортные услуги являются самой «сильной» категорией: экспорт транспортных услуг больше импорта на 5285 млн. долл. США. Еще одним видом услуг, оказывающим положительное влияние на сальдо торговли услугами являются другие деловые услуги, разница между экспортом и импортом которых составляет 2458 млн. долл. США. Категориями услуг с наибольшим дефицитом в Украине являются финансовые услуги (минус 642 млн. долл. США) и роялти и лицензии (минус 639 млн. долл. США).

В Молдове самыми конкурентоспособными категориями услуг оказались другие деловые услуги (сальдо - 155,9 млн. долл. США) и услуги связи (сальдо - 91,5 млн. долл. США). Негативное влияние на сальдо торговли услугами в основном оказывают путешествия (минус 104,8 млн. долл. США).

В Кыргызстане, как и в Армении, транспортные услуги наиболее негативно сказываются на сальдо: дефицит по этой категории составляет минус 332,1 млн. долл. США. Тем не менее, в отличие от остальных стран СНГ - членов ВТО, разница между экспортом и импортом путешествий оказалась положительной и существенным образом укрепила сальдо торговли услугами (на 219,6 млн. долл. США).

В Таджикистане основное положительное влияние оказывают услуги связи, а отрицательное - другие деловые услуги.

Следует отметить, что в России сальдо торговли услугами является отрицательным (в 2011 г. - минус 35947 млн. долл. США), и все категории услуг, кроме транспортных, оказывают на него негативное влияние [7]. Так как объемы международной торговли услугами России являются наиболее «весомыми» в международной торговле всех стран СНГ, то можно сделать вывод, что статистические данные СНГ в целом не отражают общих закономерностей развития международной торговли услугами в этом регионе, так как они существенным образом искажены российскими показателями экспорта и импорта услуг.

Исследование показало, что, несмотря на то, что наибольший удельный вес в экспорте услуг стран СНГ занимают транспортные услуги, они оказывают положительное влияние на сальдо торговли услугами только в Украине и России. В других странах СНГ - членах ВТО транспортные услуги либо существенно снижают сальдо торговли услугами, либо укрепляют его незначительно. К положительным тенденциям следует отнести тот факт, что сальдо торговли услугами укрепляется (хоть и незначительно) передовыми услугами (услугами связи, другими деловыми, компьютерными и информационными услугами).

Анализ принятых странами СНГ - членами ВТО обязательств по доступу на национальный рынок услуг. Переговоры о присоединении Армении к ВТО начались в 1996 г. и продолжались более шести лет. Переговорный процесс был облегчен тем обстоятельством, что с самого начала рыночных реформ внешнеторговый режим в стране был сверхлиберальным.

Присоединившись в 2003 г. к ВТО, Армения гарантировала определенный уровень доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на свой рынок в 97 из 160 подсекторов услуг, сохранив за собой возможность введения только некоторых ограничений. К ним относятся: запрет на приобретение иностранными физическими лицами земли в собственность, возможность получения субсидий только юридическими лицами ограничения в отношении перемещения физических лиц за некоторым исключением, государственная монополия на нотариальные услуги, ограничения на деятельность филиалов и представительств, а также отдельных форм юридических лиц в секторе «Аудиторские услуги», ограничения в доступе к почтовым услугам, монополия до 1 января 2014 г. в секторе «Телекоммуникационные услуги» в отношении ряда подсекторов, запрет поставщикам страховых услуг оказывать банковские услуги, отсутствие обязательств в отношении трансграничной торговли ценными бумагами, доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на рынок услуг начального и среднего образования, доступа в сектор «Услуги информационных агентств», а также в сектор «Услуги библиотек, архивов, музеев и других культурно-просветительских учреждений», отсутствие обязательств в отношении некоторых подсекторов в области транспорта, но сохранена возможность предоставления преференциального режима для услуг и поставщиков услуг отдельных стран на основании соглашений в области перевозок и право вводить любые ограничения на доступ иностранных услуг и поставщиков услуг в социально значимый сектор «Услуги социальной помощи (услуги по уходу за престарелыми, детьми, инвалидами)» [8].

Таким образом, условия доступа на рынок услуг Армении являются либеральными, а возможности введения ограничений - минимальными. При этом, как было выявлено, после вступления Армении в ВТО существует тенденция к снижению сальдо торговли услугами, из чего следует сделать вывод, что Арменией были взяты неоправданно либеральные меры.

Беспрецедентно коротким был период присоединения к ВТО Кыргызстана - всего 2 года. Руководство Кыргызстана стремилось как можно быстрее добиться присоединения страны к ВТО, поэтому переговоры характеризовались значительными уступками со стороны Кыргызстана. Нерезидентам был предоставлен неограниченный доступ практически на весь рынок услуг, в том числе банковских, за исключением государственного образования, воздушно-транспортных перевозок внутри страны, электроснабжения, адвокатских и патентных услуг [9]. Благодаря членству в ВТО Кыргызстан получил совершенно новую модель экономического развития и правовую базу, соответствующую международным стандартам, которая стала основой для вывода экономики из глубокого кризиса, вызванного распадом СССР и мировым финансовым кризисом 1998 г. Преимущества, которые Кыргызстан извлек из членства в ВТО, заключаются, главным образом, в том, что был закреплен ранее избранный курс на формирование конкурентоспособной рыночной экономики. Видимых же немедленных и непосредственных выгод страна не получила.

Из-за слишком быстрого вступления в ВТО были недостаточно проработаны условия присоединения: страна взяла на себя слишком высокие обязательства на уровне развитой страны, каковой Кыргызстан не является.

Как показал анализ показателей международной торговли услугами, Кыргызстан не смог извлечь ощутимых экономических выгод от вступления в ВТО. Небольшая длительность переговорного процесса свидетельствует о том, что присоединение к организации было лишь политическим шагом.

Процесс присоединения Молдовы к ВТО был более длительным, чем у Кыргызстана и Армении, и занял восемь лет, что можно объяснить как отсутствием четкой экономической политики, так и тем, что против членства в ВТО выступали представители молдавского бизнеса. Переговоры были трудными. В сфере банковских услуг республика сохранила жесткую регламентацию: иностранные банки могут осуществлять свою деятельность на ее территории в форме филиалов или дочерних компаний при условии получения лицензии Национального банка Молдовы (далее - НБМ); для открытия представительств иностранных банков лицензия НБМ не нужна, но они не могут быть вовлечены в финансовую деятельность; банки с участием иностранного капитала должны быть организованы как акционерные.

Юридические услуги могут предоставляться только юридическими лицами, зарегистрированными в Молдове.

Для осуществления иностранцами медицинской деятельности необходимо получить разрешение от местных здравоохранительных органов управления.

Деятельность по продаже и аренде недвижимости, услуги по размещению и подбору персонала, услуги по проведению расследований и обеспечению безопасности (в том числе противопожарные мероприятия, инкассация) могут быть осуществлены только юридическими лицами, зарегистрированным в Молдове.

Почтовые услуги (кроме услуг, связанных с передачей посылок) являются монополией государственной компании «Почта Молдовы». Услуги телефонной связи, телеграфные и телексные услуги являются монополией государственной компании «Молдтелеком» [10].

С 16 мая 2008 г. Украина официально стала 152-м членом ВТО. Она гарантировала либеральные условия доступа иностранных поставщиков во всех секторах услуг, связанных с энергетикой, в том числе возможность открытия компаний с иностранным участием либо покупку уже имеющихся компаний, например по распределению энергии, без каких-либо ограничений и квот на иностранный капитал.

Украина (как и Кыргызстан) является одним из немногих членов ВТО, гарантирующих свободный доступ иностранных поставщиков к трубопроводному транспорту и обязуется соблюдать принцип недискриминации в использовании трубопроводной сети вне зависимости от происхождения, места назначения или собственности на транспортируемый продукт.

Согласившись на требования партнеров по переговорам, Украина предоставила иностранным инвесторам право оказывать финансовые услуг (учреждать банки и страховые организации) без каких-либо квот на иностранный капитал. При этом иностранные поставщики финансовых услуг получили более благоприятный режим доступа на рынок услуг Украины по сравнению с украинскими поставщиками. Так, иностранные поставщики могут открыть филиал банка (по истечении пяти лет с даты присоединения к ВТО аналогичное право будет предоставлено и в отношении филиалов зарубежных страховых компаний). Украинский же инвестор, решивший оказывать банковские или страховые услуги, должен сначала учредить юридическое лицо, заплатить уставный фонд и т.д., и только потом он может открыть филиал.

Украина занимает выгодное географическое положение, являясь в своем роде мостом между Россией и странами Западной Европы, Поэтому для иностранных поставщиков важно иметь возможность беспрепятственного доступа к железнодорожной и портовой инфраструктурам, а также транзита в третьи страны.

В области морского транспорта Украина предоставляет возможность осуществления международных морских перевозок судами под иностранным флагом и недискриминационный доступ таких судов к услугам, оказываемых в морских портах. Иностранные поставщики услуг могут учреждать судоходные компании в Украине без ограничений. Гарантируется возможность осуществления иностранными поставщиками таких услуг, как обработка грузов, услуги по хранению (складов и пакгаузов), таможенная очистка, услуги, предоставляемые контейнерными станциями и депо, экспедиторские услуги и услуги морских агентств, без каких-либо ограничений.

В секторе услуг внутреннего водного транспорта Украина имеет право ввести любые ограничения по трансграничным грузовым и пассажирским перевозкам, а также учреждению судоходных компаний иностранными поставщиками услуг на территории Украины. При этом Украина гарантирует иностранным поставщикам неограниченную возможность оказывать маневровые услуги (в том числе трансграничные), а также услуги по обслуживанию и ремонту судов, оказанию вспомогательных услуг для внутреннего водного транспорта.

Украина может вводить любые ограничения на услуги железнодорожного транспорта. В отношении услуг по обслуживанию и ремонту железнодорожного транспортного оборудования и вспомогательных услуг для железнодорожного транспорта (например, обслуживание путей) гарантируется возможность оказания услуг без каких-либо ограничений.

Осуществление международных перевозок автотранспортом через территорию Украины осуществляется в рамках разрешений, выданных компетентными органами.

Для Украины земля является одним из элементов сохранения суверенитета, поэтому права иностранных инвесторов в отношении покупки земель ограничены. Так, Украина сохранила право введения запрета на приобретение иностранными физическими и юридическими лицами земель сельскохозяйственного назначения.

Для ведения бизнеса большое значение имеют возможности, например, перевода экспертов из материнской компании в дочернюю или приезда эксперта для учреждения компании и т.д. Поэтому Украина гарантирует доступ на свой рынок некоторых категорий специалистов с ограничением срока пребывания.

В отдельных секторах Украина предусмотрела возможность введения ограничений на иностранный капитал. В секторе «агентства новостей» - иностранное участие ограничено 35 %, в секторе «оптовая торговля книгами и газетами (за исключением периодических)» - 30 % в течение пяти лет с даты присоединения (ограничение снимается по истечении этого срока).

Украина гарантирует достаточно либеральный уровень доступа иностранных поставщиков образовательных и медицинских услуг на свой рынок. Так, в области образования Украина может ввести ограничение в отношении руководителя учебного заведения - им может быть только гражданин Украины. В области медицинских услуг - требуется знание украинского языка и соответствие квалификационным требованиям, но в отношении профессиональной квалификации иностранных поставщиков могут быть введены требования. Введение каких-либо ограничений в отношении организации медицинских учреждений не предполагается [11].

Российская Федерация в сфере торговли услугами приняла на себя обязательства по 116 из 155 подсекторов услуг, определенных классификатором услуг ВТО. В целом этот показатель сопоставим с показателями недавно присоединившихся стран (Китай, Саудовская Аравия), однако, уровень либерализации российского рынка услуг ниже, чем уровень либерализации рынка услуг этих стран.

В 39 подсекторах услуг (например, трубопроводный, железнодорожный, внутренний водный транспорт, большинство медицинских услуг, услуги по организации культурных мероприятий, большинство услуг в области научно-исследовательских работ и др.) Россия не связывает себя обязательствами. Это означает, что в будущем в этих подсекторах можно будет вводить любые ограничения для иностранцев, вплоть до полного закрытия рынка. Однако такие ограничения должны применяться на основе принципа режима наибольшего благоприятствования.

Россия сохранила за собой возможность введения следующих ограничений по доступу на рынок услуг: доступ к субсидиям и другим формам государственной поддержки; иностранное владение сельскохозяйственными угодьями и приграничными территориями, иностранное владение может быть ограничено и для других типов земли. Аренда земельных участков разрешена на период в 49 лет с возможной пролонгацией; участие в приватизации юридических лиц Российской Федерации. Коммунальные услуги либо являются государственной монополией, либо могут предоставляться частными операторами на исключительных правах и многие другие.

Обязательства без ограничений принимаются по 30 секторам (например, услуги в области рекламы, услуги по исследованию рынка, консультационные услуги, услуги в сфере управления и т.д.). Однако принятие присоединяющейся страной «обязательств без ограничений» не означает полное дерегулирование соответствующих секторов услуг. После присоединения к ВТО Россия (как и любой другой член этой организации) сохранит за собой право применять недискриминационное внутреннее регулирование в сфере услуг (например, регулирование, направленное на обеспечение качества услуг или защиту прав потребителей, такое как, лицензирование, квалификационные требования, аттестация и аккредитация).

Фактически, ограничено будет только право применять ограничения, изменяющие условия конкуренции между иностранными и национальными поставщиками услуг в пользу последних. Использование ограничений после присоединения к ВТО будет возможно только в том случае, если право их применения зафиксировано в российских обязательствах по услугам.

В перечне российских обязательств учитывалась также необходимость сохранения права введения новых ограничений в наиболее чувствительных областях, таких, как услуги в сферах энергетики, телекоммуникаций, образования. В этих секторах режим доступа и деятельности в России иностранных поставщиков услуг, предусмотренный российскими обязательствами в ВТО, является даже более жестким по сравнению с действующим законодательством.

Окончательный пакет договоренностей по условиям присоединения к ВТО включает в себя следующие основные элементы, касающиеся финансовых услуг:запрет на деятельность филиалов иностранных банков («прямых» филиалов) в России;допуск в Россию «прямых» филиалов страховых компаний через длительный переходный период при условии соблюдения требований лицензирования и финансовой устойчивости;сохранение пятидесятипроцентной квоты иностранного участия в совокупном капитале российских банков и страховых компаний [12].

Следует отметить, что условия доступа зарубежных поставщиков услуг на российский рынок являются более ограничительными, чем в Армении и Кыргызстане. Учитывая наличие отрицательного сальдо торговли услугами в России, применение таких условий международной торговли услугами следует считать целесообразным.

По результатам двусторонних переговоров с 6 членами ВТО Таджикистан взял обязательства в 11 секторах услуг, включая 111 подсекторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Владение землей в Таджикистане не связывается обязательствами, кроме следующих оговорок: иностранные физические и юридические лица не могут получить землю в наследство в качестве первичных пользователей земли; они не могут получить землю в постоянное пользование, пока не учредят совместное предприятие с гражданином Таджикистана; иностранные физические и юридические лица могут использовать землю в течение 50 лет с возможностью последующей пролонгации.

Адвокатские услуги разрешено осуществлять в форме коммерческого присутствия только юридическим лицам Таджикистана. После 10 лет от даты вступления Таджикистана в ВТО будет разрешено предоставлять адвокатские услуги через филиалы. Индивидуальные предприниматели также могут заниматься адвокатской деятельностью.

Предоставление аудиторских и бухгалтерских услуг в форме «присутствия физических лиц» при управлении аудиторской компанией иностранцем разрешается, если не менее 75 % персонала компании - граждане Республики Таджикистан.

Для предоставления услуг по демонстрации фильмов требуется разрешение местных властей, выдаваемое по недискриминационному признаку с учетом городского плана и программ социального и экономического развития.

Предоставление услуг в области архитектуры в форме коммерческого присутствия разрешено только юридическим лицам Таджикистана, причем не более 49 % уставного капитала такого юридического лица может принадлежать иностранному лицу (через 3 года после вступления Таджикистана в ВТО ограничение доли иностранного участия будет упразднено).

Услуги в области страхования, осуществляемые в форме трансграничной торговли, разрешено поставлять без ограничений, кроме страхования рисков, связанных с морским транспортом, авиационным и космическим запуском (в том числе спутников). После 5 лет членства в ВТО услуги страхования в форме коммерческого присутствия смогут предоставлять филиалы иностранных страховых компаний.

В течение 8 лет после вступления Таджикистана в ВТО будут ограничены прием депозитов, кредитование, финансовый лизинг, проведение платежей и перевод денег, выдача гарантий иностранными поставщиками в форме трансграничной торговли. Предоставление этих же услуг иностранными поставщиками в форме коммерческого присутствия будет ограничено в течение 5 лет.

При грузовых перевозках, осуществляемых в форме коммерческого присутствия, автомобильный транспорт должен быть зарегистрирован на территории Таджикистана. При предоставлении вспомогательных услуг для автодорожного транспорта иностранное участие не должно превышать 51 % (после 5 лет членства в ВТО это ограничение упраздняется) [13].

Анализ принятых странами СНГ обязательств по доступу на рынок услуг позволяет сделать вывод, что все страны СНГ -члены ВТО в процессе вступления установили более либеральный режим доступа на национальные рынки услуг. Однако принятые обязательства не всегда способствуют росту сальдо торговли услугами. В ходе переговорного процесса могут сталкиваться противоположные интересы. Поэтому вступающей в ВТО стране с переходной экономикой надо уверенно отвергать проведение нежелательных на данный момент реформ.

Как видно из анализа, сфера услуг сама по себе неоднородна. Влияние либерализации рынка в разных секторах на общую производительность экономики может заметно различаться. Так, в некоторых исследованиях отмечается, что наиболее позитивное влияние на экономику оказывает либерализация транспортных услуг. В то же время подобные реформы в банковском секторе нередко оказывают отрицательное влияние, особенно в краткосрочной перспективе.

Исследователи полагают, что это объясняется тем, что либерализация банковского сектора в странах с переходной экономикой обычно сопровождается введением более жестких требований к достаточности капитала. Чтобы соблюсти эти требования, банкам приходится сокращать активы, что ведет к сворачиванию кредитования и росту процентных ставок. Это создает высокие издержки для потребителей финансовых услуг и снижает производительность труда на уровне отдельных фирм.

Тем не менее, существуют свидетельства о том, что в странах с большим отставанием в либерализации кредитного рынка наблюдался более медленный рост ВВП на душу населения по сравнению со странами-лидерами в проведении реформ. Это объясняется международной конкуренцией за потоки капитала и необходимостью создания репутации страны с благоприятными условиями для прямых иностранных инвестиций.

Таким образом, анализ обязательств стран СНГ по доступу на рынок услуг показал, что при вступлении в ВТО происходит значительная либерализация сферы услуг. Такая либерализация не всегда оправдана, так как рынок может быть не готов к конкуренции с иностранными поставщиками услуг, как это наблюдалось в Армении, Молдове и Кыргызстане. Поэтому для того чтобы минимизировать возможное негативное влияние вступления в ВТО, необходимо отвергать нежелательные реформы.

Опыт вступления стран СНГ в ВТО позволяет сформулировать следующие направления снижения негативных последствий для международного рынка услуг от вступления в организацию:

- максимальное развитие условий для конкуренции, за исключением: закрепления за государством монопольного права в тех видах услуг, в которых развитие конкуренции представляется сложным (пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования, пассажирские перевозки подземным железнодорожным транспортом), ограничения доступа иностранных поставщиков в банковский сектор услуг в краткосрочной перспективе с последующей либерализацией и снижением роли государства до функций надзора и регулирования; предоставления доступа к услугам всех слоев населения;

- увеличение объема экспортируемых услуг: приоритетные формы международной торговли- трансграничная торговля и потребление за рубежом; приоритетные виды услуг - услуги в области информационных технологий, финансы, кредит, страхование, образование, связь, здравоохранение, транспортные услуги; приоритетные способы увеличения экспорта услуг -развитие аутсорсинга и образование кластеров;

- обеспечение экономической безопасности посредством: дифференциации сроков либерализации секторов, требующих различные уровни защиты; определения возможности проведения тестов на экономическую целесообразность доступа на рынок услуг; обеспечения соблюдения технических стандартов, профессиональной квалификации иностранных поставщиков услуг;

- рассмотрение услуг в масштабах всей экономики посредством создания эффективной межведомственной координации по вопросам вступления в ВТО, проведения консультаций с широко представленными заинтересованными сторонами (частный сектор, гражданское общество, различные уровни государственного управления), четкое распределение ответственности с привязкой к конкретным нормам соглашений ВТО и совершенствование механизмов взаимодействия между госорганами;

- максимальное сокращение разрыва по времени вступления в ВТО с партнерами по интеграционным объединениям и др.

Список использованных источников

1. International Trade and Market Access Data // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e.htm.

2. Services, etc., value added (% of GDP) // World Bank [Electronic resource]. - Mode of access: http://data.worldbank.org/mdicator/NV.SRV.TETC.ZS.

3. List of all RTAs // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://rtais.wto.org/UI/PublicAllRTAList.aspx.

4. Bacchetta, M. Making Globalization Socially Sustainable / M. Bacchetta, M. Jansen // Work Trade Organization, International Labour Organization. - 2011. - 320 p.

5. Members and Observers // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://wto.org/english/thewto_e/whatis_ e/tif_e/org6_e.htm.

6. General Agreement on Trade in Services: Uruguay Round Agreement, 1994 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: http://wto.org/english/docs_e/legal_e/26-gats_01_e.htm.

7. Values, shares and growth of exports and imports of total services, annual, 1980-2011 // United Nations Conference on Trade and Development [Electronic resource]. - Mode of access: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=17648.

8. On the Accession of Armenia: Report of the Working Party, 6th December, 2002, WT/ACC/ARM/23/Add.2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/SS/DirectDoc.aspx?filename=t%3a%2fwt%2facc%2farm23a2.doc&.

9. On the Accession of the Kyrgyz Republic: Report of the Working Party, 31th July, 1998, WT/ACC/KGZ/26/Add.2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_ S001.aspx.

10. On the Accession of the Republic of Moldova: Report of the Working Party, 23th February, 2001, WT/ACC/MOL/37/Add.2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S001.aspx.

11. On the Accession of Ukraine: Report of the Working Party, 25th January, 2008, WT/ACC/UKRJ152JAdd.2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/SS/DirectDoc.aspx?filename=t%3a%2fwt% 2facc%2fukr152a2.doc&.

12. On the Accession of the Russian Federation: Report of the Working Party, 17th November, 2011, WT/ACC/RUS/70/Add.2, WT/MIN( 11 )/2/Add. 2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docsonline.wto.org/dol2fe/Pages/SS/DirectDoc.aspx?filename=t%3a%2fwt%2fmin11%2f2a2.doc&.

13.On the Accession of Tajikistan: Report of the Working Party, 6th November, 2012, WT/ACC/TJK/30/Add.2 // World Trade Organization [Electronic resource]. - Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/SS/directdoc.aspx?filename=q:/WT/ACC/TJK30A2.pdf.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Балашевич Михаил Иосифович, кандидат экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет

220070, г. Минск, Партизанский пр. 26, Республика Беларусь. [email protected];

Куделевич Дарья Анатольевна, магистр экономических наук, Белорусский государственный экономический университет 220070, г. Минск, Партизанский пр. 26, Республика Беларусь. [email protected].

DATA ABOUT THE AUTHORS BalashevichMihail, PhD in Economics, professor, Belarus State Economic University

220070, Minsk, Partizansky Avenue, 26, Republic of Belarus

[email protected];

Kudzialevich Darya, master,

Belarus State Economic University

220070, Minsk, Partizansky Avenue, 26, Republic of Belarus [email protected].

УДК 338.242

КОНКУРЕНТОСПРОМОЖН1СТЬ НАЦЮНАЛЬНОТ ЕКОНОМ1КИ В КОНТЕКСТ УПРАВЛ1ННЯ РОЗВИТКОМ 1НТЕГРАЦ1ЙНИХ ЗВ'ЯЗК1В УКРА1НИ

Балджи М.Д.

В статтi розглянутi основнi положення конкурентоспроможност1 нацонально економки Украни та обфунтовам напрямки и нтегра^йних зв'язюв. Предметом дослiдження обрано! теми виступають принципи та пiдходи управлння конкурентоспроможнстю на^онально!' економки при сучасному рiвнi розвитку нтегра^йних зв'язюв Украни. Метою е визначення сучасного стану \ проблем розвитку на^онально!' економки крани, зведення до мЫмуму державного впливу на розвиток на^онально!' економки та надання рекоменда^й щодо шляхiв х подолання. В процес до^дження були використан методи математичного аналiзу, системно-структурного пдходу та оптимiзацii'.

© Балджи М.Д., 2014

Економiчний вюник уыверситету | Випуск № 22/1

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.